игум. Иоанн (Рубин)

Источник

Оккультные практики в неопятидесятнических сектах

Карпачева Татьяна Сергеевна

Сотрудник Центра религиоведческих исследований

во имя священномученика Иринея Лионского ,

доцент кафедры русской классической литературы и фольклора

Московского городского педагогического университета,

доцент кафедры миссиологии

Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,

кандидат филологических наук

Как известно, излюбленный прием неопятидесятников – называть себя протестантами или «просто христианами» для вербовки новых членов. Впрочем, иногда даже люди, много лет посещающие харизматические секты, из-за своей религиозной неграмотности считают себя протестантами, не подозревая, что их жестоко обманывают: харизматические секты ни по своим вероучительным признакам, ни по используемым на собраниях практикам не имеют к христианству никакого отношения. Как неоднократно отмечал в своих публичных выступлениях ведущий немецкий специалист по новым религиозным движениям Томас Гандоу, неопятидесятничество состоит из оккультных сект, прикрывающихся несколькими христианскими терминами.

Помимо противоречащих христианскому вероучению теологии процветания, «позитивному мышлению», глоссолалии, характерных для харизматических сект, неопятидесятники стали использовать и откровенно языческие, оккультно-магические практики, талисманы и обереги, оперировать такими понятиями, как «порча», «сглаз», «родовое проклятие» и т.д.Такие практики использует, например, действующая в России бразильская харизматическая секта «Царство Божие», а также и другие харизматические секты70.

Секта «Царство Божие» основана в Бразилии в 1977 г. скандально известным проповедником Эдиром Маседо71 и существует в России с 1997 г. В Москве она имеет собственное здание, проводит свои собрания (которые называет «служениями», как и все харизматики) каждый день: в будни – несколько раз в день, в субботу – один раз, в воскресенье – два раза. Иногда проводятся массовые праздники, специально посвященные пожертвованиям (все харизматики, притом не только бразильцы, но и русские почему-то неправильно ставят ударение и говорят «пожертвование»), и это помимо обязательной десятины и жертвы на каждом собрании, о чем постоянно в ходе собраний звучат настойчивые требования. И люди жертвуют, притом иногда по нескольку раз в течение одного собрания. В этой связи следует отметить чрезмерную доверчивость наших сограждан. Даже сектанты-соотечественники Маседо были в свое время поражены таким агрессивным поведением его организации в отношении сбора денежных средств с прихожан, и в 1992 г. секта была исключена из португальского евангельского альянса за чрезмерный акцент на пожертвования и десятины72.

В настоящее время существуют отделения секты «Царство Божие» в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Краснодаре. Чем же, спрашивается, привлекает людей эта секта, которая так неприкрыто выманивает деньги? На наш взгляд, именно использованием оккультно-магических практик и обещанием с их помощью избавиться от всех проблем.

Здесь каждому дню недели соответствует свое, «тематическое», служение. Так, в понедельник оно посвящено финансовому благополучию, во вторник – здоровью, в среду – чтению Библии, в четверг – семейному благополучию, в пятницу – так называемому «духовному освобождению», в субботу – личной жизни, в воскресенье – служение более общее, посвященное «защите Божией». Оккультно-магические практики используются всегда, но особенно ярко выражены в пятничных «служениях освобождения»: в этот день адепту изначально сообщается, что его будут избавлять от «порчи», «колдовства», «проклятия» и т.д., а также научат неким «превентивным мерам», чтобы впредь «колдовство» на него не подействовало.

Так, на некоторых таких «служениях освобождения» людям раздается виноградный сок в пластиковых стаканчиках, который, по мнению харизматиков, должен изгнать из них «злых духов». После раздачи виноградного сока в секте начинается настоящее беснование, во время которого люди кричат, трясут головами, а в это время сектантские «служители», как мужчины, так и женщины, кладут руки им на головы со словами: «Я освобождаю тебя от несчастья, депрессии, родового проклятия, болезни. Во имя Иисуса Христа, прямо сейчас!» Вот это «прямо сейчас» – лейтмотив всех воззваний: «Исцели болезни прямо сейчас», «Измени ситуацию прямо сейчас». Дальше – больше: виноградный сок в полиэтиленовых пакетиках раздается (вернее, продается – надо обязательно положить деньги, чтобы его взять) для того, чтобы его использовать дома в следующих целях: помазать им двери квартиры, подъезда, «если к вам ходят завистливые люди», даже двери своей станции метро. Зависть при этом описывается подробно: «Как к ней муж хорошо относится – вот если бы ко мне так относился!», «Ах, как у нее дети хорошо учатся!» – все это, по мнению неопятидесятнических «служителей», называющих и считающих себя христианами, может сглазить, а виноградный сок, принесенный с собрания, должен защитить. На наш взгляд, уже одного этого примера достаточно, чтобы понять, что христианской церковью данную организацию назвать никак нельзя.

Однако есть еще не менее интересные примеры. В 2009– 2010 гг. сектанты изобрели еще один способ «борьбы с завистливыми людьми», от которых, по их словам, происходят все беды. Если, например, муж или сын не может удержаться на работе, то это, по мнению харизматиков, происходит не из-за его профессиональных качеств, а действует зависть злых людей, которые хотят ему навредить. Тогда предлагается взять в секте пластмассовое кольцо, отдать ему и пригласить на «служение освобождения». Если же он не придет, тогда это «его» кольцо надо принести, и оно как бы «вместо него» будет присутствовать на «служении», что так же избавит его от зависти и колдовства, как если бы он сам присутствовал.

Вообще, харизматики рассматриваемой секты считают, что любая вещь, взятая в секте, обладает магическими свойствами. Так, в конце «служения освобождения» периодически раздаются бутылочки с минеральной водой, конечно, тоже не просто так – раздача воды сопровождается настойчивыми требованиями о пожертвовании. При этом звучит мысль о том, что это – не просто вода: со слов неопятидесятнических проповедников, «она стояла здесь 30 дней, и все эти 30 дней мы молились», следовательно, вода приобрела чудодейственные свойства, и ее можно незаметно (! – Т.К.) подливать в пищу или питье своим родственникам для избавления от пристрастия к алкоголю, наркотикам, играм или иных пороков. Если это не магическая практика, то что?

На другом «служении освобождения» адептам предлагалось надеть на руку бумажный «браслет» из двух полос – белой и черной. Черную полосу, символизирующую несчастья, надо было порвать и выбросить, а на белой написать свое желание, сохранить и на следующей неделе положить в определенное место, «у подножия креста», чтобы о желаниях адептов «молились» лидеры секты. Несколько слов о таких «молитвах» надо сказать особо. Например, после обязательного «пожертвования» все служители встают вокруг ящика, в который люди только что положили свои конверты, и начинают очень громко кричать и бить кулаками по ящику – создается впечатление, что он вот-вот развалится. В основном, в таких случаях слова разобрать очень трудно, но можно разобрать любимое заклинание «прямо сейчас»: «Господи, сотвори чудо прямо сейчас! Измени ситуацию прямо сейчас! Дай исцеление прямо сейчас!» Или такой вариант «молитвы»: «Я провозглашаю освобождение, я провозглашаю любовь, я провозглашаю успех, я провозглашаю процветание» (кстати, и в Санкт-Петербурге, и в Москве все лидеры произносят наиболее распространенные в секте фразы с одинаковыми интонациями: «провозглашаю»). Таким образом, мы видим типичное заклинание язычника, принесшего жертву и пытающегося задобрить своего языческого бога, при этом установив ему сроки для исполнения просьбы. В некоторых случаях рекомендуется быть еще более настойчивым: надо сказать, а лучше закричать и топнуть ногой: «Я не принимаю ситуацию, что мой муж пьет»; или относительно финансовых проблем – еще более показательно: «Я не доволен ситуацией. Я хочу, чтобы Бог поставил меня на высоту, чтобы все смотрели на меня!» Рекомендуется также смотреть на свое отражение в зеркале и повторять: «У тебя все получится!» Адептам внушается, что они могут запросто влиять на Бога – надо только кричать и петь громче, поэтому голос лидера надрывается, усиленный динамиками: «Бог хочет поставить вас на высоту» или «Все, что я провозглашаю на земле, Бог соглашается на небе». Последняя конструкция с точки зрения грамматики русского языка совершенно безграмотна, но тут сказывается плохое владение лидерами секты русским языком, о чем они не забывают напомнить в весьма своеобразном контексте: «Мы приехали издалека, мы плохо говорим по-русски, но мы не хотим ваших денег, мы хотим, чтобы Бог дал вам финансовое благополучие». В песне, посвященной финансовому благополучию (ее поют в понедельник – день, посвященный «молитве» о деньгах) звучат такие слова: «Кто не хочет быть известным, на ход истории влиять?»

Примечательно, что каждый раз сектанты придумывают что-нибудь новенькое для развлечения своей публики. Так, в течение лета 2010 г. по понедельникам каждый адепт получал некий лист бумаги «Свидетельство о частной собственности», которое предлагалось заполнить на свое имя, «записав» на себя все, что ты хочешь: квартиру, машину, дачу, фирму – все, что угодно. Дальше, воздевая руки с этой бумагой вверх, люди выкрикивают (полагая, что они молятся) уже знакомые нам фразы о провозглашении успеха, благополучия, исполнении желаний, оканчивающиеся словами «прямо сейчас». Также во время такой «молитвы» предлагается поднимать вверх свои кошельки и сумки – для того, чтобы в них водились деньги. После этого кошельки и сумки мажутся маслом для той же цели.

В «служении за личную жизнь» магические практики, пожалуй, наиболее очевидны. Как известно, любимой языческой магической практикой является употребление каких-нибудь «волшебных напитков», которые должны «принести счастье». Так и в рассматриваемой секте именно «служения за личную жизнь» отличаются от других распитием напитков неизвестного состава. На одном из собраний предлагалось «принять освященное молоко и мед» для того, чтобы, по обещанию сектантов, «ваша личная жизнь была сладкой и вкусной, как молоко и мед». А в Санкт-Петербурге лидер (кстати, бывший сушист, видимо, тоскующий по своему кулинарному прошлому), сзывая всех на субботнее «служение за личную жизнь», обещал напоить адептов «коктейлем любви» собственного изготовления. «Я постараюсь, куплю, но лучше сам сделаю, – обещал он.– Я дам вам коктейль любви, мы будем пить и провозглашать, что в нашей жизни будет счастье».

Известно, что редкая секта не спекулирует на теме здоровья и болезней, с которой так или иначе сталкивается каждый человек в своей жизни. Редкая секта не обещает своим адептам избавление от недугов в том случае, если они будут исполнять все необходимые предписания. И, конечно, харизматики здесь не исключение. На «служении за исцеление» бразильские лидеры и их помощницы – русские старушки – мажут маслом фотографии и вещи больных родственников для их исцеления; помазанные тем же маслом руки надо положить на больные места во время «молитвы», а по сути заклинания, конечно же, сопровождающегося словами «исцели болезни прямо сейчас!» А уж после того, как адепт подошел к «пастору» и он положил руки ему на голову, считается, что тот уже здоров. «Вы уже исцелены!» – радостно сообщается со сцены.

Надо сказать, что подобное «служение за исцеление» присутствует не только в рассматриваемой бразильской секте, но и у других харизматиков. Такая практика, как «провозглашение исцеления», актуальна и для других неопятидесятнических сект. Конечно, в бразильской секте, пожалуй, наиболее отчетливо прослеживаются магические ритуалы, но здесь хотя бы ничего не говорится против обращения к врачам и приема лекарств. В другой же известной в России харизматической секте «Церковь Божия в Царицыно», которую возглавляет глава всех неопятидесятников России С. В. Ряховский, «служение за исцеление» и «провозглашение исцеления» должно, по всей видимости, заменить для адептов медицинскую помощь. Открытого запрета на медицинскую помощь здесь нет, но на протяжении всего «служения за исцеление» проходит сквозная мысль о том, что лекарства человек принимает только по маловерию, а вот если бы он верил как следует, то одного «провозглашения» было бы достаточно. «Я провозгласила, что я полностью исцелена!» – делится своим опытом исцеления пятки (sic – Т. К.) молодая женщина и рассказывает про болезнь своей дочери, у которой все горло покрылось сыпью. Молодая мать восклицает: «Господи, прости меня! Я побежала в аптеку!» То есть бежать в аптеку за лекарством для ребенка – это, получается, по С. В. Ряховскому, грех! Если не грех, то зачем просить прощения? «Я не пью лекарств», – делится активная адептка, участвующая в так называемом «служении прославления», то есть поющая на сцене примитивные песенки с припевом «Ты исцелил меня, Иисус!». Впрочем, она добавляет: «Надо молиться, и Господь скажет: обратиться ли тебе к доктору или остаться в победе» (! – Т.К.). То есть если ты обратился к доктору, значит, ты проиграл? И кого ты победил, если не обратился? В любом случае прослеживается мысль, что к врачу обращается слабак, маловерный, а сильный духом будет «провозглашать исцеление», пока, по всей видимости, не допровозглашается до тех пор, когда уже будет поздно оказывать медицинскую помощь. Все это, на наш взгляд, крайне опасно не только для духовного, но и для физического здоровья адептов этой секты. После «возложения рук», которым так же, как и у бразильцев, заканчивается здесь «служение за исцеление», адепт должен сказать: «Я здоров (здорова)!» И если это не заклинание, то что? Христианин волю Божию, промысел Божий не знает; неопятидесятники же уверены, что они промысел Божий прекрасно знают.

Еще одно «служение за исцеление» удалось наблюдать в неопятидесятнической секте «Христианский центр “Восстановление”» (ранее – «Посольство Божие», объединяющее последователей нигерийца Сандея Аделаджи, в отношении которого на Украине возбужден ряд уголовных дел). Здесь центром всякого «служения» является главная харизматическая практика – глоссолалия (длительное выкрикивание нечленораздельных звуков); считается, что эта «молитва на языках» является главным «действующим средством» для всего: исцеления, финансового процветания и вообще исполнения любого желания. В разгар невероятно громких нечленораздельных воплей девушка-певица кричит: «Подключайтесь к небесам! Подключайтесь прямо сейчас!» Примечательно, что это «прямо сейчас» объединяет «Центр “Восстановление”» с бразильскими сектантами: ждать харизматики не хотят. Но интересен также и призыв «подключайтесь»: нельзя не вспомнить нью-эйджевскую практику «подключения» к каналу связи духами, космосом и т.д., берущую начало в теософии и используемую в многочисленных оккультных сектах. Такой же «ченнелинг»73 мы видим и здесь. Харизматики считают, что во время «молитвы на языках» открываются небеса и адепт к ним «подключается» – никакого отличия от оккультной практики нет. Показателен и еще один случай: в разгар глоссолалии женщина, в тот момент владеющая микрофоном (в рассматриваемой секте харизматики во время глоссолалии передают микрофон друг другу и по очереди громко кричат в него), выкрикивает: «Я призываю тебя, дух огня, в нашу церковь!» Какого духа она призывает? Считая себя, скорее всего, христианкой, она жестоко ошибается. И в этом главная трагедия этих людей.

С некоторых пор, наверное, чтобы доказать своим адептам, а может быть, и самим себе свою якобы принадлежность к христианству, в конце собраний некоторых харизматических сект читают в русском переводе «Отче наш». В Петербурге старушки поправляли своего молодого лидера харизматика, того самого бывшего сушиста, потому что он постоянно забывал слова. Уж лучше бы он продолжал делать суши.

 
 

* * *

70

Далее представлен материал, полученный в ходе изучения автором со­браний неопятидесятников в период с 2009 по 2010 гг.

71

Эдир Маседо, по сообщениям открытых источников, неоднократно был обвинен органами власти Бразилии в финансовых правонарушени­ях, а ненависть основанной им секты к католической религии вызвала в свое время бурю негодования у его соотечественников: «12 октября 1995 года епископ церкви в Сан-Паулу Сержио вон Хелдер в прямом телеэфире ударил ногой статую девы Марии, сказав: «Теперь вы видите, каков конец этого гипса ... это не имеет ничего общего с Богом!» Про­исшествие вызвало сильный резонанс в обществе. Сам Иоанн Павел II призвал бразильских католиков «не воздавать злом на зло» // Вселен­ская Церковь «Царство Божие» // Википедия. Интернет-ресурс. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%В5%D0%ВВ%D0%В5% D0%ВD%D1%81%D0%ВА%D0%В0%D1%8F_%D1%86%D0%В5%D1%80% D0%ВА%D0%ВЕ%D0%В2%D1%8С_%С2%АВ%D0%А6%D0%В0%D1%80 %D1%81%D1%82%D0%В2%D0%ВЕ_%D0%91%D0%ВЕ%D0%В6%D0%В8%D0%В5%С2%ВВ(дата обращения 12.03.2014).

72

Вселен Церковь «Царство Божие» //Википедия.Интернетресурс.URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%В5%D0%ВВ%D0 %В5%D0%ВD%D1%81%D0%ВА%D0%В0%D1%8F_%D1%86%D0%В5%D1 %80%D0%ВА%D0%ВЕ%D0%В2%D1%8С_%С2%АВ%D0%А6%D0%В0%D 1%80%D1%81%D1%82%D0%В2%D0%ВЕ_%D0%91%D0%ВЕ%D0%В6%D0%В8%D0%В5%С2%ВВ (дата обращения 12.03.2014).

73

От англ. «channel» – канал.


Источник: Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение? Труды научно-практической конференции 15–16 октября 2013. – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ», 2014. – 180 с.

Комментарии для сайта Cackle