игум. Иоанн (Рубин)

Источник

Богословие и мистика неопятидесятнического движения на современном этапе

Иерей Тигрий Хачатрян

Руководитель Миссионерского отдела Курской епархии,

помощник по научной работе проректора по учебной работе

Курской православной духовной семинарии,

кандидат богословия

С харизматическим течением я знаком не понаслышке. Более 20 лет назад я был практикующим харизматом в большой общине г. Еревана, которая насчитывала более 1000 человек таких же активно практикующих. Я считался наиболее продвинутым членом общины, мне поручали серьезные ответственные задания, я входил в состав группы так называемых евангелистов, уличных проповедников, которые должны были осваивать улицы и площади большого города. Также вместе с напарниками и напарницами я осваивал жилые кварталы, ходя по квартирам по заранее намеченному плану, согласно которому город предполагалось накрыть полностью. Вдобавок к этому было около двух часов телефонной евангелизации по набору номеров наугад. Кроме этого практиковались сборы на ночные молитвенные бдения для сокрушения духовных бесовских твердынь города (чуть позже поясню это экзотическое начинание с точки зрения богословия и практики). Еще можно прибавить должность ответственного за домашнюю ячейку, которая собиралась в будни. Ну, и конечно же, воскресные обязательные службы.

Профессор ПСТГУ Борис Филиппов сообщает: «Общая численность членов харизматических групп оценивается в 400–600 миллионов человек. Католическая Церковь пытается их приручить, но без больших успехов. Они принципиально экуменичны, антидогматичны, их не интересуют богословские проблемы. Они разлагают традиционные Церкви изнутри»60. И католики занимают по отношению к ним пораженческую позицию. В чем причина успеха харизматиков?

Следует начать с начала. А начинается все с простого театра, который называется «Сегодня ты спасен». Наследовать спасение в харизматическом движении достаточно просто. Если вам надоели долгие и неинтересные катехизические беседы, вы можете прийти на собрание харизматов, где вам не придется утруждаться. На нем вы узнаете, что вы «спасены» простейшим способом. Для этого достаточно поверить в это и устно исповедовать два стиха из десятой главы послания ап. Павла Римлянам. Этого вполне хватает, чтобы решить такую грандиозную задачу как спасение, на которую традиционные христиане тратят так много трудов. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10, 9–10). И все!

Но все, да не все. Один из столпов харизматического движения Кеннет Хейгин подчеркивал несколько магический характер этого исповедания: «Немногие из нас осознают, что есть такой духовный закон: наше исповедание управляет нами». Эти слова взяты из статьи, которая коротко называется «В Нем» и является, по сути, оправданием магии слова, произносимого харизматами61. И этот своеобразный магизм встречается на каждом шагу.

Магизм появляется неслучайно, он вполне закономерен в силу специфики решения основных богословских проблем: бытия Бога, существования человека и их взаимоотношений. Приведем несколько цитат из базовых работ харизматов. Джон Дж. Лейк утверждал: «Человек – это не отдельное творение, обособленное от Бога, человек – часть Самого Бога... Бог предназначил нам быть богами»62. Епископ Эрл Полк из Атланты недавно писал: «Так же как у собак есть щенки, а у кошек – котята, у Бога есть маленькие боги. До тех пор пока мы не осознаем, что мы – маленькие боги, и не начнем поступать, как маленькие боги, мы не сможем явить Царство Божие»63. Также и Кеннет Коупленд утверждал: «Вы передаете человеческую природу родившемуся у вас ребенку. Раз вы люди, вы передали этому родившемуся ребенку природу человека. Он родился не китом. Он родился человеком. В вас нет никакого Бога. Вы и есть Бог»64. Этот набор ошибочных мыслей, по сути, дает установку на единосущее Бога и людей.

Отсюда один шаг до так называемого позитивного исповедания. Теория позитивного исповедания проста: «... ты имеешь то, что исповедуешь, ты есть то, что ты исповедуешь. Только то, что ты исповедуешь, является действительностью. Значит, никогда не исповедуй ничего отрицательного»65. Это, как можно видеть, принятие магии слова! А поскольку вы – маленький бог, то ничто не мешает вам творить чудеса. Более того, если вы их не творите – с вами что-то не так или вы не верите в Бога, и с вами нужно разобраться!

И последняя цитата из этого ряда, которая даже не требует комментария, – это слова известного харизматического деятеля Б. Хинна: «Нет, никогда ты не должен приходить к Господу со словами: «Если на то Твоя воля...» Не допускай, чтобы такие разрушающие веру слова исходили из твоих уст. Когда ты молишься: «Если это Твоя воля, Господь», – то вера разрушается. Сомнения возрастают и заполняют твою жизнь. Будь осторожен в словах, отнимающих у тебя веру и повергающих тебя в отчаяние. Если ты говоришь: «Если на то воля Твоя» или «Да будет Твоя воля», – тогда ты называешь Бога глупцом. Молитва о познании воли Божьей есть настоящая глупость, фарс и оскорбление интеллекта Бога»66. Бенни Хинн – один из современных «апостолов», говоря нашим языком, один из самых «духоносных» людей движения. Он бросает пиджак в Африке, и тысячи людей падают на спину – очень «духоносно»!

Из этого исходит «Теология процветания», практика исцеления в харизматическом движении и многие другие проявления так называемой духовной жизни.

Остановимся на отдельных моментах служений харизматов.

Во-первых, крещение Духом. Каков признак, без которого харизматы не признают, что Вы крещены Духом Святым? Это – говорение на языках. А на каких языках они говорят – риторический вопрос. Однако самое печальное, что каждое подобное «Крещение Духом» является, по сути, нанесением тяжелейшей психической травмы человеку, поскольку над ним происходит насилие. Я сотни раз был свидетелем этого зрелища, где реальная одержимость органично ложится на массовый психоз, когда у вас на голове несколько пар рук, над вами истерично ревут несколько голосов, произнося какой-то бессмысленный набор звуков. Но самое интересное, что от вас требуют не препятствовать выходу духа через вас. На недоуменный вопрос: а как? – вы слышите: открой рот и говори, говори, – не стесняйся! В этом состоянии человек испытывает колоссальный стресс и в конечном итоге либо вместе со всеми входит в состояние коллективной одержимости, либо уходит сломанный от того, что у него не получилось принять духа, как у всех. Чисто механические требования лидера говорить на языках напоминает абсурдное требование рвоты от человека, у которого для этого нет никаких показаний; т.е. вас не тошнит, вы не отравились грибами или водкой, нет никаких предпосылок, а от вас требуют, чтобы была рвота! Те, кто вливаются в этот поток массовой истерии так называемого говорения на языках, впоследствии уже не могут долго оставаться без этого состояния прелести. По сути, это первый надлом, первая травма, которую испытывает человеческая психика, попадая в мутные воды харизматической духовности. На какой-то период внутренняя тревога и беспокойство проходят, потому что вас окружают заботливые братья и сестры.

Несколько слов следует сказать о так называемом богослужении харизматов, они называют его просто служением. Структура этого служения крайне проста. Сначала идет так называемое прославление, которое длится пока все не войдут в состояние духа. Состояние народа во время прославления описано свт. Феофаном Затворником: народ «вздыхает или вскрикивает, или делает жесты, руки и глаза поднимает быстро к небу, или падает ниц стремительно, или искривляет черты лица и т.п.»67. Затем идет основная проповедь пастора, которая строится по следующему принципу: берется какой-либо стих, который понравился проповеднику, или Бог «открыл ему особый смысл стиха» накануне, и начинается раскрытие сокровенных смыслов.

Чаще всего после проповеди пастор приглашает желающих исцелиться, и начинается сеанс коллективного психоза, причем обстановка нагнетается тяжелой музыкой. Община считается «продвинутой», если в ней есть покаявшиеся бывшие известные рок-музыканты. В харизматическом движении считается необходимым призывать Святого Духа и одновременно прогонять бесов именно с помощью бешеного рева тяжелого рока или «металла» с упоминанием имени Иисуса Христа. Чем более тяжелая музыка, тем больше «помазания» – это слово является эквивалентом благодати в нашем понимании. Причем произвол в понимании того, кто помазан, как помазан и где помазан, является признаком большого помазания самого пастора. В этом смысле есть огромное поле для провокаций по отношению к своим недоброжелателям и ненужным членам общины.

Довольно часто, после так называемых исцелений или вместо них, начинается особое призывание Духа на присутствующих, чтобы подготовить почву для обращения в харизматическое движение пришедших в первый раз. Причем харизматов не волнует, были ли вы крещены до этого, посещали свой храм и молились дома, – это неважно. Если вы не говорите на языках, значит у вас нет Духа, значит – добро пожаловать в наше общество! Эти призывания могут сопровождаться так называемым «святым смехом», ревом, кто-то может биться в конвульсиях, впадать в экстаз, – главное, чтобы никто и ни в чем не сковывал движение духа! Так выглядит служение харизматов.

Важным элементом жизни харизматов является тренировка веры в области магии слова. Для иллюстрации приведем небольшой отрывок из сочинения Кеннета Хейгина: «Свидетельство является частью веры. Если ты хочешь развить крепкую веру, то постоянно рассказывай, что Бог делает для тебя. Чем больше ты говоришь об этом, тем более реальным Бог будет для тебя. Чем меньше ты говоришь об этом, тем менее реальным Он станет для тебя»68.

Отсюда проистекает мошенничество в рамках теологии процветания. Сама теология процветания устанавливает очень четкие договорные отношения с Богом, так что известный фарисей из евангельской притчи о мытаре и фарисее не идет ни в какое сравнение с «процветающим». Основные положения теологии процветания: давая Богу (т.е. совершая пожертвования или помогая нищим), вы вправе требовать у Бога, потому что эти средства якобы прошли «небесный банк». Поскольку сказано, что Бог дает мерой доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною, Вы просто обязаны требовать у Бога. Можно вспомнить знаковое выражение харизматов, что Бог – самый большой частный собственник. Слова апостола о том, что «... блуд и всякая нечистота, и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5, 3) в данном случае не считаются актуальными! Я, например, во время одного из сеансов узаконенного и непринужденного мошенничества отдал свой лучший галстук, а другой человек при мне отдал машину, на которой через день преспокойно ездил наш добрый пастор.

Демоническая сущность харизматического движения становится наиболее очевидной в вопросе духовной брани. Харизматы вспоминают слова Библии: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). На этих собраниях вы должны родить новую реальность – по большому счету, это продолжение магии слова, только в другом измерении. Поэтому они переходят... к вопросу о «всеобщей беременности», к проблемам города или региона. «Вам не показалось, – убеждают они, – вы реально должны забеременеть. Вы должны забеременеть, потому что дело проповеди зашло в тупик и пробуксовывает. Другая важнейшая предпосылка духовной брани – ваше ощущение, что Бог возлагает на вас ответственность за ведение духовной брани в данном городе, регионе, поселке. Это, как выражается молодежь, круто, или, как сейчас говорят, это спецназ! Не приведи Бог попасть на эти собрания по духовной брани, они чаще всего закрытые, и туда посторонних не пускают. Мне приходилось несколько раз присутствовать на этих мероприятиях, могу сказать, что они не для слабонервных, когда даже у бывалых сектантов бежит мороз по коже.

Думаю, что большинство смотрели фильм «Властелин колец» и помнят, как в легендариуме Толкиена девять владык, порабощенных Кольцом Всевластья и ставших слугами Саурона, испускают такой звук, от которого закладывает в ушах у бедных хоббитов. С другой стороны, представьте себе предродовую палату. Я там никогда не был, при том, что у меня пятеро детей, но, по рассказам жены, слышал, что нередки вопли и стоны, бывает, женщины выкручивают железки, ломают железные кровати, растягивают с криком металлические предметы. Примерно та же картина на собраниях по духовной брани у харизматов, только цели другие. Сначала вы должны изменить реальность вашего города в параллельном мире, предварительно забеременев, должны мучиться в предродовых муках, которые могут продолжаться неопределенное время. Затем вы рожаете в муках, и, как обещают харизматы, после рождения этой новой реальности и сокрушения твердынь диавола будете пожинать плоды духа в своей проповеди. Возможно, в следующее воскресенье придет на пару человек больше неофитов – это же так здорово, не так ли?

В основе религиозного сознания и практики харизматов лежит ключевая идея пробуждения. Харизматы убеждены, что все конфессии практически мертвы, но они их разбудят: они будут проводить конференции Иисуса Христа, собирать толпы потерянных овец стада Христова, твердой рукой вести их к пробуждению. Есть фильм и книга Робертса Лиардона про отцов харизматического движения под заглавием «Божьи генералы»69. В этой книге можно прочитать про всех деятелей неопятидесятнического и харизматического движения, от Эвана Робертса (1878–1951) и Чарлза Ф. Пархема (1873–1929) до Кэтрин Кульман (1907–1976) и других. Эти столпы харизматического движения рассматриваются в контексте идеи пробуждения, потому что неопятидесятничество не терпит примирения с мертвыми конфессиями, а поскольку их много вокруг, то следует постоянно заниматься пробуждением.

Опасность харизматического движения очевидна при первом соприкосновении. В силу абсолютно произвольного толкования текстов Священного Писания харизматы приходят примерно к тем же выводам, как те протестанты, которые приехали на американский континент с уверенностью, что они есть Израиль, который вышел из духовного Египта, то есть Европы, погрязшей в религиозных войнах. Этот «Израиль» пришел в Землю обетованную, а там их встретили туземцы, которые уже не имели права на жизнь в этой земле.

Как известно, для харизматов наиболее цитируемым является текст 28 и 29 стихов второй главы книги Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоил. 2, 28–29). Но почти столь же часто используется харизматами и другой, у нас менее цитируемый текст, из той же второй главы:

«День тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов. Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него. Вид его как вид коней, и скачут они как всадники; скачут по вершинам гор как бы со стуком колесниц, как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, выстроенный к битве. При виде его затрепещут народы, у всех лица побледнеют. Как борцы бегут они и как храбрые воины влезают на стену, и каждый идет своею дорогою, и не сбивается с путей своих. Не давят друг друга, каждый идет своею стезею, и падают на копья, но остаются невредимы. Бегают по городу, поднимаются на стены, влезают на дома, входят в окна, как вор. Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет» (Иоил. 2, 2–10).

Эти слова харизматы уверенно относят к себе. Я думаю, не надо доказывать, что эти слова пророк Иоиль относил не к отдаленным от него более двадцатью веками харизматам. Можно только представить, к каким примерным последствиям может привести какое-то очередное пророчество Бенни Хинна, Райхарда Бонке, Кеннета Коупленда, Кеннат Хейгина или того же Ульфа Экмана относительно войны с силами зла в этом контексте.

С Ульфом Экманом я знаком лично. Знакомство с ним и его книгами дает мне все основания утверждать, что национальной политикой харизматического движения является сионизм. Своеобразные толкования 9, 10, 11 глав послания ап. Павла к Римлянам, а также оригинальные комментарии на книги Пророков создали целую эсхатологическую концепцию, которая прямо противоположна нашей. В этой картине мира последних дней евреи, как по-прежнему богоизбранный народ, должны собраться в Израиле, на них должны напасть объединенные армии всего мира, но евреи, конечно, победят Голиафа, и помочь им в этом должны мы. У Экман не скрывает своей неподдельной любви к З. Жаботинскому и В. Герцелю, открыто изображается на обложках своих книг в религиозных одеждах евреев, на молениях в синагогах и у Стены Плача. По его указанию харизматическая община Еревана занималась установлением контактов с евреями, всячески помогала им; более того, мы участвовали в отправке евреев в Израиль, причем без каких-либо просьб с их стороны, организовывали их доставку автобусами в аэропорт, таскали на себе их чемоданы, искренне считая, что помогаем Божиему народу собраться на своей исторической родине, где их никто никогда не обидит.

Все это, как и многие другие опубликованные материалы и воспоминания, дают все основания утверждать, что неопятидесятническое движение не может называться христианским ни по своей доктрине, ни по своим духовным практикам.

* * *

60

Профессор Борис Филиппов: «Церковь должна уметь читать значения времени». URL: http://www.arh-eparhia.ru/publications/? ELEMENT_ID=37675 (ДАТА ОБРАЩЕНИЯ 28.03.2014).

61

Кеннет Е. Хейгин. В Нем. URL: http://best-biblioteka.do.am/publ/kennet_e_khejgin_v_njom/1–1–0–6 (дата обращения 20.03.2014).

62

Цит. по: Стенли М. Бёрджесс, Гари Б. Мак-Ги, Патрик Х. Александер. Богословие позитивного исповедания. URL: http://www.apologetika.ru/win/index.php3?razd=3&idl=1&id2=180 (дата обращения 20.03.2014).

63

Там же.

64

Там же.

65

Цит. по: Харизматическое «Движение веры». URL:http://www.evangelie.ru/forum/t26793.html (дата обращения 20.03.2014).

66

Цит. по: Харизматическое «Движение веры». URL:http://www.evangelie.ru/forum/t26793.html (дата обращения 20.03.2014).

67

Свт. Феофан Затворник. Письма о духовной жизни. Письмо четырнадцатое. URL: http://www.golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_PoDJ.htm ( дата обращения 20.03.2014).

68

Кеннет Е. Хейгин. Указ. соч.

69

Лиардон Робертс. Божьи генералы. М.: Христианская миссия «Прорыв», 1998.


Источник: Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение? Труды научно-практической конференции 15–16 октября 2013. – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ», 2014. – 180 с.

Комментарии для сайта Cackle