игум. Иоанн (Рубин)

Источник

Псевдохристианство: основные черты

Евдокимов Александр Юрьевич

Диакон Вячеслав Стёпкин

Евдокимов Александр Юрьевич

Преподаватель Николо-Угрешской православной духовной семинарии,

профессор кафедры теологии

Московского государственного лингвистического университета,

доктор технических наук,

кандидат культурологии, доцент

Перед началом обсуждения конкретных вопросов, связанных с неопятидесятничеством, необходимо попытаться осмыслить общие черты, свойственные псевдохристианству в целом. Псевдохристианство имеет корни непосредственно в протестантизме, суть которого, в частности, – свободное толкование Священного Писания в духе либерализма. Последствия такого подхода в духовном и историческом планах поистине катастрофичны – от дальнейшего дробления христианских конфессий на секты до глобального экологического кризиса, проявившегося во второй половине ХХ в.

Возможность собственной трактовки Писания выглядит весьма разумно и, главное, заманчиво. Для «точных» наук такой подход совершенно недопустим, но когда рассматриваются высшие духовные и этические ценности, парадоксальным образом это становится для некоторых вполне разумным подходом. На практике уже в XIX в. это привело к возникновению духовной пустоты и духовному кризису протестантизма (фактическому тупику, что отмечено как русскими, так и западными богословами), выход из которого стали искать в разного рода экуменических направлениях. Как следствие, протестантизм закономерно дает многочисленные «побеги» в виде отдельных направлений и сект как околохристианского, так и откровенно псевдохристианского характера. Происходит нарастание хаоса в духовной, а затем и в материальной сферах.

Мы, православные христиане, верим в абсолютность Истины, которая есть Христос. Когда же предлагается плюрализм мнений, это перестает быть христианством по сути. Уместно вспомнить слова Будды о том, что истин столько же, сколько опавших листьев – это сказано в VI в. до Р.Х., и ничего принципиально нового в этом плане быть не может. Эти кажущиеся «свобода» и «справедливость» опровергаются одним вопросом невинного ребенка – «А как на самом деле?», – ответить на который с плюралистических позиций в принципе невозможно. Вспомним и слова Спасителя: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12, 30; Лк. 11, 23). В конечном счете истиной для человека становится то, что он сам считает таковой. Это открывает большие возможности идти по широкой дороге, ведущей в известное всем христианам место.

Чем же характеризуется псевдохристианство? В наиболее общем выражении, отрицанием всей догматики при сохранении «уважения» к личности Спасителя, Который в большинстве случаев уже не считается Богочеловеком, но трактуется всего лишь как пророк, учитель человечества, и не более того. Псевдохристианство представляет собой мощное направление в рамках так называемого «Нового религиозного движения» (далее – НРД). Но «нового» там нет. Вспомним слова из Священного Писания, сказанные за 1000 лет до пришествия Спасителя: «... нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1, 9). Ереси первых веков христианства – гностицизм, манихейство, богомильство, павликианство – уже содержат в себе все положения НРД. В Западной Европе эти ереси трансформировались в движения катаров, вальденсов и альбигойцев и явились впоследствии идейной основой Реформации.

Были попытки проникновения этих течений и в Киевскую Русь – речь идет в первую очередь о богомильстве, что, однако, не увенчалось успехом. Уже первые ереси, впоследствии широко распространившиеся на Руси, носили ярко выраженный псевдохристианский характер. Это – стригольничество с XIV в., а затем жидовствующие (XV в.). Первая на Руси «огненная» казнь еретиков (сожжение) произошла в 1504 г. Либеральные историки квалифицируют это как «зверства Православия против русского народа», против либерально-гуманистических тенденций в обществе. Но если организм поражен гангреной, остается один способ его спасения – хирургический. «Терапевтическим» методом лечения могло бы стать просвещение православного духовенства, способное привить иммунитет против псевдохристианства; необходимость этого была отмечена еще на Владимирском Соборе 1274 г., однако в этом направлении мало что было сделано.

Псевдохристианство на Руси характеризовалось не только отрицанием всей догматики, но и признанием первенства разума перед верой. Для православных на первом месте стоит вера, однако она первенствует везде, даже при провозглашении примата разума. Доказательством тому является ответ любого «среднестатистического» школьника на вопрос о происхождении человека. Наиболее ожидаемый ответ: «От обезьяны, это доказала наука». Большинство не только рядовых людей, но и ученых не осознает, что наука на этот вопрос ответить в принципе не в состоянии, существует лишь мировоззренческая трактовка научных фактов, и не более.

На семи Вселенских Соборах абсолютно все ереси, начиная с арианства, были разоблачены, опровергнуты и осуждены, но никоим образом не искоренены и не могут быть искоренены в принципе, поскольку в основе всех ересей лежит катастрофа грехопадения и падшая природа человека. Ереси – следствие грехопадения. Человек ищет простого объяснения непонятного в христианстве, ищет объяснение, льстящее его слуху. Но Евангелие нелицеприятно, оно говорит нам правду: «вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет. 2, 22). Это про всех нас, и если нет смирения, осознания своей падшей природы, то это отвергается, поскольку неприятно. Как следствие, возникает необходимость идти на «рынок религиозных услуг». Мы переходим на «рыночную жизнь» во всех областях нашего бытия – сложился рынок «образовательных», «религиозных» и иных услуг. Но на рынок мы приходим выбирать – выбирать то, что нам нравится, что нам ближе. Либеральная общественность, обсуждающая проблемы НРД, приходит к абсолютно правильному выводу: Православие, а заодно и Ислам, на рынке религиозных услуг неконкурентоспособны1.

Ставить разум на первое место изначально представляется абсолютно правильным – человек осмысливает что-либо, а уже затем приходит к вере. Такой путь существует, его не осудил даже Спаситель, не прогнавший от себя апостола Фому, не поверившего в Воскресение Христа, продемонстрировавшего сугубо научный подход к факту Воскресения. Но этот путь не самый надежный, слова Спасителя разъясняют: «... блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29).

Опасность провозглашения примата разума заключается в том, что знание и наука как таковые не имеют характеристики добродетели – они этически нейтральны. Объективное знание навязывается человеку извне и само по себе не способно сделать его порядочным. Напротив, в вере человек имеет свободу нравственного выбора даже при силовом навязывании какой-либо идеологии. Выбор между светом и тьмой мы осуществляем вполне добровольно. Грустно бывает слышать вопрос о критерии выбора: как определить, где свет, а где тьма? Помочь здесь бывает весьма трудно. В настоящее время наше общество постепенно погружается в этот хаос.

В ХIV–ХV вв. на Руси появилось псевдохристианство, а XIX – «золотой» век культуры. Он, действительно, золотой, но именно в то время в высших слоях русского общества появляются космизм и толстовство, постепенно проникая и в средние слои общества, где развилось духовное христианство – духоборы, прыгуны и т.п. На Западе в этот же период появляются мормоны, позже иеговисты, огромное количество протестантских сект. Важно подчеркнуть коренное отличие российского и западного псевдохристианства, хотя везде догматика полностью отрицается. Достаточно вспомнить высказывание Л. Н. Толстого: «... я отвергаю непонятную Троицу и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий»2. Но при всем этом в России доминирует полное бескорыстие – люди ищут духовный путь, заблуждаются, хотят даже пострадать за свою веру (хотя это продиктовано безмерной гордыней, как у Л. Н. Толстого). Космист Н. Ф. Федоров не печатает свои труды, поскольку не хочет получать гонорар за собственные мысли. В то же время на Западе религия – в первую очередь средство наживы. Все названные западноевропейские организации XIX в. в ХХ в. стали крупными транснациональными финансовыми компаниями с миллионными капиталами. В настоящее время эти различия начинают стираться.

Еще один важный аспект проблемы – естественнонаучный, который в гуманитарной среде обычно игнорируется, что в корне неверно. В результате признания примата разума перед верой понятие «истина» начинает расплываться, ветвиться, становиться действительно относительным (связанным с пониманием отдельного индивида) и никак не абсолютным. Происходит нарастание энтропии – меры неупорядоченности системы, «предсмертное смешение», по мысли К. Н. Леонтьева. Смешиваются языки, культуры, религии, и в этом есть своя страшная логика – ведь человек имеет право свободного нравственного выбора. Опровергнуть это невозможно, но можно и нужно не принимать. Этот кризис духовной сферы проявляется в материальной сфере в форме глобального экологического кризиса. Закономерным следствием дальнейшего разрушения являются понятие «этика во времени» и лозунг «бери от жизни все», что вошло в нашу жизнь в форме назойливой рекламы, являясь, по своей сути, концентрированным выражением идеологии сатанизма.

Мысль о «новой» морали в современном обществе остается доминирующей; по словам помощника генерального секретаря ООН Р. Мюллера, «каждое поколение само должно решить, что правильно и что ложно. Нам нужна наука (не религия), чтобы определить, что хорошо и что плохо. Нам нужна «этика во времени»: то, что правильно сегодня, может быть неправильно завтра»3.

Либеральный приоритет личности перед религией, нацией, обществом, государством и окружающей природной средой привел к закономерному и логического финалу – образованию массового общества (может быть, общества массового потребления?), общества разобщенных индивидуалистов-потребителей. При имеющих место тенденциях к объединению (процесс глобализации), важнейшей чертой западного общества является стремление к индивидуализму и плюрализму, ведущее к нарастанию хаоса. Цивилизация в целом неудержимо движется к созданию некого «синтетического общества», правители которого возведут свои пороки и пороки общества в ранг морали.

В связи с этим возникает закономерный вопрос4: способна ли такая цивилизация на сколько-нибудь длительное существование? Формально еще не прошло и пятисот лет с момента, когда были заложены основы современной цивилизации Запада: официальное начало процесса Реформации в Западной Европе – 1517 г. Но уже во второй половине ХХ в. происходит осознание Западом реальности глобального экологического кризиса. Что ж, как мы знаем: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16). Учеными-экологами проводятся серьезные исследования, расчеты – сколько времени осталось до разрушения биосферы? Духовный кризис перешел в стадию своего материального воплощения – кризис экологический, поскольку бездумное потребление материальных богатств привело к росту термодинамически обусловленных потерь вещества и энергии – росту загрязнений биосферы.

В заключение необходимо отметить, что область вопросов, рассматриваемых на нашей конференции, весьма деликатна, поскольку касается духовной жизни человека. Во всех проявлениях НРД необходимо видеть именно живого человека и поступать в соответствии с христианским принципом: ненавидеть грех, но не грешника. Сам Спаситель подал нам такой пример, беседуя у колодца с самарянкой (Ин. 4, 6–30).

* * *

1

Евдокимов А. Ю. «Новые» религиозные движения. Учебное пособие. М. , 2011. С. 23; он же. Наука и религия. Учебное пособие. М., 2012.

2

Толстой Л. Н. Ответ на определение Синода от 20–22 февраля и на полученные мною по этому случаю письма (4 апреля 1901 г., Москва). URL: http://philosophy.ru/library/tolstoy/tol7.html (дата обращения 20.03.2014).

3

Платонов О. А. Глобализация и христианство // Русский Вестник. 2002. № 5–6. Доклада на Международной конференции по глобальным проблемам всемирной истории. Москва, 26–27.01.2002. С. 8–10.

4

Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002. С. 9–25.


Источник: Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение? Труды научно-практической конференции 15–16 октября 2013. – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ», 2014. – 180 с.

Комментарии для сайта Cackle