игум. Иоанн (Рубин)

Источник

«Новый век святого духа». Особенности харизматического конгломерата

Воат Алексей Александрович

Преподаватель кафедры теологии

Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,

кандидат философских наук

Современное харизматическое движение датирует свое происхождение кануном нового 1901 г., его родоначальником является методистский пастор Чарльз Пархем5. Данное движение невозможно обозначить как единую секту, оно многочисленно, разнородно, включает в себя множество различных сект и микросект, которые объединяются между собой в союзы, иногда действуют в одиночку. В России самое большое харизматическое движение объединено в Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ), который возглавляет «председательствующий епископ» Сергей Ряховский.

Харизматическая секта главным образом состоит из самого собрания адептов и домашних групп; изнутри секта представляет собой жесткую авторитарную структуру, деятельность которой строго регулируется постоянными подробными отчетами. В харизматических организациях очень приветствуется, если сектант создает собственную домашнюю группу, а также помогает проведению собраний бывших наркоманов, которые стали харизматиками; значительное внимание уделяется курсам лидеров домашних групп.

При вербовке в секты харизматики стараются не указывать свою конфессиональную принадлежность, называют себя «просто христианами», «евангелистами», иногда «протестантами», «христианами вне конфессий». Почти все неопятидесятнические секты занимаются вербовкой новых членов под масками социальной и миссионерской работы в наиболее уязвимых социальных группах (домах престарелых, колониях, детских домах, коррекционных школах-интернатах, пансионатах для детей-инвалидов), представители которых слабо осведомлены в вопросах сектантства.

Среди основных рекламных вербовочных средств, активно применяемых харизматиками в сети интернет, можно выделить следующие:

• основные сайты неопятидесятнических сект и их интернет-каналы;

• рекламные вербовочные ролики;

• сектантские семинары, конференции и служения в режиме он-лайн;

• контекстная реклама;

• создание новостного и информационного повода в среде интернет;

• группы поддержки (grassroots);

• спонсорство;

• создание харизматических групп в социальных сетях;

• прямая реклама и приглашения на различные вербовочные события;

• вирусный маркетинг (WOM – технологии с использованием яркого аудио- и видеоконтента) в социальных сетях;

• блоггинг;

• технологии «сарафанного радио», распространение слухов и вирусный маркетинг;

• техника высказывания мнения знаменитостей и лиц, имеющих авторитет в определенном сегменте целевой аудитории.

К основным крупным неопятидесятническим сектам в России относятся:

1) «Благая Весть»;

2) Библейский центр «Логос»;

3) «Роса»;

4) «Сердце Христа»;

5) «Хиллсонг»;

6) «Непоколебимое основание»;

7) «Верия»;

8) «Тушинская евангельская церковь»;

9) «Церковь Божия»;

10) «Слово жизни»;

11) «Исход»;

12) «Московская церковь Божия»;

13) «Мировая жатва»;

14) «Искупление»;

15) «Пастырь Добрый»;

16) Христианский центр «Восстановление»;

17) «Церковь Божия во Христе»;

18) Церковь «Божия Обитель»;

19) «Посольство Благословенного Царства Божьего».

Можно выделить некоторые особенности и отличительные характеристики последователей «Движения веры», как еще называют харизматиков.

1. Распространена оккультная практика визуализации (т.е. творение реальности при помощи силы воображения), широко применяемая в различных неоязыческих движениях, которая также практикуется всевозможными колдунами, шаманами и знахарями6.

2. Неопятидесятники утверждают, что у каждого, кто не является последователем их движения, – природа сатаны.

3. Пропагандируется концепция «позитивного мышления», которая заключается в том, что нельзя говорить о чем-либо плохом, происходящем в жизни человека, произносить частицы «не», «нет»; слова можно использовать как магические символы, необходимо постоянно думать только о хорошем, положительном и позитивном. Посредством данной практики повышается степень управляемости адептами, изменяется логика критического мышления, сектант не может отрицательно подумать о своей организации, так как необходимо мыслить только позитивно.

4. Для достижения различных манипулятивных эффектов на своих собраниях сектанты используют набор инструментов рок-музыки: ритм-секции с большим количеством ударных инструментов, электрогитары, синтезаторы, аппаратуру, дополнительно усиливающую звуковое сопровождение со специальными электронными акустическим эффектами.

5. На массовых мероприятиях формируется коллективное сознание, когда человек не контролирует себя, и все действуют «как один». Экстатические состояния становятся своеобразным наркотиком, и если они не повторяются, то у адептов наблюдается «синдром отмены», «ломка». В состоянии такого коллективного гипноза проводятся значительные денежные сборы, которые называются «посевом денег».

6. Пропагандируется учение о пожертвованиях, которому отводится очень важная роль и в рамках которого необходимо преумножать «духовный капитал», вкладывать деньги в «духовный небесный банк» и накапливать проценты, а в реальности – «жертвовать» как можно больше денежных средств организации (обязательна десятина, где-то двадцатина, т.е. 10–20% от дохода адепта, кроме этого собирают и другие пожертвования).

7. Наиболее распространенной практикой в неопятидесятнических сектах является глоссолалия, представляющая собой выкрикивание на протяжении долгого времени нечленораздельных звуков, когда адепту внушается, что он таким образом говорит на разных («ангельских») языках. Подобное неестественное для человека психическое состояние делает его более внушаемым и облегчает манипулирование его личностью, дестабилизирует психику. После подобных практик лидеры секты призывают адептов жертвовать как можно больше денег, чтобы «служить Богу финансами».

8. Эмоциональному состоянию последователей уделяется большое внимание, формируются две эмоции: вины и страха.

9. Распространены «путешествия» в рай и ад, представляющие собой галлюцинации, вызванные гормональным всплеском, достигаемым за счет психологических манипуляций.

10. Насаждается «теология процветания», которая заключается в том, что каждый истинный христианин должен быть здоровым, успешным и богатым. Если он таковым не является, он не настоящий христианин, и ему необходимо больше жертвовать в «небесный банк».

11. Проводятся различные служения по принципу «назови – потребуй – получай»7: например, «молитвы за финансы», «за духовное исцеление от порчи», «за исцеление от родового проклятия», «сглаза»; «молитва за духовное заселение» (вызов «святого смеха»), присутствуют элементы спиритизма. Часто в харизматических организациях проходят дискотеки, молодежные, женские и детские служения.

12. Проводятся служения «за исцеление» (посредством которых происходит активная вербовка более старшего поколения, болезни объявляются территорией сатаны; на собраниях звучат обещания решения проблем со здоровьем, безоперационных методов исцеления, призывы не ходить к врачам)8.

Адепты таких религиозных организаций, находясь в состоянии специфического трансового состояния, становятся более внушаемыми и восприимчивыми к проповедям руководителей организации, которые в некоторых случаях носят опасный деструктивный характер: например, призывы «жертвовать» денежные средства, отказаться от медицинской помощи, «положиться на Бога» и «провозглашать исцеление» и т.д. Критическая оценка информации в такие моменты максимально подавлена.

Постоянное психологическое воздействие, которое оказывается на адептов со стороны лидеров неопятидесятнической религиозной общины, может привести к тяжелому нервному срыву, психическому заболеванию и даже к попытке суицида. В связи с этим после пребывания в неопятидесятнической организации человеку может понадобиться продолжительная реабилитация от сектантского воздействия на психику.

Все это позволяет сделать вывод о том, что последователей «Движения веры» нельзя обозначить как христиан, они являются последователями грубой оккультно-магической системы, которая базируется на различных трансовых, оккультных и мистических практиках. Харизматики активно используют психическое манипулирование и контролирование сознания своих адептов, лишь прикрываются псевдохристианской терминологией, при этом отрицают практически все положения исторического христианства.

Как справедливо отмечал известный духовный писатель иеромонах Серафим (Роуз), «в противовес истинной православной духовной жизни «харизматическое возрождение» – всего лишь эмпирическая сторона распространенной экуменической моды, фальшивого христианства, предающего Христа и Его Церковь. «Дух», вдохновляющий «харизматическое возрождение», – это дух антихриста, или, точнее говоря, те духи бесовские последних времен, чьи «чудеса» приготавливают мир к приходу лже-Мессии»9.

* * *

5

См.: Серафим (Роуз), иером. Православие и религия будущего. М.: Паломник, 2005.

6

См. Карпачева Т. С. Оккультные практики в неопятидесятнических сектах. (Электронный ресурс). URL: http://iriney.ru/psevdobiblejskie/neopyatidesyatniki/arxiv-soobshhenij-o-neopyatidesyatnikax/okkultnyie-praktiki-v-neopyatidesyatnicheskix-sektax.html (дата обращения 15.09.2013).

7

См.: Дворкин А. Л Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3, переработанное и доп. Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2012. С. 592.

8

См.: Карпачева Т. С.Секты и здоровье. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект: Сборник. Сост. А. Л. Дворкин / Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского . М., 2012.

9

См. Серафим (Роуз), иером. Православие и религия будущего.


Источник: Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение? Труды научно-практической конференции 15–16 октября 2013. – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ», 2014. – 180 с.

Комментарии для сайта Cackle