игум. Иоанн (Рубин)

Источник

Неопятидесятничество в свете вселенских канонов церкви

Диакон Вячеслав Стёпкин

Юрисконсульт Душепопечительского центра

реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных

организаций и оккультизма

во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского,

кандидат богословия

Вселенские каноны Церкви являются важнейшей составной частью Священного Предания, ее сердцевиной. Они неизменяемы по содержанию, и их действие, как и Священное Писание, не связано с временными периодами. Практическое применение канонов отнесено к компетенции епископа, который и обязан учитывать как исторический фактор, так и все обстоятельства конкретного дела и личности. О значении канонов в жизни Церкви преподобный Серафим Саровский свидетельствовал: «А что Святая Церковь положила на семи Вселенских соборах, то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит»10. 25-е правило Карфагенского собора предписало посвящаемым в священство изучать постановления соборов Вселенской Церкви. В правиле выражена цель: «дабы не поступали», будучи в клире, против соборных определений и впоследствии «не раскаивались»11. 8 марта 1861 г. Святейший Синод Русской Православной Церкви принял указ, которым обязал рукополагаемых в епископа и в пресвитера, кроме книг духовного содержания, иметь в домашней библиотеке Алфавитную Синтагму Матфея Властаря. Составитель Афинской Синтагмы в предисловии, названном «О православной вере», писал: «... отчужденные от истинной веры и лишенные сокровища правых догматов» не могут иметь даже внимания «к священным правилам»12.

Классификация канонических правил Вселенской Церкви об оккультизме. В литературе по каноническому праву со времени возникновения самой науки церковного права в России до настоящего времени не было специального исследования, посвященного анализу оккультизма с сугубо канонических позиций. И только сегодня этот вопрос начинает исследоваться13.

Правила Вселенской Церкви относительно оккультизма14 можно разделить на три основные группы:

1) имеющие прямое отношение к оккультизму;

2) косвенно относящиеся к нему;

3) являющиеся каноническим основанием для совершения чинов отречения и присоединения к Церкви лиц, отпавших от общения с ней через оккультизм.

Прямое отношение к оккультизму имеют восемь правил Вселенской Церкви: 24-е правило Анкирского собора; 36-е Лаодикийского; 65, 72, 81 и 83-е правила святителя Василия Великого; 3-е святителя Григория Нисского и 61-е правило Шестого Вселенского собора. Данная группа правил характеризует оккультизм как тяжкое церковное преступление. Оно является следствием неисполнения или отказа от исполнения главной канонической обязанности для всех христиан – хранения и исповедания своей веры. Аналогию тяжести преступлений против веры можно видеть, если сравнить их со статьями из прежнего уголовного кодекса об измене или предательстве Родины. В сотериологическом отношении необходимость исповедания веры перед иноверными подтверждается словами апостола Павла в послании к Римлянам: «... сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют к спасению» (Рим. 10, 10). Необходимость исповедания своей веры в деле спасения души подтверждается Основателем Церкви: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

Каноны относят подобные преступления к формальному виду, то есть преступление считается оконченным без обязательного наступления материальных последствий. Причина этого известна – участники оккультных деяний вступают в непосредственную или опосредованную связь с демонскими силами. Особенностями этой группы канонов является то, что они дифференцированно подходят к субъектам преступлений, то есть к участникам или соучастникам в магии, колдовстве, гадании или прорицании будущего – в этой группе канонов устанавливаются церковные наказания различной степени тяжести. Одни правила приравнивают участников оккультных действий к душевным убийцам. 65-е правило святителя Василия Великого гласит: «Покаявшийся в волшебстве или в отравлении да проведет в покаянии время, положенное для убийцы»15. То же самое провозглашается 72-м правилом того же отца Церкви: «Предавший себя волхвователям или неким подобным да будет под епитимией столько же времени, сколько убийца». Другие правила назначают 5–6-летние сроки отлучения от полного церковного общения. 83-е правило святителя Василия Великого гласит: «Волхвующие и последующие обычаям языческим... да подлежат правилу шестилетия». Эти же сроки устанавливает 24-е правило Анкирского собора и 61-е Шестого Вселенского собора16.

Кроме того, в этих правилах раскрывается сущность оккультизма с канонических позиций Церкви как «соединения обмана с безумием» (61-е), перечисляются формы и разновидности оккультизма со ссылкой на Священное Писание, утверждается несовместимость оккультной практики и православной веры.

Ко 2-й группе правил Вселенской Церкви, косвенно относящихся к оккультизму, можно отнести 71-е правило святых апостолов, 26-е и 39-е правила Лаодикийского собора, 1-е и 2-е правила святителя Григория Нисского, 62-е и 65-е правила Шестого Вселенского собора и 71-е Карфагенского собора. Сюда же можно отнести 6-ю главу 1-й книги Апостольских постановлений и 61-ю и 62-ю главы 2-й книги тех же постановлений. И, наконец, те же аспекты затрагиваются в 8-м правиле святителя Василия Великого. Во всех них либо только частично говорится об оккультизме, либо излагаются духовные основы грехов, связанных с оккультизмом, либо говорится о возможностях противодействия оккультизму через обращение в государственные структуры. Часть правил носит предупредительный, превентивный характер относительно совершения преступлений, основанных на оккультной основе.

Особенностями этой группы правил является то, что они преимущественно рассматривают оккультизм как духовную болезнь, устанавливают причинно-следственные связи между нею и грехом, совершаемом на почве оккультизма, указывают на условия духовного врачевания «оккультных болезней». По своему содержанию эти правила охватывают довольно широкий круг вопросов, связанных с оккультизмом. Следует указать на общую направленность правил и отметить их краткое содержание. Так, 8-е правило святителя Василия говорит об оккультных действиях, повлекших физическую смерть потерпевшего: учитель Церкви приравнивает все подобные преступления, вне зависимости от их мотивов, к умышленным убийствам. 62-е правило Шестого Вселенского собора говорит об отлучении «от общения церковного» мирян за соучастие в действиях, относящихся «к бесовской прелести» – языческих празднествах, ритуалах и обычаях. 65-е правило того же собора конкретизирует как церковное преступление участие членов Церкви в языческих празднествах и ритуалах оккультного характера, совершаемых в начальные периоды каждого месяца.

Первые два правила святителя Григория, архиепископа Ниссы, посвящены подробному анализу духовно-онтологических причин оккультизма. Базисной платформой в рассуждении духовного писателя является «первоначальное разделение» единой души на силы: «ума... вожделения... и раздражения» (по классификации, разработанной греческим философом Платоном)17. Анатом человеческой души относит «оккультную болезнь» к ее умственным способностям. Во 2-м правиле святой учитель Церкви делает вывод, что грехи оккультизма «признаны от Отцов тягчайшими и требующими большего, продолжительнейшего и строжайшего покаяния». О косвенном соучастии в оккультизме говорят 71-е правило святых апостолов, запрещающее финансирование языческих и нехристианских вероисповедных религиозных культов, и 39-е правило Лаодикийского собора, утверждающее возможность приобщения к оккультизму через непосредственное соучастие в праздниках с нехристианским содержанием.

Предупредительно-профилактическое значение относительно оккультизма имеет 6-я глава 1-й книги Апостольских постановлений, которая предписывает удерживаться «от всех книг» с языческим содержанием по причине отторжения «слабых от веры» через внимание ума18. 61-я и 62-я главы 2-й книги Апостольских постановлений «О епископах, пресвитерах и диаконах» предписывают всем членам Церкви непрестанно подвизаться в благочестии как в деле Божием. Ссылаясь на Евангелие от Иоанна: «... вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6, 29), постановления предупреждают христиан о духовной опасности для них праздновать «с погибшими... и мыслящими диавольское»19. При этом апостолы призывают христиан в их отношениях с носителями оккультных взглядов всегда руководствоваться Словом Божиим. В 61-й и 62-й главах делается 13 ссылок на Священное Писание (из них 11 – на Ветхий Завет). Профилактическое значение имеет и 26-е правило Лаодикийского собора, предписывающее необходимость особого благословения епископа на церковную деятельность с людьми, находящимися в связи с нечистыми духами «вследствие своей ложной веры»20. 71-й канон Карфагенского собора предписывает возможность обращения в государственные структуры для противодействия оккультным практикам. В правиле говорится, что защита государственными структурами необходима для христиан, которые «тайно привлекаются язычниками к участию» в оккультизме через «пиршества», устраиваемые язычниками «даже в дни памяти блаженных мучеников».

К третьей группе правил, излагающих канонические требования Церкви относительно лиц, совершивших оккультные преступления, относятся: 8-е правило Первого, 7-е Второго и 95-е Шестого Вселенских соборов, 7-е правило Лаодикийского собора и 1-е и 5-е правила святителя Василия Великого. Общим в этих правилах является регламентация процесса получения или возвращения бывшим членам Церкви определенного канонического статуса, то есть утраченной через оккультизм канонической дееспособности. Современная действенность древних канонов и необходимость осуществления их требований в правоприменительной практике подтверждается Архиерейским собором Русской Православной Церкви 1994 г. Позиция, провозглашенная собором по отношению к оккультизму, является продолжением апостольской традиции.

Вселенские каноны Церкви и неопятидесятничество. Как известно, неопятидесятники не принимают важнейшую часть Священного Предания – каноны Вселенской Церкви – как источник вероучения и практическое руководство в духовной жизни. Термин «неопятидесятничество» в правилах Вселенской Церкви не упоминается. Исторически данное религиозное движение является новым, оно возникло после появления Вселенских церковных канонов. Канонический статус неопятидесятничества можно определить только по аналогии с древней ересью духоборов или оккультизмом, применив к новому религиозному учению соответствующие каноны Вселенской Церкви.

Церковные каноны о крещении неопятидесятников. В своем 1-м правиле святитель Василий Великий писал: «... древние положили принимать крещение, ни в чем не отступающее от веры»21. Правило разделяет всех пребывающих вне Соборной Церкви на три категории: еретики, раскольники и самочинные сборища. Не признается действительным крещение только еретиков. Дается определение ереси: «совершенно отторгшиеся и в самой вере отчуждившиеся»22. Неопятидесятников можно сравнить с духоборами, которые неверно учили о третьем лице Пресвятой Троицы. Если углубиться в содержание практической деятельности современных неопятидесятников, можно обнаружить оккультные элементы. Для определения канонического статуса неопятидесятников не имеет большого значения, оккультисты они или протестанты, как стремится выявить наша конференция. Точно можно сказать, что неопятидесятники – еретики. По словам Иоанна Зонары, «еретики суть все, мыслящие несогласно с православной верой, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались». Для признания еретиком отдельного лица «достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы в одном догмате, и в силу этого оно уже еретик»23. Диспозицией 1-го правила святителя Василия Великого определено: «... от начала бывшим отцам угодно было крещение еретиков совсем отметать, крещение раскольников, как не чуждых Церкви, принимать, а находящихся в самочинных сборищах исправлять приличным покаянием и обращением и паки присоединять к Церкви»24. На основании правила вселенского значения вывод однозначен: не может считаться законным крещение, совершенное в структурах «неопятидесятников» при обращении лица к Православной Церкви.

Вселенские каноны о присоединении неопятидесятников к Церкви. Большинство современных представителей неопятидесятнических сект в России – это бывшие крещенные в Православной Церкви. В моей практике более всего удивляли не факты перехода крещенных в Православии к неопятидесятникам, а облегченный путь их принятия духовниками Русской Церкви. Представляется, что наиболее важным предметом рассмотрения нашим собранием является вопрос о порядке и условиях возвращения бывшим членам Церкви их канонического статуса, который они получили в Таинстве Крещения, или, согласно юридической терминологии, возвращения полной церковной дееспособности. В сегодняшнем письменном приветственном слове Председатель Синодального миссионерского отдела митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн выразил участникам конференции пожелание искать истину. Поиск истины в вопросе изучения канонических условий присоединения к Церкви лиц, вступивших в общение с иноверными, невозможен без обращения к канонам Вселенской Церкви, а также их актуализации применительно к современности. Русская Православная Церковь в лице Архиерейского собора 1994 г. выразила свое отношение к новым религиозным движениям. В определении этого Архиерейского собора «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» содержится положение о том, что «новые религиозные движения с христианством не совместимы». В 13-м пункте определения утверждается, что «люди, разделяющие учение этих сект и движений и тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви»25. Определение собора однозначно определяет канонический статус всех формальных членов Церкви, разделяющих вероисповедные постулаты новых религиозных движений.

Каноны Вселенской Церкви предусматривают возможность обращения от заблуждений догматического характера, и процедура возвращения в Церковь строго регламентирована. В Священном Писании имеется основание о необходимости прохождения чина возвращения в Церковь после отлучения. Случай произвольного словесного отречения от Христа показан нам на примере апостола Петра. После воскресения из мертвых Ангел возвестил мироносицам о предварении в Малой Галилее апостолов и лично Петра: «Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее, там Его увидите» (Мк. 16, 7). Слова «и Петру» указывают, что после сокрытия своего личного общения с Иисусом перед служанкой апостол находился в сознании того, что перестал быть учеником Христа. Спаситель возвратил апостольское достоинство Петру после его раскаяния через Ангела. Правила соборного разума при участии Святого Духа на этом основании регламентируют совершение специального чина присоединения. Главным критерием в определении епископом или уполномоченным им пресвитером необходимости прохождения специального чина присоединения к Церкви является вопрос о степени отпадения конкретного лица от православной веры.

Святые отцы Второго Вселенского собора (381 г.) в 1-м правиле постановили о «непреложности» Символа веры, принятого на Первом Вселенском соборе в 325 г. Одновременно было постановлено: «... и да предается анафеме всякая ересь», находящаяся в противоречии с определениями Никейского собора26. 7-е правило этого же собора разработало порядок проклятия, или анафематствования ереси. Оно гласит, что все, кто присоединяются к православному вероисповеданию «и к части спасаемых из еретиков», приемлются в общение с Церковью при двух главных условиях, изложенных в гипотезе канонической нормы. Правило предписывает необходимость составления письменного свидетельства о причинах пребывания в религии с искаженной верой с последующим устным оглашением проклятия личного заблуждения. В гипотезе правовой нормы так сказано об условии совершения чина присоединения: еретики приемлются, «когда они дают рукописание и проклинают всякую ересь», находящуюся в противоречии с учением Апостольской Церкви27. Во-первых, соборное требование богочеловеческого происхождения требует, чтобы было дано письменное рукописание, что связано с необходимостью проведения аналитической работы над своим сознанием и подсознанием. По канонам совершения чина присоединения к Церкви должно произойти осознание пагубности пребывания в лжеучении и искаженной вере.

Последующие каноны вселенского значения в вопросах порядка и условий присоединения иноверных к Церкви находятся в согласии с рассмотренными правилами. Так, 95-е правило Шестого Вселенского собора фактически дублирует 7-е правило Второго собора: «дают рукописания и проклинают всякую ересь»28. Таким образом, и это правило не ограничивает возможность воссоединения с Церковью устным исповеданием греха. Духовные причины вступления в движение неопятидесятничества кроются в заблуждениях ума, то есть в высшей части тройственной души. Если человек отрекается от Церкви, он отрекается от Христа. Если он отрекается от «образа Бога невидимого» (Кол. 1, 15), то он отрекается от Бога. Все отрекшиеся пребывают вне общения с Апостольской Церковью. Для воссоединения с Церковью необходима духовная реабилитация, выраженная в канонических правилах соборной Церкви. Путь духовной реабилитации длителен. Неслучайно 2-е правило святителя Григория Нисского свидетельствует, что «грехи, касающиеся мысленной способности души, признаны от отцов тягчайшими и требующими большего, продолжительнейшего и строжайшего покаяния». Далее в правиле приводится пример подобного греха: «аще кто отрекся веры во Христа»29. Восстановление церковной правосубъектности (права и дееспособности) возможно только после устного произнесения анафемы на заблуждение. 7-е правило Лаодикийского собора гласит: «Обращающихся от ересей... принимать не прежде» произнесения ими проклятия на всякую ересь и «особенно же на ту, в которой находились». Следующим этапом, еще до совершения чина присоединения, должно быть, по 7-му правилу, «изучение символа веры»30. И только после просвещения истинами правой веры возможно полное воссоединение с Церковью. Все каноны в этом единогласны.

В нашей аудитории среди лиц, занимающихся научно-практическими вопросами, уместно отметить полное согласие учения Церкви с позднейшими научными открытиями. Русский ученый академик И. П. Павлов, создатель учения о высшей нервной деятельности, сделал открытия в области 2-й сигнальной системы. Для нас наиболее важно его учение о воздействии на сознание и подсознание человека слова услышанного, прочитанного и произнесенного. Эти открытия были дополнены Г. А. Шичко, который послевоенный период своей жизни посвятил исследованию причин возникновения у людей вредных привычек, в 1956 г. защитив кандидатскую диссертацию на тему: «К вопросу о высшей нервной деятельности взрослого человека». В труде «Вторая сигнальная система и ее физиологические механизмы» (1969 г.) Г. А. Шичко доказал, что слово, написанное человеком перед сном, действует на сознание и подсознание индивидуума в десятки раз сильнее, чем слово сказанное, услышанное или прочитанное. Основанный на этом открытии метод реабилитации лиц, зависимых от табака, алкоголя и других вредных привычек, успешно применяется в современной медицине и реабилитационной практике31.

Эти научные открытия русских ученых советского периода интересны тем, что еще в IV в. Церкви было известно о значении в деле духовной реабилитации письменного слова и последующего устного оглашения перед общиной своих духовных и умственных заблуждений. Практика применения данной формы реабилитации выражена в церковных канонах. Откровения, данные святым отцам Церкви, были научно подтверждены русскими учеными в XX в.

В заключение следует отметить, что предложенная классификация канонов Вселенской Церкви по оккультизму имеет одну цель: всестороннее, полное и объективное исследование актуального явления современности с канонических позиций Церкви. Все рассмотренные правила находятся между собой в органическом единстве, взаимной связи и дополнении. Сами каноны Церкви базируются на Священном Писании. Ярким примером этого неразрывного единства может служить текст 1-го правила святителя Григория Нисского, раскрывающего основной принцип «законного и правильного» образа действий «относительно согрешивших» оккультизмом. Священный текст, выраженный словами святителя, выявляет механизм принятия души при ее обращении «от мертвых дел на путь жизни», обязывая представителей Церкви все дела устраивать «по закону праведного и испытанного суда», то есть избегать формального обвинения или поверхностного оправдания. Принцип церковного канона основан на заповеди Пророка, повелевающей словеса устраивать на суде (Пс. 111, 5), других местах Священного Писания и канонов Церкви. Начальной и конечной целью освобождения от оккультной болезни является совершенное исцеление душ и уврачевание страстей согрешивших, как это выражено во 2-м правиле Шестого Вселенского собора.

Хотелось бы выразить надежду, что четко и ясно выраженное отношение Православной Церкви к современному неопятидесятническому движению найдет понимание в государственных структурах и поможет принятию соответствующих нормативных актов в области церковно-государственного законодательства, связанного с новыми религиозными движениями.

* * *

10

Цит. по: Вениамин (Федченков), митрополит. Всемирный светильник Серафим Саровский. М., 2006. С. 64.

11

Книга правил святых апостол, святых соборов Вселенских и поместных и святых отец. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. С. 192.

12

Матфей Властарь, иеромонах. Алфавитная Синтагма. М., 2006. С. 1.

13

См.: Стёпкин Вячеслав, диакон. Платона (Левшина) в становлении науки церковного права в России // Платоновские чтения. 2006. Сборник материалов. М.: ПДС, 2007. С. 77–85; он же. Обзор основных канонов Вселенской Церкви об оккультизме // Труды Перервинской православной духовной семинарии. Научно – богословский журнал. № 4 (1). 2012. С. 43–51.

14

См.: Каноны, или Книга правил святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отцов / Отв. Ред. и пер. на рус. игум. Василий (Донец). СПб.: Общ-во свят. Василия Великого, 2000.

15

См.: Каноны, или Книга правил святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отцов / Отв. Ред. и пер. на рус. игум. Василий (Донец). СПб.: Общ-во свят. Василия Великого, 2000. С.283.

16

Там же. С. 287. 122, 87.

17

Никодим, епископ Далматинско-Истрийский. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. И. СПб., 1911. Репринт: М.: Изд-во Отчий дом, 2001. Т. 2. С. 498.

18

Постановления святых апостолов через Климента, епископа и гражданина Римского. СПб., 2002. С. 19.

19

Там же. С. 76.

20

Никадим, епископ Далматинско-Истрийский. Указ. соч. Т. 2. С. 98.

21

Книга правил святых апостол… С. 307.

22

Там же. С. 307.

23

Цит. по: Никадим, епископ Далматинско-Истрийский. Указ. соч. Т. 2. С. 369–370.

24

Книга правил святых апостол… С. 307.

25

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 29 ноября – 2 декабря 1994 года. Документы и доклады. М.: Издательство Московской Патриархии, 1995. С. 179.

26

Книга правил святых апостол… С. 40.

27

Там же. С. 44.

28

Книга правил святых апостол… С. 114.

29

Там же. С. 362.

30

Там же. С. 164.

31

См.: Зиновьев Н. К. Как избавиться от табака и алкоголя. М., 2008.


Источник: Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение? Труды научно-практической конференции 15–16 октября 2013. – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ», 2014. – 180 с.

Комментарии для сайта Cackle