игум. Иоанн (Рубин)

Источник

Духовный опыт у неопятидесятников и у православных христиан

Диакон Павел Сержантов

Клирик храма Живоначальной Троицы на Грязех

у Покровских ворот (г. Москва),

доцент кафедры Систематического богословия и патрологии

Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского

гуманитарного университета,

редактор журнала «Альфа и Омега»,

кандидат философских наук

При обсуждении темы неопятидесятничества не избежать одного вопроса: что означает префикс «нео» в слове «неопятидесятничество»? Иначе говоря, чем отличается пятидесятничество от неопятидесятничества? Нет сомнений, между неопятидесятниками и пятидесятниками много общего, но есть и различия.

Префикс «нео» указывает на то, что неопятидесятничество является новой разработкой темы пятидесятничества. Как и положено, в новой версии учтен старый опыт и добавлено нечто новое. Подобные случаи хорошо известны: например, есть индуизм и неоиндуизм. Неоиндуистом может быть европеец, не индус, который три раза в неделю занимается йогой, читает мантры, верит в реинкарнацию, но с негодованием отвергает деление индийского общества на касты. Неоиндуизм похож на традиционную индийскую религиозность, но налицо и различия.

Что же такое неопятидесятничество? Это – экстатический опыт «крещения Святым Духом», взятый у пятидесятников, плюс... что? Второй компонент этой формулы может быть самым разным. Например, англиканским. Первым неопятидесятником был священник Епископальной церкви Деннис Беннетт. В 1960 г. он «крестился Святым Духом» у пятидесятников и стал вдохновенно «крестить Святым Духом» своих прихожан-епископалов. Таким образом, Д. Беннетт перенял у пятидесятников опыт религиозного экстаза и соединил его с англиканской (епископальной) протестантской духовностью. Формула неопятидесятничества у Беннетта: пятидесятническая глоссолалия плюс англиканская духовная традиция.

В 1960-е гг. пятидесятнический опыт стал активно передаваться из рук в руки, из конфессии в конфессию – передаваться сам по себе, в отрыве от классических пятидесятнических доктрин. Сначала пятидесятнический опыт передавался в протестантских кругах, затем он попал к католикам. Появилась новая формула неопятидесятничества: пятидесятническая глоссолалия плюс католические духовные традиции. Под католическими духовными традициями подразумеваются: участие в мессах и разного рода литургических собраниях, приобщение к опыту разных монашеских орденов (францисканскому, иезуитскому и др.). Сегодня четверть всех неопятидесятников в США принадлежат Католической церкви, треть католиков США заявляют себя харизматами, то есть неопятидесятниками.

Таким образом, «харизматическое движение обновления» все время разрабатывает разные формулы неопятидесятничества. Среди множества формул попадаются и такие, в которых пятидесятнический экстаз совмещен с неоязыческими практиками (например, с целительской практикой рейки).

Община «Православной Церкви Божией Матери Державная», более известная как секта богородичников, тоже предлагает людям приобщиться к неопятидесятнической духовности. Неопятидесятничество у богородичников описывается формулой: пятидесятнический экстаз плюс литургическая духовность, плюс элементы исихастской духовности, плюс элементы неоязычества и оккультизма. Пятидесятнический экстаз богородичники практикуют не в классическом виде глоссолалии (то есть экстатического говорения на языках). Пятидесятнические экстазы у богородичников присутствуют в регулярной практике экзальтированных молитв на русском языке, в экстатических опытах целительства, экзорцизма, визионерства, «пророчества», то есть пятидесятнический экстаз в опыте богородичников есть, но не в классическом виде, что вполне приемлемо для неопятидесятников. Второй компонент формулы: литургическая духовность Православной Церкви – у богородичников бытует в сильно искаженном виде, заново переписаны последования церковных служб, священнодействия совершаются в весьма экзальтированной манере. Третий компонент формулы: исихастская духовность – представлена у богородичников весьма выборочно: есть понятие о старчестве, о молитве Иисусовой. Четвертый компонент формулы – элементы неоязыческой духовности из движения Аде. Лидер богородичников использует оккультную терминологию (астральный мир и пр.), можно не сомневаться, что в этой общине имеют место и оккультные практики.

Богородичники стоят на позициях религиозного синкретизма, вольного смешения самых разнообразных религиозных практик и учений, поэтому формула неопятидесятничества у богородичников получилась такой «пышной». В эту пространную формулу время от времени вносятся дополнительные компоненты.

Богородичники не были первыми, кто попытался совместить пятидесятничество с православной духовностью. Полвека назад, задолго до появления секты богородичников, пятидесятнический экстаз пытались соединить с исихастской традицией. В этом направлении трудился архимандрит Евсевий (Стефану), основавший в США «Православный центр обновления св. Симеона Нового Богослова». В качестве средств духовного обновления людей Евсевий избрал пятидесятническую глоссолалию и исихастскую духовность преподобного Симеона Нового Богослова и других подвижников.

К сожалению, Евсевий Стефану не одинок в своих попытках объединить пятидесятнический и православный духовный опыт. Несколько лет назад в России активно обсуждалась тема, как игумен Евмений (Перистый) совмещает неопятидесятнический «Альфа-курс» с традиционной православной духовностью. Есть случаи, когда православный христианин перенимал пятидесятнический опыт и уходил из Церкви. Один из самых нашумевших случаев произошел со священником Сергием Журавлевым. Как признает он сам, на православной Литургии и других богослужениях ему не хватало духовных переживаний. Он обратился к пятидесятникам за экстатическим даром глоссолалии и получил его. С. Журавлев стал распространять свой опыт, его лишили священного сана. Тогда он основал секту «Украинская Реформаторская Православная Церковь».

Формула неопятидесятничества, по версии С. Журавлева, это – пятидесятнический экстаз плюс литургическая духовность Православия, плюс исихастская духовность. Православные литургические священнодействия С. Журавлев подверг радикальной реформации, он вдохновлялся примерами иконоборцев, вождей протестантизма и советских обновленцев, таких как «митрополит» Александр Введенский. Из исихастской духовности реформатор заимствовал практику Иисусовой молитвы. Совмещая неопятидесятничество и исихазм, С. Журавлев побуждает людей к «духовному восхождению» в молитве. Оно происходит в два этапа: на первом – надо молиться о прощении грехов: «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного»; на втором – молиться о «крещении Святым Духом» со знамением говорения на языках (глоссолалией). С. Журавлев понимает, что самостоятельно добиться глоссолалии бывает непросто, поэтому он советует: «Начните славить Бога... не на своем родном языке, а на языке, незнакомом вам, который дал вам Святой Дух. Бог не заставит вас говорить. Начните прямо сейчас произносить эти непонятные вам слова. Каждый день молитесь на иных языках»32.

Тем самым С. Журавлев использует исихастскую молитву Иисусову и молитвенную глоссолалию (произнесение непонятных слов) в качестве психотехник. С помощью таких «молитв» адепт входит в состояние измененного сознания, переживает мистический экстаз. Практикуя подобные техники экстаза, он получает столь желанные яркие религиозные переживания, христианская вера и церковная служба перестает быть для него чем-то рутинным, он скрашивает свою религиозную жизнь экстазами.

С. Журавлев и Е. Стефану пришли к неопятидесятничеству в полной уверенности, что пятидесятнический опыт совместим с Православием. Правы ли они? Идентичен ли духовный опыт исихастов и неопятидесятников? Есть несколько способов ответить на этот вопрос. Мы попробуем ответить на него, исходя из того, что и неопятидесятничество, и исихазм понимают себя как духовный путь, как восхождение по духовным ступеням. Сравнив ступени духовного восхождения неопятидесятничества и исихазма, можно увидеть, насколько совместимы эти духовные пути.

Неопятидесятнические ступени духовного восхождения раскрыты в двух книгах американки Мэри Рэлф «Когда Ваши деньги обесцениваются... «Система 666» уже здесь» и «Новая финансовая система», которые стали бестселлерами и выдержали много изданий33. Обе книги прославились тем, что из них мир узнал о планах антихриста навязать людям компьютерные программы и устройства, в которых зашифровано число 666. Именно М. Рэлф распространила откровение о штрих-кодах, пластиковых картах и микрочипах. В своих книгах Мэри Рэлф выступила не только как «апокалипсическая пророчица», но и как опытная наставница в духовной жизни. Она определяет пять последовательных этапов духовного восхождения христианина34. Первый этап – покаяние; второй этап – восстановление, возмещение убытков, причиненных греховной жизнью; третий этап – обращение, которое происходит под прямым воздействием «Святого Духа» и переживается как мгновенное событие. Мэри Рэлф выросла в семье «классических пятидесятников», где подобный опыт именуется «крещением Святым Духом». Описывая третий этап, Мэри Рэлф не употребляет термин «крещение Святым Духом». В этом сказалось ее стремление к тому, чтобы наставления были восприняты за рамками «классического пятидесятничества», т.к. она знает, что (нео) пятидесятнический опыт «крещения Святым Духом» перед многими христианами себя скомпрометировал. Она старается скомпрометированный термин не употреблять.

Четвертый этап – это единение с Христом. В отличие от предыдущего этапа он представляет собой продолжительный по времени духовный рост человека. Если на третьем этапе происходит духовное возрождение человека (рождение заново), на четвертом этапе следует духовный рост человека. Пятый этап – прославление – относится к «постапокалипсической» перспективе. М. Рэлф пишет, что на этом этапе люди будут как Сам Господь, со ссылкой на (1Ин. 3, 2). Это прославление представляет собой экстаз особого рода, исступление, что так любят пятидесятники.

Говоря об этапах духовного восхождения, М. Рэлф не только называет их сама, но дополнительно берет их названия из классического протестантизма у методиста Джона Уэсли. Второй этап – восстановление – М. Рэлф называет по-методистски «оправдание». Третий этап – обращение, по утверждению М. Рэлф называется так, если смотреть на него с человеческой стороны, а если – с божественной, то он называется по-методистски «возрождением». Четвертый этап – единение со Христом назван методистским термином «освящение». Итак, у М. Рэлф неопятидесятничество предстает как смесь из пятидесятнического экстаза и методистской духовной традиции.

В Православии есть своя духовная традиция, из исихастского опыта святых отцов мы знаем о следующих ступенях духовного восхождения: обращение-покаяние, борьба со страстями, безмолвие, сведение ума в сердце, непрестанная молитва, бесстрастие, чистая молитва, созерцание нетварного Света35.

Сопоставим эти два духовных пути. Кажется, что первый этап у неопятидесятников и исихастов общий – покаяние. Но нельзя рассматривать ступени исихастской лествицы в отрыве друг от друга. Важнее то, что после первой ступени этапы явно различаются даже при беглом рассмотрении. Покаяние и обращение к Богу в православной традиции составляют единое целое, у М. Рэлф они разнесены, а под обращением она понимает экстатический опыт.

В исихастских писаниях вслед за покаянием начинается борьба со страстями. Воин Христов с Божией помощью борется против страстей и, побеждая, переходит к безмолвию от страстных помыслов (исихии). Дальнейшие этапы исихастского пути специфичны и встречаются только в православной традиции: от сведения ума в сердце до бесстрастия. Выше бесстрастия, вершины аскетического пути, находятся мистические ступени. Эти высокие ступени духовного восхождения никак не перекликаются с этапами М. Рэлф.

Итак, у М. Рэлф представления о христианском пути строятся так, что мистический опыт доступен даже начинающим, он общедоступен. Получив этот мистический опыт «обращения, или возрождения, или крещения Святым Духом», начинающий неопятидесятник еще долго будет возрастать, время от времени практикуя мистические экстазы. Они занимают главное место в неопятидесятнической духовности. Неопятидесятники никогда не отказываются от экстазов как таковых, хотя некоторые неопятидесятники отказываются от такой разновидности экстазов как глоссолалия и переходят на другие, например, на экстатические: служение исцеления, служение освобождения (экзорцизма). В неопятидесятническом движении много разновидностей экстатического опыта и много техник экстаза, так что есть из чего выбирать. Неопятидесятники могут практиковать и Иисусову молитву в качестве монотонного гипнотического повторения нескольких слов, чтобы таким образом впасть в экстаз. С. Журавлев к пятидесятническому молитвенному экстазу добавляет переживания на Литургии и исихастскую молитву. Но это не делает никого исихастом. На ступенях духовного восхождения исихастов опыт измененных состояний сознания не предполагается, то есть опыт экстаза в сокровищницу исихастской традиции не входит. Для исихастов неприемлем опыт молитвенного экстаза. Во все времена они приобщались на православной Литургии, молились, но никогда не искали экстазов и не пытались совместить православные и не православные религиозные практики. Исихастский опыт не терпит смешения религиозных традиций из разных христианских исповеданий.

Неопятидесятники так легкомысленно сочетают элементы религиозных практик протестантизма, католичества, Православия, нехристианских традиций, потому что идут широким путем. А Евангелие заповедует: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7, 13).

* * *

32

Из архива автора.

33

Relfe. M. S. When your fails… the «666 System» is here. ; она же. The new money system… .

34

Она же. The new money system… P. 238–244.

35

Подробнее см.: Хоружий С. С. Исследования по исихастской традиции. В 2 т. Т. 1. К феноменологии аскезы. Спб., 2012. С. 42–96.


Источник: Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение? Труды научно-практической конференции 15–16 октября 2013. – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ», 2014. – 180 с.

Комментарии для сайта Cackle