игум. Иоанн (Рубин)

Источник

Неопятидесятничество как негативный фактор обороноспособности и духовной безопасности России

Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер

Заместитель заведующего сектором МВД

Синодального Отдела Московского

по взаимодействию с Вооруженными Силами

и правоохранительными органами, Патриархата

доцент Академии управления МВД России,

доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,

полковник внутренней службы в отставке,

кандидат юридических наук

Сложно по достоинству оценить роль Русской Православной Церкви в судьбе нашей страны и наших народов – настолько она велика. Судьба нашего Отечества и судьба Православия неразрывны, это показывает опыт исторического бытия. И сегодня Церковь несет ответственность за судьбу страны и народа. Воинствующая Церковь Христова борется против любых различных уклонений и извращений веры, и в данном случае, свидетельствуя об Истине, выступает против неопятидесятничества.

Небезызвестно, что в настоящее время Россия переживает очень сложное время; как писал А. И. Солженицын, «... мы находимся в таком униженном состоянии, на таком уровне национального унижения, которое трудно сравнить с каким-нибудь периодом. Мы в национальном обмороке»107. Эти слова можно отнести к нам в отношении деятельности неопятидесятников. Немногие ведают, что в Вашингтоне имеется центр, целью которого является изучение социологической и религиозной картины на территории бывшего СССР и внедрение «различных сектантских движений» в Россию. Более 80% средств сект поступает из заграницы, на счета организаций, подобных пятидесятникам и неопятидесятникам108. Задачей таких организаций является борьба с традиционными религиями, а также насаждение чуждых идей, отрицающих патриотизм и проповедующих пацифизм.

Деморализация общественности путем насаждения новых религиозных культов разрушительного характера является огромным негативным фактором для работоспособности населения и духовной безопасности России. Идеологи пятидесятничества высказываются об Отечестве совершенно определенно, видя в любви к нему страшную беду, синдром толпы, который необходимо преодолеть: «Нас невозможно остановить! Чем эта страна слабее, тем «церковь» сильнее. Чем страна беднее, тем «церковь» богаче. Мне нравится это время!»109 Отрицание государственной идеологии (статья 13 Конституции РФ) как консолидирующей силы, безусловно, негативно сказывается на состоянии общества, и именно духовный компонент в таких условиях должен стать объединяющей силой, способной восстановить Россию. Необходимо возродить верность Родине, вернуть уважение к соотечественникам, к себе, так как народ в ответе за судьбу своей страны. А это означает воспитание патриотизма, любви к Родине и готовности бескорыстно служить ей и защищать ее, что, очевидно, противоречит сущности пятидесятничества, несмотря на их официальные декларации.

Только таким образом возникает сознательная ответственность за социальную жизнь и гармоничные отношения на всех уровнях бытия. Если мы рассматриваем объекты православного патриотизма, то это – семья, дом, организация, народ, Отечество, человечество, природа, Вселенная. Столь широкий спектр ответственности в целом и полностью вытекает из Нового Завета. Конечно, нужно четко осознавать, что подлинный патриотизм не совместим ни с космополитизмом, ни с национализмом как крайней формой, ни с аморальностью, антикультурой или социальной утопией, которые присущи, в частности, пятидесятничеству. Есть различные религиозные системы, важнейшие из них являются государствообразующими и культуросозидающими. Но большинство протестантских направлений, существующих сотни лет, на мой взгляд, полноценной христианской культуры не создали, а пользуются результатами, достигнутыми в других сферах. Например, протестантская культура основана на практицизме и приземленности, чем резко отличается от культур традиционных христианских, исламских, буддистских, древнеязыческих обществ110. Подлинная культура всегда устремлена на позитивное полноценное гармоничное развитие человечества, на красоту, а антикультура – на разрушение, действует против созидания, гуманизма и гармонии. Антикультура порождает различные формы ложного патриотизма или его отрицания. Достаточно вспомнить множество захватнических войн, столетиями совершаемых ведущими протестантскими англоязычными странами.

Существует четкая вертикаль ценностей от духовных идеалов к патриотизму. Реализация ценностных установок граждан всегда связана с духовностью, они подтверждаются идеалами культуры и свободы (или наоборот, антикультуры и рабства). Если рассматривать алгоритм взаимодействия духовности и культуры, то духовность порождает систему идеалов, принципов и норм, на базе которых возникает культура. Это важно разъяснять в ходе общения со служащими правоохранительных органов, силовых структур и представителями администраций. Весьма значимо объективно и показательно классифицировать различные религиозные организации и вероучения – протестантские, неопротестантские, любые другие. Полезно указывать, какие системы признаков использовать и как вести диалог с представителями разных культов, оценивая их иерархию ценностей и мотивацию смыслов. Обыкновенно приходится начинать с раскрытия содержания понятия духовности. При встрече с невоцерковленными и людьми, считающими себя неверующими, стоит начать объяснение с того, что такое вера и что такое духовность. В трактовке этих понятий – одно из принципиальных отличий Православия от неопятидесятничества. В целом духовность характерна тем, что возникает устремленность к идеалу и уподоблению ему. Возможны два направления: восходящего (от духовного здоровья) к нравственному развитию жизни и нисходящего (от духовной болезни). Неопятидесятничество как любая духовная болезнь неизбежно ведет к аморальности, деградации и духовной гибели.

Когда забывают о патриотизме, выходит по П. А. Столыпину: «... народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут, господа, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы»111. Анализ отношения россиян к слову «патриот» фиксирует радикальный слом. Если в 1988 г. патриотами своего Отечества считали себя 93% опрошенных, то в 1998 г.– лишь 23%112. Основная причина этого – именно кризис духовности населения и духовная агрессия извне. Фактически, сегодня предлагаются два варианта: либо восстановление исторической памяти и идентичности, либо стирание из памяти собственной истории и навязывание иллюзии будущего. Неопятидесятничество в принципе отвергает традиционную российскую идентичность.

Есть два признака информационно-психологического и духовного порабощения народа: навязывание чужой культуры и дискредитация своей. Сегодня из нас хотят сделать цивилизацию квалифицированных потребителей, и неопятидесятничество (несмотря на все их претензии) в данном случае является всего лишь инструментом для реализации подобных программ. Для справки напомню, что еще в 2010 г. министр образования и науки А. А. Фурсенко в интервью газете «Московский комсомолец» сказал, что наша российская система образования предназначена для того, «чтобы готовить не творцов, а квалифицированных потребителей»113, и это хорошо раскрывает сущность процесса, который происходит в религиозной сфере. Если будет отвергнут созидательный опыт многовековой православной традиции, то потребительство – это «будущее» России. Даже духовность станет товаром, как это уже произошло в большей части протестантского мира. Враждебные антироссийские, антигуманные силы, стараются заставить народ потерять смысл жизни, утратить самоидентичность, отказаться от патриотизма, веры и подлинной свободы.

В связи со сказанным полезно вспомнить о разном понимании смысла жизни:114

1) в общем контексте – система обеспечения и оправдания высших духовных, моральных, мировоззренческих и иных мотивационных норм жизни и деятельности человека;

2) в этическом контексте – жизнь ради жизни, людей и общества;

3) в родовом контексте – жизнь ради своих детей и родственников, для продолжения своего рода;

4) в сатанинском контексте – жизнь ради любых своих желаний и страстей, преимущественно самых низменных;

5) в коммунистическом контексте – участие человека в развитии общества, в борьбе за революционные преобразования до своей неизбежной личной смерти и исчезновения в потоке вечности; жизнь ради коммунистической идеи;

6) в православном контексте – духовно-нравственное пребывание в деятельной любви к Богу, ближним (себе, семье, обществу, всем людям), природе и миру; ответственность за всех и все, уподобление Богу, победа над грехом и смертью, обретение вечной, творческой и деятельной жизни в Боге – Истине и Любви.

Высшие гражданские ценности заданы традиционным Православием в течение многих веков (от апостолов преемственно до нынешних святых, чего в принципе лишены неопятидесятники). Духовность и этика определяют высшие ценности, направляющие нравственную жизнь общества и человека, среди них:

•жизнь, свобода;

•патриотизм;

•совесть, долг, честь;

•социальная справедливость;

•национальное самосознание;

•уважение чести и достоинства каждой личности. Несколько слов о свободе. Каждому российскому гражданину и всему российскому обществу необходимо выбрать путь жизни, справедливости и свободы. Эта тема особенно важна при общении с невоцерковленной аудиторией. Вопрос свободы в пятидесятничестве понимается весьма своеобразно, анархично. Между тем, что такое свобода? В идеальном смысле свобода есть способность личности к самобытию сущности, самоподвижности души и самоопределению разума. В религиозной сфере свобода связана с понятиями «свобода воли», «свобода совести», истинность, сознательность и ответственность. Может быть свобода «от чего-то» (негативная) или «для чего-то» (позитивная). Свобода воли есть способность человека к внутреннему самоопределению в своих предпочтениях. Свобода реализуема лишь при наличии условий:

1) доступность объективной, своевременной и полной информации о ситуации;

2) уровень компетенции, позволяющий правильно оценивать ситуацию;

3) соответствующая зрелость личности.

Духовная свобода – это власть личности над своей природой, над своими страстями и влечениями, свобода от греха. Однако, к примеру, трансэкстатическое состояние неохаризматиков ничего общего с духовной и иной позитивной свободой не имеет.

В правовой сфере одним из основных принципов российского международного права является положение: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»115. Конституция Российской Федерации раскрывает это положение.

1. «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»116.

Конкретизация понимания статуса, суверенитета и свободы человека требует определения его сущности, значения и ценности для общества, семьи и для него самого. В разных религиозных, мировоззренческих и идеологических системах весьма различны взгляды на человека, на его права и свободы. Большое влияние внутренние установления религиозных, мировоззренческих и идеологических объединений оказывают на всю жизнь общества, на правосознание, правоприменение и нравственность.

Представим себе, что большинство населения России стало пацифистами (к примеру, пятидесятниками и их последователями). Очевидно, что это приведет к развалу всех силовых структур. Именно этого и добиваются антиправославные и антироссийские силы.

Откуда взялось понятие «правовая свобода»? Откуда родилось понимание, что она – высшая ценность? Из традиционного, канонического христианства! Духовную законность (то есть следование Истине) оно ставит одним из необходимых условий свободы: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Однако все формы протестантизма игнорируют требования Библии к обязательному соблюдению духовной законности. Между тем Священное Писание, неоднократно предупреждает о пагубности этого пути: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим. 2, 5); «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23). Данное обстоятельство приводит к игнорированию ряда форм законности во многих протестантских странах. Примером может служить позиция, которую занимают в международном праве США.

Православный патриотизм основан на очень простых, но самых главных заповедях Иисуса Христа: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37–40).

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру»117, поэтому противодействие православных неохаризматическим и неопятидесятническим направлениям можно расценивать как проявление патриотизма (любви к Отечеству) и любви к Православию. «Патриотизм всегда должен быть действенным», так как «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). «Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры – православный народ»118.

Согласно данным социологической организации «Левада-Центр» на ноябрь 2012 г., в России православие исповедуют 74% населения, ислам – 7%, католицизм, протестантизм и иудаизм – по 1%, атеистами себя назвали 5%119. Эта статистика показывает, что Россия в целом и в отдельно взятых регионах не является политеистической, как это иногда пытаются представить. Безусловно, есть регионы традиционно исламские, буддийские, но в целом Россия монотеистическая православная страна. Реальные социальные значения и ценности граждан любой страны формируются господствующей духовностью. На этом основываются ее собственные средства духовной безопасности. В основополагающих правовых документах «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» присутствует духовный компонент. Такие понятия как «духовное наследие», «духовная жизнь общества», «укрепление духовного единства» создали систему духовно-патриотического воспитания в России. В «Доктрине информационной безопасности РФ» говорится о деятельности деструктивных религиозных организаций, и конкретно применяется термин «секта»120, что противоречит утверждению определенных околоправовых кругов, будто термин «секта» не правовой.

Общеизвестно, что протестантские и неопротестантские движения характерны настырным прозелитизмом. Обозначу направления деятельности против подобной деятельности пятидесятников:

1) духовное просвещение;

2) содействие социально-культурной интеграции;

3) укрепление позитивной духовности и нравственности населения;

4) разоблачение деструктивных культов.

Например, нужно вскрывать угрозы утраты Россией ее духовно-культурной идентичности, которые несут навязываемые чуждые праздники (от крайних форм, таких как «Halloween» и «День святого Валентина» до «благопристойных»).

Изучение истории семьи, родного края, Отечества, традиционных религий и российского патриотизма является основой самосознания и патриотического настроя наших граждан. Если молодой человек уважает свою страну и культуру, то попасть к пятидесятникам ему будет гораздо менее вероятно. Весьма существенно изучение жизнедеятельности соотечественников, вошедших в сокровищницу русской культуры, особенно созидательных, мужественных, благородных людей, радевших за Землю русскую, на примере которых могут воспитываться идеалы служения Отечеству. В целях назидания и воодушевления необходимо помнить всенародный подвиг патриотизма в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. Патриотизм – это преемственность истории Отечества, прежде всего духовной. Это можно проследить на примере эволюции герба России с 1460 г. по нынешнее время. Российский патриотизм издавна имеет свои святыни: Родину, Отчизну, Державу, веру, святых людей, святые события, святые места, святые даты, святые символы...

Высшим фактором российской культуры является православная святость. Культура этой святости порождает культуру бытия, творчества, веры, быта, духа и разума. Патриотическое воспитание формирует осознанное восприятие исторических знаний о лучших традициях народов России, героической борьбе, подвигах, талантах, духовно-нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России. Знание подлинной созидательной истории своей семьи, народа, села, города, края, страны, религии укрепляет общественную жизненную позицию. Россиянин должен знать, что он хранитель памяти своих предков и должен передать ее своим потомкам. Память о предках – это показатель духовного и нравственного здоровья нации; также это позитивный метод борьбы с неопятидесятничеством и иными сектами.

«Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим»121, – эти слова святого князя Ярослава Мудрого актуальны как никогда. Назидательной может быть демонстрация картин современных художников на патриотические темы (например, картины И. С. Глазунова «Вечная Россия», серии картин Павла Рыженко). Если это использовать, начиная с младших классов, в сочетании с иными педагогическими методиками и с учетом аудитории, то количество перешедших в неокульты будет резко уменьшено. Следует не только опираться на догматические и рациональные аргументы, но также формировать уважение к истории собственного народа.

Нынешний президент Российской Федерации В. В. Путин на встрече с молодежью 29 августа 2012 г. во время церемонии вручения государственных наград в Болгарском историко-архитектурном музее-заповеднике в Татарстане сказал: «Нельзя победить единый многонациональный мощный российский народ, потому что на стороне правды и справедливости – миллионы людей, причем людей, которые ничего не боятся, которых нельзя запугать, и которые знают цену миру. Наши люди не позволят растащить и расколоть российское общество по национальным квартирам и по религиозному признаку, и тем самым ослабить Россию, разрушить наш общий дом». Президент подчеркнул, что веротерпимость «веками служила одной из основ российской государственности... Именно сюда бьют те, кто старается эту государственность разрушить, а духовенство, священнослужители традиционных религий всегда берегли мир и согласие в нашем общем Отечестве. Будем беречь согласие, отстаивая те ценности, которые служат нам нравственным и историческим ориентиром, и с этого пути не свернем»122, – заявил глава государства.

Основы формирования традиционного православного (напомню – большинства граждан нашей страны) российского образа жизни человека, семьи, народа и общества берут свое начало в Священном Предании. Священное Предание – это жизнь и сознание Тела Христова в Духе Святом. Многие компоненты Священного Предания вербально не излагаются, лишь воцерковленному человеку дано войти в сферу Священного Предания, обрести православную духовность. Именно такая духовность через созидательную культуру освещает, облагораживает все области личного и социального человеческого бытия, формы и сферы общественного сознания, открывает человеку смысл жизни и свободы. Это, в частности, объясняет патриотическую социальную активность Русской Православной Церкви.

Государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления взаимодействуют с Русской Православной Церковью в ряде сфер общественной жизни, среди них:

• формирование нравственных, гражданских и патриотических ценностей (в частности, укрепление института семьи, развитие правового и нравственного статуса личности);

• предотвращение и разрешение религиозных конфликтов;

• благотворительность;

• обеспечение национальной безопасности (включая экспертную и просветительскую деятельность);

• использование и сохранение памятников истории и культуры;

• образование и наука.

Без высших позитивных духовных идеалов в обществе и государстве нет эффективной политики с единой правовой системой, системой образования, системой социальных программ – именно системами, а не стихийными «рывками». Забвение патриотизма неизбежно приводит к массовому, системному, культурному вырождению российского этноса. По сути, это есть этноцид – уничтожение этнической и национальной идентичности, самосознания воли российских народов. Православие непримиримо к врагам наших святынь и Отечества. Ослабление патриотизма указывает на деградацию национального, исторического, геополитического мышления определенной части российской элиты.

Деструктивные силы стараются создать в России некие новоиспеченные формы «религии». Подтверждением тому могут служить слова некоторых политических деятелей, идеологов-обновленцев, которые хотели построить якобы новейшую Россию: «Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом – новые вырастут», – это высказывание А. Б. Чубайса. Другой деятель перестройки, Е. Т. Гайдар, в интервью на радио «Свобода» сказал: «Если ядерная сверхдержава де-факто уже не существует, потому что утрачены все основные элементы государственности, то ее лучше мирно и легально распустить». Известный деятель либерализма, тоже один из идеологов перестройки В. И. Новодворская, отзывается об Отечестве: «В России все растекается и свисает, как макароны с ложки. Шестая часть суши была заселена беспозвоночной протоплазмой». В. В. Познер провозглашает: «Я думаю, что одна из величайших трагедий для России – принятие Православия... Я считаю, что Православие явилось тяжелой ношей для России»123. В этом ключе вспомним характерный признак сатанизма – совершать богохульные деяния именно в православных храмах. Лозунг православных сегодня должен быть: «За Русь! Патриотизм, долг, ответственность, честь, совесть!» Еще М. Е. Салтыков-Щедрин предостерегал: «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына»124. А ведь «алтын», то есть поклонение мамоне, – кумир протестантизма и всех его последователей (в том числе и неопятидесятников). В этот ряд вписываются слова В. В. Путина, сказанные 12 сентября 2012 г. в Краснодаре на встрече с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодежи и ключевым аспектам нравственного и патриотического воспитания: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это – уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее»125. Ни одним из этих признаков не обладают неопятидесятники.

* * *

107

Солженицын А. И. Интервью // Российская газета. 3 апреля 1995 г.

108

Хвыля-Олинтер А. И. Духовно-религиозные основания национальной безопасности России. М., 2012. Раздел 4.1. Общая религиозная ситуация в России. URL: http://www.golden-ship.ru/load/kh/khvylja_olinter_a_i/

dukhovnro/311–1–0–1645 (дата обращения 20.03.2014).

109

Оконишников А. С чего начинается Родина. И где она может закончиться. URL: http://www.kistine.ru/sects/neo50/neo50_okonishnikov.htm (дата обращения 20.03.2014)Н

110

См.: Вебер М. Избранные произведения. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990.

111

Цит. по: Аксаков А. П. Высший подвиг. Петр Аркадьевич Столыпин, жизнь за Царя и Родину положивший. URL: http://gosudarstvo.voskres.ru/heald/stolypin/stlp_02.htm (дата обращения 20.03.2014).

112

Попов Е. О. Правовые основы военно-патриотического воспитания молодежи в России / Е.О Попов // Право в Вооруженных силах. 2009. № 6. С.50. URL: http://ref.rushkolnik.ru/v59360/ (дата обращения 20.03.2014).

113

Современное образование Андрея Фурсенко. URL: http://newsland.com/news/detail/id/926364/ (дата обращения 20.03.2014).

114

См.: Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996; Иоанн (Попов), архиепископ, Возьмитель А. А., Хвыля-Олинтер А. И. Духовная безопасность России (актуальные теоретико методологические и практические проблемы духовной безопасности) / Научно методическое пособие. М., 2005; Хвыля-Олинтер А.И., свящ. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. М.: «Даръ», 2008; Хвыля-Олинтер А.И., свящ. Духовно-религиозные основания национальной безопасности России. М., 2012.

115

Конституция Российской Федерации. Статья 2. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000–3.htm (дата обращения 20.03.2014).

116

Там же. Статья 17.

117

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Раздел II.3. URL:http//http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (дата обращения 20.03.2014).

118

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Раздел II.3. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (дата обращения 20.03.2014).

119

Пресс-выпуски. В России 74% православных и 7% мусульман. 17.12.2012. URL: http://www.levada.ru/17–12–2012/v-rossii-74-pravoslavnykh-i-7-musulman (дата обращения 20.03.2014).

120

Российская газета. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/mim_bezop/doctr.shtm (дата обращения 20.03.2014).

121

Повесть временных лет. Пер. Д. С. Лихачева. В год 6562 (1054). URL: http://www.old-russian.chat.ru/03povest.htm (дата обращения 20.03.2014).

122

Путин: Террористы не добьются своих целей на территории России. Официальный сайт партии Единая Россия. URL: http://er.ru/news/89776/ (дата обращения 20.03.2014).

123

А. Чубайс: «Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок». URL:http://www.pravda.ru/politics/parties/sps/14–01–2004/46126-chubais-1/;Популярные и неизвестные высказывания Егора Гайдара. URL: http://www.rg.ru/2013/12/13/gaidar-site.html; Изречения оппозиционеров из пятой колонны о России и русском народе. URL: http://dokumentika.org/ru/religiozno-natsionalniy-sionizm/izrecheniya-oppozitsionerov-iz-pyatoy-kolonni-o-rossii-i-russkom-narode/pdf (все – дата обращения 20.03.2014).

124

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – цитаты, афоризмы, высказывания. URL: http://ru.quotesbox.org/quotes/933219/ (дата обращения 20.03.2014).

125

Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи. URL: http://kremlin.ru/news/16470 (дата обращения 20.03.2014).


Источник: Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение? Труды научно-практической конференции 15–16 октября 2013. – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ», 2014. – 180 с.

Комментарии для сайта Cackle