Источник

Практическая часть мухаммеданского вероучения, – дин

Различные степени важности нравственных обязанностей мухаммедан

Практика религиозной жизни мухаммедан имеет свою особенную, чрезвычайно оригинальную схему деления. По этой схеме все заповеди божественные и пророческие (Мухаммедовы) сначала подводятся под два класса: один класс заповедей называется фарз. другой называется сюннят. Фарз составляют те заповеди, которые даны самим Богом, написаны в Коране и имеют силу непререкаемой обязательности для каждого мухаммеданина. Сюннят составляют заповеди, установленные словом или примером Мухаммеда, находящиеся в предании и большею частию предоставленные Свободе, произволу каждого исполнять или не исполнять их. Взятые вместе, заповеди Фарз и Сюннят разделяются еще на три главные вида: на шарт, условия237, на ваджиб, необходимые, и на сяваб, имеющие заслугу. Сверх того в религии мухаммеданской есть действия и предметы позволенные, называемые халяль, есть действия и предметы запрещенные, называемые харам, наконец между теми и другими существуют еще средние, которые ни позволены, ни запрещены: они называются мягруг, т. е. гнусные, потому что сама природа указывает, что известный предмет, вещь или известное действие гнусны и что их не нужно употреблять или делать.

К фарзу принадлежат следующие заповеди: 1) веровать в единого Бога и в посланничество Мухаммеда; 2) веровать, что Коран есть слово Божие, а не слово человеческое; 3) веровать, что всякое зло и всякое добро происходят от Бога, впрочем без насилия воле человеческой; 4) веровать, что Бог за дела добрые воздаст каждому по делам, хотя для спасения человека достаточно и одной веры в единого Бога и посланничество Мухаммеда; 5) веровать в воскресение ангелов, людей, демонов и всех во обще животных и в имеющий быть после этого суд Божий; 6) строго наблюдать часы намазов, подавать милостыню, содержать пост, совершать путешествие в Мекку и предпочитать все это другим Занятиям; 7) делать теджид иман и теджид някях, т. е. возобновление веры238 и возобновление брака239 и др.

К Сюнняту относятся: обрезание, чтение Корана и знание его наизусть, вступление в законных летах в супружество; знание какого-нибудь рукоделья, как бы кто богат и знатен ни был. К сюнняту же принадлежит чистота, наблюдаемая мухаммеданами в мечетях при намазах, бритье волос на голове и других частях тела и проч.

К фарзу и сюнняту вместе, а также к ваджибу и сявабу вместе, относятся между прочим следующие заповеди: 1) покаяние частное, состоящее из произвольного омовения и частого с сокрушением сердца произношения: аг раббим (араб.) о Господи! и покаяние публичное, в мечети, при всех, в долговременном пристрастии к какому-либо пороку, пьянству, воровству и проч.; 2) беспрекословное повиновение Богу, султану и начальникам; 3) мученичество, шигадат240 и проч.

К ваджибу относятся те же самые заповеди, которые относятся и к фарзу.

К сявабу или к заповедям, исполнение которых будет иметь свою заслугу, принадлежат между прочим следующие: 1) частные, кроме доложенных намазов, молитвы; 2) частные, сверх зякята, милостыни; 3) частные, кроме рамазана, посты и пр.

К халялю, или вещам позволенным относятся: 1) несправедливости против всех немухаммедан и особенно против еретиков своей религии, которых мухаммедане называют рафазы и кызыл-баш; 2) брать себе в замужество до 4-х жен и иметь сколько угодно пленниц, рабынь в виде наложниц; 3) просить у Бога всего, кроме пророчества и султанства и пр.

Под именем харама разумеется все то, что возбранено, запрещено самим Богом или Мухаммедом. Как харам, главным образом запрещено, во первых, придавать Богу отечество, сыновство, матерь, жену и употреблять имя Божие во множественном числе. В Коране, когда говорится от лица Божия, что Ми сделали то-то, Нам угодно то-то и т. п., – в этом случае подобные выражения отнюдь не показывают множественности в Боге, а только означают Его величие. Во-вторых, запрещено иметь в домах, в мечетях изображения, тем более покланяться им241. В-третьих, нельзя брать в замужество двух родных сестер. В-четвертых, нельзя жениться на сестре, дочери, племяннице и тетке. В-пятых, запрещено пить вино242. В шестых запрещено есть падаль, кровь, свиное мясо и вообще плотоядных животных. К хараму же относятся пляска, всякого рода азартные игры, инструментальная музыка, – исключая разве только слишком тихой и скромной, – звон в колокола и проч.

Под именем мякруга наконец разумеется все то, что ни позволено, ни запрещено законом, но что предоставлено самой природе человека, потому что она сама может сказать, что известная вещь мерзка и гнусна ей. К мякругу относятся, наприм., одежда и сосуды нечистые, которые не отмываются, жидкости, – будет ли то вода или масло, или мед, или что-нибудь другое, – в которые попала мышь или другое какое-нибудь нечистое животное и проч.

Из этого многосложного и запутанного деления предметов мухаммеданской практики, – деления, под которое подходит множество и других предметов, не относящихся собственно к религии, ясно видно, что религия Мухаммеда положила свою печать на весь быт мухаммеданина, духовный и чувственный, внутренний и внешний. Всякая мысль, всякое чувство, всякое движение воли, каждый шаг мухаммеданина определены религиею; на все в ней сыщется своя фетва, позволяющая или запрещающая известную вещь. Мухаммеданин твердо знает это деление; то и дело из уст его можно слышать слова: фарз, суннят, харам, халяль и пр. Но само собою понятно, что никак невозможно нам излагать мухаммеданскую практику по этой именно схеме деления ее предметов: потому что в этом случае нужно было бы изложить весь Фигкх (т. е. практич. Богословие) мухаммеданский, который обширен как море, по выражению мухаммеданских богословов. Поэтому мы изложим только главные пункты их практики. – Раз243 Архангел Гавриил явился Мухаммеду в виде бедуина и спросил его: „в чем состоит Ислам“? Мухаммед ответил ему: „Ислам состоит в том, чтобы исповедовать, что нет Бога кроме Аллаха и что я пророк Его; чтобы наблюдать часы молитвы, подавать милостыню, поститься в месяц Рамазан и совершать, если возможно, путешествие в Мекку“. – „Совершенно так“, сказал Гавриил, открывшись ему. Этот ответ Мухаммеда очень важен потому, что он хорошо выражает сущность Ислама. Мухаммедане сущность своей религиозной практики поставляют в молитве, милостыне, посте и путешествии в Мекку. Эти пункты мухаммеданской практики изложим и мы; а для того, чтобы составить себе понятие о мухаммеданской обрядности, учение о молитве изложим со всеми ее условиями и частными принадлежностями.

О молитве

Молитва, салят, намаз (араб.) есть первейшая и важнейшая обязанность мухаммеданина: ею свидетельствуете он пред Богом собственное свое ничтожество; ею славословит величие и всемогущество единого Бога; ею испрашивает благоволение милосердого и всеблагого Господа на лучшее создание Его, Мухаммеда, на его асхабов и его последователей; молитва есть выражение покорности и благодарности мухаммеданина к Богу и пр. Коран в бесчисленных местах внушает мухаммеданам как можно строже наблюдать молитву и никак не опускать определенных пятикратных часов ее. Вот некоторые из таких мест вместе с правилами о молитве: „Верующие! молитесь непрестанно и наблюдайте учрежденные времена молитвы; а когда позовут вас на молитву в день собрания (в пятницу), то спешите к воспоминанию дел Божиих, оставляя куплю и прочие заботы житейские. Воистину, Бог требует от каждого мухаммеданина и каждой мухаммеданки, чтобы они молились пять раз в сутки244. Творите молитвы и молитву среднюю (т. е. (араб.) иля намаз), и вставайте на молитву ночью, проникнутые благочестием. Если вы боитесь какой-нибудь опасности, то вы можете молиться стоя, или на лошади. Когда же вы вне всякой опасности, снова помышляйте о Боге, потому что Он научил вас тому, чего вы не знали“.245 „Когда вы делаете военный поход в какую-нибудь страну, то нет греха вам за сокращение молитв, если только вы боитесь внезапного нападения неприятелей: неверные суть ваши явные враги. По окончании молитвы, снова думайте о Боге, стоя, сидя и лежа на ваших боках.

Тотчас, как только вы в безопасности, исполняйте молитву. Молитва для верующих есть обязанность, совершаемая в известные определенные часы“.246 „Верующие! не молитесь, когда вы нечисты: ждите когда вы совершите ваши омовения, по крайней мере когда вы не будете в путешествии. Если вы будете больны или в путешествии, если вы удовлетворите своим естественным потребностям, или если вы приближались к жене, отрите лицо и руки мелкою пылью, за неимением воды. Бог снисходителен и милостив“247.

Молитва у мухаммедан бывает двух родов; общественная, совершающаяся в мечетях (араб.), или частная, которая может совершаться мухаммеданами в домах, в дороге, на поле, или где бы то ни было, только не в мечети и не с имамом.

Условия, необходимые как для той, так и для другой молитвы мухаммеданской, суть следующие:

1) Мухаммеданин не смеет стать на молитву дотоле, пока не очистит наперед своего тела от осквернения, большого или малого, важного или неважного, т. е. мухаммеданин перед своею молитвою непременно должен совершить омовение. Омовение это бывает двух родов: полное, называемое гусль (араб.) и неполное, называемое вузу (араб.). Омовение может совершаться или чистою водою, или мелким песком, в случае невозможности найти воды, как это может быть в путешествиях и военных экспедициях. В последнем случае омовение получает и особенное название тайяммум (араб.). Нечистоту, подвергающую мухаммеданина полному омовению, составляет а) излияние семени во сне; б) соитие с женою; в) месячные кровотечения у женщин; г) роды. Сверх того надлежит еще омываться полным омовением каждую пятницу пред полуденною молитвою, в оба байрама пред молитвою жертвоприношения и пред начатием путешествия в Мекку. Это – установление божественное, фарз. Полное омовение состоит в тщательном трении всего тела руками, так что если на пальцах будут перстни, то и их должно снять, чтобы все было омыто; в омытии тех частей тела, которые закрыты другими частями; в трении внутри ушей и пр. Женщина при омовении должна развязать волосы и расплесть косы. Омовение каждой части тела должно совершаться по три раза. – Нечистоту, подвергающую мухаммеданина неполному омовению, составляет а) обыкновенные телесные испражнения; Ь) испражнения случайные, бывающие вследствие болезней, напр. глистами, камнями и пр. с) желудочные ветры; d) кровотечение; е) извержение ртом пищи, крови, необычайной мокроты и желчи; f) сумасшествие; g) пьянство; ) обмороки; и) смех человека в совершенном возрасте среди намаза; j) сладострастные обнимания, даже между мужем и женою; наконец к) сон, т. е. человек заснет в положении, способствующем испустить желудочный ветр. Это омовение есть также установление божественное, фарз, потому что в Коране сказано: „Верующие! готовясь к молитве, мойте лидо и руки ваши до локтей, мойте голову и ноги ваши до ладыжек“. Обряд этот состоит в том, чтобы мыть лицо от волос на лбу до горла, мыть уши и за ушами; обмакивать три пальца или всю руку в воду и тереть голову, по крайней мере переднюю часть ее; обтирать мокрою рукою бороду; мыть руки до локтей и ноги до ладыжек. Для того, чтобы в исполнении этого омовения сделать подражание Мухаммеду, нужно еще, чтобы а) вода была на лице и на прочих частях троекратно; b) нужно полоскать рот; о) тереть зубы; d) всасывать ноздрями воду из руки троекратно; е) чесать бороду пальцами, как гребнем; f) поджимать руки и ноги крестообразно; g) мыть по порядку руки, лицо, запястья до локтей, голову, наконец ноги; h) намоченною рукою тереть всю голову, уши и затылок; и) по омовении какой либо части не дожидаться, пока она высохнет; j) не прерывать таковых омовений ни для каких нужд житейских; k) начинать омовения всякий раз с правой стороны; l) мыться всегда самому и никогда чужими руками, разве за болезнию; m) мыться, сидя лицом к Мекке; m) во время омовения читать известные молитвы, начиная их чтением бисмилля. Молитвы эти довольно любопытны: Так, омывая руки, мухаммеданин говорит: „Боже мой! включи меня в число кающихся, очистившихся, праведных и добродетельных рабов Твоих“. Омывая ноздри, произносит: „Боже мой! окури меня благовониями рая, обогати меня сокровищами его; услади меня удовольствиями его“. При омовении лица говорит: „Боже мой! убели лицо мое светом Твоим в тот день, когда лица явятся белыми, и не очерни его в от день, когда они очернятся (т. е. в день судный)“. Омывая запястья правой руки до локтя, мухаммеданин произносит: „Боже мой! вложи мою книгу в правую руку и суди меня милостиво и благосклонно“. Совершая тоже с левой рукой, говорит: „Боже мой! не дай мне моей книги в левую руку, не клади ее на плеча мои и не суди меня по Твоей строгости“. При омовении головы читает: „Боже мой! покрой меня Твоим милосердием“. При омовении ушей: „Боже мой! причисли меня ко внимающим словесам Твоим и исполняющим оные со тщанием“. При омовении шеи: „Боже мой! освободи шею мою от огня, меча и оков». При омовении ног: „Боже мой! утверди стопы мои на мосту сиратском в день, когда задрожат ноги проходящих этот ужасный путь“. В заключение омовения мухаммеданин читает: „славлю имя Твое, Господи Боже мой, свящу его, хвалю его; исповедую, что нет Бога, кроме Тебя единого; Тебя единого прошу о помиловании меня; исповедую, что нет Бога, кроме Аллаха и что Мухаммед есть служитель Божий и Пророк!“ Похвально, говорят мухаммедане, сберегать воду, оставшуюся после омовения: вода эта столь же священна, как вода из колодезя Земзем в Мекке.

Отирание песком вместо омовения дозволено мухаммеданину в следующих случаях: а) пред выносом тела покойника, если не успеют принести воды, b) пред молитвою байрамов, если не успеют за чем-нибудь извинительным достать воды; с) если вода продается по слишком высокой цене; d) если по болезни какой нельзя мочить тела водою; е) за недостатком сосудов, в опасности от неприятелей, разбойников, лютых зверей; f) в случае недостатка воды и нужды ее на потребности житейские. Кроме песку употребляются в этих случаях земля, пыль, известь, толченый камень, зола, металлические опилки и пр.

Все омовения мухаммедан относятся, очевидно, к одному телу: но мухаммеданин столько же обязывается наблюдать и чистоту платья; в противном случае его молитва бывает также не действительна. Общее правило касательно чистоты одежды существует такое, чтобы она не имела на себе приметной нечистоты. Если нечистоты в платье будет больше одной драхмы, то мухаммеданин считается неочищенным и вследствие этого молитва его будет совершенно бесполезною. Очищенный мухаммеданин называется тагир (араб.).

2) Второе условие, необходимое мухаммеданину для совершения молитвы, есть то, чтобы тело его было со тщанием прикрыто платьем, чтобы его нагота не нарушала каким либо образом стыдливости и благопристойности. Если каким-нибудь несчастным случаем мухаммеданин замарает даже три части своего платья и не будет иметь возможности омыть его, то и тогда гораздо лучше для него становиться на молитву в таком виде, в каком есть, чем обнажать пред Богом свое тело. В том же случае, когда мухаммеданин замарает уже более трех частей своего платья, позволено ему скинуть свою одежду и молиться нагим, но все-таки лучше было бы для него и тут остаться в одежде. Ставши же на молитву нагим, мухаммеданин должен закрыть стыд свой руками и творить поклоны поясные и земные только киванием головы, различая впрочем этим киванием как те так и другие.

3) В-третьих, мухаммеданин, во время молитвы своей, должен быть непременно обращен лицом к Каабе. Это кибла (араб.), т. е. передняя сторона, в Коране заповеданная мухаммеданам самим Мухаммедом. Сначала было Мухаммед не назначил никакой особенной стороны, в которую бы должно было обращаться во время совершения молитв и говорил, что Бог на востоке и на западе; везде, куда люди не обратятся, есть лице Божие, потому что Бог на всяком месте и ничто от него не скрывается. Но после ночного путешествия своего он повелел, во время молитвы, обращаться к храму Иерусалимскому, в расчете, что такое предпочтение в пользу места столь дорогого Иудеям, привлечет их к нему. Когда же, с течением времени, он убедился в безуспешности своего расчета, то раз, во время молитвы в мединской мечети, вследствие будто повеления свыше, обратился сам, а за ним и его последователи в ту сторону, где находится Кааба, и совершил таким образом молитву. С тех пор обращение мухаммедан к Каабе, во время молитв, сделалось неизменным. „Мы, говорит Бог в Коране, переменили то место, к которому вы простирали молитвы свои: это для отличения последователей пророка от обратившихся в неверие. Мы желаем, чтобы то место, на котором ты будешь молиться, было тебе приятно. Обращай лицо твое к храму Меккскому. В каком бы месте ты ни находился, устремляй взор свой к этому священнейшему святилищу248. В мечетях мухаммеданских нельзя ошибиться, куда стать лицом, потому что там есть михраб (араб.), углубление, показывающее сторону Каабы: но в другом месте, особенно во время путешествий, это не совсем легкое дело для мухаммеданина. Впрочем мухаммеданин не должен оставлять своей молитвы из-за одного того, если он не знает направления Каабы, – это грех неведения; пусть молится туда, где, по крайней мере, по его догадкам, должна находиться Кааба. Если же каким-нибудь образом, в течение самой уже молитвы, мухаммеданин откроет истинную сторону Каабы, то тотчас должен стать так, как следует. В случае набега неприятельского, мухаммеданин может доканчивать свою молитву, обратившись лицом к неприятелю.

4) Четвертое условие мухаммеданской молитвы есть осторожность и внимание: – осторожность, чтобы не оскверниться как-нибудь среди молитвы, и, внимание к тому, что читаешь или слушаешь.

Каждая из общественных пятикратных мухаммеданских молитв предваряется азаном (араб.). Азаном называется у мухаммедан известная песнь, которую духовное лицо, называемое муэдзином иди азанчи249, в определенное для молитвы время, с высоты минаретов при мечетях, или с крылец при домовых молельнях, поет вслух своего прихода. – Вот она:

T. e. Велик Бог, велик Бог, велик Бог, велик Бог! исповедую, что нет бога кроме Аллаха; исповедую, что нет бога, крое Аллаха! Исповедую, что Мухаммед посланник Божий; исповедую, что Мухаммед посланник Божий! Спешите на молитву, спешите на молитву! Спешите ко спасению, спешите ко спасению! Велик Бог, велик Бог! Нет бога, кроме Аллаха!“ – В призвании на утреннюю молитву делается к этой песни небольшое прибавление, именно: после слов „спешите ко спасению“, поется (араб.) т.е. „молитва лучше сна“. Мухаммедане рассказывают, что когда раз поутру муэдзин провозгласил пред дверьми спальни Мухаммеда азан, то Айша, супруга Мухаммеда, отворила дверь и сказала муэдзину, что посланник небесный еще почивает. Муэдзин, не сказавши ей в ответ ни слова, прибавил ж своему азану слова: (араб.) молитва лучше сна. После этого, Мухаммед проснулся, похвалил муэдзина за его прекрасное прибавление и повелел на утреннем азане всегда произносить упомянутые слова.

Муэдзином у мухаммедан должен быть всегда мужчина, а не женщина, человек зрелых лет, беспорочной жизни и ума довольно просвещенного: это звание высоко и священно. Муэдзину вменяется в обязанность, чтобы он пел свой азан на распеве, степенно, чтобы выговаривать слова внятно, не спеша и чтобы мысли его ничем другим не рассевались в это время, из опасения как бы не пропустить какого-нибудь слова, или не сказать его лишний раз. Во время пения всего азана муэдзин должен стоять на ногах, заткнув уши и обратившись лицом к Мекке. Только при словах

он обращает глаза свои не правую и на левую сторону в знаменование того, что он призывает к славословию Бога людей всех вер и наций. Каждый мухаммеданин, услышав азан, читает про себя тагиль (араб.), т.е. следующие слова: „нет силы, нет могущества, кроме Бога высокого и великого (араб.)“. Кроме азана на муэдзине лежит еще обязанность произносить в мечети: „Уже наступила молитва! Уже наступила молитва“! (араб). Эти слова произносятся уже тогда, когда соберется довольное число мухаммедан и придет имам. Тогда все мухаммедане подымаются, строятся в ряды и богослужение идет своим чередом.

При вступлении своем в мечеть мухаммеданин должен отчуждится от всего земного, мирского; нужно, чтобы сердце его было полно благовения и страха Божия. Нужно, чтобы от представления величия и всемогущества Божия сердце его кипело, как вода в котле под сильным огнем. Не должно мухаммеданину призывать в помощь никого и ничего из сотворенных, а только избирать в ходатаи к Богу Его же собственные свойства, составляющие его величие и славу.

Обряды употребляемые при намазах, следующие:

1) Придти, стать на ноги, углубиться в благоговейные размышления и поднять обе руки вверх с распростертыми пальцами, приложа оба большие пальца под уши и при этом читать тякбир (араб.). Тякбир составляют следующие слова: „Боже великий, Боже великий! Нет бога, кроме Аллаха! Боже великий, Боже великий! Хвала Богу!“

2) Положить обе руки на живот: левую на правую и читать одно за другим тясбих (араб.), хамд (араб.), тагаввуз (араб.), фатиху (араб.) и потом какую-нибудь другую главу Корана по произволу, из которой непременно нужно прочитать до крайней мере три стиха. Тясбих состоит из таких слов: „Да славится имя Твое, великий Боже!“ – Хамд: „Возношу Тебя, о Боже мой, хвалю Тебя! имя Твое благословенно, величие Твое беспредельно: нет бога, кроме Аллаха». Тагаввуз: „Бог – мое прибежище против демона, побитого камнями»! Фатихою называется первая глава Корана.

3) Поклониться в пояс (араб.) так, чтобы верхняя половина тела была в раннем везде от пола расстоянии; иметь распростертыми пальцы на коленах и читать в это время тякбир и тясбих по 10-ти, по 7-ми или 5-ти раз; во всяком случае не менее 3-х раз.

4) Далее нужно читать тасмиг (араб.), тахмид (араб.) и тякбир. Тасмиг состоит из следующих слов: „Боже! услыши хвалящего Тебя“. Тахмид: „Боже наш! хвала Тебе“!

5) После этого упасть на землю (араб.), так чтобы колена, пальцы, ноги, руки, нос и чело коснулись земли и читать тясбих или тякбир, по крайней мере троекратно.

6) Вставать на колена, положивши руки на бедра и читать тякбир.

7) Опять повергаться на землю точно так, как в первый раз.

8) Подниматься на ноги, опершись не о землю, а о колена и опять читать тякбир. Все это действие называется рикяатом. Намаз составляется: иногда из двух, четырех, шести и больше рикяатов.

9) После второго рикяата нужно становиться на колена, класть руки с распростертыми пальцами на бедра, потом становиться на колено левое, правую же ногу протянуть назад, пальцами к земле, читать ташаггуд (араб.), т.е. „Исповедую, что нет бога, кроме Аллаха; исповедую, что Мухаммед посланник Божий“.

10) По окончании последнего рикяата садиться и читать следующую молитву (салят): „Боже мой! Даруй спасение мира Твоего Мухаммеду и его племени, как Ты дал его Аврааму и его потомству; благослови Мухаммеда и происшедших от крови его, как благословил Авраама и потомство его: хвалы, величания и прославления Тебе подобает“. – После этой молитвы нужно читать какую-нибудь главу Корана по произволу. Не позволено никоим образом читать другую какую-либо молитву или просить Бога о временных благах этой жизни. Намаз не должен иметь другой цели, как только предания себя всего Всевышнему, хваления Бога и Мухаммеда.

11) Оканчивать намаз нужно символом веры и кланяться на обе стороны ангелам хранителям, говоря: „мир над вами и милость Божия“ (араб.).

Обряды, составляющие намаз, суть или обязанности, предписанные самим Богом, и составляют фарз, или установленные религиею и называются ваджиб, или наконец подражательные, называемые сюннят. К первым в намазе относятся: а) чтение тякбира при начале молитвы; b) чтение не менее трех стихов из других каких-нибудь глав Корана, кроме главы фатихи; c) стояние на ногах; d) наклонение головы и тела; e) распростерие на земле и f) окончание намаза исповеднием веры. Ко вторым принадлжат a) чтение фатихи; b) чтение из других глав по произволу после первого и второго рикяата; i) чтение ташаггуда после всякого рикяата. Прочие обряды суть подражательные. Мухаммеданин должен тщательно соблюдать все предписанные обряды, не торопясь и не спеша. Пророк, увидев раз, говорят мухаммедане, одного аравитянина, наскоро делающим свои рикяаты, подобно голодному петуху, клохущему над ячменными зернами, сказал ему: „молитва твоя не может быть приятна Богу, начни снова и молись не спешно“. Мухаммеданин во время совершения намаза должен устремлять зрение свое перед собою, плотно зажимать рот, чтобы не зевнуть, всячески стараться, чтобы не чихнуть и пр. Намаз непременно олжен быть совершаем на арабском языке; другие же молитвы могут быть и на персидском и на турецком языках. Во время намаза не берутся во внимание степени мухаммедан, занимаемые в обществе: все становятся рядами, без всякого различия звания, и титл, кроме имама, стоящего впереди около михраба. Молодым женщинам ходить в мечети не позволено; старые могут посещать их: до это бывает очень редко.

Мы видели, что Мухаммед в Коране предписал своим последователям пятикратную молитву в день. Мюджтахиды на основании Корана и Сюнята точно определили времена и форму молитвы.

Первая молитва, утренняя (салят субх, сабах намазы, или иртя намазы (араб.) бывает от зари до восхода солнца. Первый молитвословец ее был Адам, по изгнании из рая. Объятый ужасом в темноте, он при появлении зари благодарил Бога намазом из двух рикяатов.

Вторая молитва, полуденная (салят зугр (араб.) или иля намизы (араб.) от начала понижения солнца до полудня. Первый совершил молитву эту Авраам, готовясь принести в жертву Богу сына своего, – в четырех рикяатах.

Третья молитва, вечерняя (салят гаср или икинди намазы (араб.) начинается, когда солнечные часы дадут тень от показателя на две его длины а оканчивается при закате солнечном. Эта молитва – молитва Ионы, которою он благодарил Бога за свое избавление от моря, в четырех рикяатах.

Четвертая молитва, повечерие (салят мягриб или ахшам намазы ), от заката солнечного до начала ночи. Первый совершил ее И. Христос, в трех рикяатах.

Пятая молитва, ночная (салыт гыша или ясты намази (араб.)) от начавшейся темноты ночной до зари и молитвы утренней. Первый молитву сию восслал к Богу Моисей, заблудившись на пути, по исшествии из города Мадиама, – в четырех рикяатах.

Не всегда одновременно можно совершать молитву: но никогда не нужно совершать ее ранее положенного времени и всячески стараться, чтобы не совершить намаза при восхождении солнца, в полдень и при закате солнца. Это – времена запрещенные.

Намаз делают недействительным и; требуют возобновления следующие обстоятельства: а) произнесенное какое-нибудь постороннее слово, умышленно или без намерения; b) дремота; с) мысль, противная Корану, склоняющая молитву человека на предметы мирские, на корысти и выгоды жизни; d) стон, восклицания, вздохи, слезы, если не будут следствием жестокого телесного недуга; е) приветствие чихнувшему „здравствуй“, приветствие входящему „ассалям алейкюм“; g) вкушение пищи и пития; f) кашель; h) напоминание слов имаму; и) чтение вслух Корана и по книге, потому что Коран в мечети нужно читать наизусть, а не по книге, как читают христиане Евангелие и евреи Закон; к) словом всякое приметное действие, способное обратить на себя внимание других.

От намаза законно освобождаются только следующие лица: а) путешествующие, т. е. все отъехавшие из всегдашнего местопребывания на расстояние в три дня пути; б) крайне больные; в) женщины после родов и во время месячных очищений. Все другие, неисполняющие намазов, грешат.

Из ежедневных пятикратных намазов у мухдммедан особенно замечательна молитва их в пятницу (салят джумга (араб.)), совершаемая во время полуденного намаза. Пятница избрана мухаммеданами в праздничный день недели, во-первых потому, чтобы назначением для этой цеди субботы или воскресения не уподобиться евреям или христианам; во-вторых, потому, что в этот день, по воззрению мудаммедан, Бог создал человека и окончил творение мира и в этот же день Мухаммед пришел из Мекки в Meдину. Посему пятничный намаз есть главнейший из всех намазов, самое священнейшее действие в религиозной практике мухаммедан. Он необходимо требует для себя шести особенных условий: 1) чтобы был совершен в городе; слобода, отстоящая от города на вержение стрелы, не может совершать пятничной молитвы; 2) нужно, чтобы при этом намазе находился султан, или его наиб, или кто либо из главных начальников мухаммеданских; 3) чтобы совершался в £полуденный час, именно через сорок минут по полудни250; 4) чтобы читать во время его хутьбя (араб.), род проповеди о единстве и свойствах Всевышнего Бога. Хутьбя – установление Мухаммеда. Читается она имамом с возвышенного места, в завоеванных городах с Кораном в одной руке и с саблею в другой; хутьбя читается, перед намазом; 5) чтобы собрание верных было многочисленное; 6) допускается в это время полная всеобщая свобода: двери мечети остаются отворенными и ни для кого не затворяются; берется осторожность только в военное время.

Молитвы при начатии байрамов двух праздников мухаммеданских, отличаются от обыкновенных и торжественностию и самым временем. Первый байрам ((араб.) гаидуль-фитр) бывает в конце Рамазана, другой чрез 70 дней после него, в десятый день месяца Зуль-хиджа, праздник жертвы (араб.). Первый называется еще малым празднивом, второй – большим. Праздничный собственно намаз начинается в то время, когда солнце с востока поднимется на высоту растущего дерева: тогда после намаза читается хутьбя и к содержанию ее прибавляются еще некоторые правила касательно раздаяния милостыни и принесения жертвы.

Кроме священных дней байрамов мухаммедан есть еще священные ночи. Их сем: ночь зачатия Мухаммеда; ночь его рождения; ночь смерти его; ночь, когда ангелы писцы сдают Богу свои исписанные книги и принимают новые, и когда Азраил, ангел смерти, также получает новую книгу для записи в ней имеющих скончаться в следующем году; ночь алькадр, бывающая в конце Рамазана и наконец две ночи пред двумя праздниками. Все эти ночи мухаммедане должны проводить в благоговении и считают священными.

О милостыне

Вторая нравственно-религиозная обязанность, предписанная Кораном мухаммеданину, есть обязанность подавать милостыню. В Коране милостыня заповедуется во многих местах. „Они спросят тебя, как должно подавать милостыню. Скажи им: надобно помогать родственникам, ближним, сиротам, бедным, путешественникам. Добро, какое вы сделаете, будет известно Богу“251. „О верующие! раздавайте милостыню из сокровищ, которые вы приобрели, прежде чем придет день, в который не будет ни купли, ни продажи, ни дружбы, ни предстательства“252. „Те, вои раздают имение свое на милостыню, подобны зерну, которое производит семь колосьев, а всякий колос сто зерен; потому что Бог умножает сокровища того, кого хочет. Бог благ и премудр. Те, кои расточили имение свое на распространение закона Божия и раздавали милостыни, не делая упреков тем, кому подавали, получат награду от Господа своего; не придет страх на них и они не будут обижены. Сказать одно доброе слово и простить гораздо лучше, чем раздавать милостыню и после упревать в ней. Бог богат и милостив. О верующие! не делайте ваших подаяний тщетными чрез упреки или раскаяние, уподобляясь тому, кто раздает милостыню только для виду вред людьми и не верует в Богa, и последний день. Таковой подобен кремню, покрытому землею, на который падает сильный дождь и оставляет его твердым. Они не успеют ни в чем, что приобрели, потому что Бог не руководит неверных. Издерживающие имение свое, из ревности угодить Богу и положить основание для душ своих, – подобны саду на горе, на который падает сильный дождь, и он приносит двойной плод: если же не падает сильного дождя, то нисходит роса. Бог видит то, что вы творите. О верующие! раздавайте милостыни из хороших вещей, приобретенных вами и от того, что Мы произвели для вас из недр земли; не выбирайте для раздаяния милостыни чего-нибудь негодного, чего бы вы сами не взяли, разве притворно, и знайте, что Бог богат и достоин прославления. Какое бы вы ни сделали подаяние, какой бы ни дали обет Богу, Бог все это знает. Подадите ли вы милостыню среди белого дня – похвально; подадите ли ее тайно – это принесет вам еще большую выгоду. Такое поведение изгладит грехи ваши. Те, кои творят милостыню днем и ночью, тайно и явно, получат награду от Бога. Страх не сойдет на них и они не будут скорбеть253“.

В числе побуждений к подаянию милостыни Коран указывает, между прочим, на тщету богатств, именно, что они временны, суетны; опасны и суть только легкая позолота настоящего мира254. Одно хорошее употребление можно сделать из них, это – подавать милостыню и перевести таким: образом сокровища свои с земли на небо. Для того, чтобы сильнее подействовать в этом случае на сердца мухаммедан, Мухаммед рассказал им следующую историю о Каруне. „Карун был из народа Моисеева; но он поступал несправедливо с своими согражданами. Мы дали ему столько сокровищ, что ключи от них едва могла носить целая толпа сильных людей. Сограждане его говорили ему: не тщеславься, Карун, своими сокровищами, потому Что Бог не любит тщеславных. Старайся приобрести сокровищами, данными тебе от Богa, жилище в другом мире; не забывай твоего назначения в этом мире и будь благотворителен к другим, как Бог к тебе самому: берегись совершать разврат на земле, потому что Бог не любит тех, кои совершают разврат. – Он отвечал: все, что я имею, я получил чрез то зиание, коим владею (т. е. чрез алхимию). Ho не знал ли он, что Бог истребил прежде него поколения людей, страшные своею силою и важные числом своим? – Курун являлся народу с пышностию (на белом муле, покрытом золотою сбруей, сам одетый в пурпур и в сопревождении 4000 человек, тоже богато одетых). Те, коих честолюбию льстили богатства, говорили: о если бы мы имели столько богатств, сколько Карун! Он владеет счастием беспредельным. Но те, которые получили знание, говорили: несчастный! награда Божия гораздо выше для того, кто верует и творит добрые дела; но только терпеливые получат ее.» – Мы повелели, чтобы земля поглотила его вместе с его чертогами. Множество людей не может помочь против Богa, и он остался без всякой помощи»255. Предание присовокупляет, что земля поглощала Каруна постепенно: сначала он ушел в нее до колен, потом по пояс, далее по шею и четыре раза взывал к Моисею, чтобы он сжалился над ним и простил его; но Моисей остался неумолимым. Сам Бог даже сделал упрек Моисею за такую его строгость: „Карун четыре раза просил у тебя прощения, сказал Бог, и ты не внял ему. Если бы он обратился ко мне хотя один раз, я бы простил его“.

Из всего этого легко видеть, что милостыня у мухаммедан есть добродетель очень важная и очень чистая. Мухаммедане, желая выразить важность милостыни, обыкновенно говорят: если бы тот, кто не додает милостыни, знал какая будет награда за милостыню, он не пожалел бы отрезать кусок тела своего и подать его нищему; а если бы тот, кто принимает милостыню, знал, какую он берет вместе с сим обязанность на себя, тот лучше стал бы есть свое тело, чем просить кусок хлеба у других.

Милостыня у мухаммедан бывает четырех родов: а) Обыкновенная, состоящая в додаче хлеба и денег нищим, ходящим до дворам и сидящим на улицах: она раздается во всякое время, но особенно в два мухаммеданские байрама; б) милостыня, состоящая в пожертвовании домов и денег на богоугодные заведения, на мечети, училища, больницы, гостиницы, дома умалишенных и др.; в) милостыня, состоящая в пожертвовании части своего имения на пользу воюющих за веру: в этом случае можно жертвовать деньгами, верблюдами, лошадьми и многими другими вещами. Это пожертвование Мухаммед ценил очень высоко и обещал награду тем, которые для военных доходов не жалеют своих имений; г) наконец милостыня десятинная. Десятина у мухаммедан состоит в пожертвовании части имуществ в пользу нищенствующих своих собратов по вере, обоего пола и всякого возраста. Милостыня этого рода должна быть подаваема мухаммеданами из чистейшего человеколюбия, чуждого всяких видов вознаграждения и единственно для благоугождения Богу. К подаванию ее обязаны все одаренные пятью чувствами, люди зрелого возраста, свободные и имеющие известное количество имения. Десятина мухаммеданская простирается на всякого рода имение, движимое и недвижимое, и у мухаммедан строго вычислено, сколько нужно какого имения для того, чтобы платить с него десятину.

О посте

Пост (араб.) составляет третью нравственную обязанность мухаммеданина. Вот что говорится о посте в Коране: „О верующие! пост вам предписывается, как он предписан был вашим предшественникам. Бойтесь Бога. Пост будет продолжаться известное число дней. Но тот, кто болен или в путешествии (и не будет в состоянии соблюсти пост в определенное время), пусть постится в последствии равное число дней. Те, кои, имея возможность нести пост, нарушат его, пусть искупят свое небрежение содержанием нищего. Но гораздо лучше соблюдать пост, если вам известен закон, Месяц Рамазан, в который был ниспослан Коран для того, чтобы служить к исправлению людей, дать им ясное изъяснение и разграничение между добром и злом, – вот время, назначенное для воздержания. Всякий, кто только заметит эту луну, тотчас должен приняться за пост. Тот, кто болен или путешествует (повторение), пусть постится в другое время равное число дней. Бог старается сделать для вас как бы полегче: Он не хочет вещей трудных. Он хочет только, чтобы вы исполнили желаемое число дней, и чтобы вы прославили Его за то, что Он направил вас на прямую дорогу. Он хочет, чтобы вы были благодарны. – Когда мои рабы призовут меня, Я буду всегда около их; Я услышу молитву утесненного, жалующегося мне; но пусть они слушают меня, пусть они веруют в меня, чтобы я направил их на путь истинный. Ночью, в посте вам разрешается приближение к женам; они суть одежда ваша, а вы – одежда их. Бог хорошо знает, что вы преступники в этом отношении; поэтому снисходит к вам и прощает вас. Смотрите на ваших жен с желанием собрать плоды, которые сохранены для вас. Вам разрешается есть и пить до той минуты, когда уже можно будет различить белую витку от черной. С этого времени строго соблюдайте пост до самой ночи. Не входите к вашим женам; спешите скорее на подвиги благочестия в мечети. Таковы границы положенные Богом; не приближайтесь к ним, чтобы не нарушить их“256.

Итак, пост мухаммеданский совершается в месяц Рамазан, переходящий в продолжение 82 лет на все месяцы года. Месяц этот избран мухаммеданами по той причине, что в него сошел или начал сходить к Мухаммеду Коран? Начинается пост мухаммедавский всегда с появлением новой луны; поэтому мухаммедане тщательно наблюдают ее о своих минаретов, с домов, с гор и других высоких мест, чтобы не пропустить каким-нибудь образом времени начатия поста. Как скоро появление новой луны будет примечено, тотчас дается знать об этом всем мухаммеданам и пост начинается. Он состоит у мухаммедан не в качестве пищи, не в количестве ее, во в совершенном воздержании от всякого рода пищи и питья в течение каждого дня священного месяца Рамазана: ни крошки хлеба, ни капли воды не должно принимать мухаммеданину в каждый из этих дней поста до того времени, пока не зайдет солнце. Обыкновенно мухаммедане проводят свой Рамазан следующим образом: вставши поутру и переставши принимать пищу, когда сделается, как узаконил Коран, светло настолько, что можно будет отличить белую нитку от червой, – мухаммеданин спешит в мечеть, к утреннему намазу. После намаза или садится за чтение Корана, или же принимается за какое-нибудь домашнее дело. В первом часу дня опять идет к полуденному намазу; затем, уже довольно ослабевши в силах, мухаммеданин ложится на кровать и, если заснется, спит. Время от полуденного намаза до следующего намаза есть время самое трудное для мухаммедан: жар, голод и жажда истомляют их до невозможности. В шесть часов икинди намаз; после него мухаммедане чувствуют себя уже лучше: прохлада вечера несколько освежает их, а главным образом ободряет то представление, что скоро уже наступит время ахшам намаза, после которого можно будет принимать пищу и делать, что угодно. Кончивши ахшам намаз и принявши немного пищи или только напившись одного чаю, мухаммедане готовятся к ясиг намазу, который совершается у них довольно торжественно, именно в этот намаз в мечетях зажигается множество ламп и свечей. К обычной форме этого намаза присоединяется в это время молитва таравих (араб.). Между рикяатами ее некоторые из молящихся, более искусные в пении, поют следующую хвалебную песнь257 Богу:

„Да будет славен Тот, который владеет царями и царствами! Да будет славен Тот, который владеет превосходством, величием, силою, высотою и могуществом! Да будет славен Царь, вечно живущий, Тот, который никогда не умирает! Достославный, Святой, Владыка ангелов и Духа! Нет бога, кроме Аллаха. Аллаха молим мы о прощении; у Тебя испрашиваем рай и к Тебе бежим от адского пламени»!

После ясиг намаза мухаммедане в домах большую часть ночи не спят, занимаясь чем кому угодно.

Преувеличено мнение, что мухаммеданский пост состоит только в одной перемене дней на ночи, а ночей во дни. Некоторые мухаммедане проводят свой пост очень набожно: подают каждый день милостыни, тайные в явные; постоянно, ходя и лежа, читают про себя сюры Корана или прекрасные имена Божии; мало говорят или говорят только о предметах священных и не опустительно посещают мечеть. Некоторые проводят в них даже все дни с утра до вечера, занимаясь рикяатами и чтением Корана.

Особенным вниманием и благоговением мухаммедан во время Рамазана пользуется ночь аль-кадр. В эту ночь, по мнению мухаммедан, отверзаютса небеса, совершается в мире бесчисленное множество чудес и, в течение известных часов, о чем бы мухаммедане ни попросили Бога, Он все исполнит, исключая просьб о султанстве и. пророчестве. – Предел поста мухаммедан опять появление луны: как скоро с высоты минаретов или откуда бы то ни было заметят, что луна народилась, – тотчас и конец посту и начало байраму.

О путешествии в Мекку

Вот что говорит Коран о путешеетвии в Мекку (араб.): „Первый храм, который был основан для людей, Меккский. Он основан для того, чтобы быть благословенным и служить направлением для людей. Вы увидите там следы Явных чудес. Там есть шатер Авраама. Всякий, входящий туда, находятся в безопасности. Совершать путешествие туда есть долг до отношению к Богy всякого, кто имеет возможность»258, „Совершайте путешествие в Мекку и посещайте храм в честь Бога. Если же вы будете окружены врагами, то посылайте какую-нибудь жертву. Не брейте голов ваших. дотоле, пока будет принесена жертва. Если же кто не здоров, или имеет какую-нибудь уважительную причину обриться, тот обязан искупить свой поступок постом, милостынею или жертвою. Когда вы не имеете причин бояться врагов, то тот, кто в состоянии совершить посещение храма Божия и отложит свое путешествие до другого времени, пусть принесет жертву; если нет средств, то три дня поста за это в продолжение путешествия и семь дней после, всего десять. Это требуется от того, коего семейство не будет в храме Меккском. Путешествие должно совершаться в известные вам месяцы. Тот, кто предпримет его, должен воздержаться от» жен, от нарушения заповедей и проч. Добро, которое вы сделаете, будйт известно Богу. Запасайтесь провизией в путь. Впрочем лучшая провизия для этого есть благочестие“259. „Не составляет преступления просить у Господа Бога увеличивания ваших имений, торгуя в течение вашего путешествия. Когда вы будете возвращаться с горы Гарафата, вспомните о Боге близь этого священного памятника; вспомните о Нем, потому что Он поставил вас но прямую дорогу, вас, которые блуждали. Потом делайте процессии в тех местах, где другие делают это. Просите Бога о прощении, ибо Он милосерд и снисходителен. Когда вы кончите ваши церемонии, храните воспоминание о Боге, как вспоминаете ваших отцов, даже еще живее»260. „Верующие, будьте верны своим обязанностям....Берегитесь нарушать религиозные обряды путешествия, священный месяц, уважайте жертвы и украшения (цветы), которыми обвешиваются жертвенные животные“261. Много и еще подобных мест в Коране, где говорится о путешествии мухаммедан в Мекку.

Мекка, еще до появления в ней Мухаммеда, была средоточным пунктом, куда в известные времена года собирались люди различных племен и сословий. Купцы приходили сюда для торговли, стихотворцы для состязания в своих талантах и произведениях поэзии. Кааба, меккский храм (араб.), еще до Мухаммеда, была пантеоном племенных и фамильных идолов почти целой Аравии. Таким образом интересы политические, литературные и религиозные издавна привлекали арабов к Мекке и Каабе. Мухаммедане, в доказательство важности Каабы, рассказывают всегда следующую историю:

„Когда Абрага укрепился в Иемене и возбудил к себе уважение в народе, ему покорились ближайшие арабы. Одушевляемый желанием соединить всех арабов в одном всеобщем средоточии, он построил в Сана (араб.), главном городе Иемена, великолепный храм, камни для которого выделывались из мрамора, а стены его были так разукрашены, что подобного храма по красоте и величине никто еще не строил в этой стране. Абрага желал теперь, чтобы народ для благочестивого поклонения путешествовал в этот храм вместо Каабы и чтобы арабы, при своих путешествиях, стекались в него и чтобы никто больше не путешествовал к высокоуважаемой Каабе. Абрага извещал о своей цели хана Абиссинского. „Я построил, – писал он к нему262, – в свое имя храм, – здание, подобного которому еще никакой человек не сооружал; принял намерение отвратить людей от набожных путешествий к святому храму Бога (Каабе) и посылать их в храм, мною построенный, и в этом отношении уже сделаны некоторые распоряжения в Аравии“. Когда молва об этом распространилась в Аравии, арабов объяла великая ревность. Один араб, из потомков Тамса, пришел под предлогом набожного путешествия в этот храм, испросил и получил позволение провесть в нем ночь и помолиться. Ночью он осквернил храм своим испражнением, убежал с помощию привратников и возвратился к своему племени. Абраге донесли, что это сделал кто-нибудь из живущих при Каабе, из зависти. Абрага, вне себя от гнева, поклялся страшною клятвою идти с армиею к Мекке и разрушить Каабу: собрал войско, приготовил оружие, слонов, вооружил боевого слона, по имени Махмуда, и отправился в поход. Воспламененные ревностию арабы вооружились на него. Дано было сражение и мекканды проиграли его, так что оставили в руках неприятелей до 200 верблюдов. К победителю Абраге является теперь Абдуль-Муталлиб и предлагает ему возвратить верблюдов Абрага соглашается, но с условием, чтобы ему вместе с войском дозволен был свободный вход в город и молитвенный дом Каабу. Абдуль-Муталлиб должен был принять предложение, и как скоро получил назад своих 200 верблюдов, тотчас же положил на главах их знаки, какие обыкновенно полагаются на верблюдах, назначенных для жертвы и милостыни. Могло случиться что абиссинцы сделают им вред, и их постигнет за это несчастие в это время господствовало мнение, что» несчастие небесное постигнет всякого, кто сделает вред верблюдам, назначенным для жертвы и милостыни). После этого Абдуль-Муталлиб пошел в собрание, бывшее в молитвенном доме и смиренно со слезами молил со всеми корейшитами славное величие Бога о помощи и спасении, чтобы оно не допустило абиссинцев до священного храма и до них. После этого мекканцы удалились все из храма, и взошли на вершину горы, чтобы быть свидетелями того, что выйдет из мира тайн (т. е. из Первопричины). Абрага, приблизившись к Мекке, построил своих слонов в боевой порядок и, поставивши трон на большом слоне, послал его вперед, а остальных слонов приказал вести за ним. У Абраги было намерение – проникнуть в Мекку, разрушить молитвенный дом (Каабу) и опять воротиться. Большой слон, по имени Махмуд, увидевши Каабу, повергся на землю и не вставал, не смотря на удары и побуждения. Абиссинцы обратили его лицом к Иемену, и он пошел поспешно. Чтобы испытать, направили его к западу, – он опять пошел. Но как скоро обращали его к востоку и к Каабе, (Лон упадал на землю и не вставал с места. Вдруг показалось с моря множество птиц, подобных ласточкам, которых называют Бабиль. Каждая из них несла с Собою по три камешка, величиною с горошинку и чечевичное зерно, один держа в клюве, а другие два в когтях. Налетевши на абиссинцев, птицы начали бросать свои камни на их головы. Каждый из тех, на кого упадал такой камень, немедленно умирал. Многие Абиссинские воины погибли от этих камней. Абрага обратился в бегство с теми, которые остались в живых. Всех погибших собаки потаскали в море. Добыча и все, что принадлежало абиссинцам, осталось на месте. Абрага после этого похода впал в болезнь, от которой тело его мало по малу разрушалось, и прежде, нежели он достиг города Сана, члены его тела отпали, и он умер. Но прежде смерти грудь у него так расселась, что можно было видеть сердце его, и он пошел в ад. После его смерти произошло замешательство в делах Абиссинии. В этом году родился пророк, над которым да будет мир“.

Мухаммед, уступая с одной стороны древнему религиозному обычаю арабов посещать Каабу, с другой, желая чрез это теснее соединить своих последователей между собою, заповедал каждому мухаммеданину хотя раз в жизни посетить святой город, Мекку и святейший храм, Каабу. Позволяя и словом и примером своим строить мечети в каждом городе и селе, не отвергая священного значения храма Иерусалимского, Мухаммед тем не менее придал высокое, особенное значение храму Меккскому. Здесь нельзя не видеть в мыслях Мухаммеда очень хитрого ласкательства, которым он старался примирить все религии своим Исламом, надеясь угодить и христианам и иудеям и арабам. Именно, стараясь угодить христианам, он заповедует строить молитвенные храмы во всех местах, в городах и селениях; желая угодить иудеям, признает святость храма иерусалимского; желая польстить арабам, заповедует совершать если не часто, то по крайней мере раз в жизни, путешествие к Меккскому храму, Каабе.

Религиозный интерес Каабы со времени Мухаммеда чрезвычайно возвысился. Он сказал своим последователям, что этот храм построен Авраамом, что план его был взят с неба; что горы сами сносили свои камни для созидания этого жилища Божия; что черный камень, находящийся в Каабе, принесен с неба Гавриилом и пр. Мухаммедане верят, что все молитвы, произносимые в четырех странах света мухаммеданами, стекаются сначала к Каабе, потом уже отсюда подымаются на небо к Богу. У Бога над Каабою находится как бы слуховое окно, в которое Он приемлет молитвы мухаммедан. Молитвы, произносимые мухаммеданином, с обращением к другой стороне, а не к Каабе, и если это будет зависеть не от неведения, не могут быть и приняты Богом.

Путешествовать к Каабе обязан всякий мухаммеданин, если он во первых имеет достаточное для сего состояние и во вторых, если не препятствуют ему неприятели. В противном случае он должен посылать вместо себя жертвы в Мекку, к тамошним имамам. Некоторые богатые мухаммедане нанимают других путешествовать за себя. В настоящее время мухаммедане тысячами (от 14 до 20 и более) каждый год отправляются из Константинополя, Каира и Дамаска в Мекку; терпят на пути зной и жажду, борются с ужасными песчаными ураганами и разбойниками, столь обыкновенными в Аравии, и все-таки идут к святейшему, по их представлению, на земле месту, Каабе. Для этих хаджи мухаммеданских, как их называют, существует множество различных обрядов и постановлений. Есть особенные правила, наприм., касательно одежды, касательно содержания, касательно образа путешествия; написано, как поступать на дороге при встрече с известными священными памятниками, как и что делать по прибытии в Мекку и пр. Многое в этих обрядах лишено всякого значения, многое смешно, а многое даже соблазнительно и нелепо, наприм. обряд воспоминания первого познания Адамом Евы на горе Гарафате.

К священным местам кроме Каабы, мухаммедане относят еще мединскую мечеть, где находится гроб Мухаммеда, храм иерусалимский, софийскую мечеть в Константинополе и множество других мест. Посещение всех этих мест, по мнению мухаммедан, составляет благочестивое святое дело, но отнюдь не обязанность, непременную для каждого мухаммеданина, не фарз.

* * *

237

Пять главных условий мухаммеданской веры: вера во единого Бога и в посланничество Мухаммеда, молитва, милостыня, пост и путешествие в Мекку.

238

Возобновление веры у мухаммедан состоит и следующем: ежели кто намеренно или ненамеренно произнесет какое-нибудь оскорбительное слово на Бога, на Мухаммеда, на Коран, напр. скажет: если Бог справедлив, то почему он не делает того-то и того-то? Если Мухаммед есть истинный пророк, то почему он поступал не попророчески? Если Коран есть слово Божие, то зачем встречаются там вещи, недостойные Бога? и пр. в подобном роде; и ежели после этого другие люди или собственная его совесть начнут укорять его в дерзости и несправедливости, в таком случае мухаммеданин должен пойти к имаму (мулле) и пред ним обновить свое исповедание веры, снова как бы сделаться мухаммеданином. Возобновления веры требуют еще желание быть пророком или султаном, и если кто скажет другому мухаммеданину, что он вечно будет гореть во аде.

239

Так как вместе с произнесением богохульных слов, по мнению мухаммедан, происходит уже по необходимости и осквернение брака, то и с обновлением веры опять обновляется и брак. Брак требует обновления еще в том случае, когда мухаммеданин в сердцах скажет жене своей: „пошла от меня и будь свободна! Я не хочу с тобою жить“! А после между тем раскается. В этом случае мухаммеданин обязан идти к имаму и при свидетелях обновить пред ним свой брак; без этого же, если он дозволит себе супружеские сношения с женою, то это будет считаться прелюбодеянием (Зина).

240

Шагиды или мученики у мухаммедан бывают семи родов: а) убитые на войне с неприятелями; б) умершие на пути в Мекку; в) несправедливо потерпевшие смерть от султана или других каких-либо начальников: г) убитые разбойниками; д) умершие от моровой язвы или от эпилепсий, потому что обе болезни считаются навождением демонов; е) женщины, умершие ох родов и ж) те, кои лишились каких либо членов тела в сражении за веру.

241

Сюнвиты строго следуют этому запрещению и никогда не имеют у себя никаких изображений; но Шииты позволяют себе иметь изображения почти всех пророков от Адама до Мухаммеда, хотя не почитают этих изображений и не покланяются им.

242

Вино запрещено мухаммеданам и Богом и Мухаммедом. Говорят, что запрещение вина Мухаммед получил от Бога на небе, в то самое время, когда путешествовал туда с Гавриилом. Поводом к запрещению вина некоторые считают известную историю о Гаруте и Маруте, двух ангелах, посланных некогда Богом на землю для восстановления между людьми правосудия. Другие же рассказывают иной случай, послуживший поводом к запрещению употреблять вино, именно: раз Мухаммед шел по улице и увидели двух человек, которые братски обнимались между собою и то и дело целовались, взаимно честя себя самыми приятными именами. Он полюбопытствовал узнать о них и спросил, что за причина такого их обращения между собою? Ему сказали, что эти люди пьяны, от того они так и веселы и рады друг другу. Мухаммед подумал при этом, что стало быть вино есть вещь очень полезная для общежития, для соединения людей в единодушное братское общество, и что стало быть употребление его нужно позволить своим последователям. Но чрез несколько минут Мухаммед, возвращаясь из того места, куда ходил, видит, что один из обнимавшихся лежит уже мертвый, а около другого собралась целая толпа народа, вяжут и тащат его к судье. На вопрос Мухаммеда; что такое случилось? ему сказали, что оба эти человека, и мертвый и связанный, недавно были пьяны и один из них убил другого. Это обстоятельство сильно поразило Мухаммеда и он решился совершенно запретить своим последователям употребление вина.

243

Hist. Univ. par Cantu. 1845. Tom. IV. p. 271.

245

Гл. 2, ст. 239–240.

246

Гл. 4, ст. 102–104.

247

Гл. 4, ст. 46.

248

Гл. 2, ст. 138–139.

249

Первоначальное избрание муэдзина имеет у мухаммедан свою историю. Живя в Мекке, говорят мухаммедане, Мухаммед совершал иногда свои намазы в такое время, когда его асхабы и не знали об этом. Они начали думать, какое бы избрать средство для того, чтобы всегда знать, когда нужно совершать намаз. Предлагали различные средства: знамена, колокола, трубы, огни. Но знамена отвергнуты, как неприличные святости дела; колокола, потому что они употребляются христианами; трубы, потому что употребляются иудеями; а огни могут сделать их подобными огнепоклонникам. Долго не могли напасть на средство, которое бы прилично было избирать для извещения о времени намазов. Наконец один асхаб, по имени Абдулла, видит раз во сне небесное существо и слышит от него следующее: Я покажу тебе, как надобно призывать верующих к богослужению, и тотчас всходит на кровлю дома я поет азан. Абдулла спешит поутру к Мухаммеду и объявляет ему о своем сновидении. Мухаммед благословляет его и в ту же минуту делает одного ученика своего муэдзином. С тех пор и начались муэдзины.

250

В Казани около 11 часов дня.

251

Гл. 2, ст. 211.

252

Гл. 2, ст. 255.

253

Гл. 2, ст. 263–267, 269–271, 273, 273.

254

Гл. 28, ст. 60.

255

Гл. 28, ст. 76–81.

256

Гл. 2, ст. 179–183.

257

В последний ясиг намаз поста эта хвалебная песнь несколько изменяется и поется особенным напевом, более веселым и восторгающим. Вот она бывает какою в изменении:

258

Гл. 8, ст. 90–91.

259

Гл. 2, ст. 192–193.

260

Гл. 2, ст. 194–196.

261

Гл. 5, ст. 1–2.

262

„Рашид-уд-дин“. Ученые записки при Казан. Унив. 1842 г., кн. II. „Uber Muhameds Geburt und Abvahaha untergange“, ord. prof. Erdmann (стр. 108–122).


Источник: Миссионерский противомусульманский сборник: Труды студентов миссионнерскаго противомусульманскаго отделения при Казанской духовной академии: Вып. 1-24. - Казань, 1873-1914.

Комментарии для сайта Cackle