Источник

Заключение

Вот главные пункты мухаммеданского вероучения и нравоучения, по системе ханифитов. По изложении их невольно приходят на мысль слова Псалмопевца: „поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи263“. Тем не менее, как вследствие догматического учения своего мухаммедане имеют свой особенный взгляд на другие религии, так точно и вследствие религиозно-нравственного учения. Поэтому в заключение сочинения скажем несколько слов о том, как думают мухаммедане о христианах и христианской религии, вследствие практического обнаружения той и другой веры в их последователях.

Поклонник Мухаммеда, будучи не в состоянии понять высокой духовности христианской религии, отражающейся во всех действиях христиан и проникающей их; будучи весь погружен в однѵ внешность и обрядность, строго заповеданную ему Кораном, – не может надивиться с своей точки зрения, как христиане могут быть так не религиозны. Для мухаммеданина пятикратное посещение каждый день мечети, почти ежечасные омовения, пост, десятина, курбан и пр. суть дела чрезвычайной важности. Ими он свидетельствует свою преданность Богу, чрез них надеется получить высшую, или низшую степень райского блаженства. Видя, что у христиан совершается служба всего только три раза в сутки, и то в городах, тогда как у них производится она аккуратно пять раз каждый день, будет ли то в городе, или селе, где есть мечеть, – мухаммеданин заключает отсюда о забвении христианами Богa, о нерадении их в отношении к нему и стало быть к собственному своему спасению. – Замечая, что христиане посещают свои храмы, не делая ни полного ни малого омовения, тогда как каждый мухаммеданин усердно наблюдает их264, они заключают, что христиане не знают должных отношений к Богу, не уважают его величия и не благоговеют пред Его святостию и чистотою. – Поставляя свой пост в воздержании от пищи в течение всех дней известного месяца, Рамазана и вознаграждая себя за такой подвиг разрешением на все в течение ночей, мухаммеданин с усмешкою отзывается о постах христиан, ставя им в укоризну то, что в течение их поста можно принимать пищу и днем и ночью, – Принесение мухаммеданами жертвы в праздник курбан (араб.) дает им повод упрекать христиан в том, что у нас нет ничего подобного. Они не знают нашей великой жертвы, приносимой Богу ежедневно на нескольких тысячах алтарей. – Неупотребление вина и азартных игр, иди по крайней мере строгое запрещение того и других в Коране и возможно точное исполнение этого запрещения со стороны мухаммедан в практике, дает им случай снова унижать христиан, поставляя им на вид учреждение особых винных и игорных заведений, постоянные толпы в них христианского народа, ссоры, драки и даже убийства, бывающие не редко следствием опьянения и азартных игр. Порок неумеренного употребления горячих напитков особенно поражает их в лицах духовных, если они имеют слабость предаваться ему и не берут предосторожностей скрывать его. Привыкши видеть своих мулл всегда строго важными, всегда трезвыми и бодрствующими, всегда чистыми и опрятными, непрестанно, по-видимому, занятыми богомыслием и до того полными святых душеспасительных истин, что стоит только предложить им какой либо вопрос, чтобы из их уст истекла целая красноречивая и назидательная беседа, – мухаммедане никак не могут простить священникам христианским, ежели замечают в них что-нибудь противное упомянутым качествам. – Еще одна частность. Мухаммедане, живущие в России, чрезвычайно соблазняются теми из светских властей, поставленных над ними, которые, забыв долг справедливости и немздоимства, в чем поклялись они Богу и Царю, делают им какие-нибудь насилия, притеснения, обиды и посему кажутся или вовсе нерелигиозными или индефферентистами. Наконец, постоянно называя себя христианами и не удостаивая мухаммедан других названий, кроме собаки и свиньи, последователи Евангелия тем самым подают повод укорять и самую религию христианскую. Мухаммеданин не станет думать, что это исключения, злоупотребления или что-нибудь подобное. Ему довольно видеть эти исключения и злоупотребления у христиан, и он почитает себя уже в праве прямо заключить от них к степени чистоты или испорченности религии христианской, в том ложном представлении, что она освящает эти злоупотребления.

Конец.

* * *

264

Здесь кстати заметим, что мухаммедане так сильно привыкают к ежедневному пятикратному посещению своих мечетей, к полным и неполным омовениям, что и по перемене своей религии на религию христианскую, долго стесняются своею совестию от незнания, как ям держать себя по отношению к новой религии и все ли они исполняют из того, что должно. Встать в будни поутру и помолиться один раз в передний угол, сделать тоже самое перед сном, им кажется недостаточным для целого дня, не посетивши ни разу Церкви, не сделавши после многократных случаев нечистоты, могущих встретиться в течение дня, ни одного омовения.


Источник: Миссионерский противомусульманский сборник: Труды студентов миссионнерскаго противомусульманскаго отделения при Казанской духовной академии: Вып. 1-24. - Казань, 1873-1914.

Комментарии для сайта Cackle