Источник

Вера

От веры рождается воздержание, простота, от простоты невинность, от невинности скромность, от скромности знание, от знания любовь (св. Ерм, 94, 73). Источник.

* * *

...Вера есть свыше от Бога и имеет великую силу (св. Ерм, 94, 192).

* * *

...Желающий приобрести веру, которая есть основание всего благого, дверь тайн Божиих и беструдная победа над врагами, нужнейшая всякой добродетели, крыло молитвы и вселение Божие в душе, должен потерпеть всякий искус, каким будет искушаем от врагов и многих и различных помыслов, которых никто не может понять, ни сказать о них что-либо, ни изобрести их, как только изобретатель зла диавол. Но пусть таковой не боится, ибо если он победит постигающие его искушения, со многим усилием, и удержит ум свой, не допуская его послаблять помыслам, рождающимся в сердце его, то он разом победит все страсти; ибо не он будет победивший, но пришедший в него верою Христос. О таковых сказал Господь: аще имате веру яко зерно горушно и прочее (Мф. 17, 20). Но если помысл, изнемогши, и уступит немного, пусть не страшится и не отчаивается, и не приписывает своей душе говоримое злоначальником, но с терпением, по силе своей, старательно да совершает делание добродетелей и соблюдение заповедей в безмолвии и упразднении по Богу от всего произвольно помышляемого, чтобы враг, исполнив всякие ухищрения и мечтания днем и ночью, и, найдя, что он вовсе не заботится о представляемых ему играх и образах, со всеми мыслями, которыми он его устрашал, выставляя за истину игралища, полные лжи, соскучит и отойдет. А делатель заповедей Христовых, познав на опыте немощь врага, не ужасается более никакого его ухищрения; но с радостью все, чего хочет и желает по Богу, делает беспрепятственно, укрепляемый и вспомоществуемый чрез веру, Богом, в Которого уверовал, как Сам Господь говорит: вся возможна верующему (Мк. 9, 23), Ибо не он ведет брань с врагом, но Бог, промышляющий о нем ради веры (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 153 – 154).

* * *

Если бы и я имел веру, как <святые>, достиг бы и я страха, чрез который получил бы, по слову Пророка, благочестие и ведение, от которого рождаются: крепость, совет, разум и премудрость Духа (ср.: Ис. 11, 2)... (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 114).

* * *

Кто помышляет о небесном, тот верует Богу и знает, что все творения суть дело воли Его, а кто не помышляет о том, тот не верит никогда, что мир есть дело Божие и сотворен для спасения человека (прп. Антоний Великий, 89, 72). Источник.

* * *

Верою человек познает все невидимое и умопредставляемое. Вера же есть свободное убеждение души в том, что возвещается от Бога (прп. Антоний Великий, 89, 88). Источник.

* * *

Все признают себя верующими, но не имеющие добрых дел извергаются вон (прп. авва Исаия, 60, 174).

* * *

...Облекшийся верою крестною пренебрегает и тем, что естественно, и не боится смерти за Христа (свт. Афанасий Великий, 1, 226). Источник.

* * *

...Веру утверждают не изречения, но смысл и благочестивая жизнь (свт. Афанасий Великий, 2, 22). Источник.

* * *

Если кто, веруя во Христа, не являет дел сообразных с верою, тот, как внимающий дурным учениям и худо постигающий намерение Писания, сам себе высекает гробницу в камне (свт. Василий Великий, 5, 312). Источник.

* * *

...Несомненность же... веры получает совершенство по уяснении уже свойств Божиих в сердце преуспевающих в ведении (свт. Василий Великий, 6, 85). Источник.

* * *

Если кто исповедует по видимому Господа и слушает Его учение, но заповедям Его не повинуется; то он осужден, хотя бы, по особому Домостроительству, дано было ему иметь и духовные дарования (свт. Василий Великий, 7, 313).

* * *

В рассуждении сказанного Господом не должно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом – и подвиг веры (свт. Василий Великий, 7, 313–314). Источник.

* * *

Если кто верует в Сына Божия, то не запнутся стопы его (Притч. 4, 12); и хотя чрез огонь перейдет, пламень не опалит его (Ис. 43, 2) (прп. Ефрем Сирин, 30, 130).

* * *

Вера рождает добрую мысль, а добрая мысль – река воды живой. Кто приобрел ее, тот наполнится водами ее (прп. Ефрем Сирин, 30, 139). Источник.

* * *

Без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли (прп. Ефрем Сирин, 30, 139–140). Источник.

* * *

Вооруженный воин страшен на брани; и облекшийся в веру страшен невидимым врагам (прп. Ефрем Сирин, 30, 198). Источник.

* * *

Всем сердцем своим веруй в Господа, и во всякое время обретешь благодать (прп. Ефрем Сирин, 30, 214). Источник.

* * *

...Твердость веры твоей обнаруживается не тогда, как тебе прислуживают, и выслушиваешь ты льстивые речи, но когда переносишь гонения и побои (прп. Ефрем Сирин, 30, 418). Источник.

* * *

...Пусть будет для тебя всего предпочтительнее вера в Святую и Единосущную Троицу, потому что без сей веры невозможно никому жить истинною жизнию (прп. Ефрем Сирин, 31, 109). Источник.

* * *

Вера есть матерь святого доброго дела, и ею человек достигает исполнения на себе обетований Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, по написанному: без веры не возможно угодити Богу (Евр. 11, 6) (прп. Ефрем Сирин, 31, 184).

* * *

Кто имеет веру и делает дела веры, в том вера, как самодвижное горчичное зерно (прп. Ефрем Сирин, 32, 296). Источник.

* * *

Когда око веры как свет сияет в сердце у человека, тогда ясно, светло и чисто созерцает он и Агнца Божия, за нас закланного и даровавшего нам святое и пречистое Тело Свое для всегдашнего причащения... во оставление грехов (прп. Ефрем Сирин, 32, 384).

* * *

В брани за веру да кончится служение твое на земле; венцом правды да заключится течение жизни твоей (прп. Ефрем Сирин, 33, 134). Источник.

* * *

...Вера есть дерево, на коем почивают Божественные дары (прп. Ефрем Сирин, 37, 108). Источник.

* * *

Не было бы, братия, ничего несправедливее нашей веры, если бы она была уделом одних мудрых и избыточествующих в слове и в умственных доводах, а простому народу надлежало бы... оставаться без приобретения веры... (свт. Григорий Богослов, 14, 156). Источник.

* * *

...Слабые в вере и грешники в полном смысле есть рабы... (прп. Макарий Египетский, 67, 114). Источник.

* * *

...Имейте попечение о вере и надежде, от которых рождается боголюбивая и человеколюбивая любовь, приводящая к вечной жизни (прп. Макарий Египетский, 67, 257).

* * *

Основание веры – духовная нищета и безмерная любовь к Богу (прп. Макарий Египетский, 67, 330).

* * *

...Кто старается уверовать и прийти ко Господу, тому надлежит молиться, чтобы здесь еще принять ему Духа Божия, потому что Он есть жизнь души... (прп. Макарий Египетский, 89, 197). Источник.

* * *

...Нет пользы от здравой веры при развращенной жизни (свт. Иоанн Златоуст, 45, 461). Источник.

* * *

...Не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то и другое способствовало нам к достижению совершенства (свт. Иоанн Златоуст, 45, 595–596). Источник.

* * *

...В одно время с тем, как поверишь, вместе с этим ты расцвел и делами, и не потому, что у тебя недостает дел, а потому, что вера сама по себе полна добрых дел (свт. Иоанн Златоуст, 46, 936).

* * *

...Кажутся мне цветущие добрыми делами и неведевшие Бога... похожими на останки мертвецов, хотя и прекрасно одетых, но не имеющих чувствования прекрасного (свт. Иоанн Златоуст, 46, 936). Источник.

* * *

Дела бывают в отношении к людям и от людей, а вера – от людей в отношении к Богу... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 936).

* * *

...Вера делает того, кто обращается <к ней> небесным гражданином... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 936).

* * *

...Вера соделывает человека, сотворенного из земли, собеседником Божиим... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 936). Источник.

* * *

Не должно, чтобы вера была лишена дел, для того, чтобы она не была поругаема; однакож вера – выше дел (свт. Иоанн Златоуст, 46, 937).

* * *

Часто возможно жить тому, кто не питается, но не живущему невозможно питаться... Так должно, чтобы душа питалась делами, но надлежит, чтобы прежде дел была принимаема вера... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 937).

* * *

...Хотя дела прекрасны, но мертвы, <если> не имеют веры... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 937).

* * *

Что же, скажут: разве по вере одного не исцеляется другой? Я не думаю, – разве только тогда, когда или но незрелости возраста, или по чрезмерной слабости он сам не в состоянии веровать (свт. Иоанн Златоуст, 47, 43). Источник.

* * *

...Лишенные веры и толкают друг дуга, ударяются о стены и наконец низвергаются, увлекая сами себя в бездну погибели (свт. Иоанн Златоуст, 47, 278). Источник.

* * *

...Вера... возвышает нашу душу туда <на небо>, не допуская ее угнетаться никакими из настоящих бедствий, но облегчая труды надеждою будущего (свт. Иоанн Златоуст, 47, 279).

* * *

...Привходящие отвне помыслы обуревают наш ум, пришедшая вера надежнее якоря избавляет его от кораблекрушения, приводя его к полному убеждению, как корабль в тихую пристань (свт. Иоанн Златоуст, 47, 279). Источник.

* * *

...Вначале уверовать и покориться призыву зависит от нашего благорасположения; а после того, как вера уже внедрена, мы имеем нужду в помощи Святаго Духа для того, чтобы она пребывала постоянно непоколебимою и неизменною (свт. Иоанн Златоуст, 47, 281). Источник.

* * *

...Если мы желаем иметь твердую веру, то должны вести чистую жизнь, которая и располагает Духа пребывать в нас и поддерживать силу веры (свт. Иоанн Златоуст, 47, 285). Источник.

* * *

Невозможно, подлинно невозможно, чтобы проводящий нечистую жизнь не колебался и в вере (свт. Иоанн Златоуст, 47, 285). Источник.

* * *

Что пища для тела, то <добрая> жизнь для веры... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 286).

* * *

...Как очи телесные не видят ничего умственного, так очи веры не видят ничего чувственного (свт. Иоанн Златоуст, 48, 290). Источник.

* * *

Нот признак истинной веры: когда обетования бывают выше человеческого понятия, и мы твердо уповаем на силу Обещающего (свт. Иоанн Златоуст, 48, 396).

* * *

...Вера есть некоторый священный якорь, который со всех сторон укрепляет имеющую ее душу; она тогда особенно и обнаруживается, когда среди затруднительных обстоятельств убеждает имеющего ее питать благие надежды, прекращая смятение помыслов (свт. Иоанн Златоуст, 49, 348).

* * *

Подобно тому, как Крест был прославлен страданиями, так точно и вера святых возвышается от гонений и прославляется от страданий (свт. Иоанн Златоуст, 49, 912).

* * *

Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине (свт. Иоанн Златоуст, 50, 569). Источник.

* * *

В том и состоит сущность христианской веры, чтобы ожидать истинной жизни по смерти, надеяться на возвращение после исхода (свт. Иоанн Златоуст, 50. 599).

* * *

Вера просвещает все, вера освящает все, вера делает человека достойным Духа Святаго (свт. Иоанн Златоуст, 50, 725). Источник.

* * *

Вера – начало благ; вера – источник благ. Примем же это оружие спасения (свт. Иоанн Златоуст, 50, 725). Источник.

* * *

Где вера, там и сила; а где неверие, там и немощь (свт. Иоанн Златоуст, 50, 725). Источник.

* * *

Для того мы и называемся верными, чтобы, оставляя немощь дольных помыслов, восходили на высоту веры и в ее учении полагали свое высшее благо (свт. Иоанн Златоуст, 52, 163).

* * *

Если ежедневно бывающие и осязаемые дела требуют веры, тем более – дела неизреченные и духовные (свт. Иоанн Златоуст, 52, 163).

* * *

...Вера – мать всех благ, врачевство ко спасению; без нее невозможно усвоить ничего из высоких догматов (свт. Иоанн Златоуст, 52, 212).

* * *

...Веровать во <Христа> – дело немаловажное, и для того нужны не умствования человеческие, но откровение свыше, и душа, с благодарностью принимающая откровение (свт. Иоанн Златоуст, 52, 296).

* * *

...Великое благо – вера, когда она бывает от горячего сердца, от многой любви и пламенной души. Она делает нас мудрецами; она прикрывает ничтожество человеческое и, оставляя умствования земные, любомудрствует о вещах небесных; даже более: чего мудрость человеческая обрести не может, то она с избытком постигает и совершает (свт. Иоанн Златоуст, 52, 425).

* * *

Одна вера не может ввести нас в Царство Небесное; напротив, из-за нее-то особенно и будут осуждены те, которые ведут жизнь порочную (свт. Иоанн Златоуст, 52, 571).

* * *

Как веровать просто и без разбора – дело легкомыслия, так и сверх меры испытывать и больше чем нужно исследовать – дело ума крайне упрямого (свт. Иоанн Златоуст, 52,591).

* * *

...Вера является добрым руководителем на пути к купели <крещения>, вера есть якорь обуреваемой природы, вера есть тихая пристань человечества, вера есть ясное зеркало невидимого, вера есть лучший учитель об Единосущной Троице... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 735).

* * *

...Вера не только утверждает закон, но и обетование Божие делает непреложным... (свт. Иоанн Златоуст, 53, 573).

* * *

...Не только преуспевающий в целомудрии или в другой какой-либо добродетели, но и являющий веру нуждается в очень многой силе. Как первый имеет нужду в мужестве, чтобы отгонять помыслы невоздержания, так и верующий нуждается в мощной душе, чтобы отражать мысли неверия (свт. Иоанн Златоуст, 53, 575–576).

* * *

...Вера – седалище души, основание жизни, бессмертный корень; животворящий корень веры – Отец, неувядаемая ветвь – Сын, бессмертный плод – Дух Святый... (свт. Иоанн Златоуст, 53, 986).

* * *

Обремененная грехами совесть, страшась и трепеща пред будущим воздаянием и не желая находить утешение в перемене к лучшему, старается успокоить себя неверием (свт. Иоанн Златоуст, 54, 167).

* * *

Вера открывает даже врата смерти, заключает небо, изменяет пределы природы, укрощает силу огня, обращает пламень в росу и притупляет жало смерти (свт. Иоанн Златоуст, 54, 935–936). Источник.

* * *

Вера... недостаточна для спасения; но чтобы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует ее от нас (свт. Иоанн Златоуст, 55, 36).

* * *

Вера есть щит, покрывающий тех, которые веруют, не испытывая. Когда же кто станет вдаваться в мудрования, начнет обо всем умствовать и судить по-своему, для такого пера не составляет собой щита. Напротив, тогда мы об нее только претыкаемся. Вера все укрывает и осеняет: таково должно быть ее свойство. А потому нельзя ее укоротить, в противном случае ноги или другая какая-нибудь часть тела останутся открытыми. Нет; щит должен быть соразмерной величины... Имей только щит веры, и ты угасишь им стрелы диавола (свт. Иоанн Златоуст, 55, 211–212). Источник.

* * *

Воюют ли в нас помыслы – двинем вперед веру. Обуревают ли нас неистовые пожелания – призовем на помощь веру. Находимся ли мы в трудных обстоятельствах и несчастии – будем искать утешения в вере. Вера есть то, чем оберегается всякое оружие; если ее нет, то и оружие тотчас сокрушится (свт. Иоанн Златоуст, 55, 212). Источник.

* * *

Так как Бог даровал нам блага, превышающие человеческое разумение, то Он но справедливости требует веры, потому что не может быть твердым тот, кто ищет объяснений (свт. Иоанн Златоуст, 55, 399–400).

* * *

Если же Он <Бог> не терпит никакого вреда, когда мы отрекаемся от Него, то значит, что Он требует исповедания нашего не для чего иного, как для нашей же пользы (свт. Иоанн Златоуст, 55, 789).

* * *

...Мы приняли веру просто, так что не имеем нужды прилепляться к бесчисленным ересям и входить в исследования, но все то, что вздумают прибавить к ней или убавить, считаем неправым (свт. Иоанн Златоуст, 56, 83). Источник.

* * *

...Мы, хотя бы тысячу лет пребывали в вере, еще младенцы, если остаемся нетвердыми в ней, если не ведем сообразной с нею жизни... (свт. Иоанн Златоуст, 56, 88).

* * *

Вера требует души бодрственной и юной, возвышающейся над всем чувственным и парящей выше немощных помыслов человеческих (свт. Иоанн Златоуст, 56, 181).

* * *

Трубные звуки никак не могут разрушить каменных стен, хотя бы кто трубил тысячу лет; а вера <как у Иерихонских трубачей> может делать все! (свт. Иоанн Златоуст, 56, 220).

* * *

Вера укрепляет, а разум колеблет, потому что вера противна разуму <земному> (свт. Иоанн Златоуст, 56, 271–272).

* * *

...Вера пребывает с имеющими ее; она не обманывает обладающего ею, не изменяет приобретшему ее; не похищается ворами, недоступна для грабителей... ее охраняет Бог, ради нее доставляющий всем все с готовностью (свт. Иоанн Златоуст, 56, 399). Источник.

* * *

Вера не принимает заключений не потому, что они безрассудны, но потому, что она превосходит всякое размышление (свт. Иоанн Златоуст, 56, 445).

* * *

...Мужи евангельские и апостольские вполне чувствовали, как всякое добро совершается не иначе, как с помощью Господа, и исповедали, что своими силами или свободою своей воли они не могут сохранить невредимою даже веру свою; почему молили Господа то вспомоществовать ей, то даровать ее. Если таким образом вера Петрова имела нужду в помощи Божией, чтобы не ослабеть; то кто будет столько самонадеян и слеп, что для сохранения ее в себе думал бы не иметь нужды в непрестанном содействии Божием, особенно когда Сам Господь в Евангелии ясно выразил, говоря: якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете... без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 4–5) (прп. авва Пафнутий, 57, 219–220).

* * *

...Вера есть щит, который, отражая раскаленные стрелы похоти, умерщвляет ее страхом будущего Суда и верованием Царству Небесному (прп. авва Серен, 57, 284). Источник.

* * *

Не думай, что вера, если только надобно назвать верою твою веру, обличаемую делами, возможет спасти тебя; потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно. Приятый по благодати по справедливости должен изобиловать собственными своими преимуществами, чтобы не быть иначе уличенным в неблагодарности (прп. Исидор Пелусиот, 62, 128). Источник.

* * *

Веру... должны проповедовать паче дела, нежели слова <...> Ибо делами, а не словами должно быть обнаруживаемо сокровенное (прп. Исидор Пелусиот, 62, 201–202).

* * *

...Да не осуждают других имеющие веру, но лишенные дел и дара слова (они обличают себя, отрицая веру делами) (прп. Исидор Пелусиот, 63, 238). Источник.

* * *

...Бог, приемля от людей веру, дарует верным небесные дарования (прп. Нил Синайский, 73, 168).

* * *

Вера состоит не в том только, чтобы креститься во Христа, но чтобы и заповеди Его исполнять (прп. Марк Подвижник, 89, 504). Источник.

* * *

Незнающий истины – и веровать не может истинно. Ибо ведение по естеству предваряет веру (при. Марк Подвижник, 89, 530). Источник.

* * *

Вера есть истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово (прп. Марк Подвижник, 91, 247).

* * *

Верующий только, по Евангелию, сдвигает гору (Мф. 17, 19) греха деятельною в добре жизнью, исторгая из себя прежнее пристрастие к чувственным вещам, непостоянным и изменчивым. Кто же возмог сделаться учеником, тот, приемля от Слова руками преломления (ломти) хлебов духовного ведения, насытит ими тысячи, делами показывая размножающую силу Слова (Мф. 15, 32). А возмогший быть и Апостолом врачует всяк недуг и всяку болезнь и бесов изгоняет (ср.: Мф. 10, 1): изгоняет бесов, т. с. прогоняет действо страстей; болезни исцеляет, т. е. упованием возводит к благочестивому настроению лишившихся оного; недуги врачует, т, е. расслабевших от лености возбуждает и укрепляет словом о Суде. Но получивший власть наступать на змию и скорпию (Лк. 10, 19) истребляет начало и конец греха (прп. Марк Подвижник, 91, 233–234).

* * *

Вера есть сила, все внутри в благонастроении содержащая, или есть самое благонастроение, подающее преестественное, непосредственное, совершенное единение верующего с воруемым Богом (прп. Марк Подвижник, 91, 263).

* * *

Вера убеждает боримый ум прибегать к Богу и возбуждает его к дерзновению уверением в готовности для него всяких духовных орудий... (прп. Марк Подвижник, 91, 286).

* * *

...Делающий (дела в духе веры) мерою своей деятельности показывает меру веры, приемля и благодать в такой мере, в какой поверовал (прп. Марк Подвижник, 91, 294).

* * *

Всякий из нас по мере сущей в нем веры стяжавает явное действие Духа: так что всякий сам для себя бывает раздаятелем благодати (прп. Марк Подвижник, 91, 294).

* * *

Причиною различия в раздаянии божественных благ служит мера веры каждого... (прп. Марк Подвижник, 91, 294).

* * *

Слепую имеет веру тот, кто по вере не исполняет заповедей Божиих (прп. Марк Подвижник, 91, 295).

* * *

Предел или верх совершенства веры есть бесстрастное погружение ума в Бога (блж. Диадох, 91, 9).

* * *

Любящий Бога и верует искренно, и дела веры совершает преподобно. Верующий же только, а не пребывающий и любви и самой той веры, которую кажется имеющим, не имеет. Он верует с некою легкотою ума, не нося в себе действенного (установляющего его на едином) отвеса преславной любви. Только вера, любовью действующая (Гал. 5, 6), есть великая главизна добродетелей (блж. Диадох, 91, 17). Источник.

* * *

Исследующий глубину веры обуревается волнами помышлений, а созерцающий ее в простосердечном расположении наслаждается... внутреннею тишиною (блж. Диадох, 91, 20–21). Источник.

* * *

Глубина веры, будучи водою забвения, не терпит, чтоб в нее смотрели, или ее узревали любопытными помышлениями (блж. Диадох, 91, 21). Источник.

* * *

...Вера может делать произволение твердым и при отсечении членов <в мучениях> (при. Исаак Сирин, 59, 11).

* * *

...Вера требует единого чистого и простого образа мыслей, далекого от всякого ухищрения и изыскания способов (прп. Исаак Сирин, 59, 125). Источник.

* * *

Дом веры есть младенческое понятие и простое сердце (прп. Исаак Сирин, 59, 125). Источник.

* * *

...Сокровищ веры не вмещают ни земля, ни небо (прп. Исаак Сирин, 59, 127). Источник.

* * *

Какое неизреченное богатство в волнах веры и в чудных сокровищах, преизливаемых силою ее! (прп. Исаак Сирин, 59, 128). Источник.

* * *

Вера же дела свои вменяет благодати, потому и не может превозноситься... (прп. Исаак Сирин, 59, 132). Источник.

* * *

...Вера утонченнее ведения, как ведение утонченнее вещей чувственных (прп. Исаак Сирин, 59, 136).

* * *

Веру же разумеем... воссиявающую в душе от света благодати, свидетельством ума подкрепляющую сердце, чтобы не колебалось оно в несомненности надежды, далекой от всякого самомнения (прп. Исаак Сирин, 59, 137). Источник.

* * *

Утверждение... веры в Бога не то, что здравое исповедание, хотя оно и матерь веры; напротив того, душа видит истину Божию по силе жития (прп. Исаак Сирин, 59, 139). Источник.

* * *

...Вера, доводящая до несомненности в уповании, никогда не достигается людьми некрещеными, или у которых ум растлен для истины (прп. Исаак Сирин, 59, 139). Источник.

* * *

...Несомненность веры в людях высоких душою открывается по мере того, как нравы их внимательны к житию по заповедям Господним (прп. Исаак Сирин, 59, 139–140). Источник.

* * *

Не старайся в горсти своей удерживать ветер, т. е. веру без дел (прп. Исаак Сирин, 59, 345). Источник.

* * *

Вера есть дверь таинств (прп. Исаак Сирин, 59, 390). Источник.

* * *

Как телесные очи видят предметы чувственные, так вера духовными очами взирает на сокровенное (прп. Исаак Сирин, 59, 390). Источник.

* * *

Свет ума порождает веру, а вера порождает утешение надежды, надежда же подкрепляет сердце. Вера есть откровение разума; и когда помрачится ум, вера сокрывается, господствует над нами страх и отсекает нашу надежду. Вера по науке не освобождает человека от гордости и сомнения; освобождает же та, которая видима и воссиявает в смысле <разуме>, и называется познанием и явлением истины (прп. Исаак Сирин, 59, 417).

* * *

Твердая вера есть матерь отречения от мира; действие же противного ей само собою явственно (прп. Иоанн Лествичник, 58, 210). Источник.

* * *

Вера – крыло молитвы; не имея сего крыла, молитва моя опять в недро мое возвратится (Пс. 34, 13) (прп. Иоанн Лествичник, 58, 228–229).

* * *

Вера получает и то, чего не смеет надеяться, как показал это пример благоразумного разбойника на кресте (прп. Иоанн Лествичник, 58, 229).

* * *

Вера есть несокрушимая крепость души, никакими благословными беспокойствами не колеблемая (прп. Иоанн Лествичник, 58, 229). Источник.

* * *

Матерь веры есть труд и правое сердце, ибо последнее делает ее несомненною, а первый созидает ее (прп. Иоанн Лествичник, 58, 229).

* * *

Верующий не тот, кто думает, что Богу вое возможно, по кто верует, что получит от Него все, чего просит (прп. Иоанн Лествичник, 58, 229).

* * *

Вера есть благонастроительное дарование; она рождает в нас страх Божий; страх же Божий научает соблюдению заповедей, или устроению доброй деятельной жизни; из деятельной жизни произрастает честное бесстрастие; а от рождение бесстрастия – любовь, которая есть исполнение всех заповедей, всех их в себе связующая и держащая (прп. Феодор Студит, 91, 323–324).

* * *

...Неверные – те, которые утверждаются на одной вере без дел (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 216). Источник.

* * *

...Плод веры нашей христианской есть здравие души. Затем Бог соделался человеком, чтоб душа чрез Него могла воспринимать здравие свое. Следовательно, у кого душа не здрава, тот еще не стал христианином настоящим. Здоровою же душа делается силою Божественною и светом благодати, даруемой Христом за веру (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 68). Источник.

* * *

...Вера и добрые дела суть две вещи, которые неразрывно связуются между собою. Вера бывает для добрых дел, но добрые дела справляются не для веры, а посредством веры. Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу, потому что ради веры приходит благодать Господа нашего Иисуса Христа в того, кто уверовал в Него. По мере веры, какую кто являет, подается и благодать. У кого велика вера, тому подается и благодать великая; у кого мала вера, мала и благодать. Но и то надлежит помнить, что вера одна, будь она истинная и православная вера, не принесет никакой пользы тому, кто так верует, без добрых дел. Явлением веры служит сила, исходящая от веры; силы же явлением служит ревностное делание заповедей Божиих и богоугодных дел. Ибо живодействование (энергия) происходит от силы, коею обладая может кто делать что-либо. Итак, поскольку невозможно угодить Богу без веры (благоугождается же Бог добрыми делами), то явно, что вера дает силу творить добрые и богоугодные дела по воле Божией. Вера же... разумеется не та только, чтоб веровать во Христа и во все словеса Его, но паче та, чтоб дерзать о Христе и в сердце носить удостоверение, что силою Христовою можем и от зла освободиться, и всякую добродетель совершить... (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 170–171).

* * *

Вера во Христа есть новый рай; и Бог от сложения мира провидел всех, которые уверовали и имеют уверовать в Него, коих и призвал и будет призывать до скончания мира, призвав, оправдал и будет оправдывать, оправдав, прославил и будет прославлять, показывал их сообразными образу славы Сына Своего чрез Святое Крещение и благодать Святаго Духа, таинственно соделывая их сынами Источник.

Божиими и претворяя их в новых из ветхих, и в бессмертных из смертных, с возложением на них и заповедей, подобно как возлагал на Адама (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 240). Источник.

* * *

...Верующий во Христа ничем другим не может доказать сию веру, кроме исполнения того, что заповедано Им, и удаления от того, что Им воспрещено (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 262). Источник.

* * *

По мере веры нашей получаем мы и помощь и живость на творение воли Христовой. Итак, кто творит заповеди Христовы, тот мерою деятельного исполнения их показывает и меру веры своей, потому что по мере веры получается и мера благодати, дающей силу на дела по заповедям. И наоборот, кто не творит заповедей Христовых, тот мерою бездействия в отношении к заповедям показывает и меру неверия своего, потому что по мере неверия лишается и благодати, возбуждающей к делам по заповедям и помогающей в них (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 265). Источник.

* * *

...Посредницею между Богом и людьми поставлена вера в Него <Спасителя>, чтобы Бог, вместо всего другого, принимал одну эту веру, которую имеем в Него, зная, что мы бедны и что совершенно ничего не можем принести Ему для спасения своего, кроме одной веры, и за одну эту веру миловал нас и подавал нам оставление грехов наших и избавление от смерти и тления. Что все и дарует Он даже доселе всем, которые от всей души веруют во Христа Господа, и не это одно, но и все то, о чем обетовал в Святом Евангелии, что все, конечно, получим чрез Него, т. е. блага оной земли, которую наследят кроткие с великим веселием и радостью сердец их, – дарует все то, чтоб Он <Христос> соединялся с нами, и чрез Него мы оба соделывались едино с Богом и Отцом Его, сочетаемы бывая в то же время и с Духом Святым. Все сказанное мы действительно получаем, когда верно соблюдаем, что обещали соблюдать в Святом Крещении, и убегаем всего, от чего тогда отреклись. Когда соблюдаем мы все это и все заповеди Божии, тогда бываем истинно верующими, яко показующие веру свою от дел своих, и, как Он есть, соделываемся святыми и совершенными, и все всецело небесными, чадами Бога Небесного, и во всем подобными Ему, Христу Господу, как и Он соделался подобным нам по всему, кроме греха: только мы соделываемся подобными ему по благодати (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 297–298).

* * *

...Как ни орудия без художника, ни художник без орудий не могут сделать никакого сосуда, так ни вера без делания заповедей, ни делание заповедей без веры не обновляют и не воссозидают нас, или не делают новыми из ветхих. Когда же сгяжеваем оба сии сердцем нераздвоенным, т. е. и веру и заповеди, и делаемся для Владыки Христа благопотребным сосудом, гожим для приятия духовного мира; тогда и Господь, положивший тьму за кров Свой, обновляет в нас благодать Святаго Духа, делает нас из ветхих новыми, восставляет живыми из мертвых, рассеивает тьму, проводит ум наш об ону страну тьмы оной и даст ему благодать... (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 408). Источник.

* * *

Кто верует, что Бог есть, тот помышляет о Нем все великое и преславное, исповедуя, что Он один есть Владыка, Господь и Творец всяческих, и что есть бессмертен, вечен, нетленен, непостижим и неизреченен. Кто это знает и верует... тому как возможно не предать себя на подвиги (благоугождения Ему) до готовности самую жизнь принести Ему в жертву, по любви к Нему, чтоб сподобиться быть, не скажу, сыном Его и наследником, но хоть одним из верных рабов Его, стоящих близ Него? (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 14). Источник.

* * *

...Уверовать словесам Бога нет никакого препятствия, которое бы ставило преграду к тому. Как только захотим от всей души нашей, тотчас и уверуем. Ибо вера есть дар Всеблагого Бога, который (дар) дал Он нам иметь естественно (вложил в естество), употребление его подчинив самовластию произволения нашего (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 21–22). Источник.

* * *

...Если Христос говорит, что даст Духа верующим в Него, то никакого нет сомнения, что не имеющие Духа не суть верующие в Него от чистого сердца (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 47). Источник.

* * *

Плод веры есть Святой и невечерний Свет; Свет же Святой в свою очередь прилагает и умножает веру. Насколько сильнее воссиявает Свет, настолько возрастает вера и восходит на высоту. И опять насколько возрастает вера, настолько множится явно плод Духа; плод же Духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 336). Источник.

* * *

...Если вера без добрых дел мертва, то явно, что когда вера с худыми делами, тогда она не называется и не есть более вера. Мертвое тело, если оно умерло недавно, называется мертвым; но если оно долго пролежит так, то не называется уже телом мертвым, а трупом тлеющим, разлагающимся, попортившимся (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 356). Источник.

* * *

Вера есть (быть готову) умереть Христа ради за заповедь Его, в убеждении, что такая смерть приносит жизнь, – нищету вменять в богатство, худость и ничтожество в истинную славу и знаменитость, и в то время, как ничего не имеется, быть уверену, что всем обладаешь, особенно же (она есть) стяжание неисследимого богатства познания Христа и взирание на все видимое, как на прах или дым (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 508).

* * *

Вера во Христа есть не то только, чтоб небречь о приятностях жизни, но и то, чтобы терпеливо и благодушно переносить всякое находящее искушение, в печалях, скорбях и неприятных случайностях, пока возблаговолит Бог призреть на нас... (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 508).

* * *

...Истинно верующих отличительный знак есть ни в чем никогда не преступать заповеди великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа... (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 508).

* * *

Во главе всех добродетелей шествует искренняя вера, при коей душа не колеблющеюся водится мыслью, но всецело отметает самолюбие (прп. Никита Стифат, 93, 89).

* * *

Она <вера> возводит истинных ревнителей к крепкому упованию приятия великих даров Божиих, и дает им в сердце неистощимые сокровища духовные, чтоб износить оттоле ветхие и новые тайны Божии и давать требующим. Сподобившийся быть причастником ее восходит в любовь к Богу и ею делается совершенным в ведении Бога, и входит в покой Его, почив и сам от всех дел своих, якоже от Своих Бог (Евр. 4, 10) (прп. Никита Стифат, 93, 165).

* * *

...Из <веры> всякая заповедь источается и совершается просвещение душ, в коих тогда проявляются такие плоды истинной и действенной веры: воздержание, любовь, как конец совершенства, смирение, как особый дар Божий, и утверждение всего (прп. Григорий Синаит, 93, 185).

* * *

Вера есть корень заповедей или, лучше, источник, напояющий их к произращению (прп. Григорий Синаит, 93, 208). Источник.

* * *

Мы «веруем в Бога» и «веруем Богу»; эти понятия не являютя тождественными. Потому что «веровать Богу» означает считать Его обетования по отношению к нам незыблемыми и истинными; «веровать» же «в Бога» заключает в себе православно мыслить о Нем. Долженствует же нам иметь и то и другое; и в том и в другом истинствовать: и то таким образом иметь, чтобы быть уверенными (в обетования Божии нам) более, чем если бы даже своими глазами видели, и долженствует нам быть верными Богу, в Которого наша вера, и будучи верными, таким образом быть оправданными (свт. Григорий Палама, 26, 81). Источник.

* * *

...То, что мы истинно веруем Богу... пусть будет явленным на основании наших добрых дел и соблюдении Божиих заповедей. А то, что мы православно веруем в Бога, т. е. прекрасно, утвержденно и благочестиво мыслим относительно Него, каким образом это явить нам? – Тем, что мы единодушны, единомысленны и единоисповедны с богоносными отцами нашими. Как неложно веровать Богу проявляется не только в противлении плотским страстям и лукавым тенетам, но и в противлении одержимым страстями людям, обольщающим и соувлекающим в неблагородные услаждения; так и православно веровать в единого истинного Бога проявляется не только в противлении невежеству и внушениям супостата, но и в противлении нечестивым людям, тайком похищающим и соувлекающим в свою погибель. Величайшая же помощь имеется в наличии по отношению и к той и к другой вере; не только от Бога и от данной нам от Него силы разума, но и от добрых Ангелов и от богочестивых и живущих по Богу людей (свт. Григорий Палама, 26, 82–83).

* * *

...Мы не можем дерзновенно высказывать веру во Христа и исповедать Его, без наличия Его силы и содействия... (свт. Григорий Палама, 26, 249).

* * *

Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его о исцелении твоем (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 109). Источник.

* * *

Падшее человечество приступает к святой истине верою; другого пути к ней нет (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 119).

* * *

Вера во Христа – жизнь. Питающийся верою, вкушает уже во время странствования земного жизнь вечную, назначенную праведникам по окончании этого странствования (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 177).

* * *

Наслаждение безмерное, рождаемое верою, поглощает лютость скорби, так что во время страданий ощущается только одно наслаждение (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 177).

* * *

Богом даны два учения о Боге: учение словом, приемлемое верою, и учение жизнию, приемлемое деятельностью по заповедям Евангелия (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 462–463). Источник.

* * *

Условия спасения заключаются в вере во Христа, в жительстве по заповедям Божиим и в врачевании покаянием недостатков исполнения заповедей: следовательно, спасение предоставлено, и оно возможно всем при обязанностях и служениях посреди мира, не противных закону Божию (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 467). Источник.

* * *

Евангелие, как Откровение Бога, превысшего всякого постижения, недоступно для падшего разума человеческого. Необъятный разум Божий объемлется верою (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 497). Источник.

* * *

...Надо покаяться, оставить греховную жизнь, чтобы сделаться способным приступить к Евангелию. Чтоб принять Евангелие, надо в него уверовать (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 497). Источник.

* * *

Кто ж не верует в Сына Божия? – Не только тот, кто открыто, решительно отвергает Его, но и тот, кто, называясь христианином, проводит греховную жизнь, гоняется за плотскими наслаждениями (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 497).

* * *

К вере способна только та душа, которая решительным произволением отверглась греха, направилась всею волею и силою своею к Божественному добру (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 497). Источник.

* * *

Без самоотвержения человек не способен к вере; его падший разум противоборствует вере, требуя дерзностно отчета у Бога в Его действиях и доказательств в открываемых Им человеку истинах; падшее сердце хочет жить жизнью падения, к умерщвлению которой стремится вера; плоть и кровь... также хотят жить жизнью своею, жизнью тления и греха (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 498). Источник.

* * *

Живая вера – шествие в мир духовный, в мир Божий. Не может она пребывать в том, кто пригвожден к миру дольнему, где господствуют плоть и грех (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 498). Источник.

* * *

Вера в Евангелие должна быть живая; должно веровать умом и сердцем, исповедовать веру устами, выражать, доказывать ее жизнью (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 499). Источник.

* * *

Веруй святым, животворящим Евангельским заповедям, правильное исполнение которых... составляет так называемую святыми отцами деятельную веру христианина (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 499–500).

* * *

По важности веры в деле спасения, и грехи против нее имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия: все они смертные, т. е. с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная погибель (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 504).

* * *

Вера во Христа, являемая и исповедуемая видимо и невидимо исполнением заповедей Христовых, содержит невредимый залог спасения, а тем, которые оставили мир для того, чтобы всецело посвятить себя евангельской деятельности, доставляет христианское совершенство (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 505).

* * *

Вера – мать терпения, мать мужества, сила молитвы, руководительница к смирению, подательница надежды, лестница к престолу любви (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 505).

* * *

...Слушай Евангелие, говорящее тебе, и святых отцов, объясняющих Евангелие; слушай их внимательно, и мало-помалу вселится в тебя живая вера... (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 506).

* * *

Верующий во Христа если и умрет смертию греховною, то опять оживет покаянием (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 506). Источник.

* * *

Спасение наше – Бог наш, не наши дела. Делами веры... мы доказываем истину нашей веры и верность нашу Богу (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 531).

* * *

Постоянство в православном исповедании догматов веры питается и хранится делами веры и непорочностию совести (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 137). Источник.

* * *

Духовный разум состоит в познании Истины верою. Сперва приобретается познание веры; вера, усвоившись христианину, изменяет его разум откровением ему Истины, которая <есть> Христос (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 138).

* * *

Уверовавшие в Бога вступают в усвоение Ему и, вознесшись благодатию превыше всего временного, получают таинственное, опытное знание, что Он вознесся на небо и возносит туда с Собою истинно верующих в Него (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 139).

* * *

Неутвердившие и невозрастившие веру от слуха делами веры, удобно обольщаются учением лжи, лицемерно принимающей вид истины (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 138). Источник.

* * *

Ничтожное, незаметное упование на что-либо, вне Бога, может остановить ход преуспеяния, в котором и вождь, и ноги, и крылья – вера в Бога (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 297). Источник.

* * *

Сыны и дочери ветхого Адама, рожденные по ею образу и подобию падшими, рожденные для вечной смерти, переходят верою в Новою Адама к вечной жизни (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 117). Источник.

* * *

... Покаяние необходимо не только для того, чтобы уверовать во Христа: оно необходимо для пребывания в вере, для преуспеяния о Христе; оно необходимо для живой веры во Христа (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 10).

* * *

Погиб человек по свободному произволению, и спастись предоставляется ему по свободному произволению. Покайтеся и веруйте (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 11). Источник.

* * *

Уверовать в Бога и в Евангелие могут все; деятельную веру стяжевают подвижники Христовы; живая вера есть дар Божий, достояние одних святых Божиих (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 12).

* * *

Вера – орудие победы над миром – есть вместе и орудие победы над падшими ангелами (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 100).

* * *

Она <вера> приближает человека к Богу... она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 141),

* * *

Доколе действует вера, доколе человек руководствуется Евангельскими заповедями, дотоле сияет в нем духовный разум (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 192).

* * *

...Для спасения тех, которые не веруют во Христа, необходима вера во Христа; а для спасения верующих во Христа необходимо жительство по заповедям Божиим (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 206).

* * *

Живая вера во Христа есть дело, и дело Божие столько обширное, что им вполне совершается спасение (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 207).

* * *

Только при посредстве живой веры может человек отречься от мнимых достоинств падшего естества своего, соделаться учеником и последователем Господа разумом и деятельностью, подобающими естеству обновленному (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 207).

* * *

Свойственно милости рождать веру, и вере – милость (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 236).

* * *

Вера... руководит к благодарению Бога, и от благодарения усугубляется вера (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 324). Источник.

* * *

Живая вера – духовный разум. Не нуждается она уже в знамениях, будучи всесовершенно удовлетворена знамениями Христовыми и величайшим из Его знамений, венцом знамений. Его словом (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, .124). Источник.

* * *

Живая вера открывает взорам души Бога; Слово Божие соединяет душу с Богом. Узревший таким образом Бога, ощутивший таким образом Бога усматривает свое ничтожество, исполняется неизреченного благоговения к Богу, ко всем делам Его, ко всем велениям Его, ко всему учению Его, стяжевает смиренномудрие (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 324–325). Источник.

* * *

Вера – основание молитвы. Кто уверует в Бога, как должно веровать, тот непременно обратится к Богу молитвою и не отступит от молитвы, доколе не получит обетований Божиих... доколе не соединится с Богом (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 340). Источник.

* * *

...Авраам служил Богу духом и истиною, и потому потомство Авраама есть духовное, составляется из всех человеков. стяжавших истинную веру в Бога, без всякого плотского участия гражданской народности (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 384). Источник.

* * *

Блажен тот пловец житейского моря, который часто устремляет взоры к небу... Взоры, для которых доступно небо, – вера, ею мы усматриваем духовное небо, учение Христово (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 439). Источник.

* * *

Совершим наше земное странствование, неся светильник веры правой, веры живой. Этот светильник введет нас в вечное Царство Божие... (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 443). Источник.

* * *

Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 480). Источник.

* * *

Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 480). Источник.

* * *

Нужно предаться водительству веры, при этом водительстве в свое время, по значительных подвигах в благочестии Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум духовный (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 481). Источник.

* * *

Народ и, в частности, душа человеческая, неприступны для я безбожного рационализма и его последствий, доколе они ограждены святою верою (свт, Игнатий Брянчанинов, 12, 496). Источник.

* * *

От веры – послушание, от послушания – смирение, от смирения – духовный разум, который – извещенная вера (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 522). Источник.

* * *

От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу; а от покорности Богу – мир помыслов и спокойствие сердца (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 545). Источник.

* * *

Вера является в человеке от исполнения Евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увядает и уничтожается по мере пренебрежения ими (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 84). Источник.

* * *

...Приготовлением <к молитве> служат: отвержение попечений силою веры в Бога, силою покорности и преданности воле Божией, сознание своей греховности и истекающее из этого сознания сокрушение и смирение духа (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 95).

* * *

Кто видит Промысл Божий оком веры, тот при искушениях, наносимых человеками, не обратит никакого внимания на эти слепые орудия Промысла, и духовным разумом своим пребудет единственно в руках Бога, взывая к Нему единому в скорбях своих (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 134–135). Источник.

* * *

Ничто, никакое искушение, нанесенное человеками и духами, возникшее из падшего естества, не должны смутить его <монаха>. Источником непоколебимости и силы да будет вера в Бога (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 148).

* * *

Малодушие и смущение рождаются от неверия; но только что подвижник прибегнет к вере – малодушие и смущение исчезают, как тьма ночи от восшедшего солнца (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 148). Источник.

* * *

Взятие креста своего, т. с. благодушное терпение скорбей, основывается на самоотвержении. Без самоотвержения оно невозможно... Самоотвержение основывается на вере во Христа. Этот закон духовный предъявлен Христом (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 151). Источник.

* * *

...Вера заключается в том, чтобы пребывать в смирении и творить милость (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 277). Источник.

* * *

Подобно сребролюбию и корыстолюбию, тщеславие уничтожает веру в сердце человеческом (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 287). Источник.

* * *

Стяжавший веру стяжал Бога деятелем своим, встал превыше всех ухищрений не только человеческих, но и демонских (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 299). Источник.

* * *

Верующий живою верою в Бога, с самоотвержением предавшийся Богу, пребывает несмущенным при всех искушениях, наносимых духами злобы, видит в духах лишь слепые орудия Промысла Божия (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 336). Источник.

* * *

Человеку, растленному умом, никак не возможно быть причастником веры: у него место веры уже занято лжеименным разумом (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 362). Источник.

* * *

...Верующему во Христа невозможно умереть вечною смертью иначе, как отречением от Христа (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 437).

* * *

Един есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус (1Тим. 2, 5). Так надо веровать во Христа Спасителя, таинства принимать, заповеди исполнять и все, что содержит и предписывает Святая Церковь.

С Господом тот, кто с Церковью. Будьте так не суемудрствуя и будете на спасенном пути (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 74–75). Источник.

* * *

Что не все веруют, не умаляет значения веры. Надо смотреть на тех, которые искренно веруют, и на то, что им дается через веру. Вера христианская – не система учения, а образ восстановления падшего в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святаго. Возьмите кого-либо из шедших вслед Господа и увидите, как он мало-помалу растет духом, – и становится великим при всей невзрачности внешней. Вот отец Серафим. Простой, неученый – до чего дошел? Неверам многоученым уста заграждал единым словом. Вот и сила. А жизнь его какова, а нрав? Так и всех переделывает благодать, которые предаются ей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 148). Источник.

* * *

Я в Отце, вы во Мне и Я в вас. – Се цепь, связующая нас с Богом. Вот и вся система веры. И я не вижу у вас сомнений в этом. Полагаю, что их и нет у вас... Вы сами себя соблазняете, относя себя к числу неверов (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 161). Источник.

* * *

...Не смотрите на то, что всюду пошла такая шаткость в вере. Есть непреложная истина в вере, – и вот вам доказательство... Как в начале насаждалась вера через проповедь. Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знаменьями, так после того поддерживалась она и доселе поддерживается осязательным присутствием силы Божией среди верующих, в Святой Церкви, свидетельствуемой знамениями. Сим говорит Господь: се Аз с вами есмь (Мф. 28, 20), как и обетовал с нами быть до скончания века. Источник.

Если же Господь с нами, кто на нас? Древле обетовал Бог: вселюсь в них (верующих слову Его), и похожду, и буду им Бог, и они будут Мне людие (2Кор. 6, 16). И это исполняющимся на нас видим мы ныне. На памяти нашей сколько уже было удостоверений в этом. Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

А заблуждающимся внушает Господь: «что вдаетесь всяким ветром учения? Вот где столп и утверждение Моей истины. Как перстом указываю Я вам верную и не заблудную дорогу. Держитесь Церкви, в коей Я являю силу Свою, и избавитесь от пагубы, в которую ввергнут вас пустые ваши мудрования» (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 125–126). Источник.

* * *

Вера – целительница души, упованием окрыленная и любовью согретая (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 109). Источник.

* * *

Вера, что все, и большое и малое, от Бога, научит принимать все, как благо, каким злом ни казалось бы то. А коли оно не сознается злом, то и страха не производит (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 34). Источник.

* * *

Вера – не всезнание, а лишь верное знание и обладание тем, что необходимо для спасения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 111). Источник.

* * *

О святом Лоте Апостол сказал, что он мучился душою, смотря на нечестие содомлян, – и причитает его к сонму мучеников. Таков и ваш чин. Мучась душою при встрече грубых Неверов, вы приобщаетесь благодати мученичества... Источник.

Неверы обычно нос высоко поднимают, выражая тем торжество свое над верными. Но вера стоит, и верные, во смирении своем, не теряют нисколько от того в своих чаяниях верных обетований Божиих.

И ныне видно, на чьей стороне истина... Но будет день, когда это будет объявлено торжественно пред всею тварию... на бесконечное утешение верующих и на непоправимую вечную пагубу неверов (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 86, 110–111). Источник.

* * *

Авва Форт говорил: «Если Богу угодно, чтобы я жил, то Он знает, как это устроить; если же не угодно Ему, то зачем мне и жить?» Авва не от всех принимал подаяния, хотя лежал на одре болезни. «Если кто принесет мне что-нибудь для меня, – говорил он, – а не для Бога, то мне нечем заплатить ему, и от Бога он не получит награды, потому что принес не для Бога, а таким образом принесшему наносится обида». Пребывающие же в Боге и на Него единого взирающие должны быть так благочестивы, что не должны и думать о какой-нибудь обиде, хотя бы тысячу раз случилось им быть обиженными (97, 280).

* * *

Однажды святому великомученику Прокопию, в то время еще не совсем утвержденному в вере Христовой и шедшему на брань с сарацинами, явился кристалловидный крест, и от него Прокопий услышал голос: «Аз есмь распятый Иисус, Сын Божий». Этим видением Прокопий уже совершенно утвердился в христианской вере и, вошедши в один из городов (Скифополь), повелел устроить себе из золота и серебра крест и на нем написать на еврейском языке три имени: вверху «Эммануил», а по сторонам «Михаил» и «Гавриил». Облобызав крест, Прокопий с войском пошел к Иерусалиму и одержал победу над неверными сарацинами (113, 805).

* * *

Авва Коприй поведал: «Соседняя нам страна была бесплодна, и владевшие ею поселяне, посеяв хлеб, едва собирали его вдвое против посеянного. Ибо червь, зарождаясь в колосе, повреждал всю жатву. Земледельцы, оглашенные нами и сделавшиеся христианами, просили нас помолиться о жатве. Я сказал им: «Если вы имеете веру в Бога, то и этот пустынный песок будет приносить вам плод». Они немедленно набрали в пазуху вот этого песку, по которому мы ходим, и принесли нам, прося нашего благословения. Когда я помолился, чтобы было по вере их, они посеяли его на полях вместе с хлебом; и вдруг земля их стала плодоноснее всякой земли в Египте. Таким образом, привыкши это делать, они ежегодно приходят к нам с прежнею просьбою» (102, 176).

* * *

Один старец жил с другим братом на правах общежития. Старец был очень милосердным. Случился голод, и начали люди приходить к ним для получения милостыни. Старец давал хлеба всем. Брат, увидев это, сказал старцу: «Дай мне мою часть из хлебов и делай из своей, что хочешь». Старец разделил хлебы и, по обычаю своему, продолжал подавать милостыню из своей части, – а к нему прибегали многие. Бог, видя расположение воли его, благословил хлебы. Брат, взявший свою часть и не давший никому ничего, издержал хлебы, доставшиеся на его долю, и сказал старцу: «Так как у меня осталось очень мало хлебов, прими меня снова в общежитие с тобою». Старец отвечал: «Как хочешь, пожалуй». И снова начали они жить по общежительному уставу. Опять наступило время скудости в жизненных припасах, и опять нуждающиеся стали приходить к старцу за милостыней. У них самих оказался недостаток в хлебе, брат заметил это. И вот приходит бедный просить подаяние. Старец сказал брату: «Дай ему хлеб». Брат отвечал: «Авва! у нас уже нет хлебов». Старец сказал на это: «Пойди поищи». Брат пошел, отворил дверь в чулан, в котором они обыкновенно хранили хлеб, и увидел, что чулан наполнен хлебами. Он испугался и подал хлеб нищему: таким образом узнав веру и добродетель старца, он прославил Бога (107, 509). Источник.

* * *

Наступил день Святой Пасхи. В обители аввы Аполлония была отправлена торжественная служба. Братия причастились Святых Тайн. Из бывших запасов было приготовлено кое-что для подкрепления братии: немного черствого хлеба и соленые овощи... Тогда святой Аполлоний сказал: «Если мы имеем веру, как истинные слуги Христа, пусть каждый из нас испросит себе для радостного дня то, чего бы он охотно ныне вкусил!» Братия просили его самого обратиться к Богу с молитвою, потому что он превосходил всех возрастом и своими подвигами. Себя же они сочли недостойными такой милости. Тогда авва с живейшей радостью излил молитву пред Богом. И по окончании ее все воскликнули: аминь!

Вдруг у самого входа в пещеру появились совершенно неизвестные люди, доставившие продукты, в таком количестве, что никто не мог представить себе ни такого изобилия, ни разнообразия, ни такой быстроты доставки... В числе привезенного были яблоки, каких совсем нет в Египте, необычайно большие гроздья винограда, орех, смоква, финикийский гранат, сотовый мед и много молока, огромные сирийские финики и еще теплые хлебы необычайной белизны... Воздав благодарность Богу, иноки приступили к трапезе и вкусили ниспосланных им даров. И таково было изобилие принесенных запасов, что их хватило, при ежедневном вкушении, до самого дня Пятидесятницы (100, 46–47).

* * *

Некоторый брат, отрекшись от мира и пришедши в монастырь с великою ревностью, просил о принятии его в обитель. Авва начал представлять ему многие препятствия: и тяжесть трудов, и жестокость своего управления, которое ничье терпение вынести не может. Он советовал брату избрать другой монастырь с более легким уставом. Все это не имело никакого действия на брата, напротив, он начал обещать беспредельное послушание. Авва повелел ему тогда войти в огромную печь, которую тогда топили для печения хлебов. Брат немедленно вскочил в середину пламени. Пламень тотчас погас от столь дерзновенной веры. Жар в печи уничтожился, а тот, кто вошел в пламень и о котором полагали, что он сгорел, был как бы орошен прохладною росою. Что удивительного, Христе, если Твоего воина не коснулся огонь, когда авва, движимый Духом Божиим, дал такое жестокое повеление, а ученик оказал ему повиновение! (107, 534). Источник.

* * *

Одна убогая старица имела двух детей: сына и дочь. Сын ушел в монастырь, а дочь, нищеты ради, совершила какое-то преступление, и князь, начальник города, хотел предать ее смерти. Мать в отчаянии говорила ему: «Если ты убьешь мою дочь, то убей с нею и меня, ибо без нее мне некому принести и воды напиться. Был у меня сын, но и тот ушел в монастырь и проводит там святую жизнь». Князь сказал: «Приведи сюда сына твоего, пусть помолится за сестру, и я отпущу ее». Старица пошла к сыну и объявила ему волю князя. Сын-монах отвечал ей, что если и ее князь убьет с дочерью, то и тогда он не выйдет из монастыря, ибо он умер миру... Князь удивился твердой вере инока и сказал матери: «Поверь мне, старица, если бы ты привела сюда монаха, я ни за что бы не отпустил твоей дочери. А поскольку он не пришел сюда, я уверился, что он великий муж пред Господом. Возьми свою дочь и ступай с Богом. Я верю, что твой сын молится за меня» (113, 630–631).

* * *

Во всем Египте свирепствовала ужасная чума. Один из еврейских врачей, отъявленный враг христиан, распустил всюду молву, что виновны христиане, ибо христиане, объяснял еврей, опускают в воду крест, что и сделалось причиною настоящей смертной болезни. Молва дошла до египетского султана, и хотя он был мусульманин, но весьма любил и почитал святого патриарха Иоакима за его добродетели, мудрость и благоразумие, и потому наговор оставил без внимания. Но врач-еврей избрал орудием своей злобы любимца султана – верховного визиря, природного еврея, и тот повлиял на султана. Патриарх вызван был на суд. Сначала султан вел длинную беседу о вере и, наконец, приказал патриарху, в оправдание Евангельских слов, передвинуть с места гору, соседственную Мисиру. Патриарх испросил несколько дней для молитвы, и с верными христианами постом, бдением и молитвами умилостивлял Господа. В назначенное время, при стечении множества людей, патриарх во имя Христово сказал горе, чтобы она двинулась со своего места и перешла на другое. Гора сотряслась в основании и оставила свое место. Остановленная наконец тем же именем Христовым, она и поныне называется Дурдаго (стань гора). Это чудо поразило нечестивых. Не зная, чем поколебать силу Христовой веры, враги ее приготовили смертоносный яд и убедили султана, чтобы повелел он патриарху выпить, ибо Христос, говорили они, сказал в Евангелии: аще и что смертно испиют, не вредит им (Мк. 16, 18). Султан приказал подать патриарху яд. Патриарх осенил смертоносную чашу крестом и выпил. Напрасно ожидали, что он тотчас умрет: патриарх остался совершенно невредим. После сего, ополосканув сосуд водой, он просил, чтобы выпил еврей: отказаться было нельзя, потому что султан требовал этого. Еврей выпил воду и в то же мгновение умер. Пораженный этим, султан приказал обезглавить визиря, а на прочих евреев наложил пеню. Патриарха же превознес почестями (95, 54–56).

* * *

Соловецкий послушник исполнял послушание на скитском дворе. Однажды он был сильно побит дикою коровою. Поднятый в бесчувственном состоянии, с разбитою головою, ранами на лице и повреждениями на теле, он был отправлен для врачевания в монастырь. По прибытии в монастырь послушник сразу же пошел к старцу Науму, и лишь только вступил в коридор, где находилась его келья, как сам старец вышел к нему навстречу. «Что, брат, веруешь ли, что Богу все возможно, что Он может исцелить и твои недуги?» – спросил его старец. На утвердительный ответ опять спросил: «Твердо ли и всем ли сердцем веруешь?» После вторичного подтверждения старец Наум налил в деревянный ковш воды и, перекрестив, подал, говоря: «Пей во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Послушник выпил. «Пей и еще». От третьего ковша послушник отказался, тогда старец вылил его на голову послушника, сказав: «Во имя Святой Троицы, будь здоров». Вода с головы полилась на шею и по всему телу, и больной почувствовал себя совершенно здоровым (114, 170).

* * *

Жена одного сельского диакона из Подмосковья, некая Варвара Ивановна Знаменская, собиралась отвезти в Волоколамское духовное училище своего сына Сергия. Накануне отъезда она отправилась с ним в церковь и здесь в течение всей Литургии и молебна перед образом Божией Матери усердно со слезами молила Царицу Небесную, чтобы она взяла ее сына под Свое небесное покровительство и устроила бы жизнь его во спасение души. Когда они вернулись домой, то мальчик сказал: «Мама! У меня что-то болит голова». «Иди отдохни», – отвечала ему мать. На другое утро, когда настало время везти его в училище, он уже был мертв. Когда его отпевали, мать сильно плакала. Священник сказал ей: «Варвара Ивановна! У вас ведь есть еще другие дети, что вы так плачете?» Она ответила: «Батюшка, я плачу от благодарности Царице Небесной, что Она услышала мою молитву и взяла моего сына под Свое покровительство для вечного упокоения» (115, 59).

* * *

Одна женщина рассказывала, что жила она с мужем хорошо. У них было двое детей: мальчик двенадцати лет, учившийся в школе, и младший – трех лет. Внезапно старший заболел и слезно просил мать пригласить духовника и напутствовать его Святыми Дарами, говоря: «Мама, я скоро умру, приобщи меня». Прошло три дня, и он снова просит, чтобы его причастили. Мать говорит, что он недавно причащался, но он снова просит пригласить священника. Два часа спустя, после причащения, он скончался. В сороковой день по своей кончине он является во сне своему младшему брату с множеством светлых детей и говорит: «Мы пришли за тобой». Малыш выразил свое нежелание, говоря, что он еще маленький, хочет пожить на свете и не хочет умирать. Усопший брат ответил: «Такова воля Божия, и через три дня ты будешь с нами». После сна мальчик занемог, попросил маму позвать к нему священника и в день причастия скончался. Рассказывая об этом, мать говорила: «Хотя и невыносимо жаль мне было расставаться с детьми, но боюсь плакать и скорбеть, так как верю, что Господь промыслительно управляет жизнью и смертью людей. Кто знает, что получилось бы из детей, если бы они остались живы?» (115, 138).

* * *

Один языческий царь призвал к себе христианского епископа и потребовал от него отречения от веры... Епископ отвечал: «Представь себе, государь, что твой слуга попал в руки врагов и ни при каких условиях не захотел изменить тебе; враги же сняли с него одежды и, надругавшись. прогнали. Скажи, государь, когда раб этот, пострадавший за верность тебе, вернется, не вознаградишь ли ты его честью и славою?» «Конечно, так!» – отвечал царь. Тогда епископ сказал: «Царь, ты можешь снять с меня эту земную одежду, т. е. лишить меня жизни, но Господь мой облечет меня в новую, лучшую». Царь задумался, потом отпустил епископа (111, 268).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle