О сотнике.*

Источник

«У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти» («Сотнику же некоему раб боля зле, хотяше умрети») (Лук. 7:2); но он не умер, благодаря Владыке, хотя имел умереть, потому что был человеком; не умер, благодаря угодному для Бога ходатайству. Природа требует своего долга, но Владыка природы уступил по вере владетелю его владение. Смерть и необходимость природы понуждали к кончине, но вера, воюющая со смертью и разрушающая законы смерти, перетянула на свою сторону. И ты не поверишь, может ли столько вера, чтобы разорвать оковы смерти и извлечь души из преисподней пропасти? Вера открывает даже врата смерти, заключает небо, изменяет пределы природы, укрощает силу огня, обращает пламень в росу и притупляет жало смерти. Не буду говорить без свидетельства; уверю тебя Священным Писанием. Я сказал, что вера открывает двери ада, и небо заключает – прими ясные доказательства. Смотри: блаженный Петр словом открыл двери ада и вывел из преисподней Тавифу. Он только сказал: «Тавифа! Встань» («Тавифо, востани») (Деян. 9:40), (и) тотчас двери ада открываются, засовы преисподней падают, и умершая повинуется быстрее живых. Опять пророк Илия, положившись на эту веру, сказал: «Не будет... дождя, разве только по моему слову» («точию от уст моих») (3Цар. 17:1), и небо становится медью, задерживается дождь на три года и шесть месяцев, земля, как бы железная по природе, отказывает в своем обычном плоде, чтобы ты знал, сколько может вера. Человек на земле решает, и Бог на небе утверждает это решение; смертные уста изрекают, и воля Божия определяет, выражая слово в деле. Заключил Илия небо «три года и шесть месяцев» («три лета и месяц шесть») (Лук. 4:25); запором небесным были уста смертного человека, украшенные благочестивой верой. Опять Илия осмелился взойти на огненную колесницу и, как птица, взлетел в воздушные обители; и, без сомнения, до сего дня не вкушает смерти, не по закону природы, но по единственной в своем роде благодати, непоколебимо соблюдаясь силой веры. И зачем об этом много говорить? Енох перешел с телом от жизни в жизнь, превзойдя верой смерть и старость и природу. Много и другого можно говорить о вере, но я ограничиваю слово, чтобы не вызвать излишества.

Я знаю, что божественные слова служат для вашего христолюбивого слуха не к пресыщению, но к любви, однако возвращусь к предмету речи. «У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти» (Лук.7:2); он был рабом уважаемым для господина. Если корыстолюбие жизни придумало раба, то благоразумие господина не отказало ему в родстве природы. Он не презрел (его), как раба, но полюбил, как единоплеменника, облегчая тяжкое иго рабства человеколюбием. Слушайте и учитесь, господа рабов, чтобы вам не презирать рабов, как чуждой природы, и не изнурять сородичей, как врагов, повинуясь слову блаженного Павла: «Господа», рабам равенство оказывайте, «умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь» (Колос. 4:1; Еф.6:9). Бог дозволил ему быть рабом, чтобы ты учился быть рабом Божиим. Ты требуешь благомыслия от раба? Будь благомыслен и сам к Владыке. Ты наказываешь его за ошибку? Не согреши же, чтобы не быть тебе наказанным Богом. Ты не прощаешь сородичу? И ты не проси прощения. Тебя учит Евангелие так молиться: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» («остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим») (Мф. 6:12). Ища у Бога человеколюбия, и вы оказывайте человеколюбие единоплеменникам.

«Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин» («Слышав же о Иисусе, посла к нему старцы иудейския») (Лук.7:3). Что услышав? Что Он словом исцеляет, словом животворит мертвых, словом прогоняет демонов, словом все совершает: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» («живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра») (Евр. 4:12). Не травы и лекарства Он употребляет, но слово Им произносится, и дело совершается. Смотри, какая разница между сотником и иудеями! Он, услышав, только по одному слуху уверовал и, уверовав, подошел, как к Богу; а они, смотря на самые чудеса, отвергли чудотворца, хотя зрение действеннее слуха. Зрение действеннее слуха, но у них было учителем болезни нечестие. Поэтому слепцы презрели на своем суде Судью.

«Послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его» («Посла... старцы иудейския, моля его, яко да пришед спасет раба его») (Лук.7:3). «Послал к Нему Иудейских старейшин»; не из гордости отказывается сам прийти, но не решается за самого себя ходатайствовать, по величию этого достоинства. Он сознавал себя человеком от человека тленного, а Иисуса Богом от Бога, единородным Сыном от нерожденного Отца. Поэтому, вследствие благоговения, посылает старейшин церкви, поступая по-апостольски раньше апостолов: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним… и если он соделал грехи, простятся ему» («болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним,... и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему») (Иак. 5:14–15). Итак, он послал к Нему старейшин, прося Его прийти спасти его раба. Дивись состраданию этого мужа! Во время болезни своего слуги, он не презирал его, но прилагал столько усердия, сколько кто-нибудь показал бы при собственном страдании. Это относится к добродетели разумного мужа – выказать столько усердия, и послать от себя ходатайство об исцелении слуги. Он знал о равночестности природы, и не презирал его, как раба, но сострадал ему, как сорабу, зная, что Бог существует для всех вообще. Таким был сотник. Многие из богачей требуют без снисхождения от здоровых службы, а о больных нисколько не заботятся; когда случилась болезнь, и рабыня повержена на земле, ни господин не обращает внимания, ни госпожа не наблюдает; и если когда нужно госпоже подойти, она не смотрит, как на сродную, но внимает с мрачным взглядом и заговаривает с ней суровыми словами, отвергшись родства природы по высокомерию. Однако вы читаете Писание. Не знаете, что говорит святой Давид? «Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему» («Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему») (Пс. 122:2). Почти образ, уважь написанное, снизойди на помощь к немощному! Спаситель, единородный Сын Божий, благоволил сделаться человеком для человеков; ты, будучи человеком, отказываешься от равночестного, как будто от неравночестного, отказываешься от сострадания сородной природе? И когда какое-нибудь неразумное животное хромает, ты заботишься для своей пользы; а когда разумное, т. е., твой слуга болеет, ты отвергаешь (его) и не печешься. Ужели пренебрегаешь из-за того, что разумное тебе служит? А мы потому – завидуем. Весьма прекрасен перед Богом человек, но муж милостивый драгоценен. Мы не обращаем внимания на написанное, но питаем внешних, гоняясь за славой от людей, а внутренних оставляем гибнуть голодом и мерзнуть от холода, не помышляем о воздаянии Божием. Не таков был сотник: во всем трезвый, в собственном смысле владетель, сохранявший имущество и себя, как имущество Божие, исполненный разума и сиявший божественной мудростью. Поэтому он наперед посылает к Иисусу старейшин. Они с большой готовностью ходатайствуют, предлагают достаточно убеждений и говорят: «Достоин тот, которому Ты окажешь милость; благоразумен получатель дара; достоин Твоего пришествия. «Ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» («Любит бо язык наш, и сонмище той созда нам») (Лук.7:5). Поистине, достаточно признаков богопочтения, достаточно доказательств благой совести. Каковы же (доказательства)? Любовь к Богу и истинное расположение к человеку. «Ибо он любит народ наш» («Любит бо язык наш»), т. е. закон. «Любовь есть исполнение закона» («Исполнение убо закона любы») (Рим. 13:10). «И построил нам синагогу», выражая любовь к Богу. Устроением дома Богу он воздвиг как бы отовсюду видимую колонну своей любви к Нему. Смотри, как прекрасные дела, воспоминаясь во время нужды, доставляют много дерзновения тем, за кого ходатайствуют; всюду прекрасные дела достаточны для убеждения. Так они ходатайствовали; Иисус принял приглашение старейшин, не их уважая, но одобряя веру сотника. Встав, Он отправился с ними. Он шел кое-где с промедлением и делал остановки, не опаздывая совершать благодеяние, но выжидая времени, чтобы всем объявить расположение, таившееся внутри сотника, чтобы похвалить неуклонную веру, в обличение неверных, чтобы обнаружить чистое и неподдельное произведение.

«И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (Лук. 7:6). По первому побуждению своей души он посылает старейшин; но сделав это, и ожидая у себя, он не остается в покое. Подумав про себя, сколько различия в достоинстве, он высылает наперед рабов, с приглашением и словами: «Не беспокойся: «ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». О, сообразительность и трезвенность сотника! Не остался для него в тайне Бог, скрываемый в человеке; не осталось для него в тайне единородное Слово, облекаемое телом. Он видит храм, и разумеет обитателя. Не остался для него в тайне Владыка в достоинстве раба, царь – в виде пленника, малый – в безграничном величии. Тотчас Иисус удивляется и свидетельствует о его высокой вере, о благородном побуждении его души, по которому он говорил Спасителю: «я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Таковым был и Петр, когда он был изумлен при ловле рыбы и понял величие Его могущества; тогда он обращается к Нему и говорит: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» («изыди от мене, яко муж грешен есмь, Господи») (Лук. 5:8). Но может быть он и не знал о Петре, а читал в книге Левит: проказа лежащая нечистым делает подпавшего болезни (Лев. 13). На проказу похожи белые пятна на теле, белая сыпь и лишаи. Для многих такие поражения неразличимы, и особенно в начале болезни; отсюда закон желает от иерея, чтобы он был судьей в этом. Закон ведет иерея в дом исследуемого; и там, признав, как проказу, он объявляет все, что в доме, оскверненным. Отсюда большинство наперед приготовляется, и тогда зовут иерея. Блаженный сотник, помыслив об этом, отказывается от прибытия Спасителя: «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Многое есть в дом том; я знаю свои грехи; прежде, чем очищусь, отказываюсь от пришествия Твоего, как судьи. Я знаю, что Ты начальник всех иереев и архиерей Отца. «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Небо для Тебя престол, и земля подножие, – какой дом вместит невместимого? У меня нет небесного дома, чтобы Тебе войти в мой дом; у меня нет царского дворца, чтобы мне принять Царя небес. Как я приму под свою кровлю «устрояющего над водами горние чертоги Твои» (»покрывающаго водами превыспренняя своя») (Пс. 103:3)? Как я приму в свою бедную гостиницу сожителем измерившего небо пядью? Какой дом вместит вмещающего вместе все небо и землю? «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Как благодетеля, я восхищаю (Твое) пришествие, но как судьи – боюсь (своего) дерзновения. Ты наблюдатель душ, исследователь внутренностей, испытатель сердца и судья грехов. «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Я боюсь самого себя; «но скажи слово, и выздоровеет слуга мой» («рцы слово, и исцелеет отрок мой») (Лук.7:7). Ужели тебе не кажется, что говорящий: «скажи слово только», точно знает, что «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» («Словом Господним небеса утвердишася, и... вся сила их») (Пс. 32:6), что все существующее Словом и содержится и управляется? Просветившись божественной мыслью, этот муж, когда увидел Иисуса во плоти, сразу узнает в Нем Сына Божия: «Скажи слово» только. Я знаю, что о Тебе предвозвестил мудрый Соломон: «Не трава и не пластырь врачевали» народ Твой, «но Твое, Господи, всеисцеляющее слово» («ниже бо зелие, ниже обязание исцели, но слово твое, Господи, изцеляющее вся») (Прем. 16:12). «Скажи слово» только. Я знаю, чье Ты Слово, и каким могуществом владеешь, и что все совершил (Ты) словом. Отец не страдал при Твоем рождении; Ты не страдаешь, творя, не страдаешь, устрояя. «Скажи слово» только. Слово Твое – полезнейшее во всем; не воздух оно поражает, но обнаруживает желание Твое. «Скажи слово только. Дай знак в удостоверение слышащих». Смотри (какая) рассудительность: он просит отложить приход, но о своем знании не рассказывает; свидетельствует Ему о своем знании, но отказывается от Его прихода.

Эта мудрая мысль преемствуется другой, большей. Так от силы в силу восходит этот муж, и становится богатым источником замечательных мыслей, юнея в успехах учений. «Скажи слово только, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» («и исцелеет отрок мой. Ибо и аз человек есмь под владыкою учинен, имея под собою воины, и глаголю сему: иди, и идет: и другому: прииди и приидет; и рабу...: сотвори сие, и сотворит») (Лук. 7:7–8). Я знаю, что Ты, облеченный властью над всеми, прибыл к нам, как один из всех. Ты пришел к нам, как и мы (приходим), хотя имеешь власть во всем, как говорит святой Давид: «По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе» («учинением Твоим пребываешь день: яко всяческая работна тебе») (Пс. 118:91). Ты спишь, и море поднимается; Ты встаешь, и волны утихают. Ты зовешь умерших, и умерший повинуется быстрее живых. «Скажи слово только, и выздоровеет слуга мой. Ибо и я подвластный человек». Здесь он объявляет, что самовластное стремление души препятствует восходить к лучшему. «У меня самого есть воины», – он называет воинами различные помыслы, гнездящиеся в человеке. Этих воинов называет блаженный Павел: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» («соуслаждаюся бо закону... по внутреннему человеку: вижду же ин закон... противу воюющ закону ума моего, и пленяющ мя законом греха») (Рим. 7:22–23). Точно, говорил он: "имею у себя... воинов, но у меня нет воинов против меня, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит»; приходит; не управляюсь, но управляю помыслами». Может быть, сотник потому и назван сотником, что он, как начальник и повелитель страстей, показывает нам такую твердость над неразумными страстями; да получим ее все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

*

Творения, приписываемые св. Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенные к разряду Spuria.


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1904. Том 10, Книга 2, О сотнике, с. 935-940.

Комментарии для сайта Cackle