Искушения
...Не без причины пришло искушение: но или Бога, или брата своего, или иного кого-либо (прежде сам) <человек> оскорбил в неведении или в ведении, и нашелся повод к прощению его, чтобы хотя ради терпения получил он прощение во многом худом (им сделанном)... (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 38).
* * *
...Всякое искушение, как врачевство, попускается Богом для излечения немощствующей души, потому что дарует прощение прежде бывших и настоящих зол и удерживает будущие (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 39).
* * *
Ничто столько... не подает невольного спасения, как искушения (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 150).
* * *
Как родители, любящие детей своих, угрозами отвращают их от безумных поступков, будучи побуждаемы к тому любовью, так и Бог попускает искушения, как жезл, отвращающий достойных от худых советов диавола (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 178).
* * *
Искушения же праведных и святых людей бывают по благоволению Божию, к усовершению душ их и постижению врагов их – демонов (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 8).
* * *
...Чрез многие искушения и терпение их человек делается опытным и познает из этого свою немощь и силу Божию (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 56).
* * *
Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, кои получили Духа Святаго. И Господь наш, когда по крещении сошел на Него Дух Святый в виде голубя, изведен был Духом в пустыню, искуситися от диавола, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него... Так и всех, приемлющих Духа, борющихся и побеждающих, Дух Святый укрепляет и подает им силу препобеждать всякое искушение (прп. Антоний Великий, 89, 50–51).
* * *
Золото мнократно очищается огнем, чтоб чрез сильнейшее очищение оно стало лучше. Равным образом Господь наш, по благости своей, очищает человека многими искушениями, испытывает его и делает его опытным в ведении браней сердечных, так что он не возвращается более мыслями или памятью к неправдам и унижениям, каким подвергали его люди, но смиряется пред Богом и на Него возлагает все упование свое, будучи всегда готов на всякое доброе дело пред Богом... (прп. Антоний Великий, 89, 52–53).
* * *
...Никто без искушений не может войти в Царствие Небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся (прп. Антоний Великий, 89, 133). Источник.
* * *
Если во время подвига успешно противишься искушению... да не порадуется сердце твое, ибо демоны и в бегстве своем готовят брань, опаснейшую первой (прп. авва Исаия, 59, 30).
* * *
Если будешь молить Бога, чтобы Он освободил тебя от искушения, и не будешь услышан, не унывай душою, ибо Он знает более тебя, что тебе полезно (прп. авва Исаия, 59, 30).
* * *
Всегда ожидай каких-либо великих и страшных искушений, скорбей, бедствий и смерти, чтобы они не постигли тебя неготовым (прп. авва Исаия, 59, 185).
* * *
...<Не сомневайся> в том, что ежедневно предстоит тебе какое-либо искушение или со стороны смерти, или скорби, или какого-либо великого бедствия (прп. авва Исаия, 59, 186).
* * *
В душе человеческой невозможно не быть некоторому волнению от искушений. Пока погрешаем редко и не в важном, мы слегка только колеблемся, как растения, качаемые тихим ветром. Но когда худые наши дела сделаются многочисленнее и важнее, тогда, по мере возрастающих грехов, и волнение обыкновенно в нас усиливается. И одни приходят в колебание сверх меры, а другие доходят до того, что вырванные с корнем бывают низложены, когда дуновение порока сильнее всякой бури исторгает как бы корни души, на которых она утверждалась Божественною верою (свт. Василий Великий, 5, 330). Источник.
* * *
Уверовавшие в Бога и крестившиеся должны тотчас быть готовыми и от домашних своих терпеть искушения даже до смерти. Ибо кто не готов к этому, тот при постигшей внезапно опасности легко приходит в колебание (свт. Василий Великий, 7, 370). Источник.
* * *
Не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а, напротив того, надобно молиться, чтобы не впасть в искушение (свт. Василий Великий, 7, 371).
* * *
В иное время надобно уклоняться от злоумышляющих. А кому попущено впасть в искушение, тот должен просить в молитвах об облегчении, чтобы в силах ему быть понести искушение, и об исполнении воли Божией (свт. Василий Великий, 7, 372). Источник.
* * *
Христианин в искушениях, при каждой встречающейся с ним опасности, должен припоминать, что сказано на сей случай в Богодухновенном Писании, и таким образом соблюдать себя непосрамленным, а противников приводить в бездействие (свт. Василий Великий, 7, 373).
* * *
Два рода искушений; потому что или скорби испытывают сердца, как золото в горниле, в терпении открывая их доброту, или нередко самое благоденствие жизни служит для многих вместо испытания (свт. Василий Великий, 8, 76). Источник.
* * *
...Терпеливо переносить искушение и испытание свойственно весьма немногим людям... (свт. Василий Великий, 9, 391). Источник.
* * *
Во время искушения выказывается достоинство верного. Но не малодушествовать должно во время искушения, а трезвиться в молитвах и добрых делах (прп. Ефрем Сирин, 30, 580). Источник.
* * *
Море не всегда спокойно, и невозможно без искушения переплыть настоящую жизнь. А если за веру в Господа будем держаться, как за кормило, то введет нас в пристань жизни... (прп. Ефрем Сирин, 30, 581). Источник.
* * *
Будь и ты тверд в искушениях и скорбях и противься распаляющему тебя сластолюбию, чтоб и тебя, как необожженный кирпич, не размыли дождевые капли... (прп. Ефрем Сирин, 31, 111). Источник.
* * *
Хочешь ли, чтобы не преодолело тебя искушение? Отсеки всякую свою волю (прп. Ефрем Сирин, 31, 128).
* * *
...Если будем служить <Богу> с искренним сердцем, то не попустит, чтобы мы были искушаемы сверх сил, и искушаемых избавит (прп. Ефрем Сирин, 31, 199).
* * *
Если... не переносишь малого искушения, то как перенесешь великое? (прп. Ефрем Сирин, 31, 234).
* * *
Что делаешь ты, человек, нерадя о добродетели? Творец отдал тебя, как золото, расплавить, именно же посредством оскорблений и искушений, чтобы ты при великом своем терпении и великодушии оказался избранным и чистым сосудом. Ибо человек неискушенный бывает неблагоискусен (прп. Ефрем Сирин, 32, 80). Источник.
* * *
...Бог попускает искушения не на зло, а на добро, зная, что победим, попускает, чтобы мы были увенчаны.
Что же касается до побеждаемых, то не Он попускает, но причиною искушения бывают произволение и дела каждого (прп. Ефрем Сирин, 32, 260).
* * *
...Желающему спастись невозможно настоящую жизнь проводить в покое или быть в мире сем без искушений и скорбей, потому что ни избегнуть наказания, ни достигнуть Царствия и насладиться вечными благами никто не может без искушений и скорбей (прп. Ефрем Сирин, 32, 262). Источник.
* * *
...В какой мере <человек> проходит искушения, в такой же мере утверждается, делается прочным в основании, становится незыблемым и непоколебимым камнем. И когда таковой ум, став при дверях, не обращает хребта пред врагом, но противостоит ему при исшествии из тела, тогда приемлют его добрые Ангелы в области Царства, и вступает он в Жизнь Вечную (прп. Ефрем Сирин, 32, 315).
* * *
Если искушения и будут тревожить тебя, то знай, что они уравняют тебе стезю к небесам (прп. Ефрем Сирин, 34, 297). Источник.
* * *
В искушениях утешайте себя обетованиями! Неложно слово Того, Кто на всех изливает дары Свои... (прп. Ефрем Сирин, 34, 382). Источник.
* * *
...Во время искушения мысли наши обыкновенно рассеиваются и помышления наши разбрасываются в стороны (прп. Ефрем Сирин, 37, 292). Источник.
* * *
Когда... душа войдет в оный град Святых, тогда только возможет пребыть без скорбей и искушений... (прп. Макарий Египетский, 67, 204). Источник.
* * *
...И духовные терпят искушения, потому что в них остается еще произвол, и нападают на них враги, пока в этом они веке (прп. Макарий Египетский, 67, 212). Источник.
* * *
Предается <человек> врагам и искушениям для упражнения и обучения, как Иов был в искусе, потому что и злое, хотя не по доброму изволению, содействует доброму (прп. Макарий Египетский, 67, 354).
* * *
Бог, в точности зная состояние всех, сколько есть сил у каждого, в такой мере попускает и подвергаться искушению... (прп. Макарий Египетский, 67, 386). Источник.
* * *
...Искушения и испытания предстоят для того, чтобы явными сделались те, которые истинно возлюбили Владыку (прп. Макарий Египетский, 67, 401). Источник.
* * *
Бог никогда не попускает надеющейся на Него душе до того изнемогать в искушениях, чтобы дойти до отчаяния... (прп. Макарий Египетский, 67, 450). Источник.
* * *
...Божию разуму ведомо, в какой мере каждую душу должно подвергнуть искушению, чтобы сделалась она благоискусною и благопотребною для Небесного Царства (прп. Макарий Египетский, 67, 450). Источник.
* * *
...Лукавый огорчает душу не в такой мере, сколько у него есть желания, но сколько попускается ему Богом (прп. Макарий Египетский, 67, 450). Источник.
* * *
<Души>... не искушенные и не испытанные различными скорбями от лукавых духов, остаются пока во младенчестве... и неблагопотребны еще для Небесного Царства (прп. Макарий Египетский, 67, 451).
* * *
...Когда душа подпадает различным искушениям, не дивится она и не отчаивается, ибо знает, что по Божию попущению дозволяется злобе испытывать и наказывать ее... (прп. Макарий Египетский, 89, 245).
* * *
<Должно> не ослабевать в борьбах с искушениями, но взирать на конец – победы, т. е. на вчинение в Ангельский лик и твоей души, очищенной приражением искушений (свт. Григорий Нисский, 19, 83).
* * *
...Как при всяком приражении искушения имеем у себя одну только защиту – покаяние, то воспользовавшийся им с преспеянием во всякое время бывает победителем всегда нападающего (свт. Григорий Нисский, 19, 140). Источник.
* * *
...Таково первое приражение искушения, с чего берут начало страсти... Представилось, например, глазам зрелище, которое может возобновить в нас вожделение. Сим-то враг и изведывает в тебе силы, крепки ли они и готовы ли к отбою, или слабы и готовы сдаться. Ибо если не принял ты на себя согбенной наружности и силы разумения не растерялись у тебя при том, что увидел, но бесстрастно перенес ты встречу, то немедленно приводишь в ужас соглядатая, как бы показав ему какую копьями вооруженную дружину воинов, разумею ополчение помыслов. Если же во время зрения чувство разнежилось от удовольствия, и подобие видимого образа, посредством очей, вторглось внутрь сердца, то внутренний военачальник – ум, как не имеющий никакого мужества, или никакой отваги, но сластолюбивый и изнеженный, подвергается тогда нападению, и вокруг соглядатая собирается множество предателей из толпы помыслов. А это те предатели, о которых Господь говорит: враги человеку домашние его (ср.: Мф. 10, 36), которые от сердца исходят и сквернят человека, и имена которых ясно можно дознать из Евангелия. После сего нетрудно тебе будет уразуметь по порядку подробности этого неприятельского распоряжения, невидимо уготовляющего засады, в которые попадают неосмотрительно идущие путем жизни (свт. Григорий Нисский, 19, 348–349). Источник.
* * *
...Терпение тогда только выдерживает искушение, когда воздерживается от наслаждения, предоставленного вашей свободе (свт. Григорий Нисский, 25, 248). Источник.
* * *
...Много пользы от искушений, и никто из тех, о ком много печется Бог, не бывает без печали, хотя нам это и не так представляется (свт. Иоанн Златоуст, 44, 184). Источник.
* * *
Мы терпим искушения в наказание за грехи... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 199). Источник.
* * *
Разве Он <Бог> не может отвратить искушения? Но Он попустил для того, чтобы ты сделался опытнее. Но вот, говоришь ты, я падаю и гибну. – Не от свойства искушения, а от собственной твоей беспечности (свт. Иоанн Златоуст, 44, 821).
* * *
...Святые больше всего нуждаются в <искушениях>, потому что ничто так не влечет к гордости, как сознание заслуг и дерзновенная душа. Чтобы они не потерпели ничего подобного, Бог и попустил быть искушениям и скорбям, которые могли бы смирять их и побуждать во всем соблюдать меру (свт. Иоанн Златоуст, 45, 15).
* * *
Не будь искушения, не было бы и венца... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 58). Источник.
* * *
Не будем же роптать и малодушествовать, если случится что-нибудь неожиданное, но предоставим Знающему это с точностью очищать нашу душу, доколе Он хочет, потому что Он делает это с пользою и ко благу искушаемых (свт. Иоанн Златоуст, 46, 36). Источник.
* * *
...Не будем смущаться и падать духом, когда постигают нас искушения. Если художник золотых вещей знает, сколько времени нужно держать золото в печи и когда вынимать его оттуда, и не допускает оставаться ему в огне до того, чтобы оно испортилось и перегорело, – тем более знает это Бог, и когда Он видит, что мы сделались более чистыми, то избавляет от искушений, чтобы от избытка бедствий мы не преткнулись и не пали (свт. Иоанн Златоуст, 46, 36). Источник.
* * *
Подлинно, хотя бы мы были тысячекратно любомудрыми, хотя бы были крепче и сильнее всех, но если не будет <Божия> содействия, мы не в состоянии будем переносить даже малого искушения (свт. Иоанн Златоуст, 46, 37).
* * *
...Не только <Бог>... не посылает искушения сверх силы, но и при искушении по силе присутствует, поддерживая нас и укрепляя, если мы сами наперед привнесем должное с нашей стороны: готовность, надежду на Него, благодарность, твердость и терпение... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 38).
* * *
...Великость искушения может облегчать бремя грехов... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 45). Источник.
* * *
...От... искушения происходит спасение, и... опасности служат величайшим очищением души для тех, которые переносят их с благодарностью (свт. Иоанн Златоуст, 46, 303). Источник.
* * *
Никогда не бойся искушений, если имеешь доблестную душу, чрез это все святые удостоились венцов (свт. Иоанн Златоуст, 46, 456).
* * *
...Ничто не делает людей так славными и достойными удивления и ничто так не преисполняет бесчисленных благ, как множество искушений, опасностей, труды, скорби уныния, постоянные козни... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 604). Источник.
* * *
...Нерадивый и беспечный, лишь подует на него легкий ветерок искушения, тотчас колеблется и падает, не от свойства искушения, но от слабости своей воли (свт. Иоанн Златоуст, 47, 13).
* * *
...Господь, если когда попустит нам пасть в какое-либо искушение, то дает ему продолжаться только дотоле, пока мы, как Он знает, можем вынести, чтобы после того и нам даровать соответственную награду за терпение и явить собственное человеколюбие... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 260).
* * *
Щедролюбивый и пекущийся о нашем спасении Владыка наш, посылая искушения, предлагает нам в них как бы некое училище и поприще борьбы для того, чтобы и мы сделали все, что только можем, и за это удостоились милостивого Его промышления (свт. Иоанн Златоуст, 47, 351–352). Источник.
* * *
...Как золото, очищаемое чрез долгое время в горниле, добродетель праведника явится (в искушении) чище и светлее (свт. Иоанн Златоуст, 47, 426).
* * *
Если... подвергаются скорбям живущие во грехах, пусть они не отчаиваются, зная, что искушения во всякое время могут послужить к очищению грехов, если только все случающееся с нами мы принимаем с благодарностью (свт. Иоанн Златоуст, 47, 439).
* * *
Когда <Господь> видит, что счастье не может принести нам пользы, тогда, как наилучший врач, который, – заметив, что кто-либо от пресыщения тучнеет, возвращает тому здоровье чрез воздержание, – (подобно) тому и дивный Врач наших душ наведением хотя немногих искушений дает нам чувствовать вред, какой мы потерпели бы от (постоянного) благополучия... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 439).
* * *
Так всегда угодно Богу – не удалять от опасностей людей добродетельных и не освобождать их от искушений, а в самых искушениях являть им такую Свою помощь, что и самые искушения делаются поводом к торжеству (свт. Иоанн Златоуст, 47, 666).
* * *
...Если мы хотим удостоиться благоволения Божия, не будем нетерпеливы в искушениях, не будем унывать, когда они постигают нас, но лучше будем радоваться и веселиться, укрепляя себя верою и зная, что тем большим будем наслаждаться промышлением Божиим, если решимся все переносить с благодарением (свт. Иоанн Златоуст, 47, 705).
* * *
...Душа, огорчаемая искушениями, освобождается от страстей и других многих болезней; тогда она особенно наслаждается спокойствием (свт. Иоанн Златоуст, 48, 15). Источник.
* * *
...Не будем смущаться и беспокоиться в искушениях, если мы не тотчас получаем избавление от них, но предоставим время избавления Самому Господу... (свт. Иоанн Златоуст, 48, 533).
* * *
Бог попускает искушение для испытания (свт. Иоанн Златоуст, 49, 523).
* * *
...Никто из крестившихся, если бы ему случилось после крещения претерпевать еще большие прежних искушения, не смущался ими, как чем-то неожиданным, но мужественно переносил бы всякое искушение как дело обыкновенное. Не для того ведь ты <христианин> получил оружие, чтобы быть праздным, но чтобы сражаться. Вот почему и Бог не препятствует посещать тебя искушениям. Во-первых, Он попускает их для того, чтобы ты познал, что ты сделался гораздо сильнее; во-вторых, чтобы ты пребывал в смирении и не превозносился величием даров, видя, что искушения могут смирять тебя; в-третьих, для того, чтобы лукавый дух, все еще сомневающийся в твоем от него отступлении, видя твое терпение в искушениях, уверился, что ты совершенно оставил его и отступил от него; в-четвертых, чтобы ты чрез это сделался тверже и крепче всякого железа; в-пятых, чтобы получил ясное свидетельство о вверенных тебе сокровищах. В самом деле, диавол не стал бы приступать к тебе, если бы не видел тебя на высшей степени чести (свт. Иоанн Златоуст, 50, 130).
* * *
Для чего Он <Христос>... удаляется? Для того, чтобы научить нас не идти самим навстречу искушениям, но отступать и уклоняться от них. Не тот виновен, кто не бросается в опасности, но тот, кто в опасностях не имеет мужества (свт. Иоанн Златоуст, 50, 141).
* * *
Молитва – сильное оружие среди искушений (свт. Иоанн Златоуст, 52, 30).
* * *
...Не должно бояться искушений, потому что за нас Бог... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 682).
* * *
...Возможность переносить <искушения> зависит от помощи Божией, которую мы приобретаем собственным нашим расположением (свт. Иоанн Златоуст, 53, 235).
* * *
...Не будем унывать во время искушений. Никто из любящих увеселения, беспечно почивающих и услаждающихся, никто из проводящих жизнь изнеженную и рассеянную не может быть общником Христу. Но кто проводит жизнь среди скорбей и искушений и ходит тесным путем, тот близок к Нему (свт. Иоанн Златоуст, 53, 465). Источник.
* * *
Бог попускает... искушения не для того, чтобы поразить нас, но чтобы усовершить нас (свт. Иоанн Златоуст, 53, 553). Источник.
* * *
Не вызывайся на искушения, когда дела благочестия идут по твоему желанию, – зачем навлекать на себя излишние опасности, не приносящие никакой пользы (свт. Иоанн Златоуст, 55, 37).
* * *
...Проводить жизнь среди искушений есть удел особенно доблестных людей... Бог всегда так поступал с мужами дивными и великими (свт. Иоанн Златоуст, 55, 99).
* * *
Если же искушения делают людей столь славными, что Бог и без причины подвергает им своих подвижников, то тем более мы должны переносить все мужественно (свт. Иоанн Златоуст, 55, 204).
* * *
Пока мы будем иметь Его <Бога> своим помощником, до тех пор хотя бы искушения сильнее всяких бурь нападали на нас, они будут для нас сеном и листьями, легко уносимыми (ветром) (свт. Иоанн Златоуст, 55, 232).
* * *
Если дух настроен хорошо, то хотя бы отовсюду поднимались бесчисленные бури, мы всегда будем пребывать в тихой пристани (свт. Иоанн Златоуст, 55, 612).
* * *
...Если бы на них <святых> не посылалось никакого искушения, то мы не удивлялись бы тому, что они непрестанно радовались. Между тем, будучи отовсюду окружены бесчисленными волнами, они чувствовали себя лучше людей, наслаждающихся невозмутимой тишиной (свт. Иоанн Златоуст, 55, 620).
* * *
Знай, что Тот, Кто попускает быть искушению, Сам же знает и время прекращения искушения (свт. Иоанн Златоуст, 55, 620).
* * *
...Посылаются нечаянные искушения от Бога к исправлению жизни нашей, особенно когда кто вкусил сладость упокоения от добра сего (внимания и трезвения), – и вознерадел. От частости сей рождается навык; от этого – естественная некая непрерывность трезвения, а от сего, по свойству его, мало-помалу порождается видение брани, за которым последует непрестанная молитва Иисусова, сладостная без мечтаний тишина ума, и дивное некое состояние, исходящее от сочетания с Иисусом (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 167).
* * *
Хотя... искушение бывает двоякое, т. е. в предметах счастья и несчастья, однакож должно знать, что все люди искушаются по трем причинам: по большей части для испытания, иногда для исправления, нередко для наказания за грехи. Во-первых, для испытания: так искушаем был блаженный Авраам, Иов и многие святые, переносившие, как известно, бесчисленные скорби <...> Источник.
Во-вторых, для очищения: так Господь праведников своих за некоторые малые и легкие грехи их и для уничтожения высокого их мнения о чистоте своей предает различным искушениям, дабы, в настоящее время очистив их от всякой скверны помыслов и, говоря словами Пророка, разжегши в чистоту (ср.: Ис. 1, 25), представить их в день будущего испытания подобными чистому золоту, не имеющими в себе ничего, что служило бы пищею искушающему судному огню и требовало бы мучительного очищения его. В этом смысле сказано: многи скорби праведным (Пс. 33, 20)... Об этом спасительном очищении молится Давид, говоря: искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое (Пс. 25, 2). Понимая пользу сего искушения, пророк Иеремия также взывает: накажи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости (Иер. 10, 24); и пророк Исаия говорит: благословлю Тя, Господи, яко разгневался еси на мя, и отвратил еси ярость Твою, и помиловал мя еси (ср.: Ис. 12, 1). В-третьих, человек подвергается ударам искушения в наказание за грехи; таким поражением Господь угрожает народу израильскому, говоря: зубы зверий послю в ня, с яростию пресмыкающихся по земли (Втор. 32, 24); также: всуе поразих чада ваша, наказания не приясте (Иер. 2, 30). Также в псалмах говорится: многи раны грешному (Пс. 31, 10), и в Евангелии: се здрав был еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (ср.: Ин. 5, 14). Впрочем, мы находим и четвертую причину, по которой люди подвергаются некоторым страданиям, и которая также открыта нам в Священном Писании: это есть явления над нами славы и дел Божиих, как именно говорится в Евангелии: ни сей согреши, ни родителя его, но да явятся дела Божия на нем (Ин. 9, 3), и еще: сия болезнь несть к смерти, но о славе Божией, да прославится Сын Божий ея ради (ср.: Ин. 11, 4). Есть еще и другие роды наказаний, которыми в настоящее время поражаются только те, которые перешли уже меру нечестия. На такое наказание, как известно, осуждены были Дафан, Авирон и Корей, особенно же те, о которых говорит Апостол: сего ради предаде их Бог в страсти бесчестия и в неискусен ум (Рим. 1, 26, 28); и это наказание должно почитать тягчайшим из всех прочих. Ибо поражаемые им в трудех человеческих не суть, как говорит Псалмопевец, и с человеки не приимут ран (Пс. 72, 5). Ибо они не заслуживают быть спасенными посещением Господа, ни получить уврачевание посредством временных наказаний, которые в нечаяние вложшеся, предаша себе студодеянию, в делание веяния нечистоты (Еф. 4, 19) и которые ожесточением своего сердца и удобопреклонностью к грехам превышают способ очищения в этом кратком веке и меру наказания в настоящей жизни. К таковым-то слово Божие с укоризною взывает чрез пророка Амоса: разорих вы, якоже разори Бог Содому и Гоморру, и бысте яко главня исторжена из огня, и ниже тако обратистеся ко мне, глаголет Господь (Ам. 4, 11) и чрез пророка Иеремию: убих, погубих людей Моих, и не обратишася от стезь своих (ср.: Иер. 15, 7), и в другом месте: бил еси их, и не поболеша, сокрушил еси их, и не восхотеша прияти наказания: ожесточиша лица своя паче камене, и не хотеша обратитися (Иер. 5, 3). Тот же Пророк, видя, что все средства, употребляемые в то время к уврачеванию сих людей, остались тщетными, с некоторым уже отчаянием о спасении их возглашает: оскуде мех от огня, истле олово, всуе ковач сребро кует, лукавства бо их не истаяша. Сребро отриновено нарцыте их, яко Господь отверже их (Иер. 6, 29–30) (авва Феодор, 56, 272–274).
* * *
Спаситель допустил диавола с искушением, чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя, именно теми же способами, какими Он отразил искусителя (прп. авва Серапион, 56, 243).
* * *
...Надобно считать истинно несчастными и достойными сожаления тех, которые, оскверняя себя всеми пороками и преступлениями, не терпят явно не только никакого нападения диавольского, но и никакому не подвергаются искушению, соответствующему их делам, и никакому бичу для исправления. Ибо не заслуживают скорого и легкого уврачевания в этом времени те, которых упорство и нераскаянность сердца, превосходя наказание настоящей жизни, собирает им гнев и негодование в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2, 5), когда червь их не умрет, и огонь их не угаснет (Ис. 66, 24). Против таких Пророк, как бы огорченный скорбью святых, видя, что они подвергаются разным горестям и искушениям, напротив, грешники не только без всякого наказания смиряющего проходят поприще этого мира, но еще пользуются обилием богатства и полным благополучием всех обстоятельств, воспламенившись несдержимою ревностью и горячностью своего духа, восклицает: едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам (Пс. 72, 2–5); именно в будущем веке должны быть наказаны с демонами те, которые в настоящем не заслужили быть наказанными вместе с прочими людьми, как свойственно сынам (прп. авва Серен, 56, 301–302).
* * *
...Бог, покровительствуя тем, коих веру хочет искусить, оставляет место и собственным их силам и воле (для заслуги) и искушает только тех, кои могут вступить в борьбу с искусителем; а иначе зачем и искушать тех, о которых знает, что они по своей немощи не могут противостоять искусителю? (авва Херемон, 56, 415). Источник.
* * *
И святой человек, подобно грешнику, искушается, но они друг от друга отличаются тем, что первого не побеждают и сильные искушения, а последний падает и от малого искушения. И праведника нельзя было бы похвалить за мужество, если бы он побеждал без искушения, так как победа не может иметь места без борьбы с противником (авва Пиаммон, 56, 506–507).
* * *
...Милостивая к нам благодать Спасителя больше доставила нам пользы и похвалы посредством борьбы с искушениями, нежели если бы удалила от нас всякую нужду в борьбе. Ибо высшую и превосходнейшую добродетель составляет колеблемому страстями и горестями оставаться всегда непоколебимым, и когда все свидетельствуют против него, пребывать уверенным в помощи Божией и бестрепетным; при нападках человеческих как бы препоясанному оружием непобедимой добродетели славно торжествовать над нетерпеливостью и приобрести, некоторым образом, силу от немощи, потому что сила в немощи совершается (2Кор. 12, 9) (авва Авраам, 56, 627–628).
* * *
Кто, поистине отвергшись от этого мира, возложил на себя иго Христово и научился от Него, уразумев из ежедневных опытов перенесения обид, что Он кроток и смирен сердцем, тот во всех искушениях всегда пребудет непоколебим и все будет содействовать ему ко благу (ср.: Рим. 8, 28) (авва Авраам, 56, 627).
* * *
Если Христос Бог, ради нас вочеловечившийся, возведен бысть в пустыню искуситися (ср.: Мф. 4, 1), то чему же дивишься, что... борешься с искушениями? Посему имей в мыслях единственно победу Христову, одержанную законно, потому что тщеславие преодолено, гордыня подавлена, сребролюбие истреблено, и противник, не возмогши уязвить своими стрелами, посрамлен. По праву мужайся и ты и, приобретя бесстрастие, преодолевай твердость язвящих душу мечей. И тебе после этой борьбы будут служить Ангелы, не рабские оказывая услуги, потому что служить так обязаны единому Богу, но увенчивая тебя, как победителя, ибо такова награда мужественно совершающему настоящий подвиг (прп. Исидор Пелусиот, 60, 54). Источник.
* * *
...Стой непоколебимо, и постигшие тебя искушения останутся бездейственными, а замышляемые исчезнут прежде, нежели испытаешь их; потому что непреклонность духа соделает ухищрения неисполнимыми (прп. Исидор Пелусиот, 60, 214). Источник.
* * *
...Не впадать в искушение, может быть, и невозможно, не быть же препобежденным – возможно. Посему, как многие из людей, будучи погружены в невежество, в бедах бывают безутешны сердцем, так управляемые целомудренным помыслом отражают от себя беды не только тем, что переносят их мужественно, но и тем, что помышляют о венцах (прп. Исидор Пелусиот, 60, 339). Источник.
* * *
Выше искушений становится тот, кто обучается не отклонять их от себя, но переносить встречающееся с ним. Ибо искушения, будучи... неодолимыми, одолеваются терпением и мужеством умеющих переносить, что ни случится. Лучшее же врачевство от того, что не от нас, то любомудрие, которое в нас, и одолением неодолимых... нужд служит в трудных обстоятельствах мужество, а в счастливых – умеренность. А если подает руку помощи и Божия сила, еще удобнее перенесем все, что ни встретится (прп. Исидор Пелусиот, 61, 60). Источник.
* * *
...Мы, если впадем в искушения, не будем роптать на Божие долготерпение, но Его паче держаться, как обретающего исходы в самой неисходности и удобные средства при всей затруднительности (прп. Исидор Пелусиот, 61, 204). Источник.
* * *
Сострадательностью и кротостью... старайся облегчать бедствия впадших в искушения, кротким словом усильно приводя их в благодушие и исторгая корень уныния. Ибо если узнают от тебя, что искушения хотя и насланы были на них справедливо, но соделают облегчение падений, и хотя попущены на не сделавших ничего худого, но доставят им венцы, – не только не дадут в себе место унынию, но еще исполнятся радости (прп. Исидор Пелусиот, 61, 331). Источник.
* * *
Многие казавшиеся мужественными и благородными не вынесли даже приражения и первого удара искушений. Почему обличенные, что, только по-видимому, а не самым делом возбудили в зрителях мнение о своем мужестве, поникли челом. Потому-то, как думаю, попускаются искушения на иных, мнимо великих и непобедимых, чтобы они уврачевали это о себе понятие, и обратились к смиренномудрию. Немалая польза для души истребить высокое о себе мнение тем, которые не могут вынести, не говорю подвига, но даже испытания. Ибо побежденный, по одержании многих побед, может быть извинителен еще, а кто пал при первом на него нападении, тот представляет в себе доказательство крайней немощи, лучше же сказать – лености (прп. Исидор Пелусиот, 62, 168). Источник.
* * *
...Искушения доставляют часто душе избавление и освобождение от мучительных и грубых страстей. Ибо как в рассуждении трех отроков, огонь не только не коснулся их самих, но послужил к разрешению уз, пределом своей деятельности возымев истребление железа, так и искушения, пресекая леность и возводя к трезвенности, многих людей освобождают от уз греха (прп. Исидор Пелусиот, 62, 184). Источник.
* * *
...Искушение состоит не в том, чтобы думать о себе, будто бы впал в искушение, но в том,, чтобы быть им побеждену (прп. Исидор Пелусиот, 62, 289).
* * *
...Невозможно не впасть в искушение, возможно же преодолеть оное. И в том и в другом поручителями и свидетелями нам все святые, которых пронзили столь многие тучи искушений, что целую почти здешнюю жизнь были они в подвиге. Итак, никто из них не был услышан, – скажет кто-либо. Были они услышаны. Но быть услышанным значило не то, чтобы не впасть в искушение (это невозможно), но чтобы, впадшему, сойти с поприща не только невредимым, но даже в венцах (прп. Исидор Пелусиот, 62, 290).
* * *
Хотя искушение кажется нескончаемым, надобно полагать ему конец; мудростью и добродетелью, а не отчаянием... прекращает его человек... когда привыкает мужественно переносить встретившееся. Ибо если дело сие и тяжело, то добродетельный облегчает тяжесть благоразумием, умея равнодушно переносить скорби (прп. Исидор Пелусиот, 62, 339–340).
* * *
Во время... искушений употребляй краткую и усиленную молитву (прп. Нил Синайский, 71, 191). Источник.
* * *
Что пища для здорового тела, то искушение для мужественной души (прп. Нил Синайский, 71, 215).
* * *
В искушениях веди себя осторожно, потому что они обличили многих, которые были выше тебя (прп. Нил Синайский, 72, 234).
* * *
Старайся не впадать в искушения, а если впал, покажи мужество (прп. Нил Синайский, 72, 248). Источник.
* * *
Много потрудившиеся в делах правды если иногда и будут на краткое время преодолены силою искушений, то не потеряют бодрости, но, восстав, приимут твердое и непоколебимое положение, и не дадутся более в обман (прп. Нил Синайский, 73, 1). Источник.
* * *
Во время искушений великая помощь – терпение по Богу (прп. Нил Синайский, 73, 226). Источник.
* * *
Если бы не было искушающего и утесняющего нас сатаны, не сделалось бы явным, кто усерден, кто неблагоискусен и ленив (прп. Нил Синайский, 73, 252). Источник.
* * *
...Кого угодно Богу спасти, того будет Он устрашать, приводить в ужас, ввергать в различные печали, чтобы не было ему времени вдаваться в гордыню... (прп. Нил Синайский, 73, 295). Источник.
* * *
...Когда истинно возлюбишь небесные блага... тогда, именно тогда, увидишь страшные искушения, тогда испытаешь ужасные брани... (прп. Нил Синайский, 73, 302).
* * *
Не желай, чтобы в скором времени перестали тебя озабочивать искушения и скорби, но терпи и жди, когда угодно сие будет промышляющему о тебе Христу, Который премудро устрояет дело твое (прп. Нил Синайский, 73, 317). Источник.
* * *
...Уничтожь искушения и помыслы, – и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни (прп. Зосима, 91, 120). Источник.
* * *
...Не будем любопытствовать о случающихся искушениях, как, или когда, или чрез кого они нас постигают, ибо соответственность каждого из них с воинами, время неизбежного их последования и содействие к этому всей твари знает один Бог. А мы должны только веровать правде Божией и знать, что все невольно постигающее нас случается с нами или ради любви, или за злобу: и потому мы должны терпеть оное, а не отвергать, чтобы не приложить еще греха к грехам нашим (прп. Марк Подвижник, 89, 512–513). Источник.
* * *
Пребывай в сердце умом, и не будешь утружден искушениями; уходя же оттуда, терпи, что найдет на тебя (прп. Марк Подвижник, 89, 534).
* * *
Молись, чтоб не нашло на тебя искушение, а когда найдет, прими его как свое, а не как чужое (прп. Марк Подвижник, 89, 534).
* * *
Не думай, что всякая скорбь находит на людей по грехам. Ибо бывает, что иные благоугождают Богу, однакож терпят искушение. И написано не только, что нечестивии и беззаконницы изженутся (ср.: Пс. 36, 28), но равным образом и то, что хотящии благочестно жити о Христе гоними будут (2Тим. 3, 12) (прп. Марк Подвижник, 89, 535).
* * *
Кто без молитвы и терпения хочет победить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается (прп. Марк Подвижник, 89, 536). Источник.
* * *
Искушения, неожиданно с нами случающиеся, по смотрению Божию, научают нас быть трудолюбивыми и невольно влекут к покаянию (прп. Марк Подвижник, 89, 538). Источник.
* * *
Всякая скорбь обличает настроение нашей воли, направо склоняется она или налево. Случайная скорбь потому и называется искушением, что подвергшегося оной подвергает испытанию сокровенных его расположений (прп. Марк Подвижник, 89, 558).
* * *
Кто малыми искушениями легко побеждается, тот большими поневоле порабощен бывает... (прп. Марк Подвижник, 89, 560). Источник.
* * *
Если трудно найти человека, без искушений благоугодившего Богу, то должно благодарить Бога за всякий встретившийся с нами случай (прп. Марк Подвижник, 69, 50).
* * *
...По мере преуспеяния. души и Божественный дар (благодати) обнаруживает в уме свою благостыню (благотворность), но тогда же и бесам попускает Господь более беспокоить душу, чтобы и научить ее рассудительному различению добра и зла, и соделать смиреннейшею, по той причине, что, когда подвергается она таким искушениям, тогда великим покрывается стыдом от срамоты бесовских помыслов (блж. Диадох, 91, 54). Источник.
* * *
Прежде <апостолу> Петру вручаются ключи, а потом попускается ему впасть в отречение от Христа Господа, чтоб падением таким уцеломудрить его о себе мудрование. Так и ты, если, получив ключ разумения, подпадаешь разным искушениям, не дивись сему, но прославляй единого премудрого Господа, падениями обуздывающего самомнение, находящее вслед за Божественнейшим ведением: ибо искушения суть узда, по Божию промышлению, могущая обуздать человеческое надмение (прп. Иоанн Карпафский, 91, 99).
* * *
Без попущения искушений невозможно познать нам истины (прп. Исаак Сирин, 58, 10). Источник.
* * *
Молись, чтобы не впадать в искушения душевные, а к искушениям телесным приуготовляйся со всею крепостью своею (прп. Исаак Сирин, 58, 36). Источник.
* * *
...Не устрашайся искушений, потому что через них обретаешь досточестное (прп. Исаак Сирин, 58, 36). Источник.
* * *
Кто бежит от искушений, тот бежит от добродетели (прп. Исаак Сирин, 58, 36). Источник.
* * *
...Вне их <искушений> не возможешь приблизиться к Богу, потому что среди них уготован Божественный покой (прп. Исаак Сирин, 58, 36).
* * *
Когда же входит <человек> в искушения по любви к Богу, и не допускает в себя изменения, тогда поставляется пред Богом... как искренний друг, потому что, во исполнение воли Божией, вел брань с врагом Божиим, и победил его (прп. Исаак Сирин, 58, 37).
* * *
Искушения телесные приуготовлялся принимать от всей души, и преплывай их всеми своими членами, и очи свои наполняй слезами, чтобы не отступил от тебя Хранитель твой (прп. Исаак Сирин, 58, 37).
* * *
...Вне искушений... невозможно приобрести дерзновения пред Богом, невозможно научиться премудрости Духа, нет также возможности, чтобы Божественная любовь утвердилась в душе твоей (прп. Исаак Сирин, 58, 37). Источник.
* * *
Молись, чтобы вместе с демоном хулы и гордыни не внити в искушения самомнением ума твоего (прп. Исаак Сирин, 58, 37). Источник.
* * *
...Если человек, стремясь к высокой добродетели, внезапно впадет в страшные искушения и не выдержит, то не может он в это время дойти до совершенства в добродетели (прп. Исаак Сирин, 58, 38). Источник.
* * *
Отныне уже всеми силами будем пренебрегать телом, предадим душу Богу и о имени Господнем вступим в борьбу с искушениями (прп. Исаак Сирин, 58, 39). Источник.
* * *
Попускает Бог, чтобы святые Его искушаемы были всякою печалью... потому что вследствие искушений приобретают мудрость (прп. Исаак Сирин, 58, 162). Источник.
* * *
<В> искушениях, многократно испытывая Божию помощь, человек приобретает и твердую веру, отчего делается небоязненным, приобретает и благодушие в искушениях от самого упражнения, какое имел он (прп. Исаак Сирин, 58, 163).
* * *
Нет человека, который бы не скорбел во время обучения, и нет человека, которому бы не казалось горьким время, когда испивает он яд искушений (прп. Исаак Сирин, 58, 164). Источник.
* * *
<В> искушениях ощутительно приближается к <человеку> помощь, чтобы благодушествовал он, пока обучится постепенно и приобретет мудрость, и в уповании на Бога станет презирать врагов своих (прп. Исаак Сирин, 58, 222).
* * *
Не входя в искушения, никто не приобретет духовной мудрости (прп. Исаак Сирин, 58, 295). Источник.
* * *
...Бог налагает искушения на ленивых и нерадивых, чтобы помышляли они об искушениях, а не о суетном (прп. Исаак Сирин, 58, 296). Источник.
* * *
<Искушения попускает Бог> всегда любящим Его, чтобы вразумить, умудрить и научить их воле Своей (прп. Исаак Сирин, 58, 296).
* * *
...Искушения по необходимости полезны людям (прп. Исаак Сирин, 58, 332). Источник.
* * *
Никто не может переносить искушений, кроме уверившегося, что за скорби... можно принять нечто превосходящее телесный покой (прп. Исаак Сирин, 58, 379). Источник.
* * *
...Смиренномудрые умудряются благодатию, и могут все это различать и дознавать, т. е. какое искушение от плода гордости, и какое от ударов, наносимых любовью (прп. Исаак Сирин, 58, 382). Источник.
* * *
Промыслитель соразмеряет искушения с силами и потребностями приемлющих оные (прп. Исаак Сирин, 58, 383). Источник.
* * *
Хорошо сказал авва Пимен, что преуспеяние монаха обнаруживается в искушениях; ибо монах, который истинно приступает работать Господеви, должен, как говорит Премудрый, уготовати душу свою во искушение (ср.: Сир. 2, 1), чтобы никогда не удивляться и не смущаться ничем случающимся с ним, веруя, что ничего не бывает без Промысла Божия. А в чем Божий Промысл, то вполне хорошо и служит к пользе души, ибо все, что делает с нами Бог, делает Он для нашей пользы, любя и милуя нас (прп. авва Дорофей, 29, 147). Источник.
* * *
...Если кто перенесет искушение с терпением и смирением, оно пройдет без вреда для него; если же он будет малодушествовать, смущаться, обвинять каждого, то он только будет отягощать самого себя, навлекая на себя искушения... лишь повредит себе; тогда как искушения приносят большую пользу тому, кто переносит их без смущения (прп. авва Дорофей, 29, 149–150).
* * *
...Мы бываем искушаемы для обучения в вере для того, чтобы мы были испытаны и научились бороться (прп. авва Дорофей, 29, 208). Источник.
* * *
В случающихся с нами искушениях бесы борют нас, чтобы мы сказали или сделали что-нибудь безрассудное... (прп. Иоанн Лествичник, 57, 194). Источник.
* * *
...Когда уразумеешь, что как ты искушаем бываешь, так и брат твой искушается, то искушаемому брату прощай, а искушающему диаволу, желающему ввести тебя в ненависть к брату искушаемому, противостой, не поддаваясь его козням (прп. Максим Исповедник, 91, 157).
* * *
Кто помышляет, что искушение случилось с ним для <пользы>... тот не станет гневаться, будучи бием – особенно когда сознает при сем за собою грехи; не станет обвинять того, чрез кого искушение, ибо чрез него или чрез другого всячески он должен был пить чашу судов Божиих; но к Богу воззрит умом и возблагодарит Его, попустившего искушение, обвиняя себя одного и охотно принимая вразумление... (прп. Максим Исповедник, 91, 159).
* * *
Демоны или сами нас искушают, или вооружают против нас людей, не боящихся Господа: сами искушают, когда уединяемся от людей, как искушаем был Господь в пустыне; искушают чрез людей, когда обращаемся с людьми, как опять искушали Господа чрез фарисеев. Но мы, взирая на образец наш, т. е. Господа, отразим их в том и другом случае (прп. Максим Исповедник, 91, 195).
* * *
Искушения наводятся на одних для изглаживания грехов, прежде бывших; на других – для прекращения теперь делаемых; а на иных – для предотвращения имеющих быть содеянными, кроме тех, которые бывают для испытания человека, как то было с Иовом (прп. Максим Исповедник, 91, 201–202).
* * *
Кто во время восстания искушений воздерживается от помышлений о вещах, прилежит же молитве с собранием ума от всего к себе самому и к Богу, тот убивает грехотворную склонность, и тем со стыдом обращает вспять диавола, восставляющего сказанную склонность, в надежде на которую он и подступил к душе с обычною ему дерзостью, гордостными восставая против истины помыслами... (прп. Максим Исповедник, 91, 288).
* * *
...Два рода искушений, из которых одни внутри, в области произволения устрояются возбуждением худых пожеланий, а другие помимо произволения совне находят, в виде невольных неприятностей, скорбей и бед. Первое бывает причиною печали душевной, а второе – печали чувственной (прп. Максим Исповедник, 91, 301).
* * *
Думаю, что когда Господь и Бог наш научал учеников Своих, как должно молиться, то словами: не введи нас во искушение (Мф. 6, 13) внушал отмаливаться от искушений, в области произволения устрояющихся, т. е. от возбуждений похоти, колеблющих добрые расположения и намерения; а великий Иаков, братом Господа именуемый, научая подвизающихся за истину не поражаться находящими искушениями, имел в виду искушения непроизвольные, говоря: всякую радость имейте, братия моя, егда во искушения впадаете различна (Иак. 1, 2), т. е. непроизвольные, помимо воли нашей находящие, и причиняющие скорби и тяготы. Это ясно показывают следующие за тем и другим изречением слова, ибо там Господь присовокупляет: но избави нас от лукавого, а здесь великий Иаков наводит: ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение; терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершении и всецелы, ни в чемже лишени (Иак. 1, 3–4) (прп. Максим Исповедник, 91, 301). Источник.
* * *
...Искушение непроизвольное душу (разумно его встречающую) утешает, а плоть тяготит печалью (прп. Максим Исповедник, 91, 301).
* * *
Искушение, в области произволения устрояющееся, душе печаль причиняет, а чувственности доставляет удовольствие... (прп. Максим Исповедник, 91, 301).
* * *
Совершен тот, кто с произвольными искушениями борется воздержанием, и непроизвольные переносит терпением... (прп. Максим Исповедник, 91, 302).
* * *
Кто приражение невольных искушений, подобно блаженному Иову и доблестным мученикам, переносит с непоколебимым мудрованием, тот есть светильник сильный и сам хранящий неугасимый свет спасения, силою, от Господа приемлемою (прп. Максим Исповедник, 91, 304).
* * *
Смежи очи души своей, когда искуситель наведет какое воображение непотребное (прп. Феодор Студит, 92, 90).
* * *
...Не допускайте, чтобы <искушение> возобладало над вами в угоду диаволу, и не внимайте коварным и злым внушениям сего врага... (прп. Феодор Студит, 92, 166).
* * *
<В> искушениях я всегда поступал так: возлагал все упование мое на Бога, Коему давал и обеты отречения, и Он скоро избавлял меня от всякой нужды. Почему, брате, я теперь никакого уже о себе промышления и не творю; но зная, что Он печется обо мне, очень легко переношу находящие на меня искушения. И только то одно Ему от себя приношу, чтоб непрестанно молиться. Немало помогает при сем и то упование, что, чем большие нападают скорби и беды, тем большие они готовят венцы терпящему, ибо у Праведного Судии те и другие уравновешивают себя взаимно. Ведая сие, брате, не поддавайся малодушию. Вступил ты в среду брани, чтоб бороться, и борись, воодушевляясь и тем, что тех, кои за нас ратуют против врага Божия, очень много, больше вражеских полчищ.
Да и как можно бы было нам осмелиться противостать такому страшному супостату рода нашего, если бы державная десница Бога-Слова не обымала нас, не ограждала и не покрывала? Как бы выдержало человеческое естество наветы его? (прп. авва Филимон, 91, 369).
* * *
Христианину, право верующему в Бога, не следует беззаботно предаваться беспечности, но всегда ожидать искушения и быть готову встретить его, чтоб, когда придет, не изумляться и не смущаться... (прп. Илия Екдик, 91, 422). Источник.
* * *
Как для искушений произвольных три бывают главных причины: здоровье, богатство и слава, так и для непроизвольных искушений тоже три причины: потери, болезни и клеветы. Бывает же все сие иным на созидание, а другим на разорение (прп. Илия Екдик, 91, 423).
* * *
Вращаясь в кругу... добродетелей, душа делает недосягаемым для стрел искушений свое охранилище, которое есть терпение... Если же она в ином находится положении, то, подобно граду, не огражденному стенами, еще при издали слышном треске и шуме, бывает сильно потрясаема ударами страха (прп. Илия Екдик, 91, 424).
* * *
Пока не испытает кто искушений, не может понять и познать сокрытой в них сладости и силы для жизни по Богу. Когда же испытает их и познает сие, то не может не благодарить испытующего его Господа. И когда освободится от них, не за то одно благодарит Избавителя, что освободил, но и за то, что даровал испытать чрез них. Не испытавший искушений бывает неискусен в жизни, и к богоугождению не так рачителен. А испытавший их и освободившийся от них горит духом к Богу и всеусердно благодарит Его... Посему крайне потребно и спасительно христианину подпадать искушениям, скорбям, теснотам и лишениям, да познает на себе многопомощную силу Божию и Бога да благодарит от всей души, от всего помышления и всею силою (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 73–74). Источник.
* * *
Душа, не освободившаяся совершенно от мирских навыков и пристрастия к видимым вещам, в самых чувствах и расположениях сердца своего не может беспечально переносить приключающихся ей печалей и находящих на нее напраслин и искушений от демонов и людей. Но, как узами связанная пристрастием к человеческим вещам, уязвляется ущербом в деньгах, тяжкою поражается скорбью от потери вещей и сильно болезнует о наносимых телу ее ранах (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 544).
* * *
Не хочет Бог, чтобы делание ревностных подвижников оставалось неискушенным, но чтоб подвергалось большим испытаниям. Почему напускает на них огнь искушений и на время скрывает даемую им свыше благодать, а духам злобы иной раз попускает взволновывать тишину помыслов их, чтоб видеть склонение души, кому она больше угодить хочет – Творцу ли и Благодетелю своему или мирскому чувству и сласти удовольствия чувственного. И потом или усугубляет им благодать, если они преуспевают в любви Его, или бичует искушениями и скорбями, если пристрастны к земным вещам, пока восприимут ненависть к видимым благам, по причине изменчивого их непостоянства, и горесть удовольствия от них потопят в слезах (прп. Никита Стифат, 93, 115).
* * *
Наслание искушений бывает соответственно обдержащей нас болезни страстей... и, судя по ним, горькая чаша судеб Божиих растворяется для нас или лютее, или милосерднее. Когда залегшая внутрь нас материя греховная, от помыслов сластолюбивых или животолюбивых произшедши, удобоизлечима и легко поддается врачевствам, тогда Врачом душ наших подается чаша искушений, растворенная милосердием, потому что в таком случае мы истязуемся за человеческие немоши, как страждущие нечто человеческое. Когда же она, как от помыслов надмения и крайней гордости происшедшая, неудобоизлечима, глубоко залегла внутри и производит смертоносное расстройство, тогда чаша сия подается нерастворенною, в лютости гнева: дабы болезнь, будучи ослаблена и истончена огнем непрерывно одних за другими следующих искушений, отошла наконец от душ наших, под действием порожденного ими смирения, после того как мы горькие помыслы гордыни потопим в слезах и Врачу душ наших чистыми покажемся во свете смирения (прп. Никита Стифат, 93, 118).
* * *
Невозможно подвизающимся избегнуть следующих одних за другими искушений, если они не сознают немощи своей и не почтут себя чуждыми всякой правды... (прп. Никита Стифат, 93, 118).
* * *
Враг тогда встречает нас жестокими и страшными искушениями, когда почует, что душа вступила в высшие меры добродетели. Свидетельствуется же это словами молитвы и возвышением ее над вещественною двоицею плоти и чувств. И тогда человеконенавистник так злобно искушает, что нам приходится даже в жизни отчаиваться. Но не знает он, суетный, каких благ бывает для нас виновником, делал нас чрез терпение более опытными и светлые нам сплетая венцы (прп. Феогност, 91, 395).
* * *
...Кто право живет и безукоризненно обращается со всеми, удаляясь от человекоугодия и высокоумия, тому, хотя бы и бесчисленные против него поднял искушения весь бесовский полк, это не повредит... (прп. Григорий Синаит, 93, 245).
* * *
...Искусительные прискорбности необходимы для плодоносил духовного. Кто не перетерпит доблестно тяжелого бремени встреченных искушений, тот не принесет плода, достойного небесных житниц и сокровищниц. Всякий ревнитель совершенства достигает его чрез подъятие произвольных и непроизвольных трудов и лишений, из коих одни совне находят, другие у себя дома устрояются. Но одни свои произвольные не так благотворны, как находящие совне не по нашей воле. И любовь к Богу наиболее испытывается прискорбностью искушений непроизвольных. Произвольные лишения приготовляют душу к перенесению непроизвольных, ибо, привыкши при первых ни во что ставить приятности житейские и славу, она легко уже переносит и последние. Нищий же духом, по самому духу сей нищеты, не только не смущается находящими скорбями, но считает себя повинным еще большим, как нуждающийся в сильнейших врачевствах покаяния. Почему живет, денно и нощно ожидая всякой скорби, и принимает всякое искушение как подобающую ему принадлежность, и радуется, когда подпадает им, как вступивший в очистилище души своей, делая то предметом сокрушеннейшей и действеннейшей молитвы, как источник и охрану благонастроения душевного, вследствие чего не только не злопамятствует на ввергших его в искушение, но и благодарность им изъявляет, и молится о них как о благодетелях. За это и сам он не только прощение получает содеянных грехов, по обетованию Спасителя, но сподобляется и благословения Божеского и Царствия Небесного, ублажен будучи от Господа, ради долготерпения своего до конца в духе смирения (свт. Григорий Палама, 93, 295–296).
* * *
...Не только когда кто впадет в какой-либо грех, но и когда подпадает какому несчастию, бедствию и скорби, особенно телесной болезни, нелегкой и долговременной, должно ему разуметь, что сие страждет он, чтоб пришел в самопознание, именно в сознание своей немощности и смирился. На этот конец и для этой цели попускается Богом, чтоб находили на нас всякого рода искушения от диавола, от людей и от поврежденного естества нашего (прп. Никодим Святогорец, 70, 21–22). Источник.
* * *
Человек, по влечению растленного естества своего, славолюбив, горд, любит показность, крепко стоит за свои мысли и решения и желает всегда быть высоко ценим всеми, гораздо выше, нежели он есть на самом деле. Такое самоценение и самомнение крайне пагубно в деле духовного преспеяния, так что одной тени его достаточно, чтоб не дать человеку достигнуть истинного совершенства. Почему человеколюбивый Отец наш Небесный, премудро промышляя о всех нас, особенно же о тех, кои искренно предали себя на служение Ему, искушениями, каким попускает найти на нас, поставляет нас в такое настроение, в коем легко можем избежать страшной опасности от этого самоценения и почти вынужденно дойти до истинного смиренного себя познания; так сделал Он со святым апостолом Петром, попустив ему трижды отвергнуться Его, чтоб он познал немощь свою и перестал надеяться на себя самого <...> Источник.
...Бог, движимый состраданием к этой несчастной... склонности нашей (высоко всегда о себе думать), попускает, чтоб на нас разными путями находили искушения, нередко очень тяжелые, чтобы мы, познавая немощь свою, смирялись. В этом Господь являет вместе благость Свою и премудрость: ибо тем, что наиболее кажется вредоносным, наибольшую доставляет нам пользу, потому что смиряет, смирение же паче всего потребно и благотворно для души нашей. Если таким образом все искушения даются для научения смирению, то следует, что и раб Божий, чувствующий в сердце своем сказанные горькие состояния: сухость, безвкусие духовное, оскудение духовных утешений, – испытывает сие, чтоб научился смиряться, подумав, что так бывает с ним по грехам его, что невозможно, чтоб кто-нибудь имел столь скудную всем душу, как он, и чтоб кто-нибудь работал Богу с такой холодностью, как его душа, и что такие состояния находят только на тех, которых оставляет Бог, а следовательно, и он оставлен, и оставлен заслуженно. От таких смиренных помыслов порождается вот какое благо, – что тот, кто прежде думал о себе, что он есть нечто, и нечто очень важное, теперь, по испытании горького врачевства, посланного ему свыше, начинает думать, что он наигрешнейший человек в мире, недостойный даже и имени христианина. И поистине никогда он не пришел бы к такому уничиженному о себе мнению и в такое глубокое смирение, если б не понудили его к тому эти особенные искушения, эта великая скорбь и горечь сердца, которые потому суть великая милость, Богом оказываемая в сей жизни душе, смиренномудренно Ему себя предающей, чтоб Он, как Ему благоугодно, исцелил ее такими врачевствами, какие один Он совершенно ведает и находит необходимым для ее оздравления и приведения в доброе состояние.
Кроме этого плода, приносимого душе сказанными искушениями чрез оскудение духовных утешений, бывают от сего и другие многие плоды. Сокрушенный такими внутренними тяготами, нужно нудится прибегать усердно к Богу за взысканием скорой помощи от Него, старательно делает все почитаемое пригодным к уврачеванию душевной скорби и прогнанию горечи сердца и, чтоб избавиться на будущее время от такого душевного мученичества, полагает твердое намерение тещи прочее путем духовной жизни со всем вниманием к движениям сердца, избегая даже тени греха и всякой, даже легкой неисправности, могущей отдалить его от Бога и Бога от него, каким бы то ни было образом... Эта скорбь, которую он считал столь противною его целям и вредительною, бывает после сего для него жалом, возбуждающим искать Бога с большей теплотой и с большим рвением удаляться от всего того, что находит несообразным с волей Божией. Коротко сказать, – все скорби и мучения, какие претерпевает душа во время внутренних искушений и оскудения духовных утешений и сладостей, не другое что суть, как любовью Божией устрояемое очистительное врачевство, коим очищает ее Бог, если она со смирением и терпением переносит их. И всеконечно они уготовляют таким терпеливым страдальцам венец, стяжаваемый только посредством их, и венец тем более славный, чем болезненнее бывают мучения сердца, претерпеваемые во время их.
Из сего явствует, что не следует нам крайне смущать и мучить себя как по причине других искушений внешних, находящих на нас, так и по причине сказанных искушений внутренних, как делают те, которые мало имеют опытности в этом отношении, и то, что происходит от Бога, почитают происходящим от диавола или от своих грехов и несовершенства своего, – знамения любви Божией признают знамениями Его гнева, благодеяния и дары относят к бичам и ударам, наносимым по крайнему Его на них негодованию, – все, что ни делали и ни делают, почитают излишним трудом, ничего не заслуживающим, и претерпеваемую ими потерю – не имеющею врачевства. Ибо если б они верили, что от таких искушений никакого не бывает ущерба в стяжании добродетелей, а напротив, великое их приращение, когда душа принимает их со смирением и переносит с благодарностью, и если бы верили, что они суть устроения любительного Божия к ним благоволения, то не смущались бы крайне и не теряли сердечного мира, оттого что подвергаются таким искушениям, испытывают неуместные и срамные помыслы, и бывают сухи и хладны во время молитвы и других упражнений духовных. Но паче смиряли бы тогда души свои пред Богом и полагали в сердце своем решение во всяком деле исполнять волю Божию, так как сим только образом Бог желает быть угождаемым в мире сем, и всячески старались хранить себя мирными и покойными, принимая все случающееся как от руки Небесного Отца, от которой исходит и эта горькая чаша, которую они испивают в настоящее время. Ибо пусть и от диавола бывает какое искушение, или от людей, или по причине грехов, но всячески оно зависит от Бога и Им посылается во благо нам и отвращение какого-либо большего искушения (прп. Никодим Святогорец, 70, 280–283).
* * *
Если никакое искушение не может коснуться человека без воли Божией, то жалобы, ропот, огорчения, оправдания себя, обвинения ближних и обстоятельств суть движения души против воли Божией, суть покушения воспротивиться и противодействовать Богу... (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 330). Источник.
* * *
Чтобы окрепли и возмужали в иноке евангельские свойства, нужны непременно скорби и искушения. Кротость... смирение... терпение и вера <должны быть> испытаны (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 565).
* * *
Скорбь по той причине и называется искушением, что она открывает сокровенное состояние сердца (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 370). Источник.
* * *
Причина попущения Божия искушаться подвижнику от духов злобы и греха заключается в необходимости для человека познания в точности и подробности его падения, без чего не может быть им, как должно, познан и принят Искупитель (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 373). Источник.
* * *
Искушения необходимы для нас. Они попускаются нам Промыслом Божиим, чтобы мы, угнетенные ими, прибегали к забытому нами Богу, опытно познали Его (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 185). Источник.
* * *
Искушение в уме и сердце страшнее всех внешних искушений. Никто так не опасен для нас, как мы сами (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 445). Источник.
* * *
Без искушений приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель... не добродетель (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 469).
* * *
Кто видит Промысл Божий оком веры, тот при искушениях, наносимых человеками, не обратит никакого внимания на эти слепые орудия Промысла, и духовным разумом своим пребудет единственно в руках Бога, взывая к Нему единому в скорбях своих (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 134–135). Источник.
* * *
Искушения от лукавых духов обыкновенно попускаются после обучения искушениями от падшего естества, от мира и от человеков (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 146). Источник.
* * *
...Чтобы грех твой, предстоя.., пред очами твоими, низлагал в тебе высокоумие и превозношение, – Господь попустил искушению... набежать на тебя... (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 392). Источник.
* * *
...<Бог> ничего не допускает для нас такого, из чего бы мы не могли извлечь для себя пользы духовной (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 207–208).