Источник

Иконопочитание

Кто на торжище смотрит на царский образ и говорит, что изображаемое на картине есть царь, тот не двух царей признает, т. е. образ и того, чей образ; и если, указав на писанного на картине, скажет: «Это царь», не лишит первообраз царского именования, вернее же сказать, признанием образа, подтверждает честь, воздаваемую царю. Ибо если образ – царь, то тем паче следует быть царем тому, кто послужил причиною образа (свт. Василий Великий, 8, 328).

* * *

Разве Владыку нашего можно видеть очами? Он незрим и безвиден по существу, а изображается и бывает видимым по человечеству (свт. Иоанн Златоуст, 45, 661).

* * *

Разве не знаешь, что если кто будет оскорблять образ царя, нанесет оскорбление первообразу достоинства? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 379).

* * *

Кто не исповедует, что Господа нашего Иисуса Христа можно изображать живописью, тот не исповедует, что Он был видим во плоти... (прп. Феодор Студит, 92, 525).

* * *

...Кто не поклоняется святой иконе Господа, тот не поклоняется и Самому Господу (прп. Феодор Студит, 92, 525–526).

* * *

Ведуще, что... принятое Им от нас привнесение и естество подлежат восприятию чувств и описуемы, мы изображаем Его на иконах и православно поклоняемся, также как и изображаем на иконах Родившую Его в девстве, а также и совершенным образом угодивших Ему (свт. Григорий Палама, 26, 84).

* * *

...Ради нас Вочеловечившегося икону сотвори, по любви к Нему, и чрез нее воспоминай о Нем, чрез нее поклоняйся Ему, чрез нее возводи ум свой к поклоняемому телу Спасителя, сидящему во славе одесную Отца на небесах. Равным образом и святых иконы и твори, и поклоняйся им: не как богам – что воспрещено, – но во свидетельство твоего с ними общения, любви к ним и чествования их, ум свой возводя к ним чрез иконы их; как и Моисей сотворил иконы Херувимов и поставил во Святом Святых, да и само Святое Святых было образом пренебесных вещей, а Святое носило образ всего мира, и Моисей назвал его Святым, не твари славя, но чрез них мир сотворшего Бога. И ты не почитай богами икон Господа Иисуса Христа и святых, но чрез них поклоняйся по образу Своему вначале нас Создавшему, а после сей самый нашенский образ Свой благоволившему восприять по неизреченному человеколюбию Своему, и в нем описуемым соделаться (свт. Григорий Палама, 93, 283). Источник.

* * *

...Иконам святых поклоняйтесь, яко сраспеншихся Христу, крест изображая на лице своем и на память приводя действенно проявившееся в них причастие страстям Христовым (свт. Григорий Палама, 93, 284). Источник.

* * *

Святые иконы приняты Святой Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим по Божеству и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред Самой Пресвятой Девой, но ум твой храни безвидным: величайшая разница быть в присутствии Господа и предстоять Господу или воображать Господа. Ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх, вводит в нее спасительное чувство благоговения, а воображение Господа и святых Его сообщает ему как бы вещественность, приводит его к ложному, гордому мнению о себе, – душу приводит в ложное состояние, состояние самообольщения (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 147–148). Источник.

* * *

...<Некоторые иконы бывают чудотворными>, потому что Богу так угодно... Сила тут не в иконах, и не в людях прибегающих, а в Божией милости... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 224).

* * *

...В годовую память святого Симона Мироточивого, во время великой вечерни, вошел в храм один брат, именем Савва, из обители Дионисия, что на Олимпе, чтобы приложиться к святому лику преподобного. Но, заметив, что икона очень мала, счел ее не достойной поклонения. Когда этот инок удалился из храма и заснул в выделенной ему келье, то увидел он, как будто открылся верх кельи и страшный змий, дыша пламенем и испускал дым и смрад, разинул пасть, чтоб поглотить его. «Тебе не нравится малый образ святого, – заговорил змий, – и ты с негодованием вышел из храма, не дождавшись конца службы. Так знай – ты мой и я поглощу тебя», – и с ужасным шумом бросился на инока. Несчастный Савва в ужасе возопил: «Преподобне Симоне, помоги мне!» В это мгновение пробудившись, с трепетом пошел в храм и, пав на колени перед образом преподобного, с любовью лобызал его... (95, 451).

* * *

Одна христолюбивая женщина рыла колодец. Много она издержала и добралась до большой глубины, но воды все не было. На нее напало уныние: ей жаль было напрасных трудов и денег. Однажды видит она незнакомца, и он говорит ей: «Пошли людей и вели им принести изображение аввы Феодосия из монастыря в Скопеле, и Бог, по его молитве, даст тебе воду». Женщина немедленно послала людей за иконой и, когда они принесли ее, опустила образ в колодец. И тотчас показалась вода, наполнившая его до половины. Все прославили Бога (102, 77–78). Источник.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle