Источник

О происшествии, то есть о начале бытие души человеческой

Войди глубже в себя самого, всмотрись в душу свою как бы в некое зеркало, разбери ее устройство, и увидишь, что ты создан по образу и по подобию Божию... И удивительно, в чем только состоит этот образ и подобие!.. Ум человеческий не может постигнуть ни условий бытия Божия, ни того, каким образом сущность души нашей производится и является к бытию.

Вопрос: Откуда бывают души человеческие и из чего происходят?

Ответ: Пусть твоя любовь знает касательно сего предмета, что у Отцов Церкви не малое было исследование о происхождении души, но осталось неизвестным: нисходит ли она от Адама, или дается каждому порознь? Признали, что этот вопрос не разрешим в настоящей жизни. Действительно вопрос велик и не может быть обнят человеком.

Вопрос: Как же решит эти недоумения?

Ответ: Хотя вопрос о происхождении души остается окончательно неудоборазрешимым в настоящей жизни, однако же для возможного решения надобно признать, что души творятся Богом не из ничего, а от душ родителей. Ибо имея такое начало, они не имеют необходимости подвергаться смерти, потому что от духовного семени, от душ родителей, а не от плоти и крови их, происходят они; вместе с тем они необходимо подвергаются заразе первородного греха, потому что природа корня сообщается и летораслям его.

Как гадаю сам (говорит св. Григорий Богослов) и как слышу от мудрых, душа есть Божественная некая струя и приходит к нам свыше. Душа происходит от Бога, то есть творится Богом.

Вопрос: Когда же именно совершается Божественное творение души?

Ответ: О происхождении душ человеческих4 Православная Церковь, на основании Священного Писания всегда держалась, как и ныне держится (Правосл. испов. ч. 1, на вопр. 28) мысли, что они творятся Богом. Об этом непререкаемо засвидетельствовал пятый Вселенский собор, когда, осуждая мнение Оригена о предсуществовании человеческих душ, выразился: «Церковь, последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после, по лжеучению Оригена».

Как же понимать это творение душ? Сама Церковь с точностью не определяет, но, на основании представленного свидетельства пятого Вселенского Собора и в соответствии с другими догматами Церкви, надобно полагать, что здесь разумеется не непосредственное творение Божие, а посредственное, – что Бог творит человеческие души, как и тела, силою того самого благословения, «раститься и множиться», которое Он даровал нашим праотцам еще вначале; творит не из ничего, а от душ родителей. Ибо, по учению Церкви, хотя души человеческие получают бытие чрез творение, но так, что на них переходит от родителей зараза прародительского греха, а этого не могло бы быть, если бы Бог творил их из ничего. Как же именно творятся человеческие души и соединяются с телом? Образование тела, как вещественного, происходит во утробе матерней постепенно, а душа, как существо простое, может твориться только мгновенно, и действительно творится и дается от Бога, по учению Православной Церкви: «в то время, когда тело образуется уже и соделается способным к принятию оной» (Прав. Испов., ч. 1, отв. на вопр. 28). Так учили и древние учители Церкви: Кирилл, Александр, Августин, Феодорит, Геннадий и другие, причем в доказательство своих слов указывали на слова св. пророка Моисея: «аще кто поразит жену непраздну и изъидет младенец ея неизображен, тщетою да отщетится. Аще же изображен будет, да даст душу за душу, око за то» (Исх.21:22–24). Этим самым он дает разуметь, что неизображенный или необразовавшийся младенец еще не имеет души, а образовавшийся имеет душу. С другой стороны, можно указать и на другие места Св. Писания, из которых видно, что младенцы еще во утробе матерней, след., до рождения своего, имеют души. Напр., о Ревекке замечено: «играста же младенца в ней» (Быт.25:22); св. Елисавета говорит о самой себе пред Пресвятою Девою Мариею: «взыграся младенец радощами во чреве моем» (Лк.1:44).

А так как, по сказанию Евангелия, благовещение Пресвятой Деве Марии было в шестой месяц по зачатии св. Иоанна Предтечи, а чрез несколько дней было и свидание Девы Марии с Праведной Елисаветой, то из сего явствует, что младенцы в шестой месяц по зачатии уже имеют душу и оживают.

Составитель.

Но быть может спросит кто: если душа человека творится мгновенно и дается младенцу по образовании тела его в совершенный вид, то как же может тело образоваться в утробе матерней и возрастать до принятие в себя души? Может образоваться и возрастать с задатками жизненной силы именно такой, какую имеют животные, ибо они не получают от Бога отдельной душа, но все же имеют жизнь.

Составитель.

Примечание. Тело человеческое образуется из созданного Богом вначале вещества, душа же каждого человека является в мире новым духовным творением, хотя недоведомым образом и происходит от душ родителей. Посему то душа человеческая и бессмертна, что она – самостоятельная духовная сущность, ни от кого и ни от чего, кроме Бога, независящая.

Составитель.

* * *

4

Из книги «Душа человеческая», – Стопановского


Источник: Душа человеческая. Положительное учение Правосл. Церкви и святых отцов. Выписки из разных духовных книг. Издание подготовлено Свято-Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем

Комментарии для сайта Cackle