П.Д. Лапин

Собор как высший орган церковной власти

Источник

(Историко-канонический очерк)

Содержание

Предисловие

Часть первая. Вселенская церковь I. Апостольское время II. Послеапостольское время III. Эпоха вселенских соборов I II IV. Период времени от второй половины IX века I II V. Где вселенская Церковь и возможен ли теперь вселенский собор Часть вторая. Поместные церкви I. Древнейшие поместные церкви и митрополичья Форма поместного управления II. Экзаршеcкая форма церковного управления III. Установление патриаршей власти и сущность её в отношении к соборному принципу IV. Соборный принцип в восточных патриархатах V. Краткий очерк отношений светской власти к поместному управлению в византийской и турецкой империи (до конца 50 годов XIX столетия) и отношений между духовной и светской властью на Руси (до XVIII века) VI. Дальнейшая судьба соборного принципа на Востоке (с XVIII и XIX вв.) I. Русская церковь II. Церковь королевства греческого III. Сербская церковь IV. Румынская церковь V. Сербская (карловицкая) церковь в Венгрии и Сибинская (германштадская) митрополия VI. Константинопольская церковь VII. Судьбы соборного принципа на Западе, в западном патриархате (преимущественно до XIV в.). Папа и собор Заключение  

 
Предисловие

Необходимость власти в Церкви и установление её. Носитель власти в каждой отдельной христианской общине – парикии. Предмет работы и деление её на части и главы.

Известная истина, которую в своё время высказал, между прочим, Лактанций, что «человек без человека никоим образом жить не может». Эта присущая каждому человеку потребность общения с другими людьми искони заставляла их соединяться в общества и государства. Но, с другой стороны, до некоторой степени справедливы и слова блаж. Августина, что «нет никакого другого рода существ, до такой степени любящих раздоры, как люди»1. Отсюда, не говоря уже о других причинах, каждое благоустроенное общество необходимо должно быть подчинено известной власти. «Церковь есть также видимое общество людей»2. И хотя Церковь Христова по своему характеру отличается от гражданских обществ, но, как общество людей, она также предполагает известную власть в своей среде. Основывая на земле Свою Церковь, Христос указал цель её существования – нравственное совершенствование человека и соединение его с Богом, сообщил истинное ведение о Нём и дал вспомогательные средства для достижения названной цели – таинства. Но нужно было ещё, чтобы кто-либо из верующих облечён был преимущественным правом и преимущественной обязанностью хранить сообщённую Христом истину, и ограждал её от искажений, чтобы кто-либо руководил верующими в достижении ими цели Церкви, сообщал таинства и устранял из Церкви вредные элементы. Словом, нужна была ещё власть в Церкви3. И Христос в основанной Им Церкви действительно устанавливает её. Он говорит апостолам: «Слушая вас Меня слушают4; елика ещё свяжете на земли будет связана на небеси; елика аще разрешите на земли, будет разрешена на небеси»5. «И Той, – свидетельствует ап. Павел о Христе, – дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, дóндеже достигнем вси в соединение веры»6. «Никто же сам себе приемлет честь, но токмо званный от Бога», – читаем в другом послании того же апостола7. И власть в церкви всегда существовала.

По основному устройству Христовом Церкви, власть в ней предоставлена епископам8. Каждая отдельная община христиан, парикия, подчинена епископу9. Но основанная Христом Церковь не должна была распасться на отдельные, чуждые друг другу, общины или единицы. Хотя Церковь Христова и имела распространиться по всему миру, однако, по мысли Основателя, она должна представлять единое стадо, отдельные христианские общины или парикии должны находиться между собой в общении. Основывая Церковь, Христос молил Отца: «да вси едино будут»10. Апостол Павел называет Церковь «единым телом»11. Единство Церкви было постоянным предметом, её верования. И Церковь, действительно, была единой. И если в те или другие моменты её исторического бытия на более или менее продолжительное время отделялись от неё частные христианские общины, а с известного времени отделилась от неё и целая её половина, то остававшаяся Церковь продолжала жить единой жизнью, быть единым стадом. Но, кроме связи со всей Церковью, ближайшие друг к другу христианские общины или епископии всегда и везде вступали ещё в более тесную связь между собой и составляли так называемые поместные церкви. Возникает вопрос: кому принадлежала и усвоялась правовым сознанием высшая власть во всей единой кафолической Церкви на протяжении всего времени её существования, и какие органы были и признавались носителями этой власти в церквах поместных? Этот вопрос составляет предмет нашей работы и определяет её общие задачи. Соответственно двойственности подлежащего нашему рассмотрению вопроса наша работа естественно распадается на две части, – на часть – о Церкви вселенской и часть – о церквах поместных. Изучение истории приводит к тому заключению, что в православной Церкви касательно высшего церковного управления всегда признавался соборный принцип. Но формы выражения этого принципа как во вселенской, так и в поместных церквах не всегда были одни и те же. Соответственно различию форм выражения соборного принципа, а также и некоторым удобствам изложения, каждая из названных частей в свою очередь разделяется автором на несколько неравных по объёму глав.

* * *

1

De civitate Dei, ХII, 27.

2

Möhler. Einheit in der Kirche... Tübingen. 1843. S. 175 и далее.

3

О необходимости власти в церкви см.: Заозерский. О церковной власти. Fessier. Der canonische Process. Wien. 1860.

5

Mф.18:15–20.

8

См., например, Игнатий Богоносец, посл. к филадельф., стр. 157. к смирн. – стр. 178; Киприан, о единстве церкви, т. 2, стр. 173 и др.

9

Ап. пр. 32, 39; IV, 9; ант. 4 и др.


Источник: Собор как высший орган церковной власти (Ист.-канонич. очерк) / П. Лапин. - Казань : Центр. тип., 1909. - 578, VIII, III с.

Комментарии для сайта Cackle