Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 52. О сошествии Христа в ад

Теперь мы должны рассмотреть сошествие Христа в ад, под каковым заглавием наличествует восемь пунктов: 1) приличествовало ли Христу сходить в ад; 2) в какой именно ад Он сошел; 3) был ли Он весь в аду; 4) останавливался ли Он там; 5) вызволил ли Он из ада святых отцов; 6) вызволил ли Он из ада погибших; 7) вызволил ли Он из ада детей, умерших в первородном грехе; 8) вызволил ли Он людей из чистилища.

Раздел 1. Приличествовало ли Христу сходить в ад?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, Христу не приличествовало сходить в ад. Так, Августин говорит: «Я не упомню, чтобы где-либо в Писании об аде было сказано что-то доброе». Но душа Христа не могла сойти в какое бы то ни было злое место, поскольку это не приличествует душам праведников. Следовательно, душе Христа, похоже, не приличествовало сходить в ад.

Возражение 2. Далее, Христос мог сойти в ад не со стороны Своей божественной Природы, которая всецело неподвижна, а только со стороны Своей принятой природы. Но все, что Христос сделал или претерпел в Своей принятой природе, было определено к спасению человека, и для обеспечения этого Христу, похоже, не было никакой необходимости сходить в ад, поскольку Он, как было показано выше (49, 3), освободил нас от вины и наказания посредством Своих страстей, которые Он претерпел в этом мире. Следовательно, Христу не подобало сходить в ад.

Возражение 3. Далее, со смертью Христа Его душа была отделена от Его тела, которое, как уже было сказано (51), было погребено. Но дело представляется так, что Он не мог сойти в ад только со стороны Своей души, поскольку душа, будучи бестелесной, не может являться субъектом пространственного движения, которое, как было доказано в шестой [книге] «Физики», свойственно телам, а между тем схождение подразумевает телесное движение. Следовательно, Христу не приличествовало сходить в ад.

Этому противоречит то, что в символе веры о Нем сказано как «о сошедшем в ад»; и апостол говорит: «А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф. 4, 9). А глосса добавляет, что «эти места суть ад».

Отвечаю: Христу приличествовало сойти в ад. Во-первых, потому, что Он пришел понести наше наказание ради освобождения нас от наказания, согласно сказанному [в Писании]: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53, 4). Но вследствие греха человек навлек на себя не только телесную смерть, но и сошествие в ад. Следовательно, подобно тому как Христу надлежало принять смерть, чтобы избавить нас от смерти, точно так же Ему надлежало сойти в ад, чтобы избавить нас от сошествия в ад. В связи с этим читаем: «Смерть, Я буду твоей смертью; ад, Я буду твоим жалом»267 (Ос. 13, 14). Во-вторых, потому, что после низвержения дьявола страстями, Христу подобало освободить из ада его узников, согласно сказанному [в Писании]: «Ради крови Завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва» (Зах. 9, 11). В связи с этим читаем: «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору» (Кол. 2, 15). В-третьих, потому, что коль скоро Он явил Свою силу живши и умерши на земле, Он также мог явить ее и в аду сойдя и просветив его. Поэтому [в Писании] сказано: «Поднимите, врата, верхи ваши» (Пс. 23, 7), каковые слова глосса толкует так: «Верхи адовы, отымите ту силу, посредством которой вы доселе крепко удерживали людей в аду», вследствие чего, как говорит [апостол], «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено» не только «небесных», но и «преисподних» (Филип. 2, 10).

Ответ на возражение 1. Ад представляет собою зло наказания, а не зло преступления. Поэтому Христу приличествовало сойти в ад не как подлежащему наказанию, а как Избавителю тех, кто пребывал в аду.

Ответ на возражение 2. Страсти Христовы были общей причиной спасения человеков, как живых, так и мертвых. Но общая причина прилагается к частным следствиям через посредство чего-то частного. Поэтому подобно тому, как сила Страстей прилагается к живущим через посредство евхаристии, причащающей нас страстям Христовым, точно так же она прилагается к умершим через посредство Его сошествия в ад, в связи с чем сказано, что Он «освободит узников изо рва» кровью Своего завета (Зах. 9, 11), то есть силой Своих страстей.

Ответ на возражение 3. Душа Христа сошла в ад посредством не того движения, каким перемещаются тела, а того, каким перемещаются ангелы (об этом мы уже говорили в первой части (I. 53. 1)).

Раздел 2. Сходил ли Христос в ад погибших?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос сходил в ад погибших. Ведь сказано же устами божественной Премудрости: «Я... ходила во глубине бездны» (Сир. 24, 5). Но ад погибших считается глубинами бездны, согласно сказанному [в Писании]: «Те... сойдут в преисподнюю земли» (Пс. 62, 10). Следовательно, Христос, Премудрость Божия, сходил в ад погибших.

Возражение 2. Далее, Петр говорит, что «Бог воскресил Христа, расторгнув узы страданий ада, потому что ему невозможно было удержать Его»268 (Деян. 2, 24). Но ни в аду [святых] отцов, ни в аду детей нет никаких страданий, поскольку, не имея никакого актуального греха, они наказаны не чувственными муками, но – только болью утраты по причине первородного греха. Следовательно, Христос сошел в ад погибших, а также в чистилище, где люди страдают от чувственных мук по причине актуальных грехов.

Возражение 3. Далее, [в Писании] читаем, что Христос «находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным» (1Петр. 3, 19, 20), что, по словам Афанасия, должно понимать как сказанное о сошествии Христа в ад. В самом деле, он говорит, что «тело Христа лежало во гробе, когда Он сошел проповедать тем духам, которые, по словам Петра, находились в темнице». Но ясно, что неверные пребывали в аду погибших. Следовательно, Христос сходил в ад погибших.

Возражение 4. Далее, Августин говорит: «Если бы Святые Писания сообщали, что Христос пришел на лоно Авраамово, и при этом не упоминали об аде и его скорбях, то не думаю, чтобы кто-либо осмелился утверждать, что Он сходил в ад. Но поскольку они со всей очевидностью свидетельствуют об аде и его скорбях, то нет никакой причины сомневаться в том, что Христос сходил туда ради избавления людей от этих скорбей». Но местом скорбей является ад погибших. Следовательно, Христос сходил в ад погибших.

Возражение 5. Кроме того, как говорит Августин в проповеди на Воскресение, Христос, сойдя в ад, «освободил всех праведников, коих удерживали узы первородного греха». Но среди них был Иов, сказавший о себе: «Все, что имею я, в преисподнюю сойдет»269 (Иов. 16, 17). Следовательно, Христос сходил в преисподнюю.

Этому противоречит сказанное об аде погибших: «Прежде, нежели отойду (и уже не возвращусь) в страну тьмы и сени смертной» (Иов. 10, 21). Но нет ничего «общего у света со тьмою» (2Кор. 6, 14). Следовательно, Христос, наш Свет, не сходил в ад погибших.

Отвечаю: о вещи говорится как о находящейся в месте двояко. Во-первых, по причине ее следствий, и в этом смысле Христос сходил в каждый ад, но по-разному. В самом деле, следствием Его схождения в ад погибших явилось то, что, сойдя туда, Он осрамил их за их неверие и зло. Что же касается тех, которые удерживались в чистилище, то он даровал им надежду на достижение славы. А вот святых отцов, находившихся в аду исключительно по причине первородного греха, Он осиял светом непреходящей славы.

Во-вторых, о вещи говорят как о находящейся в месте по причине ее сущности, и в этом смысле душа Христа сошла только в ту часть ада, в которой находились праведники. То есть Он посетил «в месте» со стороны Своей души тех, кого Он посетил «внутренне благодатью» со стороны Своего Божества. Таким образом, пребывая в одной части ада, Он во всех частях ада произвел сообразное им следствие, что подобно тому, как, пострадав в одной части земли, Он посредством Своих страстей освободил целый мир.

Ответ на возражение 1. Христос, Премудрость Божия, сходил во все глубины бездны, но не путем пространственного перемещения Своей души, а путем сообразного им распространения следствия Своей силы, просвещая при этом только праведников, в связи с чем [Писание] далее говорит: «Буду просвещать всех, кто уповает на Господа».

Ответ на возражение 2. Страдание бывает двояким. Первое является страданием боли, которую претерпевают люди по причине актуального греха, согласно сказанному [в Писании]: «Муки ада облегли меня»270 (Пс. 17, 6). Другое страдание связано с отсрочкой обретения желанной славы, согласно сказанному [в Писании]: «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце» (Прит 13, 12), и таковым было страдание, испытываемое святыми отцами в аду Августин имеет в виду именно его, когда в своей проповеди о Страстях говорит, что «они умоляли Христа моленьями слезными». Затем, сойдя в ад, Христос устранил оба эти страдания, но по-разному, поскольку страдания боли Он устранил путем предохранения от них душ, что подобно тому, как о враче говорят, что он освобождает человека от болезни, когда предотвращает ее с помощью лекарств. Те же страдания, которые были обусловлены отсрочкой обретения славы, Он устранил путем дарования славы.

Ответ на возражение 3. Эти слова Петра некоторые относят к сошествию Христа в ад и толкуют их в том смысле, что «Христос проповедовал тем, кто прежде не веровал и был заперт в темнице», то есть в аду «в духе», то есть Своею душой. Поэтому Дамаскин говорит: «Как находящимся на земле Господь благовествовал, таким же образом благовествовал Он и находившимся в аду»271, но не для того, чтобы обратить неверных к вере, а для того, чтобы обличить их неверие, поскольку это проповедование было не чем иным, как явлением Его Божества, обнаруженного им в преисподней Его властным схождением в ад.

Однако Августин в своем письме к Еводию разъясняет этот текст куда лучше, а именно, что это проповедование должно относить не к сошествию Христа в ад, а к деятельности Его Божества, которой Он сообщил действенность от начала мира. Поэтому смысл сказанного [по мнению Августина] «состоит в том, что «находящимся в темнице», то есть проживающим в смертном теле, которое было темницей души, «духом» Своего Божества Он, «сойдя, проповедал» внутренними вдохновением, дополняющим внешние увещевания праведников; Он, говорю, проповедовал «некогда непокорным», то есть не верившим тому, что говорил им Ной, «ожидавшему их Божию долготерпению», благодаря которому была отсрочена кара Потопа, по каковой причине [Петр] далее прибавляет: «Во дни Ноя, во время строения Ковчега» (1Петр. 3, 20, 21)».

Ответ на возражение 4. Выражение «лоно Авраамово» можно понимать в двух смыслах. Во-первых, как означающее то успокоение, в котором нет никакой чувственной боли, и в этом смысле оно никак не может быть адом и вообще местом каких бы то ни было страданий. Во-вторых, его можно понимать как означающее лишенность долгожданной славы, и в этом смысле оно обладает признаком ада и страданий. Так вот, в настоящем случае лоном Авраамовым названо успокоение блаженных, которое никак не может быть именовано адом, и на этом лоне Авраамовом не может быть никаких страданий.

Ответ на возражение 5. Григорий говорит, что «высшие области ада тоже называются преисподней.... Ведь если с точки зрения высших небес и этот наш помраченный воздух представляется адским, то с точки зрения высоты того же воздуха лежащая долу земля вполне может представляться адской и преисподней. И точно так же с точки зрения высоты нашей земли те части ада, которые сами по себе находятся выше других адских обителей, могут представляться глубинами бездны»272.

Раздел 3. Был ли Христос в аду весь?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что весь Христос не был в аду. В самом деле, одной из частей Христа является Его тело. Но Его тело не сходило в ад. Следовательно, в аду был не весь Христос.

Возражение 2. Далее, ничто не является всем при разделении своих частей. Но являющиеся частями человеческой природы душа и тело, как уже было сказано (50, 3), по Его смерти были разделены, и именно после смерти Он сошел в ад. Следовательно, весь Христос не мог быть в аду.

Возражение 3. Далее, о вещи говорят, что она вся находится в месте, если ни одна из ее частей не находится вне этого места. Но некоторые части Христа находились вне ада; так, например, Его тело находилось во гробе, а Его Божество – везде. Следовательно, в аду был не весь Христос.

Этому противоречат следующие слова Августина: «Весь Сын – с Отцом, весь Сын на небе, на земле, в утробе Девы, на кресте, в аду и в раю, в котором Он принял разбойника».

Отвечаю: из сказанного нами в первой части (I, 31, 2) очевидно, что об ипостаси или личности принято говорить в мужском роде, тогда как о природе – в среднем. Затем, хотя после смерти Христа душа была отделена от тела, тем не менее, как было показано выше (50, 2), она не была отделена от Лица Сына Божия. Следовательно, должно утверждать, что в течение трех смертных дней Христа во гробе был весь Христос, поскольку там находилось все Лицо по причине соединенного с Ним тела, и точно также Он весь находился в аду, поскольку там находилось все Лицо Христа по причине соединенной с Ним души, а везде весь Христос находился по причине божественной Природы.

Ответ на возражение 1. Тело, которое тогда пребывало во гробе, было частью принятой природы, а не несотворенного Лица. Поэтому не схождение в ад тела Христа означает не то, что туда не сходил весь Христос, а только то, что там побывало не все из того, что принадлежит человеческой природе.

Ответ на возражение 2. Соединение души с телом необходимо для целостности человеческой природы, но не для [целостности] божественного Лица. Поэтому когда смерть разделила соединение души с телом, Христос остался всем, а Его человеческая природа – нет.

Ответ на возражение 3. Лицо Христа является всем в любом конкретном месте, но не исчерпывающе, поскольку Оно не ограничено каким-либо местом. Действительно, все вместе собранные места не могут объять Его необъятность, напротив, Его необъятность обнимает все. То же, что вся вещь находится в месте тогда, когда ни одна из ее частей не находится вне этого места, сказывается о тех вещах, которые находятся в месте телесно и ограниченно. Однако в случае с Богом дело обстоит иначе. Поэтому, как пишет Августин, «не времена или места мы имеем в виду, когда говорим, что весь Христос есть везде, как если бы Он был весь в одно время в одном месте и весь в другое время – в другом, но Он весь есть везде и всегда».

Раздел 4. Останавливался ли Христос в аду?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не останавливался в аду. В самом деле, Христос сошел в ад для вызволения из него людей. Но Он вызволил их скоро и внезапно посредством Своего схождения, поскольку, согласно сказанному [в Писании], «легко в очах Господа скоро и внезапно обогатить бедного» (Сир. 11, 21). Следовательно, Он, похоже, не задерживался в аду.

Возражение 2. Далее, Августин в своей проповеди о Страстях говорит, что «пред нашим Господом и Спасителем все «запоры железные» были мгновенно сломаны». Поэтому от имени сопровождавших Христа ангелов сказано: «Поднимите, врата, верхи ваши» (Пс. 23, 7, 9). Но Христос сошел в ад для того, чтобы сломать его запоры. Следовательно, Он не останавливался в аду

Возражение 3. Далее, по свидетельству [Луки] (Лк. 23, 43), Господь, вися на кресте, сказал злодею: «Ныне же будешь со Мною в раю!», из чего, по-видимому, можно заключить, что Христос в тот же день уже был в раю. Но Он не был там телесно, поскольку Его тело пребывало во гробе. Таким образом, Он был там душевно, душа же Его сходила в ад. Следовательно, Он не останавливался в аду

Этому противоречат следующие слова Петра: «Бог воскресил Христа, расторгнув узы страданий ада, потому что ему невозможно было удержать Его» (Деян. 2, 24). Следовательно, похоже, что Он оставался в аду до часа Своего воскресения.

Отвечаю: Христос, дабы принять на Себя наши наказания, пожелал, чтобы Его тело было положено в гробницу а Его душа сошла в ад. Но тело, являя истинность Его смерти, находилось в гробнице в течение одного дня и двух ночей. Поэтому нам надлежит верить, что Его душа [столь же долго] пробыла в аду чтобы ее возвращение из ада совпало с возвращением Его тела из гроба.

Ответ на возражение 1. Христос, сойдя в ад, освободил пребывавших там святых так, что, прежде чем вывести их из ада, некоторое время просвещал их светом славы в самом аду поскольку Его душе подобало находиться в аду дотоле, доколе Его тело оставалось во гробе.

Ответ на возражение 2. Упомянутые «запоры ада» должно понимать как препятствия, не дававшие святым отцам покинуть ад из-за вины греха нашего прародителя, и эти запоры были сломаны Христом при схождении в ад силой Его страстей. Однако при этом Он пожелал некоторое время пробыть в аду по причине, приведенной выше.

Ответ на возражение 3. Эти слова Господа должно понимать как сказанные не о земном и телесном рае, а о [рае] духовном, находящиеся в котором наслаждаются божественной славой. Поэтому с точки зрения места злодей, которому было сказано: «Ныне же будешь со Мною», вместе с Христом сошествовал в ад, а с точки зрения награды он [в этот день] пребывал в раю, поскольку вместе с другими святыми он наслаждался Божеством Христа.

Раздел 5. Вызволил ли сошедший в ад Христос оттуда святых отцов?

С пятым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос, сойдя в ад, не вызволил оттуда святых отцов. Ведь сказал же Августин: «Для меня покуда не ясно, как именно Христос, сойдя в ад, вознаградил пребывавших на лоне Авраамовом праведников, поскольку у меня нет свидетельства их избавления благодаря блаженному присутствию Его Божества». Но главным Его даром стало бы вызволение их из ада. Следовательно, похоже, что Христос не вызволил святых отцов из ада.

Возражение 2. Далее, никто не удерживается в аду иначе, как только по причине греха. Но еще при своей жизни святые отцы были оправданы от греха верой в Христа. Следовательно, их не нужно было вызволять из ада во время сошествия в него Христа.

Возражение 3. Далее, при устранении причины устраняется и следствие. Но Христос сошел в ад по причине греха, который, как было показано выше (49, 1), был устранен Страстями. Следовательно, святые отцы не были вызволены при сошествии Христа в ад.

Этому противоречит сказанное Августином в ранее упоминавшейся нами проповеди о Страстях о том, что Христос, сойдя в ад, «сломал все «запоры железные» ада и освободил всех праведников, удерживавшихся по причине изначального греха».

Отвечаю: как уже было сказано (4), Христос при сошествии в ад действовал силой Своих страстей. Затем, ранее (49, 1) мы показали, что благодаря страстям Христовым человечество была избавлено не только от греха, но и от долга наказания. Но долг наказания удерживал людей двояко: во-первых, со стороны актуального греха, совершенного лично каждым; во-вторых, со стороны греха всего человечества, которым, как сказано [в пятой главе «Послания к римлянам"], как произошедшие от прародителя согрешили все, и наказанием за него является телесная смерть. Кроме того, наказанием за него, как явствует из второй и третьей [глав книги] «Бытие», также является лишение славы, поскольку после согрешения Бог изгнал человека из рая, ранее предупредив его о наказании греха смертью. Таким образом, Христос, сойдя в ад, силой Своих страстей избавил святых оттого наказания, которым они были лишены жизни в славе, а именно от неспособности созерцать Бога в Его Сущности, в чем, как было показано в первой части (I, 3, 8), состоит человеческое блаженство. Но святые отцы удерживались в аду потому, что вследствие греха прародителя им был закрыт доступ к жизни в славе. Так что Христос, сойдя в ад, вызволил из него святых отцов, о чем [Писание] говорит так: «Ради крови Завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды» (Зах. 9, 11). И еще читаем (Кол. 2, 15), что Он «отнял силы у начальств и властей», то есть, как разъясняет глосса, у ада, вызволив из него Исаака, Иакова и другие праведные души, «восторжествовав над ними», то есть возведя их из этого царства тьмы на небеса.

Ответ на возражение 1. Августин в настоящем случае опровергает тех, которые утверждали, что древние праведники до сошествия Христа в ад были подвержены страданиям. Поэтому несколько выше он говорит: «Иные полагают, что награда, дарованная древним святым, состояла в том, что сошествие Господа в ад освободило их от страданий. Однако я не могу понять, как мог Авраам, на лоне которого пребывал нищий, каким бы то ни было образом страдать». Следовательно, когда он далее замечает, что ему «покуда не ясно, что именно Христос, сойдя в ад, дал древним праведникам», то это должно понимать как сказанное об избавлении их от наказания посредством страданий. Однако Христос все же одарил их со стороны достижения ими славы, что, в свою очередь, освободило их от мук ожидания долгожданной славы. Но коль скоро самая надежда на нее даровала им великую «радость, согласно сказанному [в Писании]: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой» (Ин. 8, 56), то далее он добавляет, что у него «нет свидетельства их избавления благодаря блаженному присутствию Его Божества», нет потому, что и до сошествия Христа они были блаженны в своей надежде, хотя актуально еще не обрели окончательного блаженства.

Ответ на возражение 2. Святые отцы еще во время своей жизни были оправданы от изначального и актуального грехов чрез веру в Христа. При этом они были освобождены от наказания за актуальные грехи, но не от наказания за первородный грех, вследствие которого они были лишены славы, поскольку еще не была заплачена цена искупления человека. Ведь так и ныне верные освобождаются крещением и от наказания за актуальные грехи, и от наказания за первородный грех со стороны лишения славы, но при этом все еще связаны наказанием за первородный грех в отношении телесной смерти, поскольку они обновлены в духе, а не по плоти, согласно сказанному [в Писании]: «Тело – мертво для греха, но дух – жив для праведности» (Рим. 8, 10).

Ответ на возражение 3. Сразу же после смерти Христа Его душа сошла в ад и даровала удерживаемым там святым плоды Его страстей. Однако дотоле, доколе Христос оставался в аду, и они оставались там, поскольку самое Его присутствие являлось частью полноты их славы.

Раздел 6. Вызволил ли Христос из ада кого-либо из погибших?

С шестым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос вызволил из ада некоторых погибших. Ведь сказано же [в Писании]: «И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней их посетят»273 (Ис. 24, 22). Но это, по словам Иеронима, сказано о тех, кто «поклонялся небесным светилам». Следовательно, дело представляется так, что при Своем сошествии в ад Христос посетил даже погибших, что, похоже, подразумевает их избавление.

Возражение 2. Далее, глосса на слова [Писания]: «Ради крови Завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды» (Зах. 9, 11), замечает: «Ты вызволишь тех, кто томится в месте мучения, в котором не прохладит сострадание, о котором молил тот богач». Но в месте мучения томятся только погибшие. Следовательно, Христос вызволил из ада некоторых погибших.

Возражение 3. Далее, сила Христа в аду не была меньшей, чем в этом мире, поскольку Он всюду действовал силой Своего Божества. Но в этом мире Он избавлял людей, находящихся в разных состояниях. Следовательно, и в аду Он избавил некоторых из тех, которые находились в состоянии погибших.

Этому противоречит следующее: глосса на слова [Писания]: «Смерть, Я буду твоей смертью; ад, Я буду твоим жалом» (Ос. 13, 14), говорит: «Вызволю избранных и оставлю там проклятых». Но погибшими в аду являются проклятые. Следовательно, сошествие Христа в ад не вызволило из ада никого из погибших.

Отвечаю: как уже было сказано (5), при сошествии в ад Христос действовал силой Своих страстей. Следовательно, Его сошествие в ад принесло плоды избавления только тем, кто был соединен с Его страстями чрез оживленную любовью веру посредством которой устраняются грехи. Но в аду погибших удерживаются только те, которые, будучи неверными, нисколько не веровали в страсти Христовы, или же, если веровали, то не были сообразны любви страдающего Христа, и потому их нельзя было очистить от их грехов. Поэтому сошествие Христа в ад не принесло им избавления от долга наказания в аду

Ответ на возражение 1. Когда Христос сошел в ад, все, в какой бы части ада они ни находились, в том или ином отношении были посещены: одни – в утешение и избавление, другие, а именно погибшие, – в смущение и посрамление. Поэтому далее в том же месте сказано: «И покраснеет луна, и устыдится солнце», и т. д.

Сказанное также можно отнести к посещению их в Судный День, но не для избавления, а для еще большего смущения, согласно сказанному [в Писании]: «Я посещу тех, которые сидят на дрожжах своих»274 (Соф. 1, 12).

Ответ на возражение 2. Слова глоссы: «В котором не прохладит сострадание», должно понимать как сказанные о прохладе полного избавления, поскольку святые отцы не могли быть вызволены из этой темницы ада до сошествия Христа.

Ответ на возражение 3. То, что из ада были избавлены люди не из всех состояний, в отличие от людей этого мира, которые были избавлены из всех состояний, связано не с какой-либо недостаточностью силы со стороны Христа, а с различием обстоятельств каждого из этих состояний. В самом деле, пока люди живут здесь внизу, они могут быть обращены к вере и любви, поскольку в нынешней жизни люди не укоренены в добре или зле, как это случается с ними после того, как они расстаются с нынешней жизнью.

Раздел 7. Были ли вызволены Христом дети, умершие в первородном грехе?

С седьмым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что умершие в первородном грехе дети были вызволены из ада сошедшим туда Христом. В самом деле, как и святые отцы, дети удерживались в аду просто из-за первородного греха. Но святые отцы, как было показано выше (5), были вызволены из ада. Следовательно, точно также и дети были вызволены из ада Христом.

Возражение 2. Далее, апостол говорит: «Если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного человека, Иисуса, Христа, преизбыточествует для многих» (Рим. 5, 15). Но дети, которые, умерши, не имели никакого греха помимо первородного, удерживаются в аду вследствие греха их прародителя. Следовательно, они в первую очередь должны были быть вызволены из ада по благодати Христовой.

Возражение 3. Далее, как явствует из вышесказанного (5), сошествие Христа в ад, как и крещение, деятельно посредством силы страстей Христовых. Но дети избавляются от первородного греха и ада посредством крещения. Следовательно, они точно так же были избавлены [от него] и посредством сошествия Христа в ад.

Этому противоречит сказанное апостолом о Христе, «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его, чрез веру» (Рим. 3, 25). Но умершие в первородном грехе дети никоим образом не были причастны вере в Христа. Следовательно, они, не получив плодов умилостивления Христа, не были вызволены Им из ада.

Отвечаю: как уже было сказано (6), следствием сошествия Христа в ад было избавление только тех, кто был соединен со страстями Христовыми, властью которых произошло вызволение при сошествии Христа в ад, чрез веру и любовь. Но умершие в первородном грехе дети никоим образом не были соединены со страстями Христовыми чрез веру и любовь, поскольку, не обладая способностью пользоваться свободной волей, они не могли иметь собственной веры, а также не были очищены от первородного греха ни верой своих родителей, ни каким-либо таинством веры. Следовательно, сошествие Христа в ад не вызволило оттуда детей. Кроме того, святые отцы были возведены из ада к славе видения Бога, достигнуть которой можно исключительно по благодати, согласно сказанному [в Писании]: «Благодать Божия – жизнь вечная»275 (Рим. 6, 23). Поэтому, коль скоро умершие в первородном грехе дети не имели никакой благодати, они не были вызволены из ада.

Ответ на возражение 1. Хотя святые отцы и были обременены долгом первородного греха в той мере, в какой это касается человеческой природы, однако они были очищены от пятна греха верой в Христа, и потому могли быть избавлены тем избавлением, которое сообщил сошествием в ад Христос. Но это, как явствует из вышесказанного, никоим образом не относится к детям.

Ответ на возражение 2. Когда апостол говорит, что благодать Божия «преизбыточествует для многих», то слово «многих» должно понимать не сопоставительно, как если бы благодатью Христа было спасено много больше, чем было погублено грехом Адама, а абсолютно, как если бы он сказал, что благодать одного Христа преизбыточествует для многих точно так же, как долговым обязательством для многих стал грех [одного] Адама. И как грех Адама обязал только тех, которые семенным образом родились от него по плоти, так и благодать Христа достигла только тех, которые стали Его членами посредством духовного возрождения, чего нельзя сказать об умерших в первородном грехе детях.

Ответ на возражение 3. Крещение прилагается к людям в нынешней жизни, когда состояние человека может быть изменено из греховного в благодатное, но сошествием Христа в ад были удостоены души после окончания нынешней жизни, когда они уже не были способны на означенное изменение. Поэтому крещение избавляет детей от первородного греха и ада, а сошествие Христа в ад – нет.

Раздел 8. Вызволил ли сошедши в ад Христос души из чистилища?

С восьмым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос, сойдя в ад, вызволил души из чистилища. Так, Августин [в своем письме к Еводию] говорит: «Поскольку нам даны непреложные свидетельства об аде и его страданиях, у нас нет никаких оснований не верить в то, что Спаситель сошел туда ради избавления людей от страданий, хотя при этом мне доподлинно не известно, были ли избавлены все, обнаруженные Им в аду, или же только некоторые, которых Он счел достойными этой награды. Однако я нисколько не сомневаюсь в том, что Христос сошел в ад и оказал помощь страждущим». Но нами уже было показано (6), что Он не даровал избавления погибшим, а помимо них в состоянии страдательного наказания находятся только те, кто удерживается в чистилище. Следовательно, Христос вызволил души из чистилища.

Возражение 2. Далее, само присутствие души Христа сообщает не меньшее следствие, чем Его таинства. Но далее мы покажем, что таинства, и в первую очередь таинство евхаристии, вызволяют души из чистилища. Следовательно, души тем более были вызволены из чистилища присутствием сошедшего в ад Христа.

Возражение 3. Далее, как говорит Августин, исцеленные Христом в нынешней жизни были исцелены всецело. Да и Сам Господь говорит: «Я всего человека исцелил в субботу» (Ин. 7, 23). Но Христос избавил находившихся в чистилище от наказания болью утраты, вследствие которого они были лишены славы. Следовательно, Он также избавил их и от наказания чистилищем.

Этому противоречат следующие слова Григория: «Коль скоро Создатель и Избавитель, проникши чрез «запоры ада», вывел из него души избранных, то Он более не дозволяет нам сходить туда, откуда Он, сошедши, вызволил других»276. Но Он дозволяет нам сходить в чистилище. Следовательно, сошедши в ад, Он не вызволил души из чистилища.

Отвечаю: как мы уже не раз говорили (4; 5; 6; 7), сошествие Христа в ад произвело вызволение силой Его страстей. Но сила страстей Христовых является не временной и преходящей, а вечной, согласно сказанному [в Писании]: «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10, 14). Из этого очевидно, что страсти Христа ныне столь же действенны, как и тогда. Следовательно, сошествие Христа в ад не вызволило из чистилища тех, которые были подобны нынешним узникам чистилища. Однако если среди них были подобные тем, которые и ныне благодаря страстям Христовым избавляются от чистилища, то, конечно же, такие были вызволены из чистилища сошествием Христа в ад.

Ответ на возражение 1. На основании этих слов Августина можно заключить не то, что все, находившиеся в чистилище, были вызволены из него, а то, что эта награда была предоставлена некоторым, которые или уже были достаточно очищены, или еще при жизни своею верой и верностью смерти Христовой заслужили избавления от временного наказания в чистилище Его сошествием в ад.

Ответ на возражение 2. Действенность силы Христа проявляется в таинствах через исцеление и искупление. Поэтому таинство евхаристии, будучи искупительной жертвой за грех, избавляет людей от чистилища. Но хотя действенность сошествия Христа в ад и была обусловлена властью Страстей, которые, как было показано выше (48, 2), являлись воздаянием, однако воздаянием они были общим, и потому их сила, как уже было сказано (49, 1), требовала своего приложения к каждому индивиду через посредство чего-то личного. Поэтому нет никакой необходимости в том, чтобы сошествие Христа в ад вызволило всех из чистилища.

Ответ на возражение 3. Те изъяны, от которых Христос всецело избавлял людей в этом мире, были личностными и относились к индивиду, тогда как лишение славы Божией было общим изъяном и относилось ко всей человеческой природе. Поэтому ничто не препятствовало тому, чтобы удерживаемые в чистилище были избавлены Христом от их лишенности славы, но – не от обусловленного личностными изъянами долга наказания. И точно так же, с другой стороны, святые отцы, как было показано выше (7), еще до сошествия Христа были избавлены от своих личностных изъянов, но при этом они не были избавлены от общего изъяна.

* * *

267

В каноническом переводе: ≪Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?≫.

268

В каноническом переводе: ≪Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было держать Его≫.

269

В каноническом переводе: ≪...надежда моя... в преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе≫.

270

В каноническом переводе: ≪Цепи ада облегли меня≫.

271

De Fide Orth. III.

272

Moral. XIII.

273

В каноническом переводе: ≪...и после многих дней будут наказаны≫.

274

В каноническом переводе: ≪Я...накажу тех, которые сидят на дрожжах своих≫.

275

В каноническом переводе: ≪ДарБожий – жизнь вечная≫.

276

Moral. XIII.


Источник: Сумма теологии. Часть III-II. Вопросы 27-59. / Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2013. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-632-2 978-966-521-475-5

Комментарии для сайта Cackle