Обзор пособий по Литургике

Православное богослужение исполнено не только многообразными внешними формами – оно исполнено глубочайшим внутренним смыслом.

Разделы литургики: литургическое богословие (систематизация богословских идей, заключающихся в богослужении), практическая литургика (богослужебный Устав), историческая литургика (история богослужения).

Обозрение трудов по Литургике можно начать с труда свт. Кирилла Иерусалимского (†386) «Тайноводственные поучения», где он, в частности, дал подробное изъяснение ряда действий, осуществляемых при совершении Таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии.

Особым символизмом отличается книга из Корпуса сочинений Дионисия Ареопагита «О церковной иерархии». Здесь раскрывается значение церковной иерархии, освещаются ключевые аспекты «тайнодействия» и «созерцательной стороны» Крещения, Литургии, освящения мира, хиротонии, посвящения в монашество, а также богослужения, совершаемого «над благочестиво-усопшими».

В творениях святителя Софрония Иерусалимского (†638) встречаем богословское раскрытие содержания ряда церковных праздников. В этом отношении примечательны такие сочинения: «Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы» «Слово на праздник Сретения Господня», «Слово на воздвижение честного Креста и на святое Воскресение» и др.

Преподобный Максим Исповедник (†662) осветил толкованием множество частных вопросов из области православного богослужения. Чего только стоят такие его сочинения как «Мистагогия», «Пасхалистический трактат».

Среди литургических произведений святителя Германа Константинопольского († ок.740–750 гг.) выделяется «Сказание о Церкви и пасмотрение таинств Германа архиепископа Константинонопольского».

Известный церковный писатель XIV века, праведный Николай Кавасила, посвятил теме раскрытия смыслового содержания Божественной Литургии произведения: «Изъяснение Божественной Литургии», «Изъяснение обрядов Божественной Литургии». Определенную богословскую ценность представляет и его труд «Изъяснение священных одежд».

Значительный вклад в развитие учения о богослужении внес и святитель Симеон Солунский (†1429). В частности он создал столь глубокие и возвышенные произведения как «Книга о храме», «Премудрость нашего спасения».

С развитием сферы российской богословской науки и сферы российского духовного образования появлялось всё больше и больше фундаментальных отечественных трудов по Литургике.

В конце XVIII века вышел в печать труд митрополита Гавриила (Петрова) «О служении и чинопоследованиях Православной грекороссийской Церкви».

Сильнейшее впечатление на современников оказал труд архиепископа Вениамина (Краснопевкова-Румовского) «Новая Скрижаль». Это капитальное произведение составлено в форме системы, охватывает множество разделов Литургики, а его содержание изложено настолько ясным и доступным языком, что оно быстро сыскало широкую популярность, выдержало множество переизданий, и до сих пор пользуется спросом среди православных христиан.

В начале XIX века стараниями И. И. Дмитриевского было создано замечательное и по форме, и по внутреннему содержанию произведение «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии». Само название этого творения указывает на три направления, три подхода в изложении материала, раскрывающего содержание Литургии.

В течении оного столетия и начале следующего был создан ряд пособий по Литургике, отвечавших запросам российских духовных школ. Общей чертой многих из них был широкий спектр тематических рубрик (от рубрик, посвященных вопросам о богослужебных книгах, до рубрик, посвященных изложению сложнейших литургических вопросов теологического характера).

Среди пособий того времени можно выделить: работу протоиерея Д. Смолодовича «Литургика, или наука о Богослужении Православной Восточной Кафолической Церкви», творение архимандрита (впоследствии – епископ) Гавриила (Голосова) «Руководство по литургике или наука о православном богослужении, применительно к программе, изданной учебным комитетом для учеников Духовных Семинарий», и др.

Значимое место в области Литургики занимают и труды, отражающие особенности исторического развития богослужения или отдельных его аспектов, сторон. В данной связи примечательны работы А. Л. Катанского: «Очерк истории литургии нашей Православной Церкви», «Очерк истории древних национальных литургий Запада», «К истории литургической стороны таинства брака», «Очерк истории обрядовой стороны Таинства Елеосвящения»; труды И. Д. Мансветова, такие, например, как «Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви», «Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях Славянских»; творения Н. Ф. Красносельцева «К истории православного богослужения по поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся», «О древних литургических толкованиях»; сочинения А. А. Дмитриевского «Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков», «Древнеиудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении к древнехристианскому храму и его богослужебным формам»; «Толковый Типикон» М. Н. Скабаллановича, и др.

Развиваясь, Литургика давала ответы на многие насущные вопросы, касавшиеся практической стороны богослужения, в том числе на специфические. Положим, когда в XX веке, всвязи с начавшимся в России продовольственным кризисом, на повестку дня был поставлен вопрос о возможности-невозможности замены необходимых для совершения Таинства Евахаристии «пшеничного хлеба и виноградного вина более доступными продуктами», в свет вышла работа И. А. КарабиноваИсторико-литургическая справка «О евхаристическом хлебе и вине»”.

В то же время издавались труды просветительского характера, как, скажем, сочинение А. Н. Муравьева «Письма о богослужении восточной Кафолической Церкви». Здесь автор касается тематики всенощного бдения, Литургии, богослужения в период Великого Поста и Пасхи, Таинств, Праздников, погребения. К этой же группе трудов принадлежит сборник бесед священника Григория Дьяченко «Общедоступные беседы о богослужении православной Церкви, приспособленные к живой церковной проповеди, внебогослужебным собеседованиям с народом и семейному чтению христиан».

Из пособий по Литургическому богословию можно выделить труд епископа Вениамина (Милова): «Чтения по литургическому богословию», представляющей следующие разделы: «Учение о Боге Троичном в Лицах», «Литургическое учение об Ангелах», «Сын Божий – Спаситель мира и спасение» и др.

Среди пособий позднего времени по Литургике можно назвать: «Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий», «Литургика: Таинства и обряды» Г. И. Шиманского, «Литургика. Гимнография и эортология» архимандрита Киприана (Керна), «Литургика» архиепископа Аверкия (Таушева), «Введение в литургическое богословие», «Православное богослужение» протопресвитера Александра Шмемана, и др.

Комментарии для сайта Cackle