Что в Чаше? Или: Догматические аспекты Евхаристии

Источник

Статья написана совместно с

преподавателем Догматического богословия

Леоновым А.М.

Каждое воскресенье православные христиане стараются участвовать в Таинстве Святой Евхаристии. Но многие ли из нас могут объяснить его вероучительный смысл?

Нередко приходится слышать: «неграмотная бабушка может быть ближе к Богу, нежели профессор богословия» (и это – несмотря на ясные библейские слова: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Давайте задумаемся: во что и как будет верить человек, не знающий основополагающих постулатов христианского вероучения? Ведь без знания Божественных духовно-нравственных установлений и заповедей, без знания целей Спасения невозможна богоугодная жизнь. Без твердых познаний в догматике крайне трудно отстаивать веру в полемике с неверующими, заблуждающимися и еретичествующими людьми (ср.: призыв Христа: «идите, научите все народы...» (Мф. 28:19)). Сколько неграмотных бабушек, несмотря на регулярное посещение храмовых богослужений, проповедуют полуязыческое обрядоверие – не сосчитать. Но даже если, например, инвалид стал победителем спортивного состязания, это говорит о его воле к победе, а не о том, что лучше быть инвалидом… Бог дал нам разум как помощника в Богопознании, большинство Святых Отцов были людьми весьма образованными, а потому нелепо игнорировать ум как Божий дар. Если человек стремится лучше узнать Бога – это может помочь ему в восхождении по лествице духовных совершенств.

Известно, что целью жизни каждого православного христианина является «Спасение». Греческий аналог данного слова (сотериа) переводится как «избавление», «благо», «целение». Это значит, что в лоне Матери-Церкви человек избавляется от греха, рабства диаволу, смерти; восстанавливает и укрепляет отношения с ближними; украшается праведностью, приобщается Богу – неисчерпаемому источнику радости, всяческих благ. Одно из важнейших условий Спасения – участие в Таинстве Евхаристии...

Все мы, конечно, знаем, что после преложения хлеба и вина в Чаше пребывают Истинное Тело и Кровь Богочеловека

Иисуса Христа (согласно вероопределению IV (Халкидонского) Вселенского Собора, Божественная и человеческая природы соединены в Лице Сына Божия неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно).

Но как потребление Тела и Крови влияет на наше Спасение?

Когда исполнилась полнота времен, Сын Божий (Слово Бога-Отца), «приклонив небеса», пришел в мир; восприял в Свое Лицо человеческое естество (воплотился (не переставая быть Богом, стал – Человеком)); преподал вероучение; Крестными страданиями и Смертью искупил мир; воскрес, победив смерть; вознесся и воссел одесную Отца; образовал Церковь, предоставив ей благодатные средства, необходимые нам для того, чтобы спастись. Важнейшее из таких средств – Евхаристия.

Таинство Тела и Крови совершается по установлению Спасителя: «И когда они ели, Иисус взял хлеб (ἄρτον) и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28).

Во время Божественной Литургии по молитве Церкви («Низпосли Духа Твоего Святаго на ны, и на предлежащыя дары сия... и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего... а еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего... преложив Духом Твоим Святым») действием Святого Духа

хлеб и вино прелагаются в Истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа (нетленные, прославленные, обóженные). Как именно совершается преложение – Тайна (собственно, «Таинство» и происходит от греческого misterion – тайна), в полной мере доступная исключительно Богу.

Участвуя в Евхаристии, мы вспоминаем о жизни Спасителя, главным образом – о страданиях и смерти на Кресте; славном Воскресении: «cие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Евхаристия является знамением Нового Завета: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28).

Она есть Бескровная Жертва, духовная пища и питие. Достойное регулярное Причащение Святых Христовых Таин делает нас «причастниками божественного естества» (2Пет. 1:4):«соединюся Святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем и Святым Твоим Духом». Но как это понять? Несмотря на то, что Бог – абсолютно прост (не состоит из элементов, никогда не переходит из одного состояния в другое...), в Нем усматриваются: сущность, Лица и энергии (ср.: догмат о Пресвятой Троице: Бог един по сущности и троичен в Лицах).

Энергии – это сущностное движение (природы), проявления Божества, Божественные действия (проистекающие от Отца через Сына в Духе Святом). Энергии, направленные на спасение мира и человека, обыкновенно именуют благодатью. Несмотря на то, что Бог вездесущ – пребывает всюду как сущностью, так и энергиями, – соединение с Богом по природе для тварей невозможно (в противном случае мы стали бы Богами по естеству. Выражаясь иначе, пребывали бы «одновременно» и тварными, и нетварными (и созданными, и несозданными); и обусловленными пространством и временем, и не зависящими от таковых... Однако соединение с Богом по благодати (Богоуподобление, Богопознание, Богообщение) не только не невозможно, но и является Божественным призывом, заветной целью каждого из нас. Бог есть Любовь и желает спасения всем без исключения людям. Между тем, для того чтобы его достичь, необходимо личное желание спасаемого, активное участие в общецерковной жизни, в том числе – в Таинствах Церкви. Способность человека стяжать благодатные дары зависит от его добродетельности, праведности, святости.

Срастворяясь с нашей плотью и кровью, обóженные, преисполненные благодати Тело и Кровь Искупителя очищают, исцеляют и преображают наше естество: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53–56).

Евхаристия есть особая благодатная трапеза, единящая верующих с Богом и между собой: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10:17)). Одна из молитв ранней Церкви гласит:

«Как этот преломляемый хлеб был рассеян по горам и, будучи собранным, стал одним,

Так да будет собрана от концов земли в Твоё Царство и Твоя Церковь.

Потому что через Иисуса Христа Твоя во веки есть слава и сила».

(«Дидахе»)

Евхаристия служит залогом вечной блаженной жизни в Царствии Небесном: «ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6:58).

В отличие от магических обрядов, действенность Евхаристии (как, впрочем, и других Таинств Церкви) подразумевает осознанную сердечную веру. Недостойное участие в Таинстве чревато последствиями: «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11:29). Вот почему причащение предваряется особыми молитвами, разрешением и очищением от грехов, пастырским благословением. Приступая к Чаше, надлежит иметь мир в душе, смиренный и благоговейный настрой...

В заключение предлагаем обучающий тест: Таинство Евхаристии.


Источник: Борисов К. Что в Чаше? Или: Догматические аспекты Евхаристии. [Электронный ресурс] // Азбука веры. 09.01.2024.

Комментарии для сайта Cackle