Распятие – это упразднение смерти
Христос умер за всех
Если Божественное Воплощение представляет собой начало освобождения человека от уз смерти и ада, если вся земная жизнь Богочеловека Господа и особенно совершенные им воскрешения мертвых – сына вдовы Наинской, дочери Иаира и Четверодневного Лазаря – предвещали победу над смертью, то сама победа над смертью, «спасение наше, совершилась на Голгофе, а не на Фаворе, хотя и там уже говорилось о Кресте Христовом (Лк.9:31). Христос должен был умереть, чтобы завещать человечеству полноту жизни. Это не была необходимость мира. Это была необходимость Божественной любви, необходимость Божественного порядка. Это таинство нам невозможно постигнуть. Почему истинная жизнь должна была открыться через смерть Единого, Который есть Воскресение и Жизнь? (Ин.14:6). Единственный ответ заключается в том, что спасение должно было стать победой над смертью, над смертностью человека».322
Следовательно, честные Страсти и светоносное Воскресение явились решающим и окончательным ударом против смерти. Поэтому преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что крестная смерть Христа – это «венец Воплощения Бога Слова». В другом месте, поясняя эту истину, он пишет, что каждое дело и чудотворное действие Иисуса и божественны, и чудесны, но поразительнее всего Честной Крест Его. Ибо не чем иным, как только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, была упразднена смерть, разрешен грех нашего праотца, изгнана тьма и разрушена сила адова, нам даровано Воскресение и дана способность презреть материальную жизнь и саму смерть, совершилось наше возвращение к прежнему блаженству, открылись врата рая, человеческое естество удостоилось места одесную Отца, мы сделались детьми и наследниками Божьими. Все это было достигнуто крестной смертью Господа.323
Когда зло человеческое достигло апогея и предела324 , Сын Божий воплотился, чтобы принести Себя в «жертву, которая могла бы очистить нас»325 , и сверх того примирить нас с Богом Отцом (Рим.5:10; Кол.1:22).
Мы, люди, грехом воздвигли Крест. И в то время, как должны были быть распяты мы, виновные, пригвождается ко кресту Тот, Кто не был повинен никакому осуждению или смерти, ибо ...Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1Пет.2:22). Так совершенно безгрешный Господь «взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф.8:17), был язвен за нас, чтобы ранами Его мы исцелились (Ис.53:5). Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою... (Гал.3:13), претерпел поноснейшую смерть, чтобы нас возвести к славной жизни».326 Господь поднимает крест, и принимает пригвождение на нем, будто злодей, и, таким образом, несет на Себе проклятие греха и смерти до того момента, пока словом «совершилось!» (Ин.19:30) не обозначает конец греха и смерти. Бог Отец соблаговолил попустить, чтобы Единородный Его Сын, не знавший греха, был осужден за нас, как грешник, чтобы мы через наше единение с Ним сделались праведными пред Богом (2Кор.5:21).
Господь пожертвовал Собою как представитель всех людей, всех поколений, ... умер за всех... (2Кор.5:14). Он принес жертву однажды и навсегда (Евр.7:27; 9:28; 10:10–12) и покрыл грехи всех людей от начала мира до скончания века. Господь, как говорит божественный Златоуст, принес жертву «однажды, и этого довольно навсегда».327 Его жертва была принесена «за всю природу» и была «достаточна для спасения всех».328
Благодаря Искупительной Жертве Господа, как пишет священномученик Игнатий Богоносец, люди живут «по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, смерти избежали».329 Святитель Афанасий Великий подчеркивает, что Господь воспринял тело, подобное нашему, потому что все мы ответственны за тление смерти, и что Он предал это тело на смерть за всех, и отмечает: «Слово знало, что тление не иначе могло быть прекращено в людях, как только непременной смертью; умереть же Слову как бессмертному и Отчему Сыну было невозможно. Для сего-то самого приемлет Оно на Себя тело, которое бы могло умереть, чтобы, как причастное над всеми Сущего Слова, довлело оно к смерти за всех, чтобы ради обитающего в нем Слова пребыло нетленным и чтобы, наконец, во всех прекращено было тление благодатью Воскресения». «И, – продолжает столп Православия, – самое тление в смерти не имеет уже власти над людьми ради Слова, вселившегося в них посредством единого тела. [...] Ибо погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить конец смерти. [...] Ибо Слово принесением в жертву собственного Своего тела и положило конец осуждавшему нас закону и обновило в нас начаток жизни, даровав надежду Воскресения. [...] Ибо ныне уже не как осужденные умираем, но как имеющие восстать ожидаем общего всех Воскресения».330
Разумеется, Господь взял на Себя грехи всех и умер за всех331 , сделавшись за нас клятвою (Гал.3:13), но Сам по Себе Он оставался совершенно безгрешным. «И хотя Он стал грехом, но пребыл тем, чем был, то есть святым по естеству как Бог». И смерть святой Его Плоти, произошедшая «убиением плот», была смертью «святой и священной» и благоприятной Богу и Отцу, как благовонный ладан.332
К тому же, крестная смерть Господа нашего была абсолютно «вольной», добровольной. Это было выражение безмерной любви Бога к человеку. Никакая внутренняя или внешняя необходимость, никакая сила не принуждала Его к распятию (Ин.10:16–18). Богочеловек не был немощным созданием, силой и необходимостью привлеченным на крест и попавшим в безвыходное положение. Как Сын Божий, Он имел силу тотчас уничтожить всякую внешнюю силу (Мф.26:53) и молниеносно нейтрализовать всякое бесовское понуждение. Честные Страсти Господа были совершенно добровольными. Два песнопения нашей Святой Церкви прекрасно выражают это. Первое гласит: «Благословенную нарекѝй Твою Матерь, пришел еси на страсть вольным хотением, возсияв на Кресте, взыскати хотя Адама, глаголя Ангелом: срадуйтеся Мне, яко обретеся погибшая драхма; вся мудре устроивый, Боже наш, слава Тебе».333 Другое песнопение гласит: «Се виден бысть живот всех, Христос, повешен волею на древе. И сия видящи земля потрясеся и много святых восташа яве, телеса усопших, и узохранительница адова поколебася».334
Крестная смерть Спасителя была «вольной», потому что в нескверной человеческой природе Богочеловека, свободной от первородного греха, не было смерти как врожденной необходимости. Смерть была врожденной необходимостью в наших телах, оскверненных грехом. Господь наш умер добровольно, из безграничной любви к нам, Его творениям. Смерть не имела никакой власти над совершенно безгрешным Господом. Богочеловек «предал дух» на кресте по Своей воле. Об этом свидетельствовало и преклонение святой главы Его на Кресте. Преподобный Никодим Святогорец пишет: «Когда Божество приказало смерти прийти из побуждений лучшего устройства, то есть, чтобы «упразднилась» «смерть смертью, тогда и смерть приблизилась, послушавшись божественного приказа, как раб», к Распятому, «однако со страхом и трепетом [...]. Это показывало и преклонение главы Господа на кресте», потому что «преклонением Он позвал подойти ближе смерть, боящуюся покинуть свое обиталище, чтобы приблизиться, как толкует Афанасий Великий».
Преклонение главы Господа не было естественным, но сверхъестественным и удивительным, поэтому евангелист Иоанн называет его чудом, а не свойством природы, говоря: «...И, преклонив главу, предал дух» (Ин.19:30). Ибо «остальные люди во время агонии, когда им предстоит предать дух, не наклоняют голову вниз, может быть, потому, что так легче душе покинуть тело, но когда предадут дух, тогда наклоняют голову вниз. Господь наш поступил наоборот: сначала преклонил главу, а потом предал дух», что и является сверхъестественным и удивительным. Поэтому священный Феофилакт Болгарский сказал: «Он поступил наоборот по сравнению с нами: мы прежде предаем дух, затем преклоняем главу, а Он прежде преклонил главу, потом испустил дух. Всем этим показывается, что Он был Владыкой смерти и все делал по власти». И Евфимий Зигабен сказал: «Он не потому преклонил главу, что испустил дух, как это происходит с нами, но потому испустил дух, что преклонил главу», чтобы «мы знали, что Он умер, когда захотел. И так вот, Его властью, Святая Его душа отделилась от непорочной плоти».335
Эта добровольная смерть есть смерть «Того, Который Сам есть Жизнь Вечная», Который воистину есть Воскресение и Жизнь. Речь идет, конечно, о смерти Человека, но в Ипостаси Слова, воплощенного (Бога) Слова. И поэтому речь идет о смерти, которая воскрешает [...]. Было бы, может быть, правильно сказать, что Бог умер на кресте только по человеческой природе (которая была одного существа с нашей). Это была добровольная смерть Единого, Который Сам был Жизнью Вечной. Это была действительно человеческая смерть, смерть, согласно человеческой природе, и однако смерть в Ипостаси Слова, Воплощенного Слова. То есть смерть, предполагающая Воскресение. Крещением должен Я креститься... (Лк.12:50). «Это была смерть на кресте и кровь излившаяся, которой был крещен Христос», как говорит святитель Григорий Назианзин (Сл. 37,17). Эта смерть на кресте как крещение кровью была глубочайшей сущностью спасительного таинства Креста».336
Крест и смерть Христовы были страданиями не Божеской, но человеческой Его природы. Божеская природа была бессмертна. Только человеческая Его природа «имела возможность вкусить смерти и страдания». Но так как Господь наш был Бог и Человек, то есть носитель двух природ в одном лице, и соmmunicatiо idiomatum (совокупность свойств) составляла единое целое, то можно говорить о смерти бессмертного Слова, о богоубийстве и т.д.337 Божеская природа усваивает страдания человеческой в Едином Лице Христа, но не испытывая в той мере мучения и не разделяя смерти как «природа бесстрастная и бессмертная».338 В том же духе рассуждает святитель Кирилл Иерусалимский, когда говорит, что Спаситель мира, Тот, Кто принял страдания на кресте, был не «слабым человеком», но «Богом вочеловечившимся», принявшим на Себя «подвиг терпения».339
Следовательно, смерть Спасителя стала роковым, сокрушительным ударом смерти и греху именно потому, что это была смерть Воплощенного Бога Слова, в Котором присутствовала вся полнота человеческой природы. Как смерть Богочеловека Она имела величайшие последствия. Воплотившийся Единородный Сын и Слово Бога Отца на Голгофе совершил «страшное и преславное таинство крестной смерти». Поэтому святитель Василий Великий учил: «Итак, не брата ищи для своего искупления, но Того, Кто превосходит тебя естеством, не простого человека, но Богочеловека Иисуса Христа».340 Или, как это выразил богословски просвещенный Святым Духом святитель Григорий Назианзин: чтобы освободиться от проклятия греха и вечной, смерти, «мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить».341 Так что правильнее всего было бы сказать, что ради нашего спасения на кресте «умер» Бог только по его человеческой природе, бывшей одного существа с нашей.342 Поэтому в Великую Субботу мы поем: «Ужаснися, бояйся, небо, и да подвижатся основания земли». Почему? «Се бо в мертвецех вменяется в вышних Живый и во гроб мал странноприемлется. егоже отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки».343
Он дает жизнь людям и творению
Богочеловек не только предал Себя для искупления всех (1Тим.2:6), чтобы мы освободились от смерти. Он сразился с диаволом и одержал на Кресте единственную в своем роде победу, раз и навсегда покрывающую весь человеческий род до скончания века.
В следующей главе мы будем говорить о том, как Победитель Христос сошел в ад и даровал свободу мертвым «от века». Сейчас мы лишь приведем одно поразительное замечание святого Златоуста, чтобы подчеркнуть полное поражение и сокрушение смерти и ада. Потому что «в православной сотериологии центр тяжести искупительной силы Креста падает не столько на удовлетворение Божественной справедливости и снятие вины с преступного (человека), сколько на сокрушение смерти и силы диавола».344 Поэтому богомудрый отец отмечает: «Не сказано (в Священном Писании): отверз медная врата, но ...сокруши врата медная (Пс.106), чтобы темница сделалась негодной; и не снял вереи, но «сломи» их, чтобы стража сделалась бессильной. Где нет ни двери, ни засова, там не удержать никого, хотя бы кто и вошел». Итак, Христос, «желая показать, что смерти пришел конец, сокрушил ее врата медные. Медными назвал их пророк не потому, что эти врата были из меди, но чтобы показать жестокость и неумолимость смерти». Медь и железо символизируют «суровость и непреклонность», «вид упорный, бесстыдный и ожесточенный».345
Крест, стоящий на страшной Голгофе, месте великой вселенской битвы и победы, говорит о том, что Христос «уничтожил» смерть «приношением сходственного»346 , то есть Пречистого Тела Своего, которое отвечало этой жертве. Крест провозглашает, что через честные Страсти Спасителя мы наследуем бесстрастие, а через Его смерть – бессмертие.347 Поэтому возглашает гимнограф в Великий Четверг: «На страсть, всем сущим из Адама источившую бесстрастие, Христе грядый, другом Твоим рекл еси: с вами Пасхи сея причаститися возжелах. Единороднаго бо Мя очищение Отец в мир послал есть».348 То есть, душелюбивейший Христе, когда Ты взял на Себя по Своей воле спасительную Страсть, которая была источником освобождения всех людей от страстей греховных, то сказал Своим друзьям – любимым ученикам: «В эту последнюю таинственную и духовную пасху Моей земной жизни хочу есть вместе с вами, прежде чем буду распят и удалюсь от вас (Лк.22:15), ибо Бог Отец послал в мир Меня, Единородного Своего Сына, чтобы Я был принесен в жертву во искупление и избавление от грехов всего мира».
Кроме того, Христос Своей крестной смертью оживотворяет всех нас, людей. Прекраснейшая Похвала второй статии Чина погребения Тела Господня использует живой и символический образ пеликана, чтобы выразить эту великую истину: «Якоже неясыть уязвлен в ребра Твоя, Слове, отроки Твоя умершия оживил еси, искапав животныя им токи».349 Пеликан питается, как известно, помимо прочего, и змеями. И его кровь становится чудесным противоядием, которое может исцелить его детенышей, если их укусит ядовитая змея. Существует легенда, что пеликан, узнав, что его птенцам грозит смерть от укуса ядовитой змеи, решается на поступок, раскрывающий его огромную любовь. Он встает над бессильными птенцами и начинает выклевывать себе бок, пока из образовавшейся раны не польется кровь. Эта кровь родителя капает в клюв маленьких пеликанов. И те, приняв кровь как противоядие, вновь оживают и спасаются, благодаря самоотверженной ране родителя, который произвел их на свет, а теперь возрождает! То же самое, как говорит благоговейный составитель Чина погребения, случилось и с нами, благодаря крестной смерти Господа. Как птица пеликан, разрывая клювом свой бок, кровью оживляет птенцов, так и Ты, Слове Божий, Дал жизнь нам, людям. Ибо тот древний змий, начальник зла диавол, нас ужалил в Раю грехом, своим смертоносным жалом, и отравил нас (1Кор.15:56). Но вот Ты проливаешь в отравленные души Твоих детей, людей, Честную Кровь Твою, которая истекла в изобилии от «источников жизни», животворящего и животочащего ребра Твоего и святых ран Твоих. И эта Кровь нас «оживила», дала нам жизнь! «Излия яд змий в слухи Евины иногда», – гласит один из тропарей Блаженств. «Христос же на древе крестнем источил есть мирови жизни сладость».350 Оживотворение человека Страстьми Христовыми выражают и другие похвалы Чина погребения: «Умерщвлена древле Адама завистно, возводиши к животу умерщвлением Твоим, Новый, Спасе, во плоти явлейся Адам».351 То есть: «Спаситель мой, восприняв человеческую плоть и явившись миру как Новый Адам, Ты Своей смертью возводишь в новую жизнь Адама, умерщвленного завистливым диаволом». И другое песнопение гласит: «Прободаешися в ребра, и пригвождаешися, Владыко, руками, язву от ребра Ты исцеляя и невоздержание рук праотец».352 То есть: «Ты снисходишь, Владыко, до того, чтобы Тебя побивали и пронзили копьем Твое святое ребро (Ин.19:34) и чтобы пригвоздили Твои пречистые руки ко Кресту, но так Честной Твоей Кровью Ты исцеляешь рану и невоздержанность рук наших праотцев, через которых в мир вошли тление и смерть».
Таким образом, «пресвятой» и «всечестной» Крест Господень стал «живоносным насаждением» и «животворящим древом»353 для нас, вкусивших, по неразумию нашему, запретный плод в Райском саду, из-за чего в нас вошел грех и умертвил нас.
Поэтому христолюбивая душа почитает Крест Христов не позором, а славой: «Аще и ят был еси, Христе, от беззаконных мужей, но Ты ми еси Бог, и не постыждуся; биéн был еси по плещéма, не отметаюся; на кресте пригвожден был еси, и не таю́. Востанием Твоим хвалюся: смерть бо Твоя живот мой, всесильне и человеколюбче Господи, слава Тебе».354
Вот почему со светлой радостью и несказанным ликованием наша Святая Церковь поет в понедельник Светлой Седмицы и каждое воскресенье на простой, безыскусный и очень мужественный 3-й глас: «Твоим Крестом, Христе Спасе, смерти держава разрушися и диаволя прелесть упразднися. Род же человеческий верою спасаемый, песнь Тебе всегда приносит».355
Но крестной смертью Господа оживляется не только человек – обновляется и оживляется и все творение. Святитель Григорий Богослов пишет, что Крестной Жертвой Господа достигнуто «очищение не малой части вселенной и не на малое время, но целого мира и вечное».356
Далее он с неописуемой радостью рассматривает возрождение природы, но подчеркивает, что все это – лишь малость по сравнению с возрождением человека. Он пишет, что во время распятия произошли многие великие чудеса – затмилось солнце, раздралась завеса в храме, истекли кровь и вода из святого ребра Господня, камни расселись, отверзлись многие могилы, и мертвые воскресли, но ничто не было равноценно нашему спасению. Несколько капель Честной Крови Господа заново творят мир и становятся для всех людей как сычужная закваска; эти капли нас сгущают как закваска, свертывающая молоко в сыр, собирают и соединяют в некую общность таинственной любви и нерушимой духовной связи.357 Так что из знаков смерти – пронзенного копьем ребра и ран на пречистых ногах и руках Богочеловека – «стекли непрерывные волны вечной жизни».358
Он распят там, где царствовала смерть
Вселенская, спасительная для всего мира победа над смертью и адом, достигнутая крестной смертью Господа, изображается на иконе Распятия, согласно православному иконографическому канону. Основание креста обычно изображается опущенным в мрачную пещеру под каменистой вершиной Голгофы. В пещере находится череп, на который стекает Честная Кровь Распятого Господа. Это череп Адама, пещера же – ад.
Это изображение не есть плод фантазии православного иконописца. Оно восходит к очень древней и благочестивой традиции, о которой Ориген свидетельствует следующее: «Что касается Лобного места (Мф.27:33), то до меня дошел слух, что у евреев есть предание, будто там был погребен Адам. И поскольку как в Адаме все умирают и Адам воскрес смертью Христовой, то ... так во Христе все оживут. ..» (1Кор.15:22).359 Эту традицию принимает и святитель Василий Великий, который пишет: «Господь, изыскав начатки смерти человеческой, приял страдание на так называемом Лобном месте. Он был распят там, чтобы в том самом месте, где получило начало тление людей, началась бы и новая жизнь Царства Небесного. И как смерть «стала сильною в Адаме», так она была обессилена и побеждена в смерти Христовой».360 Эту древнюю традицию принимает и божественный Златоуст, который пишет, что некоторые говорят, будто Адам умер и похоронен на Лобном месте.361 Поэтому Иисус и воздвиг Крест, «знамение победы, на том самом месте, где царствовала смерть».362 Таким образом «было устроено» Богом, как пишет толкователь Святого Писания Евфимий Зигабен, «чтобы там же, где древний Адам был поражен смертью, был поставлен и знак победы над смертью Нового Адама», то есть Спасителя нашего Христа. Этот победный знак – Крест. Или, как пишет Блаженный Августин, «чтобы там воздвигся врач, где лежал больной».363
Но Животворящее Древо было не только символом победы и торжества над диаволом, грехом и смертью, не только «мерилом праведным».364 Оно было еще и «открытием вечности: оно стояло посреди (двух разбойников) как символ связи между Царством и адом».365 Кроме того, Крест – это знак славы. Как пишет выдающийся русский богослов прот. Г. Флоровский, «православное богословие есть главным образом «богословие славы», потому что это прежде всего «богословие Креста». Этот самый Крест и есть знак славы. Крест рассматривается не столько как вершина смирения Христова, сколько как Откровение Божественной силы и славы». Господь тотчас после ухода Иуды, которому предстояло Его предать, сказал очень важные слова: «...Ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем» (Ин.13:31). Так что крестная смерть Господа, которой должна была разрушиться наша смерть, была не только крайним унижением Богочеловека, но и славой. Ибо это была победа и торжество над силами сатаны. Ибо это было освобождение нас, людей, от греха и смерти и наше примирение с Богом Отцом. Именно это мы исповедуем каждое воскресенье в прекрасном песнопении «Воскресение Христово видевше», которое поется сразу после утреннего Евангелия. И в нем говорится: «Се, бо прииде Крестом радость всему миру». Радуется весь мир, ибо смерть Господня «на Кресте была явлением жизни». Дело сотворения человека «исполнилось на Кресте». Поэтому, согласно богоносным отцам, крестная смерть Господа была не только смертью невинного и непорочного, «не просто знаком смирения и терпения и не просто проявлением человеческого послушания, но прежде всего смертью Воплотившегося Бога, Откровением Господства Христова».366
Златоустый отец превосходно выразил эту истину. «Видны, – говорит он, – гвозди и крест. Но самый-то этот Крест [...] есть символ Царства. Потому называю Его Царем, что вижу Его распинаемым на Кресте, так как долг царя – умереть за подвластных».367
Крест Господень – еще и «печать спасения», знамя победы и силы, «силы победы» над смертью. Наша Святая Церковь поклоняется Честному Кресту Господню, ибо на нем Богочеловек одержал единственную в своем роде победу и неповторимое торжество. Ибо Крест – это символ новой жизни, символ нетления. Поэтому мы поем: «Якоже жизнь твари, Твой Крест предлежащий вселенная целует, Господи...».368 Так что Живоносный Крест, или, правильнее, Честная Страсть Господня на Кресте, есть знак «печати» нашего спасения и одновременно знак славы Богочеловека.
И с этой точки зрения православная иконография данного сюжета, призванная помочь верующему осознать эти великие истины, опять-таки достоверна. Как известно, нечестивые распинатели Господа, стремясь осмеять и унизить Его, сделали на Кресте надпись И.Н.Ц.И., то есть «Иисус Назорей Царь Иудейский» (Ин.19:19); православный же иконописец помещает на Кресте другую надпись: «Царь Славы»!
«От смерти мы сделались бессмертными»
Многие песнопения Православной Церкви изображают свободу от смерти и новую жизнь, дарованные нам крестной смертью Господа. Обратим внимание на два песнопения из Последования исходного монахов, которые образно выражают эту истину. Одно гласит: «Царски мне подписал еси свобождение, шáры369 червлéными пéрсты Твоя окровавив, Владыко, и обагрив Твоею кровию. И ныне Тя верою молим, с первородными Твоими причти, и праведных Твоих радости сподоби улучити, пришедшаго к Тебе, Благоутробному».370
Другой тропарь исполняется, когда останки положены в могилу и священник, взяв горсть земли и крестообразно посыпая ею усопшего, говорит: «Господня земля и исполнение ея». Изливая таким же образом масло, он произносит: «Образом Креста Твоего, Человеколюбче, смерть умертвися, и ад пленися, и древле умéршии воставше, песнь Тебе принесоша. Темже вопием Ти, Христе Боже: преставльшагося от нас упокой, идéже всех есть веселящихся жилище в Тебе, еже славити Твое Божество».371
Дар бессмертия и нетления, данный нам Господом крестной смертью, – важный повод для радости и веселия Православной Церкви, празднующей Воскресение. Поэтому мы поем: «Сделав и показав нас «новыя вместо ветхих, вместо же тленных нетленныя Крестом Твоим, Христе», Ты повелел нам в дальнейшем жить достойно «во обновлении жизни» (Рим.6:4; 7:6).372 И в другом песнопении мы поем: «... Восприи́м мене ради еже по мне распятие, и спасаеши мя, в славу вводиши мя, Избáвителю мой, слава Тебе».373
Торжественный тон вышеуказанных песнопений, как Последования погребения, так и Цветной Триоди, есть проявление невыразимой радости, которую испытывает наша душа от упразднения смерти Распятым. Ибо, как утверждает божественный Апостол, Богочеловек пришел для того, чтобы Своей смертью... лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола... и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству , боясь потерять жизнь и подвергнуться посмертному наказанию (Евр.2:14–15). Поэтому мы должны помнить, что спасение, дарованное нам Избавителем, – это «не только прощение грешника. Это не только «примирение» с ним Бога. Спасение – это устранение и оставление греха, освобождение человека от греха и смерти. Спасение полностью совершилось на Кресте, Кровию Креста (Кол.1:20; Деян.20:28; Рим.5:9; Еф.1:7). Не только Страстями на Кресте, но и смертью на Кресте. Так была упразднена смерть»374 и побеждена окончательно.
Святой Златоуст по поводу приведенных выше слов Апостола из Послания к Евреям замечает: «Здесь он (Апостол) выражает ту удивительную (вещь), что чем диавол побеждал, тем и сам побежден». И то, что было в его руках сильным оружием против вселенной, то есть смерть, Христос использовал, чтобы его же «поразить» и одолеть окончательно. Как раз это и «означает и великую силу Победившего. Видишь ли, какое благо произвела смерть Спасителя?»375
Весьма примечательны те параллели и противопоставления, которые использовали богоносные Отцы и священные гимнографы нашей Церкви, чтобы подчеркнуть победу греха в Адаме и его поражение в Новом Адаме, Христе. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Как от преслушания первозданного Адама последовала клятва на род человеческий, за клятвою растление [...], за растлением смерть, так от послушания Второго Адама пришло на род человеческий вместо клятвы благословение, за благословением нерастление [...], за нерастлением бессмертие, за бессмертием жизнь, подобная первоначальной жизни от Бога и с Богом».376 И во Святую и Великую Седмицу мы поем: «Разбойника благоразумнаго во едином часé рáеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя».377 "Со злодеем яко злодей, Христе, менился еси, оправдал нас всех от злодейства древнего запинателя».378 "На Тя меч обнажися, Христе, и меч крепкаго убо претупляется, и меч же обращается Едемский».379 Вход в Новое Царство теперь открыт и свободен для всех. Крест явился могучим оружием, на котором «затупились мечи могучих» светом «всемогущего действия и воли Святой Троицы».380
Обратим внимание и на замечательное сравнение святого Златоуста. Этот великий отец нашей Церкви говорит: «Видишь ли дивную победу? Видишь ли действие Креста? Сказать ли тебе нечто другое, более удивительное? Узнай способ победы, и тогда ты изумишься еще более. Чем победил диавол, тем же преодолел его и Христос; взяв его же орудия, Он ими и победил его, а как – послушай. Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения: девой была Ева, так как тогда она еще не познала мужа; древом было дерево Рая; смертью было наказание Адама. Но вот опять дева, и древо, и смерть – эти знаки поражения – сделались знаками победы. Вместо Евы – Мария, вместо дерева познания добра и зла – древо Креста, вместо смерти Адамовой – смерть Христова. Видишь ли, чем победил диавол, тем и сам побеждается? Через древо поразил диавол Адама, чрез Крест преодолел диавола Христос; то древо низвергло в ад, это же древо и отшедших извлекло оттуда. [...]. На ту смерть осуждались те, кто будет жить после нее, эта же смерть воскресила и тех, кто жил прежде нее».
И, исполнившись удивления, восклицает божественный Златоуст: «Через смерть мы сделались бессмертными; таковы действия Креста. Узнал ли ты победу? Узнал ли способ победы? Узнай же, как легко (для нас) совершилось это дело. Мы не обагряли оружия кровью, не стояли в строю, не получали ран и не видели сражения, а победу получили; подвиг – Владыки, а венец – наш. Итак, если эта победа стала и нашей, то все мы, подобно воинам, воскликнем ныне победную песнь; скажем, воспевая Владыку: »... Поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:54–55).381
* * *
Γ. Φλωροφσκυ. Θέματα 'Ορθοδόξου θεολογίας. 'Αθῆναι, 1973. Σ. 101–102.
Преп. Иоанн Дамаскин. Слово на Великую Субботу. 2 / PG. 96, 604 А; Он же. «Точное изложение православной веры». Кн. IV. Гл. 11. С. 214.
См.: Свт. Василий Великий. Беседа на псалом 7. Ст. 7 / Творения. С. 1. М., 1845. С. 198–199.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Послание к Евреям. 5:1 / ПСТ. Т. 12. Кн. 1. С. 51.
Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопр. 2 / Творения. Ч. 5. Сергиев Посад, 1901. С. 86–87; Он же. Беседа на псалом 61:5 / Творения. Ч. 1. С. 389: «Цена человека есть кровь Христова».
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Евреям. С. 152.
Он же. Беседа на Посл. к Галатам. 2, 8 / ПСТ. Т. 10. Кн. 2. С. 772.
Сщмч. Игнатий Антиохийский. К Траллийцам. Гл. 2 / Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 118.
Свт. Афанасий Великий. О воплощении Бога Слова. Ч. 1. Ст. 9–10. С. 201–204.
Там же. С. 216.
Свт. Кирилл Александрийский. Γλαφυρὰ, или искусные объяснения избранных мест из кн. Левит / Творения. Ч. 5. М., 1887, С. 188–189; См. также: преп. Иоанн Дамаскин. Слово на Великую Субботу, 20 / PG. 96, 617 ВС: «За нас став проклятием, не сущий проклятие, скорее же благословление и освящение, но, восприняв наше проклятие, за нас распинается, умирает и погребается».
Триодь Цветная. Суббота 7-й седмицы. На утрене: кафизма, богородичен. Использование гимнографом сравнения с драхмой, потерянной и обретенной (погибший и вновь воскресший Адам), опирается на известную притчу Господню (Лк.15:8–10).
Там же. Неделя о Самаряныне. Канон, песнь 9, тропарь 1.
Νικοδημου 'Αγιορείτου. 'Εορτοδρόμιον. Βενετια, 1836. Σ. 387–388.
Г. Φλωροφσκυ. Θέματα 'Ορθοδόξου θεολογίας. Άθῆναι, 1973. Σ. 65, 103.
Поэтому самогласен тропарь Великой Пятницы гласит: «При-идите, христоноснии людие, видим, что совещá Иуда предатель со священники беззаконными на Спаса нашего. Днесь повинна смерти безсмертнаго Слова сотвориша, и Пилату предавше, на месте Лобнем распяша» / Триодь Постная. Великий Пяток. Последование часов, час 6-й. Стихира самогласна на «Слава, и ныне».
А. Θεοδορου. Тὸ χαροποιὸν πένθος τῆς 'Εκκλησίας. Άθῆναι, 1974. Σ. 51.
Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. С. 179.
Свт. Василий Великий. Беседа на псалом 48. Ст. 9 / Творения. Ч. 1. С. 359.
Свт. Григорий Богослов. Сл. 45, 28 / Творения. Ч. 1. С. 680.
См.: Προτ. Г. Φλωροφσκυ. 'Ανατομία προβλημάτων τῆς πίστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 72.
Триодь Постная в Великую Субботу утра. Канон, песнь 8, ирмос.
Α. Θεοδωρου. 'Εαρ ψυχῶν. (Θεολογικὸν σχόλιον εἰς τὸ Πεντηκοστάριον). 'Αθῆναι, 1979. Σ. 57.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о кладбище и о Кресте / ПСТ. Т. 2. Кн. 1. М., 1993. С. 439.
Свт. Афанасий Великий. О воплощении Бога Слова / Творения. Ч. 1. Ст. 9. С. 202.
Он же. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан / Творения. Ч. 3. Сергиев Посад, 1902. С. 255.
Триодь Постная. Великий Четверг на утрене. Канон. Песнь 4, тропарь 1.
Триодь Постная. Великая Суббота утра. Похвалы, статия 2.
Октоих. Глас 7. В Неделю утра. На литургии. Блаженны, троп. 4.
Триодь Постная. Великий Пяток вечера; Великая Суббота утра. Похвалы, статия 1.
Там же, статия 2.
Из песнословия Праздника Вселенского Воздвижения Честного и Животворящего Креста / Минея. Сентябрь, 14.
Октоих. Глас 7. В субботу вечера на велицей вечерне. Первая стихира Анатолиева.
Триодь Цветная. Понедельник Светлой Седмицы вечера. Стихира Воскресения Октоиха, тропарь 1; также: Октоих. Глас 3. В субботу на велицей вечерне. Стихира воскресна 1.
Свт. Григорий Богослов. Слово 45, 13 / Собрание творений. Т. 1. С. 669.
Свт. Григорий Богослов. Слово 45, 29: «Много было в то время чудес: Бог распинаемый, солнце омрачающееся [...], чудеса при погребении, которые воспоет ли кто достойно? Но ни одно из них не уподобляется чуду моего спасения. Немногие капли крови воссозидают целый мир и для всех людей делаются тем же, чем бывает закваска для молока, собирая и связуя нас воедино» / Там же. С. 680.
Α. Θεοδωρου. 'Εαρ ψυχῶν. (Θεολογικὸν σχόλιον εἰς τὸ Πεντηκοστάριον). Αθῆναι, 1979. Σ. 58.
Ωριγενους. Εἰς τὸ κατὰ Ματθαῖον. 551. II, III / ΒΕΠΕΣ. 14, 390 (4–7, 21–25).
Свт. Василий Великий. Толкование на Кн. Исаии / Творения. Ч. 2. Сергиев Посад, 1900. С. 158.
Св. Епифаний Кипрский говорит, что поскольку здесь был найден череп первозданного человека и здесь были положены его останки, то это место получило название «Лобное».
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна. 85, 1 / ПСТ. Т. 8. Кн. 2. СПб., 1902. С. 573.
См.: П.Ν. Τρεμπελα.'Υπόμνημα εἰς τὸ κατὰ Ματθαῖον. 'Αθῆναι, 1979. Σ. 490.
Посреде двою́ разбойнику, мéрило праведное обрéтеся Крест Твой: όвому убо низводиму во ад тяготόю хуления, другому же, легчáщуся от прегрешений, к познанию богословия. Христе Боже, слава Тебе». (Последование 9-го часа).
П. Ευδοκιμωφ. 'Η Πάλη μὲ τὸν Θεόν. Θεσσαλ., 1970. Σ. 114.
Г. Φλωροφσκυ. Тὸ Σῶμα τοῦ Ζῶντος Χρίστοῦ. Θεσσαλ., 1972. Σ. 120–121.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о Кресте и разбойнике / ПСТ. Т. 2. Кн. 1. М., 1993. С. 448.
Триодь Постная. Во вторник 4-й седмицы. На утрене. Седален после третьего стихословия.
Шáры (ц.-слав.) – краски.
Требник. Сергиев Посад, 1992. Л. 120 (об).
Там же. Л. 125.
Триодь Цветная. В Фомину Неделю на утрене. Канон, песнь 3, тропарь 1.
Там же. В пяток Преполовения на утрене. На «Хвалитех» стихира 1.
Г. Φλωροφσκυ. 'Ανατομία προβλημάτων τῆς πίστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 61.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Евреям. С. 43.
Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1892. Вып. 1. С. 252.
Триодь Постная. В Великий Четверток вечера. Последование Страстей. Ексапостиларий.
Там же. В Великую Субботу утра. Похвалы, ст. 1.
Там же.
Α. Θεοδορου. Тὸ χαροποιὸν πένθος τῆς 'Εκκλησίας. 'Αθῆναι, 1974. Σ. 93.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о кладбище и о кресте... / ПСТ. Т. 2. Кн. 1. М., 1993. С. 441; см. также: Слово во Св. Пасху. 2 / ПСТ. Т. 3. Кн. 2. СПб., 1897. С. 821–822.