Н. Василиадис

Источник

Сошествие Господа во ад

Победа простирается и на ад

Торжество Богочеловека над смертью и адом началось именно в тот момент, когда враги считали, что победили Его и стерли с лица земли. Сообщники человекоубийцы диавола... поставили у гроба Иисуса стражу, и приложили к камню печать (Мф.27:66). Но с того самого часа победа, которую стяжал Господь на Кресте, должна была распространиться и на ад. В Православной Церкви Великая Пятница, разумеется, есть день скорби, день благоговейного молчания. Христос пребывает во гробе. Поэтому Церковь в этот день не совершает Божественной литургии. Но с вечера Великой Пятницы начинается, по слову святителя Амвросия, благословенная Суббота: «Суббота есть преблагословенная, в ней же Христос, уснув, воскреснет тридневен».382 То есть Суббота – самая благословенная, день поистине великого праздника, ибо в день Воскресения Христос, уснувший смертным сном, воскреснет, когда исполнятся три дня, которые Он будет во гробе.

Грех был, как мы уже сказали, матерью-кормилицей смерти. И если бы нашелся некто совершенно безгрешный, то смерть не смогла бы удержать его в узах.383 Таким образом сила греха была бы уничтожена. Именно это и было осуществлено Пречистым, Непорочным и Святым Спасителем Христом Господь наш, который ...не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его... (1Пет.2:22), расторг узы греха-смерти и сделал человека, побежденного грехом и преданного смерти, торжествующим победителем.

Господь, добровольно принимая позорную смерть на Кресте, принял ее, как славный разрушитель смерти. Он шел к Голгофе, «неся Крест как знак победы над державою смерти», и точно так же, как победители, Он нес на плечах символ победы – Крест.384 Он принял распятие, чтобы Своей смертью сделать бессильным имевшего силу и могущество Смерти, то есть диавола (Евр.2:14). Христос, как говорит святитель Кирилл Александрийский, принял на Себя смерть промыслительно, чтобы разрушить «державу смерти».385

Господь умер, и пресвятая душа Его отделилась от пречистого тела и сошла в ад. Безжизненное тело было взято Иосифом, достопочтенным членом иудейского синедриона (Мк.15:43; Ин.19:39), и Никодимом и погребено в «новом» гробе. И именно с этого момента начинает совершаться таинство нашего Воскресения. Ибо телу Господню предстояло упразднить законы тления и сделать смерть бессильной.

Погребение тела Господня – событие, которому поразились чины ангельские. Это неизреченное таинство пытается изобразить священный гимнограф великолепным песнопением: «Ужасошася лицы ангельстии, зряще Седящаго в недрех Отчих, како во гроб полагается яко мертв Бессмертный...»386 Да, Он, окруженный чинами ангельскими, в аду вместе с мертвыми, ликующими от радости скорого освобождения, – прославляемый и величаемый как Создатель и Господь всего мира, видимого и невидимого.

После отделения от души телу Господню надлежало естественным образом начать разлагаться и разрушаться. Но оно оставалось совершенно целым и нетленным. Оно оставалось вполне невредимым, как это и предсказал ветхозаветный Псалмопевец, а позже подтвердили первоверховные Апостолы Петр и Павел: «...Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10; Деян.2:31, 13:35–37). Иначе и быть не могло. Ибо «пречистое тело Господа было свободно от смерти, под которую из-за греха и преслушания подпала первозданная человеческая природа. Смерть Господа была вполне реальна, но это был «скорее сон».387 Поэтому мы поем: «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси».388 Или, по прекрасному выражению приснопамятного сладкопевца преподобного Иоанна Дамаскина, «тогда сон смерть показася человеческая».389

Пресвятое и пречистое тело Господне не увидело тления, которое для него было невозможно, и оставалось совершенно нетленным, потому что, как мы дальше скажем подробнее, оно было соединено с Божеством. «Хотя умерло тело, – говорит святитель Афанасий Великий, – для искупления всех, но не видело тления, ибо воскресло всецелым, потому что было телом не кого-либо иного, но самой Жизни».390 Христос, Сам будучи Жизнью, не подлежал смерти. Эту же спасительную истину подчеркивает и святитель Григорий Нисский, когда пишет, что Богочеловек смертью «прекращает действие истления; в том и состоит разрушение смерти, чтобы сделать бездейственным нетление». Ибо «животворящим естеством» Христа уничтожается тление. «Таким-то образом Господь и смерти подвергается, и смерть не владычествует над Ним».391 А его брат, святитель Василий Великий, добавляет: «Смерть была совершенно уничтожена и пожерта была Божеством».392

О том, что тление совершенно не затронуло пресвятого тела Христа Спасителя, поет в прекраснейших песнопениях наша Святая Церковь: «Мироносицам женам, при гробе представ, Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь».393 Один из тропарей Канона Великой Субботы гласит: «Смертию смертное, погребением тленное прелагаеши, нетленно твориши бо, боголепно бессмертно творя приятие. Плоть бо Твоя истления не виде, Владыко, ниже душа Твоя во аде страннолепно оставлена бысть.394 То же мы исповедуем и в другом песнопении: «Во гробе же истления не виде святое тело Избавителя душ наших».395 Но далее мы изучим глубже эту обнадеживающую и спасительную истину.

Сошествие Христа в ад

Учение Православной Церкви о спасительном сошествии Господа в ад основывается, главным образом, на двух показательных отрывках из богодухновенного Нового Завета. Оба они принадлежат первоверховному Апостолу Петру.

Божественный Апостол Петр в проповеди после сошествия Святого Духа обратил внимание на то, что Господь не мог быть удержан смертью. Исходя из стиха Псалмопевца: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс.15:10), он учил, что эти слова Давида относятся к Иисусу. Ибо Иисус – это Тот, Кто душой сошел в ад, но ни душа Его не осталась в хранилищах адовых, ни пречистое тело его не испытало тления (Деян.2:24, 27–31). В другом отрывке Апостол учит, что Господь Своей крестной смертью спас всех людей, и живых и мертвых. Он полагает, что читателям его Послания известно о сошествии Господа в ад как об истине, в которую верили все и которую исповедовали. Поэтому он отмечает только, что Христос ... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал благую весть о спасении (1Пет.3:18–19).

И в другом месте того же Послания богомудрый Апостол повторяет и дополняет вышеназванную истину. Говоря о будущем Суде и ответе, который мы дадим во время Второго Пришествия перед страшным престолом Судии, он добавляет, что именно для того было благовествуемо мертвым, которые содержались в аду до Пришествия Христова, чтобы они, подвергшиеся Суду по человеку плотью, наказанные за грехи смертью, вошедшей в тленное тело, теперь, после Благовестия Христова, жили по Богу духом, оживотворенные сверхприродной Жизнью Божией (1Пет.4:6).

Апостол Павел говорит также, что Христос, Которого Бог воскресил из мертвых, не увидел тления (Деян.13:37), и... нисходил прежде в преисподние места земли (Еф.4:9). Это нисходил, как полагают некоторые толкователи, относится к сошествию Господа во ад, который определяется как «преисподние места земли». В другом месте божественный Павел говорит еще яснее, что Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим.14:9). В другой связи Апостол Павел повторяет торжественное слово пророка о том, что смерть упразднена совершенно (Ис.25:8), так что мы можем сказать, как и пророк Осия: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:55; Ос.13:14; LХХ – нет у Осии!?). Где же, о смерть, грех – твое ядовитое жало, которым ты поразила и отравила человека? Где, о ад, твоя кратковременная великая победа? У смерти нет более жала. Вознесем же благодарение Богу, даровавшему нам победу над смертью через Господа нашего Иисуса Христа. И мы не просто повторяем это апостольское слово, но включаем его в пасхальное Огласительное слово396 и несем его как песнь и клич победы и торжества.

Апостол Иоанн, свидетель неизреченных таинств и небесных видений, пишет в Откровении: «Я услышал Ветхого денми, то есть Господа Иисуса, говорящего мне: Я есмь Первый, ибо постоянно существую прежде веков, и Последний, ибо Я буду существовать во веки вечные, всегда, как бесконечный Бог. Я также Тот, Кто живет непрерывно и имеет жизнь от Самого Себя. И Я сделался мертвым, ибо умер ради спасения людей. И вот, вопреки Моей крестной смерти, Я жив во веки вечные. И в руках Моих ключи ада и смерти» 397 (Откр.1:17–18). Но когда же Господь получил в Свои руки эти ключи? Когда же Христос стал Господином жизни и смерти? Именно тогда, когда тотчас после Своей смерти Он сошел в ад и разрушил смерть, Он получил власть над адом и одолел его, уничтожив все его оружие.

И Сам Господь предсказал Свое сошествие во ад, сравнивая его с трехдневным пребыванием пророка Ионы во чреве кита. Он сказал: «...как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40). И действительно, пророк Иона «предписал пребывание Господа во аде».398 Иона «прообразовал Христа, имевшего сойти во ад»399 , как говорит святитель Кирилл Иерусалимский.

Уже, как отмечено выше, во времена Ветхого Завета Бог открыл о сошествии Сына Своего и Слова во ад. Псалмопевец говорит от имени Мессии: «...Ты не оставишь души Моей во аде ...» и не позволишь Посвятившему Себя Тебе испытать тление и смертное разложение, но изведешь Его из гроба нетленным (Пс.15:10). Псалмопевец подтверждает победу Спасителя над смертью и адом и торжественно восклицает: «Яко сокруши́ врата медная и вереи железныя слом ѝ» (Пс.106:16). И праведный Иов, за целых шестнадцать веков до Христа, пораженный Божественным всемогуществом, которое через Спасителя явится в аду, восклицает: «От страха перед Тобой открылись ли мрачные и неприступные врата того места, где царствует смерть и держит в плену усопших? И неустрашимые стражи ада, видя Тебя, задрожали от страха» (Иов.38:17). Пророк Осия приблизительно за восемьсот лет до Рождества Спасителя от имени Бога также предсказывает: «Я освобожу Тебя из рук ада и избавлю от смерти. И тогда Я торжественно скажу: о смерть, где твой приговор? О ад, где твое жало?» (Ос.13:14: LХХ).

После Божественного Вочеловечения и победы Господа над смертью и адом толкователи Священного Писания и божественные отцы, глубоко изучив эти пророческие отрывки и другие параллельные места, излагают основы учения нашей Церкви по этому вопросу более досконально. Так, святитель Климент Александрийский посвящает целую главу этой истине.400 Ориген учит, что Господь сошел во ад человеческой душой, но «лишенной тела», и возвестил Благовестив спасения бестелесным душам, находившимся в аду.401 Эта истина свидетельствуется всем апостольским Преданием Церкви, исповедуется оглашенными во время Святого Крещения и составляет неотъемлемую часть священной проповеди и богослужения. Она нашла отражение и в Божественной литургии святителя Василия Великого. Молитва Возношения, которую воссылает иерей в минуты, когда поется победный гимн «Свят, свят, свят Господь Саваоф...», гласит: «Христос, сойдя во ад крестной смертью, чтобы все наполнить Своим явлением, разрушил страдания, причиняемые смертью. И, воскреснув из мертвых в третий день [...], ибо не мог быть удержан тлением Начальник Жизни, Он сделался начатком умерших, первородным из мертвых...».

Всем верующим также хорошо известно прекрасное песнопение в честь Пренепорочной Владычицы, которое поется перед великим славословием на утрене. В нем мы славим Пречистую Благословенную Деву Марию, ибо через воплотившееся от Нее Слово «ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися и мы ожихом».

Кроме того, Православная Церковь специально празднует в Великую Субботу торжественное событие Сошествия Христа Спасителя во ад. «Великая Суббота важнее Пасхальной вечерни».402 Синаксарь этого великого дня дает поистине великое известие о благословенной Субботе: «Во святую и Великую Субботу боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и еже во ад сошествие празднуем», которым неизреченное человеколюбие Божье призвало человеческий род вернуться от тления к тому состоянию, в котором он находился до того, как согрешил Адам, вернуться и снова достичь Вечной Жизни. И святой составитель синаксария, восхваляя событие погребения тела Господня и Сошествия Господа во ад, добавляет: «Напрасно и тщетно ты охраняешь гроб, римский стражник, ибо невозможно удержать гроб Того, Кто Сам есть Жизнь и Источник Жизни. Так «смерть была совершенно уничтожена и исчезла».403

Вообще песнопения Великой Субботы, несравненные и непревзойденные в их поэтическом мастерстве и духовной силе, своей глубиной потрясающие души и сердца верующих, насыщены этой истиной. «Днесь ад стеня́ вопиéт», – повторяют три стихиры самогласны вечерни Великой Субботы, составленные великим учителем нашей Церкви преподобным Иоанном Дамаскиным. Вопиет и рыдает ад, ибо «разрушѝся власть» его, ибо упразднена и «изнемогает держава» его.404 В тот же день читается прекрасное, такое благодатное и живое пророчество Ионы. Ведь в этом пророчестве «ясно преднаписано таинство» Сошествия Господа во ад. Речь идет о пророке Ионе, «безвредно сокрывшемся в ките и без болезни исшедшем из кита» и предначертавшем почти за восемьсот лет до Рождества Христова будущее пребывание Господа в аду.405 Поскольку же приключение Ионы рассматривается как одно из наиболее важных преобразований смерти и Воскресения Господня, оно является и предметом песнословия Воскресения Христова (Пасхи): «Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба».406

Наша Церковь придает спасительной истине о Сошествии Господа во ад столь важное значение, что в одном только Последовании Честных Страстей Святого и Великого Пятка и Великой Субботы это событие славится более пятидесяти раз. Мы поем, например: «Плоть бо Твоя нетления не виде, Владыко, нижé душа Твоя во аде страннолепно оставлена бысть», «Ты бо, полόжся во гробе, Державне, живоначальною дланию смерти ключи развергл еси, и проповедал еси от века тамо спящим, избавление неложное...».407 В другом песнопении мы поем: «Когда Ты, Спаситель всех, был положен за спасение мира во гроб, то ад, видев Тебя, был объят страхом, вереѝ сломились, врата сокрушились, гробы отверзлись, мертвые востали». И еще: «ад, Слове, срет Тя, ... огорчися», «Уязвися ад, в сердце приéм» как мертвого Тебя, Спасителя Господа!...

Спасительная истина о сошествии Христа во ад подчеркивается и во время праздников светлой Пятидесятницы свыше двухсот раз. Так, мы, восхваляя, поем: «Сущим во аде сошед Христос благовествова»; «врата медныя сокрушил еси, Христе». Что же сказать о воскресных и праздничных песнопениях всего года? В них, согласно одной оценке, о Сошествии Господа во ад упоминается более ста пятидесяти раз408 , поскольку многие из этих песнопении поются и во время других праздников и священных последований. Например, в тропаре воскресном второго гласа мы восклицаем: «Егда снизшел еси к смерти [...], тогда ад умертвил еси блистанием Божества». А в тропаре третьего гласа мы призываем к неизглаголанной радости небо и землю: «Да веселятся небесная, да радуются земная», ибо «Господь [...] из чрева адова избави нас». В тропаре же шестого гласа мы поем: «Господи, Ты пленил еси ад, не искусѝвся от него».

Не только поэзия, гимнография, богослужение и молитвословие, но и иконопись Православной Церкви, выражающая посредством икон учение нашей веры, образно представляет эту истину. Она черпает материал главным образом из Священного Писания, церковных песнопений и учения богоносных отцов, а также из беседы, приписываемой святителю Епифанию, архиепископу Кипрскому.409 Важно отметить, что икона, изображающая Сошествие Господа во ад, рассматривается православной иконописью как «подлинная икона Воскресения».

В основании этой иконы между обрывистых скал разверзается темная бездна. Зияющая бездна – это преисподняя земли, или хранилища адовы, в которые сошел Избавитель Христос, чтобы возвестить Благовестие спасения (1Пет.4:6) «от века тамо спящим». Господь, как гласит коленопреклоненная молитва святой Пятидесятницы (которая черпает свое содержание из Священного Писания), – это Тот, Кто разорвал «смерти узы неразрешимыя и заклепы адовы». Это «во ад сшедый, и вереи вечные сокрушивый и во тьме седящим восход показавый».410

Над темной пещерой изображается в сияющей одежде Победитель Христос внутри прозрачной округлой «мандорлы», разрываемой Его крестообразным нимбом, Христос живый, имеющий ключи ада и смерти (Откр.1:18). Нимб, лучезарные одежды Господа и победные трофеи, которые Он держит, символизируют Его торжество. Победные трофеи – это Адам и Ева, которых Он извлекает из глубин ада сильным движением, являющим Его власть и всемогущество. О силе этого движения говорят широко развевающиеся одежды торжествующего Христа. В левой руке Он держит огромный крест – символ победы. Две дверные створки, врата ада, которые сокрушил торжествующий Христос, изображаются крестообразно под Его пречистыми ногами, на которых различаются раны от гвоздей.

Другие изображения этого сюжета еще более выразительны. Господь держит в одной руке крест, «непобедимую победу», или свиток, возвещающий Светлое Воскресение. Справа и слева от Господа – два Ангела. Смерть изображается как закованный в цепи старец. Это те же цепи, которыми смерть сковывала людей, свои несчастные жертвы. В темной пещере ада видны звенья от разорванных цепей, разбросанные ключи, гвозди, задвижки, засовы и т.д. Все это являет собой полное разрушение и окончательное уничтожение тиранического царства ада. Воскресший Христос извлекает из гроба и освобождает вместе с первозданными ветхозаветных праведников и прочих благочестивых людей, добродетельно поживших на земле и с верой ожидавших пришествия Мессии. Поэтому справа и слева на иконе изображаются фигуры праведников, царей, пророков и преподобных Ветхого Завета.411 Таким образом, Христос, восстающий из «живоносна гроба», видится скорее выходящим не из гроба, но из брачного чертога. Выходя же, светлый, державный и торжествующий, Он освобождает «от века узники» и дарует «нетление» и вечную жизнь человеческому роду.412

«Прия́т тело, и Богу приразися»

Богочеловек Господь, добровольно приняв смерть и погребение, продолжал и после распятия и погребения оставаться «Единым от Святыя Троицы». Таинственное, необъяснимое и непостижимое для людей единение Сына Божьего с человеческой природой не было прервано смертью и погребением. Поэтому священный песнописец изумленно восклицает: «Ужаснися, боя́йся, небо, и да подвижатся основания земли: се, бо в мертвецех вменяется в вышних Живый и во гроб мал странноприемлется. егоже отроцы благословите, священницы воспойте, людие, превозносите во вся веки».413

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Хотя Христос и умер как человек и святая душа Его разлучилась с пречистым телом, однако же Божество Его осталось неразлучным с обоими – я разумею как душу, так и тело. И таким образом одна Ипостась не разделилась на две Ипостаси». Ибо пресвятая душа Господа, отделившись от тела во время смерти, пребывала, однако, «ипостасно» единой с Богом Словом. Так что Ипостась Христа всегда едина. Следовательно, «хотя душа разлучилась с телом по месту, однако же была соединена (с ним) ипостасно через Слово».414

Таким образом, единая Ипостась Богочеловека, Слова Божьего, принявшего человеческую природу, никогда не разделялась, пусть даже душа и отделялась пространственно на время от живоносного тела. Другими словами, «пусть и разделенные смертью, душа и тело оставались объединенными Божеством Слова, от Которого ни одно из двух не было отчуждено. Это не меняет онтологического характера смерти, но меняет ее смысл. Это была «нетленная смерть», и, следовательно, в ней смерть была побеждена, и с нее начинается Воскресение».415

Все это прекрасно обобщили в песнопениях Великой Субботы священные гимнографы нашей Церкви. Так, мы поем, что во время тридневной смерти и погребения Господня «Едино бя́ше неразлучное, еже во аде, и во гробе, и во Едеме Божество Христово, со Отцем и Духом, во спасение нас, поющих: Избавителю Боже, благословен еси».416

В другом песнопении подчеркивается та таинственная и спасительная истина, что смерть лишь на время разрушила естественное единство человеческой природы Христа Спасителя, не нанося при этом ущерба неделимому единству двух природ – Божеской и человеческой: «Биен был еси, но не разделился еси, Слове, ея́же причастился еси плоти, аще бо и разорѝся Твой храм (Ин.2:19) во время страсти, но и тако един бе состав Божества и Плоти Твоея. Во обоѝх бо Един еси Сын, Слово Божие, Бог и Человек».417

И в двух Похвалах Последования погребения Тела Господня очень живо подчеркивается неделимое единство двух природ Господа: «И во гроб сошел еси и недр, Христе, отеческих никáкоже отлучился еси: сие странное и преславное купно» (Похвалы, ст. 1). «Недр отеческих неисходен пребыв, Щедре, и Человек быти благоволил еси, и во ад снисшел еси, Христе» (Похвалы, ст. 2).

Иисус Христос, «придя безоружным» в мир, «взял оружие человека», то есть тело. «И с его помощью Он сражался и убил смерть, мертвым телом был умерщвлен враг, тем же оружием был осужден в теле грех».418 Таким образом, человеческая природа, которая от Адама до Христа многократно была побеждена грехом, теперь через Богочеловека одержала не имеющую себе равных, выдающуюся и всемирную победу. Грех и смерть пытались поразить и Господа. Они предполагали, что смогут завладеть правом власти над Ним. Но они жестоко обманулись. В этой попытке они потерпели сокрушительное поражение. Они были обличены и осуждены. И справедливо: ибо до сих пор «смерть встречала грешников». Но Господь был совершенно безгрешным. Поскольку же грех «предал» на смерть «тело безгрешное» Господа, то он, «как сделавший несправедливость, подвергся осуждению». Следовательно, Христом были упразднены права смерти над человеком. Из чего проистекли радостные последствия – воскресение и бессмертие, великие дары, которые Создатель хотел дать нам изначально, но мы их отвергли безумным преступлением святой заповеди Божией.419

Весьма впечатляющий образ использует божественный Златоуст для истолкования победы Спасителя над смертью. Уподобляя смерть дракону, пожирающему мертвых, он говорит, что смерть, приняв тело Христово, совершила огромную ошибку. Она сочла, что это было обычное тело – грешника и смертного, такое, как остальные, которые она держала в своей тиранической власти. Как потребляющие пищу, которую не в состоянии переварить их желудок, изрыгают не только неудобоваримую пищу, но и все, что бы они ни съели, так и смерть. Она поглотила пренепорочное и нетленное тело Господа, но бессмертная Жизнь была горькой и неудобоваримой пищей для ненасытного и прожорливого ада. Поэтому он не мог Его переварить и изрыгнул! Но вместе с Ним он выкинул и всех мертвых, которых держал «от века» в своей утробе! «Свойственная и сообразная пища смерти есть греховное естество», тогда как безгрешное тело Господа было пищей неподходящей. Оно было подобно камню, которым не только нельзя насытиться, но который может повредить и порвать желудок, если останется внутри него. Итак, смерть, проглотив «краеугольный камень», пресвятое тело Спасителя, «мучилась и терзалась», «вся сила ее изнемогла». Поэтому божественный Петр сказал: «...Егоже Бог воскресѝ, разрешив болезни смертныя...» (Деян.2:24). Ибо ни одна женщина не страдает во время родов так, как смерть, когда держала у себя тело Владыки. И что произошло с вавилонским драконом, который, приняв пищу, приготовленную пророком Даниилом, расселся (Дан.14:23–27), то же самое случилось и со смертью. Ибо Христос не вышел «чрез уста смерти», но «из внутренностей [...] с великою славою», устремляя Свои Божественные лучи не только до неба, но и до самого «Горнего престола» благодати.420

Таким образом, смерть, как говорит в Огласительном слове священный Златоуст, «прия́т тело, и Богу приразѝся; прия́т землю, и срéте небо; прия́т еже вѝдяще, и впадé во еже не вѝдяще». Ад принял земное тело, все в ранах и следах от побоев, но встретил беспредельную силу Неба, Божественное всемогущество. Он принял то, что внешне казалось обычным телом простого земного человека, но пал, побежденный Божественным всемогуществом, оставшимся для него невидимым, побежденный Божеской природой, скрытой в человеческом естестве!

Сошел во ад как победитель

В то время, когда живоносное тело Владычне, ипостасно объединенное с Божеством, «положено было во гроб [...], не отлучаясь от него, Слово сходило» в мрачное царство ада. Оно сошло, чтобы проповедать Благовесте спасения и находящимся в темнице духам (1Пет.3:19).421 Оно сошло, чтобы силой Богоявления и спасительной проповедью освободить их и показать им путь, ведущий ко спасению.422 Как пренепорочным телом во гробе Он упразднил телесное тление и прообразовал наше собственное нетление и воскресение, подобным же образом Он разрушил разумной душой державу ада, благовествуя душам спасение человеческого рода. Святитель Афанасий Великий пишет: «Душею Бога разрушена держава смерти, совершено и благовествовано душам воскресение из ада, а телом Христовым в бездействие приведено тление и явлено из гроба нетление».423

Как Божественное Слово явилось среди людей в человеческом образе, так же Оно явилось бестелесно, только душой, среди бестелесных душ, находившихся в аду. «Мы видели Иисуса во гробе, – пишет святитель Анастасий Синайский, – и у Него не было ни души, ни человеческого дыхания. Мы видели Его в аду, и у Него не было ни тела, ни крови, ни костей, ни плотности, ни материального вида, но была только разумная обόженная душа, отделенная от тела».424 Как учит преподобный Иоанн Дамаскин, «обόженная душа нисходит во ад». Обόженная душа Господа сошла, чтобы воссиял свет и тем, которые находились в аду, «в стране и сени смертней», точно так, как взошло и воссияло Солнце Правды всем бывшим на земле. Чтобы осуществилось и в аду то, что Он проповедал на земле.425 И эта душа Богочеловека, объединенная с Божеством, но лишенная пречистого тела, оставшегося во гробе, спустилась в кромешную тьму смерти. Или, как говорит святитель Епифаний Кипрский, Господь «Божеством и душею сходит в преисподняя».426 А митрополит Киевский Петр Могила пишет: «Душа Христова, отделясь от тела, была всегда соединена с Божеством и с Ним сходила во ад».427 Именно это мы подчеркиваем и провозглашаем в прекрасном тропаре Светлой седмицы: «Во гробе плόтски, во аде же с душею яко Бог, в раѝ с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». Так что «сошествие во ад» Владыки Христа «есть прежде всего и главным образом «вхождение», или, скорее, даже «проникновение», в область смерти и тления».428

Сошествие «обόженной души» Христовой во ад произошло тотчас после «совершилось!» – победного возгласа на кресте. Тогда пресвятая душа отделилась от пречистого тела. Господь находился в аду на протяжении всего трехдневного периода, когда Его святое тело, мертвое, но нетленное, пребывало в запечатанной гробнице – с вечера Великой Пятницы до раннего утра Пасхального Воскресенья. Это предсказал и Он Сам: «Как Иона был! во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40). Великий учитель Православия преподобный Иоанн Дамаскин определяет момент сошествия Господа во ад следующим образом: едва только Спаситель сказал: «совершилось!» , – и тьма покрыла землю, именно в «этой тьме Божественная и пресвятая душа Господня, отделившись от священного и животворящего тела, отправилась в сердце земли».429 В конце концов Божественная душа Спасителя, Который как Человек был во всем подобен нам, «кроме греха», не могла не отделиться тотчас после смерти от пречистого тела и не сойти в общее место пребывания всех человеческих душ. Это было естественное следствие человеческой природы и действительной смерти Христа, добровольно принявшего смерть и взявшего на Себя все ее последствия. Для Господа, поскольку Он был безгрешен, не существовало неизбежной необходимости смерти. Но Он все же снизошел и принял смерть ради любви к нам, из горячего желания избавить нас от греха и вечной смерти. Честные Страсти Христовы и Его смерть были «благоволением» Божьим к нам, велением необъяснимой и безмерной любви Божьей к Своему творению (Ин.7:26). И все это Господь совершил с присущей Богу силой и властью.430 Ибо, как мы уже говорили, Он принял смерть добровольно, по собственному изволению. И святая душа Его отделилась от непорочной плоти «властно», ведь «когда Он захотел, тогда и умер».431

Добровольную жертву и добровольную смерть Господа мы воспеваем в следующих словах: «Гробом и печатьми, Невместиме, содержим был еси хотением...». И в другом месте: «Земля покрывает Мя хотяща...».432 И еще: «Умерщвлен волею и положéн под землю, Жизноточне Иисусе мой, оживил еси умерщвлена мя...»; «Под землею хотением низшед, яко мертв...».433

Все это Владыка Христос совершил не по принуждению тирании смерти и ада. Он сошел во ад как победитель, как Господь жизни. Он сошел «в славе», а не «в смирении», хотя и через унижение. Он принял смерть как властитель и господин: тело Владычне «умерло не по немощи естества вселившегося Слова, но для уничтожения в нем смерти силою Спасителя».434

Господь сходил во ад как державный покоритель смерти, чтобы исполнить предначертанный Божественный план нашего спасения, чтобы «Самому собственным Своим присутствием в Своем образе всецело освободить человека».435 Он спустился в ад не по необходимости, как все мы, люди, после разлучения души и тела. И ужасный ад не имел над Ним власти. Его сошествие в мрачный ад не было также и умалением или отъятием Его Божественной силы, величия и славы. Господь вошел туда Своей властью как единственный в мертвых свободь (Пс.87:6). Он сошел не «как раб бывших там, но как Владыка, готовый бороться»436 , то есть не как раб тех, кто там царствовал, но как Владыка и Господь, готовый выполнить царственную миссию, чтобы побороть и победить. Находясь бездыханным во гробе, Он одновременно был и в аду новым и необычным его Посетителем, пребывая там как «мертвый жизненачальнейший», мертвый всемогущий и «всесильнодетель». Увидев израненного и измученного страданиями, но «обόженного мертвого», Адам возликовал. В то же время беспощадный, зловещий и ужасный для человека ад огорчился, задрожал, сделался безгласен, сотрясаясь до основания, и пал совершенно пораженный! Мертвый!437 " Егда снизшел еси к смерти, Животé бессмертный, – поет Церковь, – тогда ад умертвил еси блистанием Божества».438 "Уязвѝся ад, в сердце прием Уя́звеннаго копием в ребра, и воздыхает, огнем божественным иждиваем...»439 : ад получил сокрушительный и смертоносный удар в сердце, приняв в себя Владыку Христа, ребро Которого было пронзено копьем на кресте (Ин.19:34). Рана от этого удара была столь тяжела, что ад стонал от боли, уязвляемый невещественным огнем Божества, и таял, как тает и истощается пламенем свеча.

Господь предсказал Свое сошествие во ад и уподобил его тридневному пребыванию Ионы во чреве кита (Мф.12:40). По этому поводу святитель Кирилл Иерусалимский замечает, что Иона был послан проповедать покаяние народу Ниневии (Иона.1). Покаяние узникам ада должен был проповедовать и Господь. Иона, возможно, вынуждаемый Богом, против воли «брошен был» во чрево морского чудовища. Тогда как Господь наш сошел по Своей доброй воле «туда, где мысленный оный кит смерти». Он сошел, чтобы смерть «изблевала» поглощенных ею, согласно слову пророка: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» (Ос.13:14). Едва смерть столкнулась с Господом, она была поражена и испугана, «увидав нового Кого-то, пришедшего во ад, Который не был связан узами оного».440

«Мост к новой жизни»

Радостное и спасительное для мира событие сошествия Господа во ад наша Святая Церковь торжественно празднует в Великую Субботу, то есть в день между Великой Пятницей, когда происходит крестная смерть, и Пасхальным Воскресеньем, когда празднуется живоносное Воскресение Господа. «Во Святую и Великую Субботу, – гласит синаксарь этого дня, – боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и еже во ад Сошествие празднуем, имиже от тли наш род воззван быв, к Вечной Жизни прейде». Это показывает, что Православная Церковь «спразднует посмертное сошествие души во ад и одновременно погребение тела», и таким образом сошествие Господа во ад располагается «между смертью и Воскресением».441 И как Пресвятая Дева стала «вратами и входом для Пришествия Бога Слова в мир», подобным же образом и смерть стала «вратами и входом для Его сошествия во ад».442

Господу не было нужды дольше пребывать в аду. Трехдневный срок был более чем достаточен, чтобы Он исполнил свою спасительную миссию. Ибо хотя Сын – Слово Божье – воздействовал на бесплотные души во времени, действие это было в известном смысле мгновенным и «по существу вне времени».443 Дух воздействует на дух сразу, мгновенно, ибо для него нет никаких препятствий и ограничений. Святитель Григорий Нисский восхваляет невероятную силу Христа, совершившего великое дело нашего спасения в столь малый срок, и замечает: «Итак, уничтоживший в три дня такое скопление зла, собиравшееся от устроения мира до совершения нашего спасения чрез смерть Господа, – ужели малое дал для тебя доказательство превосходной силы?».444

Так Господь добровольно и победоносно сошел во ад, «общее вместилище» душ. Он посетил все души, находившиеся там, и проповедовал грешникам и праведникам, иудеям и иноверным. И как «живущим на земле воссияло Солнце Правды», так же воссиял свет Его и находившимся «под землей во тьме и сени смертней». И как на земле провозгласил он мир, прощение грешникам, прозрение слепым, так и находившимся в аду, чтобы смиренно склонилось перед Ним «всяко колено небесных, и земных, и преисподних» сил.445 Богочеловек, сойдя не только на землю, но «и под землю», открыл Истинного Бога для всех и всем проповедал Евангелие спасения, чтобы все было «исполнено Божества»446 , чтобы Он стал Господом и мертвых и живых (Рим.14:9). Сошествие Господа во ад стало поводом для всеобщей радости и ликования. Поэтому мы поем: «Да радуется тварь, да веселятся вси земнороднии: враг бо пленися – ад; с мѝры жены́ да сретáют, Адама со Евою избавляю всеродна, и в третий день воскресну».447 Так что результат сошествия Господа во ад – это воскресение всего человеческого рода!448

Следовательно, цель Сошествия Господа во ад была двоякой: во-первых, упразднить смерть и имевшего силу и державу смерти, то есть диовола (Евр.2:14), разрушить и окончательно уничтожить власть смерти и ада (1Кор.15:55; Откр.1:18) и освободить Адама от рабских уз. Всем этим Он явил совершенную силу, победу, власть, господство и славу над мертвыми и живыми (Рим.14:9; Еф.4:10). Во-вторых, чтобы проповедать и душам усопших, содержавшимся от века в плену у греха, Евангелие спасения (1Пет.4:6; 3:19) и таким образом освободить и избавить тех, кто принял бы Его проповедь. Поэтому один из святых отцов [Прокл, архиепископ Константинопольский; † 446] восклицает: «О нисхождение во ад, возведшее умерших искони к оживлению!»449

Следовательно, «благословенная Суббота» – это не «предпразднество», не канун дня нашего спасения. Это и есть «день спасения», о котором великий пророк Моисей говорил «тайным», сокровенным образом.450 "Сошествие Господа во ад уже есть воскресение, как об этом ясно свидетельствует иконография».451 И это справедливо, ибо как только смерть была сокрушена державным и могучим Словом Божьим, как только было уничтожено тление, тотчас естественным образом последовало воскресение. Как только цепи разорваны, естественно наступает освобождение, точно так же после уничтожения тления человеческая природа воскрешается и неуклонно движется к постоянному нетлению и Вечной Жизни.452

Ад небом соделал!

Христос спустился сразиться с адом один на один, вышел же оттуда, взяв «многая победы корысти», как гласят стихи, чтомые после кондака и икоса в Пасхальное Воскресенье. Он проповедал всем душам, находившимся в аду, но Благовестие Его – как и на земле – приняли не все и, следовательно, не все были освобождены от духовной смерти.453

Дело Избавителя было завершено в аду. В то время как на протяжении стольких веков никто не заставил смерть освободить ее узников, «Ангелов Владыка сошед» в эту мрачную темницу, вынудил смерть освободить всех узников! И, «связав» крепкого тирана, Он «похитил» его оружие! Сияющее Божество Солнца Правды «осветило» мрачное логово ада, опустошило его и везде рассеяло невечерний свет Его славного Воскресения. Пренепорочное тело Господне, как яркий светоч, было положено в землю, и неудержимое свечение и сильнейшее сияние разогнало мрак, царствовавший в аду, и озарило концы вселенной. Об этом прекрасно говорит Похвала: «Якоже света светильник, ныне плоть Божия под землю яко под спуд крыется и отгоняет сущую во аде тьму».454 Озаряя концы вселенной, поразительное блистание Божества умертвило смерть и ад: «Егда снизшел еси к смерти, Животé бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества...»455 И теперь все: небо, земля и преисподняя – приняло свет безмятежной славы Пресвятой Троицы. Теплотой этого Божественного Света оживляется человек, мир, все творение, празднуя и веселясь с невыразимым ликованием.456

Всем этим Господь и смерть умертвил, и «ад небом соделал»! Ибо «где Христос, там и небо». «Как иной царь, поймав главаря разбойников, нападавшего на города, грабившего везде, и скрывшегося в пещере, и спрятавшего там богатство, связывает этого разбойника и предает его казни, а сокровища его переносит в царское казнохранилище – так сделал и Христос». «.. .Хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства ...» (Ис.45:3), богатства неисчислимые сосредоточил в своем логове разбойник и похититель наших душ. Но Христос, сойдя как властелин в его логово, «начальника разбойников и темничного стража, диавола, и смерть связал Своей смертью, а все богатство, то есть род человеческий, перенес в царское хранилище». Как пишет божественный Павел, Бог избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол.1:13).

Но самое удивительное то, что к узникам смерти и ада «Сам Царь явился [...]. И не постыдился и узников [...], сокрушил врата, сломил вереи, явился в ад, бессильной сделал всякую охрану его, и, взяв связанным темничного стража [...], возвратился к нам. Мучитель приведен пленным, сильный связан, сама смерть, бросив оружие, обнаженной прибегла к ногам Царя».457 Поэтому мы поем: «Смерти державу истребил еси, Сильне, смертию Твоею». И гроб Твой стал «живоносным» и источником нашего Воскресения. «Таким образом, под смертью Богочеловека подразумевается уничтожение смерти: «смертию смерть поправ».458

Когда дело в аду было исполнено, когда «смерть Господа умертвила смерть»459 , когда, наконец, узники услышали Благовестие и приняли спасение, пречистое тело Господне снова соединилось с Его обόженной душой. Первое, невредимое и нетленное, поскольку победило тление телесной смерти, сопряглось с пречистой душой, победившей смерть духовную. Ни смерть не взяла верх, чтобы удержать «душу Слова в пленении уз», ни тлению не удалось внести свое тираническое растление в пресвятое тело.460 Это произошло потому, что «неописанное Божество» сопутствовало и телу, и душе.461 Едино и неделимо было Божество Христово. Это единое Божество было и в гробу вместе с Телом, и в аду с Душой, и в раю, неделимо объединенное с Отцом и Пресвятым Духом.462 Живоносная плоть Господня смертью была отделена на время от сопряженной с ней души. Но даже когда тело лежало бездыханным в гробу, оно продолжало иметь «объединенное с ним беспредельное Божество». Боговместимая душа Спасителя на мгновение отделилась от тела, оставаясь, однако, «неразрывно связанной» с Божеством. Ею Он сошел, как мы уже писали, «державно» в мрачные области смерти. Никакая сила не могла разделить две природы Богочеловека. Смерть просто нарушила естественное единство человечности Спасителя и то только временно. Она совершенно не коснулась таинственного и необъяснимого единства двух Его природ. Таким образом, святая плоть Господня, которая «как в жизни, так и в смерти была плотью богоносной и боговместимой», и, следовательно, «превозмогла разложение и закон естественного тления» и воскресла в третий день нетленной. Воскресла, вновь объединившись с душой, и обе они торжествующе взошли на престол величия на небесах (Евр.8:1).463

Конечно, эти великие истины нашей веры непостижимы для нашего ограниченного разума. Было бы «совершенно немыслимо», как пишет святитель Кирилл Александрийский, попытаться исследовать это с помощью вопросов и человеческих рассуждений.464 В любом случае ... Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим.6:9). Он воскрес «богоприличной властью и силой», без всякого затруднения, поскольку Он уничтожил зло и смерть.465 Таким образом Он открыл для всего человеческого рода путь к нетлению, бессмертию и вечной славе.

* * *

382

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Кондак по 6-й песни канона.

383

Свт. Иоанн Златоуст. О том, что никому не должно отчаиваться... / ПСТ. Т. 3. Кн. 1. С. 375: «Свойственная и сообразная пища смерти есть греховное естество: оттуда она произошла, от того укрепилась, тем и питается». См.: Он же. Беседы на Посл. к Рим. 10, 4 / ПСТ. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903. С. 598–599.

384

Он же. Беседы на Евангелие от Иоанна. 85, 1 / ПСТ. Т. 8. Кн. 2. СПб., 1902. С. 573.

385

Свт. Кирилл Александрийский. О поклонении и служении в духе и истине. Гл. 11 / Творения. Ч. 2. М., 1882. С. 293: «Христос смотрительно подвергся смерти».

386

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Седален на «Слава и ныне».

387

Προτ. Г. Φλωροφσκυ. 'Ανατομία προβλημάτων τῆς πίστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 86.

388

Триодь Цветная. Воскресение Господне (Пасха). Эксапостиларий самогласен: «Плотию уснув» яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть, Пасха нетления, мира спасение».

389

Требник. Πоследование мертвенное над скончавшимся священником. Стихиры самогласны Дамаскина. Гл. 1, тропарь 2. М., 1956. Л. 179.

390

Свт. Афанасий Великий. О воплощении Бога Слова... Ст. 21 / Творения. Ч. 1. С. 219.

391

Свт. Григорий Нисский. Опровержение мнений Аполлинария / Творения. Ч. 7. М., 1868. С. 88–89.

392

Свт. Василий Великий. Посл. 261 / Творения. Ч. 7. Сергиев Посад, 1902. С. 208.

393

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Тропарь на «Бог Господь».

394

Триодь Постная. Канон, песнь 5, тропарь 2. Св. Никодим Святогорец, толкуя слова «бессмертно творя приятие», замечает: «Несмотря на то, что бессмертным сделалось, главным образом, тело Господа, а не душа, ибо душа и так бессмертна, все-таки под словом «приятие» подразумевается и она. Ибо в некоторых случаях, когда пользуются приемом синекдохи, то, говоря «тело», подразумевают всего человека, также и говоря «душа». Тем не менее можно сказать, что под «приятием» здесь имеется в виду в первую очередь тело Христово» / Νικοδημου 'Αγιορείτου. 'Εορτοδρόμιον. Βενετια, 1836. Σ. 393.

395

Октоих. Гл. 8. В субботу вечера. Стихиры на стиховне, 2.

396

Свт. Иоанн Златоуст. Огласительное слово во Св. Пасху.

397

Данная цитата является свободным изложением текста 1-й главы Откровения. (Ред.)

398

Свт. Григорий Нисский. Слово на Св. Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова / Творения. Ч. 8. М., 1871. С. 29.

399

Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные... С. 215.

400

Свт. Климент Александрийский. Строматы. Кн. 6. Гл. VI; Кн. 2. Гл. IX.

401

Ориген. Против Цельсия. Кн. II. Гл. 43.

402

Γ. Φλωροφσκυ. θέματα 'Ορθοδόξου θεολογίας. 'Αθῆναι, 1973. Σ. 105.

403

Α. Θεοδορου. Τὸ χαροποιὸν πένθος τῆς Εκκλησίας. 'Αθῆναι, 1974. Σ. 159.

404

Триодь Постная. В Великую Субботу вечера. Стихиры, гл. 4 на «Господи, воззвах».

405

Свт. Григорий Нисский. Слово на Св. Пасху и о тридневном сроке... / Творения. Т. 1. С. 29.

406

Триодь Цветная. Канон Воскресения (Пасхи), песнь 6, ирмос. Необходимо, разумеется, принять во внимание, что пророк отказался исполнить волю Божью, поэтому и Бог попустил, чтобы он был брошен в море и проглочен китом. Напротив, Господь наш с готовностью и усердием исполнил волю Своего Небесного Отца и так «исправил полностью древнее Эдемское преслушание (Адама)». См.: Α. Θεοδορου. Πάσχα, Κυρίου Πάσχα. 'Αθῆναι, 1976. Σ. 36–37.

407

Β Великую Субботу утра. Канон, песнь 5-я, тропарь 2; песнь 6-я, тропарь 3.

408

См.: Ιω.Ν. Καρμιρη. ‘Ή εἰς 'ᾼδου κάθοδος τοῦ Χρίστοῦ ἐξ ἐπόψεως ‘Ορθοδόξου. ‘Αθῆναι, 1939. Σ. 56–57.

409

Свт. Епифаний Кипрский. Слово на погребение Иисуса Христа и сошествие Господа во ад / ΡG. 43, 440–464.

410

Триодь Цветная. В Неделю Пятидесятницы. Первая молитва после «Сподоби, Господи».

411

См. замечательную икону Сошествия Господа во ад из храма Протата (Карея, Афон), которая приведена на суперобложке этой книги.

412

Октоих. Глас 4-й. Стихиры на стиховне воскресной вечерни.

413

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 8.

414

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. III.

415

Г. Φλωροφσκυ. Θέματα 'Ορθοδόξου θεολογίας. 'Άθῆναι, 1973. Σ. 96.

416

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 7, «И ныне»: тропарь 4.

417

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 6, тропарь 1.

418

Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. 52, 2 / ВЕПЕΣ. 42, 16 (15–18).

419

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Рим.13:5 / ПСТ. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903. С. 644; Он же. Беседа на Первое послание к Коринфянам.42:2–3 / ПСТ. Т. 10. Кн. 1. СПб., 1904. С. 434–437; Там же, 17:3. С. 166–167.

420

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на 1 Послание к Кор.24:4. С. 240–241; Он же. О том, что никому не должно отчаиваться... / ПСТ. Т. 3. Кн. 1. СПб., 1897. С. 379. См. и Похвалу 1-й статии: «Живота камень во чреве приéм ад всеядец, изблевá от века я́же поглотити мертвыя». Эту же истину выражает и следующее песнопение: «Токмо водрузися древо, Христе, Креста Твоего, основания поколебашася смерти, Господи, егόже бо пожрé желанием ад, отпустѝ трепетом, явил еси нам спасение Твое, Святый: и славословим Тя, Сыне Божий, помилуй нас». (Минея, сентябрь 14-го дня. На Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста. Седален по первом стихословии). Муку, испытанную адом при виде Распятого Христа, очень выразительно описывает икос третьей Недели поста. Три креста воздвиг на Голгофе Пилат, два для разбойников и один для Живодавца. Ад, увидев последний крест, сказал своим служителям и силам: «О слугѝ моя и силы моя! Кто, водрузив гвόздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободé? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаются изрыгати Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми» (Триодь Постная. Неделя 3-я Поста, Крестопоклонная, икос).

421

Свт. Афанасий Великий. Послание к Эпиктету, ел. Коринфскому. Ст. 5 / Творения. Ч. 3. С. 295.

422

Свт. Кирилл Александрийский. О вере истинной. Гл. 22 / PG. 76, 1165.

423

Свт. Афанасий Великий. Против Аполлинария. Кн. 2. Ст. 15 / Творения. Ч. 3. С. 355.

424

Αναστασίου Σιναϊτου. 'Οδηγὸς. Κεφ. 13 / PG. 89, 225 Α.

425

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Гл. 29. С. 197.

426

Свт. Епифаний Кипрский. Против ересей. 20, 2 / Творения. Ч. 1. Μ., 1863. С. 97.

427

Митр. Петр (Могила). Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Переизд. М., 1996. Ч. 1. Вопр. – отв. 49. С. 46.

428

Προτ. Г. Φλωροφσκυ. 'Ανατομία προβλημάτων τῆς πίστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 82.

429

Преп. Иоанн Дамаскин. Слово на Великую Субботу. Гл. 26 / PG. 96, 625Д-628А.

430

Свт. Кирилл Александрийский. О вере истинной. Гл. 22 / ΡG. 76, 1165 А.

431

Νικοδημου 'Άγιορείτου. 'Εορτοδρόμιον. Βενετια, 1836. Σ. 388.

432

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 3, «и ныне», песнь 9, «слава».

433

Там же. Похвалы, ст. 1.

434

Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова. Ст. 26 / Творения: В 4-х т. Ч. 2. С. 224.

435

Он же. Против Аполлинария. Ст. 14 / Творения: В 4-х т. Ч. 3. Кн. 1. С. 331.

436

Ориген. Толкование на 1Цар. 28, 3–25 / ВЕПЕΣ. 11, 231 (18–19).

437

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 4, тропарь 3.

438

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Тропарь на «Бог Господь», «слава». Этот же тропарь – воскресный, 2-го гласа.

439

Там же. Канон, песнь 7, тропарь 1. Св. Никодим Святогорец замечает: «Под адом здесь можно разуметь самого диавола, виновника ада, поскольку ад бездушен, будучи бесчувственным; не имея сердца, он не уязвляется и не воздыхает». (Νικοδημου 'Άγιορείτου. 'Έορτοδρόμιον. Βενετια, 1836. Σ. 402).

440

Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения... С. 213–215.

441

См.: Ιω.Ν. Καρμιρη. 'Η εἰς 'ᾼδου κάθοδος τοῦ Χρίστοῦ ἐξ επόψεως 'Ορθοδόξου. 'Άθῆναι, 1939. Σ. 93.

442

Феодор Авукара, еп. Каронский. «Ибо пять врагов у нас» от которых нас избавил Спаситель» / ΡG. 97, 1469 ВС.

443

Ιω.Ν. Καρμιρη. 'Н εἰς 'ᾼδου κάθοδος τοῦ Χρίστοῦ... Σ. 95.

444

Свт. Григорий Нисский. Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке... С. 35.

445

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 3. Гл. 29. С. 197.

446

Он же. Толкование на Послание к Ефес.4:6 / PG. 95, 841 В.

447

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 9, тропарь «и ныне».

448

Там же. На «Хвалитех» стихира самогласна, гл. 2: «Днесь содержит гроб Содержащаго дланию тварь, покрывает камень Покрывшего добродетелию небеса: спит Живот, и ад трепещет, и Адам от уз разрешается. Слава Твоему смотрению...».

449

Прокл, архиеп. Константинопольский. Слово на страдание Господа во святой и Великий Пяток / Христианское чтение. 1839. Ч. 1. С. 307.

450

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. На «Господи, воззвах», тропарь на «Славу», гл. 6: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый. Сия бо есть благословенная суббота...».

451

Г. Φλωροφσκυ. 'Ανατομία προβλημάτων τῆς πίστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 80.

452

См.: Α. Θεοδορου. Πάσχα, Κυρίου Πάσχα. 'Άθῆναι, 1976. Σ. 33.

453

Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на 1Пет.3:19–20 / РG. 74, 1016 АВ.

454

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Похвалы, ст. 1.

455

Там же. На «Бог Господь», тропарь «Слава».

456

«Ныне вся исполнишася света, небо же, и земля, и преисподняя. Да празднует убо вся тварь востание Христово, в нéмже утверждается» / Триодь Цветная. Воскресение Господне (Пасха). Канон, песнь 3, тропарь 1.

457

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о кладбище и о Кресте / ПСТ. Т. 2. Кн. 1. Μ., 1993. С. 440.

458

Προτ. Г. Φλωροφσκυ. 'Ανατομία προβλημάτων τῆς πίστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 71.

459

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Ефес.8:3 / ПСТ. Т. 11. Кн. 1. СПб., 1905. С. 68.

460

Преп. Иоанн Дамаскин. Слово на Великую Субботу.

461

Свт. Афанасий Великий. Против Аполлинария о воплощении Господа нашего Иисуса Христа / Творения. Ч. 3. С. 331–332; См. также: Дидим Александрийский. Толкование на Псалмы. Пс.15:9 / ΒΕΠΕΣ. 45, 67 (8–29).

462

Едино бяше неразлучное, еже во аде, и во гробе, и во Едеме Божество Христово со Отцем и Духом...» (в Великую Субботу утра. Канон, песнь 7, тропарь «и ныне»). И: «Биен был, но не разделился еси, Слове, ея́же причастился еси плоти, аще бо и разорися Твой храм во время страсти, но и тако един бе состав Божества и плоти Твоея. Во обоѝх бо Един еси Сын, Слово Божие, Бог и Человек» (Там же. Песнь 6, тропарь 1).

463

А. Θεοδορου. Тὸ χαροποιὸν πένθος... Σ. 36–39.

464

Свт. Кирилл Александрийский. О вере истинной. Гл. 23 / PG. 76, 1165 С.

465

Там же, 1165 А; свт. Григорий Нисский. Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке... С. 35.


Источник: Таинство смерти. / Василиадис, Николаос. П. - Сергиев Посад : Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1998. - 592 с.

Комментарии для сайта Cackle