Н. Василиадис

Источник

Бессмертная смерть

Существует ли ад?

После отделения грешников от праведников Небесный Судия вынесет справедливое, окончательное и бесповоротное решение. Ведь во время нынешней жизни каждый свободен жить во Христе или без Христа; умереть «со Христом», чтобы жить с Ним, или отдалиться от Христа, чтобы пребыть во мраке греха. В настоящей жизни человек свободен распорядиться собою, как хочет. После смерти же он подлежит суду1116; праведники вознаграждаются, грешники наказываются. Воскресение, которое наступит для всех, для грешников придет как воскресение осуждения (Ин.5:29). «И тогда исполнена будет трагедия человеческой воли!». Господь скажет праведникам: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». А грешникам скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:34, 41).

Но если в вознаграждении и блаженстве праведников никогда не возникало сомнений и неясностей, то относительно наказания и осуждения грешников выдвигается много возражений и недоумений. Поэтому рассмотрим прежде решение Судии касательно грешников.

Многие говорят: «Ада не существует; то, что написано в Евангелиях – просто угрозы, они написаны для устрашения нехороших людей. Ибо как совместить благость Божью со столь тяжким наказанием, налагаемым на Его творения?». Но мы вместо того, чтобы самим ответить на эти вопросы, воспроизведем здесь то, чему нас учат святые отцы, эти сияющие звезды духовного мира, своими «всезлатыми устами», которые суть «уста Слова», то есть Господа нашего Иисуса Христа.

1. Святитель Иоанн Златоуст напоминает, что Господь недвусмысленно говорил нам об аде, следовательно, те, кто не верит в его существование, утверждают, что «Бог – лжец», и клевещут на Священное Писание, что оно содержит якобы «наивные суждения, абстрактные размышления, которые не соответствуют истине»! Он подчеркивает, что приверженцы этой точки зрения говорят так, подстрекаемые ненавистником добра диаволом. Святитель обращается к народу: «Люди, не обманывайте сами себя, веруя диаволу. Ведь это его измышления, им порожденные».1117

Злейший враг нашей души, диавол заставляет нас пренебрегать разумом, этим «даром Божьим», и вести себя как неразумные создания, следующие девизу «станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1Кор.15:32). Более того, злоначальник диавол полагает, что, отвергая Суд, он отвергает и существование Бога. Ибо такова и есть в сущности его цель. Он умело вводит нас в заблуждение, не действуя открыто, чтобы мы не спохватились вовремя и не приняли мер. Согласно святому Златоусту, сатана развивает свою аргументацию приблизительно следующим образом: если не существует суда, то Бог несправедлив (в человеческом понимании), если же Бог несправедлив, значит, не существует и Бога. А если Бога не существует, тогда «все есть простая случайность»; тогда и добродетель – ничто, и зло – ничто. Но обо всем этом диавол не говорит нам открыто. И божественный Златоуст добавляет: «Ты заметил сатанинский ход мыслей? Лукавое измышление сатанинского внушения? Как он старается обратить людей в неразумные создания, или, вернее, в зверей, в бесов? Не будем же давать веры его внушениям, ибо существует суд, о жалкий и несчастный человек, прислушивающийся к сатанинскому рассуждению, которое вручает тебе непотребный подарок и делает ленивым и нерадивым в деле спасения.1118

2. Тот же отец отмечает далее, что существует «вселенское или универсальное правило и определение», гласящее: никто из добродетельных не сомневается в учении о суде и аде. И в то же время никто из грешников, за редким исключением, не верит в учение о воскресении мертвых. Воскресение мертвых, суд и ад отрицают люди, живущие материалистической жизнью, ибо они не испытывают угрызений совести. Поэтому и грешники, даже зная, «что грешить плохо», пытаются убедить себя, что в грехе нет ничего плохого! Обращаясь к грешнику, святой отец говорит: «Я знаю, что ты сомневаешься в существовании суда и ада. Ты много согрешил и не имеешь дерзновения пред Богом. Ты говоришь: «Даже если существует ад, я уверю свою душу, что его нет, после чего буду веселиться здесь, на земле»! Но, – отвечает святой, – для чего ты к совершенным доселе грехам добавляешь еще и нечестие? Пусть ты преступил святые заповеди Божьи, но для чего ты побуждаешь и других к согрешению, говоря им, что ада не существует? Для чего ты обманываешь более легковерных? Уж не думаешь ли ты, что, погубив других, мы получим «прощение грехов»? Все это поведение от сатаны. Человек, ты согрешил? Владыка твой человеколюбив: проси, умоляй, плачь, стенай и предостерегай других, чтобы и они не впали в те же согрешения. Вспомни, в конце концов, богатого, который, находясь в аду, просил Авраама послать к его родственникам бедного Лазаря, который бы описал им его страдания, чтобы и они не оказались в том же месте мучения (Лк.16:27–28)».

В одном отступлении, обращаясь к слушателям, святитель Иоанн Златоуст сказал1119 , уверяя их в существовании суда, возмездия и ада: «И я бы предпочел, чтобы не существовало ада и, конечно же, хочу и жажду этого больше всех вас. Почему я хотел бы этого? Потому что каждый из вас боится за свою собственную душу, тогда как с меня Бог потребует ответа и за мою душу, и за защиту ваших душ от диавола. Так что мне будет гораздо труднее избежать наказания. Но невозможно, чтобы не было геенны и преисподней!...».1120

3. То, что ад существует, Бог подтверждал как во времена Ветхого, так и Нового Завета.1121 Пророк Даниил, например, пророчествовал: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2). Примеры отдельных людей, больших и малых народов, наказанных доселе справедливостью Божьей, так же как и наказания, которые, как мы видим ежедневно, поражают преступающих святые заповеди человеколюбца Бога, подтверждают, что всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние (Евр.2:2) здесь, и естественно, при отсутствии раскаяния, покарается и там. Этого требует справедливость бесконечного и всемилостивого Бога. «Ибо тогда будет время откровения и наказания, а не сострадания и милости; тогда будет время гнева, ярости, справедливого Суда Божьего, когда возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его (Ис.5:25), ввергая в геенну ослушников. Увы тому, кто впадет в руки Бога Живого!».1122 Это вполне естественно. Потому что если Бог человеколюбив, как оно и есть, тогда Он также и справедлив. А поскольку Он справедлив, то разве не справедливо наказать получившего столь многие благодеяния, а потом совершившего дела, «достойные преисподней» и не исправившегося ни от угроз, ни от благодеяний?

Настаивающему на том, что Бог человеколюбив и потому не может наказывать, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как ты не боишься столь дерзким образом отзываться о Боге? Так что же – если Бог накажет, то, стало быть, по-твоему, Он не человеколюбив? Разве Он изначально не предсказал тебе этого подробно? Разве Он не применил угроз? Разве Он не использовал бесчисленные средства для твоего спасения?». И заключает: «Не обманывайте себя, люди, убеждаемые диаволом, ибо это его мудрования».1123

4. В том, что будет наказание нечестивых, мы можем удостовериться и из следующего: если злым не предстоит быть наказанными, если не существует «воздаяния ни за что», тогда «и благие не увенчаются». И, таким образом, «блудник, и прелюбодей, и сотворивший тысячи злых дел» вкусят тех же благ, что и тот, кто жил в целомудрии, святости, воздержании и всяком ангельском житии? Следовательно, монахи и подвижники, явившие чудеса аскетизма по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр.11:38), будут жить в вечности без наград за добродетели? Если не существует геенны и не последует воскресение, тогда злые получат те же блага, что и праведные! Но какой человек, даже совершенно безумный, будет утверждать что-либо подобное? И даже какой бес мог бы сказать что-либо подобное?1124

И святитель Иоанн Златоуст завершает свою просвещенную аргументацию советом: братия мои, давайте не будем отрицать существование геенны, чтобы не «попасть в нее», потому что не верующим в ее существование «становится более ленивым и небрежным» в добродетели, а ленивый и небрежный в добродетели дойдет до нераскаянности и непременно закончит в аду. Давайте же будем безоговорочно верить в геенну и постоянно беседовать о ней, и тогда не будем впадать в грех легко и быстро. Потому что память об адских мучениях, как иное горькое лекарство, излечивает и предотвращает всякое зло.1125

5. Наконец, даже сам диавол, обманывающий людей, внушая им, что геенны не существует, сам верит в ее существование и трепещет! Ведь, как сказал Господь, вечный адский огонь уготован диаволу и ангелам его (Мф.25:41), в то время, как мы, люди, сотворены Богом, чтобы унаследовать Вечное Царство, если, конечно, мы захотим стать достойными этого Его бесценного дара. Итак, бесы «веруют, что геенна существует». Поэтому они и взывали ко Христу со словами: «Иисусе, Сыне Божий, пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф.8:29)» – то есть до часа Всемирного Суда. Так как же не боишься и не дрожишь ты, человек, – пишет божественный Златоуст, – отрицать существование геенны, когда даже сами бесы исповедуют и принимают ее существование? Возбудитель подобных «лукавых учений» – диавол – наш изначальный враг. Для того он и заставляет некоторых считать, что геенны не существует, чтобы ввергнуть их в нее. Тогда как благой «Бог, напротив, угрожает геенной и уготовал ее», с тем, чтобы мы, предупрежденные об этом, жили благочестиво и не попали в эту геенну.1126

Более того, когда мы слышим о том, что произойдет Суд и последует наказание грешников, не нужно забывать и следующего: Бог угрожает и предрекает кары ада отнюдь не потому, что Он бесчеловечен и жесток, но потому что Он исполнен «милости и человеколюбия». Что благость Его «делает все», чтобы отвратить нас от греха и привести к покаянию, ясно, «поскольку Он и согрешающих наказывает и преуспевающих в добродетели венчает». Кроме того, все, что Он нам говорит по этому вопросу, Он открывает нам в этой жизни, учит нас этому здесь. Человеколюбец Бог предрекает наказания, которые Он может наложить, «не для того, чтобы исполнить предрекаемое, но чтобы предотвратить то, о чем Он предупреждает. Для того Он пригрозил нам геенной, чтобы не ввести в геенну». Таким образом Он говорит нам: «Пусть вас испугают слова, но зато не огорчают дела». И богопросвещенный отец, видя, сколь многую пользу получает душа от этого премудрого воспитания многомилостивого Бога, возглашает: «Дивны Твои обетования (обещания), Владыко, дивно чаемое Царство Твое», но и дивна «также и геенна, которой Ты угрожаешь». Ибо нас вдохновляет «хорошо Царство и с пользою пугает геенна»!...1127

Блаженный Феодорит Кирский в толковании на 3-ю главу Книги пророка Ионы по поводу покаяния ниневитян замечает, что если бы Бог хотел наказать ниневитян, то не стал бы прежде им угрожать, но сразу наложил бы наказание, но поскольку Бог радуется только спасению людей, то угрожает скорбями, чтобы не быть вынужденным применить скорби, то есть наказание.1128

И божественный Златоуст заключает: «Так что и геенна – от любви, давайте возлюбим Бога, как Ему угодно, ибо Он считает это великим делом. И даже когда мы отвращаемся, Он продолжает призывать нас, а когда мы не хотим обратиться к Нему, то наказывает нас из любви, а не потому, что ищет и хочет наказать».1129

Каковы кары ада?

Каковы же наказания, которые назначит справедливый Судия, когда возвестит Свое страшное решение в день Второго Пришествия?

1. «Само по себе проявление божественного недовольства» и удаление грешников от Бога, источника всякого мира и блаженства, «и лишение божественной славы представляют собой неизмеримо тяжкое наказание».1130 "Я знаю, – пишет святой Златоуст, – что многие только геенны испугались, «я же лишения небесной славы» считаю наказанием, большим геенны. Ибо, если бы даже не существовало ада, то не быть принятым Судией и удалиться от Него по слову: идите от Меня (Мф.25:41), то есть таким «позорным» образом, перед тем миром, наполненным столь великим сиянием, – это великая кара. Или ты полагаешь «малой карой» не быть приглашенным на праздник Небесного Царя, не быть удостоенным неизреченной славы, быть изгнанным далеко с этого празднества и лишиться «неизглаголанных благ?».1131 И уже одно «отпадение от этих благ» вызывает такую большую боль, скорбь и печаль, что если бы даже не было уготовано грешникам никакого другого наказания, уже самой по себе этой потери и неудачи было бы достаточно, чтобы напоить невообразимой горечью их души, уязвить их больнее адских мучений и потрясти их. А касательно отвращения лица Божьего от грешников в День Судный он отмечает, что было бы легче вынести «тысячи молний», чем увидеть, как это кроткое лицо Господа отвращается от нас и Его кроткие глаза не желают смотреть на нас.1132

Святой Никодим Святогорец, размышляя об ужасном адском наказании, то есть о лишении человека общения с Богом, пишет: «О несчастный грешник! Разве это малый убыток, разве это малая скорбь – потерять Бога, Который весь есть сладость, весь радость, весь желание и весь ненасытимое насыщение? Который весь есть свет и источник света, и жизнь и источник жизни, весь мудрость и источник мудрости? Разве это малая скорбь – потерять Бога, красота Которого превосходит всякую красоту, мудрость – всякую мудрость и сладость Его – всякую сладость? Чей один луч славы, если бы просиял в аду, то ад тотчас сделался бы раем? [...] Разве это малая скорбь – потерять, о несчастный, Бога твоего, Который есть высшее благо, начало, середина, конец твоего бытия? [...] О утрата безграничная! О утрата безмерная! Я уверен, брат мой, что если бы ты хотя бы раз видел эту великую утрату, понесенную из-за твоих грехов, то ты закричал бы, как тот царь, сказавший в час смерти, что потерял все. Ибо, потеряв Бога, он потерял и тело, и душу, и небо, и землю, и временное, и вечное – все!...»1133

Святитель Василий Великий уверяет, что лишение общения с Троичным Богом – это самое невыносимое из всех зол. Ибо для испытавшего эту катастрофу отчуждение и отдаление от Бога более тяжко и невыносимо, чем ожидаемые наказания геенны, как лишение света для глаза, пусть даже пока это лишение не сопровождается болью.1134

Так что не существует большего зла, «большего ужаса, чем вечность без Христа». «Я предпочел бы, – пишет Иустин Попович, – быть в аду со Христом (простите мне этот парадокс), чем в раю без Христа. Потому что там, где нет Христа, все превращается в проклятие, горечь, ужас».1135 И значит, мы должны бояться даже не вечного ада, но лишения любви и общения с Триипостасным Богом, источником всякой жизни, сияния и красоты. Ад, отпадение от всеблагого Бога – это вершина зла, торжество греха, победа богоненавистника и человеконенавистника диавола над человеком!

2. Страшная кара – и тот неописуемый стыд, который тогда испытают грешники. Ибо, как отмечает святитель Василий Великий, они увидят свой позор и печати, свидетельства грешных дел, так что стыд, который они испытают, будет ужаснее тьмы и вечного огня. С этим стыдом грешники будут жить вечно, чтобы всегда иметь перед глазами знаки греха, совершенного телом; эти знаки, как некая несмываемая краска, будут вечным укором их душам. И весь этот «стыд и вечное поругание», которое они испытают, когда Судия сядет на престоле и перед Ним задрожит все творение, представляют собой «наказание, горшее всех»1136 , самое жестокое и невыносимое наказание из всех наказаний. Позор этот будет невыносим, ибо на этот ярком и открытом для всех зрелище будет явлено все, и наши знакомые и незнакомые увидят все наши грехи! Зрителями всего этого будут святые, которые светлее «и злата, и камней драгоценных, и лучей солнечных». За всем этим будут наблюдать и «еще более прославленные – Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Силы, Власти».1137

Святитель Симеон Новый Богослов, размышляя о страхе, трепете и стыде, который испытает он сам и другие монахи, если не достигнут цели своей жизни, пишет: «О горе, какой страх, трепет и стыд тогда нас постигнет? Поверьте мне, братия, что этот стыд будет более ужасным адом, чем вечный ад для грешников, живших в миру (а не монахами в монастыре). Ибо когда я, монах, отрекшийся от всего мира, [...] встану рядом с теми, у кого были жены и дети и кто был обременен мирскими делами, встану, чтобы получить равное с ними наказание, то они обернутся, увидят меня и скажут: «И ты, монах, покинувший мир, стоишь здесь вместе с нами? Почему ты здесь?». Разве я смогу перед ними оправдаться? И что я им скажу? Кто, братия мои, найдет слова, чтобы передать ту великую скорбь, которую я тогда испытаю?».1138

Вечного стыда, который будут испытывать грешники, страшится и божественный Максим. Он пишет: «Увы, ужасен стыд, никогда нескончаемый! Я не могу стать свободным иначе, как освободившись от многих моих зол».1139

3. Но это еще не все наказания. При всем том нераскаянный грешник «всегда будет находиться в окружении самих своих врагов, бесов». Это «хуже всех остальных видов наказания, согласно святому Максиму», который соотносит лишение грешников присутствия Божьего и сосуществование их в аду вместе с бесами. Он пишет: «Но, откровенно говоря, что прискорбнее и тяжелее всего, о чем страшно и подумать, а уж тем более перенести, так это «отделение от Бога и святых Его и предание диаволу и коварным его бесам», длящееся вечно. Ведь жить вечно с теми, кто тебя ненавидит и кого ненавидишь ты, «тяжелее и ужаснее любого наказания». Преподобный Никодим, потрясенный этими словами святого Максима, восклицает: «Будь проклят грех, терзающий меня! Нет! Не хочу тебя совершать и за малое твое наслаждение купить целую вечность мучений».1140 Добавь к этому невообразимому стыду, напоминает божественный Златоуст, и великие «адские муки», а именно что грешники предаются огню и «мучениям» и вверяются «злым силам», то есть ненавистникам рода человеческого бесам. Грешник будет послан в «место мрачное», где будет «тьма внешняя», плач и скрежет зубов (Мф.22:13), что означает самые невыносимые страдания.1141

Светоч кесарийский, святой Василий, пишет, что перед грешником предстанут некие ужасные и мрачные ангелы, огневидные и огнедышащие, по причине горького, отравленного расположения. Их лица подобны ночи, поскольку ими владеет ненависть к людям. Кроме того, там есть глубокая пропасть, и тьма безысходная, и огонь несветлый, который хотя и сохраняет свою палящую силу во тьме, но потерял свою светлость. К тому же, есть там еще род ядовитых и плотоядных червей, жадно пожирающих и никогда не насыщающихся и вызывающих этим пожиранием нестерпимые страдания!...1142

4. Святой Златоуст, чтобы живее обрисовать картину адских мучений, говорит: «Если какой-нибудь аристократ будет брошен в темную и грязную темницу, закованный в цепи вместе с убийцами и прочими преступниками, разве не будет это наказание тяжелее самой смерти? А если так, то «уразумей», как ужасно нам будет «гореть вместе с убийцами рода человеческого, не видимым ни для кого и ничего не видящим». Ибо «тьма и мрак», царящие там, не позволят даже находящемуся рядом узнать нас. Но если уже эта тьма сама по себе потрясает наши души, то каково же нам будет, если помимо этого существуют столь многие и великие мучения от огня?».1143 Так что в этом безблагодатном месте продолжается иная, невообразимая «жизнь». Там царит иная смерть, более тяжкая и горькая, чем разлучение души и тела, и смерть эта – вечный ад с неутешным плачем!...

Все, что говорилось о муках ада, может показаться преувеличением. Но это, тем не менее, полностью согласуется с учением нашего Господа. Наказания, уготованные грешникам, Господь называет «погибелью» (Мф.7:13). Он ведь учил нас, что грешники пойдут в муку вечную (Мф.25:46), что соблазнившийся будет ввержен в огонь вечный , в геенну огненную (Мф.18:8, 9), где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк.9:48).1144 Он сказал, что те, кто соблазнял к согрешению других, будут ввержены в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов (Мф.13:42). Притчей о талантах Он учил, что ленивый раб будет выброшен во тьму внешнюю, туда, где плач и скрежет зубов (Мф.25:30).

Богодухновенные Апостолы описывают загробную жизнь подобным же образом. Они называют ее «погибелью» (Флп.3:19), «вечной погибелью» (2Фес.1:9), «великой скорбью» (Откр.2:22), «смертью» и «второй смертью» (Рим.6:21; Откр.2:11; 20:6–14; 21:8). Грешников ожидает гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим.2:5), ярость огня, готового пожрать противников (Евр.10:27), они наследуют участь в озере, горящем огнем и серою (Откр.21:8), им приготовлен мрак вечной тьмы, мрак тьмы на веки (2Петр.2:17; Иуд.13).

Таковы образы неописуемых адских мучений. Святитель Григорий Нисский замечает, что полную мук и скорбей жизнь тех, кого отвергнет Судия, даже сравнить нельзя с нашим представлением о скорбях, сложившимся из опыта настоящей жизни. И хотя для описания будущих наказаний мы используем те же самые знакомые слова, разница все же остается большая. Так что когда ты слышишь об огне адском, то разумей нечто отличное от известного тебе огня, ибо тот огонь имеет иные свойства, отличные от земного. Тот огонь неугасим, тогда как земной огонь можно погасить тем или иным способом. И это большая разница. Значит, огонь ада это нечто другое и не схожее с тем огнем, который ты знаешь. И также когда ты слышишь о «черве» будущего ада, то пусть ум твой по созвучию не обращается к известному «червю» земному. Ибо свойство червя, что он «неусыпающий» (Мк.9:48), совершенно убеждает нас в том, что это нечто в корне отличное по природе от известного червя.1145

Божественный Златоуст пишет: «Не думай, что это тот же огонь только потому, что называется огнем». В отличие от огня материального, который палит и уничтожает все, что принял, адский огонь вечно палит попавших в его власть и никогда не утихает, почему он и называется неугасимым.1146

Аналогичное толкование дает библейским описаниям и святой Иоанн Дамаскин. Он пишет, что будут ввержены «диавол, и демоны его, и человек его, то есть Антихрист, и нечестивые, и грешники в огнь вечный». Но огонь этот «не естественный», не такой, как огонь на земле. Каков тот огонь, знает лишь Бог.1147

Поскольку мы не можем даже вообразить загробный мир, ибо он нам совершенно неизвестен, то невозможно точно определить и природу наказаний для нераскаявшихся грешников. Только притча о богаче и о бедном Лазаре (Лк.16:19–31) дает нам некоторое, неясное, впрочем, представление об этом. Мы узнаем из этой притчи, что в ином мире грешный богач лишается всего, чем наслаждался он в жизни настоящей. Он испытывает мучительные страдания, неутолимую жажду, невыносимый страх, бесконечную тревогу и непрестанные угрызения совести, которые, однако, не приемлются Богом, так как проявляются после смерти. В то же время он испытывает отчаяние, видя, что другие, те, кого он презирал, например Лазарь, наслаждаются вечным счастьем и блаженством.

Но где же находится место мучения? (Лк.16:28). Прежде всего, это «место» (а не просто условия), которое отделяется «великой пропастью» от места непрестанной радости праведников. В том мрачном и безблагодатном месте грешники живут «вместе с духами неописуемой жестокости и злодейства».1148 Жизнь там настолько невыносима, что невозможно ясно понять всю ее тягостность, проистекающую от лишения благ Божьих.1149

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Что тебе интересно знать об этом месте? Важно то, что оно существует, а не то, где именно оно находится. «Где-то вне всего этого мира [...], где-то вне этой вселенной, как я полагаю, находится ад». И добавляет: «Не спрашивай, где она (геенна) находится, а как ее избежать».1150

Почему ад вечен?

О    продолжительности наказания были высказаны противоречивые суждения. Одни говорили, что наказание грешников не может быть вечным. Утверждали, что эта идея преднамеренно создана «хорошими» для «плохих» и что это чисто человеческая идея; что это «идея черни», не имеющая подтверждения в религиозной этике и богословии. Другие утверждали, что «вечный ад означает поражение Бога, это победа темных сил» (С. Булгаков).1151

Мы уже установили, кто «суфлирует» отрицающим существование ада и его вечность. Ведь «как дух, так и буква Священного Писания ясно и четко противополагаются всякому отрицанию такого рода». В Новом Завете адский огонь характеризуется Господом как «неугасимый». Сам Господь повторил последний стих Книги пророка Исаии, согласно которому в геенне червь их не умирает и огонь не угасает (Мк.9:43–48; Ис.66:24). Еще яснее Господь говорил об этом, открывая нам события, которые будут иметь место во время будущего Суда, после которого грешники пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:46).

Эти евангельские слова не оставляют никакого сомнения в вечности ада. Слово «вечный» повторяется в вышеприведенном стихе дважды. И если верно, что в отношении праведных слово «вечный» означает длительное и бесконечное блаженство, то на каком основании давать ему другое толкование в отношении грешников?

Святитель Григорий Палама по поводу слов Предтечи, сказавшего, что Господь очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф.3:12), пишет: «И Он полностью очистит Свое гумно, то есть весь мир, и пшеницу (тех, кто преуспел в добродетели) соберет в житницу Свою (то есть в Небесные Обители), а «солому» (бесплодное в подвигах добродетели) сожжет огнем неугасимым. Если же «тот огонь» неугасим, то «у него есть и неисчерпаемый источник горения; это и есть проявление вечных сил ада».1152 Наконец, и божественный Павел утверждает, что не покоряющиеся благовествованию Господа подвергнутся вечной погибели (2Фес.1:8–9). А Апостол любви пишет, что диавол [...] веержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. В то же место будут брошены и те, кто не был записан в книге жизни. Это отвержение определяется как смерть вторая (Откр.20:10, 14, 15), то есть как смерть окончательная и бесповоротная.

Святые отцы, уразумевшие и истолковавшие богодухновенные слова Священного Писания, также приняли и преподали учение о вечности и бесконечности ада. Апостольский муж Поликарп Смирнский, отвечая проконсулу, грозившему предать его огню, сказал: «Ты угрожаешь мне временным огнем, потому что пренебрегаешь огнем будущего Суда и вечного ада, который готовится нечестивым».1153 Во Втором послании к Коринфянам другого мужа апостольского, Климента Римского, неоднократно упоминается о нечестивых, неверующих и отрицающих сказанное у Исаии: червь их не умрет, и огонь их не угаснет .1154 Святой Иустин, философ и мученик, говорит о сатане, о котором «предвозвестил Христос», что он падет «в огонь со своим воинством» и что люди, следующие за ним, будут мучиться «в бесконечные веки». Он говорит и о «неправедных», чей «червь [...] не усыпает, и огонь не угасает» и которые «тогда покаются, когда уже не будет в этом никакой пользы». Сказанное означает, что осуждение не только вечно, но и неотвратимо. В другом своем сочинении этот же отец пишет о тех, кто будет осужден и послан «мучиться наказанием непрестанного огня».1155 Вечность адских наказаний выделяет святой Иустин во многих знамениях и различными способами.

О «вечных наказаниях» учит и святитель Феофил, епископ Антиохийский.1156 Святитель Кирилл Иерусалимский наставляет нас, что грешники во время всеобщего Воскресения мертвых получат «вечное тело, обреченное на наказание за грехи», так что, «горя в вечном огне, никогда не освободятся».1157

О том же учит и святитель Василий Великий1158, укоряя «многих из людей» в том, что они обольстились уловками диавола и забыли такие ясные слова Господа. Некоторые даже дерзают настаивать, что адским мучениям придет конец, так что они могут еще смелее грешить. Исходя из решения Судии, которое мы привели выше (Мф.25:46), святитель подчеркивает, что если когда-нибудь прекратятся вечные муки, то тогда должна закончиться и вечная жизнь. Если же мы отвергаем эту мысль о вечной жизни, то по какой логике приписываем конец вечным мукам? Ведь предопределение «вечного» в равной степени относится и к праведникам, и ко грешникам.

О вечных мучениях прямо говорит и святитель Иоанн Златоуст. «Здесь, – замечает он, – и радости, и скорби когда-нибудь кончаются, и даже очень скоро. Но в загробной жизни и награды, и наказания продолжаются в бесконечные веки. И если кто говорит: как возможно душе вынести такое великое множество наказаний и быть наказываемой в бесконечные веки? – то пусть он примет во внимание следующее: когда душа обретет тело «нетленное и неистребимое», то уже не будет никаких препятствий к распространению ада в «бесконечность». Тело будет пребывать «вместе с душой в вечных муках и никакого другого конца не будет».1159 В другом месте он восклицает: «Да убежим!» – давайте избежим греха, ибо за горечью греха и угрызениями совести, которые мы испытываем здесь, последует «смерть бессмертная», ибо там нет конца мучениям. Толкуя же стих псалма как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их (Пс.48:15), – он отмечает: «Вот это смерть, вернее, нечто много ужаснее смерти». Ибо после этой смерти «их восприимет смерть бессмертная». То, что их пастырем там (в аду) будет смерть, показывает, «что навсегда они попадут во власть погибели».1160

В другой раз, размышляя над телом покойника, он говорил так. Хорошо бы повреждение простиралось только до гроба, червей и тления тела. Но ты, христианин, не останавливайся на этом, подумай о «неусыпающем черве», «неугасимом огне и тех горьких и невыносимых муках, что будут в бесконечные веки».1161 Сравнивая временность наслаждения, которое доставляет грех своим рабам, с вечностью страдания, он говорил: «Эти греховные радости жизни» ничем не отличаются от снов или теней. Ибо даже прежде, чем совершится грех, удовольствие от него исчезает, тогда как наказания за грехи не имеют конца. «Ибо радость греховная коротка, наказание же за нее вечно».1162 Святитель Кирилл Александрийский в своем потрясающем слове «Об исходе души и Втором Пришествии» признается: «Я боюсь геенны, ибо она бесконечна [...]. Я боюсь ада, так как ему нет конца [...]. Я боюсь уз неразрешимых [...]. Из-за преходящего греховного наслаждения буду мучиться бесконечно». Там, в аду, «вечная боль, нескончаемая скорбь, плач неустанный, незатихающий скрежет зубов, стенания неусыпные, там горе навеки, там раздается: увы! увы! увы! Там вопиют о помощи, но некому помочь».1163

О вечном огне геенны и вообще о вечности ада святой Никодим Святогорец учит нас: «Вечное значит «то, что навсегда», то, что не кончается никогда, никогда [...]. Несчастные грешники обречены на вечные муки в огне [...]. И прежде всего прочего, помни, брат мой грешник, ту ярость и бешенство, которые обрушит на тебя огонь геенны. Желая изобразить его, Апостол Павел сказал: «Некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр. 10:27). Толкуя эти слова, святитель Феофилакт Болгарский говорит: «Ибо как некое животное, чем-либо раздраженное, злится и звереет, так и тот огонь, получая неким образом гнев и ярость, должен вечно пожирать врагов Божьих, то есть грешников». Поэтому, брат мой, постарайся очистить себя от грехов, которые ты совершил делом, словом, помышлением. Как? Покаянием, исповедью, слезами, исполнением заповедей, стяжанием добродетелей. Если таким образом ты очистишься от грехов здесь, то тот огонь не найдет повода, чтобы тебя сжечь. Тогда, избавившись от него, ты сможешь встать одесную Судии вместе со всеми праведниками и услышать тот блаженный голос, говорящий: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34).1164

Но отрицающие вечность ада ссылаются, как мы говорим, на человеколюбие и справедливость Бога. И добавляют: «Почему за малые прегрешения или немногие часы временной грешной жизни положено вечное наказание?».

На этот аргумент ответ таков. В душе того, кто никогда не кается, не ищет милости и прощения у Бога, грех порождает рабство, ведущее к бесчувствию и ожесточению. Но это состояние благость Божья не может исправить иначе, как только уничтожив свободу человека. Однако Бог никогда не насилует нашу свободу. Таким образом, справедливость Божья является, чтобы покарать состояние, которое грешник выбирает свободно и в котором свободно пребывает, или, вернее, в котором он продолжает дерзким и сатанинским образом попирать святую волю Божью! Так что ад – это продолжение нераскаянности человека, ад осуществляется внутри человека, самим человеком! Святой Исихий, пресвитер Иерусалимский, точно заметил: «Сам не помиловавший себя, как может быть помилован Богом?». Когда кто-то из пришедших посетить святого Антония Великого сказал равноангельному подвижнику: «Помилуй меня, отче, и помолись обо мне», – великий учитель пустыни ответил ему: «Ни я тебя не помилую, ни Бог, если ты сам себя не помилуешь!». (Если ты не покаешься и не будешь своей волей бороться против греха). Следовательно, нераскаявшийся грешник подобен Деннице и его лукавым ангелам, которые остаются равнодушными и бесчувственными перед бесконечной любовью и безмерным снисхождением великого Бога. Дух Утешитель различными способами толкает их к покаянию и предоставляет им бесчисленные возможности и средства ко спасению, однако они постоянно этим пренебрегают и остаются нераскаянными. Таким образом, они подлежат, как сказал Господь, вечному осуждению (Мк.3:29) или «вечному греху». А «вечный грех обрекает повинного в нем на вечное наказание. Такова философия нескончаемого наказания грешников».1165

Кроме того, каждый внимательный исследователь Нового Завета заметит, что в 9-й главе Послания к Римлянам, как, впрочем, и в других местах богодухновенного Писания, Дух Божий хочет отвратить нас именно от этого аргумента, выдвигаемого теми, кто не верит в вечность ада. Так, божественный Павел, говоря о «сосудах гнева», добавляет: готовые к погибели (Рим.9:22). Он не сказал, что Бог приготовил их к погибели; он подчеркивает, «что эти люди («сосуды гнева») сами приготовили себя к погибели». Но когда он говорит о «сосудах милосердия», то добавляет, что они, эти люди, верные Божьей воле, «сделались достойными его милости», поэтому их Он приготовил к славе (Рим.9:23).1166 Так что те, кто окажется в мрачном месте мучения, не смогут винить в этом никого, кроме самих себя.

Более того, вечного наказания грешников требует не только Божественная справедливость, но и Божественная истина и Божественное достоинство. Раз бесконечный и всемогущий Бог установил Свой человеколюбивый и вечный закон в качестве единственного правила человеческой жизни, то «Он должен воздать каждому по делам его, чтобы не почитался за ничто закон», который воплощает Его Божественную волю. Однако прежде всего бесконечного наказания грешников требует беспредельная святость Божья. Она по природе своей отвергает «соприкосновение со скверным и нечистым».1167 Как же возможно сосуществование пренепорочного Бога со скверной греха? Как возможно, чтобы всеблагой Бог сосуществовал со злом, которое призвано с сатанинской настойчивостью и упорством противодействовать плану спасения других людей? И, наконец, в Апокалипсисе «Новый Иерусалим» (Царство Небесное) сходит от Бога с неба, как невеста, украшенная для мужа своего, Иисуса Христа. Эта скиния Бога , в которой Бог будет обитать с людьми (Откр.21:2–3), непорочна, не имеет никакой скверны греховной. Она «имеет славу Божью» и сияние. В «Новом Иерусалиме», который расположен четвероугольником, с двенадцатью воротами из жемчуга, нет места ничему нечистому, ни одному человеку, совершившему что-либо мерзкое или противное истине. Нет места ни одному грешнику (Откр.21:16, 21, 27).

Теперь переходим к ответу на вопрос, почему временный грех наказывается вечными муками?

1. Грех преходящ, но Бог, Чьи законы и заповеди мы преступаем, беспределен и вечен. И справедливость вечного Бога требует вечного наказания для червя земного, который дерзает игнорировать и преступать законы вечного и всемогущего Законодателя.1168

2.                          Воздаяние не соответствует греху, ибо «всякий грех никогда не наказуется Богом в должной мере, но всегда с милосердием, так что грешник, хотя и мучается вечно, все же мучается меньше, чем надлежало бы. Он тоже может сказать словами Иова: «Грешил я и превращал правду, и не воздано мне» (Иов.33:27).1169 Кроме того, даже здесь, на земле, следствия многих деяний не обязаны «быть равными по времени их причине», часто секундное землетрясение уничтожает целые города. Для совершения преступления требуется один миг, тогда как преступник осуждается на пожизненное заключение или даже на смертную казнь.1170

Как замечает божественный Златоуст, многие говорят: «Я совершил убийство в одночасье, короткий миг блудодействовал, а наказание терплю вечно?». Святитель отвечает на это: «Грехи судятся не по времени, а по самому существу преступлений».1171 В другом случае он говорил: не считай, что если грехи совершаются «в один миг», то и ад нераскаявшегося грешника будет длиться лишь короткое время. Разве ты не видишь людей, которые часто за кражу или блудодеяние, совершенные «в краткий миг», остаток своей жизни провели в темницах или на принудительных работах, борясь с постоянным голодом и множеством смертей? И при этом никто их не вызволил и не сказал им, что раз грех совершился «в единый миг», то наказание должно быть равным греху по времени.1172

Если «грешить и не каяться» – это характерная черта бесов, то тогда совершенно прав тот, кто пишет, что «нераскаявшиеся грешники в час Суда не будут отличаться от бесов, поскольку время своей жизни они использовали, каждый день уподобляясь нечистым бесам».1173 Человек, упорствующий во грехе в этой жизни и не кающийся до последнего издыхания, продолжил бы грешить и в вечности, если бы смерть не прервала его жизнь. Следовательно, умирая, он избегает постоянного пребывания во грехе. Поэтому «он также получает вечное наказание, по справедливому решению Божьему».1174

4. К тому же тот, кто высокомерно продолжает грешить, презирает человеколюбие и бесконечную любовь Божью. Ведь при том, что Бог создал все и все даровал нам, мы оскорбляем Его, вызывая Его гнев. Святитель Иоанн Златоуст приводит в качестве примера наказание Адама, которого Бог покарал «за единый грех», в котором «наш человеческий род» все еще продолжает пребывать. С того момента смерть вошла в мир «и до сих пор не упразднена из-за одного греха»! А мы, удостоенные не только материального рая, но и благ, гораздо более высоких, мы, которым Бог обещает небесные блага, мы, ежедневно грешащие, хотя с древнейших времен столько слышали и видели столько примеров, отрицательных и положительных, – какую же ответственность мы несем? Адам не видел того, что видели мы; «он был тогда первый и единственный, однако был наказан», да еще как жестоко! Скольких же наказаний достойны мы, несущие на себе не один, не два, не три, а «мириады грехов»? И божественный Златоуст добавляет: коль скоро так велико милосердие человеколюбца Бога, то тем большим будет и спрос Его с нас. Ведь если ты признаешь, что Бог человеколюбив, то согласись, что тем серьезнее повод для наказания, ибо мы грешим против такого Бога, Чье человеколюбие столь огромно.1175

Бог человеколюбив, – пишет преподобный Симеон Новый Богослов, – «но Он человеколюбив к тем, которые чувствуют Его человеколюбие, кто почитает Его и благодарит, как подобает».1176 Бог хочет спасения всех людей, Богочеловек Господь распялся за всех. Милосердие Божье не имеет границ, человеколюбие Божье беспредельно. Святитель Григорий Палама, глубоко проникнутый этими истинами, возглашает: «Увы! Как я смогу вынести невыносимые мучения, если не заслужу покаянием, пока есть еще время, человеколюбие Судии?».1177 Это имел в виду и святой Иоанн Дамаскин, составляя скорбное Последование о усопших, об этом он и пел, рыдая: «Безмерна есть блудно живущим мука [...], слезы недействительны и суд без милости».1178

Итак, читатель мой, «справедлив Суд Божий», как пишет, размышляя на эту тему, святитель Кирилл Александрийский: «Справедлив Суд, ибо Бог звал меня, но я не послушал; Бог учил меня, но я не внимал; меня убеждали, а я смеялся; уже изучив Божественное слово и поверив ему, я провел годы своей жизни в нерадении, небрежении, беззаботности, легкомыслии, головокружении от грехов и порочных радостях; месяцы и дни мои были заполнены трудами, стремлениями и усилиями ради временного, тленного, земного».1179

И преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Сам Господь Иисус Христос призывает всех, говоря: «Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Ин.12:35). Спешите путем покаяния, спешите на путь заповедей Христовых. А если не захотим послушаться Господа нашего Иисуса Христа и не постараемся, пока мы еще живем здесь, обрести от Него Царствие Небесное внутри нас, то когда отойдем туда, услышим справедливые слова, которые Он скажет нам: что же вы ищете теперь то, чего не хотели брать, когда Я давал вам? Сколько раз Я просил вас потрудиться ради того, чтобы Я мог дать вам Царствие Небесное, но вы не захотели и отвергли это, предпочтя земное и тленное; чего же вы хотите теперь? Какими же делами и какими словами надеетесь вы отныне обрести Царствие Небесное? Ведь сейчас уже не время труда, но время воздаяния».1180

Суд Божий справедлив вот еще почему. Как нас учит Господь, для грешников будут существовать различные степени наказания. Так что раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк.12:47–48). Согласно узревшему Горний мир святителю Василию Великому, «бит будет много» и «бит будет меньше» означает не окончание, а разницу в наказании. Поскольку праведный Судия воздаст каждому человеку по делам его (Мф.16:27; Рим.2:6), то один окажется достойным неугасимого огня с более или менее сильным пламенем, другой – достойным неусыпающего червя, вызывающего более или менее сильную боль, в зависимости от заслуг каждого [...]. А третий может быть осужден на тьму кромешную, где один плачет, а другой скрежещет зубами из-за непрерывных страданий.1181

О разных степенях наказаний, которые будут в вечном аду, Господь говорил, повествуя о городах, которые не примут проповеди святых Апостолов. Он сказал: «Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день Суда, нежели городу тому» (Мф.10:15). Он скорбит и о двух галилейских городах Хоразине и Вифсаиде и утверждает, что жители Тира и Сидона, городов, известных своей порочностью, приимут меньшее наказание в День Судный, ибо даже они не были до такой степени далеки от раскаяния. То же случится и со знаменитым Капернаумом, который будет наказан в День Судный тяжелее жителей Содома (Мф.11:21–24). Святой Златоуст, комментируя слова божественного Павла: скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! (Рим.2:9), – отмечает: иудей наказывается тяжелее, потому что тот, кто получил большее учение, достоин и большего наказания, когда преступает закон. «Таким образом, насколько мы рассудительнее и могущественнее, настолько большему наказанию подвергаемся за грехи».1182

Тот же отец замечает, что поскольку будут существовать различные меры вознаграждения для праведников – поскольку  и звезда от звезды разнится в славе (1Кор.15:41), то же самое будет происходить применительно к наказаниям грешников. Он приводит множество примеров, показывающих это «различие и неуклонную справедливость Суда» Божьего. Согрешили и Адам, и Ева, – говорит он, – но поскольку «не в равной степени согрешили, потому неодинаково и наказаны». Совершили убийство и Каин, и Ламех. Последний «сам себя укорил и осудил, он и получил прощение, а Каин, поступивший совершенно иначе, был наказан». И еще: «иначе Он наказал живших перед потопом, и иначе содомлян» и так далее.1183

Конец нашей земной жизни поистине ужасен; страшен и сокрушителен и Суд над миром, который совершит праведный Судия бесконечно благой Владыка Христос.1184 Поэтому вместо того, чтобы много рассуждать по этому поводу1185 и сомневаться в человеколюбии и справедливости Суда многомилостивого Бога нашего, давайте постараемся подвизаться в добродетели и благочестии, чтобы избежать справедливого наказания. И если нас охватит нечистый «огонь желания», то немедленно возведем ум «к тому, иному огню», и тогда огонь греховного желания погаснет. И если захотим сказать что-либо неподобающее и грешное, то вспомним о «скрежете зубовном», и страх этот станет для нас спасительной уздой. И если мы захотим похитить добро другого, то послушаем, что сказал Судия: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю» (Мф.22:13), – и так прогоним желание. И если нам нравится греховно развлекаться, то вспомним, что сказал богач Аврааму из своего места мучения: «Пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего и прохладил язык мой» (Лк.16:24).1186 Итак, будем постоянно размышлять об этом и говорить друг другу, чтобы избежать наказания. Ибо память об аде предохранит нас от падения в геенну.1187

Тот, кто верует в Господа, как пишет божественный Максим, – «боится геенны. И боящийся геенны удерживается от страстей».1188 А преподобный Фалассий Ливийский советует: «Умертви порок, чтобы тебе не воскреснуть мертвым» во время будущего Суда «и из малой смерти в великую (то есть вечную смерть) не перейти».1189 Итак, отныне положим начало покаянию и исправлению, ибо там покаяние неуместно и бесполезно.1190

«Если здесь, в этой жизни, в душе не воцарится Господь Иисус Христос, то она (душа) не может обрести другого спасения. Здесь, на земле, человек прежде рождается свыше от Божественной благодати и только тогда может видеть Царствие Божье», – пишет преподобный Симеон Новый Богослов. И в другом месте дополняет: «Так что каждый из нас, в какой бы грех мы ни впали, пусть не пеняет на Адама, лучше будем винить самих себя и принесем истинное и достойное покаяние. Но если кто не покается, пусть знает это слово Господа «тем, кто оттягивает время и не исполняет Моих заповедей, не кается немедленно, но отсрочивает: они не верят и не следуют Моим словам после столь многих и таких чудес, после Моего воплощенного учения и великого множества наставлений, которые Я распространил по всему миру. Земля распадется на части, будучи не в силах носить на себе этих высокомерных, неблагодарных и непослушных Мне». И они увидят обрыв под ногами своими и испугаются. Земля задрожит, и небо с грохотом поколеблется и свернется, как свиток. От этих ужасных знамений их жестокие и непреклонные сердца устрашатся, как у зайца перед закланием. Свет затмится; и падут звезды; солнце и луна померкнут. Из недр земли поднимется огонь и растечется вплоть до морских просторов. И как во время потопа разверзлись хляби небесные, и сошла вода и постепенно покрыла все множество людей, так и тогда разверзнутся недра земли, и выйдет огонь, но не понемногу, а весь сразу, и покроет всю землю и сделается огненной рекой. И что тогда будут делать те, кто говорит: «О, только бы меня оставили в нынешней жизни, и я не хотел бы и Царства Небесного»? Что будет тогда со смеющимися ныне и говорящими это? А мы что будем делать? Плакать каждый день? На этом ты настаиваешь? А те, кто противоречат, жалуются и делают еще худшее, как они тогда оправдаются? Разве они смогут сказать, что не слышали? Или что их ничему не учили? Или что они не познали имени, власти, силы и могущества Господа? Нет, мы ничего подобного не сможем сказать. Потому что тогда нам скажет Господь Иисус Христос: «О несчастные, сколько Я наставлял вас через Своих пророков, апостолов и почти всех рабов Своих? И сколько Сам Я просвещал и учил вас?».1191

Святой Златоуст считал весьма важным проповедовать учение об аде. Это то, о чем мы должны напоминать себе и другим и сегодня, в эпоху нравственного падения, когда все вокруг стремится отвратить нас от евангельского закона, от Неба и загробной жизни. «Тот, кто говорит о геенне, – с психологической проницательностью учил божественный отец, -будет вне опасности и душу свою сделает более целомудренной». Он спрашивает: Ты не говоришь об этом, потому что боишься «бремени слов»? Но если ты будешь молчать, то «погасишь ли огонь геенны»? А если будешь говорить, то зажжешь ли его? Говоришь ты или молчишь, огонь пылает. «Думай же об этом огне постоянно, чтобы никогда не попасть в него». Святитель подчеркивает, что размышление об аде делает душу целомудренной и тонкой. Ибо душа подобна воску: если ты обращаешь к ней холодные слова, то ожесточаешь ее и делаешь бесчувственной, тогда как обращая к ней речи пламенные, умягчаешь ее, будто «запечатлеваешь» на ней «Царский образ».1192

Поскольку некоторые выражали недовольство тем, что святой Златоуст столь часто говорил об аде и рисовал его живыми красками, он счел нужным ответить им следующими словами: «Видишь, как диавол преуспел в том, чтобы сделать нас врагами самих себя? Но давай соберемся с мыслями и посмотрим внимательно. Давай будем бдительны, чтобы стяжать и крепко удержать Вечную Жизнь. Давай отряхнем с себя окутывающий нас сон греха. Существует Суд; существует ад. Господь грядет на облацех. Река огненная простирается пред ним, червь неумирающий, огнь неугасающий, тьма кромешная, скрежет зубовный. И даже если вы бесконечное число раз будете выражать свое недовольство, я все равно не перестану говорить об этом. Существует вечный ад, а утешиться нечем; и помочь нам некому».1193

Давай же и мы, мой читатель, припадем к Преблагому Троичному Богу с покаянием, скорбью, болью и стенанием сердца, давай перестанем проводить нашу жизнь в пренебрежении к Его спасительным заповедям. Не будем забывать, что именно грех превратил диавола из яркой небесной звезды в раба темного и мрачного ада!...

* * *

1116

Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 36. Ст. 3 / ПСТ. Т. 7. Кн. 1. С. 398–399.

1117

Свт. Иоанн Златоуст. На Второе Пришествие... / PG. 59, 621–622; К Колоссянам. Слово 2. Ст. 5 / PG. 62, 315; Сл. 25. О будущем суде / PG. 63, 743. См. и то, что написано в главе «Будет Суд», С. 487–493.

1118

Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Колоссянам беседа 2. Ст. 5 / PG. 62, 315; На 1-е посл. к Фес. 8, 2 / PG. 62, 442.

1119

Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Колоссянам беседа 2, 5 и 6 / PG. 62, 315–317. В другом месте он говорит: «От сластолюбия все эти учения (учения, что не существует Суда и геенны) рождаются, потому что, если бы говорящие это захотели стяжать добродетель, то они быстро поверили бы и не сомневались в существовании геенны» (На Посл. к Рим. беседа 31, 4 / PG. 60, 673). И в другом месте: «Имеющие оскверненные пути и нечистую жизнь» – вот кто не верит в воскресение и суд, «ибо нет, не существует человека с чистой жизнью, который отрицал бы воскресение» (На Еванг. от Иоанна беседа 45, 4 / PG. 59, 257–258.

1120

Он же. На 1-е посл. к Фес. 8, 4 / PG. 62, 446.

1121

Об этом см. и то, что мы писали в главе «Будет Суд», С. 487–493.

1122

Свт. Григорий Палама. К всечестной во инокинях Ксении / Добротолюбие. Т. 5. С. 280.

1123

Свт. Иоанн Златоуст. О будущем Суде / PG. 63, 743; На Второе Пришествие... / PG. 59, 624.

1124

См.: Свт. Иоанн Златоуст. На Второе Пришествие... / PG. 59, 624.

1125

Он же. О будущем Суде / PG. 63, 744.

1126

Свт. Иоанн Златоуст. На Второе Пришествие... / PG. 59, 624; На Посл. к Рим. беседа 31, 5 / PG. 60, 676. И в беседе 45, 4 на Еванг. от Иоанна (PG. 59, 256) он пишет: «Что ты говоришь? Ты не чаешь будущего Воскресения и Суда: бесы их исповедуют, а ты не исповедуешь? Ибо Ты пришел, говорит (бес), чтобы здесь мучить нас прежде времени (Мф.8:29). А те, кто говорит о будущих мучениях, знают и о Суде, ответе и наказаниях».

1127

Свт. Иоанн Златоуст. Слово 25. О будущем Суде / PG. 63, 746, 748, 750.

1128

Νικοδημου «Άγιορείτου. »Έορτοδρόμιον. Βενετια, 1836. Σ. 307.

1129

Νικοδημου "Άγιορείτου. Νέα Κλῖμαξ... Κωνσταντινουπόλει, 1844. Σ. 303.

1130

Π.Ν. Τρεμπελα. Δογματικὴ τῆς «Όρθοδόξου Καθολικῆς »Εκκλησίας. "Άθῆναι, 1961. Τ. 3. Σ. 489.

1131

Свт. Иоанн Златоуст. Слово 25. О будущем Суде / PG. 63, 751; На 2-е посл. к Кор. беседа 10, 3 / PG. 61, 471.

1132

Он же. К Феодору падшему 1, 10 / PG. 47, 291; На Евангелие от Матфея беседа 23, 8 / PG. 57, 317–318.

1133

Νικοδημου «Αγιορείτου. »Έξομολογητάριον. Βενετια, 1855. Σ. 187–188.

1134

Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные... Вопросоотв. 2 / Творения. Репринт. Т. 5. С. 82–87.

1135

Архим. Иустин (Попович). Человек и Богочеловек. Гл. 20.

1136

Свт. Василий Великий. Беседы на пс. 33. Ст. 6 и 8 / Творения. Репринт. Μ., 1991. Т. 1. С. 293.

1137

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 5. Ст. 6. М., 1994. С. 534; К Феодору падшему, 1, 11 / PG. 47, 292.

1138

Преп. Симеон Новый Богослов. Т. 2. Сл. 66. Ст. 5 / Творения. ТСЛ, 1993. С. 161.

1139

Νικοδημου "Αγιορείτου. Νέα Κλῖμαξ... Κωνσταντινουπόλει, 1844. Σ. 36.

1140

Он же. "Εξομολογητάριον. Βενετια, 1855. Σ. 218.

1141

Свт. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему, 1, 12 / PG. 47,294–295; Толкование на св. Марка евангелиста. Беседа 69. Ст. 2. Μ., 1993. С. 704.

1142

Свт. Василий Великий. На пс. 33, 4 / Творения. Репринт. Т. 1. С. 290.

1143

Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Евр. беседа 1, 4/ PG. 63, 18.

1144

Геенна – от евр. «Гееном» – долина сына Еннома. Она находилась юго-восточнее Иерусалима. Во времена идолопоклонства там была статуя бога Молоха в виде быка, и когда в его честь возжигали огонь, то бросали туда младенцев и взрослых в качестве человеческих жертвоприношений. Поэтому долина эта и называлась «долиной плача». Царь Иосия (7 в. до Ρ.Χ.) объявил это место оскверненным и определил, чтобы туда сваливали все нечистое: мусор, трупы животных, людей, осужденных на смерть, непогребенных мертвецов. Уничтожение всего этого производилось путем сожжения, которое имело целью одновременно и очистить местность. Днем столбы дыма, поднимавшегося оттуда, заволакивали окрестности, а ночью на большом расстоянии были видны гигантские языки пламени. Отсюда это место получило название «геенны огненной» и стало символом ада, ибо люди говорили: «Чем-то подобным должно быть и наказание грешников в аду!». Вот почему Господь использовал этот образ, понятный Его современникам, чтобы описать тяжесть наказания и жестокость вечных мучений.

1145

Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 40 / PG. 45, 104 D-105 А.

1146

Свт. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему, 1, 10 / PG. 47, 289.

1147

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 27. М., 1992. С. 272.

1148

П.Ν. Τρεμπελα. Δογματικὴ τῆς «Όρθοδόξου Καθολικῆς »Εκκλησίας. "Άθῆναι, 1961. Τ.3. Σ. 493.

1149

Свт. Иоанн Златоуст. -Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 23. Ст. 7. Μ., 1993. С. 271.

1150

Он же. Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 31. Ст. 4–5. Μ., 1994. С. 850.

1151

См.: Н. Бердяев. Истина и Откровение (Афины, 1950). Н. Бердяев, во многом не соглашаясь с отцом Сергием Булгаковым, тем не менее полностью согласен с этой идеей. Кроме того, философ Н. Бердяев в своей книге «О предназначении человека», особенно в 3-й ч., гл. 2 (Геенна) отрицает вечность ада и присоединяется к еретическим учениям Оригена и его единомышленников. Ориген, пытаясь примирить Божественную благость с Божественной справедливостью, сформулировал воззрения, которые наша святая Церковь осудила как нечестивые на V Вселенском Соборе, следуя словам Господа: « Идите от Меня проклятые , в огонь вечный», и еще: «И пойдут сии в муку вечную , а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:41,46).

1152

Свт. Григорий Палама. Беседа 59. Афины, 1861. С. 244.

1153

Мученичество Поликарпа Смирнского / ΒΕΠΕΣ. 3, 24.

1154

Свт. Климент Римский. К Коринфянам. Послание II. Гл. 7 / Ранние отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 89. Это Послание «считается древнейшей сохранившейся христианской проповедью».

1155

Св. Иустин Философ. Апология I. Ст. 28, 52; Диалог с Трифоном иудеем. Ст. 45 / Творения. Репринт. М., 1995. С. 58, 82, 203.

1156

Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. I. Ст. 14 / Ранние отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 467.

1157

Свт. Кирилл Иерусалимский. Слово огласительное, 18. Ст. 19. М., 1991. С. 305.

1158

Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные... Вопросоотв. 267 / Творения. Репринт. Ч. 5. С. 291: «И это плод диавольского обольщения, что многие люди, забывая таковые и столь многие слова и выражения Господа, утверждают о конце мучений, чтобы скорей они могли решиться на грех. Но если когда-нибудь наступит конец мучений, то, во всяком случае, закончится и вечная жизнь [...]. Ибо каждому то и другое вечное дается в равной мере. Ибо отойдут, – говорит Он, – «сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46).

1159

Свт. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему, I, 9, 10 / PG. 47, 289–290.

1160

Он же. Беседы на Евангелие св. Апостола Иоанна Богослова. Беседа 5. Гл. 4 / ПСТ. Т. 8. С. 50; На пс. 48, 9 / PG. 55, 236.

1161

Он же. О смерти / PG. 63, 810.

1162

Свт. Иоанн Златоуст. Слово 25. О будущем Суде / PG. 63, 746.

1163

Свт. Кирилл Александрийский. Об исходе души... / PG. 77, 1072 ВС; 1073 А, 1076 Д.

1164

Νικοδημου "Αγιορείτου. Νέα Κλῖμαξ... Κωνσταντινουπόλει, 1844. Σ. 191.

1165

См.: П.Ν. Τρεμπελα. Δογματικὴ... Αθῆναι, 1961. Т. 3. Σ. 504–505.

1166

Он же. «Υπόμνημα εἰς τὰς »Επιστολὰς τῆς Κ. Διαθήκης. Τ. 1. Αθῆναι, 1956. Σ. 145–146.

1167

См.: Κ. Καλλινικου. "Ή ἁμαρτία κατὰ τὴν Χριστιανικὴν ἁντίληψιν. Αθῆναι, 1958. Σ. 125.

1168

Святой Никодим Святогорец отмечает, что «грех беспределен, согласно богословам, как оскорбление беспредельного Бога». Но он не называет имен богословов, которые, по его утверждению, характеризуют грех как «беспредельное» зло. (См.: Νικοδημου «Άγιορείτου. »Εξομολογητάριον. Βενετια, 1855. Σ. 87). Также на с. 221 «Эксомологитарии» он пишет: «Грех сам по себе есть некое беспредельное зло, поскольку это оскорбление беспредельного Бога и презрение к Его беспредельному величию». А на с. 222 он заключает: «Так что, насколько беспредельны совершенства и свойства Бога и насколько обильны естественные, сверхъестественные, общие, частные, тайные, явные дары, данные Богом тебе, о человек, настолько беспредельно зло твоего греха, о человек, все это презирающий и оскорбляющий». В другом месте, по поводу Иуды, недовольного тем, что женщина омыла драгоценным миром ноги Господа (Ин.12:5; Мф.16:10), он пишет: «Иуда неразумно рассчитал цену того мира, не подумав, что за это миро был отпущен тяжелейший долг грехов этой женщины. Долг этот не 200 или 300 динариев, не тысячи и десятки тысяч, но даже и целые миллионы, если бы были даны, все равно не могли бы искупить, поскольку грех, с точки зрения этики, это беспредельное зло, ибо он есть оскорбление и бесчестие для беспредельного Бога и всего Его естественного совершенства». (Νικοδημου «Άγιορείτου. »Έορτοδρόμιον. Βενετία, 1836.).

1169

Νικοδημου «Άγιορείτου. »Εξομολογητάριον. Βενετια, 1855. Σ. 234.

1170

См.: К. Καλλινικου. "Ή ἁμαρτία κατὰ τὴν Χριστιανικὴν ἀντίληψιν. Αθῆναι,  1958. Σ. 125.

1171

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие св. Апостола Иоанна Богослова. Беседа 38. Ст 1. М. 1993. С. 241.

1172

Он же. На 1-е посл. к Кор. 9, 1 / PG. 61, 77.

1173

См.: журнал ««Ο »Οσιος Γρηγόριος». 1976. № 1. Σ. 32. Изд. монастыря преп. Григория на Афоне.

1174

Μακαριου, ἱεροδ. τοῦ Πατμιου. Εὐαγγελικὴ Σάλπιγξ. "Άθῆναι, 1973. Σ. 317.

1175

Свт. Иоанн Златоуст. На 1-е посл. к Кор. 9, 1–2 / PG. 61, 75–77.

1176

Преп. Симеон Новый Богослов. Сл. 82. Ст. 6 / Творения. ТСЛ, 1993. Т. 2. С. 367–368.

1177

Свт. Григорий Палама. Беседа в форме письма к Иоанну и Феодору философам.

1178

Требник (большой). Последование погребения священников. Стихиры самогласны, глас 8: «Безмерна есть блудно живущим мука, скрежет зубны́й и плач неутешимый, мрак несветимый и тьма кромешняя, и червь неусыпаемый, слезы недействительны и суд без милости. Сего ради прежде конца возопиѝм, глаголюще: Владыко Христе, егоже избрал еси, со избрáнными Твоими упокой».

1179

Свт. Кирилл Александрийский. Об исходе души... / PG. 77, 1073 А.

1180

Преп. Симеон Новый Богослов. Т. 1. Сл. 25. Ст. 2 / Творения. ТСЛ, 1993. С. 230–231.

1181

Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные... Вопросоотв. 267 / Творения. Ч. 5. С. 291.

1182

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 5. Ст. 3. М., 1994. С. 528.

1183

Там же. Беседа 31. Ст. 4. С. 849.

1184

«Страшный конец смерти, и грозный Суд Владыки: огнь бо неугасимый уготовися тамо...» / Триодь Цветная. Суббота 7-й седмицы. Л. 336. На Хвалитех, стихира подобна 1-я, глас 6.

1185

Вообще говоря, вся проблема вечности, и вечности ада в частности, – одна из наиболее сложных, поскольку Господь и богодухновенные Апостолы не дали нам подробных объяснений и не показали в деталях состояние мрачнейшего места – ада. Об этом очень верно пишет преп. Максим Исповедник: «Учители Церкви по обитающей в них благодати могли многое сказать по этому вопросу, но, почтив это место молчанием, они сочли за лучшее воздержаться от более глубоких объяснений ради разумения многих, которые не в силах постигнуть глубину написанного» (PG. 90, 412 А). Святой Анастасий Синаит приводит в качестве такого примера «несчастного Оригена», который, дерзнув продвинуться далее данного нам Священным Писанием, впал в нечестивые мнения. Сего ради свт. Анастасий советует нам обойти этот вопрос дорогой молчания (Беседы на Шестоднев / PG. 917 С) и ограничиться только тем, что захотел нам открыть Сам Бог. И этого вполне достаточно, чтобы помочь нам достигнуть спасения наших душ. Если бы этого было недостаточно, то Триипостасный Бог не оставил бы нас в неведении.

1186

Свт. Иоанн Златоуст. На 2-е посл. к Кор. беседа 10, 4 / PG. 61, 472. См.: На Второе Пришествие... 1 / PG. 59, 621.

1187

Он же. Беседы ца Послание к Римлянам. Беседа 31. Ст. 4, М., 1994. С. 852.

1188

Преп. Максим Исповедник. 400 глав о любви. Сотня 1, 3.

1189

Преп. Фалассий Ливийский. К Павлу Пресвитеру. Сотня 4, 51.

1190

Преп. Иоанн Дамаскин. Против манихеев, 75 / PG. 94, 1573 В: Здесь есть способ изменения жизни, возвращения и покаяния. «А после смерти нет уже ни возвращения, ни покаяния – не потому, что Бог не будет принимать покаяние, ведь Он не может отрицать Самого Себя или отбросить сострадание. Но действительно душа после смерти уже не меняется... Как бесы после падения не каются, как ангелы не грешат ныне, но и те и другие получили неизменное состояние, так и люди после смерти приидут в неизменное состояние». О том, что там «покаяние не ко времени», см. и Иоанн Златоуст / PG. 50, 567. Эту истину наша Церковь воспевает в умилительном седальне: «Живущи на земли, душé моя, покайся, персть бо во гробе не поет, ни от прегрешений избавляет. Возопѝй Христу Богу: Сердцеведче, согреших Ти, прежде даже не осу́диши мя, пощади мя, Боже, и помилуй мя» (Октоих, гл. 3. В понедельник на утрени, после 1 стихословия седальны умилительны, седален 1).

1191

Преп. Симеон Новый Богослов. Слова 23 и 66, 6 / Творения. Ч. 1–2.

1192

Свт. Иоанн Златоуст. На 2-е посл. к Фес. беседа 2, 3 и 4 / PG. 62, 477, 478.

1193

Свт. Иоанн Златоуст. На 1-е посл. к Фес. беседа 9, 5 / PG. 62, 454.


Источник: Таинство смерти. / Василиадис, Николаос. П. - Сергиев Посад : Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1998. - 592 с.

Комментарии для сайта Cackle