Вечный Рай
Будущее Царство
Наконец наступило время попытаться пережить некое предвкушение райского блаженства праведных. К ним в День Судный Судия обратится с благосклонным и светлым взором и скажет ласковым голосом: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34).
О вечное Царство! К нему обращены святые надежды и стремления нашего сердца; к нему направлены все наши священные желания. Это высшая цель наших подвигов в добродетели. По нем мы испытываем ностальгию с тех пор, как были изгнаны из земного рая, к нему, плача и ликуя, скорбя и радуясь, мы спешим с тех пор, как Господь торжествующе восшел на небеса. Мы спешим к тому истинному упокоению, чтобы вошли в покой мы, уверовавшие (Евр.4:3). Мы, здесь сеявшие со слезами? Там мы будем пожинать с радостью (Пс.125:5). Дни многотрудного сеяния святых – правители ли они или управляемые, мудрые или немудрые, старые или молодые и младенцы, женщины или мужчины – нацелены на богатую жатву того вечного дня. Все эти святые, как некий всемирный легион, совершают через века свой путь наверх, чтобы унаследовать нескончаемую жизнь.
Давайте вознесемся и мы от суеты и лукавых обольщений этой жизни. Сделаем предметом нашего благочестивого исследования и богоугодных размышлений этот славный и нескончаемый золотой век. Уже одно упоминание о том блаженном наслаждении наполняет душу невыразимым утешением и окрыляет наши надежды. Ибо мы уверены, что там неустанная буря нынешней жизни собрала нам самые прекрасные и благоуханные цветы, сорванные от венка наших боголюбивых борений здесь, на земле. Потому что мы таинственным образом уверены, что там мы обретем не только все утраченное прекрасное и все святое, оставленное здесь, на земле, но и несравнимо более прекрасное и невообразимо более святое.
Райское блаженство несравнимо ни с какой святой радостью настоящего мира. Ибо все радости земной нашей жизни омрачаются страхом, не преступаем ли мы волю Божью и не пренебрегаем ли делом нашего спасения. И пока носим плоть, мы находимся в опасности. Но там мы навсегда освободимся от всего этого. Там нам не будет грозить опасность встретить гнев Судии. Именно эта радость вечного освобождения и обретения всежеланного рая исполнит нашу душу невыразимым весельем, которое в настоящей жизни мы не можем себе и представить. Ведь подобно тому, как слепорожденный не в состоянии описать или выразить многообразие красок и форм, яркость неба, гармоничные очертания и прекрасные цвета нашей планеты, так и нам недостает подходящих понятий и слов, чтобы передать чудеса новой жизни. И более того, слова и образы, используемые нами для описания будущего Царства, скорее затемняют действительность! Даже когда святые Божьи люди говорят нам о какой-либо стороне блаженной жизни в раю, открытой им Богом, мы все равно не в силах ощутить сладость Вечного Царства. Ибо как может представить сладость меда не знающий, что такое мед?1194 По поводу этого нашего бессилия преподобный Симеон Новый Богослов отечески советует нам: «Поэтому прошу вас, братия мои, давайте не будем стремиться знать лишь на словах эти несказанные блага Божьи – это невозможно даже для тех, кто учит об этом, а не только для тех, кто слушает. Потому что ни те, кто учит о духовных и божественных предметах, не могут дать ясных указаний примерами и представить действительную истину, ни те, которые слушают, не могут из одних их слов постигнуть точность объясняемого. Но мы должны бороться всеми силами и многими страданиями, чтобы войти в ведение этих предметов, постигнуть их на деле, на опыте. Только тогда мы будем просвещены и осведомлены о них по-настоящему».1195
Священное Писание, хотя и представляет нам богатые образы для описания рая, тем не менее учит нас через божественного Павла, который был восхищен до третьего неба: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Там божественный Павел услышал слова, которые ни один человек не в состоянии пересказать, и не позволено человеку изречь их в силу их святости (2Кор.12:4). В 21 и 22 главах богодухновенной книги Откровения таинник таинств Божьих и высокопарящий «орел Патмосский» описывает рай, или «Новый Иерусалим», как невесту, приготовившуюся к браку; как скинию, где Бог вечно обитает вместе с людьми, живущими в божественном блаженстве в обителях многих (Ин.14:2). Небесный Град нерукотворен, он всегда полон света и прекрасен, надежно защищен навек и предоставляет счастливейшее существование своим обитателям. Его основания, 12 Апостолов, украшены драгоценными камнями: ясписом, сапфиром, халкидоном, смарагдом, сардониксом, сердоликом, хризолитом, вириллом, топазом, хризопрасом, гиацинтом и аметистом. Стены города и все, что внутри, изготовлено из ясписа и чистого золота. Его жители пьют от «воды жизни», питаются от плода древа жизни (Откр.21:15–21; 2:7) и всегда видят лик Агнца Христа. Там нет храма, потому что весь этот город есть обиталище Вседержителя Бога и Агнца. В граде будущем (Евр.13:14), в раю (Лк.23:43), в граде Бога живого , в торжествующем соборе и церкви первенцев, написанных на небесах (Евр.12:22–23), в наследстве нетленном, чистом, неувядаемом, хранящемся на небесах для верных (1Пет.1:4), Господь будет пить вместе с нами новое вино (Мф.26:29) на большом ужине (Лк.14:15, 16), там Господь препояшется и посадит праведных, и, подходя, станет служить им (Лк.12:37).
Вся эта слава, нас ожидающая, в сравнении с которой наши нынешние временные страдания ничего не стоят (Рим.8:18), описывается в Новом Завете в символических выражениях и образах «вечери»1196 , «брака», «возлежания» на общей трапезе и так далее. Однако примечательно, что слово «рай», которое мы так часто употребляем, Новый Завет упоминает лишь трижды! В первый раз – когда Господь обратился со словами к разбойнику справа (Лк.23:43), в другой раз – когда Апостол Павел уверяет, что был восхищен в рай (2Кор.12:4), и в третий – когда евангелист Иоанн говорит о древе жизни, которое посреди рая Божьего (Откр.2:7). Это именно так, потому что во времена Господа это слово носило чисто материалистическое значение, и тогда сверхземное, нематериальное и божественное было бы связано с материальными предметами. И это является важным уроком для нас: мы должны говорить о небесных реалиях в осторожных и сдержанных терминах, не излагать и не обсуждать божественных предметов земным и материальным образом...
Невыразимая и непостижимая красота
Давайте посмотрим, в каких выражениях говорят божественные отцы о вечном блаженстве праведных. Тем более, что отцы, как замечает святитель Григорий Богослов, не исследуют «земным образом» духовные предметы или «возвышенные приниженно», но говорят о таинствах Царства с удивительной точностью и священным трепетом!
Святитель Иоанн Златоуст пишет: постарайся помыслить себе ту жизнь, насколько это возможно. Некоторое представление мы получаем из того символического и загадочного, что написано о ней. От той жизни отбежé болезнь и печаль и воздыхание (Ис.35:10). Этого блаженного конца достигнут те, кто неизменно и упорно шел путем добродетелей Христовых. Там, продолжают «златые уста», никому не придется бояться болезни или бедности; там нет угнетателей и угнетенных. Там не увидишь «разгневанного или завистника», одержимого «непотребным желанием» или «упоенного властью (над другими)». Там утихнут все страсти, все будет исполнено мира, радости и веселья. Дни будут ясные и безоблачные, всюду сияние и свет. Свет не такой, как сейчас, но иной, отличный от него. Он будет настолько ярче, насколько солнце ярче светильника. Там не будет старости и бед ее. Там исчезнут все проявления нашей тленной природы, и везде будет царить нетленная слава. Но главное из всех благ – это постоянное наслаждение от «общения со Христом», «с Ангелами, Архангелами, с Вышними силами». Кроме того, «там не будет больше ни мятежа, ни войны; в хоре святых будет царить полная гармония, ибо мнения их будут едины».1197 Там будут господствовать любовь, согласие, тесное единство всех святых – обитателей Царства.
Там настоящая жизнь, освобожденная от смерти, имеющая чистые блага. Там «все радость, все мир, все любовь, все счастье, все веселье, все истинно и неподдельно» и непреложно. Там нет «гнева, скорби, сребролюбия, телесной страсти, голода, богатства, бесчестия и тому подобного».1198
Святитель Василий Великий пишет: «Это страна живых, где нет ни ночи, ни сна – образа смерти. Там нет материальной пищи, ни питья – подтверждений нашей немощи, ни болезни, ни болей, ни лечебниц, ни судов, ни торговли, ни искусства, ни денег – начала зла, причины войн, корня вражды; там страна живых, не умирающих за грехи, но живущих истинной жизнью во Христе Иисусе».1199
Кроме того, Царство Небесное – это не жизнь в бездействии, пассивности и полусне. Это не приложение веков к векам; это не что-то бесцветное и не состояние сна, изнеженности и полной беззаботности. Давая наставления евангелисту Иоанну, что нужно написать епископу Церкви Сардийской, Господь добавил: «...у тебя в Сардисе есть несколько человек которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах» (Откр.3:4). Так что «будущая блаженная жизнь представляется» Святым Духом «как жизнь и движение (будут ходить), как жизнь динамичная, а не статичная».1200 Там жизнь будет творческая, совершенно отличная, разумеется, от здешней жизни. Там будет больше жизни и больше движения, чем здесь. И все это будет происходить вне времени и пространства, без смены дня и ночи, без шума, поспешных и нервных движений. Все, что будет там, не будет «лукавым обольщением» и «суетой» (Еккл.1:13; 2), полной беспокойства, страдания и слез. В той жизни не будет тревоги, волнения и драматизма. Это будет творческий полет в вечное настоящее, истинная жизнь в лоне животворящей, светоначальной, преблагой и блаженной Троицы! Мы отправимся в миры новые, невообразимо прекрасные! Мы будем жить в мире вечно новом, вечно светлом и сияющем, вечно святом, где благодать Господа Иисуса Христа, и любовь Бога Отца , и общение Святого Духа (2Кор.13:13) будут постоянным и неотъемлемым достоянием избранных и возлюбленных чад Божьих, духов «праведников, достигших совершенства» (Евр.12:23). И все это посреди мира Божьего, который превыше всякого ума (Флп.4:7).
Святитель Фотий Великий обобщает все это в прекрасном послании, которое он написал своему брату Тарасию, чтобы утешить его в смерти его дочери. Святой отец представляет явление отцу усопшей девицы, которая описывает тот мир, говоря: «Мы здесь, в раю, полны бодрости и ведения. Мы обладаем «божественной и небесной мудростью» и наслаждаемся неизглаголанными благами. Вся наша жизнь здесь – это «праздник и веселье: мы, светлые, обитая в нетленных и чистейших телах, светло лицезреем Бога», насколько возможно человеку Его видеть. И, наслаждаясь невыразимой и невообразимой красотой, «непрестанно ликуем», никогда не чувствуя насыщения. Напротив, избыток этого чудесного наслаждения делает сильнее и глубже нашу любовь к Богу. И хотя мы наслаждаемся Божественным ведением, это наслаждение умножает святое стремление к ведению, и это стремление никогда не прекращается и никогда не иссякает.1201
Обόжение человека
Господь наш Иисус Христос сделался человеком, чтобы не только спасти нас от греха, но и чтобы восстановить полноту нашего общения с Богом, которую мы потеряли. Господь стал человеком, «чтобы мы обόжились», – пишет святитель Афанасий Великий.1202 В другом месте он отмечает, что Он сделал нас, людей, сыновьями для Отца и обόжил нас, Сам сделавшись Человеком.1203 А святитель Григорий Богослов, боголепно раскрывающий нам Священное Писание, возглашает: «Христос принял меньшее», то есть человеческую природу, чтобы даровать нам'большее», то есть обόжение. Потому и мы должны сделаться богами ради Него, ибо и Он ради нас сделался Человеком.1204
Это не просто благочестивые желания. Ведь обόжение человека было целью всего божественного творения, оно – конечное предназначение человека.1205 Это засвидетельствовано и трагическим фактом падения первозданных. Что сказал Еве лукавейший враг? Он сказал ей: «Вы не умрете , если вкусите запретные плоды, но знает Бог, что в день , в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4–5).
Однако в то время как мы были введены в заблуждение обольстителем и поспешили достигнуть своего обόжения без Бога, человеколюбивый Бог никогда нас не оставлял. Сын и Слово Божье воплотился, распялся и вознесся на небо, Он и сейчас еще предстательствует о нашем спасении, – говорит святитель Григорий Богослов, – так как Он обладает и телом, которое получил, сделавшись Человеком, до тех пор, пока не сделает меня богом силой воплощения.1206
Но что мы подразумеваем, говоря об «обόжении нашей человеческой природы и обоготворении праведных»? Мы полагаем, что люди через обόжение соделаются причастниками Божеского естества (2Пет.1:4), станут «сынами через причастие», благодаря Божественному. Воплощению. Только Слово есть Сын по естеству. Мы, люди, становимся «богами по благодати»: мы пропитываемся Божеством, как раскаленное докрасна железо пропитывается жаром огня.1207 Так что мы становимся причастниками Божеского естества , «но всегда при условии, что человеческая природа не уничтожается, поглощаясь беспредельной Божеской природой, но по своим ограниченным возможностям приобщается доступным ей образом жизни и славы неприступного Бога». В то же самое время каждый из праведников сохраняет «свою индивидуальность», которая, «будучи возвышенной до приближения к божественному, остается, однако, ограниченной».1208 Обόжение начинается в настоящей жизни с аскетизма и подражания святым добродетелям благого, праведного, кроткого и человеколюбивого Бога, но исполнится оно в Царстве Божьем. Тогда человеческая природа праведных сделается нетленной, просияет, освятится и прославится. И все эти качества она усвоит без какого бы то ни было онтологического изменения. Ибо обόжение – «это возвышение до чего-то лучшего, а не уменьшение или изменение природы».1209
Эта великая тайна нашего обόжения (Еф.5:32), этот бесценный дар и эта безмерная честь, оказанная нам всемилостивым Богом, основываются на обόжении человеческой природы в лице Христа. Как «во Христе Бог Слово воспринял реальную плоть», оставаясь, однако, непреложным в Своем Божестве, и как «воспринятая природа была сделана Богом, не претерпев изменения», подобным образом Бог возрождает духовно и «блаженную душу». В то время как душа продолжает оставаться человеком, Он «обожествляет» ее.1210 Следовательно, в Вечном Царстве каждый из праведных сохранит свою личность, которая будет четко отличаться от трех Лиц единосущной и нераздельной Святой Троицы. Обόженная человеческая личность не будет соединенной «сущностно и ипостасно» с одним из Лиц Святой Троицы. "В то время как Слово, будучи беспредельным Богом, обитает в неприступном свете (1Тим.6:16) «и никто не может к Нему приблизиться по причине преизбыточествующего сияния», мы, однако, соединяемся с Его обόженной человеческой природой и все вместе составляем Его Тело, – полнота Наполняющего все во всем (Еф.1:23). Потому что Бог поставил Его выше всего, главой Церкви (Εφ.1:22), «главой высокой, находящейся превыше всего, выше Ангелов, выше Архангелов».1211 Но поскольку тело есть дополнение головы, а Христа, то есть голову, исполняющую все во всем необходимом, дополняет Церковь, то божественный Златоуст заключает: «Тело Его составлено из всех (верующих). Тогда наполняется голова, тогда тело становится совершенным, когда мы все соединены и связаны».1212
Благодаря одежде духовного нетления, которую в Будущем Веке нам дарует наш Господь, поправший смерть, воскресший и вознесшийся в теле на небеса, станем и мы нетленными и вечными. Конечно, нетление «составляет свойство духовной и неизменной сущности Бога» (см. 1Тим.1:17). «И как только творение входит в нетление (по благодати), оно обоготворяется». Так что «обόжение природы человека во Христе понимается всегда как ее нетление, как просветленный и блаженный вход в бесконечный Божий век. Этого вхождения творения в нетленное лоно небес Господь достиг всем Своим спасительным делом на земле, в особенности же Своим живоносным Воскресением из мертвых».1213 Именно это мы воспеваем в День Воскресения: Тот, Кто как всемогущий Бог избавил и сохранил невредимыми от огня печи трех благочестивых отроков, сделавшись Человеком, подобным нам, но «без греха», как смертный, переносит страдания и претепевает крестную смерть. Но этими Своими Честными Страстями, за которыми последовало Его светоносное Воскресение, Он облекает человека в светлые одежды духовного нетления и обновления, дарует ему красоту нетления и бессмертия.1214
Однако эта великая и таинственная истина1215 станет понятной далее (разумеется, лишь отчасти, поскольку мы живем еще в нынешнем веке), когда мы будем описывать блаженство и нескончаемое благоденствие праведных в многожеланном раю.
Блаженство праведных
Блага, которые будут вечно изливаться во время будущего Царства от Того, Кто красен добротою паче сынов человеческих (Пс.44:3), на Его Невесту, Церковь, мы не можем ни описать, ни понять и прочувствовать. Мы и представить себе не можем богатое духовное сокровище и изумительную красоту, которой будут наслаждаться души праведных, собирающихся в кущах небесных. Вот почему, как говорит преподобный Никодим Святогорец, некий мудрый и благочестивый учитель имел обыкновение всегда повторять достопамятное изречение: «Раю, мы можем насладиться тобою, но не можем тебя понять!».1216 Божественный Павел пишет, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Но, исходя из Священного Писания и под надежным руководством богопросвещенных отцов, мы можем сказать следующее. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя богодухновенное слово Апостола Павла: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.3:27), отмечает: Апостол не сказал: «Все вы, во Христа крестившиеся, от Бога родились». Ибо, поскольку ты облекся во Христа, как в одежду, и имеешь внутри себя Сына, и поскольку ты уподобился Ему, то ты достиг некоего сродства и некоего сходства с Ним. О другом апостольском слове: все вы одно во Христе Иисусе (Гал.3:28) – тот же отец отмечает: «Вот почему он нам говорит: «Все вы имеете один лик, один образ – Христов [...]. Эллин, и иудей, и бывший раб не ангельский, не архангельский, но Самого Владыки всяческих образ получает обратно» и являет в самом себе Христа».1217 Так что облечение во Христа, которое мы воспеваем в прекрасном стихе «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа», торжественно звучащем во время Таинства Святого Крещения и на Литургии великих праздников вместо «Трисвятого», и есть нечто такое, что во всей полноте будут переживать святые в Царстве Божьем. Это невыразимо радостное переживание является составной частью того, что мы называем обόжением человека.
Евангелист Иоанн сообщает, что нам ... еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1Ин.3:2), в состоянии Божественной славы, которая отразится и просияет и в нас, как в некиих духовных зеркалах. Конечно, верующий в своем духовном опыте и приобщении к Божественным Таинствам частично и неполно переживает и сейчас (1Кор.13:9) таинство будущей жизни. Но какими мы станем тогда и как узрим славу Христову (1Ин.3:2; 17:24), полностью нам будет открыто там. Это откровение, которое мы будем переживать уже чисто и ясно, составит часть неописуемого блаженства Царства Божьего. И то, что мы открыто и ясно, непосредственно, лицем к лицу будем видеть сияющий лик Христов (1Кор.13:12; Откр.22:4) (разумеется, не в сущности Его, но в нетварных энергиях), что праведники, уподобившиеся Богу по благодати, воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф.13:43), – являет собой невообразимое счастье и неизглаголанную славу. Но это вовсе не означает, что их сияние будет всего лишь таким, как сияние солнца. Образ солнца использован потому, что мы, люди, не знаем светила ярче солнца.1218
Верные в Царстве Божьем будут находиться вместе с теми, кто вечно и неизменно пребывают там, будучи «малыми светилами», окружающими великое светило.1219 "Там царствует Троица и концентрированное сияние Божества, то есть троическая яркость и излияние света».1220 Горгония. прожившая такую святую жизнь, как лишь немногие, после смерти оказалась председящей вблизи Триединого Бога в Царстве Небесном, где, согласно ее брату, святителю Григорию Богослову, шум празднующих, сонм Ангелов, небесный чин, зрение славы всей в совокупности вышней Троицы, а также чистейшее и совершеннейшее Ее сияние [...], и Она излучает в наши души весь свет Божества.1221 Брат этого отца, Кесарий, вечно пребывает рядом с Богом в свете, в славе, в величии. И в другом случае, обращаясь к усопшему отцу своему, божественный Григорий восклицает: «Дай нам знать, на какой ты ступени славы и какой свет окружает тебя».1222
Праведники, отмечает святитель Григорий Палама, просияют Божественным светом в Царстве Небесном и «как порождения этого света будут удостоены зреть Божественное сияние Христа». Для великого солунского иерарха зрение Бога лицем к лицу "не означает зрение сущности Бога, но Его славы». Эта божественная слава, которая «была полностью передана человеческой природе, объединившейся с Богом Словом, делается в Духе Святом доступной зрению и причастию людей».1223 Об этой славе пророчествовал и пророк Даниил. Говоря о воскресении мертвых, он добавил: «И разумные (те, кто познал Бога и жил согласно Его воле) будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» (Дан.12:3).
Об этой славе праведных в Невечернем Царстве Троичного Бога преподобный Симеон Новый Богослов пишет:
«Когда откроются книги совести святых, тогда воссияет в них Христос и Бог наш, обитающий теперь в них сокровенно, и святые сделаются подобными Ему, Богу вышнему. Откуда это видно? Послушайте самого Христа Спасителя, Который говорит: «Тогда просияют праведные, как солнце» (Мф.13:42). О каком другом времени говорит Он, если не о времени Второго Пришествия Своего? И о каком другом солнце, если не о Себе Самом, именуемом Солнцем Правды, воссияющем и сияющем во святых Своих? Это же явно говорит и Иоанн, наперсник Господень: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божьи; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» (1Ин.3:2). И Апостол Павел говорит: «Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12).1224
Преподобный Никодим советует верующему, если тот хочет уберечь себя от греха, помнить и запечатлеть в своем сознании «все те вечные и неизглаголанные блага [...], ту сладчайшую радость рая, неизреченную небесную славу, непреходящее веселие, невечерний и не заходящий свет, блаженное зрение и ведение Бога, которое есть конечный предмет и главное наслаждение всех блаженных [...]. Там радость – это сама радость, без печали, там жизнь – это сама жизнь, без смерти, там свет без тьмы [...], там все блага, и только блага, без всякого зла».1225
Отдаленное ощущение этого блаженства мы получим, если вспомним духовное ликование, испытанное тремя Апостолами, присутствовавшими при святом Преображении Спасителя, просиявшего, как солнце. Как известно, во время Своего божественного Преображения Спаситель показал ученикам лишь малую долю света Своего Божества; Он открыл им лишь некоторые, неясные и избирательные, признаки Своей Божественной славы. Но святые Апостолы-очевидцы были настолько поражены и потрясены этим лицезрением божественного света Преображения, что Петр, от имени и двух других, сказал Господу: «Хорошо нам здесь быть» (Мф.17:4). И «златые уста» замечают: если Петр, увидев только бледный образ будущего, «сразу забыл обо всем» от той несказанной радости, которой преисполнилась его душа при виде этого зрелища, то что же можно сказать, когда перед нами явится вся истина, когда откроется Царство, когда человек увидит Самого Царя не сквозь тусклое стекло, гадательно но лицем к лицу (1Кор.13:12), уже не через веру, но воочию?1226 Лицезрение прекраснейшего и желаннейшего для мира лика Христова будет вечно «питать» и непрестанно радовать праведных.1227 Но это зрение бесконечно желанного Христа будет радовать их тем более, что, как пишет божественный Павел, все мы уже из настоящей жизни, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу (2 Кор.3:18), ибо как некие духовные зеркала мы отражаем славу Господню. Так происходит наше преображение, и мы обретаем тот же славный образ Господень.
Там «тела святых станут подобными преславному телу Спасителя, каким оно явилось Апостолам в день Преображения».1228 Там «мы будем видеть Господа и исполнимся большего, более святого и чистого наслаждения; вокруг нас будет сиять то светлейшее излучение, которое озарило святых Апостолов во время божественнейшего Преображения Христова. Но Царство Христа не ограничится Его зримым Богоявлением. Разумом, совершенно очищенным от всего материального и от всякой страсти, мы достигнем причастия к Его вышнему, мысленному светолитию. Мы стяжаем причастие «к единству превыше ума» – к непостижимому разумом Божеству Святой Троицы. Это совершится, когда непостижимым образом, благодаря Его неизъяснимому сиянию, мы узрим Святую Троицу, что сделает нас блаженными и божественно явит нас подражателями небесных Ангелов. Действительно! Тогда мы будем «равны Ангелам» и «сынами Божьими, будучи сынами Воскресения».1229
Святой Симеон Новый Богослов размышляет своей преподобной душой о «пребеспредельном преизобилии преизбыточествующей славы» прославленных святых в Будущем Веке и замечает: «Христос будет видим всеми и Сам будет видеть бесчисленные мириады и пристально озирать всех, так что каждому будет казаться, что Он смотрит именно на него и что он наслаждается Его беседой. Более того, каждый будет объят Его любовью, так что никто не будет огорчен тем, что Христос пренебрег им или не заметил его. Сам Христос будет и венцом, венчающим головы всех святых. И не меняясь, не становясь иным, чем Он есть, Он явится инаковым каждому человеку, будет уделять Себя каждому, как подобает и как он того достоин».1230
Согласно святому Никодиму, в блаженстве рая «наши глаза постоянно будут видеть свет и славу Триединого Божества: насы́щуся, внегдá явити ми ся славе Твоей (Пс.16:15). Наши уши вечно будут слышать сладчайшее псалмопение Ангелов и святых. Наши уста и язык будут непрестанно славить Бога: блажени живущии в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя (Пс.83:5). Наши руки всегда будут воздеты к Богу, а ноги наши будут ступать по златым тропам Горнего Иерусалима. Вообще всем нашим членам предназначено стать прославленными вечно»!1231
Нескончаемая радость рая
Богочеловек Господь в своей первосвященнической молитве открыл нам также, что есть «Вечная Жизнь». Он сказал, что «Вечная Жизнь» это постоянное возрастание верных в ведении Его, единого истинного Бога, и Иисуса Христа, посланного Им в мир, через живое приобщение к Богу Отцу и наслаждение Его безмерными совершенствами (Ин.17:3; 14:8–9; Мф.11:27). Эта блаженная жизнь никогда не подойдет к концу, и праведные будут жить ею в вечном свете Божественной славы.
Святитель Григорий Назианзин рассуждает: «Праведников, которые творили добро и которые воскреснут, чтобы наслаждаться вечной жизнью (Ин.5:29), после Всеобщего Суда ожидает несказанный свет и «зрение Святой и Царственной Троицы», просвещающей ярче и светлее и наполняющей ум тех, кто стал частью тела Господа Иисуса. Это «сияние», и «зрение» Святой Троицы, и «знание Бога», как я полагаю, – говорит святой Григорий Богослов, – и есть истинное Царство Небесное».1232 Святитель Василий Великий, углубляясь в слово Господне: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф.5:8), пишет, что Царство Небесное – это истинное понимание сущего, которое Священное Писание «называет и блаженством». И добавляет, что Царство Небесное – это будет духовное «зрение».1233 Преподобный Иоанн Дамаскин замечает, что после Всеобщего Суда праведные «воссияют, как солнце, вместе с Ангелами в Жизни Вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, видя Его всегда и, будучи видимыми Им, наслаждаясь непрерывным, проистекающим веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные века веков».1234
Нетрудно осознать, что видение, ведение и духовное зрение неизреченной красоты Божественного Лика вызовут у праведников неописуемую радость. Достаточно помнить, что «Бог – это беспредельное совершенство, нескончаемый океан всякой красоты, всего прекрасного, всякой гармонии, всякой мудрости и доброты». И когда богособранный сонм праведных будет погружаться «непрестанно все глубже в океан беспредельного совершенства Божьего», то будет вечно переходить от изумления к изумлению. Потому что праведники всегда будут лицезреть новые поразительные гармонии, благодаря которым будет возгораться их посвятительное служение «Тому, Кто является поистине единственно истинным Богом» и Который есть то, чего единственно «по существу желает душа». Все это приведет их в блаженный экстаз, который превратится в неустанное славословие величию Единосущной и Животворящей и Царственнейшей Троицы. Поэтому и святые Ангелы непрестанно поют Трисвятую песнь (Ис.6:3) без устали и пресыщения. Ибо «Трисвятое» – это «экстатический возглас» перед постоянно обновляющимися откровениями «изумительной красоты, великолепия и беспредельного совершенства Божьего».1235
Подобные ангельские восклицания, постоянно обновляющиеся и выражаемые непрерывным небесным, гармоничным гласом, будут переживать и души праведных в Царстве Троичного Бога. И именно это состояние возвеличил Псалмопевец, когда написал: «Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя» (Пс.83:5). Ибо, как замечает блаженный Августин, «все члены и внутренности нетленного тела, ныне предназначенные для различных необходимых нужд, будут преуспевать в хвале Богу, которая не явится необходимостью, а настанет полное, невозмутимое и безмятежное блаженство».1236
Более того, ведение Бога, которое будет постоянно возрастать, непрерывное, бесконечное и ненасыщаемое изумление праведных перед Женихом, Который красен добротою паче сынов человеческих (Пс.44:3), будет умножать их любовь к Нему. Чем больше они будут Его познавать, тем горячее будут любить, и чем горячее будут любить, тем слаще будет их хвала Ему. Точно так же, как свойственно святым Ангелам, которые тем больше любят Его, чем больше знают, а чем больше знают, тем больше любят. И, как пишет святитель Григорий Нисский, тот, кто видит Бога, никогда не насыщается! Чем больше он Его видит, тем сильнее становится желание на Него смотреть. И никогда не будет пресыщения от зрения Божественного лица.1237
Мы должны помнить, с другой стороны, что наш возлюбленный Господь будет главным предметом любви нашего сердца, которое освободится от всякого греховного искушения. Сердце наше исполнится всяческих благ и будет вкушать несказанную радость и невыразимую сладость вечных наслаждений. И хотя душа «забудет прошлые грехи и беззакония, все же нельзя будет забывать о своем избавлении от них, чтобы не быть неблагодарными Избавителю».1238 Эта благодарность будет умножена записанным на небесах посвящением Церкви первенцев своему Жениху. В Светлый Чертог Царства спешат «невесты Христовы, чистые девственные души», всегда имеющие в чистых и ясных очах «сияние Божье». Эти святые души, очистившиеся покаянием и подвижнической жизнью, будут жить светлыми со славным Женихом «жизнью нестареющей» во веки веков. И в Царстве Божьем они всегда будут лицезреть троичный свет. Следовательно, этот радостнейший и святейший союз Жениха Христа с Невестой Церковью «протянется через века в нерушимую и безмятежную бесконечность, и приобщение и передача благ и богатства Жениха Невесте Его Церкви будет продолжаться, всегда возрастая и никогда не истощаясь!».1239
Чаемая жизнь праведных
Блаженство рая будет состоять и в единстве всех нас под единым началом – Спасителем Христом. Нескончаемая и невыразимая радость, которую будут испытывать души от своего единения со Христом и от «зрения Святой и Царственной Троицы», будет возрастать и от единства бесчисленных сонаследников Христовых (Рим.8:17). Праведные, уподобившись Христу, обрящут в лице друг друга «притягательные черты прекрасного Жениха». Благодаря этим притягательным чертам каждый праведник будет привлекать других как лицо желанное и приятное, как лицо, лишенное слабостей и недостатков, источающее «аромат и благодать несравненной нравственной красоты и святости».1240
Это единение, которое будет господствовать в блаженнейшем и прекрасном Царстве, есть полнота и исполнение того единства, о котором Господь просил Бога Отца в своей первосвященнической молитве. Он просил, чтобы все верующие в Него сделались «едино» через любовь и единомыслие, которые воцарятся между ними. Он сказал: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе», потому что у Нас единая сущность и природа; прошу Тебя, «так и они да будут в Нас едино через причастие и соединение с Нами» (Ин.17:21). Он действительно хотел, чтобы и мы стали «единым по отношению друг ко другу в единодушии и единстве духа» и пребывали в единомыслии. И как Сын и Слово «по природе и истине едино» с Богом Отцом, так и мы, «будучи единородными друг другу», станем «едино по отношению друг ко другу по душевному устроению», имея в качестве примера и образца «естественное единство» Бога Сына с Богом Отцом.1241
В той желаннейшей и радостнейшей жизни и пророческий чин, и славный сонм боговестников Апостолов, и непобедимое воинство венценосных мучеников, благочестивое собрание преподобных и исповедников и всех вообще верных объединятся и будут отражением таинственного и естественного единства Пресущественной Троицы. Это не означает, очевидно, что мы будем приравнены к Ней, ибо это «невозможно»; мы будем объединены, насколько это достижимо для ограниченной человеческой природы. Мы будем жить блаженной жизнью нераздельной Троицы, насколько это возможно для ограниченных созданий.1242
Разумеется, в Царстве Божьем звезда от звезды будет разниться в славе (1Кор.15:41). Праведники получат неизреченное блаженство соразмерно вместимости сосуда, который они уготовали здесь, на земле, боголюбивыми бранями. Но несмотря на различие в славе, которое будет существовать между ними, как отмечает святитель Григорий Нисский, каждый будет обрадован при виде красоты другого, ожидая в ответ такой же радости от соседа. Каждый будет радоваться и радовать других.1243 И хотя каждый будет занимать в едином Теле Христовом место, отличное от другого, в соответствии со степенью добродетели, возделанной им на земле, тем не менее любовь и единство между всеми будут столь большими и тесными, что всех уравняют. Ибо «все члены равны для тела, потому что они образуют единое тело».1244 Они равны еще и потому, что тогда, когда все станут сынами света и просияют, как солнце (Мф.13:43), над всеми будет сиять «одна и та же благодать».1245 Поэтому те, кто записан гражданами неба, и называются «первенцами» (Евр.12:23). Ведь все – дети одного Отца, все – наследники Божьи, сонаследники же Христу (Рим.8:17) и, следовательно, имеют одинаковые права наследования.
То, что в раю будут разные степени чести и славы, подтвердил Сам Господь, когда сказал: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин.14:2). Это утверждение повторил и Апостол Павел, когда написал, что и звезда от звезды разнится в славе (1Кор.15:41). Святитель Василий Великий нас учит, что «обители многи» означает «различие в достоинствах», и как одна звезда отличается от другой яркостью, так случится и во время Воскресения мертвых.1246 Будут существовать различные степени чести и славы, поскольку «испытание всех будет строгое: даже если превосходство одного над другим невелико, пусть даже совсем незначительно, Бог примет его во внимание, каким бы оно ни было. В этом мы можем удостовериться и в Ветхом Завете. Лот был человеком праведным, но не в той же мере, что Авраам. Подобным образом Езекия был праведен, но не в той же мере, что Давид; и все пророки были праведны, но не столь же, как Иоанн Предтеча». Так что все праведные «вкусят не одного и того же, если одни хотя бы чуть-чуть превосходят других».1247
Преподобный Исаак Сирин отмечает, что все праведники обитают в одном радостном месте рая «нераздельно», но каждый просвещается мысленным Солнцем «в свою меру». Итак, различие духовных почестей и славы состоит в следующем: каждый получает благодать и радость по достоинству своей добродетели. «Каждый внутри себя радуется в свою меру, согласно данной ему благодати. И единое зрение у всех внутри, и единая радость».1248
Но не надо думать, что из этого различия может произойти соперничество между праведниками. Ибо одно из небесных благ блаженства заключается в том, что «никто находящийся ниже другого не завидует тому, кто выше его, подобно тому как и святые Ангелы совершенно не завидуют Архангелам. И никто не пожелает быть счастливее, чем он есть, точно так же, как всякий член тела доволен местом, которое занимает, и работой, которую исполняет. Так, палец не желает быть глазом, потому что оба эти члена служат гармоничному строению всего тела».1249 Кроме того, как отмечает преподобный Исаак Сирин, «Бог не допускает, чтобы существовала подобная страсть соперничества там, где «нет ни печали, ни воздыхания».
Итак, в раю будет блаженное общение и единство во Христе совершенных праведников. Там – богочестивые всякого рода и племени, всякого возраста и сословия, там «добродетельные жены и девственнопрекрасные дочери», там герои подвижники пустыни, но также и скромные и мудрые главы семейств, там почтенный старик и рассудительный юноша, там отроки и малые дети, которые, несмотря на свой нежный возраст, боролись и стяжали победный венец. Все, кто сеял здесь слезы покаяния, там пожнут вечное ликование. Там Пресвятая и Единосущная Троица, Единый Бог будет для них все во всем (1Кор.15:28) – завершением, исполнением и полнотой их блаженных надежд и чаяний. Они будут любить Единого Бога, никогда не насыщаясь. Ибо эта любовь – «великая награда, царство и радость, наслаждение и слава, и честь»; это «свет» и бесконечное счастье и блаженство, которое не выразить словом и не постигнуть разумом.1250 Богочестивые души там будут неустанно славить Единого Бога. Таинства мира сего там будут открыты. Нынешние недоумения и вопросы там получат ответы. Там разрешатся здешние загадки. Там страницы книги, «написанной внутри и отвне, запечатанной семью печатями», откроются «Сидящим на престоле», и их содержание станет известно счастливейшим праведникам (Откр.5). То, что сегодня нам кажется таинственным, явится премудрым, пресвятым, всесовершенным. То, что сегодня нам представляется бессмысленным, бессвязным или несправедливым, там откроется перед нами благодатнейшим, совершеннейшим, исполненным света и справедливости. Это откровение станет еще одним поводом для бесконечного славословия человеколюбца Бога, Который устроил все, настоящее и будущее, премудрым образом. Ибо «неудовлетворенные в настоящей жизни притязания человеческой души», жаждавшей «безграничного знания и славы, безмерного счастья и нескончаемой жизни, все исполнятся там».1251
Радостная встреча
Блаженство небесной и желаннейшей райской жизни будет возрастать еще больше, ибо там мы встретим и узнаем наших родных и друзей, скончавшихся в покаянии. Вопрос, который здесь часто лишает нас радости и усиливает скорбь: «Увижу ли я снова моих любимых? Встречу ли снова тех, с которыми вместе я жил и делил радость и печаль, тревогу и скорбь?» – там получит ответ. Там произойдет радостная встреча, которой жаждет наша душа. Там встретятся верные супруги, там снова процветет нежная улыбка, там раскроются объятия благочестивой матери навстречу своим боголюбивым детям и взаимно!... Потому что «жизнь вышней природы есть любовь», как отмечает святитель Григорий Нисский.1252
Об этом у нас есть свидетельства в Богодухновенных Евангелиях. Из Святого Преображения Спасителя мы узнаем, что три ученика признали в тех, кто беседовал с Господом, Моисея и Илию (Лк.9:30). Из притчи о богаче и Лазаре мы видим, что богач признал в загробной жизни и Авраама, и Лазаря (Лк.16:23). Этой истине учил Господь, когда утешал Своих учеников. Он дал им «добрую надежду» на встречу и уверил, что снова придет во время Второго и славного Пришествия Своего, чтобы взять их с Собой, чтобы и они были там, где пребывает Он (Ин.14:3). А Апостол Павел радуется, что фессалоникийцы, уверовавшие в евангельскую проповедь, были не только тогда его славой, радостью и венцом похвалы – они будут его радостью и венцом и в день Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа (1Фес.2:19–20).
Конечно, любовь, которая соединит нас в раю, будет любовью святой, кристальной, свободной от болезненного сентиментализма. Эта любовь будет основана не на родственных узах, как между супругами или между родителями и детьми. Это будет высшая любовь, чисто духовная, любовь «о Господе». Поэтому радость, которую мы будем испытывать от той святой любви, совершенно не будет умаляться тем, что некоторые из здешних наших знакомых и близких, возможно, не окажутся в прекраснейшем раю. Ведь в той пресвятой жизни кровь и плоть, родственные узы по плоти, мирские знакомства и все подобного рода связи не будут иметь никакого значения. Новые, нерушимые, вечные связи соединят тогда всех между собой и со Спасителем Христом и двумя другими Лицами Пресвятой Троицы.
Преподобный Иоанн Дамаскин, прекрасно обобщая учение нашей Святой Церкви по этому вопросу, пишет: «Пусть никто не думает, что никто никого не узнает во время той страшной встречи. На самом деле каждый узнает своего ближнего не телесным образом, но чутким душевным оком».1253 Замечание преподобого отца, что узнавание произойдет не по внешнему виду тела и чертам лица, весьма существенно, ибо в телах, которые воскреснут, не опознаем, как уже сказано, тех признаков и особенностей, которые присущи нашим тленным и земным телам.1254
Святой Иоанн Дамаскин в подтверждение этому приводит мнения святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и преподобного Ефрема. Согласно преподобному Иоанну Дамаскину, святитель Иоанн Златоуст говорит, что там мы узнаем не только тех, кого знали здесь, но и тех, кого никогда прежде не видели. Ведь ты никогда не видел Авраама, или Исаака, или Иакова, или патриархов, или пророков, Апостолов и мучеников. Но когда ты их увидишь во время той всеобщей и страшной встречи Второго Пришествия, ты узнаешь их и скажешь: вот Авраам, и Исаак, и Иаков, и прочие патриархи. Вот Петр и Павел, и все Апостолы. Вот праотец Давид и все пророки. Вот Иоанн Предтеча, и первомученик Стефан, и множество святых. Святитель Василий Великий, опять же согласно преподобному Иоанну Дамаскину, говорил, обращаясь к стяжателям: «Тогда, на Всемирном Судилище, тебя окружат все те, кого ты обидел, и будут твоими обвинителями. Ибо куда ни обратишь ты взор свой, везде увидишь «образы злодеяний». Здесь – сирот, там – вдов, по ту сторону – бедняков, которых ты бил кулаками, слуг, которых ты мучил, соседей, которых прогневал и так далее». Наконец блаженный Ефрем, «вернейший таинник Второго Христова Пришествия», учит нас, как передает преподобный Иоанн Дамаскин: тогда дети осудят своих родителей за то, что те не совершали добрых и полезных дел. Так что там будет «узнавание», ибо эту благодать Господь даровал праведникам. Тогда как грешники, согласно святому Афанасию Великому (мнение которого опять же приводит преподобный Дамаскин), будут лишены и этого утешения; они не будут иметь «способности узнавать друг друга»1255 и не получат, таким образом, и этой малой доли утешения.
Более подробно анализирует эту тему преподобный Симеон Новый Богослов в своих «Словах» которыми мы завершаем этот параграф. Он пишет: «Если святые станут подобны Богу и познают Бога так, как Бог познал их и как знает Отец Сына и Сын Отца, то и святые будут видеть и узнавать друг друга. Но даже и те, кто никогда не видел друг друга во плоти в этом мире, там будут знакомы».
Обращаясь к тем, кто сомневается в этой истине, преподобный укоряет их следующим образом: «Как не стыдитесь вы говорить, и спрашивать, и учить тому, чего не знаете, как будто обогатились ведением, превосходящим наши силы, и как будто вы поставлены учителями от Бога? Посему, как невозможно, чтобы Отец не знал Сына или Сын Отца, так и святые, став богами по благодати, имея внутри себя обитающего в них Бога, не могут не узнавать друг друга, но будут вечно смотреть каждый на славу другого и на свою собственную, как Сын смотрит на славу Отца, а Отец на славу Сына. Но какого рода будет слава святых? Такого же, как и слава Сына Божьего. И это Сам Он открыл Своими устами, говоря: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин.17:22). Ты видишь, что слава, которая предвечно была дана Богом Отцом Сыну, такой же дана и от Сына святым, и все они едино!».
После этого рассуждения преподобный Симеон Новый Богослов делает вывод: «Итак, те, кто говорит, будто святые не увидят и не узнают друг друга, когда придут в зрение Бога, те пребывают во тьме и не получили еще части у Бога и поистине не видели и не познали Бога. Но они говорят и утверждают то, чего не знают и никогда не видели. Ибо они говорят, что святые и тогда будут находиться как бы в экстазе, как и здесь они иногда приходят в божественный экстаз, забывая при этом и самих себя, и всех окружающих. И отсюда ясно, что утверждающие это неверно понимают Божественные Писания, полагая, что святые и там пребудут в том же отчуждении и экстазе, как бывает у них здесь. Им случается слышать, что такой-то святой пришел в видение Бога, и что ум его восхищен, и что столько-то дней и ночей он провел, совершенно не вспоминая ни о чем земном, забывая со всем прочим и о своем собственном теле, и что он прилепился к этому видению всей своей душой и всеми своими чувствами. И, слыша об этом, они помышляют, что нечто подобное произойдет и в иной жизни, в Царстве Небесном, и совершенно не знают божественного, и духовного, и невидимых таинств незримого Бога, непонятных и неведомых непросвещенным во тьме [...]. На самом же деле мы не будем там лишены узнавания и видения друг друга, ибо как призваны мы радоваться сиянию и видению Божественного света все яснее и яснее, так призваны мы знать Бога и видеть Его и друг друга все с большей ясностью, с невыразимой радостью и ликованием во веки веков».
Преподобный Симеон завершает свое «Слово» молитвой ко Господу и призывает обсуждающих эти великие и главные темы, касающиеся нашего вечного спасения, прекратить споры и досужие дискуссии. Вместо этого он советует им стараться жить святой жизнью, чтобы получить радость стать причастниками Вечного Царства. Он пишет: «Господи, даруй нам Твою Божественную благодать познать Тебя, почитать Тебя, как подобает, пребывая стойкими в святых Твоих заповедях. Вас же, братия, умоляю оставить эти обсуждения и споры и усердно заняться очищением ваших душ от всякой скверны плоти и духа – покаянием, слезами, смирением и исполнением всех остальных заповедей, чтобы вкусить и настоящих, и будущих благ в откровении, в ясном уме, в духовном видении».1256
Блаженство праведных будет нескончаемым
Рай мы можем стяжать в один единственный миг искреннего покаяния, подобно разбойнику на кресте, райской же радости и веселию не будет конца! Рай находится не во времени, он не в далеком или близком завтра. Рай находится в нескончаемой вечности. Блаженство, последний удел праведных, вечно, ему нет конца. «Покой и наслаждение на Небесах непрерывны, всегда неизменны и бессмертны: нельзя найти для них ни предела, ни конца».1257 Святитель Григорий Палама утверждает «непреложность» и вечность Царства Божьего и пишет: «Царство Божье как может быть кем-нибудь побеждено?». Ибо только одно оно из всего «непреходяще, непобедимо и вне всякого времени и века».1258 Вот почему Церковь воинствующая всегда помнит и поминает усопших. И это мы обещаем им, провожая их во время Последования погребения со словами: «Вечная тебе память, дорогой брате, ибо ты достоин блаженства и вечной памяти». Поэтому и вечная жизнь – понятие Будущего Века – «не внушает нам тревогу, но упование».1259 Мы ждем ее с желанием, упованием и радостью. Будущий Век – это не угроза, но торжество и исполнение наших святых чаяний и боголюбивых надежд. Те же, кто верят в земной рай, верят в утопию, так называемое «тысячелетнее царство»1260 , вводящее в заблуждение. Таким образом, получается парадокс: в то время как Царство Божье покаянием и исповедью достигается в каждый момент времени и, следовательно, может начаться уже в настоящей жизни, вечное блаженство будет непрерывно продолжаться во веки веков!...
Следовательно, и блаженство праведников, как и наказание грешников, будет вечным и бесконечным. Праведные тогда возгласят торжественным восклицанием книги Откровения: «Аллилуиа! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его (Церковь) приготовила себя. [...] Блаженны званые на брачную вечерю Агнца», которые будут причащаться вечной радости и блаженства. Чтобы не осталось никакого сомнения в этой бесконечной радости, святой Апостол Иоанн добавляет: «И сказал мне Ангел: эти слова, утверждающие блаженство верных через единство их со Христом, истинны, сии суть истинные слова Божьи (Откр.19:6–9).
Христианская Церковь с древнейших времен применила исключительно радостный образ брака к мистической связи Жениха, Господа Иисуса Христа, с каждой душой. Центральная идея всей книги богодухновенного пророка Осии состоит в словах Божиих: «И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: «муж мой» [...] И обручу тебя Мне навек» (Ос.2:16, 19). Таким образом, мистический союз Троичного Бога с душами праведных будет вечным и нерушимым.1261
То, что наша Святая Церковь в ежедневном умилительном доследовании Полунощницы поет: «Се, Жених грядет в полунощи...» («Се, твой Жених, который дает тебе божественный брачный чертог Его славы...»), говорит о том, что верная душа призывается жить с этим святым и сладким ожиданием. И насколько душа «блюдет чистоту, держа светоносные светильники» для встречи Жениха Христа, настолько высок уровень ее духовной жизни. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Нам надлежит выйти из мира и тела одеянными и украшенными всякой духовной добротой, если желаем достойно восседать за царской трапезой на брачной вечере вместе с друзьями Царя»1262 , то есть если мы хотим быть причастниками Вечного Царства Христа со всем сонмом святых.
Брат мой, после всего сказанного выше подумай вот над чем: для чего нам дано время жизни? Оно дано нам, чтобы мы приготовились к Вечной Жизни за гробом, чтобы здесь своей личной бранью и благодатью Святых Таинств нашей Церкви мы достигли освящения наших душ и стали достойными небесной славы и вечного счастья. И поскольку время нашей жизни коротко, иногда даже очень коротко, и поскольку это время не дается поровну всем людям, ибо одни уходят в вечность раньше, а другие позже, то правильное использование этого времени предопределяет наше вечное будущее. Когда-то лишь одного мгновения, лишь слов помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем (Лк.23:42), которые произнес с чувством глубокого сокрушения и жаром сердца разбойник, уверовавший в Царя Христа (хотя Он висел на Кресте, как преступник), было достаточно, чтобы даровать нам вечное счастье. Теперь, здесь, мы не можем узнать, почему Бог одним дает долгую жизнь, а другим немного лет жизни; это будет нам открыто там, в будущем Царстве, которое мы все желаем унаследовать.
Так что если нас не пугает ужасное Судилище, то пусть подвигнет нас хотя бы нескончаемая радость и веселие желаннейшего рая. Вместо того, чтобы страшиться «общей смерти, жатвы рода человеческого» – давайте пробудимся от тяжкого сна греха и устрашимся «губителя человеческого», диавола и греха. Ибо смерть как таковая – это не то, что временно отделяет душу от тела, но то, что навеки разлучает нашу душу с Богом. И ужасно тогда будет услышать злорадный голос всезлобного диавола: «Я победил воинов Христовых!». Давайте же «не будем радовать нечистых бесов» своей грешной жизнью, но будем бороться «мужественно, чтобы победить скверных бесов» с помощью нашего Господа Иисуса Христа, Богочеловека, заступничеством Пречистой Владычицы Матери Его, предстательством небесных Ангелов, наших невидимых стражей, и молитвами славного сонма святых. Если мы так совершаем свой путь, «если страх Божий имеем в сердце, если память смертную носим в душе», то все бесы, которые «против нас вооружаются» и готовятся нас покорить, найдут в нас стену нерушимую, ибо с нами будет Господь.1263 И тогда праведники услышат блаженный глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. И пойдут они в жизнь вечную» (Мф.25:34, 46).
* * *
См.: Марк Эфесский, Евгеник. Ответы на вопросы... / CFDS. Ser. 1. Vol. 8. Fasc. 11. P. 114.
Преп. Симеон Новый Богослов. Т. 2. Сл. 65 / Творения. ТСЛ, 1993. С. 136.
Евсевий Кесарийский, толкуя Господню притчу о великой вечере, пишет: «Оттуда переведи размышление на чаемое Царство Небесное и приди в разумение той воистину великой вечери, на которой души святых соупокоятся с Ангелами и Небесными Божественными Силами, на которой они будут питаться ангельским хлебом, когда боголепно исполнится реченное слово: «Хлеб ангельский ел человек» (Пс.77:25). И пища тогда не будет многообразной, не нуждаясь ни в привлекательности, ни в подслащении. Те, кто питал [кого-либо] в настоящий жизни, избранные Спасителем, будут питаемы только хлебом бессмертия, вызывающим вечную жизнь. Хлеб этот – питательный Логос душ, Ангелов и небесных мыслящих существ. Этому Он учил, говоря: «Я есмь хлеб жизни» (Ин.6:35). Ибо вся разумная природа святых живится причастием Богу Слову, Который изначально был с Богом». [Евсевий Кесарийский. Толкование на Еванг. от Луки / ΒΕΠΕΣ. 23, 279 (19–31)].
Свт. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему, 1, 11/ PG. 47, 291.
Он же. На пс. 114, 3 / PG. 55, 319; О умилении и терпении... / PG. 63, 883–885.
Свт. Василий Великий. На пс. 104, 5 / PG. 29. 493 С.
П.I. Μπρατσιωτου. 'Η 'Άποκάλυψις τοῦ 'Ιωάννου. Άθῆναι, 1950. Σ. 104.
М. Φωτιου. Επιστ. «Ταρασίῳ πατρικίῳ ἀδελφῷ παραμυθητικὴ ἐπὶ Θυγατρὶ τεθνηκυίᾳ» / Ν.Β. Τωμαδακη. Βυζαντινὴ 'Επιστολογραφία. 'Άθῆναι, 1969. Σ. 228.
Свт. Афанасий Великий. О воплощении Бога Слова. Ст. 54 / Творения. В 4-х т. Репринт. Т. 1, С. 260.
Он же. Против ариан. Слово 1. Ст. 38 / Там же. Т. 2. С. 227.
Свт. Григорий Богослов. Слово на Св. Пасху / Творения. В 2-х т. Репринт. Т. 1. С. 18: «Станем богами для Него, потому что и Он стал человеком для нас. Он принял худшее, чтобы дать лучшее».
Архим. Афанасий (Иевтич). Человек и Богочеловек.
Свт. Григорий Богослов. «Один Бог, один и посредник между Богом и людьми – Человек Иисус Христос (см. 1Тим.2:5) предстательствует еще и ныне как Человек за наше спасение, потому что у Него есть тело, которое Он принял, до тех пор, пока не сделает меня богом силой вочеловечения». Слово 30, о богословии 4-е, о Боге Сыне / Творения. Т. 1. С. 438.
Свт. Кирилл Александрийский. Слово 12 / PG. 75, 200 В: Мы «не являемся и не зовемся ни творцами, ни премудростью, ни Словом, ни сиянием. Всем этим является только Сын, и, следовательно, по природе Он не таков, как мы, но имеет особое рождение от Отца. И, таким образом, Он пребывает с Отцом Своим, но не так, как мы, получающие связь и единство с Ним причащением и приобщением, подобно тому, как и железо, приобщившись огню, прокаляется им насквозь».
П.Ν. Τρεμπελα. Δογματικὴ τῆς 'Ορθοδόξου Καθολικῆς 'Εκκλησίας. 'Άθῆναι, 1961. Τ. 3. Σ. 495.
Αναστασίου Σιναϊτου.'Οδηγὸς. Κεφ. 2 / PG. 89, 77. Прот. Г. Флоровский лаконично пишет: «Нет ничего «натуралистического» или пантеистического в термине обόжение. Обόжение означает внутреннее общение человеческих личностей с «Живым Богом». «Быть в Боге» означает принадлежать Ему и быть причастником Его совершенства. «Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы человек стал сыном Божьим» (Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 3. Гл. 10, 2). В Нем человек навсегда объединяется с Богом. «В Нем мы имеем Жизнь Вечную». Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2Кор.3:18). И в конце откроется во время всеобщего Воскресения и в «будущем мире», для всего творения, «Суббота благословенная», «День упокоения», таинственный «Седьмой день творения» (Г. Φλωροφσκυ. Θέματα 'Ορθοδόξου θεολογίας. 'Άθῆναι, 1973. Σ. 115).
А. Θεοδορου. 'Ή οὐσία τῆς 'Ορθοδοξίας. 'Άθῆναι, 1961. Σ. 268.
Π.Ν. Τρεμπελα. Δογματικὴ τῆς 'Ορθοδόξου Καθολικῆς 'Εκκλησίας. ‘Άθῆναι, 1961. Τ. 3. Σ. 495.
Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Ефес. беседа 3, 2 / PG. 62, 26.
А. Θεοδορου. Πάσχα, Κυρίου Πάσχα. 'Άθῆναι, 1976. Σ. 42.
«Отроки от пещи избавивый, быв Человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, един благословен, отцев Бог, и препрославлен» (Триодь Цветная. Канон Пасхи, песнь 7, ирмос).
Об обόжении подробнее см.: Ν.Π. Βασιλειαδη. Χριστιανισμὸς καὶ 'Ανθρωπισμός. 'Άθῆναι, σ.α. Σ. 539–550.
Νικοδημου 'Αγωρείτου. ‘Εξομολογητάριον. Βενετια, 1855. Σ. 21.
Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Галатам беседа 3, 5 / PG. 61, 656.
Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 47. Ст. 1. Μ., 1993. С. 489–490: «Это не значит, что они будут светиться точно как солнце. Но так как мы не знаем другого светила, которое было бы блистательнее солнца, то Господь употребляет образы для нас известные».
Свт. Григорий Богослов. Слово 18, надгробное отцу / Творения. В 2-х т. Т. 1. С. 288: Когда мы перейдем отсюда в истинную жизнь, то «вместе с пребывающими и неизменными существами будем ликовствовать как малые светы вокруг великого Света».
А. θεοδορσυ. 'Ή εἰκσνική-σιμβολικὴ ἀναλογία τοῦ φωτὸς ἐν τῇ θεολογίᾳ τοῦ ἄγίου Γρηγορίου τοῦ Ναζιανζηνοῦ. 'Αθῆναι, 1976. Σ. 97.
Свт. Григорий Богослов. Слово 8, надгробное своей сестре Горгонии / Творения. Т. 1. С. 188: «Глас празднующих, сонм ангелов, небесный чин, зрение славы и всей вышней Троицы более чистое и совершенное сияние [...] и оно озаряет наши души полным светом Божества».
Он же. Слово 7 и 18 / Там же.
Свт. Григории Палама. Беседа 34 / PG. 151, 432 С. Соответственно с этим святой Марк Зфесский учит: «(Божественную) сущность ни видеть, ни понять, ни узнать не в состоянии никакое рожденное естество и даже сами первенцы надмирных умов [...]. Божественная сущность необозрима для всех, кроме Единородного и Духа Святого. А мы постигаем Его благость и мудрость, преображаясь от божественных энергий и познавая Творца через творение. Таково есть то, что можно знать о Боге, что Он открыл всем людям (Рим.1:19)». (Св. Марк Эфесский, Евгеник. Ответы на вопросы... / CFDS. Ser. 1. VoL 8. Fasc. 2. S. 109).
Преπ. Симеон Новый Богослов. Слово 45. Ст. 10 / Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 412.
Νικοδημου 'Αγιορείτου. 'Έξομολογητάριον. Βενετια, 1855. Σ. 218–219.
Свт. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему, 1, 11 / PG. 47, 292.
Свт. Кирилл Александрийский. Об исходе души... / PG. 77, 1081 А.
Вл. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Гл. 11. Μ., 1991. С. 177.
Свт. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. Гл. 1. Ст. 4. СПб., 1994. С. 27.
Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 52. Ст. 1 / Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 479.
Νικοδημου 'Αγιορείτου. 'Έξομολογητάριον. Βενετια, 1855. Σ. 220.
Свт. Григорий Богослов. Слово 15, говоренное безмолвствующему отцу: «И первые (сотворившие благо) наследуют неизреченный свет и созерцание Святой и Царственной Троицы, Которая будет сиять сильнее и чище, и всецело соединятся с всецелым умом, в чем едином и поставляю Царствие Небесное» / Творения. Т. 1. С. 236–237. Эту же истину святой Григорий подчеркивает и в другом месте: «Я думаю, что оно (Царство Небесное) есть не что иное» как достижение чистейшего и совершеннейшего. А совершеннейшее из всего сущего есть вéдение Бога. Но до тех пор, пока мы земные, то одно мы понимаем, а другое имеем, а частью да сберегаем для себя в тамошних сокровищницах, чтобы в награду за труды приять всецелое познание Святой Троицы, какова Она есть, и по качеству, и по количеству». (Сл. 20, о поставлении епископов / Там же. С. 305). Достойно внимания, что святой отец подчеркивает тот факт, что наследование Божественного сияния преподобной душой будет «жатвой», то есть достойным плодом боголюбивых трудов и браней на земле.
Свт.Василий Великий. Посл. 8, 12 / PG. 32, 265 ВС.
Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 27. Μ., 1992. С. 272.
Π.Ν. Τρεμπελα. Δογματικὴ τῆς 'Ορθοδόξου Καθολικῆς 'Εκκλησίας. 'Άθῆναι, 1961. Τ. 3. Σ. 498.
Блаж. Августин. О Граде Божьем. Кн. 22. Гл. 30. Репринт. М., 1994. С. 399.
Свт. Григорий Нисский. О жизни Моисея / PG. 44, 404 Д-405 А.
Блаж. Августин. О Граде Божьем. Кн. 22. Гл. 30. Репринт. Μ., 1994. С. 399.
Π.Ν. Τρεμπελα. Δογματικὴ τῆς 'Ορθοδόξου Καθολικῆς 'Εκκλησίας. 'Άθῆναι, 1961. Τ. 3. Σ. 499.
Π.Ν. Τρεμπελα. Δογματικὴ τῆς 'Ορθοδόξου Καθολικῆς 'Εκκλησίας. 'Άθῆναι, 1961. Τ. 3. Σ. 500.
Свт. Афанасий Великий. На ариан. Слово 3. Ст. 20 / Творения. В 4-х т. Т. 2. М. 1994. С. 395–396.
Там же.
Свт. Григорий Нисский. К оплакивающим... / PG. 46, 536 ВС.
Свт. Иоанн Златоуст. На 1-е посл. к Кор. беседа 30, 1 / PG. 61, 250.
Свт. Григорий Нисский. Там же.
Свт. Василий Великий. О Святом Духе. Гл. 16. Ст. 40 / Творения. Т. 6.
Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Рим. беседа 21, 4 / ПСТ. Т. 9. Кн. 2. С. 848–849.
Πреп. Исаак Сирин. «Многими обителями в доме Отца Спаситель называет меры разумения водворившихся в том месте, то есть рассуждения, различия духовных даров, в которых они, по разумению, находят удовлетворение. Многими обителями названо не различие мест, но распределение даров. Так же, как каждый наслаждается чувственным солнцем соответственно чистоте зрительной силы и восприятия. И так же, как когда дом освещается одним светильником, иным становится освещение, поскольку свет не разделен на множество лампад, так и в будущем веке все праведники нераздельно водворятся в одном месте. И каждый в свою меру освещается единым мысленным Солнцем. И радость, как от одного воздуха, и места, и седалища, и видения, и образа [...]. Каждый внутри себя радуется в свою меру, согласно данной ему благодати. И единое зрение у всех внутри, и единая радость» / Слова подвижнические. Слово 56.
Блаж. Августин. О Граде Божьем. Кн. 22. Гл. 30. Репринт. М., 1994. С. 311–312.
Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Рим. беседа 5, 7 / ПСТ. Т. 9. Кн. 2. С. 536.
Π.Ν. Τρεμπελα. Δογματικὴ τῆς 'Ορθοδόξου Καθολικῆς 'Εκκλησίας. 'Άθῆναι, 1961. Τ. 3. Σ. 500.
Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении: (К Макрине) / PG. 46, 96 С.
Преπ. Иоанн Дамаскин. Об усопших в вере. Ст. 29 / PG. 95, 276 А.
Согласно святому Афанасию Великому, все «очертания, признаки и приметы материального тела, благодаря которым мы здесь узнаем друг друга, там упразднятся. После Воскресения мертвых «всякий человеческий образ будет подобен образу Адама обликом, размерами, строением». А по поводу слов Господа, сказавшего саддукеям: «В воскресении ни женятся ни выходят замуж , но пребывают, как Ангелы Божьи на небесах» (Мф.22:30), святой отец говорит: «Как Ангелы имеют один образ и облик», так, мы веруем, произойдет и с нашей собственной природой в воскресении «через нетление» (Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 23 / ΒΕΠΕΣ. 35, 106–107).
Преп. Иоанн Дамаскин. Об усопших в вере. Ст. 29–31 / PG. 95, 276 А-277 А.
Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 45. Ст. 10 / Творения. ТСЛ. 1993. Т. 1. С. 419.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие св. Апостола Иоанна Богослова. Беседа 44. Ст. 2. Μ., 1993. С. 291.
Свт. Григорий Палама. Против Акиндина. Кн. 2. Гл. 15. Ст. 69.
Г. Μαντζαριδου. Μέθεξις Θεοῦ. Θεσσαλ., 1979. Σ. 248.
Еретическое учение о наступлении земного тысячелетнего царства Христова, основывающееся на ложном толковании слов Апокалипсиса. Эта ересь, особенно распространенная во ΙΙ в. в малоазийских церквах, в настоящее время вновь возникла в некоторых сектах.
Человек имеет начало, но продолжит жить вечно в нескончаемой вечности. Святой Максим Исповедник замечает, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. « «По образу» – как сущий [образ] Сущего и как присносущий [образ] Присносущего: хотя он и не безначален, но зато бесконечен. «По подобию» – как благой, [подобие] Благого и, как премудрый [подобие] Премудрого, будучи по благодати тем, чем [Бог является] по природе». (Преп. Максим Исповедник. Главы о любви. Сотница 3, 25).
Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 69 / Творения. ТСЛ, 1993. Т. 2. С. 201–202.
Свт. Кирилл Александрийский. Беседа 14. Об исходе души и Втором Пришествии / PG. 77, 1089.