протоиерей Ростислав Лозинский

Источник

Глава 5. Благодать таинства священства (дары, получаемые пастырем в чинах хиротоний)

1. Хиротония.

2. Хиротесии и хиротонии.

3. Первая степень священства.

4. Сущность иподиаконского служения.

5. Дары диаконского служения.

6. Благодать священства.

7. Залог пастырства.

Заключение

Приложения: 1. Священное писание о пастырстве;

2. Указатель литературы.

В последней заключительной главе будет говориться о дарах Благодати, полученных каждым священником при посвящении в сан.

Может возникнуть вопрос: не следовало бы эту главу из заключительной поместить в предначинательную, в виде вступления к работе; ведь хиротония предшествует священническому служению.

Автор работы умышленно о дарах хиротоний говорит в заключении работы, чтобы пред духовным оком пастыря прошел весь священнический благодатный путь становления, чтобы священнослужитель еще раз мог почувствовать и поразмыслить о том, каких даров удостоен от Бога в совершенных над ним хиротесиях и хиротониях. А это сознание промыслительной Руки Божией, верится, даст новые силы на несение нелегкого священнического Креста в жизни. Не своею силою человека стал священником, а Божием произволением. Господь не оставит своего избранника: укрепит и поможет.

1. Хиротония

«И никто сам собою не

приемлет этой чести, но

призываемый Богом».

Евр.5:4

Найти сразу свое место в жизни, любимое дело на всю жизнь – удел не всех и не каждого. Сравнительно немногие счастливцы, встав на определенный путь, не сходят с него всю жизнь. Еще меньше тех, которые подлинно счастливы на избранном однажды жизненном пути.

Если для мирянина неправильно избранный путь – большое личное горе, то для священнослужителя это трагедия не только личная, но и многих, которых он должен вести по пути духовной жизни.

К священству многие стремятся с детства, другие приходят позже. Апостол Павел писал, что «никто сам собою не приемлет чести (священства), но призываемый Богом». «Голос призывания» должен ясно звучать в душе кандидата священства. Призвание к пастырству есть тайна Божия, ведомая лишь глубине совести самого человека (1Кор.2:11) и открываемая проникновенному взору духовника или архипастыря, ответственного за посвящение.

Можно указать на некоторые признаки призвания к священству, как единственно возможному жизненному пути, как личный ответ Господу на вопрос, обращенный к Апостолу Петру «любишь ли ты меня?»; глубокое чувство своего недостоинства; искреннее понимание пастырства, как жертвенного служения; посвящение Богу всей жизни; реальный духовный опыт веры. Как бы ни был кандидат священства хорошо подготовлен и по человеческому суждению пригоден для принятия сана, он сам не должен считать себя достойным сана.

Многие наши святые по-своему глубокому смирению избегали принятия сана, считая себя недостойными. «Аксиос» будет возглашено архипастырем, клиром, подтверждено народом, но сам священник считать себя достойным не должен.

Допуская до хиротонии, Церковь оказывает посвящаемому великое доверие и надежду, что рукополагаемый будет не волком в овечьей шкуре, а подлинным пастырем Христова стада. Будет ли пастырь «добрым» – это определится значительно позже, часто после многих лет священства, а точнее только на Страшном Суде.

Предпосылки хиротонии

Для каждого рода занятий необходимо иметь любовь к своему делу и известные занятия для успешного завершения начатого. Эти указанные качества необходимы и для священнослужителей. Но поскольку служение пастыря намного отличается от всех других занятий и профессий своей духовностью (священник имеет дело главным образом с духовной жизнью человека) и ответственностью (пастырь отвечает за душу человека в земной и загробной жизни), то любовь и знание в пастырском служении приобретает новые задачи, иной объем и неизмеримо огромные масштабы.

Любовь – для священника не должна быть только на словах, как красивое понятие или высокое, но не реальное чувство. Любовь – для пастыря это жизнь, подкрепленная доказательством дел, т.е. нужны не слова о любви, а дела любви. Любовь в устах пастыря не набор громких слов, а деятельная любовь, выраженная в повседневных поступках. Любовь – это самопожертвование, а жизнь пастыря по законам любви – есть подвиг.

Современный священнослужитель должен быть человеком широко-образованным. Его задача быть богословом не только с академическим образованием, но богословом по своей природе, т.е. всегда жить духовной жизнью (молитва, исполнение советов и рекомендаций Церкви, ежедневное чтение Библии, святоотеческой литературы, необходимо изучение законов психологии и учения о нравственности (этика).

Священник должен постоянно пополнять свои знания в светских науках, знать литературу и историю, интересоваться научными открытиями. Духовная жизнь в человеке может увеличиваться или заглохнуть; пастырю ее надо в себе непрестанно развивать. Имея в душе определенный идеал, легче идти путем нравственного совершенствования: идеал, как мерка, будет указывать отклонения в сторону. Важно, чтобы молодой человек мужая физически, рос бы и духовно и заранее сознательно готовился к высокому пастырскому служению.

Хиротония является не только началом нового жизненного пути, но и завершением известного подготовительного периода – времени набирания сил духовных и физических, необходимых для священнослужителя. Предполагается, что кандидат в священнослужители должен быть достаточно сведущ в богословии и в общеобразовательных науках, по духу – церковен, знал церковно-богослужебную практику. Хорошо, если кандидат в священники, имея в руках «свой» Требник и «свой» Служебник перед посвящением какой-то срок будет иметь возможность у опытного пастыря следить за практическим совершением треб и богослужений.

Если рукополагаемый целиком и полностью исповедует все, что учит Св. Церковь, чем она живет и в послушании обещает исполнять постановления Церкви, то он может смиренно просить архиерея о своем посвящении.

Определить пригодность и готовность данного лица к принятию священного сана может только епископ, это его компетенция. Домогаться или искать сана с нравственной точки зрения недопустимо и неполезно. Лучше еще и еще отсрочить посвящение, чем поспешить с рукоположением. Совет Апостола Павла своему ученику Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим.5:22) именно указывает на необходимость детального и неспешного изучения пригодности кандидата к священству.

Тот вопрос, который задается при посвящении во епископа: «Чесо ради пришел еси?» уместно было бы задавать и при хиротонии на каждую из степеней священства. Новопосвящаемый должен дать Церкви и себе самому вполне определенный ответ: зачем он вступает на путь священства, что он ищет в ограде словесных овец.

Подобный опыт публичного исповедания ставленником своего твердого желания быть пастырем Церкви Христовой, произносимого непосредственно перед рукоположением, сохраняется на практике некоторых Поместных Церквей.

В Болгарии, например, в 30-х годах нашего столетия Софийский Митрополит Стефан обращался к рукополагаемым с таким словом-обращением (слово приводится в небольшом сокращении): «После того, как ты закончил свое образование, прошел законный стаж и все испытания, ты явился сюда, чтобы получить рукоположение для священнодействия. Ты пришел свободно и сознательно, так ли? Пришел с радостью и убеждением, так ли? Помни, что ты хочешь приступить к величайшему таинству, которое сообщает тебе чрезвычайные дарования, облечает тебя исключительными правами, но и возлагает на тебя чрезвычайные обязанности, для исполнения которых потребуется постоянное напряжение всех твоих сил, беспрерывное горение твоего духа.

Исповедуй: добровольно ли ты решаешься принять священное звание, или кто-либо тебя принуждает к этому? Чистое ли желание послужить Христу и Его Церкви, поработать для спасения человеческих душ тебя влечет на путь священнического служения, или какие-либо земные выгоды и расчеты побуждают тебя к этому?

Не пришел ли ты сюда, ища суетной славы, материальных выгод, почета, властвования или другого чего-либо подобного? Веря, что намерения твои чисты, мы еще раз приглашаем тебя обдумать, на какой великий шаг ты решаешься, какому великому званию хочешь посвятить себя! Представляешь ли ты все величие того служения, к которому определит тебя предстоящее рукоположение?

Помни, что с момента хиротонии ты станешь продолжателем того дела, за которое страдал и умер Христос, страдали и умирали св. Апостолы, мученики и праведники, великие святители и преподобные отцы; ты станешь совершителем небесных таинств, служителем неба, преемником Христа и Апостолов, которым ты должен будешь подражать и по их пути следовать.

Отныне твоему попечению, твоему духовному водительству будут поручены искупления драгоценною Христовою Кровью человеческие души, за которые ты должен будешь дать ответ Господу на страшном суде Его. Ты должен будешь укреплять их в вере и совершенствовать в благочестии. Для такого служения от тебя потребуется: неустанный труд, постоянная забота, пламенная любовь, терпение, самоотвержение. Готов ли ты на все это?

На пути священнического служения тебя ожидают всевозможные лишения, огорчения, оскорбления, страдания. Готов ли ты все это спокойно встретить, мужественно понести, с радостью претерпеть?

По Завету Апостола, ты, как священнослужитель должен будешь быть «образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим.4:12). Для этого от тебя потребуется постоянная внимательность к самому себе, непрерывное духовное бодрствование, молитва, самоотречение – непрестанный труд и подвиг. Знаешь ли ты это? И готов ли к этому?

Еще раз взвесь свои чувства и стремления, испытай самого себя, прежде чем возложу на тебя руку, и чтобы тебе быть истинным пастырем, а не наемником, определи: что тебя побуждает искать рукоположения. Если чувствуешь ты пламенное стремление вдохновенно и самоотверженно послужить нашей Св. Церкви, приступай к св. Престолу; если нет, отойди от Престола, не прикасайся к святыне, не бери на себя страшной ответственности, за всякое небрежание к которой тяжко накажет тебя Господь!

Итак, в последний раз вопрошаю тебя: искренно ли и бескорыстно, сознательно ли и свободно желаешь ты получить благодать священства!? Обещаешь ли верно и нелицемерно до конца дней твоих служить Церкви Божией, здраво хранить веру Христу, как ее исповедует св. наша Православная Церковь, обещаешь ли клятвенно – быть попечительным отцом для отныне вверяемых тебе духовных чад, являть им пример и в вере и в житии, служить им до забвения о самом себе, а самому возрастить в меру полного возраста Христа? (Еф.4:13).

Если ты все это так чувствуешь и представляешь, тогда возведи твои духовные очи горе, приклони пред св. Престолом колена и тела и души твоей и пламенно молись Господу, да низведет Он на тебя благодать Св. Духа, чтобы, приявши ее, с пламенною преданностью совершать тебе великое служение.

Отныне ты воин Христов. И уже ты не должен знать другой воли, кроме воли Святой Церкви – ей только служить и ей повиноваться.

Удвой же силы для молитвы, чтобы вдохновилась и преобразилась душа твоя для благодатного пастырского служения, для которой ты сейчас будешь посвящен и освящен».

По свидетельству очевидцев это обращение архипастыря, готовящегося совершить таинство священства к ставленнику наполняло трепетом сердца всех присутствовавших в алтаре и имело огромное нравственно-воспитательное значение.

Нравственное значение хиротонии

В жизни человека бывают минуты особой значимости; они часто определяют направление всей жизни. В эти моменты, человеческая жизнь, как бы острием хирургического скальпеля рассекает на двое: «до» и «после».

Таким исключительным событием, несомненно, является момент хиротонии – получение человеком Благодати священства. Входит в храм мирянин, а выходит – служитель святейшего Алтаря. Помощник служителя (диакон) – после молитв хиротонии покидает храм облеченным Благодатию священства, получившим власть, которую даже ангелы не имеют; право взять и решать судьбы человеческие не только здесь на земле, но и для жизни Будущего Века (Мф.18:18).

Хиротония всегда мистически глубока, незыблима, насыщена по своему внутреннему содержанию и нравоучительна не только для самого рукополагаемого, но и для всех сомолящихся при этом Таинстве. Естественно, что больше всего священных переживаний испытывает сам ставленник. Словами невозможно описать те чувства, когда впервые вводят через Царские врата в Алтарь и рукополагаемый благоговейно лобзает святой Престол (хиротония диакона).

Какое благоговение и священный страх охватывает душу посвящаемого во иерея, когда святитель дает ему для хранения часть св. Агнца – залог Вечной Жизни и верного служения св. Церкви. «Какими руками прикоснусь... может вопросить в эти священные минуты, в глубине своей умиленной души, ставленник вместе с праведными Иосифом и Никодимом. А первое причащение по чину священнослужителей реально дает ощутить свое избрание и ту любовь, и доверие, которое Церковь оказывает новопосвященному.

Священнослужитель в хиротонии получает несказанно огромные духовные права, но и несет величайшую ответственность за правильное ими пользование. На своем жизненном пути священнику надо чаще мысленно возвращаться к незабываемым минутам своего рукоположения в священный сан, к тому таинственному священнодействию, когда в нем совершилось претворение человеческого естества в сверхчеловеческое, перстного – в духовное.

Лучшей возможностью вновь пережить глубину собственного духовного рождения в сонме священства является сослужение во время совершающейся хиротонии собрата. В сознании носителей священного сана воскресает их собственная трепетная вера и первые робкие шаги служения Церкви.

Слова посвящающего архиерея, обращенные к поставляемому диакону или иерею, для всех священнослужителей являются напоминанием о высоком жребии священства и вместе проверкой пастырской совести каждого. Эти священные слова хиротонии вновь звучат как бы для тебя и зовут к пути святого, доброго пастырства.

Чем больше прошло лет священно-служения, тем глубже переживается совершаемое рукоположение, тем реальнее чувствуется присутствие Благодати и сошествие Святого Духа на нового ученика Христова. Тем острее сознается собственное недостоинство и духовная несобранность. Ведь эти слова читались и над тобой и те же дары вручали тебе! Как ты сохранил залог, врученный тебе? Исполнил ли обещанное? Оправдал ли доверие Церкви? И сердце говорит, трепещет и в покаянии озирает пройденный путь...

Для не имеющих священного сана присутствие при хиротонии является лучшим наглядным уроком пастырского Богословия, раскрытием внутреннего содержания священства.

Твой товарищ по учению или может быть даже друг Миша или Юра, после рукоположения сразу же стал старше, поднялся на ступеньку выше и теперь его следует называть уже отцом Михаилом или отцом Георгием.

Богочеловеческое установление хиротоний

Священническое служение по своему содержанию и объему настолько значительно, что осветить все его стороны представляется весьма трудной задачей. Тем более, что сама жизнь меняется, ставит священнослужителей в иные условия и предъявляет к ним другие требования. Современный священник во многом отличается от своего собрата начала ХХ века, не говоря уже о священнослужителях XVI или XVII столетий.

Изменяется многое число человеческое, земное, а потому и временное. Незыблемой остается духовно-мистическая основа священства, сущность пастырства, ведущая свое начало от времен апостольских. К принятию священства можно иметь предрасположение, к нему можно подготовляться земными средствами и путями. Но стать священником самому по себе или предвосхитить пастырство невозможно. Это был бы без благодатный сосуд, бездушная личина.

Священником соделывает человека только Бог в Церкви, через благодатное, ведущее от Апостолов, таинство священного преемственного рукоположения. Непрерывная цепь, начало которой положил Христос и передал Апостолам, те в свою очередь, своим ученикам и так до епископа наших дней, получившего преемство через рукоположение ранее посвященных архиереев.

Через руки апостола – епископа Божественная благодать Святого Духа сходит на новопосвященного. Как человек есть творение Божественных рук («Руце Твои сотвористе мя и создасте мя» Пс.118:73), так и священство есть нечто творимое, совершаемое в Таинстве хиротонии – проручествования, рукой Божией, через руки епископа-апостола.

Мистическое раскрытие сущности священства, его Богочеловеческое основание (отношение Бога и человека) имеет прекрасную аналогию в Ветхом Завете. Проток Исаия к своему высокому служению был призван особо торжественным видением. Он видел Бога, сидящего на Престоле высоком и превознесенном, окруженного множеством серафимов, восхваляющих Господа. Исаия в покаянии воззвал: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами». Шестикрылый Серафим, взяв клещами с жертвенника горящий уголь, коснулся уст пророка со словами: «Вот это коснулось уст твоих и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен». И услышал пророк Исаия голос: «Кого мне послать? И кто пойдет для нас?» И воскликнул пророк, пораженный величием Господа: «Вот я – пошли меня».

В этих немногих ветхозаветных строках пророчески содержатся все элементы христианской хиротонии:

1–4: созерцание величия Божия – ставленник духовными очами зрит Бога (Вера в Бога);

5: покаянное чувство – исповедь ставленника перед хиротонией «за всю жизнь»;

6: горящий уголь, взятый с жертвенника клещами – возложение рук епископа и дарование Благодати св. Духа;

7: очищение от беззаконий и грехов – соделование, вновь посвященного «новой тварью»;

8: зов Божий – призвание к пастырскому служению;

согласие на посланничество – добровольное апостольство (посланничество на пастырство).

В пророческом видении отчетливо выступают два основных момента, необходимых для благодатной хиротонии:

Божественной – призывание и освящение человека Богом;

человеческий – внутреннее духовное согласие человека на апостольское служение в мире.

В этом таинственном соединении духовной энергии Бога и человека заключается неповторимая особенность, подлинная сила и великое преимущество Таинства священства.

2. Хиротесии и хиротонии

Состав церковно-священнослужителей Православной Церкви строго регламентирован, определены возможности и внутренние пред – посылки перехода из одной степени клира в другую.

Лица церковной иерархии постепенно и последовательно возводятся от нижней степени к высшей (иподиакон, диакон, иерей, епископ). Каждая высшая степень иерархии имеет все права и обязанности низшей, плюс еще дополнительное новое. Каждая высшая степень имеет облачения низшей и еще дополнительно другое, присвоенные только этой степени священства. В зависимости от того, какими полномочиями будет обладать данное иерархическое лицо, хиротония его совершается в соответствующей его сану момент литургии: диакон не имеет права совершать пресуществления Св. Даров – его рукоположение совершается после Евхаристического канона; священник сам совершает Тайну Св. Тела и Крови – его посвящают после Великого входа; хиротония епископа – носителя всей полноты священства – совершается в самом начале Литургии.

По архиерейскому Чиновнику можно проследить постепенность нарастания обилия Даров Св. Духа, изливаемых в таинстве священства. По мере увеличения ответственности служения, возрастает и сила Благодати, подаваемой при хиротонии.

Современный Чиновник различает четыре последовательных ступени, по которым возводятся в иерейский сан.

1. чин поставления чтеца и певца;

2. чин бываемый на хиротонию иподиакона;

3. чин на хиротонию диакона;

4. чин на хиротонию пресвитерства.

Первые два чина, как предваряющие священство, носит обычно название хиротесии. К хиротесии относятся также помещенные в Чиновнике чины возведения в архидиаконы, протодиаконы, протопресвитера, игумена и архимандрита.

Хиротесия (по-гречески.... Рука и.... Полагаю) – это обряд, состоящий в том, что архиерей читает особые молитвы и возлагает свои руки на главу избранного или предназначенного на особое служение. Совершается хиротесия вне алтаря (у архиерейской кафедры, посреди храма): она не сообщает ставленнику прав для совершения священнодействий и таинств.

Хиротония (по-гречески рука и.... распространяю) иначе руковозложение или руконаложение есть священнодействие во время которого при чтении молитв и молитвенного возложения рук архиерейских на главу избранного лица, низводится на последнего Божественная благодать, освящающая и поставляющая его на степень диакона, иерея или епископа.

Хиротония всегда совершается в алтаре перед Св. Престолом и является неотъемлемой (видимой) частью таинства священства. Хиротония иерейская и архиерейская совершаются только на литургиях Св. Иоанна Златоуста или Св. Василия Великого (новопосвященные принимают участие в освящении св. Даров).

Обычно рукополагаемого во диакона на часах, предшествующих литургии, сразу возводят в чтецы, певца и иподиакона. В некоторых семинариях принято учащихся старших классов «посвящать в стихарь», т.е. над ним читаются молитвы поставления в свеченосца и чтеца.

Чтецы, свеченосцы и иподиаконы принадлежат к разряду церковнослужителей, а начиная со степени диакона относятся к чину священнослужителей. Только посвященные в стихарь имеют право восходить на церковный амвон (VI Вселенский Собор, правило 33, VII Вселенский Собор, правило 14, Лаодикийский Поместный Собор, правило 15) и приступать к Св. Причащению в стихаре, первыми среди мирян.

Только посвященные иподиакона имеют право носить орарь (крест на крест) и открывать Царские врата. Рукоположенный иподиакон не имеет права вступать в брак (Правило Святых Апостолов 26, VI Вселенский Собор, правило 3 и 6). Основными составными элементами возведения на церковные должности являются: молитва, благословение и руковозложение епископа, облачение в соответствующие чину священные одежды (при посвящении в стихарь положено еще пострижение).

3. Первая степень священства

По мысли святых Отцов каждое дело в церкви должно совершаться не только во имя Бога, но и с благословения (т.е. иметь согласованность, разрешение) Божия. Этим устраняется всякое самочиние и своеволие человеческое.

Видимым знаком согласования человеческого желания и Божественной волей является благословение старшим священнослужителем младших: епископ благословляет священников, иерей – диакона. Вот почему во время богослужения часто слышим слова: «Благослови Владыко», т.е. дай благословение божие на начало службы, на каждение, на вход, на чтение Евангелия.

Благословение тесно связано с освещением человека и всех его действий. Благословение и освещение ведут к гармонии и полному единению внутреннего содержания и наружных форм. В Церкви не может быть случайного или беспорядочного: все должно быть заранее согласовано и определено: кто и что делает, зачем; какое впечатление данный поступок произведет на окружающих. Должна быть ясная цель (повод) священнодействий. Все участвующие в богослужении не просто действуют (читают, поют, ходят, выносят и т.п.), а священнодействуют, совершают в благоговении и молитве служение Богу. Участники служб не бездушные исполнители известного чина, а вдохновенные совершители и живые участники священных воспоминаний, событий, пророчеств, таинств. Каждый участник имеет свои полномочия, свое полученное от Бога призвание, особую освящающую его благодать.

Даже такие незначительные в иерархическом отношении должности, как чтец, певец, свеченосец, и они имеют особый чин посвящений; на них, казалось бы, малое дело низводится архипастырское благословение, их труд регламентируется церковными законами.

Нужно признать достойным сожаления, что в современных приходах почти нет законно посвященных чтецов, певцов и свеченосцев. А ведь среди многочисленных церковных прислужников нашлись бы достойные (особенно среди старшего поколения), которых приходской священник мог бы рекомендовать к посвящению в стихарь. (Во время VII Вселенского собора игумены имели право в границах своего монастыря рукополагать чтецов, правило 14). Такой прислужник может не годиться к принятию сана диакона или иерея, но подвизаться в своем приходе посвященным чтецом для многих была бы большой честью, а Церковь сохранила бы полноту иерархических степеней.

Каково же содержание чина возведения на первую ступень священства? До начала литургии (по облачению архиерея, пред чтением часов) святитель, стоя на кафедре, трижды благословляет посвящаемого и, возложив свою руку на его главу, читает молитву. В ней говорится, что Господь просветил светом чудес всю тварь, ведает желания каждого, укрепляет желающих Ему служить. Архиерей просит, чтобы Бог приходящего украсил «не скверными и непорочными одеждами» и просветив его, сделал достойным принять в будущем венец нетления.

Положенные тропари св. Апостолам и составителям чинов литургии – Иоанну Златоусту, Василию Великому и Григорию Двоеслову очень часто на практике выпускается. А ведь эти тропари указывают на непосредственную связь совершающегося посвящения с получившими от Христа благодать священства Апостолами и великими учителями святой Церкви, раскрывшими сущность пастырского служения.

Епископ, посвящая рукополагаемого к «жребию священства» в знак послушания его и отсечения своей воли, крестовидно постригает волосы на его главе и облачает в краткий (короткий, малый) фелонь. Фелонь у священника длинный, облегающей все тело – символ Божией благодати целиком и полностью покрывающей и сохраняющей иерея. Краткий фелонь чтеца – это знак малой благодати, дарующей на первой ступени посвящения, призывающей к получению полноты Даров Св. Духа, в последующих степенях священства.

После вторичного троекратного благословения и возложения руки на главу посвящаемого, святитель читает молитву, в которой просит Господа, чтобы Он рукополагаемого избрал, освятил, подал ему мудрость и разум, сохранил в непорочной жизни. Новопосвящаемый в подтверждение того, что главной его обязанностью является чтение священного Писания, и, что он, действительно, может исполнять обязанности чтеца, вслух читает указанное ему епископом место из книги Апостол.

Далее с поставляемого снимают краткий фелонь, епископ вновь трижды благословляет главу его, и иподиаконы облачают ставленника в стихарь.

Замечательно по своему содержанию и сердечности святительское поучение новому чтецу. Рукополагаемый обращается, как отец к своему сыну и называет его «чадо». Законопоставленный чтению Священного Писания, причем указывается, что должно быть не просто чтение, но «да служащие... пользу примут», т.е. чтение да будет разумным, понятным, молитвенным. Получившему «первую степень священства» ставится задача стремиться к достижению высших степеней служения, не посрамить свое избрание и жить целомудренно, свято и праведно.

Заканчивается чин торжественной декларацией вслух всего народа, публичным провозглашением имени и места служения нового церковнослужителя. «Благословен Господь, се бысть раб Божий... (имя) чтец Святейшей Церкви... (название церкви) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». И дает архиерей новопоставленному «лампаду», с которой тот и стоит «на уреченном», т.е. назначенном месте. Этот момент запомнится на всю жизнь. Пусть лампада, возженная в самом начале служения Церкви никогда не «загаснет», но ярко горит до конца жизни освящая путь священнослужителя.

4. Сущность иподиаконского служения

Как уже было выше сказано, степень иподиакона является высшей в ряду церковнослужителей. Только иподиаконы имеют право касаться св. сосудов (и то только когда в них не содержится Св. Причастие), очищать от пыли св. Престол и Жертвенник.

В наши дни законопосвященные иподиаконы встречаются очень редко. Молодые люди, прислуживающие при архиерейской службе, носят арарь не по праву своего посвящения, а лишь по разрешению архиерейскому, даваемому в каждом отдельном случае. Обычно епископ иподиаконской хиротонии над прислуживающими ему иподиаконами не совершал, и сакраментального благословения они не получали.

Должность иподиакона не апостольского происхождения и была позднее установлена Церковью (На Западе в середине III века, а на Востоке упоминается во второй половине IV века). Само название (греч. – поддиакон) показывает их главное назначение помогать диакону. Первоначально в их обязанности входило приготовить и убрать сосуды для священнодействия, следить за чистотой алтаря, зажигать в алтаре светильники, наблюдать за церковными вратами (не допускать входа неверных в алтарь), подавать пресвитерам воду, выводить оглашенных из храма.

Все разнообразные обязанности иподиаконского служения кратко определены в молитве при рукоположении: «любити благолепие дому Твоего» (Божия), т.е. любить и заботиться о красоте, благолепии, чистоте, святости храма.

Видимым знаком иподиаконского достоинства является орарь, носимый крест накрест. Орарь (в чиновнике он называется стихарный пояс) знаменует готовность к служению, к славословию Бога. Св. Иоанн Златоуст Орарь уподобляет крылам ангелов, предстоящих престолу Вседержителя. (Иоанн Златоуст. Творения т. 8).

Посвящение иподиакона следует непосредственно за облачением в стихарь новопоставленного чтеца. Архиерей, осенив крестным знаменем орарь, опоясует им ставленника. Затем, благословив трижды главу и положив свою руку на посвящаемого читает молитву. В этой молитве раскрывается тайна домостроительства Божия о Церкви: Господь через «единого и тогожде св. Духа» разделяет людям многие дарования и установил в Церкви для служения св. Тайнам различные чины и степени. Архиерей просит Бога, чтобы новопосвящаемый иподиакон служил достойно, непорочно, чтобы Господь даровал ему любить благолепие дома Божия, охранять Алтарь от входа неверных и нечистых, возжигать светильники.

Но не только на дела храмового благочестия испрашивается благословение. Иподиакон, по мысли Церкви, должен быть «плодовитой маслиной», «плодоносящий плод правды» и достичь совершенства «благоугодных» Богу (т.е. святых).

Таким образом при иподиаконской хиротонии человек получает благодать к дальнейшему развитию («плодоносяща плод правды») и нравственному совершенству («совершенна покажи раба твоего»). Это совершенство будет не только в земной жизни, но ясно обнаружится «во время пришествия» Христа, т.е. на Страшном Суде.

5. Дары диаконского служения

В понятии очень многих главное достоинство диакона в его хорошем, сильном голосе. В прежние времена наличие голосовых данных часто решало вопрос о принятии сана. Конечно, суть диаконского достоинства не в силе голоса, не в возможности громоподобных возглашений молитв, а в той благодати, которая подается диакону при его посвящении. Голос сам по себе еще не является признаком культуры человека, глубины его духовной жизни. Голос – дар Божий, данный человеку от рождения, а каждый христианин знает, что, кроме прирожденного таланта, ему еще необходимо найти нечто заданное в его личной жизни, и это задание нужно развить, умножить своим личным, целожизненным подвигом.

Как понимает Церковь служение диакона? Какие дары получает человек, поставленный на эту ступень? Греческое слово соответствует латинскому ministr – что означает слуга, служитель. Диакон, это слуга Бога, помощник священника и служитель народа. Исходя из этого филологического объяснения, служение диакона должно быть: служением Богу – благоговейным, скромным (не крикливым). Слова диакона ценны не по силе звука, а по силе содержания; главное в службе не наружный (внешний эффект), не артистичность, не удивление слушателей глубиной октавы или умением растягивать звук, а вложение в слова возглашений молитвенности, сердечности, искренности. Ведь народ идет на службу Богу, которую совершают человеки, имея сомолитвенников святых и сослужителей ангелов. Не голоса «львов рыкающих» ждет человек в храме, а вдохновенный, захватывающей дух молитвы.

Диакона не совершают таинства, а только служат при них, им не положено самостоятельно быть требоисправителями, а лишь посильно помогать священникам. Помощь эта – не формальное исполнение указаний священника, а действительное сослужение, т.е. облегчение нелегкого пастырского труда. В прежнее время на диаконов возлагалась обязанность преподавать Закон Божий в церковно-приходских училищах.

В чине рукоположения диакона больше всего раскрываются те дары, которые он получает при посвящении и те задачи, которыми обуславливается его служение. От народа, молящегося в храме «от среды церкве» два иподиакона (представители церковнослужителей) ведут посвящаемого, положив одну свою руку на шею его, а другой держа руку ставленника и «приклоняют его ничужа елико возможно» до Царских врат и передают в руки диаконов – в среду священнослужителей. Такое приведение хиротонисуемого к алтарю, к Царским вратам, выражает призвание Божие, смирение самого ставленника. Глубокой древностью веет от слов «Повели, повелите, повели преосвященнейший Владыко» некогда свидетельствовавши, что посвящение совершается с ведома и одобрения народа, клира и епископа.

В алтаре ставленника с любовью принимают протодиакон и диакон, берут за руки и ведут его к св. Престолу. Сотворив земной поклон архиерею и получив его крестовидное осенение рукой, хиротонисуемый за протодиаконом трижды обходит Св. Престол, каждый раз благоговейно целуя «углы святыя Трапезы».

Как маленького ребенка взрослые учат ходить, держа за ручки, так и во время хиротонии старшие братья – сослужители помогают новопоставленному делать первые шаги его священно-служения ведут его за руки, трижды вокруг Престола.

Три символа: круг – вечности, Престол – святости, Троекратное обхождение – символ Св. Троицы – объединяются в священнодействиях хиротонии. Хирононисуемый посвящается для вечности, для святости, для служения Св. Троице. Мистическая глубина совершаемого таинства подчеркивается тем, что в это время в алтаре, а затем и на клиросе поют тропари из чина венчания (богословское содержание этих тропарей см. в настоящей работе в главе 3, пар. 5). Происходит таинственное венчание, т.е. духовное воссоединение мирского человека и Божественной благодати св. Духа – становление священнослужителя.

Генезис нового священнослужителя нельзя рассматривать как некий процессуально-юридический акт. В хиротонии происходит новое духовное рождение человека в Боге и для Бога. Аналогию тайны священства Церковь видит в отношениях мужа и жены, т.е. в христианском браке и в мистическом единстве Христа с Церковью. В хиротонии вполне приложимы слова Апостола Павла: «Тайна сия велика» (Еф.5:32)

Церковь не напрасно в чин хиротонии ввела тропари венчания «святи мученицы, иже добро страдавшие и венчавшиеся...» с большим педагогическим значением воспевается Христос, «Апостолов похвало и мучеников веселие». В этих словах раскрывается внутреннее значение пастырства, в них открывается и путь священнослужителя.

К подвигу святых мучеников «добре» страдавших и за это увенчанных венцами победными, к подвигу святых Апостолов имевших, «похвалой» Христа, но в жизни претерпевших всякого рода страдания, живых, «в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнании, в трудах (2Кор. 6:4–5) – к подвигу жизни подготовляет Св. Церковь своего нового священнослужителя.

Князь мира сего через свои сокровища (власть, славу, почести, богатство) стремится увести человека с правильного пути. Такие земные искушения могут возникнуть и в жизни священнослужителя, но внимательный, думающий и духовно живущий пастырь, сразу заметит соблазн врага, не пойдет по ложному пути. Благодать, полученная при хиротонии, даст священнослужителю силы уклониться от «широкого пути» жизни.

Наступает самый главный, завершительный момент хиротонии: посвящаемый преклоняет правое колено пред Престолами на сложенные крестообразно руки кладет свою голову («приложит же и чело между рук ко святой Трапезе»). Архиерей, положив край омофора на главу хиротоносаемого, благословляет его трижды и возложив руку на главу, читает «вслух всех предстоящих во алтаре» совершительную формулу Таинства: «Божественная Благодать, всегда немощная врачуещи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имя) благоговейнешего иподиакона во диакона; помолимся убо о нем, да придет на него благодать Всесвятого Духа».

Анализ содержания этой краткой молитвы раскрывает:

A) глубину учения православного Богословия о Боге: Божественная Благодать, под которой следует понимать силу Божию, духовные дарования (дар, способность, силу, ниспосылаемую человеку свыше) приращение (т.е. умножение) Духа. (Василий Великий, 1 каноническое послание к Амфилотию, правило 1; Иоанн Златоуст, беседа на Деян.5:6), филологическое толкование слова «благодать» открывает еще ее новое содержание: любовь благодеяние, благотворение, одолжение (П. Соколов, общий церковно-славяно-российский словарь СПб 1834 г.)

Б) Об отношении Бога к человеку: Бог, оказывая благодеяние (любовь, одолжение), дарует благодать и тем самым врачует немощь человеческую, восполняет слабое («оскудевающее») естество человека;

B) Сакраментальную глубину молитвы: молитва с возложением рук епископа соделывает («проручествует») или поставляет человека на известную степень священства;

Г) Молитвенно-просительный ее характер: епископ молится не только сам, но и приглашает клир и народ: «помолимся убо о нем, да придет на него благодать Всесвятого Духа» (соборность в молитве).

Как отголосок древнего обычая – молитвы всей Церкви о новопоставленном – современный Чиновник предусматривает многократное пение «Господи помилуй» – и в алтаре духовенством и певцам на правом о левом клиросах. Особенно сильное впечатление оставляет исполнение хором элегически задушевным напевом на греческом языке «Кирие елейсон» в гармонизации А. Ф. Львова. (Композитор А. Ф. Львов, директор придворной певческой капеллы, автор многих духовных песнопений).

В читаемых в это время архиереем двух молитвах говорится, что Христос своим «нетленным гласом» установил «диаконства закон» и через Апостолов избрал первомученика Стефана продолжить дело благовестия Св. Евангелия. Епископ просит, чтобы Господь исполнил посвящаемого «всякия веры, и любве и силы, и святыни», сохранил «во всякой честности... в чистой совести».

Одновременно с архиереем, протодиакон, «тихим голосом» произносит мирную ектенью, в которой добавлены прошения о рукополагающем епископе, «о деле рук его», о даровании проручествуемому «диаконство не скверно и непорочно».

После молитв встает новопосвященный диакон и облекают его знаками его достоинства: орарь на левое плечо (орарь символизирует ангельские крыла, т.к. и сами диакона при богослужении обозначают ангелов, предстоящих и служащих престолу Господню), поручи на руки (Поручи в таинственном смысле знаменуют узы Спасителя. Правая поруча указывает на укрепляющую десницу Божию (при надевании читается Исход Исх.15:6–7). Левая напоминает священнослужителю, что он создание Божие и должен к Нему обращаться с молитвой (при надевании читается Псалом 118:73) и дают ему рипиду и поставляют у престола «стрещи Святая» (Согласно Православного Церковного Календаря за 1947 г. (стр. 55) ставленник, принимая репиду, целует изображения на ней ангела и отходит в левую сторону св. Престола, где веет (но не кадит) рипидою над Св. Дарами, держа верхний конец рипиды правою рукою, а нижний – левою).

Это не просто облачение в священные одежды, а торжественное, громогласное, много раз повторяемое провозглашение того, что посвященный имеет право носить присвоенные его сану облачения, что он достоин их, как получивший благодать св. Духа.

В древности этот момент был особенно радостным: ликующее «аксиос» провозглашал епископ подхватывали священнослужители и подтверждал весь народ: радость о новом священнослужителе была общецерковной радостью (в древней церкви епископ, совершавший посвящение, троекратно спрашивал клир и народ: «достоин ли посвящаемый». Народ и клир отвечали: «достоин». (Постановление Апостолов. Книга 8 глава 4).

Это аксиос, провозглашенное на земле, должно быть апробировано на небе, воспето и небожителями. Аксиос провозглашается не только на момент посвящения, священнослужитель должен быть достойным своего сана всю жизнь. Это целожизненное аксиос должно открыть по смерти вход в небесное Царство.

6. Благодать священства

Священство в широком понимании этого слова охватывает все три степени церковной иерархии: диакона, священника и епископа.

В более узком и прямом значении священство составляют иереи (другие названия: пресвитеры и священники). Греческое названия: иерей (... – освященный). Пресвитер (… – старейшина, старец) или русские: священник, батюшка, Отец – сами названия эти уже говорят, что пастырь есть лицо, освященное особой благодатью, по своему положению (если не по годам) является старейшиной – главой церковной общины. (Называть священников «священно-иерей» не следует, т.к. оба слова (священно и иерей) означают одно и тоже).

Первый раз происходило венчание, т.е. соединение двух (мужа и жены) в единое целое и совершался обряд малого круга вокруг аналоя с Крестом и Евангелием. Второй раз, в диаконской хиротонии, происходило венчание человека с Церковью, давалось многократное целование главной святыни алтаря – св. Престолу, вокруг которого и совершался образ большого круга. В третий раз происходит венчание на пастырство в его глубоком понимании, вновь подтверждаются освящение священнослужителя благодатию Святого Духа и преданность иерея Богу, совершается невидимое соединение иерея со многими сотнями и тысячами душ, вверяемых его пастырскому душепопечению. Священник становится в подлинном смысле боговенчаным.

В знак своего глубокого смирения, сознания своего недостоинства и покорности ниспосылаемой благодати Св. Духа хиротонисуемый преклоняет оба колена пред Богом, и прильнув к святыни Престола, закрывает свое лицо руками, отдает свою жизнь во власть Руки Божией.

Какое огромное молитвенное напряжение должен испытывать в этот момент посвящаемый, чтобы Божественная Благодать вторично уврачевала его немощи, восполнила его оскудевающие духовные и физические силы и даровала ему доброе пресвитерское служение.

Епископ в первой молитве просит сохранить хиротонисуемого «в непорочном жительстве и непреклонной вере» (т.е. твердой, несгибаемой вере), сделать его совершенным, благоугождающим Богу и живущим достойно, даруемой ему Благодати Божией.

Во второй молитве начертывается путь пастырского делания, благословенного труда богочеловеческого, совершаемого человеком чрез благодать Христову.

Пять основных задач пастырского служения указано в молитве:

1) предстоять жертвеннику искупления, имея жизнь свою, как жертву;

2) благовествовать людям Евангелие Царства Христова;

3) через священнодействия Церкви являть людям слово Истины;

4) приносить Дары и жертвы Духовные, т.е. добрые дела и молитвы;

5) возрождать людей «чрез купель пакирождения», т.е. через Таинство Крещения. Некогда апостол Павел писал своему ученику Тимофею, что пастырей «подвигом добрым» подвизавшихся ожидает на небесах «венец правды» (2Тим.4:7–8). Эта же мысль, но другими словами высказана в той же второй молитве хиротонии. Архиерей молитвенно просит, чтобы новопоставленный иерей, «во втором пришествии великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» получил мзду (т.е. награду) «благого икономства своего чина». Икономство в буквальном смысле означает хозяйство. Каждый человек, в т.ч. и священник, имеет свое «хозяйство», т.е. устроении жизни по известным принципам и законам. Духовное хозяйство священника очень велико, в него входят не только он сам, его семья и все собрание верующих. Вести это «хозяйство» мудро, духовно и целенаправленно – это и есть «благое икономство» своего священнического звания («чина»), это и есть доброе пастырство.

Только тот, кто сумеет сам правильно устроить свою личную жизнь, мудро организовать семейные отношения, только тот будет достойно «пещись» (по-славянски прилежать) о Церкви Божией, учит Апостол Павел (1Тим.3:4–5). Для священнослужителя существует определенная нравственная зависимость между личностью, семьей и приходом.

Об освящении и полной гармонии созидательных сил, входящих в указанную выше трилогию, и молится Церковь при совершении таинства рождения нового иерея.

Под многократное возглашение «аксиос» – достоин, облачают нового иерея в епитрахиль (символ двойной Божественной благодати), пояс (знак готовности к служению) и фелонь (образ Божией благодати целиком облегающей его носителя. Дается иерею и служебник – как руководство для священнослужителя. И как равный по благодати дает новопоставленный знак любви – целование сослужащими собратиями.

При облачении в епитрахиль пред совершением литургии священник произносит молитву: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя...»

Надевая пояс, священник говорит: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою и положи непорочен путь мой».

Фелонь напоминает хламиду, в которой был одет Христос, когда его отдали на поругание воинам. Отцы Церкви называли фелонь одеждою правды. Облачаясь в фелонь, иерей читает: «Священницы Твои Господи, облекутся в правду и преподобнии твои радостию возрадуются».

На этом и заканчивается изложение чина хиротонии во пресвитера.

Однако в Чиновнике архиерейского служения есть еще одно полное глубокого мистического значения священнодействие, совершаемое архиереем, анализ которого послужит темой последней главы, вместе с тем и заключением всей работы.

7. Залог пастырства

В архиерейском Чиновнике в чине Божественной Литургии св. Иоанна Златоуста сразу после Пресуществления святых Даров дано указание, что если есть «хиротонисуемый иерей, призывает его архиерей, и взем святой Хлеб, и отломив часть... горнюю», т.е. с буквами «ХР» подает ему со словами:

«Прими Залог сей, и сохрани его цел и

невредим до последнего твоего издыхания,

о нем же имаши изтязан быти во

второе и страшное пришествие великого

Господа Бога и Спаса нашего Иисус Христа».

В России в ХVII веке с ссылкой на практику Церкви во времена Симеона Солунского, существовал обычай на проскомидии заготавливать второй Агнец, который по освящении и преподавался новопросвященному иерею (Никольский К. «Пособие...» стр. 711). Согласно служебника ХVI в. новорукоположенному иерею вручался не только св. Агнец, но и петир с Кровью Господа).

«Залог сей»…

Что означает это вручение св. Агнца новопосвященному иерею? Какое внутреннее содержание и значение залога, о котором священник будет давать ответ на Страшном Суде? Ключ понимания содержится в Священном Писании, а богомудрые отцы Церковной филологической экзегез отдельных слов приоткроет завесу разумения.

Залогом называется то, что дается во уверенное использование обещаемого (например, оставляя в залог ценности, обещают выполнить особое поручение, в случае не выполнения обещанного залог не возвращается). Залогом иногда могут быть ценности, соответствующие определенному сокровищу (например, оставляя какую-нибудь ценную вещь в залог, получают некоторую сумму денег).

В таком понимании залога в книгах Ветхого Завета это слово употреблено 18 раз. В Новом Завете только 4 раза встречается слово «залог», и оно получает новое, более глубокое богословское содержание.

«Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2Тим.1:12).

«Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2Тим.1:14).

«Дух Святый, Который есть залог наследия нашего, для искупления идеала Его, в похвалу Его». (Еф.1:14).

«Бог запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:22).

В подлиннике на греческом языке «залог» обозначается двумя словами: (означает задаток) и... (положенное у кого, залог, заложник).

В славянском языке залог переведен тремя словами: обручение (2Кор.1:23; Еф.1:14), предание (2Тим.1:12), и завещание (2Тим.1:14). Апостол Павел, употребляя слово «залог», связывал его с конечным спасением человека. Так, раскрывая ефесянам значение призвания язычников в Церковь Христову, Апостол называет Духа Святого обручением (залогом) спасения людей.

Поучая коринфян тот же Апостол Павел говорил о даровании Духа в сердце или вселении Его во внутреннем человека. Это вселение есть обручение, т.е. залог, задаток, в удостоверение, что и все обетования, не исполнившиеся еще, исполнятся несомненно (Епископ Феофан. Толкование 2 послания св. апостола Павла к коринфянам. М. 1894 г. стр. 53).

Слова Апостола о залоге в большинстве случаев следуют после увещаний держаться здравого учения с верою и любовью о Христе и имеют одобряющее значение, звучат как призыв твердо пребывать в христианской настроенности при любых тяжелых обстоятельствах. Характерно, что перед двух кратном напоминанием о необходимости хранить залог Апостол писал о даре Божием, полученном в рукоположении, т.е. Апостол тесно связывал хранение залога с Таинством Священства.

Особое значение для священнослужителей имеет толкование пастырских посланий апостола Павла св. Иоанном Златоустом. Молодому епископу Тимофею умудренный жизнью и духовным опытом Златоустый Учитель писал, как надо хранить «добрый залог». «Человеческая душа и человеческая сила не в состоянии сами по себе хранить таких благ, вверенных им. Почему? Потому, что вокруг нас много разбойников, глубокая тьма, Диавол стоит и коварствует, и мы не знаем, в какой час, в какое время он нападет на нас. Как же можем сохранить их? Духом Святым, т.е. если будем иметь в себе Духа... если не отвергнем благодати Его! (Иоанн Златоуст. Творения т. XI СПб 1905 г. стр. 773).

Что представляет собой этот залог, который Господь силен сохранить до последнего дня? Это залог веры, залог Его благодати в нас, залог наших страданий.

«Утешение для святых составляет мысль, что этот залог не верен нашей слабости, но любви, верности и всемогуществу Божию» (Еп. Никонор. Толковый Апостол. 3 ч. СПб. 1905 г. стр. 140),

По изъяснению Экумения «преданием (залогом) Апостол называет здесь веру, которую ему предал Иисус Христос для проповедания». Блаженный Феофилакт полагал, что 14-ый стих 1-й главы 2-го послания к Тимофею тесно связан с 6-м стихом той же главы, т.е. что Апостол говорит здесь о даре, который получил Тимофей чрез рукоположение.

Апостол Павел залог называет добром, т. е доброкачественным, «из доброго Божия источника исходит, на добро дано, к добру ведет и добрым концом увенчается» (Еп. Феофан. «Толкование пастырских посланий Апостола Павла. Стр. 510).

Показателем того, что слово «залог», при хиротонии следует понимать в другом смысле, необычном с земной точки зрения, является изменение соотношений между дающим и принимающим залог. Обычно менее состоятельное лицо дает залог более состоятельному и от него за это получает известную компенсацию (например, в ломбарде за внесенный залог получают денежную сумму).

В иерейской хиротонии залогом является сам Бог «всякого, благодеяния богатый дателю и подателю благий» (Вторая молитва на вечерне в день Пятидесятницы), а принимающий залог – тварный человек, ничего не имеющий и ничего не могущий дать.

Если меняются функции двух договаривающихся сторон, то естественно, изменяются и значение, и цели совершаемого акта. Залог в новозаветном понимании приобретает характер не юридического акта, а преследует высшее, сотерологические цели. Как было выше сказано, Св. Церковь, допуская до иерейской хиротонии, оказывает «благоговейнейшему» (слово это должно выражать действительность!) диакону огромное доверие в истинности и глубину его духовных стремлений и надежду на его доброе пастырство в будущем.

Самое ценное, самое святое и чистое на земле – Пречистая Плоть Христова – дается залог (т.е. в обручение, завет, свидетельство) в руки того, кто отныне становится совершителем Святых Христианских Таин. После Причащения, принятия св. Тела и Крови внутрь себя, принятие залога, после совершенного рукоположения, является моментом наиболее тесного Богочеловеческого общения.

Воспоминание Крестной жертвы Спасителя, совершаемой за каждой Литургией, будет всегда для священника напоминанием о залоге, полученном им при самом начале своего служения. Сын Божий ради любви к людям, принявший «зрак раба» (Флп.2:7), по той же неописуемой любви нисходит к немощи человека и, как Пастыреначальник, сам видимым своим присутствием благословляет начало священнического пути.

На праздник Сретения Господня церковная песнь воспевает: «Днесь Симеон на руки Господа славы подъемлет» (Служба Сретению Господню, 4-ая литийная стихира). Этой чести и этой же радости сподобляется и вновь посвященный иерей.

В прежние времена при прохождении ответственной службы (например, в войске, в суде, в приходах – церковного старосты) требовалось принесение присяги. Вот и это молитвенное держание св. Агнца можно считать своего рода присягой, клятвой на верность пастырскому служению.

Для священники не может быть ничего драгоценнее Пречистой Плоти Христовой. Перед Христом он благоговейно склоняется и молитвенно обещает отдать себя целиком и навсегда служению Церкви.

Имея в руках самое Святое, священник дает обет Самому Святому о своей предстоящей пастырской жизни, духовно входит в священнический чин, получает благодатное озарение на служение. Эти минуты внутренней углубленной молитвы будут определяющими и направляющими всю дальнейшую жизнь пастыря.

«Сохрани его цел и невредим»

Подавая хиротонисуемому «часть святого Хлеба горнюю, яже есть Христос», епископ словами Апостола Павла (2Тим.1:14) призывает иерея: «сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания».

Сохрани – раб из евангельской притчи хранил, полученную им мину «завернув в платок» (Лк.19:20–24), но услышал осуждение – это было хранение без любви, из-за страха наказания, хранение бесплодное. От священника Господь ожидает не простого формализма, или внешней благопорядочности, а сознательного, идейно-убежденного сохранения святыни, постоянного приобщения себя к святости, сохранения всего того, что имеет святая Церковь, чему она учит, хранения полноты церковной жизни и благодати.

Цел – целостность есть знак (символ) полноты и совершенства. Учитывая, что иерею дается св. Агнец. (Весь ли Агнец подается или только часть его – это не существенно, т.к. в каждой даже самой маленькой частице, пребывает весь Христос), т.е. Плоть Христова, можно сказать, что при посвящении пресвитеру вручается, полнота божественных Даров в мере доступной человеку. Сохранить эту полноту целой, не расчлененной на части – значит иметь полноту благодати, глубину веры, мудрость учения и святость иерейского сана.

Невредим – вред это порок или в духовном понимании грех. В данном случае невредим означает сберегать святыню, полученную при посвящении, от нечистоты греха. Для священника вредным будет сообщество дурных людей, участие в легкомысленном времяпрепровождении (игра в карты, выпивка).

«До последнего твоего издыхания…»

Пронести святость священства незапятнанной через все житейские бури, невзгоды, гонения, сомнения, соблазны, так что бы и через десятки лет сохранилась радость и трепет первой службы, а имя Иисусово было бы действительно Сладчайшим из всех имен на земле.

Последний вздох для священника должен быть ожидаемым и радостным отшествием к своему Небесному Отцу «ныне отпущаеши раба твоего Владыко... с миром…»

«О немже имаши истязан быти»

«Истязовати» – значит требовать, брать обратно, допрашивать подробно или со строгостью. Священника на суде Господь будет не только спрашивать о делах милосердия (Мф.25:31–46), но и о молитвах его поступков, о мыслях, т.е. судить не по внешним делам, а «истязуя» внутреннего, сокровенного от всех человека.

«Во второе и страшное пришествие Великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»

Кроме всех общечеловеческих грехов иерею надо будет отвечать за специально священнические: был ли он на приходе добрым пастырем, и не соблазнил ли или не погубил ли кого-либо из овец своего духовного стада.

Узы пастырства необыкновенно крепкие: пастырь на приходе несет ответ за своих прихожан в этой жизни, но еще в большей мере будет отвечать после своей кончины.

Доброе пастырство – во спасение священника и паствы.

Злое пастырство – в погибель многих, и в первую очередь, самого носителя священного сана.


Источник: Пастырь на приходе (вопросы пастырской практики). 1934-1974 Ивангород – Тула. / Р.Р. Лозинский. – Ярославль : Тип. "Канцлер", 2011. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle