протоиерей Ростислав Лозинский

Источник

5. Больные души

A. Проблемы душепопечения психбольных.

Б. Борьба за здоровую душу (лечение и исцеление)

B. Задачи священника.

Г. Ориентиры болезни (характеристика психических заболеваний, Апостол Павел и Добротолюбие о целом уме, Медицина о расщепленном разуме).

Д. Приложение: случаи из пастырской практики.

А. Проблемы душепопечения психбольных

«Болезнь душевная гораздо тягостней телесной...

она переходит с нами и в другую жизнь».

(Свят. Григорий Богослов, «Слова», 14)

Глубокое определение болезни вообще и возможность угнетения ею человека находится на первых страницах Библии. После грехопадения Бог осуждает змея-искусителя (т.е. соединение вместе двух начал: злого духа и представителя животного мира, добровольно вставшего на путь зла) и говорит:

«Вражду положу между тобою и между женою,

и между семенем твоим, и между семенем ее;

оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь

жалить его в пяту» (Быт.4:15)

Эти слова касаются не только первых людей, но в них заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира. Названная здесь глубокая вражда, есть та внутренняя оп–позиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою. (Ин.3:19–29; 7:7; 1Ин.2:15).

Болезнь – это только часть из орудий зла против человека. Пастырь принимает участие в этой борьбе, направленной не против людей, но против греха и бесплотных сил зла (Еф.6:12). Ему, как «семени жены» дана власть «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию» (Лк.10:19). Пастырь может поражать зло «в голову» т.е. уничтожить его совершенно. Злу же дано право только жалить «в пятку», т.е. в срытую от глаз, незначительную часть человеческого организма. Болезнь «пяты» – это повреждение временного, недолговечного, внешнего, по отношению ко всему человеку. Священник должен следить за собой и своими пасомыми, чтобы змий не пробрался выше «пяты» и в область воли, разума и сердца. Ведь этой самой уязвимой пятой христиане призваны давить гадину, т.е. все внешние несчастья обращать на свою духовную пользу. Христос, как совершеннейшее «семя жены» и сегодня совершает дело обновления или спасения человеческого рода. До ныне существует евангельская Вифезда, Дом Милосердия, Святая Церковь, куда приходит Христос и через церковные священнодействия непрерывно общается с верующими. А пастырь – орудие божественной благодати, через которое приходящие очищаются, освящаются и исцеляются от душевных и телесных недугов.

При исполнении своих пастырских обязанностей священнику приходится иметь дело не только с людьми психически нормальными, но нередко сталкиваться с лицами в большей или меньшей степени душевнобольным. Очень часто только после длительного знакомства и наблюдения над человеком можно определить, что он не вполне психически полноценен. Со стороны внутренней, психической жизни человек часто представляет собой сосуд «за семью печатями», раскрыть подлинное содержание, которое чрезвычайно трудно.

Патологические особенности психопатической личности проявляются не столько в высказываниях больного (психопат может быть прекрасным собеседником. Например, в Костроме нервнобольная женщина не плохо говорила приветственные речи), сколько в его поведении в жизни, в семье, в коллективе. Врачи, лечащие психобольных, знают, что часто человек на вид вполне нормальный, в действительности является психически больным, вдруг у него может произойти «срыв» и тогда раскрывается его подсознательная, болезненная духовная жизнь. Латентность, глубокая затаённость и маскировка патологического состояния души являются характерными для многих видов психических больных. Не всегда можно провести четкое разграничение между психобольным и больным с пограничными формами нервно-психических заболеваний.

Священнику в основном приходится иметь дело с тремя группами психобольных:

A) больные с врожденными (чаще всего наследственными признаками, обнаруживаемые при или вскоре после рождения);

Б) заболевания вследствие тяжелых нервных переживаний и травмы;

B) психические аномалии возрастного характера (старческое и атеросклеротическое слабоумие, алкогольный и другие психозы).

Вполне понятно, что каждая из групп не всегда строго изолированы от других, иногда их трудно проследить и наметить четкое разграничение, нередко замечается соединение отдельных признаков заболевания в одном лице. Каждая из указанных выше основных групп психобольных требует к себе особого внимания, умелого подхода и своих методов воздействия. Одним языком пастырь будет говорить с врожденным больным или хроником, а другими словами беседовать с человеком, впадшим в состояние временной депрессии: вовремя сказанное слово может удержать больного от многих необдуманных и опасных поступков.

Душепопечение здоровых и забота о больных имеют одно общее основание, один нравственный стимул – любовь. К больным нужны: любовь сострадательная и огромное терпение. Может ли пастырь не скорбеть душой и остаться безучастным, видя создание Божие с помутненным рассудком или с ущербленным сознанием? От пастыря требуется особая осторожность, молитвенность и жертвенная любовь в заботе о благе душевнобольных. Очень часто душа психически больного бывает особо ранимой и к ним требуется особый, индивидуальный подход. На начальных стадиях болезни пастырь очень многого может достичь и даже удержать дальнейшее распространение недуга.

Ветхозаветный период

В сознании современного человека понятие лечение (лечить) связывается с представлением о враче, поликлинике и больнице. Для большинства людей лечение болезни не соединяется с понятием Церкви или священника.

В далеком прошлом болезнь и священник были понятиями тесно связанными между собой. Ветхозаветные священники были первыми и единственными на земле врачами, на их обязанности лежало определение диагноза болезни (Лев.13:1–59), назначение срока профилактического карантина, проведение мер дезинфекции. В теократическом иудейском государстве такое положение дел находилось многие столетия. В ветхозаветных книгах почти ничего не говорится о лечении больных, а священники, исполнявшие должность врача, лишь констатировали болезнь и принимали меры предосторожности для локализации очагов болезни. Развитие и обособление медицины от религии произошло значительно позже и относится ко времени вавилонского плена (589–591 до РХ). В Вавилоне медицина была одной из наиболее разработанных наук.

На страницах книги пророка Даниила сохранилось описание одной из страшных форм душевной болезни, постигшей вавилонского царя Навуходоносора (Дан.4:28–34). Эта болезнь известна под именем лакантропии (Лопухин А. Библейская история, т. 2, стр. 767 СПб 1890 г.) состоит в том, что человек начинает себя считать и чувствовать зверем. Библия не только излагает историю болезни, но устанавливает ее причину и дает заключение о выздоровлении больного.

Причина заболевания – гордость Новуходоносора; течение болезни – отделение больного от общества людей. Новохудоносор – «ел траву, как вол и орошалось тело его росою небесною, ... волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птиц» (Дан.4:30). Только после того, как гордый царь обратился к Богу и раскаялся «разум (его) возвратился» к нему, и он снова стал управлять государством.

В этом первом библейском сообщении о душевной болезни необходимо обратить внимание на то, что отрицательное духовное начало в человеке (в данном случае гордость) влечет за собой расстройство физического состояния человека, т.е. устанавливается тесная связь духовной жизни человека с его физическим состоянием.

Есть в Ветхом Завете и другой пример заболевания, о котором толкователь Библии говорит: «действительно ли Саул сделался бесноватым, или его постигла просто душевная болезнь, неизвестно» (А. Лопухин. Библейская история, т. 2, стр. 113). Речь идет о царе Сауле, за непослушание отвергнутом Богом. Библия анализирует этот случай и разбирает его причины. Вследствие того, что «от Саула отступил Дух Господень, его возмущал злой дух», (1Цар.16:14), «и было на другой день: напал злой дух... на Саула, и он бесновался в доме своем» (1Цар.18:10). Таким образом, в Библии устанавливается причина событий: непослушание Саула и невыполнение им воли Божией приводит к припадкам умопомешательства (уныние, раздражительность, беснование) и даже к покушению на жизнь, некогда любимого Саулом Давида (1Цар.18:11; 19:10; 20:23).

Врач душ и телес

«Он взял на Себя наши немощи

и понес наши болезни»

(Исх.53:4; Мф.8:17)

Господь Иисус Христос принес на землю новое, совершенное откровение о Боге, как Небесном Отце, о любви – как основе жизни человека. Новы было учение о свободе «чад Божиих», об освобождении человека от греха и власти Диавола. По-новому стали относиться к болезни и даже смерти.

За Господом во множестве следовали люди, слушая Его «слова жизни Вечной» (Ин.6:68). Немало среди них было и болящих телом и духом. Почти 30 раз Евангелие упоминает о случаях исцеления одного или многих болящих.

Христос сам стремился быть ближе к человеческому горю и страданию. Милосердный исцеляет не только встретившихся Ему «на пути» (Лк.18:35; 17:12; Мк.5:24), но специально идет в «Дом Милосердия» где находилось «великое множество больных, слепых, хромых, иссохших» (Ин.5:2–3). Спаситель не только облегчает их земное существование, исцеляя недуг, но, что гораздо важнее – Всемогущий видит за болезнью ее причину – грех и освобождает исцеленного от власти греха (Лк.5:20–24), и указывает новый, совершенный и безгрешный путь жизни. «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Св. Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исаию 51. Творения т. 6. стр. 301) – эти слова относятся не только к расслабленному на овчей купели, но и к каждому человеку. Отныне во всей ясности установлена генетическая связь души – греха и болезни. Уничтожая грех души освобождается от болезни, а поработившись греху, человек впадает в болезни.

Пастырь в своем душепопечении это обстоятельство всегда должен помнить: освобождая человека в таинствах Церкви, от зависимости греху, тем самым создаются условия для здоровой личной, семейной и общественной жизни. Святитель Иоанн Златоуст, развивая эту мысль, писал: «Точно так и человека освобождают от болезни не крепость и здоровье тела, а добродетели духа и правильный порядок жизни» и далее добавил: «мы постоянно видим, что выдающимися людьми становятся не крепкие телесной силою, но великие душевной добродетелью» (СВ. Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исаию 51, Творения том 6, стр. 301). Поговорка древних римлян «mens sana in corpore sano» (здоровый дух в здоровом теле), приобретает более глубокий смысл и значение, ближе будет к истине, если ее изложить в такой форме «при здоровой душе, будет здоровым и тело». Здоровый же только телом, по словам Ф. М. Достоевского, является наиболее земным человеком (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»).

Из шести случаев изгнания Христом бесов из страждущих людей, переданных Евангелистами (Иисус Христос изгоняет духов бесовских: из дочери ханенеянки – Мф.15:22–28), из женщины скорченной духом немощи – Лк.13:11–13; из немого – Лк.11:14; из человека, одержимого нечистым – Мк.1:23–27; из человека из страны Гадаринской – Лк.8:27–39; из одного бесноватого и глухонемого отрока – Мк.9:14–29), одно, а именно исцеление бесноватого и глухонемого отрока, наиболее полно раскрывает сущность, течение и пути лечения болезней вообще. Об этом чуде сообщают синоптики, причем каждый из них, добавляет свои характерные подробности. (Евангелист Матфей – Мф.17:14–20; Евангелист Марк – Мк.9:14–29; Лука – Лк.9:37–43).

Ко Христу, сходящему с горы Фаворской после Преображения, обратился отец с просьбой исцелить его сына, страдающего сильными припадками беснования, глухонемотою и подверженный манией самоубийства. До этого отец обратился с просьбой об исцелении к апостолам, но он не смогли исцелить отрока.

Поучителен диалог между Христом и отцом болящего отрока: «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: С детства; и многократно дух бросил его и в огонь, и в воду, чтобы погубить его; Но, если что можешь, сжалься над ним и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: Верую, Господи, помоги моему неверию».9

Позже на вопрос учеников – почему они не могли изгнать беса, Христос ответил: «по неверию вашему... сей род изгоняется только молитвою и постом». (Мф.17:20–21)

Какие практические выводы может сделать для себя пастырь из этого Евангельского повествования?

1) У священника, как у Апостолов, может наступить момент, когда его вера на какое-то мгновение (дай Бог, чтобы только на короткий миг!) может ослабеть.

2) Священник с неверием (даже кратким) в душе становится потенциально бессильным, неспособным не только на чудотворение, но и на благотворное воздействие на души, вверенных его попечению прихожан. Однако по учению Церкви священнодействия священника, впавшего в грех, имеет свою благодатную силу по благости Любящего Бога в вере самих приступающих.

3) В такие минуты оскудения веры, священнику следует молится вместе с отцом Евангельского больного: «Верую, Господи, помоги моему неверию».

4) Борьба со злом в себе самом и в среде прихожан будет иметь успех, если священнику в жизни сопутствуют: молитва – как неослабевающая связь с Богом-Отцом, постоянное призывание Его помощи и пост – самоограничение и самоотвержение для достижения духа чистоты и независимости от земных (плотских) стремлений.

5) Злая греховная сила, которой люди сами себя отдают в рабство, приводит человека (в том числе и священника) в состояние духовной беспомощности, отчужденности и звероподобное состояние, как это видно на примерах Евангельских бесноватых. (Мк.9:18,20,26; Мф.17:15; Лк.8:27:29).

6) Слова Христа, сказанные непосредственно после изгнания беса из болящего отрока: «и ничего не будет невозможно для вас» (Мф.17:20), являются победным гимном истинного пастырчества, свидетельством конечной победы добра, правды, стимулом для работы священника на приходе, в частности в его трудном душепопечении психобольных.

Святые врачи после апостольского периода

По примеру своего Божественного Учителя святые Апостолы и их преемники совершали многие исцеления больных. Несомненно, что среди них были и страдавшие психическими заболеваниями (Деян.16:16; 19:20). Характерной особенностью было то, что все исцеления совершались «во имя Иисуса Христа» и Его именем (Деян.3:6; 16:18) История Церкви последующих столетий сохранила немало имен людей глубокой веры, совершавших исцеления больных именем Христовым. Для этих святочей земли сливалось в одно целое: небоязненное и постоянное исповедание своей веры и заботы о духовном и физическом благе ближних.

Здесь следует упомянуть три двоицы одноименных братьев, живущих в разных местах и в разное время:

1. бессеребников и мучеников Космы и Дамиана, пострадавших в Риме в 284 г. (память их 1 июля)

2. бессеребренников – Космы и Даминиана, мучеников Аравийских, пострадали в 237 или 303 г. (память 17 октября);

3. бессеребников – Космы и Дамиана, мирно скончавшихся в Асии (Малая Азия, память их 1 ноября).

Эти три пары святых врачей, носящих одни имена часто в приходах путают, и считают за одних и тех же лиц.

Святые бессребреники Кир и Иоанн (+311 г.) бесплатное лечение больных соединяли с проповедью христианства и обращением язычников ко Христу (память их 31 января).

Врач при дворце царя в Никомидии целитель Пантелеймон именем Иисуса Христа исцелял самые тяжелые болезни и притом бескорыстно и только требовал, чтобы исцеленные веровали во Христа, т.е. забота о теле соединялась с заботой о душе человека. После перенесения жестоких мучений был в 303 или 305 г. усекнут мечом (память 27 июля).

Древние списки святых (мартирологи) сохранили не только имена подвижников благочестия, но часто и их земную профессию или их особый дар служения людям. Например, среди святых Востока, почитается св. Диомид, врач (+298 г. в Киликии, память 16 августа).

С принятием христианства на Руси начинается многообразная культурно-просветительная деятельность Русской Церкви. Священнослужители (в основном монахи) были первыми на Руси носителями византийской культуры: первыми учителями, учеными и врачами. В летописях XI в. числятся: преподобный Агапит Печерский, врач безмездный (+1095 г., память 1 июня), преподобный Ипатий, врач и целебник (ХVI в., память 28 августа), преподобный Дамиан, пресвитер и целебник (+1071 г., память 28 сентября).

Современные исследователи утверждают, что «Призрение душевнобольных в Киевской Руси возникло раньше и было поставлено лучше, чем в западной Европе того времени (В. М. Банщиков, Т. А. Невзорова. Психиатрия. Стр. 13).

В Киевской Руси сложились определенные организационные формы призрения психических больных. Так в Уставе князя Владимира Церкви предоставлялась забота «о бесных», наряду со странниками, убогими и калеками. При монастырях и церквах были открыты «шпитали» и странноприемные дома (одна из церквей Межигородского монастыря была оборудована под «шпиталь» для психобольных). В XII в. в монастыре св. Иоанна Крестителя в Переяславле была «крепкая темница» для буйных психических больных, которых вплоть до ХVIII в. содержали только в монастырях. Указом Екатерины II в 1773 г. для этой цели было в каждой губернии выделены по два монастыря (мужской и женский).

В средневековой России на психических больных смотрели как на несчастных, блаженных, о них заботились. Случаев казни почти не было (на Западе психобольных часто идентифицировали с ведьмами и колдунами и сжигали на кострах). В этом следует усмотреть благотворное, смягчающее влияние Православной Церкви.

Б. Борьба за здоровую душу

Лечение

«Есть многое... на небе

и на земле, что и во сне,

Горацио, не снилось твоей учености».

(Шекспир)

Психические болезни являются наиболее сложными и мало поддающимися лечению. Симптомы болезни бывают выраженными более или менее ярко, методы лечения определены наукой, но нет гарантий на излечение или, говоря языком Церкви, на исцеление больного.

Современная медицина достигла за короткий срок огромных успехов (особенно в области пластической хирургии и пересадки отдельных органов), но еще многое, очень многое остается нераскрытым и неиспользованным.

Для медицины второй половины ХХ века характерна специализация (или детализация), доведенная до крайних пределов, т.е. происходит изучение и лечение отдельных органов человека (например, врач-офтальмолог имеет дело только с глазом и не может заменить врача отоларинголога, а кардиолог не будет лечить кожное заболевание). В этой специализации есть свои положительные стороны: врач изучает один только небольшой участок организма и может быть в своей области знатоком. Но в специализации может скрываться и большая опасность: за малым легко проглядеть большее, за частью не увидеть целого.

Производя лечение отдельных органов, можно увлечься этой, может быть и очень важной частью организма, но не связать данный участок с другими соседними, не иметь в виду всего организма, его целостности, его неповторимого единства и взаимосвязи.

Врачи употребляют обширный арсенал медикаментозного лечения, начиная с успокоительных капель, таблеток, пилюль, в более трудных случаях применяя инъекции, гипноз, сон, электросон и прочее, вплоть до лечения голодом.

А сколько еще неоткрытых и неведомых для науки или редко применяемых средств лечения больных. Чтобы не повторять всем известные случаи, здесь будут приведены только два примера мало популярного в настоящее время лечения больных, но известные людям много столетий назад.

Благотворное влияние музыки при лечении больных сейчас кажется для многих неубедительным. Однако еще за 1000 лет до Рождества Христова Библия приводит пример успокаивающего влияния на царя Саула игры на гуслях Давидом (1Цар.16:14–23; 18:10. См. А. Лопухин «Библейская история» т. 2. стр. 113).

Значительно позже в эпоху Возрождения (ХV–ХVIII в.) появились первые научные труды о лечебной силе звуков. Более детально этот вопрос был разработан в трудах ученых ХVIII–XIX в. В начале ХХ в. (1914 г.) русские медики Мудров М. А. и Бехтерев В. М. рекомендовали использовать музыку для лечения психиатрических расстройств. В наши дни (1937 г.) в Одесском военном госпитале было сделано 30 операций с использованием музыки (зав. обл. домом санитарного просвещения Кирдюкова «Музыка и здоровье» 1975 г.)

Другой пример: метод лечения иглоукалыванием (акупунктура), известный в глубокой древности, в наши дни нашел своих сторонников и практикуется два последних десятилетия (с 1957 г. в ряде институтах усовершенствования врачей). Иглотерапия с давних времен знает в человеке 695 точек для производства уколов и эффективного лечения различных областей болезней, в т.ч. и неврозов. В лечебной практике в нашей стране врачи (и то далеко не каждый!) использует не более 150 точек. (Тычковская Э. Доктор медицинских наук, профессор Ленинградского института усовершенствования врачей. «Лечит игла» 1975 г. «Известия» № 199 26.08.1975 г.)

Уже из этих примеров видно, что далеко не все возможности лечения больных используются современной медициной, что еще очень многое должно войти в профилактические и терапевтические лечебные методы.

Наука ХХ века основывает свои открытия на базе достижений прошлых поколений. Многовековая практика минувшего дала современной медицине богатейший арсенал средств широко используемых и поныне (хинин, кураре, кокаин).

Врач и путешественник Гарри Райт, большую часть жизни проведший в дебрях Амазонки, глухих районах Африки и островах Океании, утверждает, что многие методы лечения, принятые местными туземцами, неизвестны врачам Запада, а они имеют гораздо больший лечебный эффект.

Местные врачи (в основном знахари) имеют возможности вторгнуться в темное сознание человека, где царят страхи и тревоги и ослабить тревогу и внушить веру и надежду. Простейшими приемами за несколько минут достигаются результаты, для которых психиатрам Запада требуются месяцы и даже годы.

Г. Райт полагает, что психиатрия, психоанализ и основы генетики, не открыты в ХХ веке, а их истоки восходят к первым дням человечества. (Гарри Райт. «Свидетель колдовства» изд. «Молодая гвардия» 1971 г.)

Нельзя игнорировать или приуменьшать благотворное и исключительное значение в лечении многих психических болезней всего богатого опыта душепопечения накопленного Православной Церковью.

Исцеление

Христос принес людям благую весть о спасении. Спасение в будущем веке тесно связано с жизнью человека на земле, первое вытекает из второго. Христос начал свою проповедь с покаяния, с призыва исправить свою жизнь. Призыв к покаянию, к оставлению пути греха должен быть основным моментом душепопечения, как здоровых, так особенно болящих. Покаяние, имеющее в своей основе смирение, является лучшим лекарством для болящих, ибо оно излечивает гордость – начало большинства, психических заболеваний.

Христос пришел исцелить не один какой-то орган, а всего человека. Гармония тела и души, восстановление образа и подобия Божия в каждом христианине, свет светящей во тьме бытия – вот что дает христианское учение.

Сама обстановка храма, освящающее действие таинств, умиротворенность после домашней или Церковной молитвы – все это низводит в душу мир, радость, дают равновесие в жизни. А это и будет залог здоровой, счастливой жизни.

Возможность лечения больных естественными способами имеет свое освящение в том, что среди учеников Христа был апостол Лука, который по новозаветному свидетельству (Кол.4:14) являлся врачом. Можно предполагать, что апостол Лука на роду с чудесным даром, полученным от Христа, исцелять недуги болящих, мог пользоваться для лечения людей и медицинскими знаниями, приобретенными в молодых годах.

Церковь никогда не отвергала необходимость лечения болезней естественными лекарствами (Св. Иоанн Златоуст сам лечился лекарствами и писал диаконессе Олимпиаде: «Прошу твою честность пользоваться и разными опытными врачами, и лекарствами, которые могут установить такого рода болезни». Творения, т. 3, ср. 612). В пользу фармакологии положены главным образом растительные препараты, т.е. дары Великого Бога, данные на пользу человека. (Василий Великий, вопрос 55 «Согласно ли с целью благочестия пользоваться врачебными пособиями? («Творения» т. 2, стр. 387–391). Первые врачи-монахи изучали свойства растений, составляли из них лекарства и раздавали болящим. Почти во всех монастырях существовали «больничные покои или палаты» соединявшие амбулаторное и стационарное лечение. Так в Троице-Сергиевой Лавре (Загорск) был построен в 1635 году на месте прежней монастырской больницы огромный больничный корпус с храмом в честь св. Зосимы и медицинский кабинет, оснащенный современной лечебной аппаратурой. Особо назначенный брат «больничник», изучив «врачебное искусство», оказывал монахам необходимую медицинскую помощь. В Добротолюбии указывается, что «врачебное искусство не препятствует человеку быть благочестивым», а имеющие послушание лечить больных могут читать врачебные книги. (Добротолюбие, т. 2. стр. 578). Эти слова полностью подтверждаются жизненными примерами. Известно немало видных медиков, являющихся одновременно священнослужителями Русской Церкви. Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) архиепископ Крымский и Симферопольский, доктор медицины, профессор хирургии, лауреат Государственной премии (+1961 г.); Николай (Муравьев-Уральский) епископ Кимрский, врач отоларинголог (+1961 г.); Леонид (Поляков) арихиепископ Рижский и Латвийский, окончил хирургический факультет и Ленинградский педиатрический институт, в качестве врача принимал участие в Финской и Великой Отечественной войнах.

Однако старцы дают совет: «не на врачевания должны мы надеяться, а на Бога, который умерщвляет и оживотворяет». (Преподобные отцы Варсонофий Великий и Иоанн). В истинности этих слов никто не может сомневаться, т.к. жизнь подтверждает, что самые лучшие врачи и самые современные лекарства не могут избавить человека от смерти.

Религия дает человеку возможность понять смысл, значение, духовную сущность его болезненного состояния, святые отцы усматривают не только горечь болезни, но и пользу ее, если только правильно расценить недуг (Бог «насылает болезнь тому, кому полезнее иметь связанные члены, нежели беспрепятственно устремляться на грех». Василий Великий. Беседа 9. Творения, т. 2. стр. 151).

Религия дает человеку в его болезни утешение, поддержку, силу переносить страдания, надежду на избавление. Религия открывает в болезни человеку его духовные глаза для ведения реальности духовного мира, для познания суеты земных ценностей. Болезнь утончает, одухотворяет земную плоть человека, она освобождает от многих греховных уз.

Только просветленные Христовым учением разум и сердцем в болезнях и скорбях могут возносить Богу слова благодарения.

В. Задачи священника

«Иисусе, болезни душевныя

и телесныя избави мя...»

(Акафист Иисусу Сладчайшему икос 12).

Из всех болезней человеческого организма психические заболевания являются наиболее сложными по природе своего возникновения и по трудности их излечения. Только небольшое число психобольных, особенно тяжелых форм, находится на стационарном лечении в психических больницах. Большое количество страдающих душевными недугами состоят на учете в психодиспансерах и получают периодическую медицинскую помощь. В журнале «Здоровье» 1975г № 9 приведено такое соотношение: 10% психобольных лечатся в стационаре, а 90% получают помощь амбулаторно.

Количество больных более легких форм, не прибегающих к помощи медиков, даже часто не знающих и непонимающих своего душевного заболевания, нигде не фиксируются и не учитываются: они живут среди нашего общества, работают, имеют свои семьи. Вот, с этими полубольными (а часто и очень больными!) приходится иметь дело священнику. Они сами или их родные приходят в храм и просят помолиться, дать совет, утешение.

Что может и должен сказать им пастырь? Прежде всего священник не должен себя чувствовать чужим, посторонним, безразличным наблюдателем чужого горя. Как Господь Бог милосерден ко всем людям, так священник должен быть особенно милосердным к болящим. Все недугующие должны быть милыми своими, дорогими сердцу священника – это и есть милосердие пастыря. Чувство участия, сострадания, любви, благожелательности расположит к священнику самого больного и его родных. Сам священник должен иметь в себе внутреннюю силу для противостояния немощи (духовной и физической) пришедшего. Сила эта не личное качество или достоинство священника, а благодатный дар Божий, подающийся пастырю в ответ на его личную духовную жизнь (молитва, пост, жертвенная любовь), уверенность, граничащая с дерзновением.

От пастыря при духовном руководстве психобольных требуется большая духовная зрелость и мудрость, чтобы правильно распутать узлы, завязанные грехом. Пусть пастырь запасается терпением, ибо часто духовно неустойчивым людям больше всего требуется внимание, время, чтобы их выслушать. Больному необходимо внушить, что его состояние депрессии временное, и что он непременно будет здоровым. Поднять больному его опустившиеся «крылья», заставить его поверить в свои силы, а главное в помощь и исцеление от Господа – вот задачи душепопечения психобольных на первых ступенях. Средствами лечения, предлагаемые пастырем являются: молитва (не очень продолжительная!), хождение в храм, исповедь (можно допускать наряду с устной и письменное изложение грехов), более частое Причащение и соборование. Для очищения и освящения, укрепления и исцеления болящих служат и молитвы Требника (во 2-й части), чтения которых часто священниками опускаются. (В Сербской Церкви молитвы с. Василия Великого значительно расширены, на ее основании составлен особый чин экзорцизмов).

Необходимо ежедневное употребление Артоса, просфоры и освященной воды, неутомительное чтение, избегание одиночества, посильный труд, прогулки. Иногда можно рекомендовать поездки и паломничество, но желательно не в одиночестве, а с попутчиком. В тех местах, где есть обычай «снимать воду с копия» недостаточно только опускать копие в воду, но следует вычитывать положение в Требнике молитвы и хорошо добавить прошения о болящем с упоминанием его имени.

Следует посоветовать обратиться к врачу психоневропатологу. Прописываемые лекарства утишают возбудимость, улучшают сон. Священник должен знать с кем он имеет дело; для этого он сам должен уметь разбираться в духовной жизни человека, иметь, хотя бы минимальные познания по психиатрии.

Изучение творений отцов и пастырей Церкви откроет священнику ясную и определенную систему внутренней жизни человека. Станут понятными многообразные духовные процессы, совершающиеся в организме, установится закономерность и взаимосвязь теперешнего состояния человека с его прошлой жизнью. Священник должен быть тонким психологом и знатоком духовной жизни человека.

Чтение медицинских книг даст священнику возможность быть на уровне современных знаний науки и понять пути лечения человека. Не следует избегать или бояться медицинских знаний. При правильном понимании они человека от Бога не уведут, а наоборот будут свидетельствовать о дивном Создателе и непревзойденной Его мудрости. Ведь великие столпы Церкви Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и многие другие учились в языческих школах, а стали лучшими апологетами Христианства.

Изучая Книгу Жизни – Библию (и все связанные с нею богословские книги), священник должен читать и книги о жизни, открываемые наукой. Пути и методы в них разные, но основа одна, ибо и Первопричина у них общая.

Г. Ориентиры болезни

«Психическая болезнь – это

нечто большее, чем ненормальное

поведение, которое мы пытаемся лечить»

(Поль де Крюи «Борьба с безумием»)

Определение объема понятия болезнь

Православная Церковь объем понятия болезнь значительно расширяет и включает в него не только недуги тела, но и различные болезни души. (Св. Иоанн Златоуст в толковании 53 главы (стих 4) пророка Исаии писал: «болезнями здесь пророк называет слабости, грехи, лукавство» Творения, беседа 53, т. 6, стр. 322). Человек, делающий грех, является не только грешником перед Богом, но он рассматривается как личность с ненормальным образом мышления, с психопатическим уклоном. Церковь видит не только горе и страдание, но знает, что именно за ним стоит, т.е. определяет причинный фактор болезни, а именно грех. Церковь имеет большой опыт борьбы с грехом. Она знает и радости победы над ним. Другими словами, Церковь сохраняет новозаветное учение о зависимости греха души, тела и болезни. Излечивая душу, освобождая ее от греха создаются благоприятные условия излечения тела от физических заболеваний.

Наука также различает в человеке два вида заболеваний: соматические (болезни тела) и психические (болезни души). Как уже было сказано выше в отношении соматических болезней в медицине существует большая специализация в изучении и терапии отдельных органов человеческого тела. Психические болезни связаны с общим нарушением жизнедеятельности организма с обязательным и преимущественным поражением головного мозга и его функции – психической деятельности. Особенности проявлений выраженных психических заболеваний значительно отличают психических больных от всех других заболеваний: неправильность поведения, немотивированность поступков, неспособность осмыслить ситуацию и регулировать свои взаимоотношения с окружающими, возникающие подчас состояния возбуждения.

Почти при всех психических заболеваниях в той или иной степени страдает и тело. Но телесные, физические расстройства остаются как бы на заднем плане, отступает перед гораздо более ярко выраженными психическими симптомами. Только при скрытой депрессии больной жалуется на соматические боли (например, сердца, желудка, головы, зубов и др.) на самом же деле физические симптомы являются мнимыми и лишь отражают психическое расстройство.

Характеристика психических заболеваний

Среди многих разновидностей психических заболеваний священнику чаще приходится сталкиваться с наиболее распространенными формами нервно-психических заболеваний. Точное определение болезни (диагноз) ставит только врач, но и священнику, имеющему контакт с больным, полезно, а иногда прямо необходимо, иметь представление о степени или форме заболевания, пришедшего к нему человека.

Для ориентировки пастыря и в помощь душепопечения психически больных ниже дается краткое определение и характеристика некоторых, наиболее частых случаев нервных заболеваний, именно:

эпилепсия;

неврастения;

психозы, в том числе:

а) на религиозной почве (хульные мысли и представления, мнимо и лжеюродивые, эротического характера, мистические секты, «духовная прелесть»);

б) старческие и атеросклеротические,

в) алкогольные,

шизофрения.

Эпилепсия

Названия: эпилепсия, падучая болезнь, черная немочь, у детей – «родимчик».

Нередко приходится быть свидетелем припадков падучей болезни людей разного возраста и пола. Эпилепсия характеризуется повторяющимися время от времени припадками судорог с полной потерей сознания, иногда только с кратковременным помрачением сознания, а также постепенным развитием изменений характера и в ряде случаев снижением умственных способностей. Судорожные припадки бывают большие – судороги сводят руки и ноги, голова, торс изгибаются, сокращается дыхательная мускулатура, дыхание приостанавливается, возникает синюшность, потеря сознания, больной может биться головой и локтями, изо рта вытекает пена, и малые припадки –мгновенная потеря сознания, бывает даже у детей, известна в народе под названием «родимчик».

Удерживать больного с целью прекратить или ослабить судороги не следует. Надо только следить за тем, чтобы судороги не привели к вывиху сустава или перелому костей. При наступлении припадка следует положить под голову и лопатки больного мягкую подстилку, расстегнуть ворот и осторожно вложить между зубами, поближе к углу рта какой-либо небольшой предмет (черенок ложки, карандаш), обернутый бинтом или платком, для предотвращения прикусывания языка. Судорожные подергивания продолжается 1–2 минуты и затем прекращаются. Иногда больные чувствуют приближение припадка, но бывают они внезапно и даже во время сна.

Имея дело с эпилептиком, священник должен уметь спокойно оказать первую помощь, не растеряться. Могут быть приступы психического характера без судорог, в виде более или менее кратковременного помрачения сознания: больной может уйти далеко из дома, сесть в поезд и уехать (явления сомнамбулизма). Больные становятся раздражительными, недоброжелательными, апатичными, память их снижается.

При контакте с больным эпилепсией, должны учитывать упомянутые выше особенности его личности. К несчастным эпилептикам священник должен иметь особенную любовь, сочувствие и участливость; ведь угроза припадка висит над ним домокловым мечом каждую минуту. Припадки приходят чаще всего внезапно, они изнуряют организм, а их учащение приводит к гибели человека.

В большинстве случаев личной вины (как при многих других болезнях) в своем недуге эпилептики не имеют, ибо эпилепсия развивается в результате повреждения мозга (во время внутриутробной жизни плода, во время родового акта, при воспалении или травме, кровоизлиянии, опухоли), наследственности или врожденной обусловленности. Лечению эпилепсия поддается очень трудно, приходится надеяться на чудо, на милость Божию.

Неврастения

Заболевание нервной системы вследствие длительного перенапряжения, переутомления, недостатка регулярного отдыха и необходимой продолжительности сна, а также после длительных неприятностей, психических травм и неприятных стрессов.

Отличительные симптомы неврастении: раздражительность, повышенная возбудительность, склонность вступать в конфликт из-за пустяков, активная, но неупорядочная деятельность с ошибками, частые колебания, быстрая утомляемость, расстройство сна, сердцебиение, потливость.

Умелая психотерапевтическая беседа на время выравнивает настроение и самочувствие больного, а советы нормализовать труд, отдых, сон и вообще режим жизни приводят к выздоровлению и восстановлению трудоспособности.

Неврастеника, как вообще и всех психобольных, священники должны приучать не обращать внимание на житейские мелочи, сдерживать гнев и раздражение, уметь вовремя сосредоточиться в молитве.

Авторитет спокойного, уравновешенного пастыря-советника оказывает на больного очень большое влияние и разумное руководство духовной жизни приведет к уменьшению, а затем и исчезновению нервных «срывов».

Психозы

Психозы, психические болезни – болезненные расстройства деятельности головного мозга, при которых психические реакции человека резко, грубо противоречат реальным отношениям.

При одних формах психозов предметы реального мира (люди, вещи, явления природы) осознаются правильно, исключается лишь сознание их отношений между собой и между ними и больным. Больной правильно воспринимает мир окружающих его вещей, ориентируется во времени, окружающей обстановке, по неправильно, искаженно воспринимает отношение реального мира к себе: ему мнится, что люди обращают на него особое внимание, присматриваются к нему, следят за ним, в чем-то подозревают или наоборот, испытывают к нему необыкновенное почтение, восхищение, преклоняются перед ним.

В других случаях к этому добавляется еще и патология самого акта восприятия окружающего мира; больной воспринимает не только реально существующие, но и то многое, что ему только кажется: мнимые звуки, голоса, образы, запахи и др.

Из многочисленных форм психозов, с которыми священнику приходится сталкиваться в приходской работе следует отметить:

А) Психозы на религиозной почве, возникающие при неправильно воспринимаемых или извращаемых истинах веры. К ним относятся некоторые формы т. н. обсессии, представляющие такие психические состояния, когда у человека возникают навязчивые мысли или идеи, навязчивые желания или представления. Они могут носить религиозно-эротический характер и поражать отдельного человека или даже целые группы людей. У отдельных лиц могут возникать хульные мысли во время молитвы, у некоторых больных возникают хульные навязчивые представления при виде икон (см. «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, Слово 23. «О неизъяснимых хульных помыслах» стр. 39–54). Характерным является то, что больной сознает всю нелепость, всю ненормальность подобных психических сочетаний, но старается от них освободиться, как от чего-то постороннего паразитарного. (А. Суханов. «Патологические характеры» СПб 1912 г. стр. 21). Только очень углубленной молитвой, сознанием своего предстояния пред Богом и открытием помыслов на исповеди можно избавиться от этого недуга.

Приходится священнику сталкиваться со случаями мнимого юродства, т.е. когда человек в результате душевной болезни или психической неполноценности ведет ненормальный образ жизни, имеет внешний вид юродивого и совершает поступки безумного.

Юродство во Христе есть величайший подвиг крайнего уничижения человеческой личности, призрения всех форм обычной человеческой жизни. Юродивый во Христе – это человек психически совершенно здоровый (нормальный), но берет на себя добровольно (иногда даже на время) подвиг необычайного служения людям. Церковная история сохранила не более 30 имен юродивых подлинных подвижников благочестия (Юродство и столпничество (религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование), без автора. Нижний Новгород. 1912 г. стр. 45–52).

Русский народ полюбил этот необычайный вид подвижничества. К сожалению, на Руси было и есть немало лжеюродивых, подражающих лишь внешнему виду блаженных. Только священник – духовный отец, после внимательного изучения человека, может определить является ли данное лицо подлинным подвижником благочестия, психически нормальным или пред ним патологический субъект, маньяк, внешне имеющий вид юродивого, «но не для Господа и не во Господе» (из характеристики лжеюродивых данной патриархом Иосафом I в 1636 году (М. В. Лодыженский. «Свет незримый» Петроград. 1915 г., стр. 186).

Следует еще указать на один вид психической аномалии – соединение эротического элемента с религиозным. Бывали случаи, что психически ненормальные женщины влюблялись в священнослужителей и в храме, и вне храма не давали проходу священникам, особенно молодым.

Случаи из практики: в г. К. одна психопатка стала считать священнослужителя своим женихом и во время всенощной при помазании елем поцеловала его в лицо.

В г. Т. психически больная распространяла среди граждан города слух, что один из священников собора, является ее законным мужем.

В г. В. ненормальная женщина стояла в притворе с подушкой на животе и уверяла, что ждет ребенка от священника.

В г. З. кликуши не давали проходу одному священнослужителю и ему пришлось переменить место жительства.

Вполне понятно, что от этого могут возникнуть неприятности и неполезные для Церкви толки, а поэтому священнослужители должны себя вести с лицами женского пола очень строго и не подавать повода для интимных отношений.

Ярким выражением групповой психической ненормальности в России на рубеже XIX–ХХ веков являлись многочисленные мистические секты (хлысты, новохлысты, монтаны, скопы и другие). На своих собраниях во время «радений» участники впадали в исступление, достигали крайних форм экстаза и истерии, предавались разврату (т. н. «свальный грех»). Их догмой являлось человеко-обожание, верование в непосредственное общение Божества с человеком чрез многократное боговоплощение в избранных людей, как носителя божества, отсюда многочисленные саваофы, христы, богородицы. (О хлыстах подробнее в книге В. Скворцова «Миссионерский посох» СПб. 1912 г. и Мельников-Печерский П. И. «На горах» кн. 2. ч. 3. М. 1956 г. стр. 242).

В наши дни подобных сект больше нет, но дух сектанства прошлого века еще силен. У православных нередко уживается вера и обрядоверие, звание христианина и блуд или пьянство, суеверия, гадания, вера в приметы, колдовство. У многих в сознании живет чувство собственной праведности (нередко и до «прелести»).

Психическая неполноценность в религиозном отношении навсегда ясно и определенно выражена, она часто соединяется с искажением правильного религиозного восприятия, неумением координировать внутреннее и внешнее проявление религиозного чувства и нередко с человечеством невежеством.

Со всеми этими болезненными, чуждыми истинного христианства, проявлениями в приходской среде священнику необходимо серьезно бороться. В повседневной пастырской работе священнику приходится сталкиваться с многочисленными случаями неправильного понимания христианства и извращения истины веры. Вот некоторые примеры:

1. Прихожанка, не умевшая правильно оценивать последствия своих поступков обратилась к священнику с вопросом: что ей делать с оставшимися после пожара полу-обгорелыми иконами? Сама она ушла на работу и оставила в комнате зажженный лампады. Возник пожар и многие иконы, в том числе благословение родителей, сильно обгорели. Пожарники, тушившие пожар, смеялись над «обгоревшими богами». Священнику следует рекомендовать прихожанам, уходя из дома гасить зажженные лампады, чтобы не лишиться икон и не давать повода глумиться над святыней.

2. Мать совершенно спокойно сказала священнику, что ее дочь убила своего мужа, который продолжительное время пьянствовал, издевался над ней и бил ее. Чем убила? Гантелями. Суд ее оправдал. На совет священника, что дочери необходимо прийти в храм и очистить свою совесть в таинстве покаяния (причащаться ей сразу нельзя!»), мать заявила: «Дочь уже была в храме и «покрыла» Богородицу и св. Николая», т.е. повесила на иконы полотенца. Какое ложное представление о легкой возможности загладить тяжелый грех убийства!

3. Мать поведала священнику довольно равнодушно, что ее дочь с зятем сильно выпивали и связались с дурными людьми. На днях нашли дочь, израненную многими ножевыми ранами, а зятя повесившимся (предполагают, что его повесили насильно). Узнав о гибели мужа дочери сказала: «собаке, собачья смерть». О времена, о нравы! – говорили древние римляне. Нет в сердце ни сожаления, ни жалости, ни горя!

4. Мать, придя к священнику, спрашивает, как ей поступить с сыном. Он хотел повеситься (вытащили из петли!). На приглашение сходить в храм о побеседовать со священником, поговеть – он ответил отказом. Остается только молитва, ибо по народному выражению «молитва матери со дна моря достанет».

5. Как языческие амулеты и фетиши многие приносят из храма: ладан (им окуривают жилище и зашивают в белье), песок, свечи, ветки Троицких березок (спасает от пожара) и траву из алтаря (особенно ценят ту, которая находилась ближе к Престолу).

6. Неоднократно священнику приходится выслушивать жалобы, что плохие люди в целях колдовства подбрасывают к входным дверям (обычно на порог) своей «жертвы» – волосы, шпильки, нитки с нанизанными бусами. О живых ставят свечи за упокой фитилем вниз.

7. Довольно часто при трудных родах священника просят открыть Царские врата. Священнику следует объяснить, что само по себе открытие врат не приносит никакой пользы. Можно открыть врата для молитвы, например, отслужить молебен о здравии роженицы.

8. В г. Т. одно время пользовался известностью среди женщин, ищущих особого благочестия, некто Виктор Ч. (около 35 лет от роду, вероятно, страдал заболеванием головного мозга – энцефалитом, все тело его было изогнутым и его возили в коляске). Известен он был тем, что давал людям советы служить в церкви молебны мало-чтимым святым (например, свв. Авкуу, Варипсаву, Гаведдаю, Хатуну, Парду, Писту и другим), но имена которых внесены в месяцеслов святых Православной Церкви. Слова Виктора и советы считались безапелляционными и пророческими. Почитание этого «святого» уменьшилось, когда выяснилось, что он жил с женщиной и имел от нее ребенка.

9. В отношении усопших существуют такие ни на чем не основанные мнения: с золотыми зубами усопший не войдет в Царствие Божие; женщинам покойницам не следует одевать панталоны, чтобы они не уподоблялись мужчинам.

10. Придается исключительное значение воде из различных «целебных» источников. В этой воде купаются, ее привозят домой и употребляют вместо святой воды освященной в храме.

11. В некоторых областях центральной России особенное значение придается запивке (теплоте) – она приравнивается к Крови и воде, истекших на Кресте из прободенного ребра Христа. Уборщицы любят угощать теплотой своих знакомых.

12. Промывка и реставрация икон в понятии некоторых малокультурных людей является «смыванием благодати» с икон; устройство в храме вентиляции «выдувает» благодать из церкви!

В приходской работе священнику приходится сталкиваться с одним из тяжелых душевных недугов т. н. «духовной прелестью» Слово «прелесть» имеет в русском и славянском языках разное значение. По-русски прелесть – это красота, пригожество, пленительный вид. Славянское «прелесть» составлена из «пре» (предлог, придающий словам силу превосходной степени) и «лесть» – коварство, обман, соблазн. В данном случае «прелесть» означает коварство, обман, соблазн в высшей степени или меры. Эта болезнь людей, стремящихся жить духовной жизнью, но не имеющих (или не слушающих) опытных наставников, знающих путь правильного духовного развития человека.

Прелесть – это повреждение естества человеческого ложью (определение преп. Симеона Нового Богослова (3-е Слово. Издание Оптиной Пустыни. 1852 г.)

Прелесть – это усвоение человеком лжи, принятой за истину (определение епископа Игнатия Брянчанинова) (Аскетические опыты т. 1. стр. 231).

Прелесть – это безграничное возвеличивание своего личного «Я», противопоставление себя с целью возвышения перед другими.

Прелесть – это неправильное (извращенное) понимание свободы человеческого духа, это путь своеволия, самочиния, изоляции от авторитетов и небрежение богатого опыта Церкви.

Прелесть имеет в основе самомнение, высокоумие и бесовскую гордость.

Священнику нужно хорошо знать историю восточного подвижничества, чтобы на опыте прошлого пастырь смог своевременно распознать человека, находящегося в прелости и знать какие меры следует к нему применять.

Яркие примеры духовной прелести встречаются в Прологе, Лавсаике, Отечнике, Патериках. Об этом недуге писали многие из древних Великих Отцов (например, Иоанн Лествичник, Григорий Синаит, св. Патриарх Каллист, Симеон Новый Богослов и другие, а из более новых писателей особенно ясный анализ духовной болезни находится у епископов Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова.

Упомянутые книги повествуют, что бывали случаи, когда монахи чистой и высоконравственной жизни, идя путем неправильного духовного развития, руководимые своеволием, впадали в обольщение ума и гордость. Иным казалось, что они имеют особую, им свыше дарованную, благодать (например, простой монах Араамий Египятнин уверял, что его Сам Христос рукоположил во пресвитера, другие видели явившегося Христа и ангелов (монах Валентин из Палестины, Исаакий Киево-Печерский), некоторые во время молитвы поднимались от земли на воздух (Онуфрий, русский подвижник), другие исполняли своевольно взятые на себя подвиги, впадали в экстаз (Александр Дружинин из Москвы), некоторые прекращали молиться, отказывались от Причастия и чтения св. Евангелия (затворник Киево-Печерский Никита), делали попытки убить ближних (упомянутый выше Александр Дружинин) или сами кончали жизнь самоубийством (отшельник по имени не упомянут, «Отечник проповедника» № 891).

Опытные старцы быстро распознавали «бесовскую прелесть», определяли это состояние, как тяжкий духовный недуг и восстанавливали многих больных к прежней добродетельной жизни.

Средствами освобождения от прелести считали:

общую (соборную) всех молитву о недужном;

психотерапию («смирение помыслов»),

трудотерапию (изменение ритма жизни на более суровый и простой, например, работа в конюшне или хлебопекарне).

Духовная прелесть не является недугом прошлого и спутницею исключительно подвижников. Эта болезнь во все времена постигает всех духовно дерзких и самонадеянных людей в гордости мечтающих преждевременно достигнуть высоких христианских вершин христианства. В каждом приходе встречаются люди «не знающие» за собой грехов, считающие себя, если не праведниками, то во всяком случае безгрешными, осуждающие своих родных, знакомых и пастырей.

Это очень тяжкое и опасное состояние. «Мнимосвятые» слышат голоса и ошибочно думают, что ими руководит Сам Бог, а наставления приходских пастырей они считают для себя необязательными.

Да и самому священнику легко можно встать на путь прелести, если он все уважение и почитание, оказываемое молящимися, будет относить к себе лично, а не к своему высокому священному сану. Молодых священников иногда прихожане начинают не в меру хвалить и опять может возникнуть горделивая мысль о своих личных особых дарованиях или о какой-то особенной личной духовной силе. Ложь, принятая за истину, уводит человека от Бога. Только воплощенная Истина – Христос может освободить человека и сохранить его из пути подлинной здоровой духовной жизни. Христианская религия духовно высока и привнесение чувственного элемента в личную или церковную жизнь неизбежно приводит к оземлению всей его духовной сущности. Подчинение же личного начала общецерковному возводит каждую отдельную личность до уровня полноты Благодати, дарованной всей Церкви. Путь к совершенству открыт только через глубину смирения и духовную рассудительность, которые уберегут христианина от крайностей и гордости.

Б. Старческие психозы (иначе атеросклеротическое и старческое слабоумие) часто встречаются в пастырской практике. Старые люди приходят к священнику и жалуются, что их дома не кормят, обкрадывают, выживают из квартиры. Подобные жалобы в большинстве случаев не соответствуют действительности. Старца надо выслушать, попробовать переубедить, обещать поговорить с родными. Это обещание, конечно следует выполнить. Священнику следует проявить максимум ласки, заботы и внимания – это старые люди заслужили. Старческое слабоумие – это заболевание и притом прогрессирующее, оно возникает в результате атрофии мозга; состояние это не является непременным спутником преклонного возраста, и бывает далеко не у всех. Болезнь обычно заканчивается старческим маразмом (упадком сил вследствие крайнего истощения организма, полным распадом личности) и смертью, нередко от какого-нибудь присоединившегося заболевания.

В. Алкогольные психозы – психические заболевания, возникающие при хроническом алкоголизме (белая горячка, острые алкогольные галлюцинации, бред, потеря памяти и другое). Общая картина заболевания ясна и не требует большого разъяснения. Священнику часто приходится иметь дело с пьяницами. Редко кто-то из них признает себя алкоголиком. Если болезнь не приняла хронические формы, следует всячески отвести больного от плохой среды и помочь скинуть с себя алкогольное иго. Особое внимание обратить на то, чтобы в приходе число пьяниц не увеличивалось. Чаще говорить о вреде алкоголя и самому священнику подавать пример трезвости. (Подробнее об этом в этой работе в главе IV, раздел 4. – «Проблемы алкоголя в пастырской работе священника»)

Шизофрения

Шизофрения – великая загадка психиатрии.

(Доктор Вальтер Л. Брюич)

Шизофрения одна из наиболее сложных психических болезней. Множество ее стадий и разновидностей, огромное количество жертв, трудность лечения – делают шизофрению бичом современности.

Изучение шизофрении, как психопатического явления, интересно в том отношении, что оно открывает общие позиции медицины с учением Православной Церкви о духовной стороне жизни человека.

Шизофрения – психическая болезнь с тенденцией к хроническому течению. Первые симптомы заболевания не имеют специфических особенностей, т.к. похожие расстройства могут быть и при других психических болезнях. Однако постепенно наступают стойкие изменения психики или как называют медики – изменения личности: больные становятся малоразговорчивыми, необщительными, теряют интерес к работе, к жизни, своих близких, друзей; могут быть и противоположные симптомы: человек становится суетливым, несколько напряженным, куда-то уходит, что-то делает, о чем-то сосредоточенно думает, не делясь об этом с близкими.

В зависимости от формы шизофрении наблюдаются различные проявления расстройств психической деятельности:

Параноидная форма – болезнь проявляется в виде бреда (появляются враги на работе, ревность, мнительность, галлюцинации);

Депрессивно-параноидная форма – тоска с бредом, тревога, жалобы на тяжесть на сердце, боязнь катастрофы, мысли о самоубийстве;

Циркулярная форма – необычайная оживленность, приподнятое маниакальное настроение с бредом;

Кататоническая форма – выражается или в нарастающей обездвиженности больного, (вялость, нежелание ходить, принимать пищу, говорить) или во внезапно наступающем возбуждении (гримасничание, оголение себя, прыгание, непристойный разговор, пение);

Неврозоподобная форма – явления психоза бывают во время редких и кратковременных обострений. Заметно ипохондрические симптомы и явление навязчивых идей.

Современная наука еще не открыла причины возникновения шизофрении. Учитывая большую разновидность психопатических признаков заболевания, нужно признать, что число шизофреников разных стадий и форм очень велико.

Несмотря на то, что известно из чего складываются клиническая картина болезни, установлены факторы, способствующие развитию болезни, определена социальная опасность шизофрении (влияние на потомство, наличие случаев самоубийства и убийства), все же эффективного средства для полного излечения болезни еще не найдено. Обычно применяемые средства медикаментозного лечения и терапия труда не всегда дают желаемый успех.

Оставив для специалистов научное исследование и изучение методов лечения шизофрении, остановим свое внимание на раскрытии внутренней сущности этой опасной болезни. Ключом для понимания недуга шизофрении послужит филологический экзегенез, а сопоставления аналогичных вопросов, затрагиваемых в Священном Писании и аскетических творениях подвижников Православного Востока, откроют дверь к более полному познанию болезни, определению причин и методов лечения.

Слово шизофрения (Большая медицинская энциклопедия болезнь называет схизофренией. М. 1963 г., т. 31). составлено из двух греческих слов: раскаливать, расщеплять, разрезать, разрывать и дух, душа, ум, сердце. Исходя из филологического экзагеза шизофрения определяется, как болезнь при которой у человека духовная его субстанция (дух, душа, ум) расколота, расщеплена не составляет единого целого. Отсюда «шизофрения» – это человек с не цельным, расщепленным сознанием и психикой.

Раздвоенность мышления, эмоций и сознания являются характерным признаком болезни многих людей, которых страшный психологический недуг постепенно захватывает и порабощает.

О целом (здравом) уме говорится в Новом Завете у Апостола Павла, а также в творениях великих психологов и знатоках духовной жизни в Добротолюбии. Православное Богословие раскрывает полную картину духовной жизни человека, в частности говорится и о признаках здорового и болезненного состояния ума, о причинах болезни и о способах лечения.

Апостол Павел в т. н. «Пастырских посланиях» и многие Отцы Восточной Церкви употребляют термин, который обычно переводится на русский язык словом целомудрие. Слово составлено из двух греческих слов: ... целый, здоровый, неповрежденный и.... ум, дух, душа.

Таким образом, филологический экзегез открывает, что греческое гораздо шире по объему содержания русского целомудрия и может означить здравомыслие, благоразумие, рассудительность. Попутно можно сделать еще вывод: целомудрие в его обычном понимании (невинность, непорочность, чистота, стыдливость) является плодом здорового ума, выражает целостность духовной личности человека.

Не трудно заметить, что научное название психической болезни и богословский термин.... на греческом языке имеют общую основу.... Первое выражает болезненное состояние человека, второе – его здоровье, т.е. противополагаются целый, здравый ум, (в Богословии) – расщепленному, раздвоенному уму (в медицине).

Общность темы создает возможность для диалога между развивающейся, постоянно находящейся в поисках нового, наукой и обладающей ценнейшим опытом духовного знания – религией.

Со страниц Нового Завета в посланиях Апостола Павла и его учеником Тимофею и Титу слышим неоднократное (7 раз) призывы охранять целомудрие понимаемого в более широком значении этого слова, как необходимой добродетели для всех христиан вообще (2Тим.1:7; Тит.2:12), а в частности епископам (1Тим.3:2), старцам (Тит.2:2) молодым (Тит.2:5) мужам и женам (1Тим. 2:9; 2:15).

Святитель Иоанн Златоуст в толковании послания Апостола Павла и Титу писал, что «целомудрием называется здравое состояние ума» (Иоанн Златоуст. Творения, т. XI, стр. 861). Далее Златоустый Учитель поясняет, что «целомудрие состоит не только в том, чтобы воздержаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным и от прочих страстей».

Таким образом, признаки болезни ума значительно расширяются – любая страсть нарушает целый, здравый ум и является симптомом заболевания.

Подвижник середины III века, живший в Египетской пустыни, преподобный Антоний Великий в своих многочисленных наставлениях поучал братию о необходимости иметь ясный ум. «Ум все видит ... и ничто не помрачает его, кроме одного греха» (Добротолюбие т. 1. М. 1905 г., стр. 83), «Говорящий несмысленно не имеет ума; ибо говорит, ничего не думая». «Таково Божие определение, чтобы по мере возраста тела душа исполнялась умом, – дабы человек из добра и зла избрал угодное ему. Душа, не избирающая добра, не имеет ума. Потому, хотя все тела имеют душу, но нельзя сказать, чтобы всякая душа имела ум».

Преподобный Исихий Иерусалимский (V в.) полагал, «ослепляется ум тремя следующими страстями: среболюбием (любовь к богатству), тщеславием и сластолюбием (чувственность)».

Поэт, философ и вместе с тем аскет-пустынник преподобный Исаак Сирианин (конец VI в.) в своих подвижнических наставлениях построил строгую систему духовного оздоровления человека. Целью пришествия Христа на землю было спасение человека, очищение его «от повреждения, произведенного первым преступлением» (т.е. первородным грехом). Заповеди являются лекарством для уврачевания преступной души. Кратко суммируя эти мысли преподобный писал: «повреждение привзошло к нам от преступления заповедей» из сего явствует уже, что здравие возвращается снова их хранением». Без делания заповедей нельзя желать или надеяться на душевное очищение. (Добротолюбие, т. 2. стр. 689).

Должно отсекать причины страстей, даже самых малых и бороться с ними. Для успеха в этой борьбе духовной «самое лучшее погружаться во внутреннего своего человека», т.е. находиться в молитве и уединении, ибо «когда наш ум пребывает ... уединенно... тогда не он уже ведет брань со страстями, но благодать» (сила, помощь Божия).

Авва Фалассий предостерегает: «следи за помыслами и избегай зла, чтобы не омрачился ум твой и не стал превратно видеть вещи», т.е. причиной извращения ума могут быть плохие мысли и злые дела. «Склонность ума к чувственному делают его рабом телесных удовольствий».

Подвижники дают совет о том, как надо в себе готовить правильную духовную жизнь. «Ум надо упражнять, чтобы он был светл и чист, и мог хорошо различать, что требуется от нас, чтобы очистить душу от страстей и украсить ее добродетелями» (Никодим Святогорец. «Невидимая брань». М. 1904 г. стр. 30).

Такой светлости ума можно достигнуть двумя способами: молитвой и углубленным познанием окружающего мира («постоянное рассмотрение вещей и углубление в познании их, чтобы ясно видеть, какие из них хороши, и какие худы») с точки зрения духовной пользы.

Человеческий ум, мятущийся и обуреваемый страстями, часто впадает в крайности и болезни. Незыблимое равновесие и стабильность ум получает от озарения благодатию Божию. Святые по словам Апостола Павла (1Кор.2:16) имели ум Христа, т.е. божественная мудрость освящала силу их ума и давала им правильное направление мышления.

Св. Максим Исповедник (широко-образованный царедворец, богослов-философ, затем ставший монахом подвижником, в 662 г. скончался мучеником за чистоту веры). Эти слова Апостола Павла пояснял так: «Ум Христов, по-моему, имеет тот, кто о всем помышляет в Его Духе, и через все приводится к мысли о Нем», (Добротолюбие, т. 3, стр. 245).

Знаменитый подвижник IV в. преподобный Ефрем Сирин в своей умиляющей душу великопостной молитве призывает всех христиан просить Господа Бога о даровании каждому духа целого, неповрежденного разума, видящего, чтущего Бога и сохраняющего человека в чистоте.

Очищение ума от греховных страстей, приоритет подлинной духовной жизни, приведут человека к здоровой психической жизни, истинному.... (греч. яз.), уберегут от душевных заболеваний.

Выводы

Изучение душевных болезней дает возможность утверждать, что многое в этиологии (учении о причинах болезней) наукой еще до конца не открыто и поэтому носит проблематический характер.

Медицина связывает психопатические состояния с аномалиями деятельности головного мозга. Церковь, не отвергая значение головного мозга, как фактора, играющего определенную роль в заболевании, видит в самой болезни более глубокие корни и причины метафизического характера. Болезнь, по определении Библии, вошла в мир после грехопадения первых людей: человек стал подвергаться болезням и смерти.

Психические болезни возникают вследствие органического заболевания или в результате глубоких психических процессов духовной жизни человека. Библия со всей определенностью говорит о влиянии демонических сил на психическую жизнь (Мф.15:22–28; Мк.1:23–27; 9:14–29; Лк.8:27–39; 11:14; 13:11–13). Реже болезнь посылается как испытание веры (праведный Иов) или для проявления Божественного всемогущества (исцеление слепорожденного – Ин.9:3 много болезней – Мф.15:29–31).

Таким образом, мозг, как таковой, не является основой и первопричиной заболевания, а лишь посредником (передатчиком), через который болезнь входит в организм.

Эффективный результат при лечении психических болезней будет достигнут при комплексном лечении – применении медикаментозного и психотерапевтического методов лечения.

В очищении, успокоении, укреплении и направлении психической деятельности человека значение опыта и средств воздействия, имеющихся в Православной Церкви, не подлежит сомнению.

Религия, в лице своих духовных мыслителей и писателей, показывает людям путь правильной жизни. На этом жизненном пути человека стоят многие предостерегающие знаки, указывающие на опасность. Важнейшими ориентирами пути являются заповеди, данные Богом.

Не соблюдая заповеди, человек сбивается с истинного пути и попадает в жизненную аварию. Очень часто такой аварией являются душевные заболевания. Психические болезни в своем огромном большинстве являются результатом блуждания по неправильным жизненным тропам (беспутная жизнь!), не внимание к предостерегающим знакам Промысла Божия.

Греховные поступки (на языке Добротолюбия – страсти) являются своего рода питательной средой на которой возникают и развиваются психические болезни. Религия способствует уничтожению причин душевных заболеваний, она же оказывает помощь, впадающим в эти тяжкие недуги.

Церковь – это подлинный Дом исцеления (Дом Милосердия), а священник духовный врач, исполняющий волю Небесного Врача.

Д. Приложение

Случаи из священнической практики.

1. В г. Костроме священника пригласили на дом причащать больную, но предупредили, что она будет лаять. В большой комнате с очень высоким потолком священника встретила небольшого роста, худенькая старушка и добродушно заявила: «Батюшка, не бойтесь, я вероятно буду лаять».

Священник стал читать молитвы перед Причащением и вдруг услышал сзади себя настоящий собачий лай. Чтение пришлось прервать до тех пор, пока женщина опять спокойно сказала: «Я лаять кончила». По словам несчастной непроизвольный лай возникает перед и во время прихода священника, а также под церковные праздники (Сравнить у св. Иоанна Златоуста «Толкование на пророка Исаию. Гл. 42. Творения, т. VI, стр. 245)

2. В Иваново Великим постом молодая женщина вошла в собор, в притворе быстро разделась догола и через толпу народа пробежала к чтимой Федоровской иконе Божией Матери, перед которой упала навзничь. Вызванная «скорая помощь» уложила несчастную на носилки и увезла домой. Позже эта женщина призналась, что она не помнит, что совершила, ей очень стыдно, но противостоять влечению совершить такой поступок не могла.

3. В Г. Туле молодой мужчина, по профессии шахтер, рассказывал, что женщина погрозила ему отомстить за то, что он перестал с ней «дружить». Она угостила его конфетами, после чего в груди он почувствовал пламя огня. Здоровенный, физически крепкий мужчина стал на глазах «таять» и худеть. Только после многократной исповеди и Причащения было получено облегчение.

* * *


Источник: Пастырь на приходе (вопросы пастырской практики). 1934-1974 Ивангород – Тула. / Р.Р. Лозинский. – Ярославль : Тип. "Канцлер", 2011. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle