Заключение
Последние страницы работы «Пастырь на приходе» были написаны в праздник Воздвижения Креста Господня. В этом совпадении есть глубокая символичность: крест, пастырь и община верующих неотделимы друг от друга, они имеют глубочайшую внутреннюю связь.
Крест – образ страданий, пройдя которые христианин вступает в вечную полноту покоя и радости.
Пастырь – человек, которому даны особые духовные полномочия и дар приводить людей через их личные скорби («жизненные кресты») к вратам Небесного Царства.
Приход – большая семья верующих, объединенных пастырем под знаменем Креста.
Общим является и та глубокая, неземная, мистическая Тайна, связующая все во единое целое и открывающая людям:
в тайне Креста – тайну крестной любви Божией к человеку;
в тайне священства – дарование пастырю прав священно- или тайнодействий в таинствах особенно в таинство непостижимом Пресуществлении Святых Даров
в тайне Церкви – освящение и сохранение многими поколениями верующих «единства духа в союзе мира» (Еф.4:3) под единым Главой – Христом.
Нет ничего страшнее и блаженнее пастырского служения. Через пастырей земных Сам Господь пасет Свое стадо. Истинное пастырство есть продолжение спасительного служения Христа на земле. Только тот может быть пастырем и вести людей в Жизнь Вечную, кто сам знает Пастыря и кого Пастырь знает. «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин.10:14).
Пастырство есть «служение примирения» (2Кор. 5:18), понимаемого в самом широком значении.
Мир в своей душе – есть залог всего пастырского делания.
Мир в своей семье – это не только личное счастье священника, но и огромная нравственная сила в приходской жизни.
Мир в приходской общине – это христианство практически осуществляемое на земле.
Забота о мире во всем мире (молитва и участие начинаниях общего миротворения) – это долг священника, как гражданина и убежденного миротворца.
Силы для столь многогранного и ответственного служения, требующего часто сверхчеловеческих усилий, пастырь получает при своем рукоположении. Дальнейшее развитие или отмирание духовной жизни зависит от образа жизни самого священника.
Правильное пастырство есть результат внутреннего благодатного состояния души священника, живущего в Боге и труждающегося на благо пасомых. Эту свою духовную настроенность пастырь может или увеличивать (ревностью, желанием принести больше пользы душам ближних, сознанием своей ответственности за людей ему порученных) или заглушать (беспечность, нерадением, невниманием, приверженностью к мирскому образу мышления и мирскому складу жизни.
Вся жизнь истинного пастыря, по словам Апостола Павла, должна быть возгреванием (т.е. увеличением) дара Божия, полученного при хиротонии (2Тим.1:6).
Священство – соединяет расщепленный грехом ум в одно целое и дает возможность священнику самому быть духовно и физически здоровым и направлять по тому же пути своих пасомых.
В душе священнослужителя никогда не должны поселяться самомнение, хвастовство, довольство собой. Вместе с евангельским юношей пастырь в глубине своей совести пусть чаще вопрошает Господа: «Чего еще недостает мне?» (Мф.19:20). Во время земной жизни пастырю надо самому совершать над собой строгий суд о своем нерадении и недостаточной заботе о душе ближнего.
Нелицеприятным судией для пастыря да будут слова святого Евангелия, являющееся подлинным светом в жизни. Известный голландский медик ХVII в. Ван Тюльп предлагал сделать гербом врачей горящую свечу, а девизом работы медиков слова: «Светя другим, сгораю» (Гуго Глязер, «Драматическая медицина», 1962 г. «Советское здравоохранение» 1972 г. № 5 «Эмблемы медицины»). Эти герб и девиз, несмотря на их выразительность, в медицинской практике приняты не были.
Предложенная эмблема – свеча, взята из Евангелия: в Нагорной проповеди Христос призывая учеников быть свечой, светящий «всем в доме» (Мф.5:14–15). Притча о свече имеет прямое отношение к священническому служению и раскрывает сущность пастырства: гореть и светить людям. Какой яркой свечой должна быть жизнь священника! Духовное горение, результатом которого будет распространение вокруг пастыря света и тепла., в которых так нуждаются люди. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф.5:16).
Для священника слова гореть и светить будут синонимами, а сгорание означает не уничтожение, а конечное слияние земного, малого света в человеке с вечным истинным Светом небесным, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. (Ин.1:9).
Молитвенная жизнь самого пастыря и всей общины верующих несомненно принесут благословенный плод пастырского душе-попечения, объединяет пастыря и пасомых в одну христианскую семью, идущую общей дорогой в Царство Небесное.
Огради, Господи, мя и моих чад духовных силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста, и сохрани нас от всякого зла.
Праздник Воздвижения Честного
и Животворящего Креста Господня
14/27 сентября 1975г
г. Тула
Священное Писание о пастырстве. Приложение № 1
(Избранные места Библии для размышления о своем личном священническом пути)
1. Господь Сам является Пастырем верующих и образцом пастырства для священников
«Господь – Пастырь мой, и я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях, и водит меня по водам тихим. Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды, ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною…» (Пс.22:1–4).
«Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Исх.40:11).
«Вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так я пересмотрю овец Моих, и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. Буду пасти их на хорошей пажити и загон их будет на высоких горах. Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся овцу отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде» (Иез.34:11–16).
«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И я даю им жизнь вечную, и не погибнуть во век; и никто не похитит их из руки Моей». (Ин.10:27–28). «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию Завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа». (Евр.13:20).
2. Доброе пастырство
Пастырь является посланником Бога и ангелом спасения для прихожан.
«... Они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». (Евр.1:14).
Господь творит «ангелами духов, служителями – огонь пылающий». (Пс.103:4).
Духовная свобода и независимость пастыря.
«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде Вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир». (Ин.15:18–19).
«Итак, если сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36).
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам, Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14:27).
Царствие Божие на земле приобретается или теряется внутри человека.
«От дней же Иоанна Крестителя до ныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищает его» (Мф.11:12).
«С сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк.16:16; 13:24).
Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». (Лк.17:21)
Пастырь – участник строительства Царствия Божия».
«Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем, но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон» (1Кор.3:9–15).
Пастырь – сын в доме Отца, совершающий дело Отца.
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал Вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». (Ин.15:14–16).
Пастырь – хозяин поля в саде. Каждый колос душа человеческая, каждый цветок – человек. | «Вот, земледелец, ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго... долго – терпите и вы, укрепите сердца ваши» (Иак.5:7–8) |
Вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: «Господин! Оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: Не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». (Лк.13:7–9). |
Добрый пастырь.
Признаки его:
Входит «дверью» (законно посвящаемый к пастве) Ин.10:2;
Его принимают с любовью («ему придверник отворяет» – Ин.10:3;
Овцы слушаются голоса его, ибо знают голос его, он зовет их по имени, выводит, идет впереди их (Ин.10:3–5)
«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин.10:11).
«Я есмь пастырь добрый, я знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец» (Ин.10:14–15).
Нравственные задачи пастыря:
«Вы – соль земли» (Мф, 5:13) – предохранение от нравственной порчи;
«Вы – свет мира» (Мф.5:14) – жизнь во свете заповедей.
Мудрость, доказуемая поведением.
«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на своем деле добрым поведением с мудрою крепостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не глядите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чистота, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов; беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак.3:13–18).
Знание и благоразумие пастыря.
«И дам вас пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием» (Иер.3:15)
Заветы пастырям.
«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соученик в славе, которая должно открыться: пасите Божие стадо, которое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но их усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду – и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1Пет.5:14).
«Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо так поступал и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:12–16).
«Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви, и целомудрия» (2Тим.1:6–7).
3. Неправильный путь пастыря
Ветхозаветные священники (и отчасти протоки) являлись прообразом новозаветного священнического служения.
Ответственность пастыря.
«... Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня.
Когда я скажу беззаконнику: смертию умрешь! А ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он жив был: то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и я взыщу кровь его от рук твоих.
Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего: то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою.
И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновенно, и он умрет: то если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он, и я взыщу кровь его от рук твоих.
Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит: то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою». (Иез.3:17–21).
Неверные, ленивые пастыри.
«Среди их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать» (Ис.56:10).
Слова «от сердца своего», а не от Бога.
И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! Изреки пророчество на пророков Израелевых, пророчествующих, и скажи протокам от собственного сердца: слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом и ничего не видели! Пророки твои, Израиль, как лисицы в развалинах. В проломы вы не входите и не ограждайте стеною дома Израилева, чтобы твердо стоять в сражении в день Господа. Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: «Господь сказал; а Господь не посылал их: и обнадеживают, что слово сбудется. Не пустое ли видение видели вы? И не лживое ли предвещание изрекаете, говоря: Господь сказал, а Я не говорил? Потому так говорит Господь Бог: так как вы говорите пустое и видите в видениях ложь, а за то, вот Я – на вас, говорит Господь Бог. И будет рука Моя против этих пророков, и в землю Израилеву не войдут, и узнаете, что Я – Господь Бог. За то, что они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: мир, тогда как нет мира: и когда он строит стену, они обмазывают ее грязью, скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет. Пойдет проливной дождь, и вы, каменная градины, падете, и бурный ветер разорвет ее. И вот, падает стена; тогда не скажут ли вам: где та обмазка, которою вы обмазывали? Поэтому так говорят Господь Бог: я пущу бурный ветер во гневе своем, и пойдет проливной дождь в ярости Моей, и камни града в негодовании Моем, для истребления. И разрушу стену, которую вы обмазали грязью, и повергну ее на землю, и откроется основание её, и падет, и вы вместе с нею погибните; и узнаете, что Я – Господь. И истощу ярость Мою на стене и на обмазывающих ее грязью, и скажу вам: нет стены, и нет обмазывающих ее, – пророков Израилевых, которые пророчествовали Иерусалиму и возвещали ему видения мира, тогда как нет мира, говорит Господь Бог» (Иез.13:1–6)
Пророчество о неверных пастырях
«И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! Изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря, и рассеявшись, сделались пищей всякому зверю полевому. Блуждают овцы мои по всем горам, и по всякому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, никто не ищет их. Поэтому, пастыри, выслушайте слово Господне. Живу Я! Говорит Господь Бог: За то, что овцы Мои оставлены были на расхищение, и без пастыря сделались овцы Мои пищей всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец моих и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, – за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищей их». (Иез.34:1–10).
Обличение грехов священников.
«Итак для вас, священники, эта заповедь: Если вы не послушаетесь, и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь, Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца.
Завет мой... был завет жизни и мира... ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути этого, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными пред всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона». (Мал.2:1–9).
Указатель литературы. Приложение № 2
Примечание:
Указатель содержит наименования наиболее значительных пособий по отдельным тематическим вопросам. Книги, имеющие второстепенное значение и журнальные статьи указаны в тексте работы.
1. Священное Писание, его толкование и святоотеческая литература
1. Библия или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Москва, 1968 г.
2. Novum Testamentum graece, Lipsiae, 1896.
3. Толковая Библия под редакцией А. П. Лопухина. СПб 1904 г.
4. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К. П. Победоносцева, СПб. 1906 г.
5. Новый Завет Господа Нашего Иисуса Христа на славянском и русском языках.
6. Толковый Апостол, епископ Никанор, СПб. 1905 г.
7. Толковое Евангелие, епископ Михаил. М. 1874 г.
8. Толковый Апостол, архимандрит Михаил. М. 1890 г.
9. Толковое Евангелие. Гладков Б. И. СПб, 1907 г.
10. Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению четвероевангелия. Симбирск. 1890 г.
11. Лопухин А. П. Библейская история. 1–3 т. СПб. 1890 г.
12. Св. Иоанн Златоуст. Творения 1–12. СПб 1900 г.
13. Св. Василий Великий, архиепископ Кесари Каппадокийский. СПб.
14. Св. Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. СПб.
15. Епископ Феофан. Толкования Апостольских посланий. М. 1895 г.
16. Епископ Феофан. Путь ко спасению. М. 1879 г.
17. Епископ Феофан. Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. М. 1889 г.
18. Епископ Феофан. Начертание христианского нравоучения. М. 1895 г.
19. Епископ Феофан. Письма о христианской жизни. СПб. 1880 г.
20. Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь и как на ее настроиться. М. 1914 г.
21. Никодим Святогорец. Невидимая брань. СПб. 1904 г.
22. Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна. Руководство к духовной жизни. М. 1855 г.
23. Добротолюбие, т. 1–5. М. 1889–1905 г.
24. Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника, т. 1–6. Загорск. 1971 г.
2. Догматика, литургика, каноника, история
1. Макарий. Архиепископ. Православно-догматическое богословие, т. 1–11 СПб 1868 г.
2. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви т. 1–11, М. 1900–1911 г.
3. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М. 1905 г.
4. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон т. 1–3. Киев. 1910–1915 г.
5. Скабалланович М. Н. Христианские праздники. Кн. 1–6. Киев. 1915 г.
6. Дмитриевский А. Ставленник. Киев. 1904 г.
7. Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков. «Православный собеседник». Кн. 1–3. 1882 г.
8. Никольский К. Обозрение богослужебных книг Православной Русской Церкви по отношению их к церковному Уставу. СПб. 1858 г.
9. Булгаков С. Б. Настольная книга для священнослужителей. Киев. 1913 г.
10. Никольский. Пособие и изучение Устава богослужения Православной Церкви. 1907.
11. Нечаев П. И. Практическое руководство для священнослужителей. Петроград. 1915.
12. Архиепископ Вениамин. Новая скрижаль. СПб 1884 г.
13. Дебольский Г. С. Попечение Православной Церкви о спасении мира. СПб, 1885 г.
14. Попов К. Письма по пастырскому богословию. Пермь 1974 г.
15. Жилов И. Пособие к изучению катехизиса. Юрьев. 1912 г.
16. Лебедев П. Наука о богослужении Православной Церкви. М. 1895 г.
17. Покровский С. Курс практического руководства для пастырей. СПб 1898 г.
18. Книга правил святых Апостолов, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. М. 1893 г.
19. Красножен М. Е. Толкователи канонического кодекса Восточной церкви: Аристин, Зонара и Вальсомон. Юрьев. 1911 г.
20. Красножен М. Е. Собрание сочинений, т. 2. Юрьев 1909 г.
21. Бердников И. С. Краткий курс церковного права. Казань 1903 г.
22. Красножен М. Е. Пособие к изучению церковного права. 1907 г.
23. «Книга о должностях пресвитеров церковных» СПб 1776 г.
24. Краткий конспект учебного пособия по пастырскому богословию студентов 11 курса МДА 1972 г.
25. Епископ Афанасий (Сахаров) «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» (рукопись)
26. Поучение святительское к новопоставленному иерею.
3. Богослужебные книги
1. Типикон, си есть Устав. М. 1954 г.
2. Требник (большой) М. 1884 г.
3. Евхологион (молитвослов или Требник) митрополита Петра Могилы 1–3 ч. 1646 г.
4. Чиновник архиерейского священно-служения. М. 1907 г.
5. Молитвы и песнопения православного молитвослова с переводом на русский язык, объединениями и примечаниями Н. Нахимова. СПБ. 1912 г.
6. Успенский В. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М. 1911 г.
7. Лебедев П. Руководство к пониманию православного богослужения. (русско-славянский текст) СПб. 1908 г.
8. Триодион си есть Трипеснец (триодь постная). М. 1912 г.
9. Последование вечерни, полуношницы, утрени, всенощного бдения и священныя и божественныя литургии с месяцесловом всего лета. Киев, 1907 г.
10 Октоих сиречь Осмогласник. СПб. 1895 г.
11. «Слово жизни в богослужебных песнопениях Православной Церкви». 1–3 вып. СПб. 1911–1914 г. г.
4. Философия, психология, медицина
1. Тареев М. М. Христианское мировоззрение. 1–4 т. Сергиев Посад. 1908 г.
2. Тареев М. М. Жизнь и учение Христа (философия Евангельской истории). Сергиев Посад. 1903 г.
3. Иеромонах Михаил (Семенов). «Перед стеной», «Перед тайной» (психология Таинств) М. 1905 г.
4. Галахов И. «О религии» (богословско-философское исследование). Ч. 1–2, Томск, 1914–1915 г.
5. Вильям Джемс. «Многообразие религиозного опыта» (перевод с английского)
6. Сикорский И. А. Всеобщая психология с физиогномией, Киев. 1912 г.
7. Банщиков В. М. Неврозова Т. А. Психотерапия. М. 1969 г.
8. Зеневич Г. Т. Что надо знать о психических заболеваниях. М. 1965 г.
9. Эфроимсон В. П. Генетика психических болезней. М. 1970 г.
10. Мультановский М. История медицины. М. 1961 г.
11. Поль де Крюи. Борьба с безумием (перевод с английского). М. 1968 г.
12. Царегородцев Г. И. Наука и религия о здоровье и болезнях человека. М. 1968 г.
13. Гуго Глязер «Драматическая медицина» изд. «Молодая Гвардия» 1965 г.
14. Гарри Райт «Свидетель колдовства» изд. «Молодая гвардия. 1971 г.
15. «Советское здравоохранение» М. 1972 г.
16. Юродство и столпничество (религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. Нижний Новгород. 1912 г. стр. 410.
17. Скворцов В. «Миссионерский посох» СПб 1912 г. глава 3.
18. Тренч, архиепископ Дублинский. «Чудеса Господа нашего Иисуса Христа» М. 1883 г. (перевод с английского).
19. Лодыженский М. В. Мистическая трилогия, т. 2. Петроград. 1915 г.
20. Агада (сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей).
Послесловие
В 2012 году исполняется 100 лет со дня рождения моего отца, протоиерея Лозинского Ростислава Романовича. Думаю, что лучшим памятником ему будет издание книги «Пастырь на приходе», написанной им в 1977 году, но так и не вышедшей в свет при его жизни.
В период, когда в России открывается много церквей, в которых служат молодые священники, им будет полезна эта книга. В ней отражен 40-летний практический опыт служения в сане священника о. Ростислава. Возможно, что за этот срок что-то и устарело, что-то покажется наивным, но суть вопроса считаю актуальной. «Кадровый вопрос» в нашей Русской Православной Церкви как никогда стоит остро. Нам нужны грамотные священники, способные вести за собой народ личным примером.
Лозинский Ростислав Романович родился 29 января 1912 года в г. Пскове. Окончил богословский факультет Юрьевского (Тартуского) университета. Рукоположен в сан иерея в 1934 году и назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви г. Нарва (Ивангород). В годы Великой Отечественной войны служил в приходах г. Таллина и Тарту (13 лет). В 1957 году передал приход в Тарту о. Алексею Ридигеру (будущему Патриарху Алексию II). Далее он служил в храмах Ивановской (1957–1960) и Костромской (1960–1968) епархий. Последние 25 лет своей земной жизни он служил в Тульской епархии (настоятель храма Святых 12 Апостолов). Выйдя за штат, он продолжил вести большую общественную работу по сохранению культурного наследия Тульской области. Являлся инициатором и духовным руководителем общественного движения «Тульский некрополь». Научную работу совмещал с пастырскими заботами.
В 1961 году закончил Московскую Духовную Академию, защитил магистерскую и докторскую диссертации. В 1989 году ему присвоена степень доктора богословия. Награжден тремя крестами с украшениями, митрой, орденами преподобного Сергия Радонежского 2 и 3 степени, святого преподобного князя Даниила Московского. Присвоено звание «Почетный гражданин города Тулы», лауреат премии «За большой вклад в возрождение культуры и нравственности». Умер в 1994 году. Похоронен в Туле у стен храма «Св. 12 Апостолов».
Заслуженный врач РФ Б. Р. Лозинский Ярославль – Тула 2011 г.
Протоиерей Ростислав Романович Лозинский Доктор Богословия
Пастырь на приходе (вопросы пастырской практики)