архим. Иоаким (Специерис)

Пустынница Фотиния в пустыне Иорданской

Источник

Содержание

Пролог Высокопреосвященнейшего митрополита Касторийского Серафима

Примечание Издателя к одиннадцатому греческому изданию

Часть первая. Первый исход старца Иоакима в пустыню Глава первая. По направлению к ближним местам Иордана 1. Отправка из монастыря святого Саввы; прибытие в монастырь аввы Герасима, его история. Игумен Пахомий. Островок в Иордане между двумя его рукавами 2. Путь к Иордану, захватывающее описание островка. Чудо избавления от саранчи 3. Чудотворное исцеление одной из жен палестинского Рауп–паши и данная Пахомию привилегия Глава вторая. На другом берегу. Встреча с таинственной личностью 1. Обед на иорданском островке. Переправа на другой берег. Блуждание по пустыне и странный голос 2. Явление таинственного человека, его черты. Прибытие к маленькой пещере... Глава третья. Описание жилища и продолжение диалога 1. Вход в пещеру, описание предметов внутри нее. Беседа, полная откровений 2. Первые расспросы о жизни Глава четвертая. Происхождение, воспитание и образование пустынницы Фотинии 1. Родители, рождение. Крещение 2. Смерть матери, нежная забота отца и начало обучения 3. Отсутствие отца и болезнь Иоанна 4. Совет врача переменить климат. Отъезд в Пирей через Смирну 5. Прибытие в Пирей и обучение в школе 6. Аттестат Греческой школы и поступление в гимназию 7. Летние каникулы на Идре. Посещение святых обителей и желание монашеской жизни 8. Возвращение в Пирей. Воспоминания о святой монастырской среде 9. Путешествие в Константинополь. Поступление в Богословский институт на о. Халка 10. Возвращение старца Иоакима из Переи. Посещение монастыря аввы Герасима Часть вторая. Второй исход старца Иоакима в пустыню Глава первая. Продолжение путешествий и исканий пустынницы Фотинии 1. Пустынница продолжает повествование 2. Прибытие в Афины и путешествие в Смирну. Возвращение в Афины и возрастание желания монашеского жития 3. Обучение и слушание лекций на Филологическом и Богословском факультетах. Болезнь и смерть отца. Поездка в Салоники и мысль о посещении Святой Горы Афон 4. Возвращение в Афины. Поездка на Кефаллинию. Посещение монастырей Кипуреев (Садовников) и преподобного Герасима 5. В Александрии и Иерусалиме 6. В монастыре святого Саввы и в женском монастыре Великой Панагии Глава вторая. Желание пустыни 1. Поездка во Святой град Иерусалим, в монастырь святых Феодоров, в Вифлеем, в монастыри святого Саввы и святого Георгия Хозевита, а также в пещерные келлии потока Хораф 2. По следам преподобной Марии Египетской. Путь к Иордану 3. Прибытие на скалу. Явление во сне преподобной Марии Египетской 4. Трапеза в пустыне 5. Радостный концерт Глава третья. Продолжение божественного повествования 1. Поучительная перепалка 2. Фотиния приводит в порядок внутренность пещеры и территорию вокруг нее 3. Пища 4. Распорядок дня к ночи 5. Пещера краше царского дворца 6. Место, в котором упокоилась преподобная Мария Египетская, неизвестно 7. Терпение одиночества 8. О старце Варнаве 9. Борьба с одиночеством 10. Помощь Пресвятой Богородицы в борьбе с ненавистником добра диаволом Часть третья. Плод духовной борьбы – мед покоя Глава первая. «Чувство Духа» 1. Молитва «в чувстве сердечном» 2. Предназначение человека – вечная радость и нескончаемое веселие 3. Человек становится счастливым в меру своей добродетели 4. «Восхищение» во время молитвы 5. Огонь божественной Любви 6. «Сия измена десницы Вышняго» Глава вторая. «Превыше всех добродетелей есть рассуждение» 1. Тело – орудие души 2. Чувство времени 3. Полудикие бедуины 4. Находка улья, полного меда 5. Непрестанная молитва 6. Святые выше Ангелов 7. У человека великое предназначение. (Высшее благо и величайшее зло) 8. Добродетельный человек предвкушает будущие блага, а делатель зла – будущий ад 9. «Именем Иисусовым бичуй супостатов» Глава третья. Бесстрастие или свобода во Христе 1. Достигается сердечной молитвой 2. Деятельные добродетели являются основой созерцательной добродетели 3. «Это счастливый для меня день» 4. «Исповедь заключает в себе смирение, являющееся надежным якорем спасения» 5. «Вот мой сад» 6. Радость от надежды Глава четвертая. Причастие Фаворской славы 1. Сердечная молитва достигается настойчивостью и терпением 2. «Добро есть нам зде быти» (Мф. 17:4) Часть четвертая. Чередование духовного и телесного делания Глава первая. Утешение и борьба с тоской 1. «Благословенна ты в поле» 2. Телесный труд 3. «Жени его» (Случай с одним послушником) 4. Склад, гумно, пекарня 5. Возвращение с поля и вечерние компаньоны Глава вторая. Духовная стража и бодрствование ума 1. Истинная радость 2. О душе и душевном покое 3. Где ты оставил сокровище?  

 

Душа человека своим истоком имеет Бога. И поскольку Бог бессмертен, то и душа человеческая бессмертна. То, чего она желает, есть высшее благо – бессмертие, которым является Бог.

Издательство Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы сердечно благодарит иеромонаха Продрома из Нового Скита Святой Горы Афон за любезно предоставленное нам исключительное разрешение на издание этой книги.

Выполняя волю о. Продрома, мы публикуем текст в его редакции и в оформлении издательства каливы свв. Бессребреников Нового Скита.

Книга выходила в Греции одиннадцать раз, и мы надеемся, что судьба ее в России будет не менее счастливой.

Рекомендовано к публикации издательским советом русской православной церкви

На нашем нелегком жизненном поприще мы нуждаемся в светлых примерах, которые бы вдохновляли нас, укрепляли в духовном подвиге, помогали идти по пути спасения.

Жизнеописание пустынницы Фотинии, составленное афонским старцем конца XIX – начала XX вена архимандритом Иоакимом (Специерисом), как раз и является таким светлым примером, имеющим огромную духовную ценность.

Книга выдержала в Греции одиннадцать изданий. Мы надеемся, что и российский читатель по достоинству оценит историю подвижнической жизни пустынницы Фотинии.

Высокопреподобнейшему архимандриту господину Парфению, игумену Священного Монастыря Святого Павла, моему духовному отцу, посвящаю настоящее издание. Иеромонах Продром.

Исполняя надлежащий долг, приступаю к изданию аскетического жития нечаянно встретившейся мне во время моего путешествия по Иорданской пустыне пустынницы Фотинии. Издание это представляет большой интерес для каждого христианина.

Архимандрит Иоаким (Специерис), доктор богословия и бывший государственный священнопроповедник.

Пролог Высокопреосвященнейшего митрополита Касторийского Серафима

Святитель Василий, архиепископ Кесарийский, которого потомки назвали Великим и небоявленным, сокровищницей догматов и золотым соловьем Церкви, замечает следующее о женском монашестве: «У Христа воинствует и женский пол»1.

Рядом с монахами–воинами, вступающими ежедневно в бой «к началом и ко властем и к миродержателем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным»2, стоят и женщины, которые не отвергаются «за телесную немощь», но, по причине отличающего их духовного мужества, также вписываются «в воинство».

У нас есть не только мужи–монахи, прославившиеся в «земле непроходне и безводне» (Пс. 62:2) и ставшие земными ангелами и небесными человеками, подобно учителю пустыни Антонию Великому и множеству преподобных Отцов по всей земле, но и жены, которые подчас оказались выше мужей: «Есть и такие, что даже более прославились»3.

Одни относятся к лику девственниц, другие запечатлели свою жизнь исповеданием имени Христова и страшным мученичеством, иные достигли через подвиг и юродство ради Христа высокой меры добродетели.

Таким образом, «теми и другими совершалось служение Спасителю»4.

В это доброе воинство, как называет его Василий Великий, была сопричислена, в нем прославилась и достигла победы Фотиния, пустынница Иорданская, жизнь которой с таким старанием и нежностью представил нам блаженной памяти архимандрит Иоаким (Специерис) Святогорец. Читая книгу старца Иоакима, понимаешь, что эта жена, кроме стольких добродетелей и дарований – даров Всесвятого Духа, была наделена и дарованием духовного мужества.

Мужество есть доблесть души, дар Всесвятого Духа. Этим мужеством обладали жены–мироносицы, предпринявшие героический исход из себя, презирая все трудности ради своей любви ко Христу.

Именно так поступает и блаженная Фотиния. Она мужественно оставляет мир, «вменяя ни во что», по слову церковного песнопевца, богатство и славу и вселяется в пустыню Иорданскую, туда, где подвизалась Мария Египетская и множество других аскетов, имея в качестве крепкого оружия силу молитвы, чтобы от жизни по естеству прейти к жизни сверх естества, подчиняя плоть духу.

Для таких личностей подходят слова Иоанна Лествичника: «Никто по неразумию своему да не впадет в неверие, видя или слыша в монашеской жизни бывающее выше естества, ибо где Бог, превысший естества, являет свое присутствие, там много бывает вышеестественного»5.

На пустыннице исполнились слова песнопесца: «Спасеся еже по образу», как и на многих других святых женах, таких как преподобная Мария Египетская, ставшими победительницами в сражении за веру и в аскетическом подвиге. А сохранение «по образу» означает то, что при действии Божией благодати можно достичь и «по подобию». То есть через очищение, покаяние, соблюдение Божиих заповедей, участие в Святых Таинствах нашей Церкви и особенно через участие в Таинстве Божественной Евхаристии человек достигает просвещения и обожения, и следовательно пребывает в состоянии «по подобию». Показательны в этом отношении слова аввы Дорофея: «Соделаем образ наш чистым»6.

Впрочем, в этом и состоит задача Церкви, а также цель жизни каждого христианина – посредством очищения достичь просвещения и обожения и стать гражданином Царствия Небесного.

Читая эту книгу, я думаю о том, что наша эпоха, отличающаяся духовной засухой, нуждается именно в таких личностях в таких духовных людях, которые укажут каждому из нас дорогу к Царствию Небесному, которые будут заниматься очищением в молчании, самоукорении, смиренномудрии, в постоянной молитве за весь мир. Нам необходимы личности, которые будут нести покой и мир людям нашего времени, которые будут расточать бальзам утешения и надежды нашим утомленным братьям, как это делали, например, преподобная старица Клисуры София, преподобные старцы Иосиф Исихаст, Порфирий Кавсокаливит, Иаков игумен монастыря преподобного Давида, Ефрем Катунакский, Филофей Зервакос, Амфилохий Паросский и многие другие мужи и жены, просиявшие на тверди нашей церковной истории.

Эти образы не несут на себе этикетки святого, они не говорят ни о себе, ни о своих дарованиях но лишь о своей греховности. Они не выставляют себя спасителями, но свидетельствуют делами, а не словами о едином Спасителе мира, которым является Христос.

Кроме того, эти святые подвижники примирились со всей тварью, поскольку достигли состояния до грехопадения и переживают даже эсхатологическую жизнь, то есть жизнь святых в Царстве Небесном. Вместе с душой освящается и тело, стяжает тишину, мир, становится «полным другой силы, другой мощи, другой крепости духа» по слову преподобного Никиты Стифата. Посему их замечательная жизнь становится предметом чтения и духовной пользы, как, например, труд святогорда иеромонаха Иоакима (Специериса) «Пустынница Фотиния», который многократно переиздавался и получил благосклонные отзывы от множества читателей.

Мне хочется также поздравить и похвалить моего возлюбленного во Христе брата иеромонаха Продрома Неоскитиота, старца каливы «Святых Бессребренников» за это новое издание, а также за образ жизни, которому он следует, и который есть образ жизни нашей Святой Церкви. Как истинный монах и преемник духовных отцов, а также, как естественный наследник автора этой книги, он передает своей благословенной братии и всякому стучащему в дверь его келлии паломнику этот богоданный образ жизни и метод лечения нашей Православной Церкви, ведя их таким образом к тихому пристанищу спасения, в Царствие Небесное.

Смиренно и от сердца желаю ему богатого просвещения Божиего, благодати и благословения Пресвятой Богородицы, Покровительницы святогорского монашества, а также покровительства святых Двадцати Бессребренников и, вместе с тем, – действенных молитв Иорданской пустынницы Фотинии о нем самом, о его братии и о каждом читателе этой книги.

Митрополит Касторийский Серафим.

Писал в Священном епископстве Священной Митрополии Касторийской 1-го октября спасительного лета 2005 года, в праздник Собора чудотворной иконы Скоропослушницы.

Примечание Издателя к одиннадцатому греческому изданию

На нашем трудном жизненном поприще мы несомненно нуждаемся в светлых примерах, которые бы нас вдохновляли, укрепляли в нашем духовном подвиге и вели бы нас по пути спасения.

То, что это изящное жизнеописание пустынницы Фотинии выдержало многократные переиздания, свидетельствует о том, что оно имеет большую духовную ценность и подтверждает то, что эта изумительная духовная биография нашла отклик у подвизающихся с нами на одном поприще братии.

Для них выпускаем в свет очередное издание, горячо желая, чтобы эта книга содействовала им в их духовном возрождении и в их по Богу преуспеянии.

Горячо благодарим монахолюбивого и любящего Святую Гору Высокопреосвященнейшего митрополита Касторийского господина Серафима за почетное для нас предисловие к этому изданию и за его большую отеческую любовь к нашему маленькому братству.

Писал в Священном Новом Скиту, 8 ноября 2005 года, в праздник Собора Святых Архангелов.

Старец Святой Каливы «Собор Святых Бессребренников» иеромонах Продром.

* * *

1

Василий Великий, Предначертание подвижничества, в кн. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого..., СПб, 1911, Т. 2. С 305.

3

Василий Великий, Предначертание подвижничества.

4

Василий Великий, Предначертание подвижничества.

5

Иоанн Синайский, Лествица, Слов 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей, § 5.

6

Авва Дорофей, Поучения, Поучение 20.


Источник: Пустынница Фотиния в пустыне Иорданской [Текст] / архимандрит Иоаким (Специерис) ; [пер. с греч. - Евгения Жукова]. - Москва : Данилов мужской монастырь, Даниловский благовестник, 2011. - 175 с. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-89101-457-2

Комментарии для сайта Cackle