С. Девятова

Источник

Старицы Спасо-Бородинского монастыря

Схимонахиня Сарра (Потемкина) († 1911)

Традиция старчества в Спасо-Бородинском монастыре19 зародилась при игуменьи Марии (Тучковой, † 1852 г.), духовной дочери святителя Филарета Московского, обладавшей, даром утешения. После ее блаженной кончины духовно окормляла обитель схимонахиня Сарра (Потемкина, † 1911 г.), духовное чадо известного подвижника, старца Зосимы (Верховского, (1767–1833 гг.) (В июле 2000 года старец Зосима был прославлен как местночтимый в Московской епархии в лике преподобного.)

Схимонахиня Сарра родилась в знатной семье Потемкиных. Известно, что она поступила в монастырь отроковицей. Прозорливый старец Зосима благословил ее на жительство в Спасо-Бородинский монастырь к игумении Марии. Нелегок монашеский путь, трудно было молодой послушнице в Спасо-Бородинском монастыре, она решила перейти в другой монастырь. Узнав об этом, игуменья Мария с грустью заметила, что там её ждут лишь скорби и болезни. Предсказание сбылось, послушница со слезами пришла проситься обратно в родную обитель. Любвеобильная игуменья Мария приняла её с любовью. Страдания сказались на здоровье монахини, и до конца жизни она не могла ходить, ее носили. Слабая телесно, но сильная духом, она помогла многим людям, обращавшимся к ней за помощью. К ней шли за советом и с просьбой помолиться. Старец Амвросий Оптинский говорил ее духовным чадам: «Она у вас столп и молитвенница. Хоть в этой жизни мы с ней не свидимся, а духом часто беседуем. Я надеюсь на милосердие Божие, что мы увидимся с ней в будущей жизни». По свидетельству современников старица Сарра была маленького роста – «помещалась в бельевой корзинке».

По молитвам старицы Сарры исцелялись больные, к её советам многие прислушивались. По совету старицы у бесплодной родственницы одной из монахинь родился сын. Старица Сарра посоветовала женщине, десять лет страдавшей бесплодием отслужить в Спасском храме молебен Спасителю и преподобному Сергию, а потом – панихиду по игумений Марии. Через год у этой женщины родился сын.

Очень любила старица монахиню Митродору, она часто беседовали с ней о спасении, о делах Божиих, и однажды сказала: «А ты, Митродорушка, будешь выше меня» (В 1915 году монахиня Митродора приняла схиму с именем Рахиль).

Схимонахиня Сарра родилась в знатной семье Потемкиных. Известно, что она поступила в монастырь отроковицей. Прозорливый старец Зосима благословил ее на жительство в Спасо-Бородинский монастырь к игумении Марии. Нелегок монашеский путь, трудно было молодой послушнице в Спасо-Бородинском монастыре, она решила перейти в другой монастырь. Узнав об этом, игуменья Мария с грустью заметила, что там ее ждут лишь скорби и болезни. Предсказание сбылось, послушница со слезами пришла проситься обратно в родную обитель. Любвеобильная игуменья Мария приняла ее с любовью. Страдания сказались на здоровье монахини, и до конца жизни она не могла ходить, ее носили. Слабая телесно, но сильная духом, она помогла многим людям, обращавшимся к ней за помощью. К ней шли за советом и с просьбой помолиться. Старец Амвросий Оптинский говорил ее духовным чадам: «Она у вас столп и молитвенница. Хоть в этой жизни мы с ней не свидимся, а духом часто беседуем. Я надеюсь на милосердие Божие, что мы увидимся с ней в будущей жизни». По свидетельству современников, старица Сарра была маленького роста «помещалась в бельевой корзинке».

По молитвам старицы Сарры исцелялись больные, к ее советам многие прислушивались. По совету старицы у бесплодной родственницы одной из монахинь родился сын. Старица Сарра посоветовала женщине, десять лет страдавшей бесплодием, отслужить в Спасском храме молебен Спасителю и преподобному Сергию, а потом панихиду по игумении Марии. Через год у этой женщины родился сын.

Очень любила старица монахиню Митродору, она часто беседовала с ней о спасении, о делах Божиих и однажды сказала: «А ты, Митродорушка, будешь выше меня» (в 1915 году монахиня Митродора приняла схиму с именем Рахиль).

Преподобная Рахиль Бородинская (1833–1928)

Схимонахиня Рахиль (в миру Мария Короткова) родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве, милосердием к нищим. В четырнадцать лет она вместе с подругами отправилась в паломничество в Киево-Печерскую лавру. Придя туда, они решили сразу поклониться мощам преподобного Феодосия. Прикладываясь к раке, Мария увидела у изголовья старца, он заговорил с ней. Отвечая на ее сокровенное желание уйти в монастырь, старец сказал, что со временем оно исполнится. На обратном пути домой встретился им юродивый и закричал: «Вот какая счастливая! С самим преподобным Феодосием беседовала». Только тогда Мария поняла, что это был за старец. С этого времени преподобный до конца жизни был ее покровителем.

В семнадцать лет в Болдинском монастыре Мария исцелилась от тяжелой болезни глаз, после чего дала обет уйти в монастырь. В восемнадцать лет Мария тайно ушла из дома. Несколько лет она подвизалась в смоленском Вознесенском монастыре.

В 1861 году, по милости Божией, она была принята в святогорскую Успенскую пустынь Изюмского уезда Харьковской губернии.

В 1867 году будущая старица была переведена в серпуховской Владычный монастырь. В монастыре она приняла иноческое пострижение от митрополита Московского Филарета (Дроздова) с именем Павла.

В 1872 году по просьбе настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря схиигуменьи Алексии (бывшей казначеи Владычней обители) она перешла в Спасо-Бородинскую женскую обитель. На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года рясофорная послушница Павла была пострижена в мантию с именем Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из рук его кадило. Монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям.

Главным и самым продолжительным ее послушанием была работа сначала на игуменской, а потом на общемонастырской кухне. Работа шла легко, потому что она за все принималась с молитвой к Богородице, прося Ее благословения, вразумления и помощи в каждом деле. В 1912 году, в юбилейные бородинские дни, она удостоилась чести готовить для царского стола. Тогда обитель Бородинскую посетил государь император Николай II с царственной фамилией. Монастырская трапеза так им понравилась, что императрица пожелала видеть монахиню, которая ее приготовила, позже монахиня Митродора была удостоена чести быть представленной и государю.

Особенно ревностно монахиня Митродора относилась к поминовению воинов, убиенных в 1812 году, которое было обязательным для всех сестер Спасо-Бородинского монастыря. Часто во сне она видела их в белых одеяниях, с венцами на головах. Были и такие, у которых не было венцов, но с каждым годом число их уменьшалось, а число увенчанных росло. В последний же год своей жизни она видела, что воины заполнили весь монастырь.

Очень тесное духовное общение установилось у нее со старицей схимонахиней Саррой. Две подвижницы часто беседовали о спасении, о делах Божиих, и однажды матушка Сарра сказала: «А ты, Митродорушка, будешь выше меня». Слова старицы Сарры исполнились. Проходя обычные монастырские послушания, монахиня Митродора росла духовно. Когда ей было уже более семидесяти лет, Господь известил ее, что в скором времени ей суждено удостоиться высшего монашеского чина.

17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне.

К схимонахине стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: «Все твои прошения о людях будут исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых». Это было благословение на подвиг старчества. В тяжелые послереволюционные годы многие приходили к старице и получали от нее мудрые духовные советы и благодатные утешения. Из многочисленных свидетельств современников известно о ее прозорливости и чудесах.

В сложное для России время, когда многие монастыри закрывались, а монашествующие изгонялись и преследовались, Спасо-Бородинский монастырь закрыть не посмели. Придя в монастырь, представители новой власти зашли к матушке Рахили. Перед ними сидела маленькая, худенькая доброжелательная старушка, которая предложила им выпить чаю. Когда же они захотели уйти, то почувствовали, что не могут двинуться с места, будто приросли к стульям. Им пришлось поневоле просить старицу, чтобы она благословила их уйти. Только после ее молитвы они смогли уйти, пообещав, что монастырь не закроется, пока она жива. В 1928 году, после смерти старицы, монастырь закрыли. Долгое время в нем был музей, и лишь в 1992 году здесь появились новые насельницы.

8 сентября 1928 года прозорливая старица предупредила своих духовных чад, что видится с ними в последний раз. Она попросила позвать к себе монастырского духовника отца Андрея со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она больше ничего не вкушала. Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу ночи с 9 на 10 октября 1928 года, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители, над ее могилой позже была построена часовня.

Незадолго до смерти старица Рахиль говорила своим духовным чадам: «Кто меня будет помнить, того и я не забуду. Приходите ко мне на могилку, и вы получите облегчение и утешение. Я и после смерти буду помогать». Слова прозорливой старицы исполнились по ее блаженной кончине: приходящие к ее могилке обретали утешение, получали исцеление от телесных и душевных недугов.

28 июля 1996 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго старица Спасо-Бородинского монастыря схимонахиня Рахиль была причислена к лику местночтимых святых Московской епархии. День празднования церковной памяти преподобной Рахили 27 сентября/10 октября.

В главном Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря есть икона преподобной, на ней она держит свиток, и в нем написаны слова, обращенные к каждому из нас: «На что призван, то и исполняй. Все земное заманчиво. Над голубым сводом есть еще небо, куда должны стремиться все живущие».

* * *

19

Спасо-Бородинский монастырь находится в селе Семеновское (Можайский район, Московская область). Монастырь был основан вдовой генерала Александра Тучкова Маргаритой вскоре после знаменитого Бородинского сражения. Маргарита решила поселиться рядом с тем местом, где погиб ее муж, чтобы молиться не только об упокоении души погибшего, но поминать всех воинов русской армии, погибших на Бородинском поле. Внутри средней Багратионовой флеши была возведена часовня, в 1818–1820 гг. церковь Спаса Нерукотворного, вокруг которой вскоре образовалась община, позже монастырь.

4 июля 1836 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Маргарита Тучкова была пострижена свт. Филаретом в рясофор с именем Мелания, а 28 июня 1840 года – в мантию с наречением имени Мария и возведена в сан игумении. Общине был дан статус монастыря, а Марию возводят в игуменьи новой обители.

Β начале XX века в монастыре было более 200 сестер. На монастырских полях выращивались пшеница, рожь, овес, были сенокосы и огороды. Монахини пекли хлеб, варили квас, ткали, шили одежду и обувь. Β монастыре были переплетная и иконописная мастерские, библиотека. Β церковно-приходской школе монастыря обучались грамоте крестьянские дети окрестных деревень. Монастырская богадельня давала кров, одежду и пропитание одиноким и больным старикам. Странноприимный дом был всегда открыт для прибывающих в монастырь богомольцев.

Спасо-Бородинский монастырь закрыли в конце 1920-х годов.

16 августа 1992 года звон колоколов возвестил об открытии Спасо-Бородинского монастыря. Β настоящее время в монастыре ежедневно совершается положенный круг богослужения, читается неусыпаемая псалтирь. Сестры трудятся на различных послушаниях: в рукодельной, живописной, пошивочной мастерских, в просфорне и пекарне. Насельницы обители осваивают технику древнего лицевого шитья, вышивают иконы. Монастырь занимается миссионерско-просветительской деятельностью.

(143240 Московская область, Можайский район, с. Бородино [ст. Бородино Белорусской ж/д.], Спасо-Бородинский женский монастырь ( [238J-5–10–35), игум. Таисия [Исаева].)


Источник: Православные подвижницы двадцатого столетия: [70 жизнеописаний, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. Светлана Девятова]. - Москва: Артос-Медиа, 2009. - 410 С. ISBN 978-5-9946-0013-9

Комментарии для сайта Cackle