Перед лицом войны
На стороне жертв
В течение долгих межэтнических войн, которые сопровождали весь период его патриаршества, патриарх Павел не только стоял над страстями, но и был выше любых критериев политической оценки, ко всякой ситуации стараясь применять евангельские ценности. Он не был на стороне ни одной из сербских партий, и даже на стороне Сербии, но – на стороне жертв, кеми бы они ни были. В коммюнике, опубликованном по окончании внеочередного заседания Архиерейского Священного Синода в декабре 1992 года, патриарх Павел заявил:
«Мы переживаем страдания всякого человека как наши собственные. Поскольку каждая человеческая слеза, каждая рана телесная и душевная, каждая пролитая капля крови – это братская слеза, братская рана и братская кровь».
Вот почему сам он приходил на помощь несчастным вне зависимости от их религиозной принадлежности, молился за всех без исключения людей и оказывал им материальную помощь.
Требование одинакового отношения ко всем
В течение всего периода вооруженных конфликтов, которые привели к распаду Югославии, патриарх по мере своих возможностей выступал в роли миротворца, призывая всех воюющих к разуму, взывая к правосудию, когда совершалось преступление, вне зависимости от того, с чьей стороны были пострадавшие. В штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, куда отправится патриарх Павел, он скажет Генеральному секретарю: «То, что мы ждем от вас, как и от всех людей доброй воли во всем мире, так это изучить правду каждой стороны и одинаково для всех найти справедливые решения»34.
Он повторит эту просьбу в Вашингтоне, во время беседы с госсекретарем США Лоуренсом Иглбергером, выражая свою заботу обо всех жертвах, к какому бы лагерю они ни принадлежали:
«Я прошу вас принимать во внимание правду каждой из сторон и делать так, чтобы правда эта была известна всем. Мы понимаем, что не просто принять такую позицию в современных условиях. Не просто взирать на бесчинства, которым были подвергнуты сербы со стороны хорватов, – это не менее трудно, чем смотреть на бесчинства, которым подвергаются хорваты и мусульмане со стороны сербов. К несчастью, с каждой стороны есть люди, ведущие себя как нелюди. Это самое страшное. Это те люди, которые отвечают преступлением на преступление. Мы ожидаем от всех наблюдателей, что к нам будут применять одни и те же критерии оценки. Грядет зима, и вместе с ней обещает быть большое несчастье. Будут страдать дети, больные, беженцы. Мы стоим на пороге катастрофы, когда не будет еды, отопления, медикаментов. Всех этих людей, этих жертв, мы вверяем вашему сердцу и сердцу людей доброй воли. То, что с ними станет, известно лишь одному Богу! Пострадавшие есть со всех сторон – как со стороны сербов, так и со стороны хорватов и мусульман. Мы умоляем вас прийти на помощь этим людям, у которых нет защиты. Мы люди, и мы знаем, что стоим перед всеведущим Богом и перед Его праведным Судом. Желание наше не в том, чтобы поставить наш народ выше других народов или утверждать, что он лучше, чем другие»35.
Несмотря на то что, как того требовало его положение, патриарх защищал интересы Сербской Церкви, духовную идентичность сербского народа и его религиозное наследие, он, как свидетельствуют об этом многочисленные коммюнике, послания и декларации, считал, что любое решение вооруженного конфликта, раздиравшего Балканы, должно обеспечивать интересы всех сторон. В Меморандуме, одобренном на заседании Архиерейского Священного Синода в мае 1992 года, он отмечал: «Несправедливое решение, каким бы оно ни было, ни для кого не станет решением: ни для наших соседей, ни для Балкан, ни для Европы»36.
Патриарх, разумеется, часто выступал в защиту интересов сербского народа по мере того, как последний все больше становился объектом демонизации, экономических и военных санкций со стороны Соединенных Штатов и их европейских союзников. Народ был заложником политики, за которою он не был ответствен, и Сербия была виновата в войне не больше, чем другие участвовавшие в ней национальные образования (Босния, Герцеговина...), а ответственные за бесчинства были в равном количестве во всех лагерях. Цель всех этих выступлений патриарха перед различными международными инстанциями состояла в том, чтобы ко всем воюющим сторонам относились с одинаковой непредвзятостью, не возлагая преступления на одного из виновных.
В «Послании к сербскому народу и международному сообществу» патриарх просил, «чтобы была обеспечена защита элементарных человеческих и национальных прав страдающего сербского народа» и «чтобы в равной степени были соблюдены личные и национальные права всех наших соседей, поскольку мы искренне разделяем их боль перед лицом страданий и жертв»37.
Как об этом рассказывал сам патриарх, при принятии решений он старался понять все стороны и за каждой из них признать свое право. Желая искать волю Божию, он не стеснялся в определенных случаях отвергать свои идеи или спонтанные чувства, чтобы уступить ей место.
«Меня рассматривают, я думаю, как какого-то нерешительного человека. В действительности в этой слабости – долг понимать каждую из сторон, которые по-разному видят многосложные факты и события нашего времени. В момент принятия важного решения я склонен к тому, которое мне более по душе. Но неблагодарные задачи, возможно, и есть единственно по-настоящему ответственная работа, которую стоит делать. На суд кого иного могу я положиться, как не на суд Того, Кого непрестанно молю научить меня как можно лучше поступать во благо Церкви и народа?»38.
Противодействие национализму и остракизму
Разумеется, патриарх Павел противостоял всякой идее «национального очищения», любой идее, согласно которой сербское население должно было исключить другие нации из своего жизненного пространства. И поступал он так потому, что Бог наделил всех людей одинаковым достоинством и рассматривает их как равных, каким бы ни было их этническое происхождение или религиозная принадлежность. Всем Он дал землю, чтобы они жили вместе.
Как рассказывал патриарх, «однажды мусульманский руководитель в Косове обратился ко мне с письмом, в котором писал, что мусульмане считают неприемлемым принцип, согласно которому “пока для одного не наступит ночь, день не может наступить для другого”. Я ответил, что такой принцип является тем более недопустимым и с точки зрения Евангелия и Православия, поскольку сотворенная Богом земля достаточно просторна и широка настолько, что места на ней хватит для каждого, при условии, что мы будем вести себя по-человечески. Впрочем, добавил я, такой принцип исповедуют те, кто хотел бы сделать из Косова-Метохии этнически чистую область, или те, кто хотел бы сделать из Сербии или из любой другой страны страну этнически чистую. Однако мы – люди, народ Божий, который живет здесь, и если мы будем поступать как люди, то нам не будет тесно. И наоборот, если мы будем вести себя не по-людски, то, конечно, нам будет тесно, даже останься мы вдвоем на всей земле»39.
Национализм, понимаемый не как уважение и любовь к своему народу и присущим ему ценностям, а как чувство превосходства одной нации над другими, ведущее к исключению, унижению или ненависти, он считал противоречащим основным евангельским принципам, приводящим к самоуничтожению в личном и общественном плане.
«Ни в коем случае у христианина не должно быть внутреннего конфликта по отношению к своему собственному народу и к своей способности как верного православного следовать заповедям Бога, поскольку Божии заповеди установлены во благо всех народов. <...> Если человек сосредоточивает всю свою доброту и великодушие только на близких и на своем народе, не оставляя в душе никакого места для благородных чувств по отношению к другим народам, это оборачивается злом как для него самого, так для его народа»40.
Отнюдь не замалчивая и не умаляя бесчинств сербов, патриарх осуждал их так же, как и преступления другой стороны. В одном из своих публичных заявлений он говорил:
«Это не по-человечески, не по-христиански – покрывать преступление, и было бы непростительным грехом оправдывать чьи-либо преступления под предлогом того, что он принадлежит к тому же народу, что и мы. Как люди и христиане, ответственные за Православную Церковь, мы всегда называли и осуждали всякое преступное деяние, никогда не применяя разных критериев к преступлениям и преступникам из-за их конфессиональной или национальной принадлежности»41.
В другом заявлении он призывал сербов, втянутых в эскалацию войны, «проявить критическое отношение прежде всего к самим себе, а затем к своему руководству»42.
***
Патриарх Павел восхищался святителем Охридским и Жичским Николаем (Велимировичем), крупным сербским религиозным писателем, и написал ему письмо незадолго до того, как тот ушел из этого мира. Как и святитель Николай, патриарх Павел считал, что некоторые бедствия сербского народа были следствием грехов, совершенных отдельными его представителями, особенно из числа политического руководства43. Он не раз призывал к испытанию совести и покаянию. Так, в январском послании 1992 года он подчеркивал, что «каждый серб должен испытать свою совесть, проанализировать свои поступки и спросить себя – не способствовал ли он своими грехами умножению общей беды».
Не отрицая роли, которую играли здесь чисто политические интересы некоторых руководителей или партий, а также роли отдельных зарубежных держав, патриарх считал, что состояние войны, в которое на длительное время погрузилась Югославия, было отчасти результатом материализма, навязанного коммунистическим режимом, развившего в людях эгоизм и индивидуализм, а тем самым взаимную ненависть.
«Очевидно, что множество факторов и различных сил привели к ситуации, которая в итоге вылилась в войну. То, что в равной мере способствовало этой ситуации, была материалистическая концепция, действовавшая таким образом, что наши духовные попечения были сведены к небытию, что породило великую пустоту. Все это усилило аппетиты как одних, так и других и привело к разрыву, бесконечной ненависти. <...> Христианский закон гласит: “То, чего ты желаешь для себя, делай и для другого”. Но, как видим, все мы, к сожалению, поступаем согласно принципу: “То, чего каждый из нас не хочет для себя, то делай ближнему”. Когда кто-нибудь так поступает, он побуждает и других вести себя так же. Такое поведение должно быть преодолено, поскольку нет никакого основания, ни Божественного, ни национального, ни личного, ни естественного, для того, чтобы дать нам право отвечать преступлением на преступление. Такого основания нет. К сожалению, не все люди способны это понять. Ненависть не имеет конца, и много людей взялось за оружие. В этом наша беда. Ненависть спровоцировала эту трагедию...»44.
Для патриарха Павла мир не может строиться только на основах политических. Он может быть подлинным лишь на основах духовных – искоренении ненависти и гордости, на покаянии и сострадании, на какой бы стороне кто ни находился; на осознании того, что в войне не бывает победителей, только проигравшие.
«Прекращение вооруженного противостояния еще не является окончанием войны. Подлинный мир наступает только с прекращением ненависти, когда те, кто считают себя победителями, равно как и чувствующие себя побежденными, поймут, что все они являются проигравшими, и неважно, кто в большей, а кто в меньшей степени. Поскольку побежден здесь человек, на какой бы стороне он ни был. Пусть это поражение подвигнет нас к покаянию перед Богом, а не к чувству вражды, делающему нас недостойными Его милосердия. Для каждой из сторон конфликта последствия войны будут очень болезненными.
Долгие годы продлится скорбь, которую невозможно забыть, неизлечимые раны, беззащитные, униженные люди, живущие с неуверенностью в завтрашнем дне; разрушения, причиненные войной, останутся в их и в наших сердцах. Многие поколения потомков будут нести на себе следы ужасов, с которыми мы столкнулись, и поэтому каждый из нас должен почувствовать свою ответственность и обязанность позаботиться о детях и молодежи, а также о больных, чтобы исход их из этого мира был облегчен благодаря нашему участию и помощи»45.
Любовь к врагам
Перед лицом соседних народов, с которыми воевал народ Сербии, и тех страданий, которые он от этого понес, патриарх призывал сербский народ «быть постоянным в терпении, христианском прощении и великодушии ко всем людям»46.
Международные организации доставляли гуманитарную помощь исключительно боснийским мусульманам и хорватским католикам47. Это вызывало такой гнев сербов, терпевших не меньшие тяготы, что они готовы были воспрепятствовать ее доставке или забрать часть себе. Патриарх призывал вести себя по-христиански: помнить о любви к ближнему, жертвенности и уповать на Бога.
«Даже если вы думаете, что эта помощь более необходима вам и вашим бедствующим семьям, то лучше потерпеть какое-то время несправедливость, чем поступать несправедливо с другими – вашими братьями иной веры, бедствующими, как и вы. Будем же все людьми, детьми Божиими, доверимся скорее Его правде, чем своему гневу, каким бы оправданным он нам ни казался. Во имя евангельской любви Бога и нашей Святой Церкви, которая к ней призывает, я преподаю вам мое благословение с верой в то, что и помощь будет, и облегчатся ваши страдания. Тем более что мы не отвечаем преступлением на преступление и перед лицом самых страшных испытаний поступаем как христианский народ»48.
Патриарх Павел напоминал, что Христос призывает нас любить врагов: любовь к врагам является наивысшей формой христианской любви, ибо любовь эта не ищет выгоды.
«Христианство – действительно религия любви. Евангелие учит нас, что Бог – это Истина и Правда, но еще и Любовь. Ибо Господь Иисус Христос требует от нас любви:... любите врагов ваших:... молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:44–45). Вот что значит любить даже своих врагов»49.
Сам патриарх Павел не упускал случая молиться за врагов своего народа. Он составлял специальные прошения и включал их в богослужебные ектении, чтобы с помощью Божией побудить верующих возлюбить своих врагов и привести к покаянию тех, кто уступил ненависти.
Прошения, включенные в великую ектению
«Да изольется благодать Божия на нас, недостойных рабов Его, и да сохранит нас от ненависти и злых дел, да вселит в нас бескорыстную любовь, дабы явить нас пред всеми как учеников Христовых, Божий народ по примеру святых праотцов наших, чтобы мы всегда выбирали истину и правду Царства Небесного. Господу помолимся».
«Да подаст Господь покаяние всем несправедливо относящимся к своим ближним, проливающим слезы сирот или кровь невинную, воздающим ненавистью за ненависть, и да просветит их умы и сердца, да озарит души их священной любовью даже ко врагам. Господу помолимся».
Прошения, включенные в малую ектению
«Господи, многие враждуют против нас и говорят – не будет нам помощи ни от Бога, ни от людей. Господи, простри к нам руку Твою, чтобы мы оставались народом Божиим по вере и по делам. Если нам суждено погибнуть, то да будет это на путях Твоей правды и истины, а не по ненависти и неправдам нашим. Скажем все от всего сердца: Господи, помилуй».
«Еще помолимся Богу, Спасителю всех людей, и за врагов наших, дабы Господь Человеколюбец отвратил их от всякого насилия против нашего православного народа; чтобы не разрушали они наших святых храмов и кладбищ, не убивали наших детей, не изгоняли народ наш, но чтобы встали на путь покаяния, правды и спасения. Скажем все от всего сердца: Господи, помилуй».
Оставаться человеком...
Патриарх Павел хорошо понимал, что в ситуации острого конфликта, в котором оказалась Югославия, любовь к врагам для многих была недостижимым идеалом и что перед лицом звериной жестокости, которую проявляли некоторые противоборствующие, требование вести себя просто по-человечески было уже важно. Он повторял это требование так часто, что его фразой «Будем людьми» Йован Янич озаглавил свой материал о нем. В пространной статье, где он собрал воспоминания и размышления, приведены слова патриарха:
«Наконец, как и во всех обстоятельствах, я хотел бы повторить одну вещь, уже сказанную: давайте поступать по-человечески даже по отношению к тем, кто не перестает преподносить нас как своих врагов; едва ли мы бросимся друг другу в объятья, но любому мы можем протянуть руку, понимая, что если мы не можем жить как братья, должны жить хотя бы как люди. Давайте позаботимся о том, чтобы улучшить отношения с нашими соседями, которые даже под таким сильным нажимом все же не забыли, что мы должны идти навстречу друг другу. Не надо взывать к правде и милосердию Божиему, если людям других народов и других вер мы не желаем того же, чего желаем себе»50.
Не желать другому того, чего не хочешь себе
Патриарх отмечал, что если любовь к врагам – слишком трудный образ поведения, требующий высокого духовного уровня, то по меньшей мере стоило бы соблюдать другую евангельскую заповедь – не желать другому того, чего не хочешь себе (см. Мф. 7:12).
«Если бы все мы были движимы любовью, – подчеркивал он, – то эта страна стала бы раем. Но даже если бы мы позволили себе руководствоваться чувством менее совершенным – поскольку любовь относится к совершенству, – а именно принципу “что желаете себе – делайте то другим, и не делайте другим того, чего себе не желаете”, то эта страна, не будучи раем, приблизилась бы к нему. А когда мы поступаем вопреки этому принципу, мы приходим к тому, что имеем сейчас»51.
Патриарх много раз напоминал об этом правиле поведения, вошедшем в поговорку, корни которого уходят в Библию и которое определяет минимальное условие любви к ближнему: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы тебе сделали».
Призыв к терпению и упованию на Божественную справедливость
Патриарх часто укреплял сербский народ в его испытаниях, призывая с терпением уповать на Божественную справедливость, которую он понимал не как возмездие и будущее наказание виновников этих испытаний, но в том смысле, что каждому воздастся свое в надлежащее время и в частности – награда в Царстве Небесном, обещанная в Блаженствах:
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5:4–11).
В заявлении, сделанном в 1995 году, он воодушевлял сербский народ оставаться терпеливым, справедливым и честным, уважать нравственные ценности христианской веры и положиться на суд Божий:
«Дорогие братья и сестры, мы призываем наш страждущий народ идти только путем правды и честности, путем веры и нравственных ценностей, человечности и благородства христианской души, избегая духа ненависти и мщения кому бы то ни было, вставая на колени перед Богом и никогда – перед людьми52. Тогда Господь Воинств, Вседержитель, Владыка истории, Бог любви и милосердия, Праведный Судия вселенной будет рядом с нами. А если Он с нами, чего нам бояться? Пусть вместе с тихим колокольным звоном наших храмов и монастырей возносится от сердец и уст наших молитва Православной Церкви: “Господи Сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас!”»53.
В августе 1995 года патриарх обращается с посланием к сербским беженцам в Хорватии:
«В эти времена великих бед и испытаний мы обращаемся к вам, нашим братьям и сестрам в несчастье, с выражением глубочайшего сочувствия к вашим страданиям и вознося наши молитвы к Богу. Но еще и со словами утешения, надежды и ободрения. Христос сказал: блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:10). <...>
Всех вас от мала до велика я призываю не падать духом, не поддаваться усталости и отчаянию. История учит нас... что Бог никогда не попустит вам быть искушаемыми сверх сил (1Кор. 10:13). <...> Мы глубоко убеждены, что в один прекрасный день Божественная справедливость восторжествует и что Бог даст многим из вас вернуться в свои дома, оставленные на разрушение.
Мы молим Господа, чтобы Он укрепил нашу веру и надежду в непобедимость добра и правды. И да утвердит Он в вас и во всех нас взаимную любовь и жертвенность, чтобы... мы несли свой крест с уверенностью, что наступит час воскресения и победы. Сегодня, как и вчера, в любых обстоятельствах мы должны следовать нашему народному изречению: “Не превозносись в счастье, но не дай себе пропасть в несчастье”. Жив Господь Бог, медлит Его справедливость, но она грядет, и жива будет душа наша, если пребудет в Боге и Его правде <...>
Мы также считаем своим христианским и просто моральным долгом в поразившей всех нас трагедии... изгнания сербского народа с земель, где он жил испокон веков, просить всех православных сербов, а в особенности тех, кто был изгнан, воздерживаться от любого акта нетерпимости по отношению к тому или иному члену национального меньшинства Сербии, Республики Сербской или других, памятуя о заповеди Христовой, что даже к врагам нужно относиться по-человечески, и уж тем более к невиновным. Во всех жизненных обстоятельствах, включая самые трудные, нужно помнить священное наставление Христово: Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7,12)»54.
Перед лицом косовской драмы
В течение нескольких десятилетий будучи епископом в Косове, новый патриарх особенно близко к сердцу принимал драматические события, которым предстояло разыграться в регионе и с предпосылками которых ему приходилось сталкиваться задолго до их начала.
Став патриархом, он совершил множество визитов в Косово и Метохию, чтобы поддержать дух сербского населения, преследуемого албанскими сепаратистами (под руководством «Армии освобождения Косова», поддержанной Соединенными Штатами и ведущими европейскими государствами). На глазах у народа разграблялось и стремительно уничтожалось историческое, культурное и религиозное наследие земли, ставшей колыбелью Сербской Церкви55.
Первосвятитель часто посещал Печ, традиционное место интронизации Сербских патриархов. Монастырь в Пече обладал ставропигиальным статусом56. Побывать в нем, а также во многих церквях и обителях этого региона, отслужить литургию по большим праздникам (на Рождество, Пасху, Покров Божией Матери) он считал своим долгом.
Когда патриарх Павел ездил по этому неспокойному, опасному региону, он отказывался от сопровождения, которое предлагали ему международные силы под руководством НАТО – KFOR (СДК – «Силы для Косова»). Патриарх говорил, что не хотел подвергать опасности жизни своих телохранителей, стань он вдруг объектом какого-нибудь теракта, и доверялся только Божиему заступничеству.
Где бы ни появлялся патриарх Павел, он не переставал выражать сострадание сербскому населению Косова и Метохии, преследуемого теми, кто хотел его выдворить, постепенно оттесняя в гетто и обходясь с его гражданами как с людьми второго сорта.
Патриарх Павел составил две специальные молитвы, чтобы включить их в ектении на литургии.
На просительной ектение
«О православном народе нашем, грешном и страждущем, о находящихся в беде, гонимых и обиженных мужьях, женах и детях; о заступлении православных храмов и монастырей, семей и домов Косова и Метохии, чтобы Господь Бог наш явил им Свое милосердие и защиту, молим Тебя, Господи».
На малой ектение
«Еще молимся Господу Богу нашему, чтобы Он услышал стенания и моления народа Своего, страдающего в Косове и Метохии, и всех терпящих испытания за правду свою, изгнанных и обездоленных, да подаст Он им скоро благословение и укрепление Свое и да защитит невинно гонимых, скажем все от всего сердца нашего: Господи, помилуй!»
Деятельность в лоне Сербской Православной Церкви
Патриарх много делал для восстановления отношений и налаживания взаимопонимания между государством и Церковью, сохранения единодушия Сербской Церкви, внес значительный вклад в ее развитие.
Восстановление отношений с государством
После длительного периода коммунистического правления, когда государство препятствовало развитию Церкви и преследовало ее (хотя эти преследования в Югославии никогда не были столь масштабными, как в других социалистических странах), необходимо было провести работу по восстановлению если не добрых, то, по крайней мере, приемлемых отношений между государством и Церковью.
Только в 2006 году Церковь смогла добиться принятия закона о реституции имущества церквей и религиозных общин. Другой закон, принятый незадолго до того, признавал, что «Сербская Православная Церковь, с точки зрения истории, занимает исключительное место в формировании государственности и культуры, в сохранении и развитии идентичности сербского народа». Эта безусловно политическая формулировка, окрашенная в слегка националистические тона, тем не менее официально признавала место Церкви в обществе, ее значимость и ту положительную роль, которую она играла.
Церковь могла снова вступить в права на свои храмы и монастыри, постройки и земли, которые были конфискованы у нее после Второй мировой войны путем проведения различных сельскохозяйственных реформ, национализации и наложения секвестра.
Закон предусматривал, что конфискованное имущество будет возвращено как таковое или же в виде аналогичного имущества. В тех случаях, когда реституция не могла быть осуществлена по этой форме, закон предполагал финансовую компенсацию в размере рыночной стоимости имущества.
Восстановление и строительство храмов и монастырей
Опираясь на этот закон, патриарх Павел проделал большую работу по восстановлению многочисленных монастырей и церквей. Благодаря его пастырской энергии и активности было восстановлено и вновь образовано несколько епархий, построено много новых храмов. В столице, Белграде, которая находилась под непосредственной юрисдикцией патриарха как главы Белградско-Карловацкой архиепископии, было выстроено около тридцати новых церквей и закончено строительство одного из самых крупных православных храмов мира – кафедрального собора Святого Саввы.
Восстановление и создание новых религиозных учебных заведений
В 1992 году была воссоздана Богословская школа в Цетине (Черногория) и открыты новые духовные учебные заведения: в 1994 году – академия святого Василия Острожского в Фоче (Республика Сербская), а в 1997-м – семинария в Крагуеваце (Сербия) как филиал Белградской семинарии Святого Саввы. Богословская школа была затем перенесена в Восточное Сараево. В Нише был открыт Институт церковных исследований. В Белграде была создана Академия художеств и охраны исторического наследия, относившаяся к богословскому факультету. Сам богословский факультет вернулся в Белградский университет, откуда был исключен в 1952 году.
Одним из значительных деяний патриарха в области образования стало введение преподавания катехизиса в общеобразовательных школах.
Преодоление схизмы
Миротворец, человек, обладавший редкостным чувством такта, в феврале 1992 года патриарх смог положить конец расколу, который с 1963 года угнетал Сербскую Церковь57. Это случилось спустя без малого два года после его вступления на патриарший престол: уврачевать эту рану Сербской Церкви было одной из его приоритетных задач.
Поддержание единства в Сербской Православной Церкви
Укорененный в Предании, которое он понимал по духу, а не по букве, сдержанный в суждениях, патриарх умел разрядить напряжение, существовавшее среди сербских епископов между традиционалистами-консерваторами и модернистами-реформаторами, и тем самым избежать разлада среди епископата и разделений между верующими58.
Пастырские труды, письменные и устные
Патриарх Павел был прежде всего пастырем. Как правящий архиерей, он отдавал все свои силы на развитие своей епархии и защиту находившегося под угрозой исторического наследия; как патриарх – на управление обремененной внутренними разделениями Церковью и паствой, охваченной вихрем всевозможных войн, сменявших одна другую в течение всего времени его патриаршества. Его пастырский труд заключался в конкретных действиях, направленных на служение Церкви, клиру, народу и отдельным людям.
Патриарх был блестящим специалистом по византийской литургике, ставшей темой его докторской диссертации, защищенной в Афинах. Был также прекрасным библеистом, активно участвовал в переводе Библии на сербский язык, опубликованном в 1984 году (он продолжал председательствовать в Библейской комиссии уже после избрания патриархом).
Но особенно ярко учение патриарха Павла проявилось в его словах, посланиях, проповедях, в серии «Вопросы – ответы» и личной переписке.
Ежедневно совершая литургию, патриарх Павел всякий раз произносил проповедь, которая отличалась краткостью и выделением одной-единственной мысли, которую он хотел донести до слушателей. В своих советах священникам он подчеркивал, что это (тема и форма ее подачи) – два условия хорошей проповеди. Его проповеди были просты и понятны присутствовавшим на литургии верующим. Один сборник его проповедей был опубликован в Белграде в 1996 году под названием «Жизнь по Евангелию». Большинство из этих проповедей представляют собой комментарии к Апостольским Посланиям и Евангелию дня.
Как епископ, а затем и как патриарх, он считал своим долгом отвечать на все вопросы, которые могли возникнуть у духовенства и мирян, в особенности на сложные или спорные. Его ответы были опубликованы в Белграде в 1998 году в трех больших томах под названием «Для уяснения некоторых вопросов, касающихся нашей веры». Ответы аргументированны, подтверждены документальными данными и весьма прагматичны.
Сборник дает наглядное представление об эрудиции патриарха в библейской, канонической, патриотической и литургической областях. Жизненные и интересные, они отражают чувство меры, присущее их автору.
Уже заголовки большинства вопросов показывают разнообразие сюжетов, которое они затрагивают, и интерес, который представляют:
Кем являются чада Божии?
Воля Божия как единственная мера добра и зла.
Позиция Православной Церкви по вопросу свободной воли и предопределения.
Позиция Православной Церкви по вопросу использования контрацептивов и аборта.
Что такое акривия и икономия?
Незыблемость канонов и жизнь современного человека в Церкви.
Бессмертие души и смысл веры в загробную жизнь.
Где находятся небеса и ад?
Какова природа духов, которые являются тем, кто занимается спиритизмом?
Что происходит с душами тех, кто не знаком с христианством и умирает вне Церкви?
Позиция Сербской Православной Церкви по вопросу старого и нового календарей.
Изображение Христа и святых.
Что означают слова «истее Тебе причащатися» [более совершенным образом причаститься Тебе] в 9-й песни Пасхального канона и «в невечернем дни»?
Когда читаются молитвы над матерью после сорокового дня по рождении ребенка?
Можно ли читать молитву на сороковой день после рождения над неправославными матерями?
Как петь «Елицы во Христа крестистеся» на Крещении?
Крещение ребенка некрещеных родителей.
Крещение человека, сменившего пол хирургическим путем.
Изменение имени взрослых в крещении.
Почему необходимы крестные родители для крещения взрослых?
Могут ли муж и жена быть крестными своих детей?
Кто такие кузены (к вопросу о возможном кровном родстве собирающихся вступать в брак)?
Почему ужин бывает постным накануне скоромных дней и скоромным накануне дней постных?
Каким образом нужно поститься перед Причастием?
Пост в Православной Церкви.
Какую еду нужно употреблять в период Великого поста?
Нужно ли поститься по средам и пятницам в период между Пасхой и Вознесением?
Может ли верующий вкушать скоромную пищу в день Святого Причастия?
Какой крайний срок принятия пищи перед Святым Причастием?
Как священникам должно кланяться друг другу перед причащением?
Частое причащение верующих.
По поводу хулы на Духа Святого.
Можно ли причащать больных после того, как они приняли лекарства?
Условия для причащения верующих.
Когда совершают чин обручения?
Какие венцы необходимо использовать при венчании?
По поводу доброго обычая произносить: «Венчается раб Божий N..» на венчании.
Может ли использоваться святой потир в качестве чаши во время венчания?
Когда снимают венцы и читают соответствующие молитвы: во время самого венчания или на восьмой день после него?
Кто может быть свидетелем на венчании и крестным на крещении?
Венчание во время Великого поста.
Нужно ли взрослому сыну праздновать свои именины у родителей?
Смысл чина Великого освящения вод накануне Богоявления и на Богоявление.
Можно ли окроплять дом водой, предназначенной для крещения, когда священник совершает одновременно крещение ребенка и освящение дома?
Молитвы за паству.
Погребение самоубийц. Каково отношение Церкви к женщине, убившей себя, чтобы избежать изнасилования?
Можно ли совершать поминальную службу за того, кто отступил от веры и не был погребен по-церковному?
Совершение чина погребения для некрещеных.
Погребение протестантов.
Смысл слов молитвы: «Боже духов и всякой плоти...»
Каков смысл икоса «Ты один – бессмертный».
Позиция Сербской Православной Церкви по поводу кремации.
Какой чин погребения совершается над иеромонахом, игуменом или женатым диаконом?
Использование венков на погребении.
Кто может быть монахом или иеромонахом?
Рукоположение монаха без согласия его духовного отца.
Имеет ли брак рясофорного инока канонические последствия?
Может ли монахиня осуществлять богослужебные функции?
Кто может быть священником?
Смысл слов «Повели! Повелите!» во время рукоположения.
Обязан ли священник совершать все обряды, о которых его просят?
Только верующие могут называть священника «отец», но не он сам себя.
Могут ли священники носить короткие волосы и бритую бороду?
Может ли священник совершать таинство без фелони и епитрахили?
Может ли священник исповедовать свою супругу и членов своей семьи?
Исповедь священника перед другим священником.
Может ли священник причащаться, когда он не служит святую литургию?
На каком основании священнику предоставляется увольнение за штат?
Теряет ли священник свои титулы после ухода на покой или при переходе на службу в церковную администрацию?
Может ли иерей, обратившийся в другую религию и покаявшийся, быть священником?
Изглаживает ли епископская хиротония бывшие грехи поставляемого?
Освобождает ли епископская хиротония от монашеских обетов?
Может ли таинство или служба совершаться епископом на приходе без ведома правомочного священника?
Каковы главные признаки Православной Церкви?
По поводу свойств материала, из которого изготовляются богослужебные облачения.
Почитание святых икон.
Порядок почитания святых икон в Церкви и очередность, в которой их следует почитать.
Поясной и земной поклоны перед иконами.
Женщина в христианстве.
Должны ли женщины покрывать голову в церкви во время богослужения?
Необходимо больным сидеть или же стоять во время чтения над ними молитв?
Когда нужно снимать камилавку (головной убор клириков) за богослужением?
Как подавать кадило на благословение епископу?
Должен ли верующий креститься во время каждения церкви?
Правильное чтение возгласов.
Порядок ектений за епископа, государя и народ.
Как возглашать Евангелие на сербском. Чтение Евангелия перед св. престолом. Где должен находиться диакон во время чтения Евангелия на утрене?
Почему на Богородичные праздники читается Евангелие от Луки?
Что означает церковное правило «и помазывают братьев маслом из лампады святого» в конце утрени?
Как правильно совершать изобразительные вместо Божественной литургии?
Какой священник должен предстоять при сослужении?
В каком порядке совершать облачение?
В течение скольких дней просфоры пригодны для литургии и из чего их готовят?
Нужно ли освящать антидор?
Кто вынимает частицы во время проскомидии, когда служат несколько священников?
Кто совершает проскомидию и читает заамвонную молитву, когда несколько священников сослужат за Божественной литургией?
Как совершать проскомидию во время архиерейской службы?
Нужно ли открывать царские врата в начале литургии?
Как совершать литургию без певчего?
Можно ли использовать магнитофонную запись на литургии вместо певчего?
Можно ли выделять отдельные слова во время служения литургии?
Возглашается ли «Христос воскресе» в начале литургии от Пасхи до Вознесения?
Когда нужно открывать царские врата на малом и великом входе?
По поводу пения «Елицы во Христа крестистеся».
Почему в сербских церквях не опускается ектения об оглашенных перед Херувимской?
Малая ектения перед Херувимской песней.
Каким образом читать молитву верных во время ектении?
По поводу поминания живых и усопших на литургии.
Когда и как разворачивать и сворачивать антиминс во время Божественной литургии?
Кто читает молитвы Евхаристического канона, если сослужат несколько священников?
Должен ли священник указывать на Святые Дары во время слов «Приимите, ядите...»?
Смысл слов «Твоя от Твоих...»
Крестное знамение с потиром и дискосом над антиминсом во время произнесения «Твоя от Твоих...»
Возношение Агнца при словах «Святая святым».
Земной поклон на литургии после освящения Даров.
Поклон перед Святым Агнцем.
Какую часть Агнца вынимают для приготовления частиц для причащения больных?
Становятся ли все частицы на дискосе Телом Христовым после освящения?
Какое действие совершается со святым потиром после произнесения слов «Со страхом Божиим...»?
Нужно ли прибавлять слова «...и любовью» после «Со страхом Божиим и верою...» на Божественной литургии?
Что делать, когда причащающихся много, а Святого Причастия – мало?
Нужно ли вытирать лжицу после причащения каждого верующего?
По поводу празднования памяти святых при переносе служб.
Должен ли коленопреклоненный священник касаться Агнца во время произнесения «Святая святым» на литургии Преждеосвященных Даров?
Что нужно знать кандидату в чтецы?
Инструкция для чтеца во время архиерейской литургии.
***
Многие из этих ответов – а из списка мы исключили те, что касаются деталей, – предназначены для просвещения клира или хора в местах, вызывающих сложности при совершении служб и таинств, либо для верующих – об их поведении в церкви и участии в таинствах.
Во многих случаях патриарх старается исправить давно укоренившиеся ошибочные практики, возникшие то ли по незнанию, то ли по дурной привычке.
Можно сказать, что в приведенных ответах он предстает человеком очень строгим в соблюдении канонов и Предания, но в то же время умеет дать оценку сегодняшним проблемам, возникающим из унаследованных от прошлого предписаний – местных традиций, вошедших в обычаи и практику.
К этому можно только добавить, что он знал, где стоило проявить церковную икономию, когда ситуация или благо верующих того требовали, а где – отдать приоритет духу перед буквой, как того требует христианство.
В этом смысле патриарх Павел сыграл значительную роль в обновлении жизни Сербской Православной Церкви.
Духовное влияние патриарха Павла во всем мире
Несомненно, именно благодаря своему характеру и образу жизни патриарх Павел имел огромное духовное влияние на Сербскую Церковь. Благодаря своей любви ко всем, простоте, смирению, мирному настрою и строгой дисциплине аскета, он стал образцом святости для всего клира и верующих Сербской Церкви. Эти же качества обеспечили ему и огромный авторитет во всех Православных Церквах и даже за пределами православного мира. Его глубоко почитали во всех странах, куда он приезжал, им восхищались многие светские люди. По выражению одного из них, это был «странствующий святой».
Последние годы жизни. Смерть. Похороны
Не будучи больным в собственном смысле слова, но страдая по причине преклонного возраста, патриарх Павел был вынужден ограничить свою деятельность и провести два последних года жизни под медицинским наблюдением. 13 ноября 2007 года он лег в госпиталь Военной академии Белграда, где ему приготовили отдельное помещение, чтобы он мог вести спокойный образ жизни и принимать посетителей в приватной обстановке. 8 ноября 2008 года патриарх решил уйти на покой, чтобы тем самым дать возможность избрать преемника. Однако 12 ноября Синод высказался за то, чтобы он оставался главой Церкви. Митрополиту Черногорско-Приморскому Амфилохию (Радовичу) Святейший Синод вверил заботы по управлению Церковью. Патриарх тем не менее продолжал ею руководить, давая полезные советы владыке Амфилохию и епископам, регулярно приезжавшим к нему с отчетами и за консультациями.
Окончательно ослабевший, патриарх Павел почил о Господе в воскресенье 15 ноября 2009 года, в 10 часов 45 минут, причастившись перед этим Святых Христовых Таин. Ему было девяносто пять лет.
Сербское государство объявило трехдневный национальный траур. За эти дни около шестисот тысяч верующих пришли поклониться гробу с его телом, выставленному в кафедральном соборе Святого Архангела Михаила в Белграде. Люди по нескольку часов выстаивали в многокилометровой очереди, чтобы почтить память преставившегося. Гроб был открыт в течение пяти дней, но тело патриарха сохранялось невредимым.
Школам и предприятиям власти предложили объявить нерабочий день в день похорон, чтобы дать возможность всем принять участие в погребении патриарха. В четверг 19 ноября нескончаемая процессия провожала почившего патриарха до паперти кафедрального собора Святого Саввы, где состоялось отпевание. На церемонию собралось около миллиона человек, среди которых были Президент Сербии Борис Тадич, премьер-министр Милорад Додик, бывший премьер-министр Воислав Коштуница, весь епископат и клир страны, видные представители Поместных Церквей.
Соболезнования поступали со всего мира; тем самым воздавалось почтение почившему патриарху, признанным всеми не только исключительным пастырем, но и святым человеком.
Патриарх Павел, согласно его пожеланию, был похоронен в монастыре Раковица, в пригороде Белграда. Туда стекаются тысячи верующих, чтобы помолиться на его могиле.
«В течение всего своего епископства в Косове, где уже тогда было очень небезопасно, он отказывался от сопровождения. То же было и в пору его патриаршества, в Белграде.
Он передвигался в одиночку по улицам Белграда, иногда пешком, со своим пастырским посохом в руке, иногда на общественном транспорте – автобусе или трамвае. Фотографии, облетевшие весь мир, показывают его в одной из этих двух ситуаций, что весьма необычно для лица, занимающего столь высокое положение».
* * *
Памятная книга «Первый визит Его Святейшества Патриарха Сербского Павла к Сербской Православной Церкви на Североамериканском континенте в 1992 году». Торонто, 1992. С. 84.
Памятная книга «Первый визит Его Святейшества Патриарха Сербского Павла к Сербской Православной Церкви на Североамериканском континенте в 1992 году». Торонто, 1992. С. 84.
Вестник Сербской Православной Церкви. 1992. 6 июня.
Вестник Сербской Православной Церкви. 1993.11 ноября.
Без осуждения, открыто, по-отечески.
Интервью Йовану Яничу.
Там же.
Православие (Сербия). 1995.15 сентября.
Вестник Сербской Православной Церкви. 1993. 11 ноября.
Свт. Николай Сербский писал об этом в книге «Сербский народ как раб Божий».
Интервью Йовану Яничу.
Без осуждения, открыто, по-отечески.
Вестник Сербской Православной Церкви. 1993.11 ноября.
Можно вспомнить, например, кампанию по демонизации сербов, которую вела неправительственная организация «Врачи мира» во время своей программы по сбору средств, тогда как все, что касается медицины и гуманитарной помощи, по определению должно находиться вне рамок политических пристрастий и этнической принадлежности.
Отеческое воззвание к сербам, живущим в регионе, застигнутом бурей войны. 1992.28 ноября.
Интервью Йовану Яничу.
Без осуждения, открыто, по-отечески.
Интервью Йовану Яничу.
Патриарх имеет в виду политических руководителей.
Заявление по поводу последних военных действий НАТО // Православие (Сербия). 1995.15 сентября.
Послание беженцам из Крайней Сербии // Православие (Сербия). 1995.1 сентября.
Материал Л. Фолича “Crucified Kosovo” с предисловием патриарха Сербского Павла (3-е изд., Белград, 2001) располагал к этой дате информацией о 107 разрушенных храмах и монастырях.
Т.е. являлся зависящим непосредственно от патриарха, а не от главы епархии.
Этот раскол был инициирован митрополитом Дионисием (Миливоевичем). В 1939 г. он был избран на епархию Соединенных Штатов и Канады. И сразу попросил у Синода создать три епархии ввиду большого количества эмигрантов, которые после войны и установления коммунистического режима Тито поселились в Северной Америке. Собор епископов удовлетворил его прошение, но не назначил его на кафедру епархии Среднего Запада, куда он стремился. Тогда он вступил в конфликт с Патриархией, наложившей прещения на него и большую часть его клира. В ответ, ссылаясь на якобы союз Сербского Патриархата с коммунистическим государством, он создал так называемую Свободную Сербскую Православную Церковь. Этот раскол практически не имел последствий в самой Сербии, но в него было вовлечено немало сербских эмигрантов в Северной Америке и Западной Европе, многие из которых бежали от коммунистического режима и были восприимчивы к аргументам, приводимым епископом-диссидентом.
Только после смерти патриарха Павла, умевшего сдерживать эти тенденции, проявились модернизм и реформизм, в особенности в литургической области, в силу сильного влияния идей протопресвитера Александра Шмемана и митрополита Иоанна (Зизиуласа) на небольшую группу епископов. Движение литургической реформы, которое отчасти распространилось в приходах их епархий, было тем не менее ограничено сопротивлением верующих. Многие священники, имевшие неосторожность провести такие реформы, вынуждены были отступить. Другим источником напряжения был экуменизм, сторонниками которого выступали некоторые епископы.