Азбука веры Православная библиотека священник Владимир Гетте Изложение учения православной кафолической Церкви и разногласий с ним других христианских церквей. Части: догматическая и нравственная

Изложение учения православной кафолической Церкви и разногласий с ним других христианских церквей. Части: догматическая и нравственная

Источник

Содержание

Правило веры Разногласия Христианских Церквей, относительно правила веры Первая часть. Догматическое учение о Православной Церкви I. Троичность Разногласия христианских Церквей, относительно догмата Троичности II. Мир Разногласия христианских Церквей относительно догмата о мире III. Воплощение Разногласия христианских Церквей относительно догмата воплощения IV. Искупление Разногласия Христианских Церквей, относительно догмата искупления V.Святой дух Разногласия христианских Церквей, относительно догмата о Святом Духе VI. Церковь Разногласия христианских Церквей относительно догмата о Церкви VII. О крещении и других таинствах Крещение Миропомазание или конфирмация Причащение или Евхаристия Покаяние Священство Брак Елеосвящение Разногласия христианских Церквей, относительно таинств вообще Разногласия относительно крещения Разногласия христианских Церквей относительно миропомазания или конфирмации Разногласия относительно причащения Разногласия относительно покаяния Разногласия относительно священства. Разногласия относительно брака Разногласия относительно елеосвящения VIII. О воскресении мертвых и о бессмертной жизни будущего мира Разногласия христианских Церквей относительно воскресения мертвых и бессмертной жизни будущего мира Вторая часть. Нравственное учение Православной Церкви I. Общие начала Разногласия христианских Церквей, относительно общих начал нравственного учения II. Положительный закон Божий Первая заповедь Вера Надежда Любовь Поклонение Богу Призывание Первое прошение Второе прошение Третье прошение Четвертое прошение Пятое прошение Шестое прошение Седьмое прошение Вторая заповедь Третья заповедь Четвертая заповедь Пятая заповедь Шестая заповедь Седьмая заповедь Восьмая заповедь Девятая заповедь Десятая заповедь Разногласия христианских Церквей относительно закона Божия III. Евангельское раскрытие закона Божия Первое блаженство Второе блаженство Третье блаженство Четвертое блаженство Пятое блаженство Шестое блаженство Седьмое блаженство Восьмое блаженство Девятое блаженство  

 

Достойно-уважаемые братья и сестры,

Святого братства Святителя Гурия!

Вам, вами предназначенной братству цели, – содействовать утверждению и распространению Православия в нашем отдаленном, мало просвещенном истинною верою крае, – посвящаю я посильный труд мой. Вполне сознаю незначительность этого посвящения, относительно моего собственно труда; но чрез его посредство русское общество ознакомится с превосходным трудом отца Владимира Гетте, глубоко-православного и явно осеняемого благодатью подвижника по распространению истинного Христова учения, а это, надеюсь, признано будет и братством за дело полезное: – этим утешаюсь в незначительности моей лепты на пользу общую, поэтому уповаю, что не презрите и моего труда, – если он ничтожен сам по себе, так им передан другой труд, которого достоинство и велико и несомненно.

Хотя отец Владимир, издавая свое «Изложение», высказал главным его назначением содействие великому делу соединения всех христианских церквей; но как сам же он выразил при этом, что такое соединение может иметь место только на почве полного Православия, то назначение «Изложения» отца Гетте совершено отвечает и цели, предназначенной себе братством Святителя Гурия. Действительно, – часть этого «Изложения», которая относится собственно до догматического и нравственного учения Православной Церкви, хотя кратко, но определительно и точно, передает все, составляющее сущность откровения Божия человечеству для его восстановления из бедственного состояния, в которое оно ниспало вследствие начального падения его праотцов: – следовательно, при том превосходном способе изложения, который составляет отличительное качество всех богословских писаний отца Гетте, эта часть равно пригодна и полезна и для тех христиан, которые самые церкви уклонились от истины, и для христиан православных, но не твердых в истине, и для иноверцев, ищущих познать христианскую истину. Тоже самое заключение вполне приложимо и к другой части «Изложения», в которой переданы разные уклонения христианских церквей от откровенной истины, то есть от православного учения: – переданные отцом Гетте уклонения, заключающие в себе все наиболее замечательные, по зловредному своему на человечество влиянию, кичения и заблуждения ума человеческого, очертывают весьма ясно опасности и малейших отступлений от откровенной истины, и самонадеянного упования на один человеческий разум; следовательно и эта часть, – как предостережение по наиболее возможным предметам преткновения для разума и сердца человеческого, – равно пригодна и полезна и для христиан, уже преткнувшихся на пути к истине, и для христиан, желающих предохранить себя от возможности преткновения, и для иноверцев, которые, при старании своем познать христианскую истину, необходимо наводимы будут на преткновения укоренившимися в них понятиями ложных их прежних верований.

Могут найтись люди, которые поставят в упрек отцу Владимиру, что его «Изложение» слишком сжато, что оно недостаточно обставлено теми логическими доказательствами и подробными разъяснениями, которые вынуждали бы, так сказать, читателя покориться непобедимости самого изложения. – Но с таким упреком нельзя согласиться; святая истина христианства не должна никак быть налагаема на какого бы то ни было, как ярмо: – не на человеческом уме основана она, а на деле воплотившегося Бога-Слова; не на философических умозрениях утверждается она, а на действительной благодати, внесенной в мир Богочеловеком –Спасителем человеческого рода; не человеческими вожделеньями и мирскою мудростью поддерживается она, а учением Спасителя, удобоприемлемым для младенцев сердцем и труднопонимаемым мудрыми и разумными мира сего.

«Изложение» отца Владимира Гетте точно есть духовное «млеко», но тем именно и должно оно быть, как по мысли самого отца Владимиpa, так, и по действительной потребности: – искренне принявши в себя это «млеко» должен в Церкви уже и в собственном, по ее указаниям, изучении слова Божия искать помощи для соединения себя, более и более, с истиною и добром в Спасителе всего человечества – Иисусе Христе.

Итак, многоуважаемые мною братья и сестры святого братства, с упованием посвящаю вам посильный труд мой на пользу дела, содействовать которому все мы заявили столь искреннюю готовность и желание.

Братчик братства Святителя Гурия,

Петр Арцыбышев


Источник: Изложение учения православной кафолической церкви и разногласий с ним других христианских церквей : Части: догмат. и нравств. / Сост. Владимиром Гетте, свящ. и д-ром богословия православ. рус. церкви; Пер. с фр. Петром Арцыбышевым. - Казань : лито- и тип. К.А. Тилли, 1869. - [10], 170 с.

Комментарии для сайта Cackle