Владимир Николаевич Бенешевич

(9.08.1874–27.01.1938)

Каноническое право

Труды по археографии и палеографии

Византология

Владимир Николаевич Бенешевич
Владимир Николаевич Бенешевич

Историк-византинист, правовед, палеограф, член-корреспондент РАН, член Императорского Православного Палестинского общества.

Биография

Семья. Образование

Родился 9 августа 1874 года в городе Друя Виленской губернии (ныне поселок в Витебской области Белоруссии). Его отец был судебным приставом, а дед — православным священником.

В 1893 году Владимир окончил виленскую гимназию с золотой медалью и поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, который закончил с дипломом 1-й степени в 1897 году.

Научная работа

Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию и отправлен на 2 года в Германию, где слушал лекции в Гейдельбергском, Лейпцигском и Берлинском университетах, изучал право, историю и философию.

Вернувшись из Германии в 1901 году, Владимир Николаевич приступил к тщательному исследованию славянских и греческих рукописей в фондах Петербургской Публичной библиотеки. Несколько раз выезжал летом за рубеж, где занимался анализом литературы в местных библиотеках.

За это время он тщательно исследовал рукописные фонды 49 известнейших книгохранилищ Европы, участвовал в археографических экспедициях по древним религиозным центрам Афона, Синая, Египта, Палестины. Результатом долгого, кропотливого труда стало обнаружение нескольких сотен списков Византийских памятников церковно-правового содержания.

Ученый переработал и практически заново составил каталог греческих рукописей библиотеки Синайского монастыря. В монастыре им были обнаружены части трех листов знаменитого Синайского кодекса, пергаментного списка Библии на греческом языке IV века. Эти фрагменты были приобретены Российской империей и привезены в Санкт-Петербург, где хранятся по сей день.

В 1905 году В. Н. Бенешевич успешно защитил магистерскую диссертацию «Канонический сборник XIV титулов», а в 1914 году — докторскую по теме «Синагога в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика: К древнейшей истории источников права Греко-Восточной Церкви». В обеих работах анализировались многочисленные рукописные материалы, каждая представляла собой фундаментальный научный труд по церковному праву Византии, обе получили высокую оценку специалистов, в том числе зарубежных, и были удостоены Уваровской премии1.

Владимир Николаевич был одним из образованнейших русских ученых в области церковного права, много работал с источниками, знал английский , французский, немецкий, итальянский, польский, чешский, болгарский, сербский, новогреческий, древнегреческий, латинский, сирийский, древнегрузинский и древнеармянский языки.

Труды Бенешевича по преимуществу посвящены византийским, южнославянским и древнеруссским источникам церковного права. Он специально занимался и грузинскими памятниками, издал древний грузинский перевод Четвероевангелия по спискам X века, тексты грузинского номоканона и Четьих-Миней. Для истории армянской литературы и ее связей с древнерусской важно введение им в научный оборот армянского перевода «Сказания о Борисе и Глебе» (1909).

Преподавательская деятельность

С 1905 года В. Н. Бенешевич был приват-доцентом, потом ординарным профессором Санкт-Петербургского (впоследствии Петроградского) университета. В период с 1905 по 1910 год преподавал историю Византии, греческую палеографию на историко-филологическом факультете. Затем, с 1910 года, читал лекции на юридическом факультете по церковному и государственному праву.

В дореволюционный период он преподавал в разных местах: в Александровском лицее, в Санкт-Петербургской духовной академии, на женских курсах Раева, Высших женских курсах, в Военно-юридической академии. Такое большое количество мест работы было связано не только с его популярностью, но и с левыми политическими взглядами. Однажды его обвинили в хранении нелегальной литературы. Революцию 1905 года Бенешевич принял с сочувствием.

Наряду с преподавательской деятельностью, он принимал участие в работе журналов, таких, например, как «Русский исторический журнал», «Христианский Восток».

Однажды, во время путешествия по Востоку Бенешевич познакомился с дочерью профессора классической филологии из Петербурга Ф. Ф. Зелинского, Аматой (Людмилой). В связи с большой разницей в возрасте он не рассчитывал на взаимность: ему было 33 года, а Людмиле — всего 18, но вскоре они поженились, у них родилось трое детей.

Жизнь после революции

В. Н. Бенешевич был помощником секретаря Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов, под его редакцией было издано несколько томов журналов заседаний Собора.

С 1918 года член Всероссийского союза борьбы за сохранение церковных ценностей, член правления Общества православных приходов Петрограда, состоял в православном братстве Святой Софии.

Во второй половине жизни Бенешевич пытался продолжить работу над накопленным материалом в неблагоприятных условиях советской действительности. Материала ученым было собрано столько, что, по его собственным словам, работы хватило бы целому институту на много лет.

Когда зимой 1918 года в Петрограде наступил страшный голод, он отправил родных в Тамбовскую губернию. Там его сын Никита заразился дизентерией и умер. Профессор с трудом добрался до семьи, но и сам заболел тифом и едва не скончался.

В первые послереволюционные годы Бенешевич практически не был востребован как ученый. С 20-х годов участвовал в работе Русско-византийской комиссии при Академии наук как товарищ председателя академика Ф. И. Успенского и затем ученый секретарь.

В 1922 году Бенешевича, как члена правления Общества православных приходов, заключили под стражу по обвинению в сокрытии церковных ценностей в связи с делом священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Однако до обвинительного приговора не дошло. Владимир Николаевич умело защищался, отводил выдуманные обвинения, и его оправдали.

В 1924 году друзья помогли ему устроиться на работу в Публичную библиотеку. В его задачу входило фотографирование рукописей. В 1927 году Бенешевича отправили в командировку за границу, где он трудился в библиотеках Франции, Италии, Германии.

После возвращения, в 1928 году, его обвинили в сотрудничестве с Ватиканом, польской и немецкой разведками и подготовке унии Православной Церкви с Римом. На этот раз Бенешевич был отправлен на Соловки на 3 года.

В лагере его снова арестовали и вернули в Ленинград. В 1930 году он проходил по так называемому «Академическому делу» (делу академика С. Ф. Платонова, обвинявшегося в заговоре по свержению действующего режима). На этот раз угроза жизни была настолько серьезной, что Бенешевич нацарапал на стене подвального карцера прощальную надпись. В 1931 году суд приговорил его к заключению в Ухтинско-Печорский лагерь на 5 лет. По этому же делу были арестованы его жена и брат Дмитрий. Жена была приговорена к заключению в Беломоро-Балтийском лагере на 3 года. Во время ареста и обысков почти полностью были уничтожены плоды многолетней работы Бенешевича по сбору копий древних рукописей, которые посчитали шифрованными посланиями. Погибли многие работы и свыше двух тысяч фотоснимков.

Из лагеря Бенешевич вернулся досрочно, в 1933 году. Среди ученых, выступавших в 20-30-х годах в его защиту, были Ф. Нансен, А. Эйнштейн, В. И. Вернадский, Бонч-Бруевич.

По возвращении в Ленинград он сразу же стал хлопотать об освобождении супруги. При помощи Бонч-Бруевича Людмилу освободили условно-досрочно.

Вскоре Владимир Николаевич вновь стал работать в Публичной библиотеке, в отделе рукописей, и трудился там вплоть до 1937 года. В этот период он еще преподавал историю Византии в Ленинградском университете.

В 1935 году заочно участвовал в IV Международном конгрессе византинистов, представив свой доклад «Корпус источников греко-римского церковного и светского права». Бенешевич получил приглашения занять университетские кафедры в Праге, Салониках, Софии, Белграде, но остался в России.

В 1937 году в Мюнхене был опубликован его многолетний труд по изданию текста Сборника в 50 титулах, что привело к увольнению с работы, лишению звания профессора и третьему аресту в ноябре 1937 года. В «Известиях» появилась заметка о предательстве ученого, издавшего труд в фашистской Германии.

Тройкой НКВД был приговорен расстрелу. Приговор приведен в исполнение 27 января 1938 года. Похоронен на Левашовском кладбище НКВД. Почти одновременно с В. Н. Бенешевичем были расстреляны его сыновья, физик Георгий и инженер Дмитрий, и брат геолог Д. Н. Бенешевич.


1 Уваровская премия учреждена в 1856 году в память о графе С. С. Уварове, бывшем с 1818 года президентом Академии наук. Она присуждалась, в основном, за труды по русской истории, но среди ее лауреатов были и писатели.