Против Аномеев

173. Величие Промысла

Против аномеев. Слово 1. Серафимы взывают: свят, свят, свят (см.: Ис. 6:3), и отвращают очи свои не имея сил сносить даже снисхождения Божия. Видишь ли, какой страх вверху и какое пренебрежение внизу? Серафимы прославляют, а люди исследуют действия Божии; те закрывают лица, а эти усиливаются бесстыдно взирать на неизреченную славу.

Минь. Т. I. С. 707

Творения Т. I. С. 490

174. Дружба

Если сам ты не приносишь пользы другу, а от него получаешь вред, то предпочитай оставаться невредимым в разлуке с ним, и избегай дружеских связей, если они вредят, – только избегай, а не ссорься и не враждуй (см.: Рим. 12:18). –

Минь. Т. I. С. 708

Творения Т. I. С. 491

175. Обличение неверных

Слово 2. Выступим опять против неверных аномеев; если они негодуют, получая название неверных, то пусть они избегают самого дела, и я не буду употреблять этого названия; пусть они оставят неверные мысли, и я оставлю оскорбительное название. Если же они, безчестя веру делами и подвергая себя посрамлению, не стыдятся; то почему негодуют на меня, укоряющего их словами в том, что они сами показывают делами?... Пусть, кому из них угодно, называют меня неверным: я не досадую. Почему? Потому, что я делами показываю, как называть меня.

Минь. Т. I. С. 710

Творения Т. I. С. 492, 493, 494

176. Буйство о Христе

Что такое буйство о Христе? То, когда мы укрощаем собственные помыслы, мятущиеся безвременно, когда освобождаем и очищаем свой ум от внешнего учения, чтобы, когда нужно принимать Христово учение, он был у нас свободен и очищен для принятия божественных вещаний.

Минь. Т. I. С. 710

Творения Т. I. С. 494

177. Сила молитвы церковной за литургией

Слово 3. Я хочу сказать нечто вам, возлюбленные, для искоренения тяжкой болезни в церкви… Какая же это болезнь? Невыразимое множество народа собралось теперь и с таким вниманием слушает речь, а в самый страшный час я часто ищу его и не вижу, и сильно воздыхаю, что, когда беседует сослужитель ваш, вы показываете великое усердие и напряженную ревность, теснитесь друг пред другом и остаетесь до конца; когда же предстоит явиться Христу в священных таинствах, то церковь бывает пуста и безлюдна. Достойно ли это прощения?... – Молиться, говорят, могу я и дома, а слушать беседу и учение дома невозможно. Ошибаешься ты, человек; молиться, конечно, можно и дома, но молиться так, как в церкви, где такое множество отцов, где единодушно воссылается песнь к Богу, дома невозможно. Ты не будешь так скоро услышан, молясь Владыке у себя, как молясь с своими братьями. Здесь есть нечто бόльшее, как-то: единодушие и согласие, союз любви и молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы молитвы народа, как слабейшие, соединясь с их молитвами сильнейшими, вместе с ними восходили на небо… Молитва с народом имеет больше силы и гораздо больше дерзновения, нежели молитва, совершаемая дома и наедине (см.: 2Кор. 1:10‒11). Так, Петр избежал темницы: молитва же бе прилежна, бываемая от церкве к Богу о нем (ср.: Деян. 12:5). Если же Петру помогла молитва церкви и извела из темницы этот столп (церкви), то как ты, скажи мне, пренебрегаешь ее силою и какое можешь иметь оправдание?

Минь. Т. I. С. 725

Творения Т. I. С. 510, 511

178. Ангелы

Слово 4. Да скажется ныне началом и властем церковию многоразличная премудрость Божия (ср.: Еф. 3:10). Слышишь ли, что небесные силы узнали все это теперь, а не прежде? Что замышляет царь, того не знает щитоносец. Посмотри, какая честь оказана человеческому роду! – вместе с нами и чрез нас вышние силы узнали тайны Царя.

Минь. Т. I. С. 730

Творения Т. I. С. 516

179. Святые Таины и бесноватые

Когда износятся Святые Таины пред верующих, диакон повелевает тогда приводить бесноватых и наклонять их головы. Это делается с тем, чтобы бесноватые, как узники, представ пред царя, по молитвам верных получили прощение. Многие из присутствующих тогда разговаривают, между тем как вид этих узников должен бы побудить их к усиленной молитве за братьев и заботе о собственной душе.

Минь. Т. I. С. 733

Творения Т. I. С. 519, 520 своими словами

180. Станем добре. Как стоять при совершении Евхаристии

Прόсти станем добре, – возглашает диакон. Это установлено не напрасно и не без причины, но для того, чтобы мы возвышали пресмыкающиеся по земле помыслы, чтобы, отвергнув рассеянность, происходящую у нас от забот о предметах житейских, могли представить душу свою прямо стоящею пред Богом… Представь, близ кого ты стоишь, с кем будешь призывать Бога: с херувимами! Подумай, с кем вместе ты ликуешь, и этого достаточно будет для возбуждения в тебе бдительности, когда вспомнишь, что ты, облеченный телом и связанный плотию, удостоен прославлять общего всем Владыку вместе с бесплотными силами. Итак, никто с рассеянною душою пусть не участвует в этих священных и таинственных песнопениях, никто пусть не имеет в себе житейских помыслов в такое время; но, изгнав из души все земное, переселив всего себя на небо и как бы стоя близ самого престола славы и воспаряя вместе с серафимами, пусть каждый возносит всесвятую песнь Богу славы и величия. Для того и повелевается нам стоять добре в это время; ибо стоять добре значит не что иное, как стоять так, как следует человеку стоять пред Богом, со страхом и трепетом, с трезвенною и бодрственною душою.

Минь. Т. I. С. 734

Творения Т. I. С. 521

181. Воровство в Церкви

Во время поучений у внимательных слушателей воры похищали золото. Посему Иоанн Златоуст просит, не брать с собою денег в храм, дабы потеря их не вызвала ропота и не ослабила ревности к слушанию.

Минь. Т. I. С. 735

Творения Т. I. С. 522 своими словами

182. Проповедь не должна быть утомительной

Слово 5. Если кто намеревается говорить о предмете обширном, который требует продолжительных рассуждений и вполне разъясняется не в 1, 2 или 3 дня, но в более продолжительное время, тот должен, по моему мнению, предлагать учение уму слушателей не все вдруг и за один раз, но разделить целое на многие части и чрез такое раздробление сделать бремя речи легким и удобоприемлемым. Наш язык, и слух, и каждое из наших чувстсв имеют свою меру, законы и назначенные им пределы, и если кто решается когда-нибудь преступить эти пределы чувстсв, то лишается и присущей им силы. Что приятнее света, скажи мне? Что радостнее солнечных лучей? Однако это приятное и радостное становится неприятным и тягостным, когда действует на глаза наши чрез меру.

Минь. Т. I. С. 736

Творения Т. I. С. 523

183. Существо Бога недоступно нашему познанию

Мы веруем, что Бог есть, а исследовать существо Его не дерзаем. Еретики же упрекают нас: ты не знаешь того, что почитаешь. Я докажу, что не знают Бога не те, которые не знают Его существа, а те, которые усиливаются познать это существо. Скажи мне: если бы два человека спорили между собой о знании величины неба, и один из них говорил бы, что человеческим глазом невозможно обнять его, а другой утверждал бы, что все небо можно измерить пядию руки, то кому из них мы приписали бы знание величины неба, тому ли, кто утверждает, будто знает, сколько в нем пядей, или тому, кто признает свое незнание? Если же тот, кто отступает пред величиною неба, оказывается более знающим эту величину, то как мы не будем относиться с таким же благоговением к Богу? –

Минь. Т. I. С. 742

Творения Т. I. С. 530 своими словами, 531

184. Молитва врачующая

Бывает иногда, что люди богатые, когда опасно заболеют, принимают все меры к выздоровлению, но ни искусство врачей, ни преданность друзей не помогают. Если же войдет кто-нибудь имеющий дерзновение пред Богом и только коснется его тела, и вознесет о нем чистую молитву, то вся болезнь исчезает.

Минь. Т. I. С. 744

Творения Т. I. С. 532

185. Молитва в скорби сильна

Чтобы тебе убедиться, что молитвы, совершаемые в скорби, скорее могут быть услышаны Богом, послушай, что говорит пророк: Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя (Пс. 119:1).

Минь. Т. I. С. 744

Творения Т. I. С. 532

186. Смирение и гордость, мытарь и фарисей

Чтобы тебе убедиться, какое великое благо – не мечтать о самом себе ничего великого, представь в уме две колесницы, из которых в одну запряги праведность и высокомерие, а в другую – грех со смиренномудрием, и ты увидишь, что колесница греха опередит праведность не собственною силою, но силою, сопряженного с ним смиренномудрия; а колесница праведности отстанет, не по немощи праведности, но по тяжести и громадности высокомерия. (Пример мытаря и фарисея).

Минь. Т. I. С. 745

Творения Т. I. С. 533

187. Господь – Утеха для скорбных

Господь называется Богом утехи и Богом щедрот (ср.: 2Кор. 1:3), потому что Его непрестанная деятельность та, чтобы утешать и призывать скорбящих и сетующих, хотя бы у них было множество грехов. Только предадим Ему себя, только прибегнем к Нему и не будем отступать, и тогда мы на опыте познаем истину сказанного, и ничто случающееся с нами не в состоянии будет опечалить нас, если будем возносить молитву напряженную и усердную; посредством ее мы избавимся от всего, что бы нас ни постигло.

Минь. Т. I. С. 747

Творения Т. I. С. 535

188. Любовь ко Христу – в попечении об овцах. Монашество

Слово 6. Если кто хочет благоугодить Христу, тот пусть печется об овцах Его, пусть ищет общей пользы, пусть заботится о своих братиях; нет никакого подвига драгоценнее этого пред Богом. – Пусть слушают это и все монашествующие и обитающие на вершинах гор, и всеми способами распявшие себя для мира, чтобы и они, по мере сил своих, помогали предстоятелям Церквей, содействовали им молитвами, единодушием, любовию; пусть знают, что если они, даже находясь вдали, не будут всячески содействовать поставленным благодатию Божиею и обремененным такими заботами, то самое главное в жизни их потеряно и вся мудрость их объюродела.

Минь. Т. I. С. 751

Творения Т. I. С. 539, 540

189. Праздник Рождества Христова и как встречать его

Скоро настанет праздник, который более всех праздников достоин почитания и благоговения, и который безошибочно можно назвать материю всех праздников. Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти… Посему прошу и убеждаю всех вас собраться тогда со всею ревностию и усердием, оставить каждому дом свой, чтобы нам увидеть поразительное и дивное зрелище – Владыку нашего, лежащего в яслях и повитого пеленами. Какое может быть нам оправдание, какое прощение, если, тогда как Сам Он для нас сходит с небес, мы и из дому не придем к Нему? Тогда как волхвы, эти варвары и иноплеменники, стремятся из Персии, чтобы увидеть Его лежащего в яслях, ты, христианин, не потрудишься пройти и малое расстояние, чтобы насладиться этим блаженным зрелищем… Волхвы только поклонились Ему; а тебе, если ты приступишь с чистою совестию, мы позволим взять и самое тело Его и возвратиться домой. Приди же и ты с дарами, не с такими, как они, но с гораздо драгоценнейшими. Они принесли золото, ты принеси целомудрие и добродетель; они принесли ливан, ты принеси чистые молитвы, эти духовные благовония; они принесли смирну, ты принеси смиренномудрие, сердце уничиженное и милостыню. Если ты придешь с такими дарами, то с великим дерзновением насладишься этою священною трапезою.

Минь. Т. I. С. 753

Творения Т. I. С. 541

190. Причащение пред праздником Рождества Христова Очищение совести – лучшее приготовление ко дню Рождества Христова и украшение души вместе с телом

Никто пусть не говорит мне: я стыжусь приступить к Святым Таинам, совесть моя полна грехов, я ношу тягчайшее бремя. Срок этих пяти дней [до Рождества Христова] достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать. Не смотри на то, что время кратко, а имей в виду, что Господь человеколюбив; ниневитяне и в три дня отклонили от себя гнев Его, и нисколько не помешала им краткость времени, но все сделало душевное усердие их, при помощи человеколюбия Господа (см.: Ион. 3)… Отстань от зла, полюби добродетель, прекрати порочную жизнь и обещай больше не поступать так, и этого достаточно будет для твоего оправдания. Я свидетельствую и уверяю, что если каждый из нас грешников, отстав от прежних грехов, даст искренний обет Богу не повторять их, то Бог ничего другого больше не потребует для оправдания. Он человеколюбив и милостив, и, как находящаяся в муках рождения желает разрешиться от бремени, так и Он желает излить Свою милость; но грехи наши препятствуют этому. Разрушим же эту преграду и с этого начнем праздник, отказавшись от всего в течение этих пяти дней; прощайте судилища, прощайте совещания, удалитесь житейские дела, условия и договоры: я хочу спасти свою душу… А ныне многие из верующих дошли до такого безумия и пренебрежения, что нерадиво и как случится приступают, преисполненные грехов, к этой трапезе в праздники, а того не знают, что время приобщения определяется не праздником и торжеством, но чистою совестию и безукоризненною жизнию. Как человеку, не сознающему за собою ничего худого, можно приобщаться каждый день, так, напротив, погрязшему во грехах и не раскаявшемуся не безопасно приступать к этой трапезе и в праздник. То, что мы приступаем лишь однажды в год, не освобождает нас от вины, если приступаем недостойно, но это самое и служит к бόльшему осуждению, что мы, и приступая однажды в год, не приступаем чистыми… Не странно ли, что о телесных вещах прилагают такое попечение; за несколько дней до наступления праздника, вынимают из сундуков самое лучшее платье и приводят его в порядок, покупают обувь, делают обильнейшие запасы для стола, придумывают множество разных приготовлений и всячески убирают и украшают самих себя; а о душе, оставленной в пренебрежении, неочищенной, оскверненной, томящейся голодом, нисколько не заботятся; тело приводят сюда украшенным, а душу оставляют обнаженною и безобразною. –

Минь. Т. I. С. 754

Творения Т. I. С. 542, 543, 544

191. Обличение отсутствующих в храме и похвала присутствующим

Слово 7. Опять конские скачки, и опять у нас собрание стало меньше. Впрочем, когда вы присутствуете, то оно не может быть меньше. Как земледелец, видя цветущий и зрелый хлеб, не много заботится о падающих листьях, так точно и я теперь, когда у нас есть плод, не очень печалюсь, взирая на оторванные листья. Хотя я скорблю и об их беспечности, но эту скорбь о них облегчает усердие вашей любви. Они, если иногда и приходят, то и тогда не присутствуют, но тело их стоит здесь, а душа блуждает вне; вы же, если иногда и отсутствуете, то и тогда присутствуете, ибо ваше тело находится вне, а душа – здесь. Хотел я вести длинную речь против них, но чтобы мне, обличая отсутствующих не оказаться сражающимся с тенью, отложу эту речь до их прибытия, а теперь, при помощи Божией, постараюсь вывести вас, возлюбленные, на обычный луг и море божественных Писаний.

Минь. Т. I. С. 756

Творения Т. I. С. 545

192. Молитва и ее значение для христианина

Как при появлении солнечных лучей все звери обращаются в бегство и прячутся в свои норы; так точно, когда молитва засияет, как луч, от наших уст и языка, ум наш просвещается, а все безумные и зверские страсти прогоняются, обращаются в бегство и скрываются в свои убежища, если только мы молимся усердно, с напряженною душою и бодрым умом… Когда господин беседует с рабом, то никто из других рабов и даже никто из имеющих пред ним дерзновение, не посмеет подойти и помешать их беседе; тем более демоны, как оскорбившие Бога и не имеющие пред Ним дерзновения, не могут беспокоить нас, беседующих с Богом с надлежащим усердием. Молитва есть пристань для обуреваемых, якорь для колеблемых волнами, трость немощных, сокровище бедных, твердыня богатых, истребительница болезней, хранительница здоровья; молитва соблюдает наши блага неизменными и скоро устраняет всякое зло; если нас постигнет искушение, она легко прогоняет его; если случится потеря имущества или что-нибудь другое, причиняющее скорбь нашей душе, она скоро устраняет все это; молитва прогоняет всякую скорбь, доставляет благодушие, способствует постоянному удовольствию; она есть мать любомудрия. Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех; напротив, кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, беднее всех. –

Минь. Т. I. С. 767

Творения Т. I. С. 557, 558

193. Проповедь и отсутствующие в храме

Слово 8. Для тех, которые не были здесь, следовало бы сказать о бывших вчера поражениях еретиков, рассказать о сражении, борьбе, победе, трофеях; но чтобы не подать вам повода к невнимательности и чтобы вы, не бывшие, почувствовали потерю и сделались более внимательными, я умолчу о том и приступлю сегодня к дальнейшему. А кто любознателен и усерден, тот может узнать сказанное нами вчера от присутствовавших при этом, так как наши слушатели оказали такое усердие, что отправились домой, усвоив себе все и не опустив ничего из сказанного.

Минь. Т. I. С. 768

Творения Т. I. С. 559

194. Милостыня бедного

Скажешь, как я могу подавать милостыню, когда я беден? Тогда особенно и можешь ты подавать милостыню, когда ты беден. Богатый, опьяненный обилием богатства и одержимый ненасытною страстию, желает увеличить свое имущество; а бедный, не зараженный этою болезнью и свободный от этого недуга, легче сделает подаяние из того, что у него есть. Милостыня зависит не от количества имущества, но от степени душевного расположения.

Минь. Т. I. С. 770

Творения Т. I. С. 561

195. Клевета

Слово 9. Не нужно внимать одним словам и, когда кто скажет что-нибудь против другого, не нужно верить легкомысленно, а сначала самим тщательно исследовать и на самом деле удостовериться, и потом уже верить. Ничто так не извращает жизни людей, как поспешная доверчивость ко всяким речам. Возвещая это, и пророк Давид сказал: оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях (Пс. 100:5).

Минь. Т. I. С. 781

Творения Т. I. С. 570

196. Учащий других увеличивает собственное душевное богатство

Слово 10. Будем открывать братьям имеющееся у нас духовное благо и предлагать его всем, а не скрывать. Когда мы станем делиться с другими, то сами будем более обогащаться; когда станем делать многих участниками нашего достояния, тогда увеличим собственное богатство. А ты думаешь, что слава твоя уменьшится, если вместе со многими будешь знать то, что знал ты один? Напротив, тогда и увеличится твоя слава и польза, когда ты подавишь в себе зависть, когда уничтожишь ненависть, когда покажешь великое братолюбие; если же ты будешь один пользоваться своим знанием, то люди будут отвращаться от тебя и ненавидеть тебя, как завистника и братоненавистника, а Бог осудит тебя на крайнее наказание, как злостного; кроме того, и самая благодать скоро покинет тебя и удалится. Так хлеб, постоянно оставаясь в житницах, портится и поедается молью; а если он будет вынесен и посеян на нивах, то умножается и снова обновляется. Так и слово духовное, оставаясь постоянно заключенным в душе, растлеваемой и снедаемой завистию, нерадением и расслаблением, скоро погибает; а если оно будет посеяно в душах братий, как бы на плодоносной ниве, то делается многократно умножившимся сокровищем и у принимающих его и у владеющего им.

Минь. Т. I. С. 785

Творения Т. I. С. 574, 575

197. Гнев и вражда не должны длиться долее 1 дня

Прекратим вражду между собою, и пусть никто не остается врагом ближнего долее одного дня, но до наступления ночи пусть прекращает гнев, чтобы, оставшись наедине и тщательно припоминая сделанное и сказанное по вражде, не сделать укрощение ее более трудным и примирение более неудобным. Вывихнутые кости нашего тела, быв тотчас вправлены, без большого затруднения занимают свое место; если же они долгое время останутся вне своего места, то с трудом вправляются и принимают прежнее положение, и вправленные требуют продолжительного времени для того, чтобы твердо установиться, укрепиться и не сдвигаться; так точно и мы, если тотчас станем мириться с врагами, то можем сделать это удобно и без большого труда войти в прежнюю дружбу; а если пройдет много времени, то, как бы ослепленные враждой, мы будем стыдиться, смущаться и иметь нужду в других, которые бы не только помирили нас, но и по примирении тщательно наблюдали за нами, пока мы достигнем прежней откровенности.

Минь. Т. I. С. 793

Творения Т. I. С. 584, 585

198. Любовь между проповедником и слушателями

Слово 11. Один день я беседовал с вами и с того дня так полюбил вас, как будто издавна и с раннего возраста жил среди вас; так я соединился с вами узами любви, как будто в течение неисчетного времени наслаждался приятнейшим общением с вами. Это произошло не оттого, чтобы я был особенно склонен к дружбе и любви, но оттого, что вы вожделеннее и любезнее всех. Кто не изумится и не удивится вашему пламенному усердию, непритворной любви, уважению к учителям, согласию друг с другом, которых вполне достаточно для того, чтобы привлечь к вам и каменную душу? Поэтому и я люблю вас не менее, чем ту церковь (антиохийскую), в которой я родился, воспитался и учился; эта церковь – сестра той, и вы делами доказали родство с нею. Если та старше по времени, то эта пламеннее по вере; там многочисленнее собрание и торжественнее зрелище, а здесь больше терпения и больше доказательств мужества.

Минь. Т. I. С. 796

Творения Т. I. С. 586

199. Непосещение храма греховно и убыточно

Столько ли, скажи мне, ты приобретешь, оставляя собрание в храме, сколько потеряешь и для себя, и для всего дома? Хотя бы ты мог найти целое сокровище золотое и ради него оставил это собрание, и тогда ты потеряешь больше, и настолько больше, насколько духовные блага выше вещественных. – Ты только приди сюда, и этим все исполнишь. Твое телесное присутствие увеличивает паству и много поощряет усердие твоих братий, а врагам твоим причиняет стыд. Когда кто-нибудь, подошедши к этому священному преддверию, видит малое число собравшихся, тогда и то усердие, какое у него было, охлаждается, и он ослабевает, уклоняется, делается равнодушным и уходит; так мало по малу весь народ у нас делается беспечным и нерадивым. А если он видит собирающихся, усердствующих, стекающихся со всех сторон, тогда ревность других пробуждает усердие и в самом равнодушном и недеятельном.

Минь. Т. I. С. 801

Творения Т. I. С. 591, 592

200. Свойство духовного посева – проповеди

Слово 12. Благословен Бог: при каждом собрании я вижу, что нива увеличивается, жатва густеет, гумно наполняется, снопы умножаются. Не много дней прошло с тех пор, как я бросил семя, и вот уже вырос у нас богатый колос послушания. Отсюда видно, что не человеческая сила, а Божественная благодать возделывает эту церковь. Таково свойство духовного посева: он не ждет времени, не требует многих дней, не зависит от смены ни месяцев, ни времен года, ни погоды, ни годов, но в тот же самый день, когда посеяны (духовные) семена, можно целою и полною горстью снимать жатву… Здесь можно и сеять, и жать как летом, так и зимою, и часто в один и тот же день совершается и то, и другое, особенно когда возделывается душа тучная и плодородная, как это можно видеть и на вас. Потому я так охотно и стремлюсь к вам.

Минь. Т. I. С. 803

Творения Т. I. С. 593, 594

201. Значение храма для супругов

Пребывание в храме есть источник всех благ: выходя отсюда, и муж для жены кажется почтеннее, и жена для мужа милее, так как жену делает любезною не благообразие тела, но добродетель души, не притиранья и подкрашиванья, не золото и драгоценные одежды, но целомудрие, кротость и постоянный страх Божий. Эта духовная красота нигде так успешно не развивается, как в этом дивном и божественном месте, где апостолы и пророки смывают, исправляют, стирают старость греха, наводят цвет юности, уничтожают всякое пятно, всякий порок, всякую скверну нашей души (см.: Еф. 5:27). Постараемся же, и мужи, и жены, вселить в себя эту красоту. –

Минь. Т. I. С. 812

Творения Т. I. С. 603

Комментарии для сайта Cackle