Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог

202. Апология христианства, – его появление среди человечества есть дело Божие, равно как и разрушение храма в Иерусалиме

Рассуждение против иудеев и язычников. Чем мы будем убеждать язычника, как не тем, что одинаково и безпрекословно признается и мною и им, и в чем он не может сомневаться? Если я наперед скажу, что Христос сотворил небо и прочее, о чем я говорил, то они не скоро согласятся поверить. Что же это такое, чтό и язычник признает делом Христа и чему он никогда не станет противоречить? То, что Христос насадил христианство… Отсюда мы и заимствуем доказательство силы Его и покажем, что Он есть Бог, и скажем, что для простого человека невозможно в краткое время обойти столь обширную вселенную, и землю, и море, и привлечь к христианству столько людей, и притом преданных таким порокам. Однако Христос успел освободить род человеческий от всего этого, не только римлян, но и персов и вообще племена варварские. Он совершил это, не употребляя оружия, не истрачивая денег, не возбуждая войн, но в начале чрез 11-ть человек, незнатных, уничиженных, неученых, простых, бедных… Христианство не есть явление неожиданное и внезапное: оно задолго предсказано пророками, которые особенно останавливались на Личности Его основателя – Христа. Сам Христос делал пророчества, и они, доказывая силу Его, в точности исполнялись, теперь исполняются и в будущем непреложны. Особенно замечательны два из них. I. Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей (ср.: Мф. 16:18). Трудно было исполнение этого пророчества, но оно в силе на все времена. Если бы приходилось насаждать христианство без препятствий и врагов внешних, и тогда оно имело сильных противников: навык или традицию и сладострастие. Но оно встретило могучее сопротивление со стороны царей и правительства. Христиане – ученики и учителя – страдали, и при страданиях радовались, как говорит Апостол радуюся и сорадуюся всем вам, яко уже жрен бываю (ср.: Флп. 2:17). Их страдания не отталкивали, а привлекали других к следованию за ними и подражанию им во всем… II. Храм Иерусалимский будет разрушен, не останется в нем камня на камне (ср.: Мф. 24:2). Трудно было, повидимому, исполнение и этого пророчества. Ведь, храм – средоточие всей жизни еврейского народа, который без храма не мог жить. После 70-летнего плена храм, и при скудных средствах самих евреев, и при внешних препятствиях, был, однако, скоро построен. А после разрушения храма, предсказанного Христом, евреи никак не могут воссоздать своего храма, несмотря на то, что они многочисленны, богаты, предприимчивы и сильны. Правда, при Юлиане они делали эту попытку, имея за себя расположение к ним царя-отступника, но чудесный огнь разогнал их.

Минь. Т. I. С. 814

Творения Т. I. С. 606, своими словами 606‒633

Комментарии для сайта Cackle