Вход Господень в Иерусалим

Источник

Большой праздник – Вход Господень в Иерусалим1. В народе его называют еще Вербным Воскресеньем. Праздник этот очень древний. Первые упоминания о нем восходят уже к третьему – четвертому векам. Сохранились проповеди известных проповедников того времени – Мефодия Патарского (+311), Амвросия Медиоланского (+397), Иоанна Златоуста (407), Прокла, архиепископа Константинопольского (+446) и других2.

Вообще, христианский праздник – не просто одно из торжеств, к которым мы привыкли в обыденной жизни. Это скорее созерцание и пища для ума и сердца3. Так и Вербное воскресенье делает из нас свидетелей и символических участников исторического события, которое описывают все 4 евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Я думаю, что этот евангельский сюжет знают почти все.

Помните, приближались последние дни земной жизни Иисуса, и Он решил идти в Иерусалим. Ученики привели Ему осленка, возложили на него свои одежды и посадили на него Своего Учителя. Собралось множество людей, которые кричали: «Осанна, т.е. спаси нас, Сын Давидов, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!». Одни снимали с себя одежды и постилали их под ноги Иисуса, а другие резали финиковые ветки и ими постилали путь или потрясали в воздухе.

Народ радовался и ликовал, а Господь скорбел. Уж Он-то знал, как переменчиво мнение этих людей, и что скоро они же вместо «осанна» будут вопить: «Распни, распни Его».

Вот как замечательно описывает это настроение Спасителя святитель Димитрий Ростовский (+ 1709):

«О люди! Как трость колеблется ветром, так и вы колеблетесь непостоянством! Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете мне почести, а через несколько дней обесчестите Меня.

Ныне вы режете ветви с деревьев, а через несколько дней эти самые деревья вы будете рубить и тесать для креста Мне. Ныне вы подстилаете ветви под ноги, а через несколько дней вы возложите на хребет Мой палки, розги и бичи, избивая Меня и причиняя Мне многие раны.

Ныне вы со славою встречаете Меня, а через несколько дней вы будете с ругательствами вести Меня на распятие. О непостоянство человеческое! О непрочность и скорая отмена чести и славы мира сего!»4.

Действия Самого Спасителя, апостолов и народа очень символичны. Это – характерный для Востока язык образов. Осленок, одежды, финиковые ветви, возгласы «Осанна» мало чего говорят нам, но много значили для участников этого события. На ослах – белых или светло – серых с белыми полосами и пятнами – ездили только знатные люди . Потому народ и приветствует Христа словами: «Царь Израилев». Постилание одежд выражало великую честь, а срезанные ветви – торжество, ведь пальмовые ветви давались на состязаниях победителям5.

Но христианские мыслители всегда хотели увидеть в этих действиях еще и таинственный смысл, касающийся каждого из нас. Их размышления очень лаконично обобщает блаженный Феофилакт Болгарский (+1107):

«Господь воссел, когда апостолы подослали Ему свои одежды, т.е. добродетели. Если душа не украшена добродетелями, Господь не воссядет на нее. Бежавшие впереди – это пророки, жившие до воплощения Христова, а сопровождавшие – это жившие после воплощения мученики и учители. Они подстилают Христу свои одежды, т. е. плоть покоряют духу, так как тело и есть одежда, покров души…Господь называется Грядущим потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия. Поэтому каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня и приготовляться к нему»6.

А вот как возвышенно истолковывает это место Святитель Игнатий Брянчанинов (+1867): «Одежды апостолов – это учение Христово, которое они преподали язычникам. На них духовно воссел Господь и ввел их Иерусалим – в лоно Своей Церкви, в вечный нерукотворенный Божий град, спасения и блаженства. Но Господь восседает и на естественные свойства человека, покорившегося Ему и усвоившего Его учение. Такого Он вводит в тот же духовный Божий град, город мира – Иерусалим, который созидает Бог, а не человек»7.

Теперь и нам становится понятным духовное содержание этого евангельского события и самого праздника. Мы призываемся следовать за Христом и прославлять Его образом своей жизни, либо исполняя Его заповеди, либо слушая голос своей совести.

В богослужении праздника есть две характерные особенности. Люди стоят на службе с зажженными свечами и освященными вербами. Эти действия предметно живописуют духовный пафос праздника. Горящая свеча означает радость, которую испытывает верующий, зная о том, что во Христе он всегда имеет опору и утешение, надежду и упование в жизни и после смерти.

А ветки вербы напоминают о крестном древе, а значит, о кресте и страданиях за нас Спасителя. Красноватый цвет вербы говорит о крови Христовой, пролитой за нас на кресте. То, что ветка не сухая, а оживающая и распускающаяся наводит на мысль о воскресении Христовом и будущем всеобщем воскресении из мертвых8.

Праздник всей своей символикой вводит нас в волнующие дни последней недели поста. Она называется Страстной, от славянского слова страсти – страдания, когда мы можем по – особому близко сопережить страшные страдания Христовы и войти в свет Его воскресения. Если сделаем это усилие над собой, то обязательно почувствуем, как благотворна и живительна уже сама мысль о страдающем и воскресшем Христе.

* * *

1

Иерусалим. Самые древние письменные свидетельства находятся в египетских… текстах 19–18 вв. до Р. Хр. = Rusalimum. В письмах фараону Аменофису 4-му царь города Абдихеб называет его Урусалим. Ассирийские царские надписи Урсалиму. Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета 70 толковников) предлагает форму – Ierousalem. В Новом Завете встречается вариант Ierosolima. Этимология слова спорная, самым вероятным является перевод как «Основание Бога Салима (мира)…После второго восстания (132–135 гг. по Р. Хр.) город был назван по имени императора Aelius Hadrianus (Элий Адриан)…Элия Капитолина. В арабской традиции после завоевания города халифом Омаром в 638 г. Иерусалим называется al-?Quds (Святость).

Собственно начало Иерусалима как города следует отнести к среднему периоду эпохи бронзы около 1800 г. до Р. Хр., когда на юго-восточном холме возникает поселение, окруженное стенами…

Основание Иерусалима совпало с возникновением многочисленных городов (20–18вв. до Р. Хр.), жителями которых были западные семиты, которых обычно называют хананеями…

В эпоху железа Иерусалиму с трудом удавалось удерживать сложившуюся к тому времени территорию города-государства. В этот период (1200–1000 до Р. Хр.) значительно возрастает влияние филистимлян. Однако археологических находок железного века имеется чрезвычайно мало. На юго-восточном холме обнаружены остатки керамики и архитектурных сооружений…

В течение несколько десятилетий Давид превратил хиреющий хананейский город в столицу большого царства, которая пережила бурное строительство при Соломоне. После распада государства (930–926 гг.) Иерусалим даже в качестве столицы маленькой Иудеи вплоть до эпохи плена продолжал играть значительную политическую роль. Время Давида и Соломона было очень важным в религиозном, богословском и историческом отношении. Особо важным явилось строительство Храма, от которого, к сожалению, не сохранилось археологических находок, и имеются только библейские свидетельства…

Через 70 лет после депортации населения, в Иерусалиме, несмотря на разрушения, все еще имелись жители, и даже продолжалось служение алтарю (Иер. 41, 4). По указу персидского царя Кира от 538 г. началось восстановление Храма, а в 520 году произошло возвращение из плена значительного числа людей. При Неемии Иерусалим становится столицей вновь основанной персами иудейской провинции. Несмотря на постройку новой стены, заселенной оставалась только юго-восточная часть былого города и храмовая территория…

В эллинистическую эпоху город очень пострадал от войн между Птоломеями и Селевкидами и подвергся эллинизации…

В царствование Ирода Великого и вплоть до завоевания Иерусалима Титом (70 г. до Р. Хр.)город активно застраивается и расширяется. Особенно хорошо известна начатая Иродом реконструкция и перестройка Храма, о которой сохранились лишь литературные свидетельства (Мишна, трактат Миддот, «Иудейские древности» и «Иудейская война» Иосифа Флавия)…

От византийской эпохи сохранилось более 25 археологических объектов. Наряду с храмом Воскресения, это – храмы Святого Сиона, Вознесения, Святой Софии, Марии у Овчих ворот, у Силоамской купели, в Гефсиманском саду. Следует отметить также обширные жилые кварталы, южнее храмового холма, где находились также частные постройки…

В начале арабского периода на незастроенном храмовом холме халиф Омар построил маленькую мечеть, о чем сообщает паломник Адамнасус. Через 50 лет последовала постройка массивного сооружения, которая была закончена 2 691–692 гг. В первой половине 8-го века была построена мечеть Акса. Ранние Омаяды закрыли брешь в южной стене и соорудили на южной и западной стороне храмового холма комплекс из шести огромных зданий. Во время землетрясения 747–748 гг. весь ареал был практически разрушен и превратился в гигантскую каменоломню… (Theologische Realenzyklopaedie. Band 16. Berlin – New-York, 1987. S. 590–599).

2

Дебольский Григорий, протоиерей. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Мн.: Изд. Харвист, 2002. С. 664.

3

О христианском понимании праздника хорошо сказал преподобный Симеон Новый Богослов:

«Кто любит и боится Бога…, зная, в чем состоит богоугодное праздненство, совсем не имеет в уме своем того, что обычно бывает чувственного на праздниках (ибо этим обыкновенно заняты бывают те лишь, которые не помышляют ни о чем высшем видимого); но умом премудрым рождает помышления духовные и восторгается к созерцанию праздничного веселия, имеющего быть в будущей жизни, и им сердечно соуслаждается, как бы там уже был самым делом и духовно праздновал со ангелами и святыми, у которых на небе всегда праздник. Таковой не смотрит на свечи и лампады, н на множество народа, ни на собрание друзей, но к тому устремляет ум свой, что вскоре имеет быть по сих, т. е. когда погаснут все вещественные светы, и самый свет очей, и всякий отойдет в тот дом на вечное пребывание…

И вот я изъясню тебе таинство христианского празднества. Что же это за таинство? То, что образно представляет делаемое тобою в праздники.

Возжигаемые тобою лампады представляют мысленный свет, чтобы напоминать тебе, что как церковь вся в свете от множества лампад, так и в дом твоей души, несравненно ценнейший, чем рукотворенный храм, должен быть весь в духовном свете, т. е. в нем должны светить все духовные добродетели, быв возженны божественным огнем благодати…

Фимиам кадильный, который, воскуриваясь издает дым благовонный, указывает тебе на ту же благодать Святого Духа, но в том уже отношении, как она извнутрь восходит к небу, или как она из того, кто воспринял действо Святого Духа, исторгается как источник воды, текущий в жизнь вечную. Тут она и освещает светозарно, и в то же время облагоухавает чувства духовным благоуханием…

А толпы народа, собирающиеся на праздник и громко воспевающие хвалу Богу, означают небесные чины и несметные воинства ангелов, которые воспевают и славословят небесного Владыку за великое спасение, устроенное тебя ради…, чтобы и тебя научить сделаться земным ангелом и таинственно и немолчно петь невещественными устами сердца Бога, создавшего тебя…» (Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 41. М., 1892. С. 334, 336, 337, 338).

4

Святитель Димитрий Ростовский. Творения. Слово историческое в неделю Вай. Т. 1. СПб, б. г. С. 242.

5

«Ослы в Палестине служили для удовлетворения самых разнообразных нужд. Так, они употреблялись для верховой езды. На них ездили знатные люди (Суд. 5, 10; 10, 4; 12, 14), женщины (И Нав. 15, 18; 1Цар. 25, 23; 4Цар. 4, 22, 24). Знатные люди выбирали для верховой езды белых ослов, точнее светло – серых с белыми полосами и пятнами (Суд.5:10), так как ослы с подобною окраскою редки и имеют высокую цену. Верховому ослу иногда сопутствовал погонщик и вел его в руках. Ездили преимущественно на ослицах, потому что ослицы имеют более плавную и спокойную походку, чем ослы самцы.

Далее, ослами пользовались как вьючными животными, на них перевозили жизненные запасы (1Цар. 16, 20; 25, 18; Неем.13:15) и различные товары (Ис. 30, 6). Затем ослы работали при возделывании полей, наряду с волами; но закон запрещал запрягать в плуг осла вместе с волом (Второз. 22, 10; Ис. 30, 25; 32, 20), признавая это неестественным, подобно тому как он считал неестественным и также запрещал засевать поле семенами двух родов (Лев.19:19)…Евреи были знакомы с недостатками ослов, из которых главным было упрямство, Но в глазах евреев и, вообще, жителей Востока недостатки ослов казались ничтожными по сравнению с их многочисленными достоинствами

Так как работы, для который употреблялись ослы могли быть успешно выполняемы только во времена полного общественного спокойствия, то осел считался также символом глубокого мира, в противоположность коню, представление о котором неразрывно соединялось с представлением о войне и её горестных последствиях» (Дьяченко Григорий, протоиерей. Неделя Вай или Цветоносная. Объяснение Воскресных Евангелий. М., 1997. С. 343–344).

В раввинистической традиции со ссылкой на пророка Захарию (9, 9) бытовало мнение, что Мессия должен был явиться на осле:

«Раввины признавали, что пророчество Захарии относится к Мессии. Так, раввины Танкум и Ялкут Рубени рассказывают странную историю об осле: «Этот осел является осленком того осла, который был сотворен в сумерках шестого дня. Это тот осел, которого нашел Авраам, когда шел принести в жертву своего сына. Этот тот осел, на котором ехал Моисей по пути в Египет. И это тот осел, на котором прибудет Мессия. Некоторые из евреев склонны думать, что имеется в виду зебра…Когда персидский царь Шапур сказал раввину Самуилу: «Ты говоришь, что ваш Мессия прибудет на осле; я пошлю ему породистого коня», – то раввин ответил: У тебя нет коня с сотней пятен, как у Его осла». (Clarke Adam. The Holy Bible. Volume 1. From Matthew to Romans. A Commentary and critical notes. London, 1836. P. 212, 211).

Обычай постилать одежды восходит к древним временам:

«Этот обычай люди соблюдали тогда, когда узнавали, что Бог помазывал кого-то на царство. Когда Ииуй сидел со своими военачальниками, к нему пришел слуга пророка Елисея и по повелению Божию помазал его в царя Израиля. Как только он вышел из внутреннего покоя…,и все узнали, что произошло, то «поспешили они, и взяли каждый одежду свою и подослали ему на самых ступенях, и затрубили трубою и сказали: воцарился Ииуй!» (4Цар. 1–13) (Там же).

«В жару увеличивающегося восторга они (люди) начали резать пальмовые ветки и , потрясая ими в воздухе, бросать их по пути перед Иисусом; другие делали еще более – снимали с себя платье и стлали его по дороге…Подобным образом встречали грозного завоевателя света Александра Великого, …приветствовали некогда царя Агриппу – так хотели почтить теперь и Того, кто был единственным предметом всех надежд для бедствующего Израиля…

Пальмовые ветви привели на память праздник кущей, а вместе с тем известный псалом Давида, который пелся в продолжение его… Сами пальмовые ветви у иудеев назывались осаннами – от частого повторения этого слова и целого 117 псалма в праздник кущей. (Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Сочинения. Т. 6. Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, его цель и значение. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. СПб., б. г. С. 78–79).

«Все семь дней этого праздника они (иудеи) каждый день по разу обходили алтарь с пальмовыми ветвями в руках и пели «осанна». В восьмой день праздника они обходили алтарь семь раз и пели так называемую великую осанну…В этот же день возносилась молитва о скорой и всесильной помощи против врагов и о благополучном и плодородном году» (Adam Clarke. Указ. соч. С. 212).

6

Блаженный Феофилакт. Благовестник. Толкование на святые Евангелия. СПб, б. г. С. 120– 121.

7

Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Слово 2 в неделю цветоносную. Аскетическая проповедь. Т. 4. Джорданвиль, 1984. С. 111–112.

8

Дьяченко Григорий, священник. Беседа 7-я. Вход Господень в Иерусалим. Общедоступные беседы о богослужении Православной Церкви. М., 1898. С. 721– 722.

На Руси Вербное Воскресенье пользовалось всегда особым почитанием и сопровождалось целым рядом торжественных обрядов, которые затем вышли из употребления:

«Праздник Входа в Иерусалим Спасителя…совершался в Москве особенно пышно в 16-м веке. Крестный ход до обедни отправлялся из Успенского собора, через Спасские ворота, к собору Покрова Богородицы на Рву (Василию Блаженному). После окончания установленного молитвословия на Лобном месте, возвращались назад и начиналась обедня. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон и крестов, возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными цветами и плодами (финиками, изюмом и т. п.). Самые великолепные деревья были при патриархе Иоакиме (+1690), работы немецкой и стоили несколько сот тогдашних рублей. Патриарх сидел на осляти, которое вел за узду царь, в одежде и регалиях первого разряда. ПО возвращении крестов к Успенскому собору, дерево отдавали народу, как и украшения саней. В 1678 году обряд этот был ограничен, а с кончиною патриарха Адриана(+1700) совсем прекратился. Вместо изготовления дерева приказ покупал воза три вербы, для раздачи в Успенском соборе» (Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 13. Терра, 1991. С. 460).


Источник: На пути к Богу: Слава Тебе, показавшему нам свет!.. / Прот. Владимир Башкиров. – Минск : Белорусский экзархат, 2014. - 439 с. (Беседы о вере и жизни) / Вход Господень в Иерусалим. 324-334 с.

Комментарии для сайта Cackle