О Благовещении Пресвятой Богородицы

Источник

7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Слово это славянское, с греческого «Evangellismos», что у греков означало одновременно «проповедь Евангелия, явление Архангела Гавриила, благую весть Марии Деве и праздник Благовещения»1.

О явлении Ангела Марии говорится в первой главе Евангелия от Луки (Лк.1:26–38). Я не буду пересказывать, лучше взять в руки Новый Завет и самим прочитать. Выделю только два момента. В ответ на слова ангела: «Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя Ему Иисус», Дева смущенно спрашивает: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел отвечает Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим»2.

И тогда Она произносит удивительные слова: «Се, раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему».

Наверное, вы уже сами заметили странное обстоятельство. Бог через Архангела Гавриила как бы испрашивает согласия Девы на рождение от Неё Сына Божия. Он как будто ждет свободного ответа на Свой призыв.

Так оно и есть. Именно эта мысль больше всего занимает св. Николая Кавасилу (+1371) в его проповеди на Благовещение:

«Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, Без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих Трех Лиц Святой Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле»3.

Но Пресвятая Дева одна из людей, Она – потомок Адама и потому в Её лице как бы все человечество дает согласие на то, чтобы Слово стало плотию и обитало среди людей. Отцы Церкви любили говорить: «Если единая воля Бога создала человека, то спасти его она не может без содействия воли человеческой». В этом–то и смысл Её кроткого слова: «Се, раба Господня»4.

Но почему была избрана именно Мария?

Св. Димитрий Ростовский (+1709), тонкий знаток Священного Писания, отвечает так:

«Можно задать себе вопрос, почему Слово Божие медлило сойти на землю и воплотиться, чтобы спасти падшее человечество. Но до половины шестого тысячелетия после греха Адама не находилось на земле Девы чистой не только телом, но и духом. Была только Одна такая, единственная по Своей чистоте, духовной и телесной, достойная стать Церковью и храмом Духа Святого»5.

А святитель Филарет Московский (+1867) объясняет этот выбор действием Промысла Божия:

«Тайное действие Провидения искало и уготовляло в роде человеческом благословенную в женах, которая могла бы своею чистотою привлечь, принять, вместить и удержать Божественную молнию, и, не быв опаленной огнем Божества, через себя усвоить всему человечеству благословение Христово»6.

Но как в Благовещении могло произойти зачатие Сына Божия и что надо понимать под таинственной силой Божией, о которой говорит Марии ангел?

Преп. Иоанн Дамаскин приводит такое мнение: «Зачатие совершилось через слух. И Слово Божие соединилось с плотию через ум, который является посредником между чистотою Божества и грубостью плоти»7.

А знатоки греческого языка давно заметили, что в греческом тексте слово Pneuma (Дух) в 35-м стихе стоит без артикля. Обычно так обозначалось понятие Божества вообще, Божественная творческая сила8.

«Сила Всевышнего, – поясняет Феофилакт Болгарский, – Дух Божий осенит Тебя, окружит Тебя со всех сторон. Ибо как птица осеняет совершенно своих птенцов, накрывая их своими крыльями, так сила Божия объяла Святую Деву совершенно, это и значит осенить»9.

Интересна и еще одна параллель, известная в церковной письменности со второго века и связанная с именами Иустина Философа (+ок.165) и Иринея Лионского (+ок. 202). Это -противопоставление «двух дев» Евы и Марии. Преслушанием первой Евы в человечество вошла смерть, послушанием «второй Евы» – Девы Марии – Бог стал человеком и вошел в потомство Адама10.

Эта мысль становится со временем общей. Мне нравится, как точно её выразил св. Зенон Веронский (+372):

«Через уши диавол льстиво вкрался в Еву, уязвил и погубил её. Через уши Сын Божий вселился в Марию, и, рождаясь от Девы, исцелил раны Евы и изгнал из человеческого сердца грех. Итак, через слух и падение, и спасение»11.

Праздник Благовещения – древний. Он появляется сначала в Константинополе и в Малой Азии и с 4 до 8 века постепенно распространяется по всему христианскому миру12.

Пытались в древности объяснить и дату праздника.

Её связывали обычно с праздником Рождества Христова- 25 декабря по юлианскому календарю. И тогда 25 марта/7апреля само собой является днем зачатия, потому что от него до дня рождения Христа ровно 9 месяцев. Но некоторые древние писатели, например Антиохийский епископ VI века Анастасий, искали аналогии с творением человека и вот как думали:

«Сотворение человека было в 25 день марта, потому и Гавриил в этот день был послан благовестить Деве нетленное от Неё воплощение Спасителя и предвозвестить Ей через Неё спасение человечества. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое был создан»13.

Праздник Благовещения всегда очень почитался как один из самых больших. Считалось грехом заниматься даже легкой работой.

Забавно, что его уважали даже воры. Они верили, что если украсть накануне Благовещения, то целый год будет успех в воровстве14.

И до сих пор в народе очень любят этот день. Найдите время и тоже зайдите в храм!15.

* * *

1

A Patristic Greek Lexicon, edited by G. W. H. Lampe. Oxford, 1961. P. 559.

«Все обстоятельства, – отмечает в своей проповеди на Благовещения святитель Илия Минятий (+1714), – вполне соответствовали этому божественному Благовещению: во первых, соответствовало лицо благовестника, Архангела Гавриила, так как тайна есть ни что иное, как сверхъестественное соединение двух естеств – Божественного и человеческого – в единую ипостась Божественного Слова, – совершенного Бога и совершенного Человека; а (имя) Гавриил переводится словами: человек Бог». Приличествовало место, – город Назарет, – так как следствием этого таинства было освящение человеческого рода причастием Божественного естества, – а Назарет означает «освящение».

Приличествовало и время – месяц Март; в это время совершалось творение мира, в такое же время совершается и воссоздание мира. Тогда ненасеянная земля в первый раз произвела (растения) и теперь в первый раз неискусомужная Дева зачала.

Все события нынешнего таинства чудесны, но выше всего чудесного – это Сама Дева, принявшая благовестие, Дева и Матерь, и это в особенности приличествует таинству, ибо таковой должна быть Матерь такого Сына. Божественное Слово стало тем, чем не было, и оставалось тем, чем было, сделавшись человеком и пребывая Богом; и Мария стала тем, чем не была, и осталась, какой была прежде, Божественное Слово стало Сыном, родившись бех Отца, и Мария стала Материю бех иужа, родивши неискусомужно» (Илия Минятий, епископ Кефалонитский. Проповеди. Слово на Благовещение Богоматери. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, 1902. С. 254–255).

К символике имен, связанных с Благовещением, обращались уже более ранние проповедники, например, святитель Григорий Палама (+1359):

«Имя Деве Мария» – это слово в переводе означает «Госпожа». Представляет же это имя и достоинство Девы и утверждение девства и особенность образа Её жизни, и во всем тщательность,…одним словом – всенепорочность. Ибо господственно (т.е. с истинным величием) нося знаменательное имя Девы, Она имела полное обладание чистотой, будучи Девой и телом и душой и силами души, и богатея всеми телесными чувствами, не имеющих ни малейшей зазоринки. Всё это было совершенно цельным и нерушимым на все времена, – как и приличествует Госпоже…

Кроме того, Дева, в девстве зачавшая и в божественно родившая по естеству Владыку всего мира, по достоинству является Госпожой и владычествует над всеми,. И еще – Она является Госпожой, не только как свободная от рабства и участница Божественного господства, но и как источник и корень освобождения человеческого рода, как родившая неизреченно и благословенно» (Святитель Григорий Палама. Беседы (Омилии). Омилия 14. На Благовещение Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Монреаль, 1968. С. 140–141).

2

У святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (+638) есть замечательное объяснение этих слов «Родишь Сына», которые он вкладывает в уста архангела:

«И родишь Сына», Который не только подвластен времени и смерти, но сверх того, – Который и вечен и выше всего временного.

«И родишь Сына», Который не только видим во плоти, но сверх того, Который – и бесплотен. «И родишь Сына», Который является не только Твоим, Девы, Сыном, но пзнается сверх того, и как Сын Божий.

«И родишь Сына», Который не нуждается в том, чтобы кто иной Его спас, но Который Сам дарует спасение всем человекам.

«И посему наречешь имя Ему Иисус», которое в переводе означает: «Спаситель» Потому что нужно, Дево, чтобы родившийся от Тебя Спаситель всех, тем самым и имя имел «Иисус», т. е. – «Спаситель»; чтобы и основании и самого имени Его была явлена сила Рожденного, и спасительное рождество Твоего Сына было знаменательно для всех людей…

«И родишь Сына», Который Тебя создал, когда Тебя еще не было, как и всё сотворенное сотворил прежде Тебя. Потому что «Словом Божиим всё было» (Ин.1:3); и Слов Божие и Бога Ты, о, Дева, родишь, не как чуждого человеческому естеству, каким Он в вечности родился от Отца, но – как ставшего плотью и человеком без изменения (Своего Божественного естества) и смешения (т.е. без того чтобы Божественного естество поглотило бы человеческое)…потому что Бог, сущий всемогущий Создатель естества, по Своей природе – выше сего; ибо Он определили границы для нас, а не – для Себя» (Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский. Проповеди. Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Джорданвиль, 1988. С.35:41).

Святитель Софроний воспроизводит здесь мысли своих великих предшественников, в частности, Афанасия Великого (+373), который писал:

«Божие Слово…сжалилось над родом нашим, умилосердилось над немощью нашей, снизошло к нашему тлению, не потерпело обладания смерти, и чтобы не погибло сотворенное, и не оказалось напрасным, что соделано Отцом Его для людей – приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему. Ибо не просто восхотело быть в теле и не явиться только пожелало. А если бы восхотело только явиться, то могло бы совершить Свое Богоявление и посредством иного совершеннейшего.

Но приемлет наше тело, и не просто, но от пречистой, нерастленной, неискусомужной Девы, тело чистое, нимало неприкосновенное мужескому общению. Будучи Всемощным и Создателем вселенной, в Деве уготовляет в храм Себе тело и усвояет Себе его, как орудие, в нем давая Себя познать и в нем обитая. И таким образом, у нас заимствовав подобное нашему тело, потому что все мы были повинны тлению смерти, за всех предав его смерти, приносит Отцу…, благодатию воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем…

«Когда рождала Дева Оно (Слово) не страдало, и пребывая в теле, не сквернилось, но напротив того, освящало и само тело; потому что, и пребывая во всех творениях, не делается Оно всему причастным, а напротив того, всё им оживотворяется и питается…» (Святитель Афанасий Великий. Творения. 2-е Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти. Часть первая. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, 1902. С.201:213).

3

Цит. по: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви // Богословские труды № 8. М., 1978. С. 75.

4

Там же.

5

Там же. В другой проповеди на Благовещение Святитель Димитрий со свойственной ему духовной проницательностью устанавливает аллегорические параллели между Благовещением Пресвятой Девы и Воскресением Христовым:

«В Благовещении Пресвятой Богородицы воплощение Бога Слова совершилось благоволением Бога Отца, осенением и действием Святого Духа и соизволением Самого Слова. Воскресение же Христово их мертвых произошло благоволением и действием Бога Отца вместе со Святым Духом и соизволением Самого Христа…

В Благовещении ангел Гавриил был служителем чуда: «Ангел предстатель с небес послан был рещи Богородице: «Радуйся»; и Воскресение Христово было не без службы ангельской: «Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень», и после того два ангела были видимы во гробе. Ангела пришедшего к Богородице и благовестившего Ей Христово Воскресение, Церковь воспевает так: Ангел возопил благодатной: «Чистая Дева, радуйся, Твой Сын воскрес тридневен от гроба» …

В Благовещении Пресвятая Дева изъявила ангелу Свою целомудренную невинность, непричастность мужу и неповинность в плотском супружестве, говоря: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк.1:34). Подобно сему и в Господнем прежде Воскресения страдании Пилат свидетельствовал неповинность Иисусову, говоря: «Я не нахожу в Нем никакой вины» (Ин.19:3)…

В Благовещении было соизволение Пречистой Девы воле Господней, ибо Она отвечала Ангелу: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» (Лк.1:38). Подобно сему и в приятии чаши страданий, имевших закончиться Воскресением было соизволение Христово, ибо Он говорил Отцу: «Отче Мой, если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42).

В Благовещении Бог Слово, Слово Отчее единородное, облекся в плоть человеческую, как проповедуется в Евангелии: «И Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1, 14. В Воскресении же плоть облеклась в Божество…, ибо Христос пострадал как Человек, а воскрес со славою как Бог, о чем свидетельствует возлюбленный ученик Его евангелист Иоанн: «И мы видели Его славу, как Единородного от Отца…, полное благодати и истины (Ин.1:14).

В Благовещении сначала Христос был познан одной только Матерью, в утробе Которой Он воплотился…Подобно сему и в Воскресении прежде всех Пречистая Дева познала Христа, восставшего от гроба, ибо Он прежде всего явился по Воскресении Своем преблагословенной Матери Своей, согласно свидетельству св. Амвросия, (епископа Медиоланского +397-В. Б.)…

За Благовещением Пресвятой Богородицы последовало поношение и бесславие, ибо Иосиф, имея внутри бурю неверных помышлений и подозрений, поносил Её, говоря: «Мария, что я вижу в тебе…? Воскресению же Христову предшестовало поношение и бесславие, когда Господь распят был на кресте «посреди двух разбойников»…

В Благовещении Христос обручил Себе человеческое естество, в Воскресении же Он прославил его, облекши тленное в нетленное и смертное – в бессмертное…

В Благовещении Пречислая Дева раздавила главу змиеву, поправ яд первородного греха, В Воскресении же Сын Её, Господь наш, сокрушил ад, поразил диавола и разорил царство его…

В Благовещении умертвилась смерть греховная, в Воскресении же попрана и телесная смерть: «Господь наш смертию смерть попрал и сущим во гробах жизнь даровал»…

В Благовещении был предназначена пещера, в которой имел родиться Христос, и Того же Христа, имевшего воскреснуть из мертвых, приняла пещера и гроб: пещера при рождении, пещерав и при Воскресении…

В Благовещении было сохранено целым девство Пречистой Богоматери, целыми же сохранились при Воскресении Христовом и печати гробные. Господь вышел из запечатанного гроба так же, как и родился от Богородицы, « чистотой запечатленной и в девстве сохраняемой»…

По Благовещении Пречистая Дева, исполнившись духовной радости, воспела: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1, 46, 47), по Воскресении же Сына Своего и Бога, о кто может это передать, какой она исполнилась радости, когда увидела живым Того, о смерти Которого она безутешно рыдала. Сорадуясь с Ней, и Церковь святая вспоминает радость Её, воспевая: «Ты же, Чистая, красуйся о восстании рождества Твоего» (Святитель Димитрий Ростовский. Творения. Т. 1. Поучение на Благовещение Пресвятой Богородицы и на понедельник Воскресения Христова. СПб., б. г. С. 259–261).

6

Святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский. Слова и речи. Т. 4. Слово (CCLXXXV) (204). В день Благовещения Пресвятой Богородицы. М.: Репринт, 1882. С. 443.

К мысли об избрании Пресвятой Девы, как медленном провиденциальном и мессианском процессе, святитель возвращается и в проповеди 238:

«Бог, Которому, по выражению Писания, «ведомы от вечности все дела Его» (Деян.15:18), и Которого всевидящие очи «видят еще несоделанное наше» (Пс. 138, 16), от века видел всё, бесчисленные для нас, роды сынов падшего Адама, и провидел, и избрал один, если не во всех своих лицах достойный, по крайней мере в некоторых сохранивший наиболее останков первосозданной доброты, менее уступавший заразе греха, преимущественно расположенный к приятию и верному хранению благодати, способный, наконец, при постепенном благодатном очищении, произрастить чистую Деву, могущую принять воплощаемое Божество, – Свет, который сообщается только чистому, Огонь, который опаляет нечистое.

Поэтому и оберегался этот род, пока он принесет прекраснейший цвет и совершеннейший плод человечества, Матерь Богочеловека. Но поскольку этот род заключался в народе еврейском, то надо было беречь и его. И вот почему к этому народу, преимущественно перед другими, посылались пророки, напитывать его благодатным светом, чтобы он не утратил веры, и не погиб от своих грехов и заблуждений…» (Святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский. Слова и речи. Т. 5. Слово (ССCXXVII) (238). В день Благовещения Пресвятой Богородицы. М.: Репринт, 1885. С. 8–9).

А в проповеди 52 святитель произносит совершенно дерзновенные слова:

«Во дни творения, когда Бог изрекал свое живое и мощное: да будет, слово Творца производило в мир творения; но в этот беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мария изрекла свое кроткое и послушное «да будет (мне по слову твоему -Лк.1:38)», – едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось, – слово творения низводит в мир Творца. И здесь Бог изрекает Свое слово: «Зачнешь во чреве и родишь Сына» (Лк.1:31)…Но, – что опять дивно и непостижимо, – самое слово Божие медлит действовать, удерживаясь словом Марии: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк.1:34). Нужно было Её смиренное: «да будет», чтобы воздействовало Божие величественное: «да будет». Что ж за сокровенная сила заключается в этих простых словах: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» и производит столь необычайное действие? – Эта чудная сила есть чистейшая и совершенная преданность Марии Богу, волею, мыслию, душею, всем существом, всякою способностию, всяким действием, всякою надеждою и ожиданием» (Святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский. Слова и речи. Т. 2. Слово (LII) (52). В день Благовещения Пресвятой Богородицы. М.: Репринт, 1874. С. 64–65).

Он же ставит и еще один вопрос: «Почему Благовещение произошло, несмотря на свое вселенское значение, незаметно и тайно?»:

«Почему такое великое и дивное дело Божие, как воплощение Слова, совершилось так сокровенно для неба и земли? – Сокровенно для неба, может быть потому, что не для неба эта тайна была нужна и предуготована. Сокровенно для земли, вероятно потому, что Божественного света этой тайны не могли бы перенести немощные земные очи, если бы он вдруг озарил их, и надобно было приготовлять их к тому постепенно. Вообще же это соответствовало тому, что тайна сия существенно непостижима для сотворенных умов.

Впрочем, чтобы спасительное дело Божие не оставалось долго закрытым, ключ от кивота Божия, от сердца Богоматери, Духом Святым дан был праведной Елизавете, и она, как только увидела Пресвятую Деву после Благовещения Архангела, тотчас отперла и открыла сокровищницу тайны, когда воскликнула: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43), и таким образом, провозгласила воплощение Сына Божия, как уже совершившееся» (Святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский. Слова и речи. Т. 4. Слово (CCCVI) (225). В день Благовещения Пресвятой Богородицы. М.: Репринт, 1882. С. 542–543).

7

Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Книга 4. Глава 14. О родословии Господа и о святой Богородице. Ср. Книга 3-я. Глава 6-я. Полное собрание творений св. Т. 1. СПб., 1913. 317, 251.

«Почему для Девы, – задает вопрос протоиерей Сергий Булгаков (+1944), – имеет место безмужнее зачатие?

Разумеется, не следует вопрошать о самом образе совершения чуда, однако можно спрашивать об его онтологическом основании. Основание же это заключается в том, что Дева зачинает не впервые лишь возникающего к бытию человека, но предвечно рожденного Сына Единородного, Вторую Ипостась Пресвятой Троицы. Сын Марии имеет Предвечного Отца, а посему и не имеет отца человеческого. Рождение Христово от Духа Святого и Девы Марии не означает, чтобы Свтой Дух заступил здесь место отца и как бы явился отцом Младенца. Но сам Дух Святой, как Третья Ипостась, исходящая от Отца к Сыну, в Себе и Собой, вместе с осенением Своим, приносит и Сына, в Себе Его имея, как рожденного от Отца. Дух Святой, осеняя Мать, приносит от Отца Рожденного Сына, – это и есть безмужнее, бессеменное зачатие. Предвечно рождаемый зачинается духовно в Марии силою осенения Её Духом Святым…

В половом зачатии и рождении затемнена истинная сущность духовного материнства, которое есть любовь к зачинаемому, еще не рожденному, но уже рождаемому, вольное, любовное себя отдание, выхождение из себя в другого, жизнь одновременно и в себе и в другом…Мать дает свою плоть, птому что любит рождающегося, имеет волю к его рождению…

В сущности своей материнство есть воля к воплощению уже зарожденного, но не родившегося еще плода. Как акт духовно-телесный, он совершается в духе и в теле. Так было бы при размножении Адама и Евы при отсутствии греха, и так снова стало в Марии, осенением Духа Святого освобожденной от последствия первородного греха, дебелости пола. Телу Марии возвращены были те свойства духоносного тела прародителей, в силу которых оно являлось послушным орудием духа, а не противоборствовало ему и не налагало на него своего закона.

Поэтому ошибочно думать, что зачатие Богомладенца является просто воздействием Духа Святого на тело Марии, так сказать, физиологическим чудом, в отмену законов природы. Здесь «побеждаются естества уставы» именно в отмену ограниченности греховного естества. Действие Святого Духа выразилось в том, что в духе Своем Мария ощутила Себя Материю Единородного Сына Божия, зарожденного в Ней через вселение нераздельного с Ним Духа. А телу Её сообщилась та духовная пластичность, в силу которой оно стало способно осуществлять движения духа.

И посему, когда Мария почувствовала Себя Материю в духе Своем, Она зачала и телесно, ибо прежде духовное, а затем телесное зачатие, а не наоборот, как это есть ныне. «Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). Это да будет есть не пассивное только преклонение перед совершившимся фактом, но его любовное жизненное приятие, то есть воспламенившаяся любовь к Рождающемуся и воля к материнству. Этот ответ не есть только выражение согласия, или подчинения, но свидетельствует об уже совершившемся в духе Марии рождении: в это мгновение говоря эти слова, Она стала Материю Господа,хотя осуществилось это рождение лишь по истечении срока телесного чревоношения…

Мария не внешне только, повинуясь телом Своим всемогущему слову Создавшего его и покаряясь волей Своей этому всемогуществу, но внутренно стала Материю Господа в таинственный миг Благовещения, а посему и явилась Ею в Рождестве Христовом. В Неё совершилось непостижимое человеческому и даже ангельскому уму изменение всего Её человеческого существа, которое из человеческого стало Богоматерним» (Булгаков Сергий, протоиерей. Прославление Богоматери. Купина Неопалимая. Париж, 1927. С. 170–173).

8

Барсов М. Толкование Четвероевангелия. Т. 1. Благовестие Архангела Гавриила Пресвятой Деве о рождении от Неё Спасителя мира. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. С. 148.

«…Везде в Ветхом Завете Дух Святый является источником Божественных сил, передаваемых людям. Здесь также о Духе Святом говорится и в отношении к Его очищающей силе, которая, конечно, является силою Божиею вообще» (Толковая Библия. Издание преемников А. П. Лопухина. Евангелия от Марка, Луки и Иоанна. Т. 9. СПб., 1912. С. 123).

Ср. в Толковой Псалтири Е. Зигабена: «…И Духа Твоего Святого не отыми от меня (Пс. 50, 13)»/ – Не отыми от меня, разумеет здесь Пророк, благодатного дара пророчества за содеянные мною беззакония»(Зигабен Евфимий. Псалом 50. Толковая Псалтирь. Монреаль, 1986. С. 403).

Ср. В Толковой Библии толкование этого же стиха: «Под Духом Святым можно разуметь или вообще благоволение Бога к Давиду или ниспослание Духа Святого, Третьего Лица Святой Троицы» (Толковая Библия. Издание преемников А. П. Лопухина. Книги Иова, Псалтирь и книга притчей Соломоновых. Т. 4. СПб., 1907. С. 235).

Ср. так же у А. В. Горского: «Известно, что у Евангелиста слова: Дух Святый означают вообще всемогущество Божие (Мф. 12, 28; Лк.11:20). (Горский А. В. История Евангельская и Церкви Апостольской. СПб., 1999. С. 17).

9

Феофилакт, блаженный. Благовестник. Толкование на святые Евангелия блаж.. СПб., б. г. изд. С. 277.

10

Лосский В. Н. По образу и подобию. М., 1995. С. 178.

11

Graef Hilda. Maria. Eine Geschichte der Lehre und Verehrung. Freiburg. 1964. 58–59.

12

Однако иконография праздника Благовещения свидетельствует о том, что его знали уже во 2-м веке по Р. Хр.:

«Иконография Благовещения – один из древнейших типов художественных изображений церковных праздников. Оно находится в римской катакомбе Прискиллы, которую археологи относят ко второму веку. С тех пор иконография праздника в своих основных чертах не изменилась. Есть отличия только в деталях. Так, например, в катакомбной живописи ангел по тогдашней традиции изображен без крыльев….

Икона Благовещения пронизана глубокой внутренней радостью…Эта радость выражается в красках, в… обработке деталей и в позе Архангела. На большинстве икон он изображен в стремительном движении. Он слетел с небес, чтобы исполнить как можно быстрее повеление своего Творца. Его ноги простираются вперед, кажется, что он быстро бежит. В левой руке он держит жезл – символ своего посланничества, – его правая рука обращена к Приснодеве Марии…

Богородица изображается либо сидя, чтобы показать Её превосходство над ангелом, либо стоя, так, как следует принимать царские повеления. В руке Она обычно держит прялку, реже свиток Священного Писания. Эти детали заимствованы из Предания, их, в частности, упоминает апокрифическое евангелие от Иакова (2-я глава). В противоположность внешней стороне события, которое представляется торжественно и ярко, внутреннее значение Благовещения, как поворотного пункта истории, который решает всю судьбу творения, передается очень сдержанно – через позу и едва заметное движение Богородицы

Икона подчеркивает, главным образом, один из трех моментов события:

она может изображать явление Архангела, его приветствие, смущение и испуг Богородицы. В этом случае Она поворачивается и пурпур, который Она ткёт, падает из Её руки.

(Икона) может акцентировать смущение и рассудительность Богородицы, о котором сообщает Евангелие и на которое особое внимание обращает Богослужение, противопоставляя Благовещение, начало нашего спасения, грехопадению. Приснодева осмотрительна, ибо помнит о грехопадении праматери (Евы), и, ссылаясь на естественный закон, не принимает вести из потустороннего мира без рассмотрения… На иконе это передается через движение руки: Она держит руку перед грудью, ладонью вперед, что символизирует сомнение, неприятие

И, наконец, заключительный момент – согласие Богородицы. Она наклоняет голову и кладет руку ладонью на грудь – знак согласия, преданности, которое решает судьбу мира: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему…» (Успенский Л. Благовещение Всепречистой Богородицы // Leonid Ouspensky und Wladimir Lossky. Der Sinn der Ikonen. Urs Graf – Verlag Bern und Olten, 1952. S. 174, 173).

«Иконография Благовещения восходит к раннехристианской эпохе (возможно, фрески т. н. катакомбы Прискиллы, 3 в., мозаика базилики Санта- Мария Маджоре в Риме, 5 в.) Место действия намечается вплоть до позднего средневековья весьма абстрактно; почти всегда это дом Иосифа Обручника ( однако апокрифическая версия, восходящая ко 2-му веку и нашедшая отголоски в изобразительном искусстве, расчленяет сцену Благовещения на две: первая сцена – у единственного в Назарете колодца, и лишь вторая, более важная – в доме Иосифа). Обстановка обычно изобилует символическими предметами ( в православной иконографии мотив ткани, переброшенной от одной башенки к другой, означает достоинство Девы Марии, а также, возможно, связь между Ветхим и Новым Заветом; в католической иконографии на исходе средневековья и позже белая лилия в руках Гавриила или в кувшине означает непорочную чистоту Марии, сосуд с водой или рукомойник – Её особую очищенность для Её миссии, горящая свеча – Её духовное горение, яблоко – тайну грехопадения, преодолеваемую через Благовещение, и т. д.)

Приход Архангела застигает Марию либо за молитвой, либо за чтением Священного Писания, либо, в согласии с апокрифическим повествованием, за работой над пурпурной тканью для Иерусалимского храма (символ зарождающейся плоти Христа, которая «ткётся» во чреве матери из Её крови, как пурпурная пряжа).

Византийское искусство акцентировало в изображении Благовещения церемониальный момент (придворный небесного двора приходит с официальным посланием к царице), искусство позднего средневековья – куртуазный момент ( поклонение вестника непорочности и красоте Дамы). Строго теологическую интерпретацию Благовещения дал Беато Анжелико, изображавший его, как совместную молитву Архангела и Марии и неоднократно противополагавший ему сцену изгнания из рая» (Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 1987. С. 173–174).

13

Православная богословская энциклопедия. Т. 2. Петроград, 1901. С. 619–622.

14

Булгаков С. В. Настольная книга для священнослужителей. Т. 1. М., 1993. С. 127.

15

Праздник Благовещения имеет еще и большое воспитательное значение. Послушаем, как, например, поучал свою паству епископ Рижский, а затем митрополит Киевский и Галицкий, Платон (Городецкий) (+ 1891):

«…Поучимся из слов Её той добродетели, которою она обрела благодать у Господа и удостоилась беспримерной чести и славы – быть одушевленным храмом и жилищем Спасителя мира…, Бога Сына; поучимся смирению…

Что такое христианское смирение? …Это такое благодатное чувство души, по которому христианин глубоко сознает и чувствует свою совершенную во всем зависимость от Бога и собственное нравственное недостоинство перед Ним…

Посмотрим же, как свойственно человеку так смиряться, так смотреть на свое отношение к Богу и на самого себя.

Спросим себя: «Чем бы человек по праву мог кичиться и превозноситься перед другими? …Ты много думающий о себе…отвечай на слова апостола: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4, 7). Вникнув в слова апостола, увидим, что человек ничего не имеет собственного, а, следственно, ничего не имеет, чем бы мог надмеваться перед другими.

Посмотрите на всё, чем владеет человек, и укажите, что имеет он собственного? Все дары природы, получаемые с самым рождением человека, дары, приобретенные предками,…дары воспитания – всё это дары Божии, а не твоя собственность человек!… За всё это должен ты благодарить Бога! …

Посмотри еще на свое внутреннее состояние…Войди в себя,… пересмотри свои дела, настоящие и прошедшие; делай всё это перед лицом всевидящего Бога…, испытай себя и скажи, имеешь ли, чем бы мог похвалиться? Если не будем в самообольщении и не закроем очей своей совести, то, наверно, каждый из нас …воскликнет: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24).

… Перед кем человек может думать о себе высоко? Перед ближними?…Перед ними ослепляемый гордостью думает превозноситься своими преимуществами, отличиями, или даже только мечтами о своих преимуществах? Но как мы должны смотреть на ближних? Как судить о их достоинствах? По своим ли мечтам? Нет,…о ближних мы должны судить беспристрастно, как… перед Богом!

Видите, как естественно нам смирение! Видите, как много побуждений к смирению, и совсем нет поводов к гордости и превозношению!»…

Вот краткие черты истинного смирения.

Кто истинно смирен, тот без нужды не любит смотреть на недостатки других, но охотнее останавливает внимание на их добрых свойствах и делах…

Кто истинно смирен, тот больше обращает внимание на свои недостатки, чем на совершенства.

Кто истинно смирен, тот в своих делах больше заботится о благоугождении Богу, чем об угождении людям…

Кто истинно смирен, тот благие успехи в делах своих приписывает не себе, а Богу…

Кто истинно смирен, тот не превозносится своими достоинствами, но охотно признает свои недостатки…, и искренне заботится об их исправлении.

Кто истинно смирен, тот…терпеливо переносит несправедливые оскорбления и обиды, и признает себя достойным их по грехам своим…

Кто истинно смирен, тот как в счастии не превозносится, так и в несчастии не унывает…ибо помнит, что все обстоятельства его жизни зависят от управления Божия…

По этим признакам легко нам судить о себе, имеем ли мы то смирение, которое подается благодатию и благоугодно перед Богом…» (Платон, епископ Рижский. Слово на Благовещение // Христианское чтение, издаваемое при С. Петербургской Духовной Академии. Часть первая. СПб., 1849. С. 142 –147).


Источник: На пути к Богу: Слава Тебе, показавшему нам свет!.. / Прот. Владимир Башкиров. – Минск : Белорусский экзархат, 2014. - 439 с. (Беседы о вере и жизни) / О Благовещении Пресвятой Богородицы. 269-286 с.

Комментарии для сайта Cackle