Источник

Глава VII. Чин, бываемый на освящении храма

(Требник гл. 105).

§1. Основание церкви полагается с молитвословием

На основание храма. Обычай полагать основание храма с молитвословием утвержден древностию. Бароний (под 61 годом) говорит: «от храма св. Ирины к тому месту, где разрушено было идольское капище, называемое марна, учинен был ход со крестом и псалмопением; и на пространстве, назначенном от создателя Руфина, св. епископ, совершив молитву и преклонив колена, повелел народу копать основание. Тогда все единодушно и с одинаковым усердием принялись за работу, восклицая: победи, Христос! победи, Христос! – После сего епископ, собрав христолюбивый народ и совершив на месте многие молитвы и псалмопения, препоясался и сам первый начал носить и полагать основание; за ним благочестивые клирики и все мирские люди с веселием и громким гласом продолжали работу, воспевая псалмы и вознося молитвы. Построение этого храма продолжалось около пяти лет».

§2. С дозволения архиерея

Приходит тамо архиерей. Как церковные правила, так и гражданские древние законы, предписывают строителям полагать начало созидания храма с благословения и повеления архиерея. Матфей Властарь (под буквою Е, гл. 12) приводит следующий гражданский закон о построении храмов: «кто хочет построить молитвенный дом или церковь, тот должен подробно объяснить свое намерение местному епископу и наперед даровать все, потребное к освящению храма и к совершенно священной литургии, к содержанию его и к обеспечению служителей, принадлежащих к храму». Симеон Солунский (в гл. 101) говорит: «намеревающийся создать Божественный храм приходит к архиерею и испрашивает у него дозволение исполнить свое намерение. И не должно никому начинать строение без архиерейского повеления. Ибо богоугодные дела требуют Божественного повеления и содействия, и в делах Божественных должен быть един Бог Началовождем и Совершителем, Который есть Иисус Христос, а на престоле Христовом, по милости Его, сидит архиерей».

§3. Каждение на основании храма

Кадит основание окрест. Каждение основания окрест и причину этого действия описывает Симеон Солунский (в той же главе) так: «когда настанет время приступить к зданию храма Божия, сам архиерей, облаченный в священные одежды, предстоит на месте храма, вместе с сослужащим ему клиром, и благословляет Бога, призывая благословение Его на святое дело. Когда же клир сотворит предначинательные молитвы, тогда во время трисвятой песни иерарх, благословив кадило и взяв кадильницу, благословляет крестовидно основание храма, освящая каждением все рвы и места, назначенные для строения: ибо кадило образует благодать Духа, а крестовидное каждение – крест Христов. Вместе с сим он кадит и все вещи, принадлежащие зданию, освящая оные, как приготовленные для святого дома Божия. Покадив потом и присутствующих здесь строителей и работников, приготовив и освятив их на предстоящее святое дело, он идет к восточной стороне основания, на место, назначенное для утверждения святого престола, и, став посреди восточного рва, в полукружии алтаря, творит святую молитву, моля Бога Слово, Иисуса Христа, основавшего Свою церковь честною Своею кровию, утвердить основание созидаемого здесь дома Своего и освятить его Своим пребыванием».

§4. Первые камни полагаются крестообразно

Таже взем един от камней. Некоторые из первых камней во основание церкви архиерей крестообразно полагает своими руками. Симеон Солунский (в той же главе) продолжает: «после славословия он сам берет камни и известь, снисходит в ров и полагает камни в основание крестообразно, показуя тем, что он положил в основание незыблемый камень – Христа.

§5. Ставропигия

Вземлет на сие предуготованный крест и водружает его. Водружение креста на греческом языке называется ставропигиею. Но то крестоводружение, которое совершается в настоящем чинопоследовании, весьма во многом различествует от того обыкновения греческих патриархов, которое известно под именем ставропигии. Хотя крест освящается и водружается всегда при основании всякой новой церкви, как видно из сего чинопоследования и как говорит об этом Матфей Властарь (под буквою Е, гл. 12): «когда епископ известит всех о деле, тогда всенародно с молитвою водружается крест, приступают к делу и созидают предположенное здание», – и как Вальсамон на седьмое правило седьмого собора пишет: «положение основания церкви совершается местным епископом чрез молитву и чрез водружение креста»; но та ставропигия, о которой здесь идет речь, в буквальном смысле означающая то же, что и крестоводружение, может быть и в такой церкви, которая основана и создана уже с давнего времени. Крест, водружаемый при основании церкви, освящает ее начало, а ставропигия составляет совершение и служит украшением той же церкви, существующей с давних пор. Первый освящается служением и водружается рукою местного и присутствующего архиерея; а последний, в знамение своего благословения, присылает отсутствующий патриарх и вместе с ним сообщает церкви такое отличие и преимущество пред другими, по которому она не подлежит уже суду местного епископа, а состоит в зависимости от власти, равностепенной власти патриаршеской. Ставропигии суть те церкви и монастыри, которые, находясь в области местных архиереев, изъяты из их власти патриархами и усвоены власти патриаршеской без всякого участия местных архиереев в делах правления. Управляемые патриаршескими экзархами или их надзирателями, они отличаются и отделяются от других церквей или монастырей видимым и открытым знаком, по которому дарованные им права и преимущества становятся очевидными для всякого. Обыкновенно принято пред алтарем или пред воротами церквей или монастырей, исключенных из ведения епископского, водружать особенный и нарочитый крест, а посему и самые эти церкви и монастыри называть ставропигиями. Итак, ставропигия есть не тот крест, который освящается и водружается при созидании новой церкви, но тот, который водружается при созданной и освященной уже некогда церкви, или при монастыре прежде бывшем, для того, чтобы означить, что эта церковь или этот монастырь находится уже не в ведомстве епархиального архиерея, но переходит в ведомство и власть отсутствующего патриарха, или – у нас в России – святейшего правительствующего Синода. Посему-то местные епископы и митрополиты сначала весьма много негодовали на такую власть патриархов, по силе которой они водружали кресты в их епархиях, и в защиту своих прав указывали на 31 правило апостольское, которое гласит: «аще который пресвитер, презрев собственнаго епископа, отдельно собрания творити будет и алтарь иный водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, яко любоначальный (то есть как властолюбец)». Но Вальсамон, опровергая их основание, находит более справедливости на стороне патриаршеской, и в объяснение того же 31-го правила апостольского пишет: «утверждаясь на этом 31-м правиле, митрополиты и епископы негодовали на тех, которые стараются водружать в их епархиях патриаршеские кресты и патриаршеские ставропигии; некоторые из них даже обременяли императора и патриарха своими жалобами, усиливаясь прекратить обыкновение водружения крестов патриаршеских. Когда жалующиеся епископы требовали указать им те правила, на основании которых дозволялось водружение патриаршеских крестов или ставропигии: святейшая константинопольская церковь опровергла их усилие не письменным узаконением, но долговременным обыкновением, которое вместо правил сохранялось в церкви с самых давних времен, так что память человеческая не в силах и дойти до начала сего обыкновения, пребывающего в своей силе до настоящего дня». Но так как некоторые местные архиереи и после сего опровержения восставали с теми же жалобами, как и прежде, то тот же Вальсамон опять опровергает их усилия тем, что патриархи, даруя ставропигии, нисколько не нарушают тем ни апостольских, ни других каких-либо церковных правил, потому что патриархи делают это в своих областях, следовательно, правильно и законно; – что епископы жалуются на это совсем напрасно, потому что Божественные правила ни епископу, ни архиепископу, ни митрополиту не дают в управление никакой страны или части света с тем, чтобы они в своей области не признавали над собою высшей власти; и потому у Матфея Властаря (под буквою Е, в гл. 11) говорится: «так как между пятью патриархами разделены страны всего света, кроме некоторых областей, и равно дозволено им посвящать митрополитов, определять их в диикисии1, исправлять их по силе Божественных правил, иметь право на воспоминание и возношение своего имени от всех, которые находятся в этих митрополичьих диикисиях: то, по сей же власти, они справедливо посылают в их ведомства ставропигии и берут от них тех клириков, которых пожелают. Но ни одному из тех же патриархов не дозволяется посылать ставропигии в страну, подчиненную другому патриарху, и вывести оттуда клирика, чтобы не были нарушены права церквей». Посему во многих епархиях церкви или монастыри одни суть, так сказать, внутренние, а другие внешние, то есть ставропигии; над теми начальствуют местные епископы и митрополиты, а сими непосредственно управляет отсутствующий патриарх. Таковые ставропигии или крестоводружения, производимые патриархами в других епархиях, совершаются двояким образом: или посланием нового готового и освященного креста, или одним повелением освятить и водрузить особенный крест на известном и определенном месте; от чего все то место, по превосходству сего креста, как от части к целому, именуется ставропигиею. Но по чинопоследованию, которое мы теперь рассматриваем, освящается и водружается только тот крест, который должен быть при основании всякой вновь созидаемой церкви.

Выражения: крестовая церковь и кресты править

По описании правильного значения слова ставропигии можно основательно думать, что и наши русские выражения: крестовая церковь и кресты править имеют сходство с ставропигиею, как по имени, так и по существу дела. Крестовая церковь, по значению слова, есть то же, что и ставропигия, хотя она и не украшается открытым крестом, приличным ставропигии. Равно и находящаяся в доме местного архиерея крестовая церковь есть ставропигия, как ни от кого не зависящая, кроме единственной воли своего архиерея. И наоборот, самому местному архиерею не подвластна та крестовая церковь, которою управляет другой отсутствующий архиерей, хотя бы она состояла и в пределах епархии архиерея присутствующего. Подобно сему и выражение: кресты править – значит – править ставропигию, то есть отправлять где бы то ни было, в особенном, частном доме, отдельную от соборного служения в храме, частную церковную службу, – причем хозяин дома, не взирая на устав, по своей воле располагает и назначает как время богослужения, так и состав оного, прибавляя или сокращая моления, чего в общих церквах никаким образом делать не дозволяется.

§6. В церквах полагается надпись

На нем же пишется сице: освятился жертвенник и пр. Древнейший обычай полагать надпись в посвященных Богу храмах утвердил Сам Бог чудесным образом начертанными письменами на кумирнице, освященной в Божественный храм Аврелием, епископом карфагенским. Об этой надписи упоминает Бароний (под 309 годом): «особенная была радость, когда епископ Аврелий очищал и освящал в Карфагене славную во всем мире кумирницу, называемую Целестис. Это было знаменитое и богатейшее капище, устроенное с удивительным искусством и стоившее величайших издержек. Чтобы христиане, обращая многие капища в храмы Божии, не вошли и в это капище, которое стояло долгое время заключенным, язычники устрашали их тем, что его стерегут будто бы многие лютые и ядовитые змеи, живущие в самом капище. Но верные не боялись этого: они смело и без вреда вошли в него и ввели за собою епископа своего Аврелия, который и освятил его. При сем случае, вместо вымышленной язычниками опасности, христиане нашли там истинное чудо: над вратами здания они обрели следующую надпись, составленную из медных букв большого размера: Аврелий епископ освятил. Все удивились чудному предусмотрению всеведущего Промысла Божия. Был некогда Аврелий, жрец языческий, который осквернил этот храм идолослужением; а сему Аврелию, епископу христианскому, судил премудрый Промыслитель истинно освятить его, посвятить славе единого истинного Бога и устроить в нем епископский престол свой».

* * *

1

Диикисия и Дикастерия, διοίχησις, diocesis, есть область того митрополита, который, будучи сам подчинен патриарху, имеет в своем ведомстве некоторые сторонние епархии с их архиепископами и епископами и судит их столько, сколько ему дозволено, а прочие дела, на которые не дано ему власти, предоставляет суду патриарха (смотри о сем 9 правило 4 Вселенского собора). И потому каждый митрополит имеет два главные духовные правления: одно областное, а другое епархиальное. Первое из них называется дикастериею, а второе консисториею.


Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с.

Комментарии для сайта Cackle