Часть третья. О хиротониях, основаниях храмов и освящении тех же храмов и антиминсов
Глава VIII. Чин освящения антиминсов и чин освящения храма, совершаемого архиереем
Оба эти чинопоследования печатаются в особой книжке; по этой же книжке предлагаются они и здесь вместе.
§1. Церковь освящается с великими обрядами
Чин освящения храма. Древнейший обычай освящать храмы со всенародными и торжественнейшими обрядами ведет свое начало от времен Моисея, освятившего скинию по повелению Божию. При освящении храма Соломонова обычай этот возобновлен с величайшим благоговением и украшен новым торжеством и величием; утвержденный потом апостолами, отменившими ветхозаветные прообразования и облекшими его величием новозаветных благочестивых обрядов, приличных временам благодати, он сохраняется доселе во всех странах земли и исполняется единодушно. Самая Греция, хотя с горестию оплакивает отнятую ныне турецким насилием свободу в созидании новых храмов, старается однако сохранить, где можно, чин освящения храмов в установленной точности, как повествуют писатели о нынешнем их состоянии.
§2. Все, потребное к освящению, приготовляется заблаговременно
От архиерея посланный. Посланный от архиерея не только предуготовляет потребные к освящению вещи внутри алтаря и во всем храме, но и при самом освящении имеет их в готовности, и потому он, как главный распорядитель всего дела, предстоит пред лицем архиерея, представляет ему все, потребное к чтению и действию, и во всем вспомоществует архиерею. В Греции все это исполняет имеющий особенный на то чин и называемый священнопамятником. В чинопоследовании на обновление храма (см. книгу «Патриаршеский чиновник») о нем сказано: «прежде единого приходит в таковый храм, иже над хиротониями, сиречь священнопамятник, или ин некий церковник, поставленный на службу».
§3. Престол или трапеза утверждается на четырех столпах, или на одном столпе или на ковчеге
Престол был на четырех столпах. Св. престолы в христианских храмах издревле в основании своем имели троякое устройство: по первому способу устройства верхняя доска престола утверждается на четырех столпах, каковое устройство престолов везде усматривается и доныне. По второму способу верхняя доска престола вся бывает основана на одном столпе или единостолпии. По третьему способу та же верхняя доска полагается на ковчеге, то есть на четырех сплошных, – деревянных, каменных или серебряных – стенах; или, вместо такового ковчега, иногда весь престол устрояется на самых гробницах мучеников и других святых. Симеон Солунский (в гл. 101) говорит: «столпы, имеющие держать священную трапезу (то есть верхнюю дску), должны быть прочно утверждены, или один столп (потому что иногда устрояется и один столп – χαλαμος, трость), или вместо столпов устрояется четвероугольник, называемый продольным ковчегом, или рака, и приуготовляется священная трапеза». Что знаменуют четыре столпа, поддерживавшие верхнюю дску или трапезу св. престола, о том показано в первой части (в гл. 3). Но когда трапеза устрояется на одном столпе или единостолпии, то знаменование этого единостолпия Симеон Солунский (в гл. 133) объясняет следующим образом: «очень часто трапеза имеет один столп, который называется каламос, то есть трость, – в знаменование единого высшего всех Иисуса, Который и тростию по главе биен был, и тростяный скипетр приял в Свои руки, сокрушая им главы змиев и пиша нам спасение». А о престолах, поставленных на мученических гробницах, упоминает Иероним против Вигиланция: «итак, согрешает ли римский епископ, что он приносит священнодействие Господу над костями мертвых людей – Петра и Павла, для нас святопочитаемыми, а для тебя – над прахом презренным, и что гробницы их заступают тогда место престолов?» – Для чего престолы поставляются на гробницах мученических и с каким намерением св. церковь совершает на таковых престолах священнодействие, – все это объясняет бл. Августин (в кн. 8, гл. 28): «кто слыхал когда-либо из верных, чтобы священник, стоящий пред престолом, воздвигнутым в честь Божию над святым мученическим телом, произносил в молитвах своих: приношу жертву тебе, Петр или Павел, или Киприан; – тогда как эти жертвы, при воспоминании святых, приносятся Богу, соделавшему их и человеками и мучениками и озарившему их славою со святыми Своими ангелами, – когда чрез сие православие их мы научаемся воссылать благодарение истинному Богу за их победы и, призвав Его же в помощь, при воспоминании мучеников, возбуждаемся к подражанию их подвигам, в надежде получить те же торжественные венцы, которых они сподобились? – Итак, какие бы ни отправляли службы благочестивые христиане на местах мучеников, – все эти службы составляют украшение их памяти, а не священнослужение и жертвоприношение мертвым, как богам».
§4. Срачица на архиерее при освящении храма
И сверху архиерейских одежд возлагается срачица. Кроме сохранения священных одежд от воды, употребляемой при омовении престола, Симеон Солунский (в гл. 103) предлагает и таинственное значение сему одеянию, то есть срачице, верху архиерейских одежд возлагаемой: «сверх же всех священных одежд архиерей возлагает на себя белую срачицу (с греч. синдон), простирающуюся от рамен до ног, во образ той чистой плащаницы, которою обвито было тело Христово во гробе. Поскольку он имеет воздвигнуть здесь гроб Христов, т.е. освятить священную трапезу и все, что знаменует погребение Христово: то, подражая обстоятельствам погребения, он и сам представляет в лице своем образ погребенного Христа. Во славу Св. Троицы срачица препоясуется около тела тремя поясами: окрест выи, – ради ума и в знамение подчинения Богу; под недрами, около груди, – ради Слова, и окрест чресл, – ради чистоты и крепости. Первое препоясание во славу Отца, второе – в честь Бога Слова, и третье – в славу Животворящего и Пречистого Духа. Впрочем иерарх препоясуется таким образом еще и потому, что он, как служитель величайшего дела, приготовляется к совершению сего священнодействия, прося помощи и силы от Самого Бога; равно как и для того, чтобы во время прикосновения к различным веществам, употребляемым при омовении престола, соблюсти от пятен и порчи священные одежды, достойные особенного чествования».
§5. Царские двери затворяются
Царския врата затворити и мирским людем изыти. Не столько для избежания в алтаре тесноты, каковая может быть в присутствии многих людей, сколько для других, высших целей, затворяются при освящении царские врата и выходят из алтаря мирские люди. Симеон Солунский (в гл. 104) говорит: «когда архиерей начинает действовать, он изводит из алтаря всех, не имеющих священной печати: потому что приступает к освящению храма. И посему только освященные печатию священства могут присутствовать и должны все без изъятия служить при омовении и устроении престола: но никто из мирских людей не может быть употреблен к сему служению». И в следующей (105) главе: «и так врата заключаются, ибо алтарь становится уже небом, и туда нисходить сила Святого Духа. Посему и должно быть там одним небесным, т.е. священным, и никому другому не должно смотреть. Ибо святое – святым и освященное – священным, доколе совершаются, – и уже после причащения священников преподаются народу, и то не непосредственно, а посредством священников, и при посредстве некоторых завес». При начатии освящения не только выходят мирские люди, но и все подвижные утвари выносятся из алтаря. Симеон Солунский (в гл. 105) говорит об этом: «износятся и все движимые принадлежности храма из алтаря; потому что все прочие принадлежности алтаря могут быть переносимы и перелагаемы с одного места на другое: но самый престол должен пребывать на одном месте и все, что находится на нем, никогда не должно быть переносимо с него на другое место. Посему святые иконы, священные сосуды и прочие принадлежности алтаря, имеющие быть перелагаемы с места на место, износятся из алтаря, дабы освятить то, что имеет стоять в нем на одном месте и пребыть навсегда неподвижным». Посему в чине обновления храма в книге «Патриаршеский чиновник» напечатано: «таже повелевает все, двизатися могущее, изнести из церкве, и ни кадило же оставити».
§6. Воскомастих
Горнец с воскомастихом. Воскомастих составляется из воска, мастики, толченого мрамора и других некоторых ароматических веществ и растопляется на огне. Возлиянием этого воскомастиха на углы начинается освящение престола. Самое же действие возлияния имеет два значения: видимое (чувственное) и таинственное; в чувственном смысле воскомастих возливается для склеения углов престола; в смысле таинственном воскомастих образует те ароматы, с которыми погребено было тело Иисусово. Симеон Солунский (в гл. 106) пишет: «берет иерарх сосуд, где находится воск и мастика с ароматами, смирною, алоем и другими веществами, которые все образуют погребение Спасителя, так как и самая священная трапеза образует живоносный гроб Христов; воск и мастика соединяются с ароматами потому, что эти клейкие вещества потребны здесь для укрепления и соединения трапезы с углами престола; в соединении своем все сии вещества представляют любовь к нам и соединение с нами Христа Спасителя, которые простер Он даже до смерти».
§7. Веселеил
Веселеилу же дух премудрости вложивый. Веселеил был главный строитель скинии, поставленный Моисеем по повелению Божию; о нем в книге Исхода (Исх.35) сказано: «се нарече Бог именем Веселеила, сына Уриина, сына Орова от племени Иудина, и наполни его Духа Божия, премудрости и разума, и умений всех, архитектонствовати во всех делесех архитектонства, творити злато и сребро и медь, яже ко святыни надлежащая, по всем елика заповеда Господь».
§8. При освящении возливается на престол теплая вода
Возливает на трапезу трижды от теплыя воды. Омовение это потребно также для двух причин, то есть для чувственной и таинственной. Симеон Солунский (в гл. 107) пишет: «и сие омовение бывает для двух целей – чувственной и духовной, то есть для того, чтобы очистилась трапеза омовением, и чтобы освятилась водою, приняв очищение духовное, так как она и устрояется для того, чтобы быть вместилищем Духа. Для сего-то употребляется теплая вода, благословенная и освященная чрез молитву. Ибо для освящения сей воды, которая должна послужить к совершенно священного жертвенника, архиерей призывает во Иордане крестившегося Господа».
§9. Поливается красным вином с розовою водою
Вино красное с розовою водою смешанное. После первого омытия водою, престол поливается не одним красным вином, но и соединенным с розовою водою. Симеон Солунский (в гл. 110) говорит: «когда вытерт будет престол (после омовения его водою), приносится благовонное вино с розовою водою. Это делается во изображение того Божественного мира, которое принесла жена в честь погребения Иисусова, как сказано в Евангелии: не дейте ея, да в день погребения Моего соблюдет е (Ин.12:7). Возливая это соединение крестообразно на трапезу, иерарх восклицает: окропиши мя иссопом, и очищуся, и прочие стихи псалма трижды, присоединяя слова к самому действию, во утверждение его и в честь Троицы».
§10. Антиминсы суть престолы
И кропит архиерей тем же смешением освящаемые антиминсы прочие. Древние и новейшие церковные законы повелевают во всякой церкви иметь престолы, освященные благословением епископа. Но поскольку каменные или деревянные престолы не могут быть удобно переносимы в разные и отдаленные места; то многими веками узаконено употреблять льняные или шелковые антиминсы, приготовленные вместо этих престолов и освященные епископами. – Таковые антиминсы освящаются архиереем и отдельно от храмов вместо престолов, и вместе с храмами. Слово «антиминс» происходит от ἀντί – вместо, и μίνδῖον – mensa, стол или трапеза, и есть вещь, употребляемая вместо стола или вместо жертвенника, то есть вместо престола или трапезы. Симеон Солунский (в гл. 108) пишет: «сии антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы; на них совершается все, что и на божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, рассылаются по местам, где нет жертвенника, и на них совершается Божественное священнодействие Таин», и (в гл. 126): «таково священнодействие обновления священнейшего храма и его освящения. Тут же освящаются, по некоему древнему преданно, антиминсы, имеющие силу священной трапезы и переносимые с места на место по подобию древней скинии, но имеющие большую сравнительно с нею силу: потому что на них священнодействуется Живый Хлеб Небесный. Даются они, по усмотрению архиерея и по нужде туда, где нет храма, также верным людям, отходящим в путь дальний и продолжительный, или самим царям, чтобы на них можно было совершать Великую жертву и Таинство». Иоанн, епископ критский, в своем 13 правиле говорит: «кто совершает литургию и крестит с антиминсом, в особом украшенном Божественными иконами месте при некоторых домах или на кораблях, тот не осудится: потому что и клирики, следующие за царем во время путешествия, священнодействуют с антиминсом на пустых полях в одном каком-либо определенном для сего холстинном шатре». И еще Симеон Солунский (в гл. 127) пишет: «совершение антиминсов по всему подобно освящению храмов; при освящении их произносятся те же слова и молитвы, какие и при освящении храмов, с тем только различием, что они не водружаются на одном месте и не соединяются с храмом: потому что для них весь мир есть храм Божий, равно как и потому, что они делаются не из камней, но из ткани, наипаче из льна, в знамение того, что на них священнодействуются страдания Христовы, и что они образуют погребение Христово, каковые действия происходили на земле и от земли. Ибо лен – из земли, равно как и гроб Христов был на земле. Итак, все, подобное священной трапезе, приемлют и антиминсы; – и молитвы, бываемые при освящении их, и воспоминание их архиерей творит, когда произносит молитвы, и для освящения их испрашивает нисшествия Божественного Духа. Подобно священной трапезе иерарх и измывает их, и кропит, и мажет миром, творя трижды крест на каждом антиминсе, подобно как и на трапезе, и припевая: аллилуиа. Наконец к антиминсам прилагаются и частицы святых мощей, помазанные миром: они влагаются в маленьком мешочке вместо сосудца и пришиваются с восточной стороны антиминса. Словом все то же без опущения совершается над освящаемым антиминсом, что и над водружаемою божественною трапезою. Ибо и каждый антиминс есть священная трапеза, исполненная славы Божией. Посему же должно наблюдать, чтобы антиминсы не лежали в простых домах и как случится, и чтобы не касались их мирские люди, не имеющие к тому ни потребности, ни достоинства: они употребляются для священнодействия, а священнодействие без иерея не бывает».
§11. Престол и антиминсы помазуются св. миром
Потом приносит ключарь святое миро. Помазание престола и всех антиминсов святым миром издревле почитается необходимою потребностию при освящении оных. Св. Дионисий (на стр. 82) говорит: «еще и то приметь, священноначальник, что устав святейших освящений повелевает совершать освящение Божественного жертвенника чистейшими возлияниями священнейшего мира. Ибо ежели Божественнейший наш жертвенник есть Иисус, богоначальное освящение божественных умов: то в Нем и мы, освящаемые и таинственно всесожигаемые, приводимся к Богу». Отсюда Августин (в беседе 4, на обновление храма, или рядом в 255-й) говорит: «сегодня мы празднуем освящение престола, и, достойно и праведно радуясь, совершаем празднество в сей день, в который благословен и помазан тот камень, на котором освящаются для нас Божественные Тайны».
Аллилуиа при помазании престола и антиминсов
Таким образом помазуются и все антиминсы. При всяком же помазании престола и антиминсов архиерей говорит: аллилуиа. Симеон Солунский (в гл. 111) говорит: «затем святое миро приносит и самое совершение жертвенника; посему и возглашается при сем священнодействии пророческая песнь: аллилуиа, являющая пришествие Божие и хвалу Божию; означая: «грядет Господь», она представляет первое и второе Его пришествие и всегдашнее присутствие с нами Духа. Посему-то и церковь всегда и многократно поет песнь сию, особенно при совершении Божественных Таин и прежде чтения Божественного Евангелия: потому что чрез нее означается явление к нам Господа. Три креста творит архиерей на священной трапезе из самого мира, – посреди и с обеих сторон, и потом, растирая эти кресты, он мажет ими всю трапезу: потому что имя Христа Бога нашего – миро излиянное, и когда помазуется миром трапеза, являющая Христа, погребенного в ней, тогда она вся бывает миро. Так как и оная приемлет благодать Духа: то потому, как мы сказали, и поется аллилуиа, что нисходит на нее Бог, и она сама становится орудием даров Святого Духа».
§12. Помазуются стены
Архиерей, приняв стручец, помазует на трапезе. Не только трапезы, то есть престолы или антиминсы, но и самые стены в храмах издревле крестообразно помазуются святым миром. Григорий Назианзин (в 9 стихотворении, о храме Анастасии) говорит: «в числе иных храмов есть у Христовых учеников здание великолепнейшее, разделенное четверообразно, со стенами, крестом знаменанными». Здесь должно разуметь, что стены, знаменанные крестом, суть помазанные святым миром. И Августин (книга 4, в гл. 49) против Крескония, говорит: «церковь делается достопочитаемою тогда, когда имеет стены освященные, или святым миром помазанные». Симеон Солунский (в гл. 114): «святое миро, начиная от священной трапезы, освящает и весь храм, так как и чрез принятие плоти все наше естество освящено Божественною благодатию, которую приняв, в след затем св. апостолы по причастию, передали и всему миру». – В этом месте Симеон Солунский в лице архимандритов, игуменов или священников, следующих за архиереем, кропящих храм освященною водою и помазующих стены храма крестообразно святым миром, указует, если дозволяется так сказать, знамение апостолов, преемников Христовых, преподающих благодать всему миру.
§13. От мира подается освящение всей церкви и всем людям
Се что добро. Когда изливаемым святым миром помазуется не один престол и не одни антиминсы, но и стены; тогда сие излиянное миро не только освящает помазуемые места, но подает такое же освящение и всей церкви, равно и всем людям, предстоящим в ней совокупно, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его. Ибо как едина есть доброта и красота единодушных братий, и как едино помазание Аароновой главы и одежд его: так едино есть освящение – и священной трапезы или антиминсов, как жертвенников переносимых, исполняющих дело вместо св. трапезы, – и всей церкви, и всех людей, приносящих в ней свою молитву. В этом состоит вся сила поемого при сем псалма: се что добро, или что красно... В этом же смысле говорится и в следующей молитве: «Якоже излиял еси благодать на святыя Твоя апостолы и на преподобныя отцы, сподобил еси многаго ради Твоего человеколюбия и даже до нас грешных и непотребных раб Твоих прострети».
§14. Одежды святого престола
И полагают илитон. На св. престол полагаются три одежды или украшения: катасарка (плащаница), то есть срачица и первая как ближайшая к телу одежда; индития, то есть верхнее одеяние, и илитон, попросту литон. Значение этих украшений показано в 1-й части, гл. 3.
§15. Срачица снимается с архиерея по омытии престола при освящении храма
По сем снимается с архиерея запон, то есть имевшаяся сверх одежд его срачица. Поскольку сей запон или срачица есть образ погребального Христова синдона (плащаницы), как показано выше (см. §4): то архиерей должен быть одеян оною до того времени, доколе освящается самый престол, знаменующий гроб Христов; а по совершении сего освящения снимается срачица и остальное действие освящения производится без ней. Симеон Солунский (в гл. 115) пишет: «сложив с себя один синдон (то есть срачицу) – поскольку он совершил уже гроб Христов, – иерарх в одной архиерейской одежде продолжает священнодействие, – полагает мощи, творит отверстие врат и довершает чин освящения».
§16. Каждение при освящении храма
Кадит кругом. Архиерей кадит весь храм кругом в знак того, что благодать Христова подается свыше не только сему храму, но и всей вселенной. Симеон Солунский (в гл. 113) говорит: «за сим архиерей творит каждение по всему Божественному дому, ради благодати, дарованной с неба от Христа всей вселенной».
§17. Свещи при освящении храма возжигаются архиереем
Свещу, возжег архиерей своими руками, поставляет на горнем месте возле престола. Это действие имеет сокровенный смысл. Симеон Солунский (в гл. 114) объясняет его так: «иерарх возжигает светильник с елеем своими руками и поставляет его при священной трапезе в честь ее: потому что она есть истинный жертвенник Христов и образует всю церковь Христову, сияющую светом благодати и подающую сей свет всему миру».
§18. Мощи св. из другого храма переносятся в новый
И прием святый дискос со святыми мощами. Из ветхого или из другого готового и вблизи стоящего храма в новоосвященный храм с подобающею честию переносятся св. мощи, дабы новый храм посвятить покровительству и защищению готовых ходатайств прежнего храма; или как капли благ небесных из дому Аведдара оросили небесным благословением дом Давидов (2Цар.6); дабы таким же образом и св. мощи, бывшие в ветхом или другом храме и переносимые теперь в новый, сообщили новоосвященному храму прежние и готовые блага храма древнего. Симеон Солунский (в гл. 107) говорит: «потом с крестным ходом и кадилами, со свещами и песнями переносятся святые мощи из ветхого преждеосвященного храма в новый, чем дается знать, что святые присно пребывают с нами, как и Христос, и когда обновляется в нас благодать Христова, тогда и они бывают с нами; и как благодать переходит к нам преемственно, то есть от Спасителя чрез апостолов и их преемников простирается в таинстве священства до наших времен и приходит к нам: та же благодать приходит и в новейшие храмы чрез храмы древние и первые, подобно тому, как и миро освящается чрез миро». – Ибо и в новоосвящаемое миро вливается нарочитая часть прежде имевшегося или преждеосвященного мира, дабы прежнее, соединившись с новым, преподало ему освящение, или дабы первоначальная благодать Божия, содержащаяся во святом мире, преемственно переходила до нас и чтобы будущие после нас люди не лишились той же благодати.
§19. «Возмите врата князи ваша» и проч
Возмите врата князи ваша. Сии пророческие слова: возмите врата князи ваша: кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы, св. мученик Иустин философ в разговоре с Трифоном иудеянином (стр. 15) объясняет следующим образом: «когда Христос воскрес из мертвых и восходил на небо: тогда повелено установленным от Бога на небесах князьям (то есть архангелам или другим начальникам ангелов) отверсть врата небесные, да внидет Тот, Который есть Царь славы, и восшед сядет одесную Отца, Дóндеже положит врагов в подножие ног Его. Но поскольку сущие на небесах князи прежде зрели Его, имеющего вид унижен, бесчестен и бесславен: то они, как бы удивляясь такому страшному Его зраку, вопрошали: кто есть сей Царь славы? И Дух Святой от лица собственного Своего или Бога Отца отвечает им: Господь сил, Той есть Царь славы!» Но для чего эти слова произносятся при настоящем перенесении св. мощей, – это объясняет Симеон Солунский (в гл. 118): «когда архиерей войдет в паперть нового храма, тогда внутренние большие двери, то есть те, которые из паперти ведут в притвор (о чем смотри в 1 части, гл. 8, §3), затворяются и песнь: возмите врата князи ваша, поется и вне и внутри храма, потому что мученики (во св. мощах) и сам архиерей, держащий их на главе своей, образуют Христа, а храм – небо. И как ангелы воспевали слова: возмите врата и проч., когда Христос восходил превыше небес, как говорит божественный Давид, так те же слова поются и теперь, когда вносятся священные мощи. Архиерей же читает молитву входа, призывая сослужителей и совходящих ангелов. И таким образом, знаменуя врата храма и отверзая их, священнослужители входят в храм, как бы на небо – входят как бы чрез Великого Отца, Свидетеля Иисус Христова, при отверстии нам небесной скинии: и входит архиерей со святыми мощами и с Божественным Евангелием».
§20. Св. мощи поставляются при освящении храма на св. престоле
И поставляет дискос со святыми мощами на святом престоле. В священном дискосе архиерей переносит на главе святые мощи и поставляет их на святом престоле. Симеон Солунский (в гл. 116) пишет: «мощи полагаются в храме, как уже освященные, как уды Христовы и части жертв за Него закланных; они полагаются на священнейший дискос, потому что подвизавшиеся за Христа и Владыку достойно причащаются равной с Ним чести; полагаются на освященной трапезе, потому что мученики умерли со Христом и предстоят Божественному престолу Его славы».
§21. Мощи святым миром помазуются
Напред миром помазав. Святые мощи, полагаемые под престолом в ковчежце, помазуются святым миром. Симеон Солунский (в гл. 126) говорит: «потом он (иерарх) влагает мощи в приготовленный для них серебряный, медный или каменный ковчежец и возливает на них Божественное миро, потому что мученики соединены со Христом, – истинным Миром, исполнены благоухания благодати; вместе с тем положение мощей образует погребение Христово, потому что они, как погребаемые, полагаются под гроб Христов, то есть под священную трапезу, и помазуются миром, как помазан был и Спаситель миром от жены пред наступлением страданий и погребения».
§22. Мощи полагаются под святым престолом
Закрывает ящичек и полагает под престолом. В Апокалипсисе (Откр.6) сказано: видех под олтарем души избиеных за слово Божие и проч., и в другом месте (Откр.11:16) и двадесять и четыре старцы пред Богом седящия на престолех своих падоша на лица своя, и поклонишася Богу, глаголюще: хвалим Тя, Господи Боже Вседержителю... И дати мзду рабом Твоим, пророком и святым, и боящимся имене Твоего малым и великим. Когда тела мучеников, то есть мощи их, по словам Апокалипсиса, избрали в церквах для себя место под престолами, – неизвестно; известно только то, что, по преданию ли апостольскому или по благочестивому обычаю христиан, сперва начали совершать священнодействие на гробницах мученических, и те же гробницы обращали в жертвенники или престолы Христовы; потом уже ввели в обыкновение и самые жертвенники или престолы освящать с положением святых мощей под ними. Симеон Солунский (в гл. 126) говорит: «внизу под трапезою полагаются св. мощи, – точнее, внутри престола, среди двух столпов, стоящих к востоку: потому что они суть столпы веры, утверждающие церковь исповеданием и пролитием своей крови, подражавшие и ревновавшие Христу, невечернему Востоку».
§23. Мощи полагаются в антиминсах
Также архиерей и в антиминс влагает приуготовленныя частицы. Церковь имеет обыкновение полагать мощи мучеников не только под престолами, но и в антиминсах. Обыкновение это, дошедшее до нас по преданиям церкви, как письменным, так и неписанным, сохраняется у нас так твердо, что седьмое правило 7-го Вселенского собора подвергает извержению тех, кои преступают этот обычай, и сверх того самые престолы и жертвенники, в которых не лежат мощи святых мучеников, повелевает: «да раскопаются».
§24. В церкви новоосвященной служат, и антиминсы лежат на престоле семь дней
Начинают часы. В новоосвященном храме семь дней сряду совершаются литургии. Симеон Солунский (в гл. 126) говорит: «по освящении литургия совершается в нем всякий день до седьмого дня включительно, – ради даров Святого Духа, поселившегося в храме и имеющего всегда пребывать в нем». Равно и для освященных антиминсов не довольно того, что в них сокрыты святые мощи и исполнен над ними весь обряд, доселе изображенный, но сверх того требуется, чтобы они пребыли на престоле в продолжении семи дней. Матфей Властарь (под буквою А, в гл. 8) говорит: «антиминсы приемлют силу освятительную, которую сообщает им последование освящения нововоздвигнутых храмов и седмидневное священнодействие на них, когда они лежат на престоле».
Церковь освящается обновлениями, отверзениями и проч
Подобным описанием всего пространнейшего чина освящения храмов могут объясняться хотя краткие, но довольно темные слова Вальсамона, приведенные в 4-й части (в гл. 20, §3): «великое различие между церквами, освященными чрез обновления, отверзения и впрестолия, – чрез помазание святым миром и положение святых мученических мощей – и между молитвенными домами, освященными не так, как установлено в чинопоследовании освящения храмов». То есть храм освящается: обновлениями, когда престол обновляется особенными для того установленными молитвами и тогда же освящается и назначается к священнодействию, имеющему в нем совершаться. Отверзениями, когда вместе со внесением в церковь святых мощей делается отверстым вход в храм для народа, имеющего воссылать в нем молитвы. Впрестолием, когда престол крепко утверждается на столпах, когда полагается на престоле Евангелие, носящее образ Христа Царя, когда под престолом полагаются святые мощи с должною честию и установленными обрядами, и наконец, когда епископ восходит на горнее место, как на престол. Помазанием святого мира на престоле, на антиминсе и на стенах. И потому все те домы, которые не освящены таким образом, и на которые преподано только одно молитвенное благословение, предшествовавшее обитателям при первоначальном входе в оные, имеют только честь мест и домов молитвенных, то есть могут служить местом молитв, но не священнодействия бескровной жертвы.
КОНЕЦ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ