Источник

СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЛИТУРГИИ

Мы с детства при толковании литургии приучены стараться усматривать во всем ходе литургии символические указания на целую жизнь Господа Иисуса Христа.

По существу, в этом нет ничего неприемлемого. Но это смысл добавочный, вводный, а не существенный. Это благочестиво-назидательное истолкование действий литургии, имеющих свой прямой и непосредственный смысл, истекающий из понятия «вечери Агнца». Однако и этот символизм уместен.

Когда «ученики» – священники причастились на «Тайной вечери» в алтаре, то они внутренно пережили Пасху смерти и Воскресения, как мы это уже отметили. Но они узнали об этом пока тайно, как немногие апостолы и мироносицы. А потом Господь Иисус Христос является всем. Завеса отнимается.

Царские врата отверзаются. В алтаре, как во гробе, Ангелы, священнослужители, или очевидцы апостолы и мироносицы. Выносится Чаша – Воскресший Христос. Пасха для всех причащающихся. Все кланяются ниц – как и мироносицы Христу.

Затем, по Причащении, Святые Дары относятся в алтарь, то есть Христос скрывается незримо.

Далее, когда нужно относить Дары на жертвенник, архиерей кадит, воздавая поклонение возносящемуся Христу, а потому при этом каждении и произносит слова псалма (Пс. 56:6, 12, 107:6): «Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя».

Следовательно, Церковь сама приписывает и символическое значение действиям, имеющим собственно простое назначение: убрать на место все с престола. А оставшиеся Святые Дары будет «потреблять» диакон, которому это приличествует делать в своем помещении – диаконике, где будут сложены потом и Чаша, и дискос, и прочее.

Когда же священник благословляет в последний раз Дарами, то это знаменует Вознесение Господа, пред которым и во время коего Христос благославлял учеников. А пред этим Он сказал им: «Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века, аминь» (Мф. 28, 20). И священник говорит подобно: «Всегда, ныне и присно» и даже «во веки веков». И, высоко подняв Чашу, идет к жертвеннику, изображая собою облако, поднимавшее Христа одесную Отца Небесного, на Престол Пресвятой Троицы.

И жертвенник ставится действительно – «одесную» Бога, то есть по отношению к Престолу, на коем Господь сидит Лицом к людям (а нам из храма кажется налево).

Архиерей же не несет Святые Дары, а с другими священнослужителями изображает учеников, зрящих на небо, а если таковыми зрящими считать народ, тогда священнослужители изображают Ангелов, явившихся при Вознесении. И тайно, про себя, они говорят: «Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» (Пс. 98, 5). А там встречает его диакон с кадилом, изображая Ангелов, встречающих Спасителя на Небесах.

Этим закончилось дело Господа Иисуса Христа.

После этого – ниспослание Святого Духа. Это изображается дальнейшим. Ученики с миром и радостью уходят с Елеона в Иерусалим («С миром изыдем»), утешенные «... о Имени Господни» Его обещанием послать Духа Утешителя.

И наконец, последний отпуст, где упоминается Христос, Бог, Богородица, святые и помилованные живые, изображая Церковь, созданную Спасителем чрез Духа Святого на Небе и на земле. Слова же «спасет и помилует» напоминают нам о последнем нашем часе и Страшном суде. Самое же исшествие из храма еще более говорит нам о выходе из этой жизни смертными, то есть «западными», последними вратами из этой жизни. И сначала тело наше возвратится в землю.


Источник: О богослужении Православной Церкви / митрополит Вениамин (Федченков). - Москва : Отчий Дом, 2017. - 360 с.

Комментарии для сайта Cackle