Последнее прошение (седьмое)
Мф.6:13. Но избави нас от лукаваго
Это – последнее прошение Молитвы Господней. Первое было о Боге Отце, а последнее – об избавлении от лукавого. Кто подразумевается под «лукавым»? Греческое слово – «панирос» означает и зло, и злого. Но как и в общем обычае у нас принято разуметь под этим словом – лукавого духа, т.е. диавола, так и в слове Божием под «лукавым» большею частью разумеется наш враг, диавол с его бесами. Например, в притче о сеятеле говорится, что семя «упавшее при дороге», поклевали птицы (Мф. 13, 4). Сам Господь истолковал эти слова так: «Приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» (Мф. 13, 19). Здесь совершенно ясно, что под словами «приходит лукавый» – который как-то непостижимо «похищает» у нас слово Божие – разумеется диавол. В том же толковании Господа разумеются под «плевелами – сыны лукавого», в противоположность «доброму семени – сынам Царствия» (Мф. 13, 38).
И в Посланиях также видно, что под этим именем разумеется не общее понятие зла, а некто злой, лукавый. Например, в 1-м Послании Иоанна Богослова читаем: «Всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Ин. 5, 18). Совершенно ясно, что сказано «лукавый»; если же подразумевалось бы под этим «зло», то сказано было бы «лукавое». Также и у апостола Павла под словом «лукавый» (Еф. 6, 16) разумеется – враг, «диавол», потому что в этом отрывке он говорит не о человеческой борьбе, а о борьбе против «козней диавольских», против «духов злобы поднебесных» и против «всех разженных стрел лукавого» он и велит нам «стать» (Еф. 6, 11–17).
Самое большее, можно было бы разуметь злого человека, но никак не нравственное зло. Однако, при указанных объяснениях нам обязательно должно разуметь диавола и бесов. Иначе, как бы мог «приходить лукавый и похищать посеянное» слово Божие, если бы он был только человек? Конечно – как мы и говорили прежде – и действия диавола таинственны в этом деле «похищения» слова; но всё наше христианское учение безусловно учит, что он, как дух, имеет способность «соприкасаться» (1Ин. 5, 18) с нашей душой; человек же может лишь отчасти действовать на другого не непосредственно, как враг, а – через слово. Впрочем, иногда и человек может влиять на другого через взор свой, «передавать» мысли свои, а тем более – лукавый. Он и прямо называется «диаволом» (Мф. 13, 39). И люди, находящиеся под его воздействием, называются «сынами диавола»: «Вы, – говорит Господь иудеям, – делаете дела отца вашего... а ваш отец – диавол» (Ин. 8, 41, 44). Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив взор на Елима волхва, который противился им, когда проконсул Сергий Павел «пожелал услышать слово Божие» от Савла и Варнавы, сказал: «О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» (Деян. 13, 7–10). И вообще, говорит Иоанн Богослов, «кто делает грех, тот от диавола», и потому они называются «детьми диавола» (1Ин. 3, 8, 10). И Иуда, «когда диавол уже вложил в сердце» его предать Господа (Ин. 13, 2), то он имел лишь намерение сделать это; но когда он принял, по неверию своему, не Тело Христово, а простой «кусок хлеба», то лишь после вкушения его, «после сего куска, вошел в него сатана» (Ин. 13, 26, 27). И Иуда окончательно сделался пленником его – от предательства до повешения (Мф. 27, 5).
Итак, ясно, что Господь в последнем прошении Своей молитвы учит об избавлении нас от диавола, или сатаны.
Перейдём теперь к другим размышлениям о нём.
Прежде всего нас интересует само слово «лукавый» – в приложении к диаволу. Почему Господь назвал его этим именем? Греческое слово «панирос» значит: и злой, и плохой, и лукавый. Таким – думается нам – Спаситель наш назвал его в противоположность Богу, Отцу Своему. Как мы знаем, Господь Иисус Христос сказал об Отце: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19, 17). Благость Божия здесь употребляется в смысле совершенства (Мф. 5, 48), святости (Евр. 4, 7) и, в частности, любви (1Ин. 4, 16), ибо любовь есть «совокупность совершенства» (Кол. 3, 14). А диавол назван злым, плохим и лукавым, потому что в нём ничего этого нет, – «нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Иногда, и нередко даже, и это «не удивительно», «сам сатана принимает вид ангела света» (2Кор. 11, 14). Диавол вообще значит – «клеветник», провокатор, обманщик, так он обманул прародителей в раю и теперь над нами нередко действует под «видом» добра, а не как Господь-Истина: «Все пути Господни – милость и истина» (Пс. 24, 10; Пс. 118, 86, 90, 128; Ин. 7, 28, 14:6; 1Ин. 5, 6; Откр. 3, 14). А диавол извращает истину. Поэтому и переведено греческое слово – «лукавый», от слова «лук», «лука», т.е. изогнутое дерево, притом – стреляющее, ранящее, убивающее. И русское слово лукавый – т.е. хитрый – говорит о том же извращении правды. И люди, подобные диаволу, искажают её злонамеренно.
И мы не можем не обратить внимания и на то, что это прошение поставлено в конце. Это значит, что Господь поставил его ниже даже грешников (пятое и шестое прошения).
Вообще, мы замечаем не только «холодное» отношение Господа Иисуса Христа к диаволу, но и – как к «противнику нашему» (1Пет. 5, 8), и «врагу» Божию (Лк. 10, 19) – даже господственное и наказывающее, со властию подчиняющее его даже людям – апостолам и верующим (Мк. 16, 17; Лк. 10, 1). И Сам Господь изгонял бесов с необычайной властью (Мр. 7, 29; Лк. 4, 5, 9:42). И бесы трепещут Его (Иак. 2, 19), они знают, что Христос будет «мучить» их (Мф. 8, 29) и слуг его [диавола] (Откр. 14, 10); «диавол» будет «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20, 10). «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Петр. 2, 4. Иуд. 1, 6). И там будет «плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 1, 13:42, 50, 24:15). Даже и грешникам нелюбовным и непокаявшимся скажет строго и справедливо: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25, 41, 46). Вот какой конец ожидает их!
Ещё спрашивается: почему употребляется в этом прошении союз «но»? Думается, что это прошение собственно представляет вторую половину предыдущего, и тогда оно будет понятнее. Мысленно «не введи» – «не попусти» нам войти в искушения, а уж если, по праведному суду Твоему, введешь нас в них, – мы примем их: «но» тогда только избавь нас от диавола, чтобы он не воспользовался ими и не употребил их для нашей погибели.
Значит, это прошение говорит нам о том, что искушения бедствиями могут быть нами обращены и во спасение. Однако избавиться нам от использования их диаволом можно только силою Божиею, но никак – не нашею силою: будут ли эти искушения от нас самих, или от мира, или непосредственно от диавола и бесов его – избавиться от них мы можем лишь Богом. Это и понятно: ведь бесы – бывшие ангелы и потому – сильные, хитрые, злобные.
С дитятей священника храма Христа Спасителя, отца Хитрово, был такой детский разговор: «Папа! – спрашивает мальчик смущенно и с робостью, – диавол сильнее тебя?» – «Да!» – отвечает отец. «А сильнее он моего ангела-хранителя?» – «Как тебе сказать? Не сильнее! С Божией помощью ангел-хранитель сильнее его». Не удовлетворилось таким ответом дитя и, совсем уже робко, боясь за ответ отца, спросило: «А сильнее он Христа?» – «Н-е-т! – ответил уверенно отец. – Христос – Бог: Он, конечно, сильнее!» Мальчик свободно вздохнул и успокоился. Так и всем нам нужно верить, как говорит апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).
А без Него не надейся на себя, человек! «Но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4, 6).
Поэтому подвижники старались держать «непрестанную» молитву к Богу согласно с заповедью апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1Сол. 5, 17). И мне известны такие молитвенники и молитвенницы. А нам, хотя бы в более ответственные моменты, следует просить Господа об избавлении нас «от лукавого», или ограждать себя от него именем Иисусовым. Так поступил и апостол Павел. «Одна служанка, одержимая духом прорицательным (прозорливым), которая через прорицание доставляла большой доход господам своим, идя за Павлом и за нами (его сотрудниками), она кричала: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения! Это она делала много дней. Павел вознегодовал, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из неё! И дух вышел в тот же час... Господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их» возбудили мятеж против апостолов (Деян. 16, 16–19).
Имя Иисусово действовало даже и в устах не святых людей: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 22–23).
«Даже некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует! Это делали какие-то семь сынов иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известным всем живущим в Ефесе иудеям и еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса» (Деян. 19, 13–17). Значит, и нам нужно быть осторожными и смиренными: молиться должно – «избави нас от лукавого», но брать на себя, смелость повелевать духам – не нужно.
Вот о. Иоанн много бесов изгонял; и об этом он сам в 1901 году свидетельствует в беседе с нижегородскими собратиями священниками, говоря им: «Ко мне часто приносят больных, так называемых бесноватых, и просят, чтобы я помолился о них. В этих случаях я действую простотою своей веры. Обыкновенно подобные больные очень беспокойны. Когда их приводят ко мне, то они плюются, пинаются и притом всегда, как замечено мною, закрывают свои глаза. Но я приказываю открыть глаза... И говорю: «Именем Господа нашего Иисуса Христа запрещаю тебе, дух нечистый: выйди из него!» И благословляю больного. Больной успокоится, начинает молиться. И я приобщаю его».
Но в дневнике своём он нам советует, прежде чем дерзать творить подобные чудеса, продумать сначала: есть ли у нас такая дерзновенная вера и благодать Божия, чтобы делать это? И в таком случае смиреннее отклонить от себя подобные дела... Иначе и мы можем подвергнуться таким же нападениям от злого духа, как семь сынов Скевы.
И хотя на это есть особые молитвы над бесноватыми в Требнике, но и их следует употреблять смиренно, с рассуждением: нашей ли это силы? И не лучше ли отклонить подобные случаи? А уж если и прочитать эти молитвы, то – просто, со смирением, без всякой силы своей и дерзновения, всё возлагая на благодать Божию.
Но сила в имени Божием великая! И имя сильно «само по себе», независимо от той или иной степени нашей веры.
Теперь ответим и тем, которые не верят в реальное существование бесов. Нам приходилось встречаться с такими людьми. Они даже веровали во Христа. А когда я спрашивал их, веруют ли они в Евангелие, они отвечали тоже положительно, но под злыми духами разумели нравственное, отвлеченное зло. Напрасно я указывал им на слова Евангелия, где говорится, что из Марии Магдалины Господь изгнал семь бесов (Мк. 16, 9; Лк. 8, 2), а в бесноватом был «легион» их (Мк. 5, 9. Лк. 8, 30). Напрасно я говорил им, что все Евангелия полны чудесами изгнания бесов, что Гадаринский бесноватый тотчас вразумился после изгнания бесов из него, что свиное стадо от них бросилось с крутизны в Галилейское озеро. Не хотели верить!
Но в зависимости от этой власти бесов было и самое пришествие Христа. Ведь «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола», – говорит апостол любви (1Ин. 3, 8). Это же элементарное учение христианства. Но нам важнее всего – слова Самого Господа: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12, 31). «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего», – говорит Господь на Тайной вечери (Ин. 14, 30). «Князь мира сего осужден» (Ин. 16, 11). Чего же больше?! И в богослужебных книгах об этом часто говорится. Вот скоро Рождество Христово. И там в предпразднественные дни поётся, что Христос «грядет ратника (диавола) убити». И даже писатели признавали это. И Гоголь говорил о злом духе в развязке «Ревизора», и Достоевский написал роман «Бесы», и Пирогов в своим дневнике говорит, с опыта своего, о действительности демонов, и Томас Карлеиль, ученый, ректор университета и автор «Истории Французской революции», пишет: «А всё-таки революцию – не понять, если не допустить, что за кулисами ее действовали бесовские силы».
А в житиях святых – тысячи примеров! А по народной вере – «нечистый» всегда и везде путается в нашей жизни.
И в дневнике батюшки о. Иоанна, чуть не на каждой странице, говорится об искушениях диавола. Согласно Писанию и по своему опыту, он и во всяком грехе видит участие врага. И в акафисте святителю Николаю мы читаем: «Уже бесстыдно бесом летающим и корабли погрузити хотящим, запретив, отгнал еси их» (кондак 5). И больше этого говорить даже не хочется. Остался ещё один вопрос: для чего же оставлена власть бесам искушать и нас, христиан?
Ответ на это – не новый. Прежде всего, у «князя мира» отнята теперь власть над теми, кто живёт под благодатным покровом Божиим. Затем, и самые искушения от бесов не бесполезны нам, ибо этим они побуждают нас быть и осторожнее и смиреннее. Далее – и даже особенно – их искушения толкают нас к вере во Христа Спасителя и на постоянную молитву к Богу и к благодати Святого Духа. И вообще – к победе во имя Христово над ними, что и являлось главной целью пришествия Христова: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир!» (Ин. 16, 33).
Св. Феодор, епископ Едесский, даже дерзнул сказать: «Если бы не было бесов, то не было бы и святых».
Поэтому и апостол Павел говорит: «Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть (сравнение!), ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо Сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор. 12, 7–10).
И для грешников сатана может быть полезен. В Коринфе был такой грех: «некто вместо жены имел жену отца своего». Апостол вместе с Коринфскою Церковью, даже в отсутствии своём, «силою Господа нашего Иисуса Христа», определил предать его «сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 5, 1–5). А когда христиане сделались строже к членам общины своей и когда тот «некто» раскаялся, смирился, исправился, то Павел пишет общине иначе: «Вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью... А кого вы в чем прощаете, и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» (2Кор. 2, 6–11), – чтобы не ввести согрешившего в уныние и отчаяние.
Потому будем просить: «Избави нас от лукаваго». А если бы мы и впали во власть его – то опять будем прибегать к ходатайству Христову... «Дети мои! – пишет апостол Иоанн. – Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то имеем мы ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только – за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин. 2, 1–2). Ему – слава, со Отцем и Духом. Аминь.