Глава 16. МОЛИТВА – ПИЩА И ЖИЗНЬ ДЛЯ ДУШИ
16.1. Только любовь выше молитвы
Считая молитву главнейшим делом в жизни871, святые отцы говорят, что она есть «превыше естества человеческого»872, «божественнее всех добродетелей»873, «царица добродетелей»874, так как из нее, как из источника, истекают все добродетели875, включая главную из них – любовь876. В тех же случаях, когда человеку предстоит выбор между молитвою и делом любви к ближнему, то он, по учению святых подвижников, должен предпочесть молитве дело любви. Ибо, по словам святого Иоанна Лествичника, только «любовь выше молитвы877, ибо молитва есть добродетель частная, а любовь объемлет все добродетели»878.
На основании этого преподобный Никита Стифат говорит, что «если когда поешь песнь молитвы Богу, брат придет и постучится в дверь келлии твоей, не предпочти дело молитвы делу любви, презрев стучащегося к тебе брата, ибо это нелюбезно Богу. Он желает от тебя в это время елея любви, а не жертвы молитвы. Почему, оставя дар молитвы, дай брату беседу любви и удовлетвори его желание. Потом, возвратившись, принеси дар твой Отцу духов со слезами и сокрушенным сердцем, и дух правый обновится во утробе твоей»879.
16.2. Молитва человеку необходима, как вода рыбе
Важность и значение молитвы для человека побуждает святых авторов «Добротолюбия» неустанно звать всех христиан к прохождению молитвенного подвига. Свидетельствуя, что уму человеческому «свойственно пребывать в Боге и размышлять о Нем»880, они призывают «иметь ум всегда в Боге и во время сна, и во время бодрствования, при вкушении пищи и беседе, за рукоделием и всяким другим делом, по слову пророка: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня» (Пс.15:8)»881. Говоря о том, что человек почерпнет полное довольство лишь в молитве882, святые подвижники научают отдавать время в своем каждодневном делании по Богу преимущественно молитве. Прочие же делания, говорят они, привходят только по причине утомления в молитве883.
Так как без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу884, то она является для человека столь же необходимой, как вода – рыбе. Святые Каллист и Игнатий приводят слова святого Иоанна Златоуста об этом. «Если ты лишаешь себя молитвы, – говорит он, – то делаешь то же, что вынув рыбу из воды, ибо как этой жизнь – вода, так тебе – молитва. Ею можно сквозь воздух, как сквозь воду, пронестись, на небеса взойти и стать близ Бога»885. Поэтому тот, «кто всю жизнь старается упражняться в молитвах и служении Богу, скоро делается по жизни и мудрости подобным ангелам»886. Отсутствие же молитвы у человека святые подвижники считают настолько ненормальным, что именуют его «болезнью души, крайней бедой и пагубой»887. «Нерадение о молитве, хотя и малое, – по словам преподобного аввы Исаии, – есть матерь забвения»888. «Нерадящий о молитве во время кончины своей нестерпимо страдать будет»889, – предупреждает всех святой Марк Подвижник. Святой авва Евагрий и святые Каллист и Игнатий душу, «не движущую себя на молитву, душу без молитвы называют мертвой, окаянной и злосмрадной»890.
Особенно ясной и очевидной становится необходимость молитвы для всех, если учесть те результаты, которые она приносит. Возьмем хотя бы борьбу с помыслами. По утверждению преподобного Исихия, «без частого призывания имени Иисуса Христа не очиститься от страстных помыслов и не изгнать мысленных врагов»891, тогда как «при призывании имени Иисусова и минуты постоять и злокознствовать против тебя враги не стерпят»892.
Вообще же говоря, без молитвы, которою испрашивается помощь Божия, «человек сам собою не может ни добродетелей приобрести, ни другого чего сделать»893. Ввиду этого святые отцы и говорят, что «быть лишенным молитвы надлежит почитать горчайшим всякой смерти, как научает этому и великий пророк Даниил, который избрал лучше умереть, нежели пребыть без молитвы, хотя одно мгновение времени (гл. 9)»894. Поэтому-то со страниц «Добротолюбия» неоднократно раздаются слова: «Не дай умереть душе, но питай ее словом Божиим, псалмами, пениями и песнями духовными и молитвами, ибо все сие и подобное сему есть пища и жизнь для души»895.
16.3. Торжественный призыв святых подвижников к постоянной молитвенной связи с живым всемогущим Богом
Наконец, единогласный и торжественный призыв святых подвижников, обращенный ко всем, прийти и поклониться Господу Богу и пребывать в постоянной молитвенной связи с Ним, является, можно сказать, заключительным аккордом в том гимне молитвы, который воспевают в своих творениях святые отцы. Для них молитва не простой подбор слов, не простое повторение известных освященных формул, но движение самой души, входящей в личные отношения и в соприкосновение с таинственной Силой, с всемогущим Богом. Где нет этой внутренней молитвы, там нет и жизни духа, нет и живой религии, в которую она входит как составная и нераздельная ее часть.
Вдохновенно и ободряюще звучит этот призыв: «Что бы не быть отосланным туда, где плач и скрежет зубов, – приидите, поклонимся, и припадем, и восплачемся пред благим Богом нашим, предварив лице Его во исповедании, в прошении, в сокрушении, в слезах, в молитвах... Ибо Он есть очищение грехов наших; и еще не затворил двери милости Своей пред нами, не отвращается от обращающегося к Нему, но милостиво приемлет, как блудницу, как разбойника, как блудного»896.
«Восстенаем и возболезнуем пред Ним от всего сердца, – и близ Сущий всем призывающим Его во истине, подаст нам помощь и силу отбросить греховные навыки и вступить в порядки добродетельной жизни, не щадя ни каких жертв»897, – призывает святой Феодор Студит. «Eй прошу вас, – взывает он же, – восстанем, пробудимся, восподвизаемся, чтоб как хорошо учащиеся дети, отпущенные из школы, радостно спешат в домы свои, так и нам, как искренним ученикам Евангелия, отрешившись от сей жизни, с радостию переселиться в жизнь вечную»898.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Подводя итог всему вышеизложенному, следует обратить внимание на то значение молитвы, которое она имеет в деле совершенствования человека. Начиная с низшей (общедоступной) и кончая высшей, духовной, молитва состоит в тесной связи с духовным ростом человека. Чем выше человек в своем нравственном развитии, чем выше он поднялся по ступеням добродетелей – тем выше и чище его молитва. Будучи у новоначального «рассеянным детским лепетом» или корыстною, она у мужа совершенного переходит в непрерывную, чистую, чуждую помыслов, бескорыстную молитву. Чтобы молитва была услышанной, необходимо, чтобы она была правильной. Всякие уклонения от правильной молитвы приводят к разным ненормальностям, вплоть до состояния прелести, почему и требуется для всякого начинающего молитвенный подвиг опытный старец-руководитель.
2. Несмотря на трудность и продолжительность достижения высшей, непрестанной духовной, молитвы, все же молитва доступна для всякого человека и может быть услышана, на какой бы ступени нравственного состояния он ни находился. Все будет зависеть от того чувства, которое будет вложено в молитву, а также от смиренного сознания своего недостоинства, уничтожающего преграды между Богом и человеком. Лишь бы только обратился человек к Богу, и будет услышан. «Не успеем мы призвать Господа, – говорит святой Феодор Студит, – как Он – благий – уже близ есть с милостию и щедротами, дает молитву молящемуся, рассеивает облако печали и чрез благие помыслы светом исполняет сердце. И чего-чего не делает Он для нас?!»899
Исследование наше заключим восторженными и выразительными словами, завершающими V (последний) том «Добротолюбия», в которых дается высшая оценка молитве: «Что еще больше желать от молитвы, когда благодаря ей мысленно можешь всегда находиться пред лицем Бога и беседовать с Богом непрестанно, без Коего никогда никакой человек не может быть блаженным ни здесь, ни в будущей жизни»900.
Отзыв о сочинении студента Владимира Веревкина на тему «Учение о молитве по «Добротолюбию»
Трудолюбивый автор тщательно проштудировал обширный источник, подлежащий его изучению, и значительно вдумался в его содержание. В результате его упорной работы появилось сочинение в 224 страницы убористого письма, обстоятельно передающее основные положения «Добротолюбия» и удачно их раскрывающее.
При чтении сочинения г. Веревкина бросается в глаза та необыкновенная любовь, какою автор, бесспорно, был проникнут по отношению к его теме. Видно, что молитва интересовала его не просто как предмет изучения, а гораздо более – как нечто самое близкое и дорогое его сердцу. Автор, знакомясь со святоотеческими воззрениями – плодом зрелым и жизненно полезнейшим, – видимо, желал бы провести их, эти воззрения, в свою собственную жизнь. Поэтому его интересует всякая частность в святоотеческом учении, и она в его глазах не является какою-либо незначительною мелочью, – нет, он старается поставить ее связь с основным святоотеческим мировоззрением и отсюда получить себе новые и новые данные для всестороннего освещения темы.
Сердечный тон диссертации делает ее – уже сам по себе – приятною для чтения. Приходится только удивляться, как он при самых неблагоприятных условиях, в каких находился во время изучения вопроса о молитве, сумел так внимательно и глубоко вдуматься в дело. Все, что от него требовалось, им выполнено добросовестно и вполне. Можно было бы посему высказать пожелание, чтобы его труд в будущем увидел свет в печатном уже своем виде. Отпечатанный – он явился бы прекрасным дополнением к работам на однородные темы, уже существующим в отечественной богословской литературе. Ведь святые отцы, всю жизнь проводившие молитвенно и в молитве, являются наилучшими в данном случае руководителями.
Как кандидатская диссертация сочинение г. Веревкина не только вполне удовлетворительно, но и заслуживает особенного внимания Совета Академии.
22 июня5 июля 1921 года
Профессор Петроградской Духовной Академии Александр Бронзов Верно: проф. С. Зарин
* * *
Т. 1. С. 503 (св. Марк Подвижник). Ср.: Т. 5. С. 440 (св. Симеон Солунский).
Т. 2. С. 506 (св. Иоанн Лествичник).
Т. 2. С. 225 (св. Нил Синайский). Ср.: С. 641–642 (св. авва Дорофей).
Т. 3. С. 332 (св. Феодор Эдесский). Ср.: Т. 5. С. 345 (свв. Каллист и Игнатий).
Т. 3. С. 378 (прп. Феогност). Ср.: Т. 5. С. 231 (св. Григорий Синаит).
Т. 5. С. 223 (св. Григорий Синаит). Ср.: С. 311–312 (свв. Каллист и Игнатий).
Т. 5. Ср.: С. 69 (св. Симеон Благоговейный).
Т. 2. С. 506.
Т. 5. С. 134. Ср.: С. 72 (св. Симеон Благоговейный).
Т. 3. С. 310 (блж. авва Фалассий).
Т. 5. С. 66 (св. Симеон Благоговейный).
Т. 5. С. 221 (св. Григорий Синаит).
Т. 5. С. 431 (св. Каллист Тиликуда).
Т. 2. С. 730 (св. Исаак Сирианин). Ср.: Т. 5. С. 345 (свв. Каллист и Игнатий).
Т. 5. С. 344.
Ср.: Т. 1. С. 606 (св. авва Евагрий).
Т. 1. С. 82 (св. Антоний Великий).
Т. 1. С. 351.
Т. 1. С. 521.
Т. 1. С. 606. Т. 5. С. 344. Ср.: С. 45 (прп. Симеон Богослов).
Т. 2. С. 163. Ср.: С. 674 (св. Исаак Сирианин).
Т. 2. С. 162. Ср.: Т. 3. С. 301, 303, 305 (св. авва Фалассий).
Т. 2. С. 642 (прп. авва Дорофей).
Т. 5. С. 344 (свв. Каллист и Игнатий).
Т. 2. С. 314 (св. Ефрем Сирианин).
Т. 4. С. 574 (св. Феодор Студит).
Т. 4. С. 352.
Т. 4. С. 574.
Т. 4. С. 612.
Т. 5. С. 482.