протоиерей Василий Зеньковский

(16.07.1881–5.08.1962)

Воспоминания

Догматическое богословие

История западных исповеданий

Рецензии

Апологетика

Религиозная философия

Педагогика

протоиерей Василий Зеньковский
протоиерей Василий Зеньковский

Русский религиозный философ, культуролог и педагог, белоэмигрант. Протопресвитер в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольского патриархата.

Биография

Протопресвитер Василий Зеньковский родился в 1881 году в городе Проскурове (ныне город Хмельницкий на Украине). Сын педагога, директора гимназии, церковного старосты. Внук кавалерийского офицера, после выхода в отставку ставшего священником.

Юность. Образование

Василия воспитывали в традиционном православном духе; «всё детство, — вспоминал он, — было освещено несколько матовым, но светлым сиянием Церкви».

В 1896–1897 годах он пережил глубокий религиозный кризис, по его воспоминаниям, связанный с чтением книг Д. И. Писарева и В. Г. Белинского, увлеченностью идеологией народничества и занятиями естественными науками. Преодолению этого кризиса поначалу способствовало чтение переведенных на русский язык книг датского философа и психолога Х. Гёффдинга и немецкого неокантианца Ф. А. Ланге, затем знакомство с трудами И. Канта и Вл. С. Соловьева (влияние последнего на воззрения Зеньковского обнаруживается на протяжении всего его творческого пути), с произведениями великих русских писателей — Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Изучение богословия открыло перед Зеньковским новый и неведомый мир — труды отцов и учителей Церкви, чтением которых он усиленно занимался. Завершение кризиса и возвращение в Церковь приходится на 1902 год.

Окончил гимназию в Киеве в 1900 году. Четыре года учился на физико-математическом факультете Киевского университета святого Владимира. Практически сдав все экзамены, кроме государственных, перевелся на историко-филологический факультет, который окончил в 1909 году и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию.

Ученый и министр

В 1913–1914 находился в научной командировке в Германии и Италии.

В. Ф. Асмус, поступивший в 1914 году на историко-филологический факультет Киевского университета святого Владимира, в своих воспоминаниях писал: «В тот год свои чтения Зеньковский начал с большим запозданием. Начало войны захватило его в Германии, где он — будучи в командировке — дописывал магистерскую диссертацию “Проблемы психической причинности”. С трудом, после ряда приключений и злоключений, во время которых часть рукописи его диссертации была потеряна, Зеньковский пробрался — через Скандинавию — в Россию и вернулся в Киев... Читал он с увлечением, местами вдохновенно. Специальная психологическая эрудиция его была огромна. Особенность его чтений состояла в том, что он читал психологию как философскую науку».

Стал магистром философии в 1915 году, защитив в Московском университете диссертацию по теме «Проблема психической причинности».

Значительное влияние на взгляды Зеньковского оказало знакомство с профессором, будущим протоиереем Сергеем Булгаковым, который, в частности, заинтересовал его творчеством Гоголя как православного писателя (в «Истории русской философии» Зеньковский называл Гоголя «пророком православной культуры»).

В 1908 — один из учредителей и заместитель председателя, потом председатель Киевского религиозно-философского общества. В 1910–1911 читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Был директором киевского Института дошкольного воспитания и, с 1910, председателем киевского Общества по изучению религии и философии. С 1916 — экстраординарный профессор Киевского университета по кафедре психологии.

Как многие представители интеллигенции, приветствовал февральскую революцию 1917 года. В мае-октябре 1918 был министром исповеданий в правительстве гетмана Украинской державы Павла Скоропадского. В воспоминаниях «Пять месяцев у власти», объясняя свое согласие занять этот пост желанием послужить христианству и налаживанию украинско-руссских отношений, Зеньковский писал: «Тогда я не сознавал, каким роковым для всей моей жизни был этот шаг... Я знал, что иду на жертву... но не представлял себе всё-таки, как велика будет жертва...»  

Жизнь в Югославии, Чехословакии и США

В 1920 году эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1920–1923 — профессор философского и богословского факультетов Белградского университета, с 1921 был членом белградского кружка преподобного Серафима.

В 1923 году участвовал в первом съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом братства святой Софии.

В 1923–1926 годы — профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института.

В 1926–1927 годахнаходился в США, где изучал проблемы религиозного образования.

Жизнь во Франции

В 1927–1962 — профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1933–1938 — староста Введенской церкви в Париже.

С начала 1926 года участвовал в организованных Бердяевым «экуменических собеседованиях».

В 1927 году в Париже создал «Религиозно-педагогический кабинет по работе с православной молодежью». Во время Второй мировой войны деятельность «Кабинета…» прекратилась.

С 1936 года — член епархиального совета Западноевропейского экзархата русских приходов.

В 1939 году, за день до объявления войны был арестован французскими властями без каких-либо объяснений, 40 дней находился в одиночной камере. 14 месяцев находился во французской тюрьме, потом в лагере, по прошествии которых был доставлен в Париж в качестве свидетеля по неизвестному ему делу и отпущен на свободу.

Пережитое им во время заключения способствовало принятию сана священника. 22 марта 1942 года митрополитом Евлогием рукоположен в сан иерея и назначен помощником настоятеля Введенской церкви в Париже. Был заместителем настоятеля Покровской церкви в Париже. Потом снова помощником настоятеля Введенской церкви.

В январе 1944 года возведен в сан протоиерея.

В 1946 году во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата.

Доктор церковных наук (1948; за труд «История русской философии»).

Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте. В 1949–1952 — благочинный приходов Парижского округа.

В 1953–1958 годах — председатель епархиального собрания Западноевропейского экзархата русских приходов, в связи с чем в 1955 году возведен в сан протопресвитера.

Скончался 5 августа 1962 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Критика экуменических взглядов прот. В. Зеньковского со стороны свт. Серафима (Соболева)

Протопресвитер Василий Зеньковский известен своими радикальными экуменическими взглядами и действиями, которые стали предметом критики на Московском всеправославном совещании в 1948 году. В своем докладе святитель Серафим (Соболев) писал:

«Экуменисты и притом, к сожалению, даже из православной среды не имеют правильного понятия о Церкви. Они считают, что к Церкви принадлежат все крещеные во Христа, ставят в один ряд как православных, так и еретиков, признавая тех и других телом Христовым. Для примера укажем на статью одного из самых влиятельных русских экуменистов в Париже, профессора и помощника ректора Богословского института в Париже В. В. Зеньковского. В журнале русской ИМКИ1 “Вестник русского студенческого христианского движения” (№ 5, стр. 17–18) он пишет: “Мы должны навсегда забыть, отвыкнуть от горделивой мысли, что Дух Божий только у нас и с нами (т. е. православными)... Будучи... вне православия, я всё же чувствовал себя в Церкви. Я видел, что рамки Церкви бесконечно более широки и более вместительны, чем мы обыкновенно думаем. И, действительно, кто может указать, где кончается церковная ограда и начинается зеленеющая нива Христова?

Кто посмеет утверждать, что вне этой ограды у Христа нет Церкви, нет служителей и учеников?.. Неужели мы должны их отбросить только потому, что они служат Ему иначе, чем мы... Я теперь убедился, что и они, протестанты, стоят в Церкви и работают, может быть сами того не сознавая и не называя вещи их именами, для Церкви... Нет, Церковь Христова шире нашего стесненного понимания о ней; она включает в себя всех верующих в Бога и любящих Его, как бы ни проявлялась их вера и любовь”.

В другой своей статье в том же журнале под заглавием “Основы экуменического общения” проф. В. В. Зеньковский высказывает еще более странные мысли, совершенно недопустимые для православного сознания. Разумея под основою и целью экуменического движения общение разных церквей и соединение их “по линии любви”, он требует от представителей объединяемых церквей абсолютной веры, что “спасение возможно лишь через церковь, к которой они принадлежат и что в их церкви есть абсолютная (хотя бы и неполная) истина” (январь – февраль, 1935).

В этих своих словах проф. Зеньковский высказывает мысль, что спасение будто бы возможно в каждом инославном исповедании. И, напротив, если кто из инославных христиан оставит свое исповедание и соединится с еретиками другого какого-либо вида и даже с Православною Церковью, то спасение для такого человека уже невозможно. Конечно, соединение церквей мыслится здесь при полном игнорировании догматических разностей — только по линии любви, т. е. как приятельское общение».


1 YМCА (Young Men’s Christian Assosiation) — надконфессиональная молодежная организация, возникшая в XIX веке с целью внедрения надконфессиональной экуменической идеологии среди христианской молодежи. Для осуществления своей деятельности она пользуется финансовой и политической поддержкой масонства, широко пропагандируя его принципы: 1) равноценность всех вероисповеданий; 2) отрицание Божественного естества Спасителя и объявление Его обыкновенным человеком; 3) объединение всех религий в единую; 4) осуществление «царства Божия» на земле в искаженном, не христианском смысле, то есть, получается, установление царства антихриста. — Прим. ред.