Развод
Мужу с женой или жене с мужем разлучаться не должно, разве кто из них уличен в прелюбодеянии или находит препятствие благочестию. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; а кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5:31, 32)...
Отпустившему жену свою непозволительно жениться на другой, и другому жениться на отпущенной мужем (4).
* * *
По последовательности понятий равно прилагаемо быть должно и к мужам, и к женам изречение Господне о непозволительности оставлять брачную жизнь кроме вины прелюбодеяния (Мф. 5:32). Но не таков обычай. Хотя находим, что строгое обращается внимание на жен, потому что апостол говорит: совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею (1Кор. 6:16), и Иеремия: «если будет жена с мужем иным, не возвратится к мужу своему, но непорочна и неосквернена не будет» (ср. Иер. 3:1), и еще: содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив (Притч. 18:23); однако же обычай повелевает, чтобы жены держали при себе и прелюбодеев мужей, когда они живут блудно. Потому живущая вместе с мужем, оставленным женой, не знаю, может ли быть названа прелюбодейкой, потому что здесь обвинение падает на жену, которая развелась с мужем. По какой причине оставила она брачную жизнь? Если муж бил ее и она не перенесла ударов, то надлежало ей лучше терпеть, чем расходиться с сожителем. Если не перенесла утраты в имении, то и этот предлог неуважителен. А если потому, что живет он блудно, то не наблюдается это по церковному обычаю; напротив, жене повелено и с неверным мужем не разлучаться, но жить вместе, потому что конец дела еще неизвестен.
Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? (1Кор. 7:16). Поэтому оставившая мужа, если перешла к другому, есть прелюбодеица, а оставленный женой муж достоин извинения, и живущая с ним вместе не осуждается. Впрочем, если муж, отказавшийся от жены, перешел к другой, то и он прелюбодей, потому что жену доводит до прелюбодейства, и живущая с ним вместе есть прелюбодеица, потому что отвлекла к себе чужого мужа (6).
* * *
В рассуждении мужа, оставленного женой, надо иметь в виду причину, по которой оставлен. Если окажется, что жена удалилась без причины, то муж достоин прощения, а жена достойна наказания. Прощение же будет ему дано, когда оставят его в общении с Церковью (6).