Правило 54. О произнесении суждения, и о медлении в суждении
Глава 1. Не должно осуждать друг друга за то, что дозволено Писанием.
(Мф.7,1–2): «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы».
(Лк.6,37): «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены».
(Рим.14,2–6): «иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога». И вскоре потом (Рим.14:12–13): «каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга».
(Кол.2,16–17): «никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего».
Глава 2. Не должно медлить в суждении о том, что дозволено в Писании.
(Рим.14,22–23): «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех».
(Кол.2,20–22): «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай»,»не дотрагивайся» – что все истлевает от употребления, – по заповедям и учению человеческому?».
Глава 3. Не должно судить о неизвестном.
(1Кор.4.5): «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».
Глава 4. Не должно судить с лицеприятием.
(Ин.7,23–24): «Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным».
Глава 5. Никого не должно осуждать, прежде нежели в его присутствии тщательно исследовано дело его, хотя и много обвиняющих.
(Ин.7,50–51): «Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?».
(Деян.25,14–16): «И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его. Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения».