Источник

6. Притча о неводе, закинутом в море для улова рыб (Мф.13:47–50)

Подобно есть царствие небесное неводу ввержену в море и от всякаго рода собравшу (Мф.13:47). «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода». Так Господь Иисус Христос начал Свою притчу. Божие Царство, Церковь Святую, Он сравнивает с неводом, орудием большим для улова рыб. Море означает весь род человеческий. Рыболовы, которые закинули невод, это Сам Господь Иисус Христос, Его святые Апостолы, их преемники и все продолжатели их святого дела. Спаситель обещал Апостолам сделать их ловцами человеков. Проходя однажды вскоре после начала благовестия о Царстве небесном по берегу Галилейского озера, Иисус Христос «увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним» (Мф.4:18–22). Так для будущего уловления людей в Царство небесное Спаситель из числа слушателей избрал еще некоторых до двенадцати. «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь... Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф.9:36;10:1,5–7). Вот ловцы человеков посылаются Господом для уловления людей в Царство Божие, в Церковь Святую. Спаситель поручает им пока уловлять одних евреев. Их давно Бог приготовлял к новому Завету взамен ветхого. Им обещан был Мессия Господь. Это не означает того, что для одних только евреев уготовано было Царство небесное. Но им первым предложено было вступить во Святую Церковь чрез веру во Христа. Пока благовестие о новом Божием Царстве не стало известным по всем городам и селениям иудейским, Спаситель не хотел благовествовать язычникам. Он сожалел, что мало деятелей. Послав на проповедь двенадцать, Спаситель избрал еще «других семьдесят учеников и послал по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! (Лк. 10:1–3). Но и сии семьдесят учеников благовествовали только в еврейских городах и селениях. Однако Господь Иисус Христос ясно говорил, что Царство Небесное является и на земле не для одних евреев. Последние за свое неверие, за духовное ослепление, поскольку не изъявляли желания войти в него, будут изгнаны. Место их займут званные со всех стран света. Не положил Господь различия в Церкви Своей между знатными и незнатными, богатыми и бедными, обрезанными и необрезанными, еллинами и варварами. Мытари, грешники, презираемые в мире сем, все призываются в церковь Христову. И вот, явившись по воскресении Своем, Спаситель приветствует учеников и Апостолов миром и говорит им: якоже посла мя Отец и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи отпустятся им: и имже держите держатся (Ин.20:21–23). Апостолы посылаются Христом, как Сам Он был послан Отцом. Им даруется Дух Святой для пастырского служения людям, призываемым в Церковь. Им указывается теперь ясно и определенно место их служения. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20). «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15–16). Ясно было для Апостолов святых, что не положил Господь различия между людьми в Царстве Своем по происхождению и племенам их. Посему-то благовестническую сеть они закидывают во все концы вселенной.

Только прошло десять дней по вознесении Спасителя, как Апостолы получили снисшедшего на них Духа Святого в день Пятидесятницы и начали благовестие о Христе. Кто были слушателями их? Иудеи, пришедшие на праздник с разных стран и обращенные из язычников в иудейство (Деян.2:8–11). Апостол Петр, по особенному Божию откровению, крестил сотника римского Корнилия. На соборе своем в Иерусалиме (51 г.) Апостолы окончательно решили вопрос об обращении язычников в церковь Христову. И вот в короткое время невод, заброшенный для уловления язычников, стал пополняться. Дело благовестия о Царстве Божием продолжали преемники пастырского служения Апостолов. Да и из мирян исповедники Христовой веры никогда не считали делом посторонним для себя благовестие о Господе Иисусе. И доныне, братие, невод, брошенный для уловления людей в Святую Церковь Христову, остается в действии. Ловцы, не щадя сил и здоровья, идут со словом о Христе к языческим народам и, при помощи Божией, имеют успех. И Сам Господь Бог споспешествует благовестникам спасительной веры. Людям слепым, сидящим во тьме и сени смертной, блуждающим во мраке идолослужения, приносится свет Христов, даруется благодать возрождения, всыновления Богу и вечного спасения. О, как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Как рад будет слепец, если кто отверзет очи ему! Как он станет благодарить благодетеля! Больной, получивший выздоровление от искусства врача, прославляет последнего. Идолослужение есть тьма и мрак. Благовестники Царства Божия суть истинные благодетели человечества. Служители и поклонники идолов все болят душою. Ловцы Христовы во имя Его несут им врачевство и исцеление. Чрез благовестников веры Христовой рабы и слуги диавола получают свободу от рабства и приводятся к благому и легкому игу Христа. Велик и труден подвиг благовестников Царства Божия! Но им воздаст Господь за подвиг великою наградою на небе, по написанному: иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем (Мф.5:19). А верно слово Господа, Евангелие должно быть проповедано у всех народов. (Мф. 24:14). Придет время, когда брошенный в мир невод наполнится. Святая Церковь на земле закончит дни своего бытия. Что же будет тогда?

Егда исполнися (невод), извлекоша и (его) на край (берег), и седше избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон (Мф.13:48). Так и поступают рыболовы. Вытащивши невод на берег, они начинают разбор пойманных рыб. Хорошие, ценные при сем со тщанием укладываются в сосуды, а мелкие рыбы, не употребляемые в пищу и вредные, выбрасываются вон. Тако будет в скончание века: изыдут ангели и отлучат злия от среды праведных, и ввергут их в пещь огненну: ту будет плач и скрежет зубом (Мф.13:49–50). Так заключил Спаситель притчу о неводе, указав на кончину века, будущий суд и жизнь после всеобщего суда. Это, братие, такие душеспасительные и полезные для нас указания, что мы решились беседовать о них теперь подробнее.

Господь Иисус Христос говорит о скончании века. Нам не дано знать времени сего события. Но Господь Сам указал некоторые признаки. В людях будет наблюдаться уменьшение веры и любви, умножение пороков и бедствий, Евангелие будет проповедано у всех народов и, наконец, явится антихрист, противник Христа и враг всех, исповедующих имя Христово. «Тогда если кто , говорит Сам Спаситель, скажет вам: вот, здесь Христос, или там, не верьте; ибо, восстанут лжехристи и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных... Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого... И вдруг после скорби дней тех, солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются: тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф.24:23–24, 27, 29–31). Размышляя о сих событиях, преподобный Ефрем Сирин написал в назидание наше следующее: «Христолюбивые братия мои, послушайте о втором пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я об этом часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себе слышимое? Тогда Царь царствующих, восстав с престола славы Своей, сойдет посетить всех обитателей вселенной, сделать с ними расчет, и, как следует Судье, достойным воздать добрую награду, а также подвергнуть казням заслуживших наказание... Таких великих и страшных чудес не было от начала твари и не будет во все роды. Нередко ныне бывает, если сильнее обыкновенного блеснет молния, то всякого человека приводит она в ужас, и все приклоняемся к земле. Как же тогда перенесем, как скоро услышим глас трубы с неба, превосходящий всякий гром, взывающий и пробуждавший от века уснувших праведных и неправедных?.. Повелит великий Царь, имеющий власть всякой плоти, и тотчас с трепетом и тщанием дадут земля своих мертвецов, а море своих. Что растерзали звери, что раздробили рыбы, что расхитили птицы, все это явится во мгновение ока. Ни в одном волосе не окажется недостатка. Как снесем это, братия, когда увидим огненную реку, текущую с яростью, подобно свирепому морю, поядающую горы и дебри, пожигающую всю землю и дела, яже на ней? Тогда, возлюбленные, от огня сего реки оскудеют, источники исчезнут, звезды спадут, солнце померкнет, луна мимо идет, небо , по написанному, свиется аки свиток (Ис. 34:4). Тогда посланные Ангелы потекут, собирая избранныя от четырех ветр , как сказал Господь, от конец небес до конец их (Мф.24:31); тогда увидим, по обетованию Его, небо ново и землю нову. Как стерпим тогда, христолюбцы, когда увидим, уготованный страшный престол и явившееся знамение креста, на котором Христос волею за нас пригвоздился? Тогда все увидят на высоте явившийся страшный и святой скипетр великого Царя; каждый, наконец, уразумеет и вспомнит слово предрекшего Господа, что явится знамение Сына Человеческого на небеси, и для всех сделается известным, что вслед за сим явится Царь... Велик будет страх и трепет и исступление в час тот, братия, когда соберет Он нелицеприятное судилище, и отверзутся страшные сии книги, где написаны наши и дела, и слова, и все, что сказали и сделали мы в сей жизни и что думали скрыть от Бога» (Твор. ч. II, 322–326 стр. по 3 изд. М. 1881 г.). Совесть каждого человека сама обнаружит соделанное им добро и зло. Царь царей и Господь господей, окруженный сонмами Ангелов святых, сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф.25:31–32). Умершие восстанут, а дожившие до кончины мира мгновенно изменятся и предстанут пред престолом Господа (1Кор.15:52). Тогда Господь «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня, был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:32–46). О, весьма страшно, братие, будет услышать глас Господа: идите от Меня. Куда? В огнь вечный, в муку вечную. Горе, великое горе, плач и скрежет зубов будет грешникам. Горе любодею! горе пьянице! горе тем, которые с тимпаны и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают (Ис.5:12), и не помнят словес Его! Горе тем, которые ругаются над божественными Писаниями! Горе тем, которые губят время покаяния и обращения в рассеянности и смехе! Горе тем, которые вопрошают духов лести (спириты) и внимают учениям бесовским, потому что в будущем веке осуждены будут вместе с бесами! Горе пишущим неправду! Горе тем, которые преданы ворожбе, гаданиям, деторастлению и делам сему подобным! Горе отнимающим плату у наемника, потому что отнимающий плату тоже, что проливающий кровь! Горе судящим неправедно! Горе тем, которые сквернят святую веру ересями и входят в согласие с еретиками! Горе недугующим неисцельною страстью, т. е. завистью и ненавистью! Горе всем, которым в оный страшный день выпадет жребий стоят ошуюю! Ибо накроются они тьмою и горько восплачут, когда услышат сей печальный приговор: идите от меня проклятии. Но все ли пойдут в одну муку? Разные есть роды мучений, как слышали мы в Евангелии. Есть тма кромешная, а из сего видно, что есть и другая тьма глубочайшая; геенна огненная – иное место мучения: скрежет зубом – особое также место; червь неусыпающий – в ином месте; озеро огненное – опять иное место; тартар – также свое место; огонь неугасающий – особая страна; преисподняя и пагуба – на своих местах; дальнейшия страны земли – иное место; ад, где пребывают грешники, и дно адово – самое мучительное место. На сии то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих, или более тяжких, или более сносных» (Преп. Ефрема Сирина – Твор. II ч. 333–335). И будут они мучиться там веки вечные.

Праведники же, которых Царь именует благословенными, наследуют блаженство, уготованное им от сложения мира. Каково будет это блаженное житие их, мы теперь и представить себе не можем. Они будут наслаждаться лицезрением Господа Бога во славе. Сами они просветятся неизреченным светом. Но и для праведных будут различные степени блаженства. В дому Отца Моего обители многи суть (Ин.14:2), сказал Господь Иисус Христос. Сии обители все прекрасны, но не в одинаковой степени. Разность в блаженстве праведных св. Апостол Павел уподобляет блеску светил небесных. «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» (1Кор.15:41–42). Но, конечно, и на самой последней ступени будет неизреченное блаженство. Вот что уготовал Господь любящим Его. Выразясь языком притчи о неводе, мы можем сказать: обители праведных представляют те сосуды, в которые Господь соберет Своих верных рабов.

Вот, братие, каков будет конец Царства Божия на земле. Началось оно тем, что Бог, возлюбив мир, по Своему великому милосердию, послал Сына Своего Единородного, чтобы чрез веру в Него все спаслись. Благоустроилось на земле это Божие Царство, Святая Церковь. Сам Господь Иисус Христос стал Главою ее. Дух Святой, пребывая в Церкви, оживотворяет и освящает членов ее чрез таинства. Для указания пути жизни богоугодной даровано нам слово Божие, которое проповедуется и чрез Свящ. Писание и чрез Свящ. Предание. Словом, никто не может жаловаться на недостаток средств ко спасению. Господь Бог желает, чтобы мы все спаслись (Тим.2:4). Но для кого же существует ад? Во-первых, для духов злобы, а во-вторых, и для тех из людей, которые будут друзьями, слугами и споспешниками их. До крещения все люди находятся как бы во власти у диавола, как свидетельствует св. Апостол Павел. Все суть его рабы (Ефес.2:2). Но пред самым крещением мы отрекаемся от сатаны и всех дел его. А какие его дела? Ложь, блуд, прелюбодеяние, воровство, обман, зависть, ненависть, гадания, вызывания духов, ворожба, гнев, хула, вражда, ссоры, пьянство, гордость, любостяжание, празднословие, срамословие, бесовские песни и многое множество других злых дел. От всего этого мы отрекались и уверяли именем Божиим, что таких греховных дел совершать не будем. Вслед за сим мы сочетались Христу. Это значит, что мы обещались служить Ему одному всеми силами души. А в самом таинстве крещения мы, действительно, умерли для греховной жизни и возродились в новую духовную жизнь во Христе. Семя греха, однако, осталось в нас. Склонность ко злу присуща всем, получившим святое крещение. Но с помощью благодати Божией мы можем и не работать ему. Грех и виновник его диавол не господствует уже над нами, чадами святой Церкви. Иное дело искушения. Дух лукавый сети расставляет для улова слабых душ. И что же? имеет, к сожалению, успех. Многие, очень многие изменяют Христу и начинают служить диаволу. Избави нас Бог! скажете вы, станем ли мы служить духу злобы, мы, православные христиане? Что хотите говорите, а на деле выходит, что стали служить. Вот православный христианин предается пьянству. Скажите, Христов ли это раб? Вино не бог ли его? Вот христианин, отрекшийся от диавола, занимается вызыванием духов, делом мерзким в очах Божиих. Это разве раб Христов? Иной из православных не сыт блуда. Разве это верный слуга Христов? Другой крадет, обманывает, ненавидит, зло делает. Разве это не по имени только христианин? Нет, братие, кто грешит, то раб греха. Это слово Самого Господа. Всяк творяй грех раб есть греха (Иоан. 8:34), сказал Иисус Христос. А грех от диавола. Диавол отец его. Значит, творящий грех есть воистину раб диавола. То особенно печально, что мы лжем пред Господом, обманываем Матерь нашу, Святую Церковь. Обещались служить Главе Церкви Христу, а перешли на сторону диавола. Вот посему-то Церковь и оплакивает нашу неверность. Лишившись чад своих, она материнским голосом взывает: сынов родила, а те отверглись меня; как возлюбленных чад питала Телом и Кровью Главы Своей, а те отплатили черною неблагодарностью. Они презрели слово Господа своего, который всем заповедал: «смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно: ибо он, как тать, найдет на всех живущих по всему лицу земли» (Лк. 21:34–35). Какой день? День страшного суда. Господь заповедал идти к блаженной жизни тесными вратами, а чада мои избрали себе пространные пути, яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости, разжжения, распри, соблазны, ереси, зависти, убийства, пьянства, безчинны кличи и подобная сим (Гал.5:19–21). Разве не знали они, куда ведут сии пути? Знали, что в пагубу ведут, да сильно возлюбили их, так, что себя не пожалели.

Братие мои! Господь ожидает от нас исправления. Для сего Он и продлил еще дни нашей жизни. Посему приступите все, пока не пришел тот день страшного суда, и Бог не застал нас к нему неготовыми. «Предварим лицо Его исповеданием, покаянием, молитвами, постом, слезами, странноприимством; предварим пока не пришел Он видимо и не нашел нас неготовыми. Не престанем приносить покаяние, не отступив умолять и готовиться во сретение Господу все вкупе, мужи и жены, богатые и бедные, рабы и свободные, старцы и юноши. Смотрите, да никто не говорит: «много нагрешил я, нет мне прощения». Кто говорит это, тот не знает, что Бог есть Бог кающихся, пришел на землю ради злостраждущих, и сказал: радость бывает о едином грешинице кающемся (Лк.5:10); и еще: не приидох призвати праведных, но грешныя в покаяние (Лк.5:32). Истинное же покаяние состоит в том, чтобы удалиться от греха и возненавидеть оный, подобно тому, кто говорит: неправду возненавидех и омерзих (Пс. 118:163): и еще: кляхся и поставих сохранити судьбы Твоя (Пс.118:106). И тогда Бог с радостью приемлет приходящего к Нему... Посему и мы, братия мои, не будем отчаиваться в своем спасении. Согрешили мы? покаемся. Тысячекратно согрешили? тысячекратно принесем покаяние. Бог радуется о всяком добром деле, преимущественно же о душе кающейся: ибо весь преклоняется к ней, приемлет ее собственными руками и призывает, говоря: приидите ко Мне вси труждающиеся (Мф.11:28), потому что грядущаго ко Мте не изжену вон» (Иоан. 6:37). Так убеждает нас преп. Ефрем Сирин приносить покаяние. Оно есть знак нашего спасения. Все мы грешим, много грешим. И если бы не даровал нам Господь Бог покаяния, как второго слезного крещения, то все погибли бы. А теперь готовит себе погибель только тот, который остается нераскаянным грешником. Сохрани Господь от такового окаменения сердца. Мы же, братия, зная силу покаяния, чаще будем прибегать к нему. Пусть каждый в частной своей домашней молитве чаще взывает ко Господу, как мытарь: Боже милостив буди мне грешному; Боже! прости мне согрешения мои. Это будет поддерживать в сердце покаянное чувство. Оно необходимо для восприятия благодати Божией, даруемой в таинстве покаяния. Ты познал себя грешником. Грех твой пред тобою. Спеши к духовному отцу твоему и все ему расскажи, что угнетает твою душу. Духовный отец твой, хотя и человек, облеченный плотью и со грехами также, но от Бога получил власть разрешать и не разрешать. Сей власти и Ангелы не имеют. Но Бог так возлюбил православных чад Церкви Своей, что даровал Свою власть прощения людям, посвященным Духом Святым совершать сие. Подивись же милосердию Божию и прославь Господа. Вот священник скажет тебе: прощаю и разрешаю. В сей момент, и Господь прощает, и ты исходишь от священника чистым, как бы никогда не согрешавшим. Таким только путем мы и можем достигнуть спасения и жизни блаженной в вечном Царстве Божием, чего и да сподобит Господь Бог всех нас. Аминь.

Мы окончили теперь беседы на одну часть притчей Господних, в которых Господь Иисус Христос преподал Свое учение о Церкви вообще. Теперь будем беседовать о тех притчах, где Спаситель выясняет некоторые подробности, касавшиеся Церкви и членов ее.


Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа : Внебогослужебные беседы / Свящ. Василия Преображенского. – Вып. 1-2. – Москва : Тип. Лит. И.Е. Ермакова, 1897. / Вып. 1. – IV, 319 с.

Комментарии для сайта Cackle