Источник

5. Притча о неплодной смоковнице (Лк.13:6–9)

Господь наш Иисус Христос во дни Своего служения роду человеческому на земле часто пребывал в северной части Палестины, Галилеи. Народ постоянно окружал Его. Одни слушатели сменялись другими. Иные оставались при Нем по нескольку дней. Спаситель благовествовал, как бы не желая и знать утомления. Вот Он долгое время учит на горе. Подходят к Нему только что возвратившиеся из Иерусалима некоторые галилеяне. Они сообщают Ему новость. Правитель Иудеи, Пилат Понтийский, совершил новое злодеяние в Иерусалиме. Он лет пять уже управлял южною частью Палестины. Жестокий, гордый и себялюбивый, он ненавидел иудеев и много зла причинял им. Иудеи злобе Пилата противопоставляли несокрушимое терпение и стойкость. Когда дело шло о храме или об обрядах религиозных, они ни в чем не уступали римскому правителю. Никакие меры насилия не побеждали их упрямства. Пилат гневался, и гнев свой изливал безрассудно. Вестники сообщили Спасителю, что он убил галилеян в храме при жертвоприношениях и кровь их смешал с кровью жертвенных животных. Язычник вторгся в храм с римскими воинами. И это уже было осквернением святыни. Но этого мало, он совершил убийства, поругался над жертвенною кровью, смешав ее с кровью убитых галилеян. Не хотели ли вестники, сообщавшие Спасителю о злодеянии Пилата, слышать от Него приговора о правителе римском? Если сообщавшие новость были из числа недругов Иисуса, то они, вероятно, имели коварный умысел донести после на Него, как на противника римской власти над Иудеею. Но если то были люди из числа почитателей Спасителя, то они как бы старались оттенить не злодейство Пилата, а греховность убитых галилеян. Бог наказывает людей за беззакония их. Сего требует правда Божия. Вот Он попустил Пилату быть как бы некоторым орудием в деле наказания грешных галилеян. Приметьте, и внимание Спасителя обращается не на преступность и жестокость римского правителя, а на то, что убитые им люди были грешны. Докладчики, быть может, в душе уже благодарили Бога, что они не таковы, как убитые, и посему, конечно, заслужили у Бога безопасности себе. Выходит, что Бог не предал их в руки Пилата и не погубил каким-нибудь другим образом по причине их добродетелей. Они ведь не как прочие грешники. Таково бывает у человека фарисейское самомнение, соединенное с осуждением ближнего. Грехи последнего так ясны, так наглядны, что приводят в изумление, как земля не поглотит его. А сам осуждающий? Чист и невинен. У него так и явствуют одни добродетели. И спешит благодарить Бога за них сущий грешник. А происходит это от любви наблюдать за ближним и зорко примечать его падения. Но как он встает после падений, как кается и просит у Бога прощения, то остается неизвестным. Напротив, что касается себя, так человек помнит всякое добро, сделанное им, и легко забывает свои неправды, грехи и беззакония. Они все кажутся ему столь ничтожными, что и грехами называть их нельзя. Так человек и записывает себя в разряд праведных, а ближнего причисляет к грешникам. Постигнет ли последнего какая либо беда, у мнимого праведника сейчас найдется и основание объяснить ее возмездием за грехи. Но вот послушайте, как Господь Иисус Христос разубеждает таковых, мнящих себя быти праведными. Иисус сказал им на это: «думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:2–3). Спаситель требует покаяния от мнимых праведников. Значит, Он их почитает не праведными, а грешниками наравне с убитыми галилеянами. Да и наказание Он предвещает одинаковое. При сем Спаситель воспоминает о другом печальном событии, которое, быть может, истолковывалось подобным же образом. Когда-то в Иерусалиме обрушилась силоамская башня. Под своими развалинами она похоронила восемнадцать человек. Рабочие ли это были, или преступники, заключенные в ней, неизвестно. Воспоминая об этом событии, Спаситель и говорит: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете».

Так что же, неужели нет праведников на земле? Или их и не было? Как же Спаситель всем предлагает покаяние? Если бы были действительные, а не мнимые праведники, то в чем же им каяться? Во-первых, в ветхом Завете над всеми тяготело прародительское согрешение со всеми его следствиями. Самые праведные люди тогда, умирая, говорили, что они сходят во ад. Только Господь наш Иисус Христос избавил нас от греха, проклятия и смерти. Только чрез Него даруется нам праведность и оправдание пред Богом. «Правда Божия, говорит Ап. Павел, чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия; потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, содеянных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим.3:22–26). Если же оправдание пред Богом, праведность наша, только чрез Иисуса Христа, по вере в Него, то какие праведники могли быть из числа слушателей благовестия Спасителя? Жертва Богу за род человеческий не была еще принесена тогда. Да и после того, как Господь Иисус Христос благоволил добровольно пострадать и умереть за нас на кресте, кто из людей осмелится сказать о себе, что он праведен пред Богом? Вот послушайте, как говорит о себе Апостол Павел: верно слово и всякого приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз (1Тим.1:15). Если Апостол себя именует первым из грешников, то кто осмелится считать себя праведным пред Богом? Смирение есть основа праведности, первая христианская добродетель. Спаситель именует ее нищетою духовною и ублажает нищих духом, обещая им царствие небесное (Мф.5:3). Нищих у нас много, не духом, а телом. Питаются они от подаяний добрых людей. Своего у них нет ничего. Так рассуждай и о нищете духовной или смирении. Смиренный, сколько бы он ни делал добрых дел, всегда говорит, что он грешник и ничего не сделал, за что бы Бог помиловал его. Как неимущий земных благ справедливо утверждает, что он есть нищий, так и смиренный искренно готов плакать, что ничего не сделал угодного Богу. Итак, нищенствует духовно праведник, почитая себя грешником. Как же должно быть смиренным каждому из нас? Ведь воистину во грехах родились, греховно и живем. Погибаем от грехов. Господи! ими же веси судьбами спаси нас. Но, умоляя Господа о помиловании, будем приносить неусыпное покаяние. А иначе Господь не услышит прошения нашего и осудит за грехи. Аще не покаетеся, вси... погибнете, сказал Он и это подтвердил притчею.

Глаголаше же сию притчу: смоковницу имяше некий в винограде, своем всажену, и прииде ищя плода на ней, и не обрете (Лк. 13:6). Виноградник – это весь род человеческий, а смоковница одинокая среди него – народ еврейский. Некто, имевший виноградник, это Господь Бог. Творец всего. Пришел за плодами, это значит неоднократно свидетельствовал о Себе в ветхом Завете чрез пророков, а потом и чрез Сына Своего единосущного и единородного. Плоды означают жизнь по вере, украшенную добродетелями. Евреи имели Богом данный закон. В нем начертаны были указания относительно богослужения, и правила жизни угодной Богу, поставлены были наблюдатели за поведением народа и учители. Словом, смоковница была богато наделена всеми условиями к плодоношению и украшена совне. Конечно, нужно было ожидать от нее плодов. Что же оказалось? Таковых на ней не нашлось. Избранный Богом народ часто изменял Богу и служил идолам. Пророков Божиих он избивал и хотел жить в похотях сердец своих. Наказанный Вавилонским пленом и рабством, народ как бы образумился. Идолопоклонства не наблюдается более у него. Но за то забыт был совсем дух закона. Все внимание обращалось теперь на внешнее, обрядовое, а не на внутреннее. Народ мало знал веры, не ведал требований и правил жизни по духу закона. Книжники не хотели учить его. Да и сами они всю мудрость свою поставляли в том, чтобы более знать мелочных преданий старцев. Эти предания они желали соблюдать, а предписания Божьего закона нарушали с легким сердцем. Они оставили, т.е. презрели, перестали выполнять важнейшее в законе – суд, милость и веру. Евреи имели неоцененное сокровище в своем Богодарованном законе. Ни один народ не был так облагодетельствован Богом. Воистину это была прекрасная совне смоковница среди дикого виноградника. Но внутреннее-то достоинство народа не соответствовало его внешнему убранству. Плодов веры не нашлось в нем. Бесплодие было неизвинительное. Оно всецело зависело от самого народа. А как дело свободное, оно подлежало ответственности. Там, где действуют напр. силы природы, по Богом установленным законам, там не может быть вопроса об ответственности. Если бы смоковница не получала соков, то конечно, она засохла бы. Тогда и не было бы в этом ничего изумительного. Никто и не стал бы искать плодов на сухом, безжизненном дереве. Труп не может делать ни добра, ни зла. Но пока жив человек, в нем действует душа Богоподобная. Всякая душа, рассуждает один учитель Церкви, по природе христианка. Это означает то, что людям прирожденно стремление к Богу. Как былинка тянется к солнцу, так и душа человека ищет Бога. Конечно, у человека, поврежденного грехом, потемнились и понятия о Боге. Посему он и мог почитать за богов тварные предметы. Явилось идолопоклонство. Но, почитая идолов за богов, человек старался угождать им. Он воображал, что бесчувственные боги его дают правила жизни и награждают тех, которые исполняют их, и карают нарушителей. Истина перемешана с ложью в уме язычника. Боги его не живы и не могут делать ни доброго, ни злого. Но верно то, что Бог истинный, живой, вечный награждает праведных и карает злых. Совесть подсказывает и язычнику, что добро, и что зло. Посему он, не зная закона, являет дело законное, написанное в сердце его, прислушиваясь к голосу совести (Рим.2:15).

Совесть есть голос Божий в душе человека. Но сей глас Бога вечного и неизменяемого со времен пророка Моисея стал слышаться в законе писанном. Более полный и совершенный закон дарован нам в Церкви Христовой. Так, братие, мы имеем теперь закон внутренний, совесть, и совершеннейший закон Господа нашего Иисуса Христа и Духа Святого, возвещаемый нам Святою Церковью. Нам точно указано, что мы должны делать и чего избегать. Как совесть одобряет добрые дела наши и осуждает злые, так и по закону Христову за добродетельную жизнь обещаются награды, а за греховные дела наказания. Мы представляем прекрасную и со вне смоковницу, украшенную листьями, да и внутри с обильным запасом благодатной силы Божьей на помощь и освящение нас. Но если и при сем окажемся бесплодными, не приносящими плодов святой, добродетельной жизни, то ясно ведь, чего мы должны ожидать будем. По притче посечение нам предстоит.

Домовладыка и хозяин виноградника рече к винареви: се, третие лето, отнелиже прихожду ищя плода на смоковнице сей, и не обретаю: посеци ю убо, вскую и землю упражняет.«И сказал виноградарю: вот, Я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает» (Лк.13:6). Вот приговор смоковнице, не приносящей плода. Как бесплодная, она бесполезна. Этого мало, она вредна тем, что, занимая напрасно землю, лишает хозяина возможности на месте ее посадить дерево, которое будет приносить плоды. Когда Спаситель говорил притчу, Он, конечно, ближайшим образом имел в виду евреев. Они не плодоносили дел жизни праведной, по заповедям, данного от Самого Бога, закона. Господь Иисус Христос и объявляет им Божий приговор. В другом месте Он говорил евреям: глаголю вам, яко отъимется от вас царствие Божие и дастся языку творящему плоды его (Мф.21:43). Точно дерево вредное, евреи устраняются из Божия виноградинка. На место их насаждается дерево, обещающее приносить домовладыке обильные плоды.

Это новое древо мы с вами, чада Церкви Православной. Нас Господь по Своему неизреченному милосердию насадил в Своем винограднике, Церкви Святой. Так знайте, что Он от нас ожидает плодов веры и жизни добродетельной, святой. А истинные плоды жизни святой по духу Христову таковы: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22–23). Испытайте же себя, обретаются ли в вас сии духовные плоды? Первый прекраснейший плод есть любовь. Любите ли вы Бога, любите ли ближних? Кто любит Бога, тот творит Его заповеди. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, говорит Господь Иисус Христос (Ин.14:23). Сия бо есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем, добавляет возлюбнейший ученик Спасителя (Ин. 5:3) Заповеди Божии не тяжелы, свидетельствует тот же Апостол. Но, несмотря на это, точно ли мы исполняем их? Много ли у нас праведных людей? Они смиренны и не показывают себя, говоря, что они грешники. Но вот многие не говорят, а делами показывают, что они пребывают во грехах и услаждаются ими. Одни пьянствуют, другие крадут, у иных язык без устали изрыгает срамословия на соблазн другим, прелюбодействуют, родителей не почитают, праздников Божиих не знают, оскорбляя их разгулами. Да и можно ли перечесть всех беззаконий, которые совершаются в нашем обществе, именующем себя обществом православных христиан? А пребывают ли в сердцах наших радость и мир, истинные плоды действия Духа Святого? О, многие и понятия не имеют о сих плодах. Радуются греховными утехами, радуются, делая зло ближнему, веселятся греховно, с плясками, нескромными песнями, игрою в карты и греховными беседами. А есть ли в сердце нашем долготерпение, благость и милосердие? Терпение великая христианская добродетель. Кто приобретает ее, тот запасается долготерпением. А оно порождает благость и милосердие. Но не более ли всего мы любим самих себя? Как себялюбцы, мы часто не прощаем ближнему согрешений его против нас, хотя сами просим Бога о прощении наших грехов, бываем не милосерды и нетерпеливы.

Воздержания мы как будто и не хотим знать, ибо слишком любим себя. Да вообще мы косны и ленивы на дела Богу угодные, на все то, что именуется добродетелью. А между тем добродетель-то краше всего в мире сем. Вот послушайте, как говорит о ней св. Иоанн Златоуст: «Добродетель имеет и главу и члены, благолепнейшие всякого стройного и красивого тела. Что такое, спросишь, есть глава добродетели? – Смиренномудрие. Посему и Христос начинает со смиренномудрия, говоря: блажени нищие. Вот глава добродетели! Она не имеет ни волос, ни кудрей, но так прекрасна, что, привлекаем Самого Бога. На кого воззрю, говорит Он, токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих (Ис.66:2)? И еще: близ Господь сокрушенных сердцем (Пс.33:19). Глава сия вместо волос и косы приносит жертвы благоприятные Богу. Она есть золотой жертвенник и духовный алтарь. Ибо жертва Богу дух сокрушен (Пс.50:19). Она есть матерь премудрости. Кто ее имеет, тот и все прочее иметь будет. Итак, хочешь ли видеть главу, какой ты еще никогда не видывал? Хочешь ли видеть, или, лучше, узнать лицо добродетели? Для сего всмотрися сперва в цвет оного румяный, живой и весьма приятный, а потом узнай, от чего оный происходит. От чего же именно? От того, что добродетель стыдлива и всегда краснеет... Сие и на прочие члены разливает большую красоту. Если и тысячи смешаешь цветов, все не произведет такой лепоты. Ежели хочешь видеть и глаза, то посмотри: они тщательно очертаны скромностью и целомудрием. От сего они прекрасны и проницательны так, что видят Самого Господа. Блажени чистии сердцем, говорит Он, яко тии Бога узрят (Мф.5:8). Уста же добродетели суть премудрость, и разум, и знание духовных песнопений. Сердце ее есть глубокое ведение Писаний, соблюдение истинных догматов, человеколюбие и добродушие. И как без сердца не возможно жить; так и без исчисленного теперь невозможно спастися. Ибо отсюда рождается все доброе. У добродетели есть также свои руки и ноги – явление добрых дел. Есть у нее душа – благочестие. Есть у нее золотая и твердейшая адаманта грудь – мужество. Легче все одолеть, чем сокрушить сию грудь. Наконец, дух, пребывающий в мозгу и в сердце, есть любовь» (Толк. на Ев. Мф. II. 308–310 стр.). Так прекрасна добродетель. Отчего же многие, и очень многие не любят ее и не стремятся обогатиться ею? Зависит, братие, эта нелюбовь к добродетели часто от незнания ее. Известное дело, как будешь любить то, о чем не имеешь и понятия? Чтобы знать добродетель, нужно изучить те книги, которые изображают ее. А эти книги суть Священное Писание, Священное Предание, Богослужебные книги и жития святых. Много ли у нас, православных, людей, любящих чтение и изучение названных книг? Иные никогда не прочитали Евангелия, не говоря уже о Библии всей. Ее едва ли найдешь в одном из десяти домов. Других книг душеспасительных не приобретают и совсем не читают. Что же удивляться тому, если православный христианин не знает христианских добродетелей? Конечно, возможно и при знании неисполнение их. Даже и часто бывает так. Человек, положим, прошел с успехом школу. Учился он и Закону Божию. Немного запало в сердце его семян слова Божия, а сам образованный-то человек не позаботился уже расширить круг религиозных познаний. Так он и остается с тем, что вынес из школы, да из сего-то запаса многое забудет. Конечно, он имеет понятие о христианских добродетелях: но не исполняет заповедей о них. Почему? Потому что он не испытал сладости добродетелей. Он знает только наименование их, но не сущность. Добродетель сама с первого раза не привлекает к себе. Она скромна. Человек первоначально должен понудить себя к ней. Но как только он сделает первый шаг, то ощутит уже благоухание ее. Наоборот, грех тянет к себе тогда, когда человек его еще не совершал. Но, совершивши, он узнает смрадность его. Однако же это знание многих не вразумляет. Так они уже становятся покорными рабами греха. Ярмо греховное тяжело, но они несут его без ропота, с какою-то усладою. И вот человек не приносит уже плодов святой жизни, и приносить не может, хотя и числится членом Христовой Церкви, этого истинного виноградника. Но нечего и говорить о том, что ожидает таковых служителей греха. Как бесплодные, они подлежат удалению из виноградника. Не спрашивайте, почему же Бог не уничтожает грешников? По Своему долготерпению. Есть за грешников Ходатай, Господь Иисус Христос. Он, в притче представляемый виноградарем, на предложение домохозяина срубить смоковницу, рече Ему: господи, остави ю и се лето, дóндеже окопаю окрест ея и осыплю гноем: и аще убо сотворит плод: аще ли же ни во грядущее посечеши ю (Лк.13:8–9). «Но он (виноградарь) сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». Так Господь Иисус Христос есть Ходатай за всех людей. Он ходатайствовал и за непослушных евреев пред Богом Отцом. Пришел Спаситель к ним, чтобы положить основание Церкви Святой, благодатному Царству Пресвятой Троицы. В это Царство Он звал евреев Сам, звал чрез Апостолов, а после и отцов Церкви и учителей. Как Бог, Иисус Христос знал, что евреи не послушают и сих благовестников. Но Он ведь говорил приточно. Ожидание вообще означает терпение. Божие терпение есть милосердое Долготерпение. Еще пождать год один это значит не отвергать евреев до времени. Быть может, Спаситель говорил притчу эту уже на третьем году Своего служения. Еще год пройдет, и евреи предадут Его на крестную смерть, отрекутся от Него, и тогда произойдет посечение этой бесплодной смоковницы, отторжение народа еврейского и призвание язычников в Церковь. Отверженные же евреи и понесут тяжелое наказание – падение Иудеи и разрушение Иерусалима.

Но чему же нас научают заключительные стихи притчи? Господь Иисус Христос ходатайствует пред Богом Отцом за нас грешных. Бесплодны мы верою и добрыми делами. Но, братие, не ушло от нас еще время исправления. Из бесплодных мы можем сделаться плодоносящими. Не впадайте в отчаяние. «Дети мои! сие пишу вам, утешает христиан св. Евангелист Иоанн Богослов, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:1–2). Вот по ходатайству пред Отцом небесным Господа Иисуса Христа нам и дается отсрочка. Гнев Божий заслужили мы, а Он щадит нас, ожидая от нас покаяния и исправления жизни. Так неужели еще презрим Божьего долготерпения? Неужели будем коснеть во грехах, служа диаволу и страстям? Да не будет сего! Если Господь и еще потерпит, то придет время отвержения на будущем суде. Не веки вечные будем мы ведь жить на земле. Смерть стоит за плечами. Изображают ее с косою, чтобы показать, как она иногда неожиданно подкашивает жизнь. Иных ты видишь сегодня, а завтра, быть может, получишь известие о скоропостижной кончине их. Да и кто может с полною уверенностью сказать, что он доживет до утра. Безумне! скажет Господь, в сию ночь душу твою возьмут у тебя. И возьмут, если повелит Господь. Зная это, не будем отлагать исправления жизни со дня на день. Поверь, никто не будет сожалеть о том, что сегодня положил благое начало покаянию. О, если бы Господь сподобил нас прочее время жизни нашей в мире и покаянии скончати. С покаянием соединим дух смирения, сокрушения, плача, жажды оправдания и помилования, всепрощения, миротворения и готовности терпеть за праведность. Это и суть плоды жизни во Христе. Кто принесет таковые плоды, того Господь Иисус Христос величает блаженным. Как плодоносная маслина, он будет сбережен, сохранен и помилован и внидет в радость Господа своего. Но сохрани Бог от лености. Отлагая день за днем исправление жизни, легко можем опоздать. За гробом ведь нет покаяния. Что здесь на земле соберешь, с тем и явишься пред страшным судилищем Христовым. Сеял леность, нерадение, грехи, пожнешь осуждение. Сего требует правда Божия. Много, слишком много Бог милосердует нас на земле. Неужели будем надеяться, что Он продолжит Свое беспредельное милосердие к грешникам и за гробом, в будущей жизни? Известно нам, что некоторые в древние времена не совсем право учили так, да и в недавнее время открыто это повторяли. Но при этом забывали одно, что при милосердии Господь Бог и правосуден. Если грешник отвергал все Божие попечение о спасении его, то как он не осудится, когда был на стороне врага Божия? Бог не хочет, чтобы человек погибал, но человек-то сам идет погибельным путем. Известен ему путь спасительный. А он не хочет ступать по нему. Бог многоразлично напоминает и побуждает, а человек грешный презрительно относится к попечению Божию. Возможно ли помиловать такого человека, который, сам не искал и как бы не желал помилования? Нет, братие, не льстите себя надеждою после смерти исправиться и после осуждения на всеобщем суде получить прощение от Бога. То верно, что Святая Церковь молится за умерших, и Господь слышит и приемлет молитвы ее. Но эти молитвы будут возноситься к Богу только до кончины века, пока существует Святая Церковь на земле. Да и возносятся они только за скончавшихся в вере и надежде на помилование от Господа. А за тяжких грешников, неверующих, безбожников и отступников от Церкви и молитв Бог не приемлет. Таковых грешников Он осудит на вечные муки. Господь Иисус Христос об этом благовествует в притче о неводе, или рыболовной сети.


Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа : Внебогослужебные беседы / Свящ. Василия Преображенского. – Вып. 1-2. – Москва : Тип. Лит. И.Е. Ермакова, 1897. / Вып. 1. – IV, 319 с.

Комментарии для сайта Cackle