Отдел V. Церковное имущество.
Церковь, как всякое сообщество, имеет потребность, для успешного достижения своих целей, в материальных средствах (напр., в зданиях для богослужебных собраний, в известных предметах, необходимых для отправления богослужения, в средствах на содержание различных церковных учреждений). Поэтому, Церкви должно принадлежать право на обладание собственным имуществом.
Нельзя сказать, чтобы это было одним из существенных ее прав, т. е. таким, без которого немыслимо было бы само ее существование и осуществление ее духовных целей. Когда Церковь не была признана государством, она существовала и выполняла свое назначение, а ее потребности в материальных средствах удовлетворялись частной собственностью ее членов, приносимой ими ей в дар на те или иные ее нужды. В то время Церковь в римской империи могла, по гражданским законам, владеть имуществом на имя отдельных своих членов (напр., епископов), или под именем погребального общества, так как подобные общества были признаны в государстве юридическими лицами. Ответчики, в случае уклонения от явки на прения, принуждаются к ней гражданской властью по требованию консистории. – Полиция вообще обязана исполнять все законные требования духовного суда и духовных следователей. Тем не менее, Церковь всегда оставляла за собой право обладать собственным имуществом, называя приобретаемое ею Господним достоянием, принадлежащим Богу (Апост. 38, 40), и своими законами определяла его сохранение и распоряжение им.
Признание государством Церкви как самостоятельного сообщества, должно, по справедливости, сопровождаться и признанием ее правоспособность к обладанию имуществом.
В римской империи это последовало в начале IV века, за объявлением закона, предоставлявшего свободу христианскому вероисповеданию. Константин Великий возвратил Церкви отнятое у нее во время гонений имущество, отдавал ей имущество мучеников, не оставивших после себя близких родственников, сам жертвовал ей земли, здания, назначал некоторым церквам жалование, позволял Церкви принимать по завещаниям и приобретать другими законными способами собственность. Последующие христианские императоры предоставляли Церкви различные имущественные привилегии (Напр., освобождение церковного имущества от некоторых налогов и повинностей, наследование Церковью имущества духовных лиц, умерших без завещания и наследников, увеличение исковой давности относительно церковной собственности, некоторые исключения из общих правил о завещаниях, сделанные для завещаний в пользу Церкви и др.), давали ей возможности умножать свое имущество.
В России Церкви, с самого ее возникновения, также были предоставлены все способы приобретения имущества. Некоторым церковным учреждениям сами князья своими уставами и грамотами определяли средства содержания; так, напр., на содержание архиерейских кафедр вводились пошлины с торговых мер и весов (наблюдение за которыми устав св. Владимира предоставлял святителям), пени и пошлины с церковного суда, десятины с княжеских имений и доходов. Предоставлялись земли с различными угодьями, селения с данями и налогами и др. Церкви с причетами содержались или за счет своих строителей (князей и владельцев), или за счет приношений и сборов от приходских общин (преимущественно натурой), а также получали земли и другую недвижимость в качестве наделов или пожертвований от них же, иногда (впрочем, в редких случаях) владели вотчинами. Особенно же в древней Руси приумножалась недвижимая собственность монастырей. Государи и владельцы, по религиозному чувству и особенному уважению к иноческой жизни, к просветительской и благотворительной деятельности монастырей, наделяли их землями и поместьями на помин своей души. Сами монастыри также могли беспрепятственно приобретать обширные земельные участки или покупкой, или занятием пустующих земель (чаще всего – на окраинах государства), которые обрабатывались и колонизировались ими. Жалованными грамотами государей (Права владения и имущественные привилегии Церкви были признаны и подтверждались также татарскими ханами.) вотчины монастырей и духовных властей снабжались разными экономическими и судебными льготами. Эти льготы и хозяйственное благосостояние монастырей привлекали на монастырские земли многочисленное население.
С конца XIV века возникла и стала созревать мысль о том, что владение монастырей землями и селами несообразно с целями иноческой жизни, вредно влияет на нее. Эта мысль впоследствии (в XVI веке) вызвала оживленные споры с ее противниками. Защитниками ее были: знаменитый подвижник Нил Сорский (основатель скита его имени на р. Соре), его последователи – подвижники Белозерского монастыря и горячий обличитель современных ему пороков – Максим Грек. Представителем противоположного мнения был также знаменитый ревнитель строгого иночества и дух. просвещения преп. Иосиф, игумен Волоколамского монастыря. С другой стороны, от расширения вотчинного владения монастырей и от привилегированного положения их вотчин стали страдать государственные интересы (у правительства уходила из рук земля, которая была ему нужна для раздачи служилым людям и для интересов казны; служилые люди беднели и испытывали затруднения в несении службы из-за убыли на их землях крестьян, переходивших на льготные монастырские земли; государственные повинности должны были ложиться всей тяжестью на остальные нельготные земли и их население). Поэтому, уже с начала XVI века государственное правительство начало ограничивать права владения монастырей и архиереев, и поднимало вопрос об изъятии церковных вотчин в пользу государства. Такой вопрос был поставлен Иоанном III в 1503 г. Московскому Собору (Незадолго до того, после покорения Новгорода, он раздал своим боярским детям, за их службу, несколько церковных земель Новгородской области), но святители, ссылаясь на св. Писание, каноны Церкви, постановления и примеры греческих и русских государей и ордынских ханов относительно неприкосновенности церковной собственности и ее преимуществ, ответили великому князю, что они не смеют и не благословляют отдавать церковного стяжания, как Богу посвященного. Князь более не настаивал. Иоанн IV успел провести на Соборах постановления, значительно ограничивающие возрастание церковных вотчин. После Стоглавого Собора, который предоставил дело о церковных землях благоусмотрению Государя (защищая, тем не менее, в своих постановлениях неприкосновенность церковного имущества), правительство запретило епископам и монастырям вновь приобретать вотчины без предварительного царского дозволения, под страхом изъятия их в пользу Государя. Собор 1573 года постановил принимать вотчины, с согласия Государя, только бедным землею монастырям; а в 1581 г., на требование царем от церковного правительства пожертвований церковного имущества (по случаю истощения государства от войны), Собором было положено: монастырям и архиереям впредь не приобретать земель; завещанные земли возвращать родственникам завещателя за денежное вознаграждение в размере стоимости имущества, а если у него не окажется родственников, даже дальних, отдавать в казну, которая заплатит за землю деньгами; кто поступит вопреки этому, у тех отбирать землю в пользу Государя. Но эти распоряжения строго не выдерживались. Царь Алексей Михайлович своим Уложением подтвердил решительное запрещение увеличивать церковные вотчины и упразднил некоторые их привилегии; часть церковных земель была даже отобрана в казну. Со времени Петра Великого окончательно отменяются имущественные привилегии церковных учреждений; церковные вотчины привлекаются наравне со всеми прочими (и даже более) к общим государственным обязанностям по платежам и отбыванию повинностей; церковное имущество и распоряжение им попадают под строгий контроль государственной власти (посредством особых учреждений, часто менявших свое название (Монастырский Приказ, Камер-Контора, Коллегия Экономии и пр.) и подведомственных то светскому, то церковному правительству); доходы от имущества становятся источником средств на удовлетворение различных государственных и общественных нужд (Даже и таких, как, напр., литье пушек, постройка триумфальных ворот, покрытие расходов на приказные палаты, устройство конных заводов (при Бироне) и т. п.). Наконец, в 1764 году (26 Февраля) церковное земельное имущество, с его доходами, включается в состав государственного имущества и поступает в ведение и пользование государства; церковным же учреждениям и архиереям назначено денежное вознаграждение от казны (по штатам) и надел землей в определенном количестве.
При изложении действующего церковно-имущественного права в России мы рассмотрим: а) средства содержания церковных учреждений и способы приобретения этих средств; б) особые права и преимущества, предоставленные церковной собственности; в) управление церковным имуществом.
Средства содержания и способы их приобретения.
Средства содержания церк. учреждений и должностных лиц или даются от государства его правительством, или приобретаются Церковью от частных пожертвований, либо другими, дозволенными ей ее собственными способами.
Средства, получаемые от государства.
а) Денежные вклады. Сюда относятся: 1) казенное содержание и жалование архиереям, церковно-правительственным учреждениям и служащим в них, кафедральным соборам и их причетам; 2) оклады архиерейским домам и штатным монастырям, назначенные взамен отобранных у них в казну земельных владений и освобождения от обязательной службы архиерейских и монастырских крестьян; 3) жалование состоящему в штате сельскому приходскому духовенству, пенсии священно-церковнослужителям епархиального ведомства, а также содержание церквей при казенных учреждениях, жалование и пенсии их причетам, по особым положениям; 4) пособия на общецерковные нужды, на особые церковные потребности в некоторых местностях, – напр., на улучшение содержания духовно-учебных заведений, на строительные расходы по дух. ведомству, на церковно-приходские школы, и др. Суммы, оставшиеся свободными из отпускаемых на содержание соборов, монастырей, архиерейских домов, школ и приходского духовенства поступают также в распоряжение духовного ведомства.
Обеспечение епархиального приходского духовенства постоянным жалованием, предполагавшееся правительством еще с 18-го столетия и осуществлявшееся для весьма немногих церквей (притом в очень скудных размерах), с особой решительностью стало вводиться в царствование Николая I. Он повелел отпускать из казначейства денежные суммы на жалование приходскому сельскому духовенству, начиная с более бедных епархий, с тем, чтобы эта сумма ежегодно постепенно увеличивалась. В 1842 г. были выработаны и утверждены штаты постоянного содержания причетов, причем приходы были разделены на 7 классов, по числу душ в приходе. Размер жалования был неодинаков для различных губерний и для приходов разного класса. Такое постепенное увеличение отпускаемых из казны денег, прекратившееся с 1861 г., было повелено восстановить в 1892 г. и продолжать впредь ежегодно до тех пор, пока не будет назначено содержание от казны всем причетам в Империи. Назначение содержания причетам, не получавшим его до этого времени, предоставлено св. Синоду (Мн. Госуд. Сов. 23 Апр. 1893 г.). Положение о пенсиях введено в действие с 1866г. Об их выплате установлены особые (временные) правила. Установленный позднейшим законом размер жалования следующий: священнику от 100 до 600 руб., диакону 80 – 300 р., псаломщику 40 – 200 р. Пенсии из Госуд. Казначейства назначены за 35-летнюю службу: 300 руб. в год священникам, 200 руб. диаконам, псаломщикам – 100 р. Устав о пенсиях священнослужителям и псаломщикам Высочайше утвержден 3 Июня 1902 г.
б) Надел землей и пользование угодьями и лесами. Распоряжение правительства об этом последовало в 1764 г. относительно монастырей и архиерейских домов, а потом (в 1766 г). и относительно сельских приходских церквей. В определенную тогда пропорцию земельных раздач церквам велено было засчитывать и то количество земли, которое до того времени было закреплено за церквами, по так называемым писцовым книгам (писцовые земли). По действующим законам, монастыри наделяются землей из казенной собственности в количестве 100 – 150 десятин (и более, где могут позволить местные обстоятельства); архиерейские дома – в количестве 60 десятин; сверх того, те и другие получают лучшие угодья из казенных оброчных статей (мельницы, рыбная ловля). Для продовольственных нужд причетов сельских приходских церквей обязательный надел каждого причета землей (которая отводится или из казенных земель или от крестьянских по распоряжению правительства) должен быть в размере 33 – 39 десятин, смотря по количеству состоящих в пользовании у прихожан земель.
Есть церкви ружные, причеты которых получают от прихожан определенную ругу (т. е. содержание натурой или деньгами). Они также наделяются узаконенной порцией земли, которая остается в пользовании прежних ее владельцев, пока между ними и причетами существует соглашение о руге.
Церковные земли могут быть обрабатываемы теми лицами, которым они предоставлены в распоряжение, средствами их собственного хозяйства, или отданы в наем, с ограничениями относительно срока арендного содержания. Эти ограничения состоят в том, что земли, обращенные, с надлежащего разрешения духовного начальства, в оброчную статью, могут быть отданы в аренду с торгов, по разрешению духовного начальства и по оформленному условию с нанимателем, не более как на 12 лет; прочие же земли, полевые и сенокосные, позволяется отдавать в наем (Членами причета или всеми сообща, или каждым в отдельности, с ведома прочих членов. Усадебные земли не должны отдаваться под постройки посторонним лицам) только на годичный срок, по письменному условию, официально оформленному или частному. Обращать же в оброчную статью можно только ту часть земли, которая превышает узаконенную пропорцию для содержания причета; разрешение на это может быть дано Св. Синодом только в случае особо уважительных причин. Земли, принадлежащие городским церквам, могут быть оброчными статьями.
Кроме надела землей и угодьями, монастырям и архиерейским домам (там, где есть возможность) отводятся казенные лесные участки, с тем, чтобы эти учреждения, пользуясь лесными материалами для своих потребностей, охраняли данные им леса от истребления и заботились о лесонасаждении в них. Дозволено также отпускать из казенных лесных угодий, за уменьшенную плату или бесплатно, строевой лес на необходимые церковные постройки, по ходатайству духовного начальства.
Примечание. О пользовании церковными лесами существуют особые постановления, направленные на охранение лесов от истребления, чтобы они могли служить источником постоянных доходов.
Частные пожертвования.
Церковные учреждения и причеты могут на общих основаниях принимать от частных лиц пожертвования как деньгами, так и другими вещами, движимым или недвижимым имуществом.
а) Принятие денег и другой движимости не обусловлено какими-либо особыми законами. О пожертвованиях в пользу Церкви или на постоянное содержание причета, ценность которых значительна, сообщается Св. Синоду через епархиальное начальство. Дела, возникающие по благотворительным завещательным распоряжениям частных лиц и пожертвованиям в пользу архиер. домов, монастырей и церквей недвижимым имуществом разрешаются местным епарх. начальством. Предварительно, местная духовная Консистория входит в сношение с кем следует о том, имеет ли жертвователь или завешатель право так распорядиться своим имуществом, и соблюдены ли в точности все положения, установленные для подобных случаев (Уст. Кон. 106, 126, 137; Св. З. X, 1, 985). Выписки из дух. завещаний, по которым что-либо оставляется в пользу духовных учреждений, передаются Окружными Судами прокурору для их направления по принадлежности (Св. Зак. X, ч. 1, 109).
Назначение в духовном завещании передачи чего бы то ни было в пользу церкви или целого причета не лишает кого-либо из священно-церковнослужителей той же церкви (или того же причета) права быть свидетелем завещения (Реш. Сен. см. Ж. М. Ю. 1866 г. №4).
К добровольным приношениям относятся и подаяния причету от прихожан за исполнение для них церковных треб. Постановлений об обязательной плате за это теперь в законе не существует. Иногда, впрочем, она устанавливается решениями местных сельских общин или обычаем. Постановления о ней существовали в прошедшем столетии. В 1801 г. именной указ, отменив изданное до того постановление об обязательной обработке крестьянами церковных земель, увеличил упомянутую плату за требы. (Напр., за крещение было положено давать 6 коп., за свадьбу 20 к., за погребение 20 к.)
б) Право наследования в случае всякого имущества, остающегося после монашествующих лиц низших степеней, а также в случае выморочного имущества, остающегося после архиереев, настоятелей и настоятельниц монастырей, по закону принадлежит только монастырям и архиер. домам. Вещи, относящиеся к ризнице, не могут быть передаваемы в любом случае ни по завещанию, ни по праву наследования (Св. З. X, I, ст. 1025, 1187 и 1224).
Примечание. По закону Юстиниана, епископ должен был оставлять своей церкви все приобретенное им во время епископства (Кормч., гл. 44, гр. 10, ст. 5).
в) Особый вид пожертвований составляет сбор добровольных денежных подаяний через сборные книги и кружки.
1) Сборные книги могут быть выданы только в пределах епархии ее начальством (надлежащим образом прошитые, имеющие подпись и печать Консистории), и только на истинные и существенные нужды церквей, особенно – на постройку и ремонт в бедных приходах тех церквей, без которых православный народ не был бы удовлетворен церковным богослужением. На другого рода церковные нужды сборы могут быть произведены только в пределах прихода и его окрестностей (Ук. Св. Син. 30 Сент. 1856 г.). Книга для сбора на определенную церковь выдается одному благонадежному (по свидетельству местной полиции) лицу, выбранному приходом с согласия причета, и на срок не более одного года. На таких же основаниях выдаются книги и для сборов на монастыри (одному из монахов). Жертвователи могут вписывать в эти книги свои подаяния. По истечении срока книги освидетельствуются и проверяются местной Консисторией. Повсеместные сборы в Империи разрешаются не иначе, как Высочайшей властью, по ходатайству Св. Синода (о них сообщается Пр. Сенату). Сборы на заграничные православные церковные учреждения также допускаются только по Высочайшему соизволению, испрашиваемому Св. Синодом по предварительному сношению с Министерством Иностранных Дел.
2) В церквах и часовнях денежные сборы на местные церковные потребности производятся посредством кружки (или кошелька и тарелки), которой церковный староста обносит во время богослужения посетителей церкви. С разрешения архиерея, кружки для той же цели могут быть выставлены вне церквей и часовен на их стенах или оградах. Сверх того, законом или высшей церковной властью определено иметь во всех церквах (в казенных – с согласия их управления) несколько кружек и для других церковных целей (на бедных духовного звания, на улучшение быта паломников в Палестине, на распространение православия между язычниками в Империи, на восстановление православия на Кавказе). Сборы по этим кружкам, отчетность по сборам и их отсылка по назначению относятся к предметам церковного хозяйства. Только высшей церковной властью разрешается выставлять или обносить временами кружки во всех церквах для нужд некоторых нецерковных учреждений и благотворительных обществ (напр., на больных и раненых воинов, на попечительство о слепых); в той или иной церкви производятся также сборы на местные благотворительные учреждения при ней, по уставам этих учреждений или с разрешения епархиального начальства. Но всеми подобными сборами распоряжаются те общества и учреждения, для которых эти сборы позволены. Взято за правило обносить в церквах постоянно только кружки в пользу самой местной церкви и бедных духовного звания (последнее не обязательно для монастырей); прочие же кружки, дозволенные к обношению, носить по очереди, – не более одной каждый раз (Опр. Синода, 23 Мар. 2876 г.).
Другие способы приобретения Церковью материальных средств.
а) Главный из таких способов есть продажа восковых свечей, употребляемых при богослужении; она составляет главнейший источник церковных доходов. В древней Руси производство этих свечей и торговля ими не были ограничены какими-либо законами и предоставлялись всякому. Церковь не имела от них дохода, употребляя при богослужении свечи, приносимые в нее прихожанами. Импер. Петр I (Ук. 1731 г. П. С. З. № 3746) запретил свободную продажу церковных свечей и велел обратить ее в пользу церквей с тем, чтобы прибыль от продажи шла на содержание богаделен при церквах. Но это повеление осталось неопубликованным и потому не приводилось в действие. В начале 19-го столетия на докладе бывшей Комиссии духовных училищ (от 28 Авг. 1808 г). последовало Высочайшее утверждение, в силу которого только церквам предоставлялось право производить розничную продажу церковных свечей (Пол. Соб. Зак. т. 30, №№ 23122 и 23254). Такая мера открывала Комиссии богатый источник средств на содержание духовно-учебных заведений, так как вся прибыль от продажи свечей (определенная по количеству проданных свечей, по их весу) должна была поступать в Комиссию на этот предмет. Порядок взимания центральным духовным управлением прибылей из доходов церквей был впоследствии изменен (см. ниже); но постановление о продаже церк. свечей остается в силе. По действующим законам (Они имеют в виду не только ограждение церк. денежных интересов, но и борьбу с фальсификацией церк. свечей.) церк. свечи должны быть изготавливаемы из чистого пчелиного воска; розничная торговля ими никому, кроме церквей и состоящих в ведении дух. начальства свечных заводов и лавок, не дозволяется. Их выпуск с заводов и оптовая продажа должны производиться не иначе, как в цельных запечатанных пачках, весом не менее 20 фунтов в каждой (при том, с этикеткой завода и с обозначением на обертке, что в пачках церк. восковые свечи). Чтобы отличить церк. свечи от изготавляемых для домашнего употребления, не из чистого пчелиного воска, для первых установлены особый внешний вид и цвет фитиля.
Длина церк. свечи должна быть в 6 раз больше ее толщины, кроме свечей имеющих особое назначение в церкви; ее фитиль должен быть белым с красной нитью. Свечи не только с этими особыми признаками, но и с одним из них, должны считаться церковными. Для домашнего употребления свечи, если их изготавливается боле 8 штук на один фунт, не должны быть одинаковыми по виду и цвету фитиля с церковными свечами.
Дела о нарушении правил, касающихся изготовления, хранения для продажи и самой продажи церк. свечей, производятся порядком, определенным в законах о нарушении уставов казенного управления.
Возбуждение таких дел является обязанностью полиции; они подсудны мировому или городскому судье, или земскому начальнику, если сумма штрафа за нарушение указанных правил и цена подлежащих при этом конфискации свечей не превышает, каждая в отдельности, 300 руб.
За нарушение правил о выпуске с заводов и оптовой продажи церк. свечей виновные подвергаются взысканию в размере не свыше 100 руб.; тот же штраф установлен за розничную продажу их лицами, не имеющими на это права: сверх того, все найденные у таких лиц церк. свечи конфискуются. Виновные в изготовлении, хранении для продажи или в самой продаже свечей не из чистого пчелиного воска, числом более 8 штук на 1 фунт и одинакового с церк. свечами вида и цвета фитиля, подвергаются конфискации неправильно изготовленных свечей и штрафу не свыше 300 руб. (если не подлежат более строгому наказанию по ст. 173 уст о нак., налаг. мир. суд.). – Денежные штрафы идут в пользу дух. ведомства и конфискованные свечи передаются в распоряжение еп. начальства (см. Церк. Вед. 1893 г. №№ 4 и 6; Уст. о наказ. Мир. Суд. 483–485).
Для увеличения средств на обще-епархиальные потребности, особенно – на потребности духовных училищ, по представлению Съезда духовенства и с разрешения архиерея, для епархии могут учреждаться на обще-церковные средства свечные заводы, а при цервах – свечные лавки, и устанавливаться обязательная для епархиальных церквей покупка свечей с этих заводов (Ук. Св. Син. 10 Янв. 1871 г.; Опр. Св. Син. 25 Июля 1879 г.).
б) Исключительно церквам принадлежит право продавать венчики и листы разрешительной молитвы, возлагаемые при погребении на умерших (Опр. Св. Синода 18 Марта 1810 г.). Изготовлять эти предметы и снабжать ими все епархии предоставлено Московской Синодальной Типографии. Они должны продаваться в церквах по установленной цене. Доход от их продажи должен идти на содержание бедных учеников духовных училищ, по назначению Съезда от духовенства епархии (Ук. Син. 19 Янв. 1871 г.).
К источникам средств монастырей и городских кладбищенских церквей принадлежит еще продажа ими мест для погребения умерших; доходы от нее причисляются к прочим доходам этих церквей и монастырей.
в) Церкви и монастыри обязаны увеличивать свои доходы вкладами своих капиталов в кредитные учреждения (не только государственные), для приращения их процентами, или покупкой процентных государственных бумаг (непременно на имя церкви или монастыря и, если они назначаются на содержание причета, – с обозначением этого их предназначения). Отдавать церковные деньги под заклад запрещено; займы же их из одной церкви на нужды другой допускаются с разрешения архиерея (до 300 р). или Св. Синода (свыше 300 р.).
г) Духовные учреждения могут строить свои дома или приобретать недвижимое имущество покупкой не только для собственных нужд, но и для извлечения из них постоянных доходов. Монастыри, архиерейские дома и церкви могут покупать недвижимость при соблюдении того же порядка, который указан для закрепления за ними недвижимости, полученной в дар или по завещанию. Сдача в аренду всякой церковной недвижимости совершается с теми же условиями, как и при сдаче в аренду земель (см. выше). Недвижимое имущество, предназначенное для обеспечения церквей и причетов, может быть заложено (кроме земель) в кредитные учреждения, с разрешения Св. Синода (опр. Син. 14 Июня 1876 года).
Примечание. Для лучшего обеспечения причетов, еще указами Петра I требовалось, чтобы при церквах, на собранные церковные деньги, устраивались дома для проживания причета и чтобы эти дома составляли церковную собственность. Позднейшие постановления возлагают заботу об этом также и на прихожан. По действующим постановлениям, при поступлении просьб об образовании новых приходов, епархиальное начальство должно давать ход этим просьбам не иначе, как после получения от прихожан обязательства устроить дома для причета (кроме особо уважительных случаев). На устройство домов причета епархиальному начальству предоставлено право ходатайствовать в Мин. Гос. Имущ. о бесплатном отпуске леса из казенных участков. Постройки, возведенные на церковной земле на собственные средства кем-либо из членов причета, составляют его собственность; но при замещении его другим лицом должны быть проданы последнему или снесены. Строения, воздвигнутые внутри монастыря монашествующими, за свой счет, или посторонними вкладчиками, остаются во владении монастыря после смерти их устроителей.
д) Право на обращение недвижимого имущества в собственность на основании безконфликтного, безспорного и непрерывного владения ею в течение земской давности распростаняется и на церковные учреждения; на введение во владение такого рода имуществом не требуется испрашивать Высочайшего соизволения.
е) Центральное духовное управление получает доход от двух синодальных типографий, – С.– Петербургской и Московской, находящихся в непосредственном распоряжении Св. Синода. Им предоставлено исключительное право печатать книги св. Писания и богослужебные, а также листы бланков для церковных документов. При типографиях существуют книжные лавки. Из прибылей от продажи книг и бланков образуется специальный типографский капитал.
Примечание. Типографии существуют еще при Киево Печерской и Почаевской Лаврах; доход от них идет в пользу этих обителей. Богослужебные книги они могут печатать только с разрешения Св. Синода.
ж) К собственным имущественным средствам центрального дух. управления нужно отнести и прибыль от других, кроме типографского, особых капиталов, находящихся в распоряжени Св. Синода. Самый большой из них – духовно-учебный капитал, образовавшийся из остатков сумм от свечной прибыли, которые расходовались на духовно-учебные заведения, а также – из отобранных у церквей (1809 –1810 г.г). свободных сумм. (Этот капитал достигает 25 миллионов руб.).
Особые права церковного имущества.
Из уважения к целям, для которых предназначено церковное имущество, наши гражданские законы предоставляют ему некоторые льготы и преимущества, по сравнению с собственностью частных лиц, как это делали законы христианских греко-римских Государей.
а) Тяжбы об имуществе архиер. домов, монастырей и церквей производятся тем же порядком, который установлен для казенных дел. Имущество, поступающее безвозмездно в собственность церквей, монастырей и церк. причетов, освобождается от оплаты пошлины.
б) Земли и земельные угодья, принадлежащие монастырям, архиерейским домам и церквам, а также рыбная ловля (озера), данные им правительством, не подлежат земским сборам. Этим правом пользуются земли и угодья не только данные указанным учреждениям правительством (независимо от количества десятин), но и отведенные церквам от прихожан, взамен казенной земли. В последнем случае (т. е. земли, отведенной прихожанами) земля свободна от земских сборов только в количестве 99 десятин (высшей пропорции, узаконенной для землеотвода на содержание причетов). Исполнение дорожной повинности на землях, свободных от земских сборов, лежит на прихожанах. Не подлежит взиманию каких-либо налогов и оценочных сборов вообще все то недвижимое имущество церковных учреждений, которое, по своему свойству, не может приносить дохода, без различия того, отдано ли это имущество правительством, или приобретено этими учреждениями иными способами.
в) Церковные земли составляют неприкосновенную церковную собственность, не подлежат отчуждению и ограждены от всяких посторонних притязаний. Пользующийся землей причет есть непосредственный охранитель неприкосновенности и сам по себе не имеет права уступать, закреплять или закладывать ее кому-либо, или менять ее на другую; никакие акты об этом от имени причета не имеют силы (Св. Зак. IX, ст. 401 и д.). Только в особо уважительных случаях (когда, напр., продажа или обмен церковной земли или ее части предоставляет церкви существенные выгоды) допускается ее отчуждение с особого, каждый раз, Высочайшего соизволения, испрашиваемого через Совет Министров (это правило относится вообще ко всему недвижимому церковному имуществу). В случае упразднения монастыря или церкви, монастырские земли присоединяются к другим монастырям, а церковные – к другим церквам (к которым приписываются прихожане упраздненной церкви). В случае превращения приписанной к другому приходу церкви в самостоятельную, или восстановления упраздненной, ей должны быть возвращены ее земельные наделы или же капитал, образовавшийся от продажи этого надела, либо приобретенная на этот капитал другая земля. При отчуждении каких-либо участков церковной земли для государственных или общественных нужд, они заменяются другими участками из казенных и городских владений, либо за них выплачиваются деньги, в соответствии с имеющимися расценками (Св. Зак. X, ч. 1, ст. 577, 599).
Примечание. Для 9-ти западных губ. существует закон, по которому, в случае возникновения тяжбы о церковной земле, рассматривается, имеет ли церковь, с которой ведется спор, узаконенную пропорцию земли, и если не имеет, то истец (если его права доказаны) получает удовлетворение в иске от прихожан, ввиду их обязанности наделять церковь землей (Св. Зак. IX, прил. к 411, п. 17).
Управление церковным имуществом.
Общие канонические постановления. По общим каноническим постановлениям, церковное имущество должно быть учтено по описи, тщательно и добросовестно охраняемо и не смешиваться с частной собственностью церковных властей (Апост. 40; Ант. 24; Карф. 42). Управление им предоставлено власти епископов; ибо, – как говорит правило, – если им вверяется большая драгоценность – души человеческие, то тем более должно быть поручено попечению их вещественное церковное достояние (Апост. 41). Первоначально, когда епархия не делилась на особые приходы, все церковное имущество составляло одно целое при кафедре епископа и находилось в его ведении и распоряжении. Но для большей верности, дабы не случилось какого-либо нарекания на высокий сан епископа, он обязан был вести церковное хозяйство гласно, с ведома своего клира, и притом не иначе, как через экономов, назначенных из местного клира их избранием последним (4 всел. 26; Ант. 24 – 25; 7 всел. 11; Феоф. 10). За незаконное распоряжение церковной собственностью епископ нес ответственность перед Собором (Ант. 25).
Впоследствии, с образованием приходских церквей и особых причетов при них, каждая такая особая церковь стала иметь свое собственное имущество, заведывание которым должно было принадлежать местному клиру, но, конечно, под вышестоящим наблюдением епископа (Карф. 42). Общие постановления, касающиеся церковного имущества, отнесены и к монастырям, когда они были причислены к церковным учреждениям.
Отчуждать церковную собственность позволялось только в случае настоятельной потребности и для большей церковной выгоды: епископы могли это делать с позволения Собора и с согласия своего клира (7 всел. 12; Карф. 35 и 42; Кирил. 2). Проданное пресвитерами, при отсутствии у них епископа, должно было возвращаться Церкви (Ант. 15). Доходы церквей могли быть употреблены, кроме как на удовлетворение потребностей богослужения и других церковных нужд, также и на содержание служителей Церкви (По апостольск. правилу, которое постановляет, чтобы служащие алтарю питались от него (1Кор. 9:13–14).) и на благотворительные дела – на подаяние странникам, вдовам, и убогим, и вообще нуждающимся (Апост. 41; Ант. 25; Феоф. II), на устройство благотворительных учреждений. Законом Юстиниана было позволено продавать священные сосуды для выкупа пленных (Новел. 120, 10).
Действующие русские законы. При их рассмотрении нужно сказать о юридических лицах, признаваемых собственниками церковного имущества, о хранении церковного имущества, распоряжении им и отчетности по церковному хозяйству.
А) Собственниками церковного имущества являются те церковные учреждения, которым наше законодательство дает право приобретать имущество. Наши законы признают таковыми: а) монастыри (кроме приписанных к другим) и архиерейские дома (последние – независимо от того, помещаются ли они в монастыре, или нет); монастырское братство в отдельности не признается, по закону, юридическим лицом, имеющим право на приобретение имущества; б) самостоятельные церкви. Имущество, приобретенное хотя бы и на имя причета, но составляющее постоянный источник его содержания (напр., земельные угодья, капиталы, положенные на вечный оборот), причислется к имуществу той церкви, при которой этот причет состоит, как подлежащее хранению и должному учету. Другие приходские учреждения, как напр., церковные попечительства, церковно-приходские школы и сам приход, как церковная община, могут закреплять имущество только на имя церкви. Все епархиальное духовенство, в качестве корпорации, не признается юридическим лицом, хотя имеет свое представительство в некоторых церковно-хозяйственных епархиальных делах (через духовно-училищные Съезды депутатов) (Когда само духовенство устраивает какие-либо учреждения с разрешения правительства (напр., женские духовные училища, вдовьи дома, эмерительные кассы и т. п.), то юридическими лицами становятся управления этих учреждений, но не корпорации епархиального духовенства.); оно не имеет своего постоянного органа. Св. Синод, обще-епархиальные учреждения (Консистории, духовно-учебные заведения и пр). рассматриваются как казенные учреждения. Недвижимое имущество, жертвуемое на церковно-приходские школы целой епархии или уезда, закрепляется за епарх. начальством, с указанием его назначения (Ук. Син. 09 Авг. 1892 г.)
Б) Церковное имущество составляет неотъемлемую и неприкосновенную собственность духовных учреждений; в случае закрытия какого-то из них, принадлежащее ему имущество должно быть обращено на церковные же нужды, соответствующие назначению этого имущества. Непосредственное заведывание и распоряжение имуществом каждого церковного учреждения принадлежит администрации последнего. В приходских церквах оно ведется их причетами и церковными старостами, причем в нем могут участвовать и прочие прихожане; значительные расходы на церковные нужды должны производиться с их согласия; представители прихожан приглашаются также присутствовать при ежемесячной проверке прихода и расхода церковных сумм и своей подписью свидетельствовать об этом. Иски и ответы по делам своего имущества каждое духовное учреждение должно представлять в общих судебных местах от своего имени, будучи уполномоченным Консисторией, через своих уполномоченных, каковыми могут являться его должностные лица духовного звания.
В управлении своим имуществом отдельные духовные учреждения, сообразно с каноническими постановлениями, подчиняются надзору и распоряжениям высшей церковной власти, в зависимости от которой они состоят, – епархиальному начальству и Св. Синоду. Наблюдение за церковным имуществом в епархии сосредоточено в местной духовной Консистории. Св. Синод действует в управлении ими через свое Хозяйственное Управление. Высшее духовное начальство обязано: 1) иметь подробные сведения о всяком имуществе и доходах подведомственных ему духовных учреждений (которые должны заносить свое имущество в данные начальством описи и в др. установленные ведомости); 2) наблюдать за сохранностью этого имущества, за его правильным и целесообразным употреблением и расходованием, в чем и требует отчета от надлежащих мест и лиц, по установленной форме; только с его разрешения может быть произведен расход, значительный для средств учреждения (Без разрешения своего высшего начальства могут производиться только единовременные мелкие расходы: сельские церкви – до 50 руб., городские – до 150 р., кафедр. соборы и столичные церкви – до 300 р., монастыри – до 500р., Лавры и ставропиг. монастыри – до 2000 р.); 3) вникать в хозяйственное положение подведомственных учреждений, принимать меры к его благоустройству и улучшению, ограждать его интересы и т. п. Церковные суммы и отчеты не подлежат ревизии общегосударственных контрольных учреждений, за исключением сумм, отпускаемых казной духовному ведомству (на содержание архиерейских домов, монастырей, церквей и причетов, на церковные постройки).
Примечание 1. Ввиду надлежащей охраны церковных сумм от хищения, закон вменяет, кому следует, в непременную обязанность не оставлять при церкви, без необходимости, более 200 руб., но вносить свободные суммы и процентные бумаги с купонами в государственные кредитные учреждения на имя церкви.
Примечание 2. Денежные суммы цервей, состоящих при казенных и общественных учреждениях, как отпускаемые им от казны, так и приобретаемые самой церковью от продажи свечей, пожертвований и др., находятся в ведении и распоряжении управлений этих учреждений и не подлежат ведению духовного начальства.
в) Приходские церкви пользуются для собственных потребностей не всеми своими доходами, – известная их часть должна идти на обще-церковные потребности. Как было сказано выше, правительство предоставило церквам исключительное право на розничную продажу церковных свечей с тем, чтобы вся прибыль от нее поступала на содержание духовно-учебных заведений. Приходские церкви были обязаны прежде, через местные Консистории, отсылать весь этот свой свечной доход в центральное управление Св. Синода, причем епархиальное начальство должно было строго следить, чтобы он не только не уменьшался, но увеличивался год от года, а за случившееся в какой-либо церкви уменьшение дохода, по сравнению с прежними годами, привлекать виновных к ответственности. На содержание церкви должны были идти другие доходы (сравнительно с предыдущей статьей весьма незначительные). С 1871 г. законом установлено: все доходы по каждой приходской церкви, различные по источникам приобретения, объединить в одну общую сумму (за исключением пожертвований с целевым назначением) и отчислять от нее, взамен прежнего свечного сбора, установленный процент для перечисления в Хозяйственное Управление Св. Синода на потребности духовно-учебной части. (Размер этого процента различен для разных епархий: по определению Св. Синода (1880 г). одни из них должны вносить 14%, другие 25%, некоторые же, состоящие на особом положении, совсем освобождены от этого сбора.) Этим процентом определен (по доходам каждой церкви, взятым за 1868 г.), постоянный взнос от нее, и вместе с этим от каждой епархии назначена определенная сумма взносов особой раскладочной ведомостью. Чтобы эта сумма не могла где-либо уменьшиться, и тем самым привести к путанице в определенных сметой расходах, постановлено, чтобы недоимки назначенного сбора по каким-либо церквам, случившиеся по уважительным причинам, были покрыты раскладкой недостающей суммы на другие церкви епархии (Не свыше 4% с первоначально обозначенного дохода каждой из церквей.).
Кроме того, епархиальное начальство может назначить, по представлениям и раскладке епархиального Съезда депутатов от духовенства, обязательные взносы из средств каждой приходской церкви на сверхштатные расходы духовных училищ, на женские духовные училища (они должны содержаться исключительно на местные средства епархии) и другие обще-епархиальные нужды. Все монастыри и их подворья, с церквами и часовнями, кафедральные и некоторые другие соборы, все церкви вне-епархиального ведомства, а также домовые и безприходные церкви при различных учреждениях, освобождены законом от означенных сборов, также как прежде их свечной доход не подлежал отчислению в центральное управление; но им предоставлено право назначить из своих средств определенные ими и постоянные пожертвования на обще-епархиальные потребности, в особенности – на училища и благотворительные учреждения епархиального ведомства.
Примечание. Само собой разумеется, что деньги, пожертвованные церкви с определенным назначением и указанным жертвователем, не могут быть употреблены на др. церковные потребности, за исключением случаев, когда выполнение этого назначения станет невозможным (тогда назначение изменяется на основании общих законов).