Источник

№ 17. Неделя святых отец

Седьмое воскресенье по Пасхе – за неделю до Троицына дня

Деян. XX, 16–18, 28–36

16. Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

17. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,

18. и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами.

28. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

29. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;

30. и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

31. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

32. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.

33. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:

34. сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.

35. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».

36. Сказав это, он преклонил колена свои и со всеми ими помолился.

В последний год своего свободного проповедования о Христе, пред праздником Пятидесятницы, св. апостол Павел был вдалеке от Иерусалима. А праздник этот, особенно в Иерусалиме, праздновался христианами с первых времен с особенным благоговением; в Иерусалим, где было сошествие Св. Духа на апостолов, к этому дню христиане-богомольцы собирались из дальних стран. И апостол Павел всячески поспешал на этот праздник и именно в этом году желал быть в Иерусалиме, особенно потому, что от Господа ему было открыто и суждено здесь в последний раз возвещать славу Божию и веру во Христа, и что после праздника Пасхи его ожидают скорби, узы, цепи, в которых его отведут с Востока на Запад. Поэтому же он знал также, что теперь по пути в Иерусалим он идет среди христианских азийских жилищ и Церквей уже в последний раз. А для его отеческого, любящего сердца тяжело было не видеться со своими духовными детьми, им обращенными ко Христу.

Гл. XX, ст. 16–17. И вот он, не имея времени зайти в знаменитый во многих отношениях город Ефес, остановился в городе Милите; и сюда призвал ефесских пресвитеров, т. е. священников Церкви, для того, чтобы с ними навеки проститься и сказать им последнее пастырское слово. Прощальная речь его к ефесским священникам дышит самою трогательною любовью к духовным детям и самою искреннею заботою о том, что ожидает, какие опасности и враги окружают ефесское общество верующих во Христа.

Ст. 18. Пришли к св. апостолу Павлу из Ефеса священники. Апостол сперва напоминает им о своей жизни среди них в Ефесе, как он там в течение трех лет день и ночь постоянно служил Господу среди многих тяжких скорбей и ничего не умолчал из того, что нужно было для спасения души ефесских христиан – но и всенародно, и в частных домах, и наедине проповедовал обо всем полезном в жизни.

Вы знаете, говорил он, как я с первого дня, в который пришел в (Малую) Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и со многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы…, возвещая Иудеям и эллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа (ст. 18–21).

Затем св. апостол объявляет им о своей разлуке с ними, и притом вечной; потому что некоторые лица в разных Церквах, по данной им прозорливости, предсказывали ему, что его ждут в Иерусалиме узы и страдания (Деян. XXI, 4, 11). Дух Святый, продолжал в речи св. апостол Павел, по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби (в Иерусалиме) ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить… свое служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию (Деян. XX, 22–27). Дай Бог, чтобы каждый христианин, отходя от мира и прощаясь с своими ближними, мог так успокоительно, так радостно смотреть на свою судьбу в загробной жизни.

Святой апостол здесь, в тяжелую минуту разлуки, предсказал ясно и о будущих раздорах и расколах в христианской Церкви вообще, и Ефесской в частности, а потому он с особенною силою и увещевал пресвитеров ефесских быть наперед внимательными, зоркими и строгими к самим себе, чтобы, проповедуя другим о внимательности и строгости нравов, не возбудить к себе невнимательности и презрения от других.

Ст. 28. Итак внимайте, будьте внимательны к себе и всему стаду, т. е. к духовным детям, православным прихожанам, над которыми Дух Святым поставил вас блюстителями, чтобы пасти, воспитать их в Православии и привести их к Царству Небесному, в обители Отца Небесного, уготованные нам Иисусом Христом чрез Его крестные страдания. Внимательность и особенная забота в пастырях ефесских должна быть усилена, потому что Церковь Ефесскую ожидают великие опасности от врагов Православия.

Ст. 29. Ибо я знаю, говорил апостол, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада. Что это за волки? Под лютыми волками разумеются здесь такие злодеи-люди, которые со зверством будут нападать на все святое в христианстве, на честную жизнь смиренных христиан, никому не мешающих, на Христово учение, твердо и верно ими исполняемое. Благочестивая жизнь христиан будет тревожить души людей развращенных и невольно возбуждать их, как голодных и лютых волков, на истребление всего, что им мешает наслаждаться жизнью и спокойствием. И, к прискорбию, такими врагами верным христианам ефесским будут свои же домашние – тоже христиане ефесские, но принявшие христианство лицемерно, по расчетам или по необдуманному увлечению. Эти люди – волки в овечьей шкуре – при жизни апостола не смели выказать своего нечестия. Так-то сбывается слово Христово: враги человеку – домашние его (Мф. X, 36).

Ст. 30. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. И Христос предостерегал своих учеников: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. VII, 15). Поэтому особенно пастыри Церкви должны быть постоянно на страже, постоянно, неусыпно, подобно апостолу Павлу, следить за жизнью своих пасомых и непрестанно учить их.

Ст. 31. Посему бодрствуйте, продолжал св. апостол, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

Ст. 32. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными, т. е. со всеми истинными христианами, свято исполняющими свои обязанности и гражданские, и семейные, и церковные. Христианин истинный старается жить своим честным трудом, своими заработками, не желает быть в тягость другим или жить на счет других, например милостынею, дармоедствовать. Он, напротив, заботится, как бы из своих трудовых средств уделить на общую пользу что-нибудь другим людям бедным, честным, семейным, слабым и больным. Так поступал и св. апостол Павел. Он говорит о себе ефесским священникам, ссылаясь на них:

Ст. 33. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал (см. также Мф. X, 9–10). Мы… ни у кого не ели хлеба даром, говорит он же при другом случае, но занимались трудом и работою ночь и день (2Фес. III, 8).

Ст. 34. Сами вы знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Хотя каждый апостол, по заповеди Христовой, имел право получать содержание себе от верующих, среди которых он трудился (Мф. X, 10), но св. апостол Павел, не желая давать повода своим многочисленным постоянным врагам к нареканию на него, не пользовался этим правом и своими, нередко всенощными, трудами, своим ремеслом он прокармливал не только себя самого, но и своих спутников и помощников в проповедовании веры Христовой. А св. апостол Павел, по примеру других семейств еврейских, с молодых лет был приучен родителями к ремеслу, именно – делать палатки из козлиной шерсти, несмотря на то, что родители его с ранних лет готовили и обучали своего даровитого сына наукам иудейским и греческим и закону Божию; потому что у древних иудеев была даже пословица: «Кто не обучает своего сына какому-нибудь ремеслу или искусству, тот учит его воровать». Иудейский обычай при изучении наук и закона своего заниматься и ремеслом имел целью не только то, чтобы обеспечиться средствами к внешней жизни, но и то, чтобы укрощать и усмирять вредное влияние чувственности на высшую духовную жизнь человека. Такое значение имеет ремесло или искусство, земледелие, садоводство, пчеловодство и т. п. во все времена. Всегда нужно заботиться о том, чтобы был здравый ум в здоровом, правильно развитом теле.

Ст. 35. Во всем показал я вам, говорит св. апостол, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать (не записанные нигде раньше него) слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать», т. е. гораздо лучше и спасительнее из любви к другим помогать им, делать безмерные услуги, даже при честном труде терпеть бедность и нужду, чем богатеть и жить на счет других, принимать, например, милостыню.

Этими словами закончил св. апостол свою прощальную беседу – свое отеческое завещание.

Ст. 36. Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился – пред отправлением своим в невозвратный путь и ввиду вечной разлуки.

Так-то св. апостол готовился в дорогу. Он помолился Богу и при этом желал, чтобы ефесские пресвитеры вместе с ним и за него помолились. Так и всем истинным христианам следует начинать добрые предприятия и, особенно, дальние путешествия молитвою общественною – церковною. Много бо может молитва праведного поспешествуема (Иак. V, 16). А ныне, к сожалению, весьма нередко и у православных христиан даже дальние путешествия предпринимаются без молитв церковных, и отъезд совершается с другою обстановкою, чуждою христианского освящения и благословения. Но бывает ли блажен и благословен путь такой? Христос говорит: без Меня не можете делать ничего (доброго) (Ин. XV, 5); Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. XIV, 6); Я Свет (Ин. VIII, 12). Ходите во свете, да тьма вас не обымет. И св. Православная Церковь, как чадолюбивая матерь, желая благословить своих чад в путешествие, имеет и особое молебствие об отправляющихся в путь.

Православные христиане! Отеческое завещание св. апостола, не без цели провозглашенное святой Церковью ныне, относится и к нам.

А. И мы, подобно ефесским христианам, должны быть внимательны к себе, к сохранению наших святых верований.

Б. И среди нас, православных, есть немало волков в овечьей шкуре, готовых расхищать, превратно толковать евангельское учение.

В. Но каждый из нас, подобно апостолу, обязан отражать такие поползновения и попытки лжеучителей, невзирая ни на что: ни на положение их в обществе, ни на связи вольнодумцев, ни на родство их; не дорожа и своей жизнью, только бы с радостью совершить свое служение.

Г. Каждый из нас должен жить своим честным трудом и развивать свои силы. Каждый трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся (Еф. IV, 28). А кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. III, 10). Дорожите же временем (Еф. V, 16), говорит св. апостол.

Д. Умоляем же вас, братия… усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками (1Фес. IV, 10–11).

Е. Святой апостол уважал праздники Господни. Он заботился о том, чтобы не пропустить празднование Пятидесятницы в Иерусалиме. – А мы? Как проводим праздники? Торопимся ли, например, в храм к литургийному богослужению: торопимся ли? Один праздничку рад – до свету пьян; другая особа накануне праздника поздно явилась домой после развлечений; не успела она еще выспаться, как уже обедня кончилась. Иная личность должна еще вполне приготовиться к приему гостей или в гости. До храма ли тут? Иному в церкви то жарко, то душно, то холодно и сыро, да и погода не хороша – хотя в гости и поедет вечером. У других хозяйство на плечах – не до церкви в праздник. Так и идет жизнь христианина изо дня в день, из недели в неделю. Оттого-то храм, имеющий вокруг себя не одну тысячу прихожан, едва видит у себя сотни; а то бывает и почти пустым.

Ж. Св. апостол Павел из дальних мест поспешал в Иерусалим, чтобы не пропустить достопамятного и многочтимого праздника Пятидесятницы. И у нас есть добрые христиане и христианки, которые, будучи более или менее свободны от семейных уз или гражданских обязанностей, предпринимают и благочестно совершают дальние религиозные путешествия к святым местам, например в Соловки, т. е. на Белое море, в Соловецкий монастырь, в Киев, на Афон, в Старый Иерусалим и т. п. Но не скроем, против таких путешествий есть немало осуждений и порицаний.

Говорят, что в числе богомольцев много праздношатающихся, промышляющих и прикрывающихся только Христовым именем; такие богомольцы и богомолки, возвращаясь на родину, возвращаются не лучшими, чем каковы были, а иногда и худшими. Потому что они от такого путешествия, например в Старый Иерусалим, считают себя людьми особенными, нередко желают выдавать каждое свое наблюдение и уловленное на ветру слово за истину, обязательную всем и каждому. Иногда эти лица приносят с собою камушки – будто с Иордана, ягодки под именем «слез Богородицы», травки, тростнички, и не только их дарят, как будто имеющих особую силу, но и продают их с большой выгодой для себя.

Против этого возражения трудно что-либо сказать. Оно взято из жизни. И очень жаль, и обидно за имя православного, когда видишь таких богомольцев. Но, с другой стороны, нельзя же про всех богомольцев говорить того. Некоторые путешествие к св. местам, соединенное с трудностями пути, с бедностью средств к пропитанию, считают священным и спасительным душе делом, заглаживающим учиненные прегрешения; и иные возвращаются из путешествия религиозного лучшими христианами, если они имели счастье беседовать с каким-либо высоким подвижником и даже исповедать при нем свою душу Господу. Поэтому не судите и не торопитесь произносить приговора о богомольях и богомольцах вообще – чужая душа потемки. Да и помимо того, путешествие вообще развивает человека.

Говорят, что Бог одинаково слышит молитву: что в Петербурге, то и в Иерусалиме; что на Сионе, то и на Валдайских горах. Это правда, Бог везде и все видит, слышит и знает. Но иное дело молиться, например, в Петербурге без особенных самопожертвований, и иное дело для петербуржца вознести молитву в старом Иерусалиме, до которого добраться не так-то легко. Путешествие требует большого терпения, снисходительности и сострадания к другим; и кроме того, душа человека-европейца, возносящая молитву в Иерусалиме при гробе Господнем, говорят, испытывает такие чувства, каких не имела она во время молитвы дома. И немудрено: возбуждения и ощущения другие – сильные, святые, небесные; и молитва веры сильнее. Там гроб Христов; здесь место распятия Спасителя нашего, Тайной Вечери; далее место суда Пилатова; еще место храма Иерусалимского – все в этом святом городе напоминает душе о безмерных милостях Божиих, о бесценной жертве за грехи наши.

Христианские народы неизменно из века в век считают святым делом, потребностью сердца посетить святой град и облобызать ту землю, где стояли ноги Иисусовы. Чье же сердце не содрогнется, припоминая, что Христос перенес за нас из-за наших скверн – грехов? Чья душа не умилится от благодарности к Спасителю?

Но, братие, не обязательно для каждого из нас посещение св. града Иерусалима! Зато неотложно мы обязаны стремиться и постоянно идти благочестно, невозвратно к Сионстей горе и ко граду Бога Живаго, Иерусалиму Небесному (Евр. XII, 22). Будем постоянно вести себя так, как будто мы в дороге к этому граду, и постоянно помнить, что мы не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. XIII, 14). Ангел-хранитель да будет нам в этом странствовании спутником к Христу, Который есть Путь, Истина и Живот, и без Которого нельзя придти в обители Отца Небесного. Да благословит вас Господь с такою же радостью стремиться к Иерусалиму Небесному, с какою св. апостол Павел, зная о предстоящих скорбях, стремился к Иерусалиму земному, а потом на небо ко Христу (Флп. I, 23).


Источник: Объяснение апостольских чтений на литургии во все воскресные дни года / Протоиер. о. Василий Михайловский. - М. : Изд-во Сретен. монастыря, 1998. - 477 с.

Комментарии для сайта Cackle