Источник

Глава 3

Кол.3:1. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога.

Кол.3:2. О горнем по­мышляйте, а не о земном.

«Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя»: «горняя мудрствуйте, не земная». Со Христом приобщились вы воскресения, а Он выше всех, со Отцем сопребывая на небесах; посему подражайте горнему житию.

Кол.3:3. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

Кол.3:4. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

«Умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе»: «егда же Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе». Мертвы вы стали для жизни настоящей, потому что со Христом спогреблись в крещении, прияли же надежду воскресения. Ибо сие значит сказанное: «живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе». Как скоро Он воскрес, воскрешены и все мы, но еще не видим действительного события, тайна же воскресения нашего в Нем сокрыта. Посему, когда вторично явится, тогда улучим воскресение, насладимся бессмертною жизнию. Весьма кстати Апостол выразился о Христе: «явится», ибо и для вас Он невидим, а неверным совершенно неведом. То же выражение употребил и о нас; говорит: «явитеся в славе»; потому что в уповании имеем обетование благ, а тогда неведомое ныне будет явно. А поскольку Апостол отверг подзаконные наблюдения, то, чтобы не подумали, что небоязненно можно грешить, по необходимости и об этом предлагает мудрые наставления.

Кол.3:5. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение.

«Умертвите убо уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение». Сие Апостол назвал телесными «удами», потому что чрез них возбуждаются сии страсти. Потому-то выразился с ограничением, не сказал: «уды ваша», но присовокупил: «яже на земли», то есть наклонность мыслей к худшему. И как бы так говорит Апостол: «Тело да не приводит в действенность греха». «Лихоимство» же назвал идолослужением, потому что Спаситель нарек господином маммону (Мф. 6, 24), научая, что поработившийся страсти любостяжания чтит богатство, как Бога.

Кол.3:6. За которые гнев Божий грядет на сынов противления.

«Ихже ради грядет гнев Божий на сыны противления». Апостол по необходимости присовокупил и угрозу наказанием.

Кол.3:7. В которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

«В нихже и вы иногда ходисте, егда живясте в них». Так и в Послании к Коринфянам сказал: «И сими нецыи бесте, но омыстеся, но освятистеся, но правдистеся», и так далее (1Кор. 6, 11).

Кол.3:8. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших.

Кол.3:9. Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его.

«Ныне же отложите и вы вся». Потом говорит, что именно:

«Гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших»: «не лжите друг на друга». Так объяснив, что назвал телесными удами, показывает и самое тело, уды которого составляет все это.

«Совлекшеся ветхаго человека с деяньми его. Ветхим человеком» назвал прежний образ жизни. Ибо говорит: в «нихже и вы иногда ходисте, егда живясте в них». Сего-то ветхого человека совлеклись вы в крещении.

Кол.3:10. И облекшись в нового, который обновляет­ся в познании по образу Создавшего его.

«И облекшеся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго его». Ибо в начале Бог всяческих сотворил нас и напечатлел в нас точные черты Божия образа, которые повредил грех. Сие говорил Апостол и в Послании к Римлянам: «ихже бо предуведе, и предустави сообразных быти образу Сына Своего» (Рим. 8, 29), и в Послании к Филиппийцам: «Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» (Флп. 3, 21).

Кол.3:11. Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

«Идеже несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар, Скиф, раб, свободь, но всяческая и во всех Христос». Апостол от образа обратил речь к первообразу. Ибо, рассуждая о всесвятом крещении, изображает нам житие в будущей жизни. В ней нет ни малой подобной разности, но, по прекращении греха, во всех совершается Божия воля. Сие и сказал Апостол: «всяческая и во всех Христос». Так говорит и в Послании к Коринфянам: «да будет Бог всяческая во всех» (1Кор. 15, 28). Посему в будущей жизни облечемся в совершенно нового человека, потому что избавимся в оной от тления и облечемся в нетление, в крещении же совершаем прообразование будущей жизни.

Кол.3:12. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,

Кол.3:13. Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

«Облецытеся убо яко избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение», «приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение». Потом совет сей подтверждает примером.

«Якоже и Христос простил есть вам, тако и вы». Взирайте на человеколюбие Владыки; сколь многих грехов оставление даровал вам? Посему подражайте Владыке, и каждый да прощает согрешения, соделываемые против него братом.

Кол.3:14. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

«Над всеми же сими любовь, яже есть соуз совершенства». Ибо она – и хранительница, и споспешница прочих заповедей. И как связи придают крепость зданиям, так она доставляет совершенство и соединяет члены тела.

Кол.3:15. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

«И мир Божий да водворяется» (βραβευέτω) «в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во единем теле». Из всех вас призвавший вас Бог составил одно тело; посему не раздробляйте его. Но если кто испытает от кого-либо что-нибудь скорбное, да содержит в сердце мир, который и определяет и раздает награды за подвиги, и приводит в угодное Богу единомыслие.

«И благодарни бывайте». Самими делами свидетельствуйте благодарность свою Владыке.

Кол.3:16. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

"Слово Божие Христово да вселяется в вас богатно, во всяцей премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердце вашем Господеви». Непрестанное поучение словесам Божиим предписывает и ветхий закон. Ибо сказано: «и да возглаголеши о них седяй в дому и идый путем, лежа и востая» (Втор. 6, 7). То же повелевает и божественный Апостол, а именно: хранить всегда в душе учение Христово, песнословить Христа и освящать язык духовными песнями. А сие: «в сердце», значит: не устами только.

Кол.3:17. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

И «все, еже аще что творите словом или делом, вся во имя Господа Иисуса, благодаряще Бога и Отца Тем». Поскольку они повелевали чествовать Ангелов, то Апостол повелевает противное сему, а именно: и слова и дела украшать памятованием Владыки Христа, и говорит: «Тем», а не чрез Ангелов, воссылайте благодарение Богу и Отцу. Сему-то следуя закону и желая уврачевать старую болезнь, и Собор Лаодикийский узаконил не молиться Ангелам и не оставлять Господа нашего Иисуса Христа. После сего уже Апостол предлагает наставления частные.

Кол.3:18. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.

«Жены, повинуйтеся своим мужем, якоже подобает, о Господе». Поскольку случалось и благочестивым женам вступать в брак с злочестивыми, то по необходимости сделал ограничение. Ибо сказал: о «Господе», то есть как повелевает закон Господень.

Кол.3:19. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

«Мужие, любите жены ваша и не огорчайтеся к ним». Женам предписал законом покорность, а мужьям любовь, повелевая обходиться с женами кротко, как с собственными своими членами.

Кол.3:20. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.

«Чада, послушайте родителей во всем: сие бо угодно есть Господеви». Ибо сие повелел в законе Своем Бог.

Кол.3:21. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.

«Отцы, не раздражайте чад ваших, да не унывают». И вам надлежит не оскорблять детей, но что только прилично делать и в их угождение.

Кол.3:22. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.

«Раби, послушайте по всему плотских господий». Апостол показал, что душа свободна и только тело подлежит рабству.

«Не пред очима точию работающе аки человекоугодницы, но в простоте сердца, боящеся Бога». С надлежащим благомыслием служите господам без всякого злонравия. Объясняя же сие: «не пред очима точию работающе», Апостол присовокупил:

Кол.3:23. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков.

«И всяко, еже аще что творите, от души делайте». И чтобы соделать их еще более усердными, прибавил:

«Якоже Господу, а не человеком». Ибо за сие уготована вам награда. И сие дают видеть последующие слова.

Кол.3:24. Зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.

«Ведяще, яко от Господа приимите воздаяние достояния вашего; Господу бо Христу работаете». Достаточное для рабов утешение – знать, что служат не людям, но Господу. Поскольку же господами бывают и люди несправедливые, то Апостол по необходимости присовокупил:

Кол.3:25. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.

«А обидяй восприимет, еже обиде, и несть лица обиновения». Если господа, говорит Апостол, и не воздают вам за служение ваше добром, то есть правдивый Судия, Который не различает ни раба, ни господина, но произносит справедливое определение.


Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И. Сидорова // Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 448-471.

Комментарии для сайта Cackle