Глава 4
Кол.4:1. Господa, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.
«Господие, правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа на небесех». «Уравнением» назвал Апостол не равночестность, но надлежащее попечение, каким и слугам надлежит пользоваться от господ.
Кол.4:2. Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
«В молитве терпите, бодрствующе в ней со благодарением». Ибо должно прежде возблагодарить за дарованное и тогда уже произносить прошение.
Кол.4:3. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах
Кол.4:4. Дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
«Молящеся и о нас вкупе, да Бог отверзет нам двери слова, проглаголати тайну Христову». Апостол показал обычное смиренномудрие; но учит и нас не полагаться на себя самих, а искать взаимной друг у друга помощи.
«Еяже ради и связан есмь», «да явлю ю, якоже подобает ми глаголати». Указал на причину своих уз, ибо говорит: они делают проповедь более явною. Так и в Послании к Филиппийцам говорил: «яко узы мои явленны о Христе быша во всем судищи и в прочих всех» (Флп. 1, 13).
Кол.4:5. Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
«В премудрости ходите ко внешним», то есть к не уверовавшим еще. Не давайте им, говорит Апостол, никакого повода ко вреду, употребляйте все меры к их спасению.
«Время искупующе». Настоящий век не ваш; посему пользуйтесь им, как должно, и делайте его своею собственностию, искупая добрыми делами.
Кол.4:6. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
«Слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено». Украшайтесь духовным благоразумием. Так и Господь повелел апостолам иметь в себе соль (Мк. 9, 50) и их самих назвал солию (Мф. 5, 13). Апостол же научает, как и достигать сего.
«Ведети, како подобает вам единому комуждо отвещавати». Ибо предлагать учение надлежит иначе неверному, а иначе верному, иначе совершенному, а иначе несовершенному, иным образом немощному, а иным здравому.
Кол.4:7. О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе.
Кол.4:8. Которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши.
Кол.4:9. С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
«Яже о мне, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель и соработник о Господе», «егоже послах к вам на се истое, да разумеет, яже о нас, и утешит сердца ваша», «со Онисимом, верным и возлюбленным братом, иже есть от вас: вся вам скажут, яже зде». Онисим был слуга Филимонов. Божественный Апостол, огласив его в темнице, послал к господину. Поскольку же в послании говорил, что намеревался удержать его при себе, однако же не захотел сего сделать без воли Филимона, то, как вероятно, Филимон возвратил Онисима. Но божественный Апостол снова послал его с Тихиком, уже как сделавшегося споспешником проповеди. Мудрость же Апостола можно дознать и из того, что известить о нем поручил обоим (так как говорит: «вся вам скажут, яже зде»), а утешать предоставил одному Тихику, ибо говорит: «да разумеет, яже о нас, и утешит сердца ваша». Поскольку знали, что Онисим раб, и, вероятно, огорчились бы тем, что вчера и за день бывший рабом вдруг признан способным утешать и учить целую Церковь, то Апостол сказал, что послан на это один Тихик. А возвестить об Апостоле нашел приличным для обоих, и Онисиму оказывая сим честь, и не оскорбляя колоссян.
Кол.4:10. Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его).
«Целует вы Аристарх спленник мой». Он родом был из Фессалоники, как извещает блаженный Лука, и пришел с Павлом в Иудею, оттуда же отправился с ним в Рим. Апостол назвал его спленником как сообщника в перенесении страданий.
«И Марко анепсий Варнавин, о немже приясте заповеди: аще приидет к вам, приимите его». И сие дает знать, что Апостол, видев уже колоссян, написал послание, потому что после спора, бывшего у него с блаженным Варнавою о Марке, преподавал он учение в Фригии и Галатии. Посему вероятно, что в это время дал о них и заповеди. Повелевает же, когда придет, удостоить его чести, какая принадлежит учителю.
Кол.4:11. Также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.
«Я Иисус нареченный Иуст, сущий от обрезания, сии едини споспешницы во Царство Божие, иже быша ми утешение». Вот самая великая похвала – для Апостола соделаться виновником радости.
Кол.4:12. Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.
«Целует вы Епафрас, иже от вас, раб Христов». Епафрас, как сказали мы выше, был их согражданин.
«Всегда подвизаяйся о вас в молитвах, да будете совершени и исполнени во всяцей воли Божией». По необходимости указал на благорасположение к ним Епафраса, чтобы усерднее внимали его учению.
Кол.4:13. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.
«Свидетелствую бо о нем, яко имать ревность многу о вас и о сущих в Лаодикии и во Иераполи». Города сии близки один к другому и оба в Фригии.
Кол.4:14. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.
«Целует вы Лука врачь возлюбленный, и Димас». Сей Лука написал и Божественное Евангелие, и историю Деяний. И отсюда видно, что последним из всех писанных Павлом посланий было Второе послание к Тимофею, ибо говорит там о Димасе: «Димас бо мене остави, возлюбив нынешний век» (2Тим. 4, 10).
Кол.4:15. Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.
«Целуйте братию сущую в Лаодикии, и Нимфана и домашнюю его церковь». Он, как вероятно, был из числа верных в Лаодикии и дом свой, украсив оный благочестием, обратил в церковь.
Кол.4:16. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
«И егда прочтется послание сие у вас, сотворите, да и в Лаодикийстей церкви прочтено будет, и написаное от Лаодикии да и вы прочтете». Иные предположили, что Павел писал и к лаодикийцам; посему и представляют подложное послание. Но божественный Апостол сказал: «написаное» не в Лаодикию, но «от Лаодикии». Ибо лаодикийцы писали к Апостолу о чем-то, вероятно же или обвиняли колоссян за то, что произошло у них, или страдали одною с ними болезнию. Потому и велел Апостол прочитать послание и им.
Кол.4:17. Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.
«И рцыте Архиппу: блюди служение, еже приял еси о Господе, да довершиши е». Некоторые утверждали, что Архипп был учителем в Лаодикии, но Послание к Филимону извещает, что он жил в Колоссах, потому что Апостол присоединяет и его к Филимону.
Кол.4:18. Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.
«Целование моею рукою Павлею». Апостол присовокупил сие, давая тем знать, что с дерзновением повелевает не хранить закон.
«Поминайте моя узы», то есть соревнуйте и подражайте мне и терпеливо переносите встречающиеся вам скорби. Благодать с вами, аминь.
И нам надлежит памятовать всегда сии узы, и от сего памятования приобретать пользу, и молиться о том, чтобы не впасть в искушение; а если будет это с нами, любить Божие домостроительство, и показывать собственное свое мужество, и призывать на помощь благодать Божию. Ибо таким образом возможно будет и подвизаться, и победить, и сподобиться похвал о Христе. С Ним подобают слава и велелепие Отцу со Всесвятым Духом ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
Послание к Колоссянам писано из Рима Тихиком и Онисимом.