Глава III
Нравоучительные наставления к христианам вообще (1–17). Наставления к членам христианской семьи (18–25).
Кол.3:1. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
В нравоучительной части своего послания Ап. прежде всего говорит, что истинная христианская жизнь состоит в отрешении от всего земного и в общении с Богом (Кол.3:1–4). В виду этого христиане должны освобождаться от страстей и украшать себя добродетелями, какие соответствуют существу нового человека (Кол.3:5–17). Христиане воскресли со Христом (см. Рим.6:4 и Еф 2:6) к новой жизни и потому все мысли их должны стремиться туда, где находится Христос, т. е. к небу. – «Одесную Бога» – см. Мк.16:19.
Кол.3:2. о горнем помышляйте, а не о земном.
Христиане должны «помышлять», т. е. всем своим внутренним настроением быть привязаны к горнему миру. Но это не значит, что Ап. совершенно не признавал надобности заботиться и о земном: тут же, во второй половине главы, Ап. напр. научает верующих быть особо внимательными к обязанностям, налагаемым земной, именно семейной, жизнью, и вообще он не отрицал возможности для христианина пользоваться и наслаждаться благами земными (ср. 1Кор 6:12, 10:23). Только эти блага никак не должны в сердце христианина вытеснить главной заботы – о вечном, небесном.
Кол.3:3. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге;
Кол.3:4. когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
Почему земное не может особенно привлекать к себе ум верующего? Потому что он умер для греховной жизни, какою обычно является жизнь земная (Рим 6:2). – «И жизнь» – т. е. и ваша истинная жизнь, будущая, к которой вы теперь должны готовиться, пока еще «сокрыта со Христом в Боге» или у Бога. Придет Христос для последнего суда над миром – и тогда откроется эта ваша истинная жизнь, жизнь во славе.
Кол.3:5. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
Кол.3:6. за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
Кол.3:7. в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
В виду этого славного, нас ожидающего, будущего, мы должны бороться с страстями, которые так срастаются с человеком, что могут даже быть названы земными его членами, т. е. членами его земного тела. Из этих страстей Ап. прежде всего упоминает о страстях чувственных (блуд с лежащими в его основе нечистыми плотскими настроениями), а потом о страсти духовной – любостяжании. «Блуд» и «любостяжание» – это два порока наиболее свойственные язычникам: они, по выражению одного древнего писателя, были могильщиками, которые рыли могилу для древнего мира. – Ап. называет любостяжание «идолослужением», потому что «те, кто работает мамоне, удалили себя от служения Богу» (Златоуст). – «Грядет» (έρχεται), т. е. постоянно идет, постоянно проявляется (ср. Рим.1:18 «открывается» ). – «Сынов противления» – см. Еф 2:2. – «В которых», т. е. в пороках. – «Между ними» , т. е. между сынами противления.
Кол.3:8. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
«Отложите» – как негодную грязную одежду. – «Гнев, ярость» – см. Еф 4:31.
Кол.3:9. не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
«Не говорите лжи» – см. Еф 4:25. – «Совлекшись»… См. Еф 4:22.
Кол.3:10. и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
См. Еф 4:24. – «В познании» – правильнее: «в познание». Следствием обновления является обогащение человека познаниями о Боге.
Кол.3:11. где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
См. Гал 3:28. При обновлении себя христианину нужно забыть о своих национальных и общественных преимуществах: один Христос должен стоять у него пред лицом, как высший образец; во Христе должны быть для него сосредоточены все его интересы.
Кол.3:12. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
«Итак» т. е. в виду того, что вы сложили с себя старую одежду. – «Облекитесь» – т. е. вам необходима новая одежда, а такою могут быть только различные христианские добродетели. – «Избранные, святы, возлюбленные» – см. Еф 1:4, 11.
Кол.3:13. снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
См. Еф 4:2. – «Как Христос простил вас» – конечно на кресте, когда молился за Своих врагов (Лк 23:34).
Кол.3:14. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства, –
Правильнее: «над всем (вышеописанным одеянием Кол.3:12) вы наденьте любовь, которая есть связь, дающая совершенство всему одеянию». Ап. сравнивает любовь христианскую с поясом, который стягивает все одежды человека и дает стройность его фигуре. В самом деле, без любви не имеют значения никакие добродетели (ср. 1Кор.13:1 и сл.).
Кол.3:15. и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.
Ап. желает христианам «мира Божия» или идущего от Бога (ср. Флп 4:7). Этот мир должен «владычествовать» в сердце христианина, т. е. решать, что нам избрать в сомнительном случае и таким образом помогать нам добиться небесной награды (βραβευέτω ср. Кол.2:18). – «В одном теле» – ср. Еф 4:4.
Кол.3:16. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
При обновлении человека в христианстве большую пользу приносит Слово Христово или Евангелие царствия Божия, и Ап. советует читателям как можно чаще прибегать к этому истинному средству. Когда это Слово вселится в них обильно, то они будут в состоянии «со всякою премудростью» вразумлять и научать друг друга (премудрость в этом деле необходима), а средствами этого взаимного научения будут служить для них различные произведения христианского поэтического вдохновения (псалмы… ср. Еф 5:19). – «Во благодати воспевая», т. е. с особенным христианским благодатным настроением. Ап. вероятно, говорит здесь о вне богослужебных собраниях верующих, когда действительно христиане могли назидать друг друга: в богослужебных же собраниях это назидание лежало на обязанности предстоятелей Церкви.
Кол.3:17. И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца.
Кроме того и вся жизнь верующего должна освящаться руководством слова Христова и христиане обязаны все делать во славу Божию. По толкованию Иоанна Златоуста, призывать имя Господа нужно при начале всякого дела, в частности «мы в своих письмах наперед поставляем имя Господа, ибо где есть имя Господа, там все благоугодно».
Кол.3:18. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
См. Еф 5:22.
Кол.3:19. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
См. Еф 5:25, 33.
Кол.3:20. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
См. Еф 6:1.
Кол.3:21. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
См. Еф 6:4.
Кол.3:22. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
Кол.3:23. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
Кол.3:24. зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
См. Еф 6:5–8.
Кол.3:25. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде: у Него нет лицеприятия.
Русский перевод, по-видимому, относит это наставление к рабам: они не должны поступать неправо, потому что и им Бог отплатит по справедливости, не смотря на то, что и при жизни они находились в тяжелом положении. Но лучше этот стих относить к следующему далее увещанию к господам, потому что и в послании к Ефесянам (Еф 6:9) эти слова внесены в увещание, обращенное к господам. По-славянски поэтому правильно первое выражение стиха ό γαρ άδικων передано словом: «обидяй», которое может характеризовать только отношение господина к рабу, а не раба к господину.