№ 11. Светлое Христово Воскресение
Пасха
1. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2. до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3. которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5. ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7. Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8. но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11. и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
12. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
С сего дня и в течение всей Пятидесятницы беспрерывно возвещается православным христианам чтение из книги Деяний апостольских. Это делается потому, что дела, совершенные апостолами и изображенные в этой книге, были естественным действием воскресения Христова. Св. апостолы в каждой своей проповеди, в каждой защитительной речи своей свидетельствовали о воскресении Христа и Его явлении им по воскресении. Они с великою силою воздавали свидетельство воскресению Господа Иисуса Христа (Деян. IV, 33), так как это чудное событие разрешило их недоумение, удалило из их сердец малодушие и уныние. И сами апостолы высказывались, что если бы Христос не воскрес, то напрасна была бы вера наша, суетна, бесполезна и бесплодна проповедь их; тем более были бы жалки и бесплодны все их страдания за имя Христово (1Кор. XV, 14, 19). Но Христос, Начаток умерших, воскрес; Он Своею смертию попрал нашу смерть и сущим во гробах верующим и здесь еще живущим живот вечный даровал и дарует.
Книга Деяний апостольских очень ясно и внушительно нам изображает и то, какую силу имело апостольское слово о невинном страдании и о воскресении Христа; как образовались христианские общины и в многолюдных городах, и в небольших селениях; как жили между собою первые христиане; какое у них было братство; сколько приносилось ими пожертвований на общую нужду и сколько было у них единодушия в молитве, в решении общественных вопросов; какие страдания, побои, узы и гонения претерпевали сами апостолы от врагов христианства. Но они все, все переносили не только терпеливо, но и с радостью о том, что сподобились приять бесчестие за имя Христово (Деян. V, 41). Им запрещают говорить об Иисусе воскресшем; но апостолы не могут не говорить про Того, Которого видели и слышали уже воскресшим. Вообще, вся книга Деяний апостольских полна чрезвычайно назидательных уроков для христиан всех времен и племен. Оттого-то, между прочим, Церковь и предлагает православным чтение из нее в течение столь радостной верующему сердцу Пятидесятницы.
Книга Деяний апостольских написана евангелистом Лукою для благочестивого человека Феофила, после того, как Лука, спутник апостола Павла, написал уже свою первую книгу, т. е. св. Евангелие. Деяния апостольские св. Лука начинает тем, чем закончил он свое Евангелие, т. е. историею воскресения и вознесения Господня (Лк. XXIV, 44–53; Деян. I, 1–14). Именно, мы слышали сегодня следующие слова св. апостола Луки к Феофилу.
Ст. 1–3. Первую книгу, т. е. Евангелие, написал я к тебе, Феофил, о всем том, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, (ст. 2) которым и явил Себя живым, воскресшим по страдании Своем, со многими верными доказательствами, т. е. во вкушении пищи, рыбы и сота, в осязании руками Фомы, в путешествии с учениками в Еммаус и в преломлении хлеба. Явлений Христа ученикам по воскресении записано во св. Евангелии десять. Но Христос являлся им в течение сорока дней, говорил с ними о Царствии Божием, т. е. об основании, жизни и судьбах Своей Церкви на земле, о борьбе, ее ожидающей, и об окончательной победе христианской истины над многообразною ложью и пороками человеческого сердца. Он их ободрял, утешал, научал, как жить в мире. Он знал, что апостолы будут среди развращенных людей, и ученых, и неученых, как овцы посреди волков. Он же указывал им, что после скорбей бывает радость, после временных мучений – блаженства рая, и даже среди мучений явится исповедникам утешительницею и помощницею благодать Божия. Так, действительно, и бывало: среди тяжких побоев и истязаний мученик радуется, славит Бога за мучения, не произносит мучителям ни одного слова укорительного; лицо его сияет небесною светлостью. Его радость, спокойствие и незлобие поражали свидетелей и участников в мучении – язычников, – и привлекали ко Христу до того времени ожесточенные против христиан сердца.
Ст. 4. Научивши Своих апостолов и других Своих последователей тайнам Царствия Божия, Господь в последний, сороковой после воскресения день собрал их на гору Елеонскую и повелел им от Иерусалима не отлучаться, но ждать обещанного от Отца Духа Святого и Его благодатных даров, спасительных и необходимых в деле проповеди евангельской. Потому что человеческое слово бывает бессильно в убеждении другого переменить свою веру или изменить жизнь, если благодать Духа Святого не коснется сердца заблуждающегося. Не апостол Павел, не апостол Петр и не Аполлос содевают спасение человека, но только Господь Бог устрояет оное. Все апостолы и другие проповедники христианства – только посланные Богом работники в Его вертограде, т. е. в саду, в мире Божием (1Кор. III, 9); И насаждающий, и поливающий есть ничто; а все спасение, конечно не без деятельного участия самого обращающегося ко Христу, устрояет Бог (1Кор. III, 7).
Ст. 5. Иисус Христос после Своего воскресения вскоре, а после вознесения – чрез несколько дней, обещал ниспослать апостолам от Бога Отца Духа Святого.
Ст. 6. Апостолы Христовы от древних пророков Исайи и Иоиля знали, что в то время, когда Дух Святый в обилии даров будет снисходить не только на царя или первосвященника, но и на всякого человека, на старого и малого, на раба и на рабыню, не посрамятся евреи – людие Божии – во век, тогда на горе Сионе, в Иерусалиме, будет спасение (Иоил. II, 27–29, 32). Египет будет в погибель, Иудея же во век населится (Иоил. III, 19–20); тогда познается во языцех семя евреев, евреи нарекутся священниками Господними и служителями Божиими (Ис. LXI, 6, 9).
Под влиянием этих пророчеств, а еще больше под влиянием толкователей этих пророчеств, апостолы, еще не озаренные Духом Святым, мечтали о восстановлении царства еврейского, которое, предоставив каждому еврею земное блаженство, покорит своей власти всех иноплеменников и распространит свое владычество над всеми народами (Ис. LXI, 5).
Ст. 6. Потому-то они, выслушавши от Христа о скором просвещении их Духом Святым, сойдясь, сообща спрашивали Спасителя: не в сие ли время, не в нынешнее ли лето, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю и царствование евреев?
Ст. 7. Но Господь сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти.
Излишне любопытство и ожидание преждевременной, незаслуженной награды там и в том лице, которое еще только готовится, назначается быть общественным деятелем. Да и неблаговидна и небезукоризненна деятельность, хотя бы и общеполезная, если она совершается по чувству самолюбия, из желания славы или награды. Каждый трудись честно и неослабно на своем месте, памятуй о своем долге; а Господь Сам знает, кого, когда и как наградить, кого возвысить, кому послать спокойствие в жизни за труды и кого вести долго по пути труда, неприятностей, зависти и злости людской. И если последний не падет, то ему, победившему, преодолевшему все преграды без уныния и измены своему долгу, Господь даст славу и честь сесть с Ним на престоле (Апок. III, 21). Так Господь судил и св. апостолам.
Иисус Христос, сказавши им, что не их дело знать то, что свойственно Богу, «отвечал не на то, о чем спрашивали, потому что дело учителя – учить не тому, что хотел бы знать ученик преждевременно, а тому, что полезно для него». Но при этом Христос не оставил их без некоторого начертания предстоящего им вскоре служения, знаменательно изобразил им Свое царство, о котором предсказывали пророки и о котором Он Сам многократно беседовал с учениками Своими, особенно после Своего воскресения. Он им сказал:
Ст. 8. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, т. е. вы получите обилие даров Святого Духа, необходимых вам для трудного служения вашего, и будете Мне свидетелями не только в Иерусалиме и во всей Иудеи, и в Самарии, но даже и до края земли. Т. е. как бы так говорит Господь: вы мечтаете о восстановлении только царства Израильского и думаете при этом о земном величии и о земной власти. Но по Божию смотрению вы, по сошествии на вас Духа Святого, должны устроить и распространить в мире Царство, но только не от мира сего, а Царство Божие, т. е. Церковь Мою. И распространять будете Царство Мое не силою оружия, не посредством внешних средств обыкновенных; нет, вы будете образовывать Царство Мое силою вашей проповеди, терпения, страданий и любви к ближнему.
Христос пришел на землю для просвещения всех – и евреев, и язычников (Лк. II, 30–32). И апостолы должны быть светом всему миру, солью всей земли и проповедниками вселенскими. Но несомненно, что закон евангельский должен быть возвещен миру с высоты Сиона и слово Господне начнет оглашать слух людей из Иерусалима (Ис. II, 3); раздастся и распространится оно в отдаленных странах мира (Лк. XXIV, 47). Не на одних апостолах лежит обязанность возвещать спасительное Евангелие людям: и каждый христианин на всяком месте, в сподручном ему кругу должен и словом, и примером являть превосходство Христовой веры пред всякою другою и чрез то привлекать других ко Христу.
Глубоко запали в душу апостолов последние слова Христовы об их проповеди по всему миру. Они не успели еще начать дальнейшие беседы с Христом,
Ст. 9. а Христос, сказав сие, на горе Елеонской, поднял руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. XXIV, 50–51). Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
Ст. 10. Я когда они смотрели на небо, пораженные видением возносящегося Христа, вдруг предстали им два мужа, т. е. два Ангела, в белой одежде, как вестники радости (Лк. XXIV, 4),
Ст. 11. и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Это известие Ангелов вот что значит: что вы стоите, галилеяне, и смотрите на небо, как бы ожидая возвращения к себе своего Спасителя! Нет, Он уже вознесся на небо; а вы возвратитесь в Иерусалим и исполняйте во всю свою жизнь все то, что Он вам заповедал. Придет же Он в таком же славном виде и даже более торжественно, в каком Он возносился теперь пред вами на небо, но явится уже не Ходатаем и Спасителем, а Праведным Судиею. Явится за тем, чтобы однажды навсегда каждому воздать то, кто что заслужил.
Ст. 12. Тогда они поклонились Христу вознесшемуся и с великою радостью возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Лк. XXIV, 52).
Гора Елеон славна в истории евангельской по многим событиям. Она находится на восход солнечный от города Иерусалима на пути в Вифанию – любимое место Христа и место жительства Лазаря. Сюда Христос любил удаляться во время Своей земной жизни: здесь Он молился, здесь Он беседовал со Своими учениками, особенно о судьбе упорных евреев, города Иерусалима и храма. Здесь же Он, в виду Иерусалима, в торжественное, царственное шествие Свое к городу на осле, среди восторженных народных воззваний и приветствий проливал слезы о гибели еврейского народа (Лк. XIX, 41–44). С этой же горы Он и вознесся.
Внизу, или при подошве горы Елеонской, саженях в полутораста от городской стены, находилась и доселе находится Гефсимания, в которой Христос молился пред Своими страданиями; здесь же погребена была и Пресвятая Богородица. Погребальная пещера Божией Матери и теперь существует: она находится под тенью нескольких старых масличных деревьев, уцелевших из того сада, где Христос молился пред Своими страданиями.
На месте погребения Божией Матери в Гефсимании устроена большая церковь под землею, имеющая вид креста, с несколькими приделами. Все народы уважают эту гору.
По своему виду и месту гора Масличная есть самая высокая и красивая из гор, окружающих Иерусалим, и с высоты ее, особенно с высоты построенной на ней башни-мечети, открываются восхитительные виды. Внизу, на западе, так сказать, под горою Елеонскою – Иерусалим, растянутый ныне длинною полосою. Весь Иерусалим виден отсюда так, что можно нарисовать каждый дом; нигде не заметно жизни и почти никакой растительности, исключая только тощие пальмы, маслины и кипарисы.
На восток, чрез пустые, невысокие, голые горы видна долина Иорданская до самого Мертвого моря. Далее видны горы песчаной Аравии. На юг виды еще суровее и скучнее. Нет ничего ужаснее гор, окружающих Вифлеем, – это пустыня во всей своей наготе. На севере – горы Ефраимские, идущие к Самарии.
Гора Елеонская имеет три вершины; южная называется Горою соблазна, потому что Соломон поставил на ней идолов (3Цар. XI, 7; 4Цар. XXIII, 13). Северная вершина имеет название Малой Галилеи. На этой-то вершине, по словам Ангела мироносицам, апостолы и жены-мироносицы должны были увидеть и услышать Христа воскресшего (Мф. XXVIII, 7, 10, 16). Средняя вершина называется Местом вознесения на небо.
Самое высокое место на горе Елеонской, откуда вознесся Господь, находится от Иерусалима на расстоянии субботнего пути. Что такое субботний путь? Субботним путем называется такое пространство, какое дозволялось сделать еврею от своего дома в субботу – в день покоя. Это пространство измерялось в две тысячи шагов (Исх. XVI, 29).
Православные! Воскресение Христово и последовавшее за ним вознесение служат для нас поучительными первообразами. И мы должны будем воскреснуть, и добродетельные из нас вознесены будут к престолу славы, злые же не будут вознесены, а снидут в бездну ада для вечных мук; там будет плач и скрежет зубов (Мф. XIII, 42). От нас же зависит устроить себя в будущей жизни – или в общении с Богом и святыми, или с силою нечистою. С верою в Распятого и с молитвою к воскресшему Господу, ад пленившему, проявим усердие к освобождению себя здесь от грехов ради Светлого Христова Воскресения и тогда освободимся по своем воскресении от власти князя тьмы – сатаны. «Воздержные и ленивые, почтите день!» – увещевает св. Златоуст.
Св. апостолы, увидевши воскресшего Господа, поклонились Ему (Мф. XXVIII, 17). И мы, воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу: ибо прииде Крестом радость всему миру; всегда благословляя Господа, будем воспевать воскресение Его; Он, претерпевши распятие, Своею смертию разрушил нашу смерть.